Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАНТИЙ, ЗОТИК, ИРИНЕЙ, ИАКИНФ и др. († ок. 120), мученики Римские (пам. зап. 10 февр.). 10 воинов-христиан, принявших мученичество в Риме при имп. Адриане . Похоронены на Лабиканской дороге. Ист.: ActaSS. Nov. Т. 2/1. P. 19. Лит.: Quentin H. Amantius (1)//DHGE. T. 2. Col. 954. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/114278.html

39 . На следующий день прислал за нами кувикулярий Амантий двух деканов приглашая идти во дворец, и мы, встав, поспешно отправились. Мы нашли его ожидавшим нас, и он, взяв двух епископов, ввел к Августе Евдоксии. Увидев их, она приветствовала их первая, сказав: «Благословите отцы», – и они поклонились ей. Она сидела на золотом ложе и сказала им: «Простите меня, иереи Христовы, ради належащей мне необходимости утробы, ибо я должна была выйти в прихожую для встречи вашего преподобия. Но, Господа ради, молитесь за меня, чтобы я, по человеколюбию Божию, родила сущее во чреве». Преподобнейшие епископы, удивляясь ее снисхождению, сказали: «Благословивый чрево Сарры и Ревекки, и Елисаветы, благословит и оживит сущее во чреве твоем». 40 . После того, как они произнесли и другие духовные речи, она сказала им: «Я знаю, чего ради вы потрудились; меня предупредил об этом Амантий кастрисий. Если же и вы хотите рассказать мне, то прикажите, отцы». Получив приказание, они рассказали ей все относительно идолопоклонников, как бесстрашно они творят беззакония, как притесняют Христиан, не дозволяя им проходить государственные должности, ни обрабатывать своих полей, с которых платят подати вашей державе. Царица, выслушав, сказала: «Не теряйте мужества, отцы; я надеюсь на Владыку Христа, Сына Божия, что убежду царя сделать подобающее святой вашей вере и отпустить вас отсюда, уврачевав вас; пойдите теперь, отдохните, ибо вы устали, и молитесь, дабы Бог содействовал моему прошению». Сказав это, она приказала принести денег и взяв три пригоршни, дала преподобнейшим епископам, сказав: «Возьмите пока это на расходы». Епископы же, взяв и высказав ей много благословений, ушли. При выходе же много денег роздали стоявшим у дверей деканам, так что при них самих осталось немного. 41 . Царица же, когда вошел к ней царь, рассказала ему все относящееся к делу епископов и просила разрушить капища Газы. Царь же, услышав это, был недоволен, сказав: «Я знаю, что этот город привержен к идолопоклонству, но он относится благодушно к взносу податей, платя очень много. Если же мы внезапно их испугаем, то они обратятся в бегство, и мы потеряем столь значительный доход. Но, если хочешь, будем теснить их постепенно, отнимая у идолопоклонников должности и другие государственные обязанности, и прикажем, чтобы капища их были заперты и не действовали. Ибо власть, соединяемая с внезапностью, тяжка для подчиненных».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Diakon/zh...

