И святитель Амантий явился в сонном видении Квинтиану и сказал: “Поскольку ты совершил эту дерзость и кости мои, покоившиеся в мире, переместил, то знай – я удалю тебя из этого города, и ты будешь изгнанником в чужой стране; но почестей, которыми ныне пользуешься, не лишишься”. И действительно, вскоре после этого между горожанами и епископом разгорелась ссора: у готов, которые тогда были в городе, зародилось подозрение, что епископ хочет перейти под власть франков; посовещавшись, они порешили убить его мечом. Когда святителю стало это известно, он среди ночи поднялся и с самыми верными слугами покинул город и добрался до Клермона в Оверни. Там преемник покойного епископа Апрункула святитель Евфрасий принял его и дал ему дома, поля и виноградники. Сей епископ и епископ Лионский отнеслись к владыке Квинтиану с величайшим уважением. И он, действительно, был почтенный старец и истинный раб Божий. А когда святитель Евфрасий почил (в 515 году), то верные избрали на его место святителя Квинтиана. Альхима и Плачидана, жена и сестра Аполлинария, 65 пришли к святителю Квинтиану и сказали: “Владыка святый, в Вашем почтенном возрасте Вам было бы достаточным, что Вы однажды уже управляли епархией. Вы, такой благочестивый, быть может, позволите слуге Вашему Аполлинарию занять здесь епископскую кафедру? Если он действительно удостоится этой чести, то во всем будет слушаться Вас. Вы будете повелевать, а он будет исполнять Ваши благопожелания. Просим Вас, отнеситесь с сочувствием к нашей смиренной просьбе”. “Но что же я могу для вас сделать? – спросил владыка Квинтиан. – Меня ведь выбрали. Хотя я ничего не прошу, кроме насущного хлеба, чтобы я мог полностью предаться молитве”. Когда женщины услышали этот ответ, они послали Аполлинария к королю Феодорику. 66 Тот взял с собой множество даров. И тогда же был назначен епископом. Пробыв же на кафедре только четыре месяца, умер. 67 Когда король Феодорик прослышал об этом, то повелел святителю Квинтиану занять епископскую кафедру вместо Аполлинария и взять на себя всю полноту церковной власти, сказав при этом: “Он был изгнан из родного города любовью Господней к нам”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Они были верными сторонниками монархии и умели организовать двор по восточному образцу. Такие препозиты, как Евтропий, Хрисафий, Урбикий, Амантий, имели огромное влияние на императоров – непосредственно или через императриц, – добивались высших государственных чинов и соответственным образом подбирали многочисленный штат своего ведомства (кубикуляриев). Евнухи были предметом ненависти со стороны аристократии не только как выскочки, не только потому, что они всегда стояли за автократию и третировали сенат, но и потому, что они принимали ближайшее участие в финансовой политике правительства, на что указывают постоянные обвинения их в „корыстолюбии», и направляли эту политику против землевладельческой аристократии. Они помогали „расхищению» её владений, т. е. тому перемещению земельных имуществ, о котором говорилось выше. Например, Иоанн Антиохийский говорит о Феодосии II: «Неспособный ни мыслить, ни воевать, он доверял только любителям доносов – и особенно царским евнухам; благодаря им, можно сказать, все расхищали поместья» 319 . Их финансовая политика больше отвечала интересам торгово-промышленной группы, на которую они, вероятно, опирались. Евнухи, как правило, были всегда на стороне прасинов. Другим ведомством, куда проникали демократические элементы, была финансовая бюрократия. Финансовые политики в Византии играли особенно важную роль, и правительство, нуждаясь в опытных финансистах, естественно, находило их в среде торговой группы, и особенно на Востоке, где торговля была шире, чем в греческих провинциях. Отсюда вышли наиболее талантливые финансисты данной эпохи, как сириец Марин, Иоанн Каппадокийский, сириец Петр Барсиама. Что они вели политику, неугодную аристократии, это видно уже из той ненависти, с которой она к ним относилась. Марину аристократия была обязана радикальной переделкой финансовой политики при Анастасии не в её пользу. Все эти лица, находившиеся в контакте с придворными евнухами, были на стороне прасинов. Иоанн Каппадокийский принадлежал к их факции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По случаю начала нового царствования объявлены были разные щедроты отдельным городам, очевидно, с желанием заручиться расположением населения. Город Антиохия получил тысячу фунтов золота. 