Патриарх Петр, в свое время возложивший царский венец на Василиска, отделался сравнительно легким наказанием – его в цепях сослали в город Евхаит в Понте, диком гористом крае с дождливым климатом на южном побережье Черного моря За участие в мятеже предательски схваченные патрикий Иллус и сириец Леонтий по приказу Зинона были убиты, а у их сообщников были отсечены руки. Известно, что комита Феокрита, которого Амантий, всесильный препосит священной опочивальни и глава дворцовых евнухов, прочил в императоры после смерти Анастасия в 518 г., Юстин I, пришедший к власти, приказал забить камнями в темнице, а самого Амантия зарубить мечом. Обвиненные в заговоре против императора Юстина II (565578 гг.) синклитики Этерий и Аддей были казнены самым зверским образом: первый был брошен на растерзание диким зверям, а второй, имевший к тому же противоестественную страсть к мальчикам, сожжен на костре. Иногда для этого служила печь в форме быка из бронзы, которая находилась на столичной площади Тавра. Именно в ней, по одной из версий, по приказу воцарившегося Ираклия был сожжен в 610 г. труп узурпатор Фока, которого казнили мечом, а отрубленные правую руку и срамной член повесили на шестах. Хотя, рассказывают, что Ираклий приказал расплавить бронзового быка, в 694 г. в нем по приказу скороспелого василевса-узурпатора Леонтия был живьем сожжен осужденный за свои зверства былой могущественный сакелларий Юстиниана II, огромный, страшный евнух Стефан Перс, тогда как его бывший господин, свергнутый василевс, с отрезанным носом был отправлен в ссылку в крымский Херсон. В 823 г. опасному мятежнику и неудачливому узурпатору Фоме Славянину, организатору самого серьезного восстания за всю историю Византии, были отрублены сначала руки, а потом голова, и сделано это было перед войсками, которые могли лицезреть насаженный на кол чудовищный обрубок авантюриста. В июне 913 г. весь малоазийский берег Босфора против Константинополя был уставлен фурками, на которых распяли многочисленных участников мятежа кумира простонародья – доместика схол Константина Дуки, пытавшегося совершить вооруженный переворот и захватить власть после внезапной смерти беспутного василевса Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп неаслилитский. Руфин вриолонский. Олимпий евазский. Исаия елейский. Еспер епитанский. Петроний миринэйский. Неоний миссенский. Павлин перперский. Маркеллин митропольский. Авиан иперотский 332 . Области Лидии 13 епископов: Флоренций сардийский. Менекрат корасский. Патрикий ерасский. Поликарп гавалский. Павел трипольский. Елий вендутский. Консиний иерокесарийский 333 . Амантий селгонский. Андрей сатальский. Дионисий аттанский. Гемелл стратоникский. Алкимед Евландский 334 . Левкл аполлосиерский. Области Памфилии 8 епископов: Епифаний пергский. Феофил адриасский. Феодор лавсанийский. Маркеллин исиндонский. Македон магиднийский. Неон имисский 335 . Павел поглотский. Мара кодроилский. Области другой Памфилии 22 епископа: Амфилохий сидский. Евдоксий еллетонский. Евсевий коттинский. Аристодит олимпийский. Палладий капидальский. Стефан лиммитский. Кронтон пасендонский. Феодор антифолльский. Антипатр кавменский. Андрей фтолеотский. Соман вовонский. Гаий сведронский. Маркиан коральский. Роман миррский. Евдоксий хоматский. Кирин патальский. Зенодот телимисский. Филипп барбарский. Леонтий араксский. Крапит панормский. Никулл акрассутский. Обрем коракесийский. Области Ликаонии 8 епископов: Онисифор иконийский. Неоптолем кронский. Павел дербский. Плутарх листрский. Евгений кэнский. Руф сидский. Тиранн имаданский. Осхолий лаландский. Области Писидии 16 епископов: Пергамий антиохийский. Павел филомедский. Феоктист пиатскии. Кир силандский. Александр селевкийский. Фотиан санагесский. Вассон неапольский. Мусоний лименский. Евтропий