За свое монофиситство Анастасий у некоторых историков и хронистов получил прозвище Нечестивый, но деятельность этого далеко не ординарного человека вряд ли заслуживает столь резко негативной оценки. Во всяком случае, несмотря на явную беспринципность императора-утилитариста в политике, его нельзя обвинить в жестокости 21 , небрежении к государственным делам или неумении управлять державой. Анастасий скончался 8 или 9 июля 518 г., ночью, во время страшной грозы, что дало повод православным летописцам утверждать впоследствии, будто Бог за грехи покарал императора, убив молнией. Юстин I (ок. 450 – 527, имп. с 518) Сын бедных иллирийских крестьян, Юстин пришел в Константинополь босым, с котомкой за плечами, искать в столице счастья. Службу он начал простым солдатом при Маркиане, а при Анастасии в исаврийской войне и войне с Виталианом состоял уже на командных должностях. К моменту смерти Анастасия Юстин занимал высокий пост комита экскувитов, начальника императорских телохранителей. Хороший военный, он не имел никакого образования, а потому отличался невежеством, отсутствием красноречия и невоспитанностью. Так как у покойного Анастасия были племянники, то они вполне могли претендовать на трон, однако влиятельный при дворе евнух Амантий решил сделать императором своего ставленника, некоего Феокрита. Амантий передал Юстину крупную сумму денег для раздачи экскувитам, чтобы переманить последних на свою сторону. Юстин же раздал золото от своего имени, ничего не упоминая о поручении Амантия, а так как человек он был, несмотря на достаточно преклонный возраст, популярный у простого народа и армии в силу происхождения и личных качеств, те провозгласили его императором. Среди дворцовой знати некоторые влиятельные лица также поддержали кандидатуру комита, и 10 июля 518 г. Юстин был коронован. Так правителем ромеев стал, по словам Феофана, «царь благочестивый, строгий и многоопытный муж, начавший служить с простого воина и возвысившийся до сенатора... и был во всем любезен, как пламенный любитель православной веры и муж, опытный в деле военном» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юстиниан желал получить титул абсолютно легитимным путем. Политика состояла в поддержке монофизитского императора во имя того, чтобы он мог, как того требовало право, передать свой титул законно избранному преемнику. Анастасий умер бездетным и при жизни не назвал своего преемника. Неизвестно, осознавал ли он, что присутствие на троне следующего монофизита станет политической ошибкой, но после себя он оставил чистое пространство, допускавшее избрание императора на основе общественного мнения. Среди прочих кандидатов Юстин отнюдь не был самым блистательным. Более того, он не был даже более или менее важной фигурой. Его избрание стало следствием череды хорошо продуманных интриг, которые, несомненно, не были плодом его собственного труда. Шаг за шагом обстоятельства складывались таким образом, что Юстин оказывался все ближе и ближе к трону. Самым важным фактом было то, что он приходился дядей Юстиниану, хотя в то время мало кто так думал. VII Среди кандидатов на императорский трон были трое племянников Анастасия – Проб, Помпей и Ипатий, – которые, впрочем, не пользовались энергичной поддержкой. То же самое можно сказать и о Феокрите, человеке, которого проталкивал великий канцлер Амантий. Эти три человека начали, если можно так выразиться, предвыборную гонку; но, как мы увидим в дальнейшем, ни один не добрался до финала, когда проводились настоящие выборы. Великий канцлер, считая, что у Юстина нет ни малейших шансов быть избранным, обратился к нему с предложением соединить усилия и избрать Феокрита. Экскубиторы могли повлиять на результат, и Амантий дал Юстину значительную сумму денег, чтобы тот справедливо распределил их среди экскубиторов. Юстин, очевидно, не стал возражать. 9 июля 518 года начались выборы. Экскубиторы и школяры вместе с большим количеством прочей публики собрались на ипподроме, который был достаточно велик, чтобы вместить всех, кто должен был принять участие в выборах. Среди гражданских лиц находились вооруженные стражи «синих» и «зеленых». «Синие» – люди Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

