В одной из келлий скита подвизался старец Иосиф Исихаст († 1959), устроив в ней маленький храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Из др. строений скита в наст. время сохранились кириакон и 6 келлий, в к-рых живут 7 монахов. Пещера Рождества (Вигла). Фотография. Кон. ХХ в. В местности Вигла (греч. Βγλα), располагающейся в окрестностях румын. скита св. Иоанна Предтечи, ближе к мысу Акратос, находится 11 келлий, в к-рых живут 12 монахов. Милопотам (греч. Μυλοπταμος), древнее поселение келлиотов, расположенное на сев.-вост. побережье между Иверским мон-рем и Филофеем, названное по имени горного потока, разграничивавшего владения этих мон-рей. Ок. 972 г. прп. Афанасий устроил здесь виноградник. В Типиконе прп. Афанасия местность названа подворьем с храмом в честь вмч. Евстафия Плакиды (Τυπικν 7: 7-8// Νικδημος (Μπιλλης). T. 2. Σ. 96). Подворье, пришедшее в упадок от пиратских набегов, было возобновлено в 1527 г. Тырновским митр. Феофилом. К-польский Патриарх Иоаким III , пребывавший здесь в изгнании в 1889-1901 гг., внес большой вклад в развитие обители. На протяжении неск. десятилетий в ХХ в. она оставалась заброшенной. В наст. время благодаря реставрационным работам, начавшимся в 1990 г., Милопотам почти восстановлен. В храме сохранились фрагменты росписей XVII в.: «Благовещение», вмч. Евстафий с чадами, св. Михаил Синадский и прп. Афанасий Афонский. В Милопотаме подвизается 7 монахов. Морфону (греч. Μορφονο) находится на месте существовавшего в X-XIII вв. мон-ря Амальфитанцев, от к-рого сохранилась только башня. В окрестностях Морфону 3 келлии, в к-рых живут 4 монаха. Келлия св. Архангелов в Провате. Фотография. Кон. ХХ в. Келлия св. Архангелов в Провате. Фотография. Кон. ХХ в. Провата (греч. Προβτα) расположена между мон-рем Каракал и Морфону, на высоте от 80 до 200 м над уровнем моря. В древности это монашеское поселение принадлежало мон-рю Амальфитанцев и называлось скитом Глоссия (Ιερ Σκτη Γλωσσας) (1071), посвященным св. Апостолам (вероятно, Петру и Павлу). Во 2-й пол. XIII в. скитом управлял прп. Григорий Византийский († 1308). В XIV в. в скиту подвизались свт. Григорий Палама и др. исихасты. В 1631 г. был построен храм вмч. Георгия, расписанный в 1635 г. стараниями духовника Матфея. С 1772 г. он стал называться Великим, или Проватским скитом. 18 июня 1817 г. он получил офиц. признание со стороны В. Л. До кон. XIX в. он известен как скит вмч. Георгия или Св. Троицы, затем по неизвестным причинам утратил свой статус. В период расцвета здесь было 36 греч. келлий и 2 рус.- вмч. Артемия и Честного Креста, в первой до 1917 г. жили 60 рус. монахов.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРАКАЛ [Каракалл; греч. Ιερ Μον Καρακλου, Καρακλλου], монастырь во имя апостолов Петра и Павла, занимает 11-е место в иерархии афонских обителей. Находится на востоке п-ова Афон (Айон-Орос), между Иверским мон-рем и Великой Лаврой . Расположен на покрытом зеленью склоне, на высоте 200 м над уровнем моря, на расстоянии примерно 1,5 км от побережья. Престольные праздники - дни памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), мч. Христофора (9 мая), прмч. Гедеона (пам. греч. 30 дек.). Мон-рь Каракал, Афон Мон-рь Каракал, Афон По преданию, название мон-ря связано с именем рим. имп. Каракаллы (211-217). Это представление отразилось в росписи экзонартекса кладбищенского храма (1708), где император изображен как ктитор на сев. стене. Поскольку гонитель христиан Каракалла не мог быть основателем мон-ря, высказывалось предположение, что император построил оборонительную башню на берегу моря недалеко от К., получившую его имя, к-рое впосл. перешло к монастырю. Гипотеза о тур. происхождении названия мон-ря от kara kule (черная башня) опровергается упоминанием этого топонима еще в визант. документах. Др. гипотезы связывают название обители с окружающим К. густым ореховым лесом (греч. καρυα καλα - «хорошие орехи»), либо с городом Каракал в Валахии (в 53 км от Крайовы). Наиболее вероятно, что топоним К. происходит от фамильного имени ктитора - Николая из рода Каракалов ( Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. 