ададский. Лонгин апамейский. Фортикий митропольский. Ливаний паллатский. Олимпий созопольский. Мессалин лавдокский. Флорентин адрианопольский. Максимин зозулонский. Области Карии 13 епископов: Кретониан афродизийский. Иоанн алисдонский. Паниас енидонский. Менандр ираклейский. Иоанн онаизонский. Феодорит алавандский. Каландион ахарнасский 336 , чрез пресвитера Пулиана. Дионисий антиохийский. Плакал иасский. Дионисий латомский. Евпифий стротоникский. Тутеланий апилонский 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И молите Бога о мне, да поможет Он моему ходатайству о вас. Сказав это святым епископам, царица отпустила их. Когда же царь пришел к царице, она рассказала ему о пришедших Палестинских епископах и о причине пришествия их и умоляла его, чтобы он разорил в Газе идольские храмы. Услышав такую просьбу, царь сказал: – Я знаю, что в этом городе с великим усердием служат идолам, но он доставляет нам немало богатств, благодаря даням, взимаемым оттуда. Итак, если мы разорим немедленно храмы богов Газы, и тем озлобим языческих жителей его, то они, устрашившись, разбегутся и город опустеет, мы же лишимся стольких даней. Поэтому, не лучше ли понемногу смирять их? сперва исторгнуть из их рук начальство над городом, потом затворить храмы их и воспретить приношение идольских жертв? Увидев, как их смиряют, они познают истину и присоединятся к верующим. При таких словах императора царица весьма огорчилась и со слезами сказала: – Сам Христос Бог поможет рабам Своим христианам, если мы не хотим им помочь. Слышав беседу царскую, кувикуларий Амантий пересказал её святым епископам. На следующий день царица снова призвала святых епископов и сказала им: – Я говорила царю о вас, о вашей нужде и прошении вашем, но он не хочет слушать меня, считая неудобным оскорбить идолопоклонников газских. Но не скорбите; я не перестану утруждать царя просьбами, доколе он не исполнит прошение ваше. Услышав это, епископы поклонились ей. Тогда святой Порфирий, вспомнивши пророческие слова святого Прокопия, сказал ей: – Потрудись для нас, владычица, Христа ради. Он же за труд твой даст тебе сына, который и воцарится при жизни твоей, и долгие годы поживет во всяком благополучии царском. Услышав это, царица исполнилась веселия, и от радости просветлело лицо её. Потом она сказала: – Молитесь за меня, святые отцы, чтобы я родила сына, и если это будет, то обещаю исполнить всё, что только вы пожелаете; мало того, – я сделаю с помощью Христовой не только то, что вы просите, но и чего не просите, ибо я устрою посреди города Газы святую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И присоединилось тогда к Церкви Христовой шестьдесят четыре человека. Когда умножалось стадо Христово, умножалась и вражда идолопоклонников, и день ото дня они всё более и более преследовали верных, отягощая их непрестанными городскими работами и принуждая, как рабов, побоями ко всякому труду. Кроме того они досаждали верным на нивах и в виноградниках, так что верные пребывали в великой нищете, и не могли платить обычных народных оброков и царских податей. Видя это и не вынося такого притеснения, причиняемого неверными верным, святитель Божий Порфирий пошел в Кесарию к блаженному Иоанну, своему митрополиту, и умолял его или освободить его от епископства, или пойти с ним в Царьград упросить царя, чтобы он повелел совсем разорить идольские храмы и ниспровергнуть гордыню язычников. Митрополит Иоанн соизволил лучше подъять труд путешествия, даже в зимнее время, чем освободить блаженного Порфирия от епископства. Итак севши на корабль, они отправились. Имея благополучное плавание, они через десять дней достигли острова, называемого Родос [ 15 ]; услышав здесь о некоем иноке, отшельнически живущем в пустынном месте, по имени Прокопий, муже святом и прозорливом, они