7 Официальная запись о возведении Юстина на престол, вполне достоверная в смысле фактической стороны события, выставляет избрание его на царство делом случая, событием совершенно непредвиденным и неподготовленным заранее. Иначе представляют дело хронисты. Так как Анастасий не обеспечил престола никому из близких лиц, то верный его слуга, препозит опочивальни Амантий, сделал попытку выдвинуть кандидатуру своего племянника Феокрита. С этой целью он передал большую сумму денег Юстину, чтобы тот подействовал на настроение экскувитов, состоявших под его начальством, и дворцовых схол. Юстин воспользовался этими деньгами, чтобы расположить солдат в свою пользу. И когда это было достигнуто, сенат, не имея своего кандидата, дал согласие на выбор армии. 8 Последовавшая вскоре казнь Амантия и Феокрита делает вероятным сообщение хронистов и открывает некоторый просвет на те интриги, которые доставили трон Юстину. 9 Простой, не получивший никакого образования, не сведущий в деле государственного управления, уже старый человек, не мечтавший о высоком положении, честный и прямой по характеру, Юстин лично совершенно не соответствовал тем требованиям, какие ему предъявлял его высокий пост. 10 Но за ним стоял его племянник, сын его сестры и некоего Савватия, Юстиниан. Он родился, как и Юстин, в деревне (483 г.) и вырос в простой обстановке. Юстин вызвал его в столицу, где он и получил блестящее образование. Богато одаренный от природы, Юстиниан усвоил школьную науку у лучших учителей того времени. Латинский язык, близкий ему с детства в форме народной речи, он имел возможность изучить в его литературной форме под руководством таких учителей, как Присциан, автора грамматики, которая жила затем в течение долгих веков, а неизвестные нам по имени коллеги Присциана ввели Юстиниана в глубокое уразумение римского права. Философский элемент образования сводился тогда к усвоению диалектики, которая являлась служебным средством к высшей цели – ораторскому искусству. К старым элементам образования присоединилось, по условиям того времени, знакомство со Священным Писанием и творениями богословов. Борьба между приверженцами Халкидонского вероучения и монофизитами вызывала в то время живую полемическую литературу и вносила в настроение тогдашнего общества тревожное искание богословской истины. Юстиниан стоял на высоте всех вопросов и задач своего времени и явился направителем государственной политики при своем немощном старом дяде.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Видя это, народ как бы по божественному мановению, тотчас затих и стал просить Анастасия – надеть корону, обещая успокоится. После этого происшествия Анастасий немного пожил и переселился в другую жизнь; правив римской империей 27 лет 5 месяцев и столько же дней. 345 (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 11 с. 241) Но он же затем сообщает и более нелицеприятные сведения о Зиноне: «Общественная казна была тогда в крайней нужде: в ней не было никаких остатков. Все что оставлено Львом при кончине его, издержано скоро Зиноном, который как попало раздавал много денег своим любимцам и не заботился разузнавать, не были ли государственные доходы каким-нибудь образом расхищаемы.» (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец, переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 7 с. 237) Книга 4 1. Когда Анастасий, как я сказал, переселился к лучшей жизни, императорскую порфиру получил Юстин, родом фракиец, 346 что случилось 9 числа месяца панема, который у римлян зовется июлем, в 566 году от построения Антиохии. 347 Он был провозглашен императором от императорских телохранителей, которыми управлял в качестве правителя дворцовой стражи. 348 Самодержавную власть получил он сверх всякого чаяния; потому что много было людей и знатных и богатых, которые состояли в родстве с Анастасием и имели все возможности присвоить себе столь великую власть. 2. Человеком весьма сильным был тогда и надзиратель императорских опочивален, Амантий. Как скопец, сам, по закону, не мог владычествовать над Римской Империей, он хотел возложить венец самодержавной власти на Феокрита, человека ему преданного. С этой целью призвав Юстина, он дает ему большое количество денег и приказывает раздать их людям, которые особенно были годны к подобному делу и могли облечь Фекрита в порфиру. Но Юстин, потому ли, что этими деньгами подкупил народ, или потому, что сникал ими расположение к себе так называемых постельничих, – об этом рассказывают двояко, – сам себе приобрел императорскую власть и вслед за тем лишил жизни как Амантия, так и Феокрита с некоторыми другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