1912. τ. 9. Σ. 138). По преданию, Николай был современником прп. Афанасия Афонского . Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. Печать хрисовула визант. имп. Романа IV Диогена. 1068-1071 гг. К. основан в кон. Х - нач. XI в.; 1-е упоминание о мон-ре, уже имевшем немалые земельные владения, встречается в акте 1018/19 г., к-рым прот Никифор устанавливал границы между К. и Амальфитанцев мон-рем (Actes de Lavra. 1970. N 23). В Типиконе Константина IX Мономаха (1045) ничего не говорится о К., однако в хрисовуле имп. Романа IV Диогена (1068-1071) подтверждаются его владения. Этот документ упоминается прп. Никодимом Святогорцем в «Пидалионе» ( Νικδημος Αγιορετης. Πηδλιον. Αθναι, 18412. Σ. 479), уже тогда текст хрисовула был частично утрачен, до наст. времени от него сохранилась только имп. печать. В актах Хиландара и Ксиропотама 1076 и 1081 гг. игуменом К. назван Феодул (Actes de Xéropotamou. N 6; Actes de Chilandar. N 2), в акте 1086 г.- Михаил, подписавшийся в документе прота Саввы за свой мон-рь и за обитель Плака (Actes de Philothée. 1975. N 1).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) Четвероевангелие на грузинском языке. 913 г. (Cod. Iver. geogr. 83) При жизни прп. Афанасия на А. возникли мон-ри, основанные выходцами из Юж. Италии и с Сицилии, в т. ч. мон-рь, основанный ок. 993 г. Львом Беневентским, братом кн. Беневента Палдольфа II. О приезде Льва в сопровождении 6 спутников на А. упоминается в груз. житии преподобных Иоанна и Евфимия. Беневентанцы жили в Иверском мон-ре, но вскоре организовали мон-рь по уставу прп. Венедикта Нурсийского . Обычно он отождествляется с Амальфитанцев мон-рем , пользовавшимся значительной известностью в XI-XIII вв. В XI в. засвидетельствовано существование крупной рус. монашеской общины в мон-ре Ксилургу, к-рой в 1169 г. был передан мон-рь Фессалоникийца, известный с того времени как Русская обитель (см. разд. «А. и Россия»). В кон. XII в. св. Савва Сербский, сын великого жупана Сербии, основал серб. Хиландарский мон-рь. К той же эпохе относятся первые сведения о болг. иноках (см. разделы «А. и Сербия», «А. и Болгария»). В XI в. А. оказался в центре наметившегося в Византии движения за возрождение монашества. Для визант. общества все большее значение стали приобретать идеалы мистического подвижничества, к-рые проповедовал прп. Симеон Новый Богослов . Они нашли отклик как в деятельности мн. подвижников (св. Лазарь Галисийский , Мелетий Новый и др.), так и в окружении К-польских Патриархов (Алексия Студита, Михаила I Кирулария ) и даже при имп. дворе. В этих условиях в период династического кризиса в XI в. поддержка монахов А. (за к-рым с сер. XI в. было официально закреплено название Св. Гора) стала едва ли не обязательной для сменявших друг друга императоров, стремившихся укрепить свое положение и авторитет. Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) Грузинский перевод Минеи Симеона Метафраста на сентябрь месяц. 1081 г. (Cod. Iver. geogr. 20) В 1042 г., в начале правления имп. Константина IX Мономаха , афонские монахи отправили делегацию в К-поль с жалобами на положение дел на Св.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Гробница прп. Афанасия. Фотография. Кон. ХХ в. Согласно «Завещанию» прп. Афанасия, эпитропами В. Л. стали прп. Иоанн Мтацминдели († ок. 1005-1006) (а затем его сын прп. Евфимий Святогорец , духовное чадо прп. Афанасия) и патрикий Никифор Уран, военачальник и секретарь имп. Василия II. В 1052 г. после смерти эпитропа Никифора визант. имп. Константин IX Мономах поручил попечение о В. Л. препозиту Иоанну (Actes de Lavra. Pt. 1. N 31). 