пошли посетить его. Тот же, провидев приход их и познав сан их святительский, встретил и почтил их, как подобает почитать таких архиереев, и, узнав причину путешествия их, научил их, что они должны делать в Царьграде, чтобы получить желаемое. — Прибегните, — сказал он, — прежде к святейшему патриарху столицы Иоанну Златоустому, и он поможет вам добрым своим советом. Правда, сам он теперь не бывает в царских палатах, потому что царица Евдоксия гневается на него, но за то к нему привержен кувикуларий царицы [ 16 ], евнух [ 17 ] Амантий, муж благочестивый и добродетельный, которому он поручит вас. Через ходатайство сего евнуха вы получите всё; ибо он введет вас к царице, и вы сами скажете ей о вашей нужде. При этом предреките ей, что она родит сына, который будет царствовать, и она, услышав от вас это, возрадуется, ибо она непраздна вот уже девятый месяц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Посему, услышав ваше пророчество, она исполнит всё по желанию вашему. Святые епископы Иоанн и Порфирий, получив такое наставление и уверение, с радостью отправились в дальнейший путь, и в продолжение других десяти дней достигли Византии. Повинуясь совету преподобного Прокопия, прежде всего они пошли к святейшему патриарху Иоанну Златоустому. Тот принял их с честью и, узнав причину их пришествия, обещал им свое содействие. На следующий день, призвав кувикулария царицы, евнуха Амантия, он показал ему епископов, пришедших из Палестины и поручил ему иметь о них попечение и ходатайствовать о них пред царем. Евнух же, услышав от святых епископов подробный рассказ обо всех огорчениях, какие претерпевают в Газе верующие от язычников, прослезился и, исполнившись Божественной ревности, сказал: — Не скорбите отцы святые, ибо Господь Иисус Христос Сам защитит верных рабов Своих и избавить их от обидящих. Итак молитесь вы Господу, а я буду говорить царице, и уповаю на Бога всяческих, что Он преклонит её сердце к милосердию. Поутру же я введу к ней вас самих, и вы скажете всё своими устами. Сказав это епископам, евнух ушел. Утром же он призвал святителей Божиих Иоанна и Порфирия в царские палаты, и ввел к царице. Царица, увидев святителей, первая сказала: — Благословите, отцы. Они же поклонились ей. Принимая святых епископов, царица сидела на златом одре, посему она сказала им: — Простите меня, архиереи Божии, что я не могу вам воздать подобающей чести, имея бремя во чреве, ибо подобало бы мне в дверях встретить вашу святыню; но молите Господа о мне, чтобы Его благодатью я могла родить младенца, находящегося в утробе моей. Святые отцы, удивившись смирению её, сказали: — Благословивший утробу Саррину и Ревеккину, и Елизаветину, Тот да благословит и твою утробу, и плод в ней носимый да оживит! Тогда царица, повелев им сесть, начала говорить: — Я знала, для чего вы подняли такой труд путешествия, ибо мне все сказал Амантий. Впрочем, если хотите, говорите сами, чтобы я лучше узнала, чего вы требуете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Софией, куда к церкви Спаса, по свидетельству Стефана Новгородца (см. ниже) приносили и привозили множество болящих «и приемлют исцеление. То бо все место подобно есть Соломоновой купели, иж в Иерусалиме» 62 . Приводимое Дюканжем (IV стр. 183) четверостишие Эммануила Филеса 63 , автора разных ямбов и эпиграмм, на изображение Богоматери живоносного источника (Eiv eikéona th%v Phgh%v) гласит: «я созерцаю, Дева, тебя как источник жизни: ты угасаешь пламя погибели, ты освежаешь меня своими чудесами, ибо ты носишь во недрах своих источник спасения (’Afqarséiav féerousa to_v kéolpoiv fléeba)». Последние слова ясно указывают на то, что икона представляла Марию с Младенцем на лоне, и нам остается лишь присовокупить, что тоже самое изображение, начиная с VI века, символически