(возможно, принадлежавшего перу известного дипломата Петра Патрикия), вошедшего в качестве эксцерптов в произведение «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного, ни одного из родственников умершего императора не рассматривали в Константинополе как реального претендента на престол. Могущественный препозит священной спальни Амантий добивался трона для своего племянника Феокрита, но войско высказалось за комита экскувитов Юстина. На его же стороне оказались сенат и народ, недовольные религиозной и социально-политической деятельностью Анастасия. См.: Malal. Р. 410 – 411; De cer. P. 426 – 430. Что касается троих племянников Анастасия (Ипатия, Помпея и Прова), то при всем том, что они не отличались особыми дарованиями, они не были отстранены от двора и продолжали пользоваться высокими титулами и должностями вплоть до 532 г., когда они оказались замешаны в восстании Ника. См.: Чекалова А. А. Константинополь... С. 109 – 110. 85 Каос (Каус) был сыном Кавада от той его жены и сестры, которая помогла ему спастись бегством из Замка забвения. Он родился еще в первый период правления Кавада, и его воспитание шах доверил маздакитам, приверженцем которых Каос, естественно, и стал. Поэтому маздакиты держали его сторону. Между тем Кавад уже отходил от этого, ставшего опасным в его глазах, течения. По всей видимости, это и явилось одной из причин, по которой стареющий шах хотел видеть своим преемником своего младшего сына Хосрова, придерживавшегося, напротив, зороастризма и имевшего тесные связи с зороастрийским духовенством. См.: Christensen A. L’Iran... P. 354 – 355. О притязаниях Каоса на шахский престол см. ниже: I. 21. 20. 86 Хосров был сыном сестры того самого Аспеведа (Аспахбада), который заключал со стороны Ирана мир с Византией. См. 1.9. 24. Этот Аспевед принадлежал к древнему парфянскому роду и имел сан шпахбада, т. е. командующего военными силами Ирана. См.: Christensen A. Le règne... P. 95. N. 3. 87 Прокл – юрист, квестор священного дворца 522523 – 525526 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Это обстоятельство давало преимущество руководящей группе венетов и, наоборот, мешало руководящей группе прасинов проводить в столице ту религиозную политику, которую она использовала в Антиохии и Александрии, тем более, что в составе самой этой группы были, вероятно, греческие элементы, по традиции, православные, хотя и связанные экономически с восточными элементами. Поэтому монофизитская группа прасинов в столице ведёт очень осторожную политику, опасаясь вызвать противодействие со стороны масс своей собственной партии. Она старается действовать через правящие верхи, через могущественное ведомство „препозита», которое всегда было опорой „восточного» христианства. Евтропий, Хрисафий, Урбикий, Амантий – все держались восточной ориентации. Они подчиняли своему влиянию прежде всего императриц (Евдоксию, Ариадну, Феодору), а иногда и императоров, которые колебались между восточным и западным курсом в религиозной политике и иногда, в силу политической конъюнктуры, должны были держаться восточного курса (Феодосий II, Зинон, Анастасий, Ираклий) 322 . Успешно могли использовать религию прасины в другом направлении. Сила восточного христианства заключалась в том, что оно более решительно, чем православие, выступало против эллинства. Между тем греко-римская аристократия в той или другой степени была склонна к „эллинству». В Византии уже в V в., а главным образом в VI в., после известного закона Юстиниана против язычников, было немало судебных процессов по обвинению в „эллинстве». Тот факт, что жертвами процессов были всегда соперники прасинов – греко-римские аристократы, – даёт основание предполагать, что дело не обходилось без участия прасинов. Сила прасинов была в богатых, с крупными промышленными центрами, восточных провинциях, в которых они имели безусловный перевес и которые тем более интересовали императоров, что грозили отпадением от империи. Наоборот, для венетов, господствовавших в западных провинциях, было благоприятным моментом, если политика императоров обращалась на Римский Запад, где господствовала земельная аристократия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пленарное заседание двух сторон сразу показало, что римские легаты привезли с собой форму приведения императора в повиновение. Этот пункт был тщательно рассмотрен константинопольской стороной и принят. 