После ссылки Либерия, одна из партий избрала в епископы римские Феликса, и партия эта поддерживалась до его смерти. Либерий простил приверженцев этой партии, оставив их при своих должностях. По смерти епископа этого, те, которые были всегда ему верны, то есть пресвитер Урсин 862 и диаконы Амантий и Луп, собрались с верным народом в базилику Юлия, для избрания ему преемника. Приверженцы же Феликса собрались в базилике Люцины и избрали Дамаса. Павел, епископ Тибурский, рукоположил Урсина. 863 Дамас же узнавши, что собирались в базилике Юлия – избрать другого, роздал черни деньги, которые, ворвавшись в базилику, разогнали верующих; многие из них были избиты и даже умерщвлены. После того Дамас отправился в базилику Латранскую для рукоположения своего, и он достиг через сановников римских изгнания Урсина и двух диаконов его Амантия и Лупа. Так как верующие, избравшие Урсина, продолжали собираться в базилике Юлия, то Дамас возбудил против них другой мятеж. Простонародие напало на базилику, разрушило ее, кидая обломки на верующих, из которых сто шестьдесят человек было убито, а многие другие умерли от ран. Приверженцы Урсина, однако, не унывали, собирались петь псалмы, порицавшие убийц, и просили епископов собраться в Рим согнать с престола Петрова человека, руки которого осквернены кровью. Император Валентиниан сначала принял их сторону, отменив декрет полученный Дамасом от сановников римских. Урсин и оба диакона его возвратились в Рим. Но Дамас склонил на свою сторону царедворцев, убедивших императора изменить свое определение. Урсин принужден был, следовательно, снова удалиться, чтобы не разделять верующих на две партии. Но цели этим не было достигнуто. Приверженцы Урсина отказывались от общения с Дамасом и хотя у них не было духовенства, но они собирались на молитву по кладбищам. Однажды, когда они молились на кладбище Агнесы, Дамас с вооруженными людьми напал на них и разогнал их насильно. Такие поступки не нравились епископам окрестностей Рима. Когда Дамас созвал их в день своего рождения и, воспользовавшись тем, приглашал их отлучить Урсина, то они отказались: «Мы прибыли сюда, отвечали они, праздновать день твоего рождения, а не осуждать человека, которого мы не судили». Пресвитеры римские, по влиянию Дамаса, были сосланы, а в числе их Фаустин и Марцеллин, сообщающие эти подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Царица же, видя его веселым, сказала: «Если угодно, посмотрим, в чем заключается просьба, дабы исполнить все, содержащееся в ней». Царь приказал прочесть хартию и, когда она была прочтена, сказал: «Тяжко прошение, но еще более тяжек и отказ, так как это есть первое повеление нашего сына». Государыня сказала ему: «Не только первое повеление, но и данное в этой святой одежде, и прошение сделано ради благочестия и подано преподобными мужами». С трудом согласился царь, при большом настоянии государыни. Все это возвестил нам боголюбивый Амантий. 50 . На следующий день прислала за нами царица и по обыкновению первая приветствовала преподобных епископов, пригласила сесть и сказала им: «По молитвам вашим Бог даровал мне совершить относящееся до вас дело, и содействием Его оно исполнено: вы видели, какой способ я употребила. Но, если угодно, завтра я пошлю за квестором и на глазах Ваших прикажу ему, чтобы по силе вашего прошения был составлен божественный указ от имени двух царей и, говоря просто, чтобы он исполнил все, что будет за сим следовать». Епископы, услышав это, весьма благословляли ее, и сына ее, и царя, и поговорив о многом другом душеполезном, простившись, ушли. На следующий день она послала за квестором и сказала ему: «Возьми эту хартию и по силе ее напиши божественный указ». Квестор, взяв хартию, со тщанием продиктовал в нашем присутствии божественный указ. Мы внушили ему назначить дуков и консуляров и их обстановку для помощи. Когда был окончен и подписан божественный указ, мы просили государыню, чтобы дело было поручено кому-либо из знатных мужей, и она приказала Амантию сыскать из христиан ревностного человека, которому это могло бы быть поручено. 51 . Ибо многие из сановников имели притворную веру, и их постигла божественная справедливость, так как цари, узнав, что они неправильно относятся к пречистой вере, сместили их с должностей и наказали телесно и денежно. Но это произошло до сего. Вследствие этого Августа поручила передать наше дело мужу православному, и оно было поручено члену консистории, по имени Кинигию, мужу чудному и ревностному о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Diakon/zh...