переводило из Ветхого Завета в новое откровение и скалу, и Купину Моисееву. Столь же мало достоверных сведений имеем о храмовых постройках царствования Зенона (474 – 491), и приписываемые его времени Кодином церкви во имя Архангела Михаила («малой», но с прозвищем Néea), и Пророка Илии в Петрионе принадлежат, по всей вероятности, позднейшему времени. Мы слышим только о страшных пожарах и землетрясениях, разрушающих наскоро построенный город и даже самый дворец. Так в большом дворце, в Триконхе сгорел храм во имя свв. Апостолов, хотя и сохранился настолько, что там могли быть торжественные литии позднее при Анастасии Дикоре, когда Константинополь был устрашен появлением пепла Везувия 64 . Анастасий Дикор (491 – 518), по известию Анонима и согласному с ним Кедрина, основал монастырь во имя апостола Филиппа, близ цистерны Мокия, в западной части города, за местностью Золотых ворот Константина. Часть мощей апостола, неизвестно когда перенесенные в Византию, хранились потом в храме Богородицы Панахранты, и там видели их уже наши паломники. Начальник евнухов, главный постельничий Императора Амантий, знаменитый возведением на престол Юстина против своего желания, и убитый по распоряжению того же Юстина, построил храм во имя Апостола Фомы близ гавани Софии, и известие об этом передают согласно многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Объективность обязывает нас кратко изложить и другую версию случившегося события. По ней некий верный слуга Анастасия, препозит опочивальни Амантий, сделал попытку поставить на трон своего племянника Феокрита. Он передал большую сумму денег Юстину, чтобы тот воздействовал правильным образом на экскувитов, но тот использовал средства для своего избрания. После коронации Юстина Феокрита и Амантия казнили. В этом нет ничего невероятного, и эта версия также вполне правдоподобна, как и первая 3 . Как уже повелось в Византии, избрание царём рядового военачальника, по сути, простого солдата, и на этот раз сопровождалось таинственными легендами. Рассказывают, что под конец жизни Анастасий решил прибегнуть к гаданию и узнать, кого свыше Провидение даст ему в преемники. Он пригласил трёх племянников остаться у него на ночь и положил под одну из подушек царский венец. Но когда утром он вошёл в опочивальню, выяснилось, что кровать с венцом под подушкой оказалась нетронутой, поскольку два племянника улеглись на одну постель. Тогда царь долго постился и молился, чтобы Господь открыл ему имя будущего императора. По молитвам он имел видение, что явившийся утром человек и станет новым царём. И вот, когда наступил день, первым к нему вошёл Юстин, комит экскувитов. Анастасий возблагодарил Бога за это, и вскоре, когда во время царского выхода Юстин случайно наступил на его хламиду, невольно одернул его: «Что ты спешишь? Ещё успеешь!» 4 По другому преданию, таинственные предзнаменования об избранничестве Юстина имели место ещё во время Исаврийской войны. Однажды якобы Юстин совершил некий проступок, за что его отдали под стражу и приговорили к смертной казни. Но грозное видение, повторяющееся три раза подряд, предсказало Иоанну Горбатому высокую судьбу, которая ожидает Юстина и его родственников, и тот не стал противиться Божьей воле 5 . Конечно, Юстину пришлось бы очень нелегко, управляя римским государством, если бы рядом с ним и изначально не присутствовал ещё один человек, который станет своеобразным символом Византии – св. Юстиниан I Великий. Родившись в 483 г. в том же селении, что и его дядя, он рано был отозван бездетным Юстином в столицу и получил прекрасное образование, в том числе богословское и юридическое. Несомненно, что практически все шаги нового императора либо инициировались св. Юстинианом, или санкционировались им, что, собственно, одно и то же. И резкая перемена в отношении к церковному расколу со стороны верховной власти была связана вовсе не с тем желанным, но, увы, недостижимым фактом, что весь Восток вдруг в какой-то момент признал Четвёртый Вселенский Собор, «переварив» ереси, а тем, что стоявший за спиной Юстина молодой св. Юстиниан уже вполне сформировал свои принципы имперской политики на ближайшие десятилетия, которых мы коснемся ниже. Глава 2. Восстановление общения с Римом и прекращение церковного раскола