27 марта патриарх проглотил горькую пилюлю и превратил голую формулу подчинения папской церкви в личное письмо, в середину которого были вкраплены необходимые фразы. В конце концов сошлись на том, что имена пяти константинопольских патриархов и двух императоров – Зенона и Анастасия – были вычеркнуты из анналов константинопольской церкви. Доброжелательно настроенные друзья предостерегали легатов, вызвав их тревогу, что если условия будут подписаны, то по улицам Константинополяпотекут реки крови. Легаты подписали документ, и ничего не произошло. Это ли не свидетельство гения Юстиниана, который сумел склонить свою партию к такому далеко идущему примирению? Эти меры, результаты которых затронули весьма ограниченный круг людей в самом Константинополе, далеко не исчерпали всех проблем, связанных с примирением с Италией. Повсюду на Востоке из своих приходов изгонялись монофизитские епископы, закрывались монастыри, исповедовавшие еретическую веру. В Египте, Палестине и Сирии, где позиции монофизитов были особенно сильны, власть ненавидели, проклинали и открыто поносили. Это надо было вытерпеть. Правительство было достаточно сильным, чтобы проводить в жизнь свою политику. Монофизитство загнали в подполье. IX Подъем Юстиниана к вершинам власти никогда бы не удался, если бы он не обращал самое пристальное внимание на возможных соперников и явных врагов. В самом начале правления Юстина были казнены Амантий и Феокрит. Виталиан, гораздо более серьезный конкурент, требовал весьма деликатного обращения. Он помог императору в деле примирения и был вознагражден за это консульством. Подоплека дальнейших событий нам неизвестна, мы доподлинно знаем, что на восьмом месяце своего консульства Виталиан был убит во время ссоры во дворце. Даже если сам Юстиниан не был замешан в этом преступлении, люди, совершившие его, знали, что оно окажется полезным для Юстиниана. Виталиан был из тех людей, которые могут осуществлять власть в ее негативной форме. Он умел мешать и препятствовать, его влияние было столь значительным, что он мог быть достойным противовесом Юстиниану. Тем не менее его реальный вклад в политику был весьма скромным, у Юстиниана было немало разумных мотивов устранить Виталиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

64 Об отзыве Велисария из Италии в «Войне с готами» говорится следующее: «Антонина, жена Велисария, прибыла после смерти василисы в Византии и попросила василевса отозвать туда своего мужа. Она без труда этого добилась. Ибо уже и война с мидийцами лежала на василевсе Юстиниане тяжелым гнетом и побуждала его к этому решению» (B.G. III.30.25). 69 Иоанн, сын Сисиниола, – византийский военачальник, участник войны с вандалами. См.: B.V. II.19.1; 22.3. 73 Часть источников называет Юстина фракийцем, часть – иллирийцем. А. А. Васильев отдает предпочтение фракийскому происхождению Юстина (Vasiliev A. A. Justin the First. An Introduction to the Epoch of Justinian the Great. Cambridge (Mass.), 1950. P. 49) ; Б. Рубин, А. Джонс и др. – иллирийскому (Rubin В. Das Zeitalter... P. 81; Jones A. H. M. The Later Roman Empire. Oxf., 1964. P. 267). 75 Война с исаврами, воинственным народом, обитавшим во внутренних районах Малой Азии, началась сразу же по восшествии на престол Анастасия I (491 – 518) и продолжалась семь лет. Непосредственно ее причиной было оттеснение исавров от высших должностей в военно-административном аппарате империи, которые они занимали при предшественнике Анастасия Зиноне. 77 Прокл – квестор священного дворца (522523 – 525526), в прошлом видный адвокат. Характеризуется в источниках как умный и проницательный государственный деятель. См. о нем также: В.Р. I.11 11 и след. 79 γραφς – это, скорее всего, перо, но неясно, какое, поскольку тростниковое перо именовалось калямом. 82 Амантий – препозит священной спальни 518 г. По другим источникам, он стремился сделать императором своего племянника Феокрита, а когда он ничего не добился, пытался устроить против Юстина I заговор. См.: Malal. Р. 410 – 411; Chron. Pasch. P. 610. 84 О Виталиане, талантливом полководце, консуле 520 г., популярность которого как страстного ревнителя ортодоксии была огромна, см. выше: B. P.I.8.3 и комм. Об убийстве Виталиана во дворце в год его консульства сообщает в Иоанн Малала. Malal. Р. 412. О возможной причастности Юстиниана к убийству Виталиана см.: Vasiliev A. A. Op. cit. Р. 108 – 114; Stew Е. Op. cit. Р. 320.