Hypatii vestri referam fortissima facta, Qui scythicas gentes ripis depellit ab Histri, Quem vidit validum Parthus, sensitque timendum? (Говорить ли мне о храбрых деяниях вашего Ипатия, который отражает от берегов Истра скифские племена, мощь которого видел парфянин и почувствовал страх перед ним). 1433 Быть может, поражение, которое Ипатий потерпел от Виталиана, и плен у него понизили его шансы, и Анастасий отказался от своих видов на него и ничего не сделал в обеспечение престолонаследия. Современников Анастасия занимал вопрос о причинах проявленного им равнодушия к вопросу о преемнике, и в Равенну дошел такой рассказ. – Желая получить указание свыше, кто из трех его племянников должен сделаться его преемником, Анастасий прибег к гаданию. Пригласив однажды всех троих к себе на обед, он предложил им отдохнуть после обеда в комнате, где было приготовлено три постели. На одной из них он положил под подушку царский венец. Когда юноши уснули, он вошел в комнату и увидал, что та постель, где лежал венец, была пуста, так как два брата улеглись вместе на одной постели. Анастасий понял, что ни одному из его трех племянников не суждено наследовать ему на царстве. После этого император постом и молитвой просил указаний свыше на то, кто будет его преемником. И вот он имел видение: явившийся во сне человек сказал ему, что править после него будет тот, кто первый явится к нему завтра утром. На следующее утро препозит опочивальни доложил ему, что явился Юстин, комит экскувитов. Анастасий возблагодарил Господа за это указание, и когда однажды во время выхода Юстин, обходя его, наступил ему на царскую хламиду, он сказал: «Что ты спешишь!» Вскоре после того Анастасий заболел и мирно отошел в вечность. – Так записал в свою хронику равеннский летописец доходившие до него с Востока слухи. 1434 Восточные летописцы сохранили рассказ о грозном видении, посетившем Анастасия перед смертью. В ночном покое Анастасию предстал благообразный старец с книгой в руках. Загнув в ней пять листов и назвав имя Анастасия, он сказал: «За твою ненасытность я вычеркиваю 14 лет». Встревоженный этим видением император рассказал о нем препозиту опочивальни Амантию. Оказалось, что в ту же самую ночь имел видение и Амантий. Ему привиделось, что когда он стоял подле императора, на него напал огромный кабан, схватил в пасть край его плаща, повалил его наземь, топтал ногами и пожирал. Приглашенный императором снотолкователь философ Прокл разъяснил эти сны в том смысле, что им обоим предстоит вскоре умереть. 1435 Ненасытность (πληστα) как мотив наказания связывает этот рассказ с жалобами на корыстолюбие Анастасия в последние годы его правления. 1436 Более поздний летописец, Феофан, воспроизводит известие об этом видении и дает уже иной мотив кары – зловерие (κακοπισα) императора, за которое он честит его манихеем на всем протяжении своего изложения о его правлении. 1437

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

прим. 35, 54), чьи взгляды были близки к арианским. Аэций возвращается в Антиохию, и Евдоксий даже пытается восстановить его в сане диакона. В 359 г. во время диспута в Константинополе перед лицом императора Констанция по результатам собора в Селевкии между арианскими партиями василиан (омиусиан) и акакиан (омиев) Евдоксий (сторонник акакиан) был вынужден пожертвовать Аэцием, и доктрина аномиев была предана анафеме. Аэций, признавшийся перед лицом императора в авторстве сочинения, в котором доказывалось, что Сын неподобен Отцу, был сослан во Фригию и отлучен от церкви. Со вступлением на престол Юлиана Аэций был амнистирован и даже был вхож в дом императора. Догматическая система Аэция была построена на диалектической противоположности рожденного и нерожденного. Считая эти понятия за адекватное выражение самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное неподобие и при этом приписывал себе такое знание существа Божия, какое имеет сам Бог, поскольку, по его мнению. Бог открыл ему то, что скрывал до тех пор со времен апостолов. 462 Исаак Еврей – крещеный еврей. В 366 г. в Риме он присоединился к партии Урсина против папы Дамаса (см. об этом прим. 53, 84), активно проявил себя во время процесса, возбужденного Урсином против Дамаса. После неудачи этого предприятия Исаак был сослан в Испанию Грацианом (Coll. Avell. epist., 13, 5). В 378 г. он перешел обратно в иудаизм. 