2-м игуменом В. Л. после прп. Афанасия стал Антоний (ок. 1000), затем Феоктист (до апр. 1010), Феодорит (1010-1016), Евстратий (1016-1018) и др. Рост числа братии В. Л. происходил стремительно: в 976 г. в ней подвизалось 120 монахов, в 978 г.- 150, а в сер. XI в.- более 700, как явствует из хрисовула 1030 г. и из Типикона 1045 г. Имп. Михаил VI хрисовулом 1057 г. добавил к получаемой мон-рем от прежних императоров сумме 3 литры золота (Actes de Lavra. Pt. 1. N 32). Эти права и привилегии В. Л. подтвердил имп. Исаак I Комнин. В первые века своего существования к В. Л. отошли владения небольших афонских обителей: мон-рь Гомату, или Орфану (989), на месте совр. г. Иериссо; мон-рь Моноксилиту (996); бухта Платис (991); небольшой п-ов от Хиландарского мон-ря до Неа-Рода; местность Вулевтирии (1030); мон-рь Калика и Ксирокастро (1259); Амальфитанцев мон-рь (1287). Постепенно В. Л. стала крупным землевладельцем, также получавшим доходы от ряда светских земельных владений. В 1098 г. имп. Алексей I Комнин во время визита к нему делегации 60 афонских игуменов пожаловал игум. Феодору солидную денежную сумму ежегодно на расходы обители. В 1115 г. мон-рь получил в дар от Никифора Кефаласа, племянника игум. Феодора Кефаласа, земельные владения в Моглене, Траянополе и Делкосе (Actes de Lavra. Pt. 1. N 60). В начале правления Алексея I на Афоне произошел серьезный конфликт, связанный с поселением на Св. Горе неск. сот семей влахов. Соседство мирян, особенно влашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли стада, привнесло нестроения в жизнь иноков и вызвало их негодование.

http://pravenc.ru/text/150059.html

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/1/?id=748

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Неувядаемый Цвет Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Эта икона находится в Церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах Подольского района Московской области. Знаменская церковь была заложена в 1690 г. князем Борисом Алексеевичем Голицыным и является часть архитектурного ансамбля, вошедшего в сокровищницу мирового искусства. Файл 1580.jpg:   Размер: 474x690, 0.33 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 18 (1443) , (215) . Описание: Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» ювелир: Горский Дмитрий художник: Шустова Марина скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12645.jpg:   Размер: 474x555, 0.26 MPix, 444 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (416) , (36) . Описание: [По иконографии: Евтропьевская] Икона находится в Лукиановой пустыни Владимирской епархии. В 1922 году один из последних монахов, покидавших обитель после ее закрытия, укрыл от поругания и взял с собой одну из монастырских святынь – икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет» . Уже в наши дни из монастырских документов 1718 года установлено, что она находилась в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы и висела вблизи правого клироса. Поселившись в квартире своего брата, священника Богоявленског[...] Файл 15760.jpg:   Размер: 1138x1428, 1.63 MPix, 1245 Kb. Дата: 2012-01-02, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (506) , (31) . Описание: иконописная мастерская ИКОНАМИРЪ, написана 2012 году, иконописец Инна Крицкая. Дерево-липа, левкас, наполока, яичная темпера, позолота, прописки твореным золотом, размер23х28 см. Файл 19869.jpg:   Размер: 2213x2688, 5.95 MPix, 922 Kb. Дата: 2012-10-23, анонимно. Рейтинг изображения: 13 (371) , (13) . Описание: Названа Акафистной из пустыни вмч.Артемия на Афоне. На Афоне у Великой Лавры существовала келия вмч. Артемия, но была ли там такая икона http://www.pravenc.ru/text/150059.html Провата расположена между мон-рем Каракал и Морфону, на высоте от 80 до 200 м над уровнем моря. В древности это монашеское поселение принадлежало мон-рю Амальфитанцев и называлось скитом Глоссия (1071), посвященным св. Апостолам (вероятно, Петру и Павлу). Во 2-й пол. XIII в. скитом управлял прп. Григорий Византи[...]