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Анастасий, расплавив много бронзовых изваяний животных, сделал из них свою статую на колонне на [форуме] Тавра. Ведь прежде там стояла статуя Феодосия Великого, которая упала от землетрясения и разбилась. 10. При нем некий муж, одаренный в искусстве алхимии 600 , показывал аргиропратам 601 и другим золотые руки и ноги статуй и другие вещи, говоря, что нашел клад. Благодаря этому он многих обманом довел до нищеты. И вот, когда разнеслась о нем молва, его схватили и привели к Анастасию. Он же поднес императору конскую узду, целиком из золота с жемчугами, взяв которую, император сказал ему: «Воистину, меня ты не обманешь!». И сослал его в какую-то крепость, где тот и скончался 602 . 11. При нем Девтерий, арианский епископ Византия, крестя некоего варвара, дерзнул сказать: «Крещается такой-то во имя Отца, через Сына, во Святом Духе» – и купель тотчас высохла. А варвар, испугавшись, убежал голым (по улице) 603 , так что от него всем стало известно об этом чуде 604 . 12. Два епископа, православный и арианин, вступили в спор при Анастасии, причем арианин был силен в диалектике, а православный был благоговеен и прост: православный предложил, чтобы, оставив слова, они вошли в огонь и так выявили более благочестивого. Когда же арианин отказался, он сам вошел, говорил из огня и остался невредим 605 . 103. Юстин [I] Фракиец Юстин Фракиец, Старший, процарствовал 9 лет 606 , отличившись в битвах и будучи ревнителем православной веры. (Телом был он среднего роста, широк в плечах и груди, сед, с кудрявыми густыми волосами. На лице его, строгом и широком, цвел румянец.) 607 2. Он и вышеупомянутого Виталиана приблизил к себе, почтил званием стратилата и дал ему право личной аудиенции (с преимуществом перед прочими) 608 . Но Виталиан был тайно убит жителями Византия, ненавидевшими его за вышеупомянутое восстание. 3. А препозит Амантий, построивший и украсивший (дивно) 609 храм святого апостола Фомы, как рассказывают, дал денег этому Юстину, который был при Анастасии комитом экскувиторов 610 , чтобы тот провозгласил императором Феокрита, его племянника. Юстин же убил его и задумавших вместе с ним переворот, сам захватив царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

37 . Мы же, услышав слова святого мужа и уверовав в сказанное, будучи препоручены им Богу, вышли и, снявшись в тот же день, поплыли, и через другие девять дней прибыли в Византию; остановившись в гостинице, мы тотчас отправились к преподобнейшему архиепископу Иоанну. Узнав, кто мы, он принял нас с великим почетом и вниманием и спросил, по какой причине мы перенесли трудности пути; мы ему рассказали и признав, он вспомнил, что еще ранее мы просили об этом письменно и узнав меня, благосклонно облобызал. Он утешал нас не отчаиваться, но иметь надежду на милости Божии и сказал нам: «Я не властен говорить с царем, ибо прогневала его на меня царица за то, что я укорил ее по поводу имения, которое она, возжелав, похитила. И я не забочусь и не беспокоюсь о том, что он гневается; они повредили себе, а не мне; и если они вредят моему телу, то гораздо более пользы приносят душе. Впрочем, это предоставим милосердию Божию, а касательно вашего поручения, если соблаговолит Господь, я завтра пошлю за евнухом Амантием, кастрисиом царицы, который имеет большую силу у ней и во истину раб Божий; я изложу ему дело и он весьма постарается, с соизволения Божия». Мы же, простившись на этом, препорученные Богу, отправились в нашу гостиницу. 