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕТУЛИЙ, АМАНТИЙ, КЕРЕАЛ И ПРИМИТИВ [лат. Getulius, Amantius, Cerealis, Primitivus], мученики Римские (пам. зап. 10 июня), современники имп. Адриана (117-138). Согласно Житию (BHL. T. 1. N 3524-3525), Г. был знатным человеком из Тибура (ныне Тиволи, Италия), где находилась загородная резиденция имп. Адриана. Г. оставил жену и детей и отправился проповедовать веру во Христа в Габии (обл. Сабина; 50 км по Соляной дороге от Рима). Амантий, брат Г., трибун рим. армии, тайный христианин. По приказу имп. Адриана, знакомый Амантия трибун Кереал должен был арестовать Г., но сам обратился ко Христу и принял крещение. Император приказал арестовать всех троих вместе с их другом Примитивом. В тюрьме они не отказались от веры во Христа и были приговорены к сожжению, но огонь не коснулся Г., и он был обезглавлен. Мощи Г. покоились в одном из его имений в Сабине. Совр. исследователи считают Житие Г. легендарным; по стилистическим и композиционным признакам оно сближается со «Страстями св. Симфорозы» (BHL. T. 2. N 7971; VI-VIII вв.). У Жития Г. есть множество текстологических совпадений и с Житием св. Зотика (BHL. T. 2. N 9028); при этом остается неясным, какое из житий следует считать первичным, а какое - заимствованием. В рим. традиции поздней античности Г. и Амантий поминались в храмах на Лабиканской дороге 10 февр. вместе со св. Зотиком. Св. Примитив в Мартирологе блж. Иеронима упомянут под различными датами; сообщается, что его могила находилась на Пренестинской дороге. В эпоху поздней античности известен культ некоего святого в Сабине, но его имя нигде не упоминается. Ист.: MartHieron. P. 122, 311-312; MartRom. P. 232, 251, 252; ActaSS. Iun. T. 2. P. 261-264; Mara M. G. I martiri d. Via Salaria. R., 1964. Лит.: Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 542-543; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 278, 286, 288, 295; DHGE. T. 12. Col. 163; T. 20. Col. 1123-1124. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164917.html

Собор принял без возражений требования монахов, составил текст решения и за подписью всех участников собрания представил его патриарху Иоанну. 13 Патриарх, очевидно, с согласия двора, утвердил это постановление. Верные слуги Анастасия, препозит Амантий и Марин, имевший сан иллюстрия, протестовали против измены патриарха. Их поддержали несколько кубикулариев и племянник Амантия Феокрит. По свидетельству Захария и автора «Тайной истории», дело имело вид резкого протеста против измены патриарха. В кратких заметках хронистов ясно выступает политический характер этого события. Новое правительство отнеслось весьма строго к своим противникам. Заслуженный старый Амантий, друг покойного императора, кубикуларий Андрей Лавсиак были немедленно казнены в самом дворце; Феокрит был заключен в тюрьму, завален камнями и труп его брошен в море; Ардабурий и Мисаил были сосланы в Сардину. 14 Что касается Марина, то он сохранил свое видное положение и в следующем году занимал пост префекта претория. 15 Царский указ, составленный на основании соборного решения, был разослан по всему Востоку с требованием принять изложенные в нем определения. С особенным сочувствием его встретили в Палестине. В Иерусалиме 6 августа при огромном стечении монахов был торжественно обнародован царский указ и «определения четырех соборов были внесены в священные постановления», как выражается Кирилл Скифопольский в Житии св. Саввы. 16 Савва принял на себя поручение отправиться в Кесарию и Скифополь, чтобы объявить там царский указ. Иначе было в Сирии. Монахи провинции Сирии Второй стояли, как и палестинские, за Халкидонский собор, резко враждовали с Севером и обращались с жалобами к папе на обиды, которые от него терпели. 17 Но в Первой Сирии с ее центром Антиохией, столицей Востока, господствовало монофизитство, и Север пользовался там огромным авторитетом. В своих посланиях к единомышленному с ним патриарху Александрии и к другим иерархам он решительно и резко обличал Халкидонский собор. Опираясь на преданную ему паству, Север удержал за собой положение до осени 519 года и только тогда бежал в Египет, опасаясь грозившего ему ареста, который должен был произвести комит Востока Ириней. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001   002     003    004    005