463 По всей видимости, его следует идентифицировать с Урсином (Урсицином), римским антипапой 366 г. (ум. после 381 г.). После смерти папы Либерия (352–366 гг.) Урсин был избран папой в противовес Дамасу (см. прим. 53) сильной, но немногочисленной группировкой, которая поддерживала еще антипапу Феликса II (который был в 355 г. посажен на папский трон императором Констанцием вместо изгнанного Либерия). Урсин был посвящен в сан епископом из Тибур (совр. Тиволи, недалеко от Рима). Подобное двоевластие привело к кровопролитию в Риме, в результате чего Урсин и его диаконы, Амантий и Люпус, были изгнаны префектом Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А окружающие были умилены слезами их, и все заплакали. Тогда божественные императоры и архиепископ приказывают поставить ложе в середине города. После этого тотчас стал стекаться народ, чтобы поклониться честным и святым останкам. Страждавшие неисцелимыми недугами, взглянув на святого, разрешились от всех скорбей своих — немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые демоном стали здоровы, прокаженные очистились, и всякая иная болезнь отошла от них. Императоры, увидев эти чудеса, удивились и понесли ложе на плечах своих, да освятятся от честных останков человека Божия Алексия. И отец его, и мать его шли по обе стороны ложа, а жена в великой печали, ударяя себя в грудь, следовала за ложем. Толпы народа теснились вокруг, и люди давили друг друга и мешали идти тем, кто нес ложе. Тогда императоры велят метать на дорогу золотые и серебряные монеты, чтобы отвлечь народ туда. Но никто не обращал на деньги внимания, и все устремлялись к ложу с останками святого. Потому несшие ложе с трудом дошли до храма святого Вонифатия. Там ложе на семь дней, и отец, и мать, и жена Алексия пребывали при нем. И императоры, сделав серебряный ковчег, похоронили в нем останки святого марта 17-го дня. А было это в правление божественных императоров ромейских Аркадия и Гонория и в архиепископство Маркиана. И толпы верно сходились к ковчегу семь дней, и на седьмой день при стечении всего народа мощи стали струить благовонное мирро. Все, кто брал от него, избавлены были от скорбей своих, прославляя Отца и Сына с безначальным Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. ЛЕГЕНДЫ О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ Святейший вселенский патриарх Герман,   много пострадавший от христоненавистных и безбожных иконосжигателей, а потом осужденный ими на изгнание, покидая патриархию и взяв с собою святую икону Господа и Спасителя нашего, украшенную по краю драгоценными камнями, пришел с нею в место, называемое Амантий,   на берег моря и своей рукой начертал на табличке для письма  : “Учитель, спаси себя и нас”.   Табличку он привязал к лицевой стороне иконы и, пустив икону в море, возрыдал, поклонился земно и отбыл в изгнание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

345 Малала (402–409) и Феофан (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.128) передают сон, который император видел перед смертью: «... император Анастасий видел в сновидении страшного мужа со свитком в руках; раскрыв и отыскав в нем имя василевса, он сказал ему: «Вот за твое злочестие стираю четырнадцать лет», и стер их. ... Призвав снотолкователя, Прокла, он рассказал ему виденное, и гадатель сказал им, что они оба в скором времени умрут.» Император умер 9 июля 518 г. 346 Как сообщает Феофан: «Вместо него воцарился Юстин, царь благочестивый, старый и многоопытный муж, начавший служить с простого воина и возвысившийся до сенатора; он был родом иллириец.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.128–129) Прокопий Кесарийский так рассказывает о начале службы Юстина: «В то время как в Византии власть автократора находилась в руках Льва, трое юношей-крестьян, родом иллирийцев, Зимарх, Дитивист и Юстин из Бедерианы, чтобы избавиться от нужды и всех сопутствующих ей бед, с которыми им вечно приходилось бороться дома, отправились на военную службу. Они пешком добрались до Византия, неся за плечами козьи тулупы, в которых у них по прибытии в город не находилось ничего, кроме прихваченных из дома сухарей. Занесенные в солдатские списки, они были отобраны василевсом в придворную стражу, ибо отличались прекрасным телосложением. " (Прокопий Кесарийский. Тайная история. VI., 2–3. Последнее издание – М., 1993 г. с.335) 349 Малала сообщает об этом так: «... убил Амантия препозита и евнуха и Андрея кубикулария, Лависииска и Феокрита комита; того Амантия доместика которого хотел поставить василевсом Амантий, дав Юстиниану золото для раздачи народу; для того, чтобы поставить Феокрита василевсом; и роздал его; воины же и народ взяв золото не возлюбили Феокрита, да будет василевс, но поставили Юстиниана; по воцарении же его как противника убили его во дворце.» (Малала., 410–412). Судя по остальным источникам, Малала путает здесь Юстиниана с Юстином и рассказ о раздаче денег относится к последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

  001     002    003    004    005