http://pravicon.com/icon-209-photo

Необходимо было с мощной энергией выступить против сельджуков, постоянного бича малоазиатских и сирийских восточных провинций. Храбрость и дарования полководца, проявленные Романом могли возбудить надежду, что для государства в его лице воскрес Лев Исавр или Константин. К сожалению, его необузданность и слишком низкая оценка врага вовлекли его в гибель. Управление бюрократов привело к разрухе армии. Неуместная бережливость не наполнила государственной казны. Пёстрый состав командуемых разноплеменными офицерами ополченцев затруднял исполнение распоряжений главнокомандующего и расстраивал единство военных действий. Несмотря на это вполне счастливо окончился поход 1068 года, который имел целью наказать мусульман из Алеппо и отбросить разбойничьи шайки сельджуков, нападавшие на припонтийские области. В 1069 году свирепые разбойники вновь вторглись в Каппадокию, которую постигли все ужасы вандальского опустошения и избиения населения. Подвижности лёгких турецких всадников так же не соответствовала тяжеловесная тактика византийцев, как некогда тактика легионов Красса не соответствовала военным действиям парфянских всадников, закованных в железо, и стрелков. Но император всё же, в конце концов, загнал разбойничьи шайки за Евфрат. Однако, в то время, как он предпринял смелый поход через прежнюю четвёртую Армению, чтобы завладеть крепостью Хлат на озере Ван, его полководец Филарет дал разбить себя в Каппадокии. Сельджуки грабили вплоть до Икония. От императора, который старался преградить им путь, им удалось бежать, оставив добычу. Дурное положение дел в Италии заставило императора в 1070 году вернуться в столицу. В 1068 году пал Отранто, а крепкий Бари, главный опорный пункт греков в Апулии, подвергся осаде. После геройской обороны храбрый гарнизон сдался 16 апреля 1071 года. Дело греков в Италии было кончено, и теперь в 1073 году амальфитанцы попали под власть Роберта Гвискара. В Италии уже нельзя было задержать рокового течения обстоятельств, а на Востоке кризис принял острый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Старое отношение перевернулось: прежние слуги стали господами 38 . Обоим императорам принадлежала только столица, провинции повиновались ещё отступившему в Адрианополь Алексею III. Вскоре вспыхнуло народное греческое восстание, и жертвой его сделались торговые склады пизанцев и амальфитанцев, а также турецкая мечеть. К этому присоединился страшный пожар в городе. Пока Алексей IV с помощью франков покорял Фракию, вельможи столицы думали о сопротивлении и восстановляли городские степы. Исааку II и Алексею IV понемногу стало надоедать бесстыдство франков; масла в огонь подлили грубые слова Дандоло молодому императору: «скверный мальчишка, мы вытащили тебя из грязи, и мы опять тебя бросим туда обратно». Во главе управления империей стал смелый и отважный Алексей Дука Мурзуфл, родственник императорского дома. Греки произвели из столицы несколько, хотя и неудачных, нападений. Но в лагере франков свирепствовал голод. 25 января дело дошло до революции. Знать, клир и народ собрались на выборы императора, входившие мало-помалу в привычку. После того как без согласия патриарха 28 января был помазан императором Николай Канав, 5 февраля 1204 года Мурзуфл был торжественно коронован патриархом, как законный римский император Алексей V. Алексей IV был задушен, его несчастный отец умер от ужаса. Гнилые компромиссы исчезли: греки и латиняне стояли друг против друга, как смертельные враги. Новый император тотчас отказался от дальнейших платежей и потребовал ухода крестоносцев. Война стала неизбежна. Нападение, произведённое на возвращавшихся из богатого города Филеи на Чёрном море с неимоверной добычей франков, было так неудачно, что в руки Пьерра де-Брашейля попал палладиум империи, носимый патриархом образ Панагии Одигитрии, произведение евангелиста Луки. Март прошёл во внушительных приготовлениях франков; строились сильные осадные машины и штурмовые лестницы. Но Алексей V руководил защитой с осмотрительностью и бесстрашием. Первый штурм франков не удался. Главный штурм был произведён 12 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