38 . На следующий день мы пришли к преподобному и обрели у него кувикулярия Амантия: преподобный позаботился о нашем деле, послал за ним и рассказал про нас. Когда мы вошли и Амантий узнал, что это мы, про которых ему говорили, встав, приветствовал преподобнейших епископов, преклонив чело к земле; и они, узнав, кто он, обняли и облобызали его. И святейший архиепископ Иоанн поручил и им изустно рассказать кувикулярию о своем деле. Преподобнейший Порфирий рассказал ему все касательно идолопоклонников, как они с дерзновением творят беззакония, и как угнетают Христиан. Он же, слушая, плакал и исполнившись ревностью о Бозе, сказал им: «Не отчаивайтесь, отцы, Владыка Христос защитит служение Себе. Молитесь же вы, а я поговорю с Августой и уповаю на Бога всяческих, что он, по обыкновению, сотворит милость свою. Завтра я введу вас к ней и она сама узнает из уст ваших, чего вы хотите, ибо вы обрящете ее предуведомленною мною». Сказав это и простившись с нами, он ушел, а мы, беседовав с преподобнейшим архиепископом Иоанном о многом духовном, и получив препоручение Богу, удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Diakon/zh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕВРОКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Неврокопска епархия (митрополия)] Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы и мон-ри БПЦ на территории обл. Благоевград (Болгария). Кафедра - г. Гоце-Делчев (до 1951 Неврокоп); кафедральный храм - во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Гоце-Делчев). Разделена на 5 наместничеств: Неврокоп, г. Благоевград, г. Петрич, г. Разлог и г. Сандански. Правящий архиерей - митр. Серафим (Динков; с 19 янв. 2014). История Исследователи связывают учреждение епископской кафедры в г. Никополе (Никополис-ад-Нестум, основан имп. Траяном во II в. до Р. Х., развалины находятся в 7 км от Неврокопа) с путешествием ап. Павла в 51 г. в Филиппы (ныне Греция). Во время археологических раскопок в Никополе были раскрыты фундаменты раннехрист. памятников, в т. ч. епископской базилики. Известны 4 епископа Никополя: Марцелий (451), Амантий (518), безымянный участник VII Вселенского Собора (787; иногда в лит-ре указан как Иоанн) и Николай (879; см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 347). Периодически кафедра являлась самостоятельной, но чаще входила в состав соседних митрополий К-польской Церкви: Зихнийской (см. ст. Зихнийская и Неврокопийская митрополия ), Филиппийской, Серрской (г. Серры (Сере), ныне Серес, Греция), Драмской (г. Драма, ныне в Греции) или Меленикской (г. Меленик (Мелник), ныне в Болгарии). После завоевания османами (между 1374 и 1383) Неврокоп, значимый христ. населенный пункт, стал центром военного зиамета (феода). На протяжении XV-XVI вв. число мусульм. жителей в нем неуклонно росло: от 4% (167 мусульманских и 315 христ. хозяйств) в 1464 г. до 42% (281 мусульманское и 385 христ. хозяйств) в 1569-1570 гг. ( Радушев Е. Помаците: Християнство и ислям в Зап. Родопи с долината на р. Места, XV - 30-е гг. на XVIII в. София, 2005. Ч. 1. С. 370; Ч. 2: Прил. С. 56). Войны, эпидемии и экономический упадок привели к снижению общего числа населения: в 1723 г. в Неврокопе были зарегистрированы только 86 мусульманских и 42 христ. хозяйства (Там же. Ч. 2. С. 135-136), действовали 10 джамий и 5 мусульм. молитвенных домов (Там же. С. 147-159). В 1808-1811 гг. правосл. жители построили небольшую ц. архангелов Михаила и Гавриила, а в 1833-1841 гг.- собор Успения Пресв. Богородицы, ставший кафедральным в епархии.

http://pravenc.ru/text/2564820.html

   001    002    003   004     005