412 Тюркское происхождение эфталитов отстаивают Fray and Sayili. Turks in the middle east before the Saljuqs. Journal of the American oriental society, 1943, v. 63, 3, p. 195196. 420 Холиаты-хвалисы-хорезмейцы. В. В. Бартольд. Сведения об Аральском море. Ташкент, 1902, стр. 2930. 424 В. В. Бартольд. Сведения об Аральском море, стр. 29. – R. Henning. Terrae incognitae, В. II, р. 62. – Н. В. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР, стр. 76. 435 R. Grousset. Histoire des croisades et du royaume Franc de Jérusalem, (t. 1, Introduction, pp. XXXIII, XLV). Этими сопоставлениями дат автор намекает на драматическую связь событий: когда Византия вышла из борьбы с восточным врагом после поражения при Манцикерте в 1071 г., то выступили в 1095 г. западные силы первого крестового похода. В 1082 г. Роберт Гвискард, казалось, дойдёт до Константинополя и захватит его, как это случилось в 1204 г. С другой стороны, эти даты могут быть связаны между собой следующим образом: в 1071 г- Роберт Гвискард занял Бари и отсюда наметил своё движение на Византию. В 1095 г. его сын Боэмунд вместе с первым крестовым походом пошёл в Константинополь. В 1082 г. венецианцы протянули руку к Константинополю, в 1204 г. они стали там хозяевами. – Е. С. 437 В русском переводе С.-Петербургской Духовной Академии (стр. 274) эти термины переданы неверно, так как взято их буквальное, к данному случаю не подходящее значение: «мастерская» и «лестница». 438 В этом отношении предшественниками венецианцев не приходится считать амальфитанцев, имевших в XI в. торговую станцию в Константинополе 440 Tafel und Thomas. Urkunden zür älteren Handels und Staatsgeschichte der Republik Venedig. Bd. I, 113, 51. 444 Замечательно, что подобное суждение приводится в хронике венецианского (позднейшего, ум. в 1354 г.) историка Андрея Дандоло (Chron., Muratori RIS XII, р. 291). 446 Ср. описание событий в Константинополе в эти дни у Ф. И. Успенского (цит. соч., стр. 1314), дающееся, главным образом, по латинскому писателю XII в. Вильгельму Тирскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, флот республики оказался в июле 1081 г. в Драче, составлявшем опорный пункт империи в западных морях. Венецианцы, высадившись под Драчем, обложили его осадой с суши и с моря, начав осаду с 17 июня. Известно, что норманны потерпели поражение под Драчем и потеряли свой флот. Но зато союзник Венеции, царь Алексей I, под тем же Драчем проиграл битву с норманнами. Городской кремль остался, однако, в руках царского военачальника, носившего звание комита двора (comescortis), хотя кремль скоро сдался норманнам вследствие измены одного венецианца. После морской победы над норманнами царь отблагодарил дожа особенным посольством и подарками. В связи с этими обстоятельствами нужно объяснить появление золотой буллы, утверждавшей за венецианцами большие торговые и политические в империи преимущества. Так как эта булла 85 помечена маем 1082 г., то весьма легко рассматривать ее как результат переговоров, имевших место в прошедшем году и приведших к военному союзу между империей и Венецианской республикой 86 . Не останавливаясь на пышных титулах, пожалованных дожу и патриарху, мы должны привести здесь самые существенные черты из этого любопытного документа. В хрисовуле специально упомянуто, что помощь венецианцев при Драче была главным основанием для наделения их торговыми привилегиями. Привилегии были широки и разнообразны. В пользу венецианских церквей 20 ливров, дожу титул протосеваста с причитающимся этому званию денежным вознаграждением, патриарху титул итертима с жалованьем в 15 ливров. В пользу церкви св. Марка в Венеции установлен налог со всех амальфитанцев, живущих в империи и занимающихся торговлей и ремеслами, по три пошлины с каждого. В столице пожалован в пользу венецианских граждан, проживающих с торговыми целями, большой квартал и три морские пристани между иудейскими воротами и Виглой на мысе, вдающемся в Босфор близ моста 87 . Но в особенности были широки привилегии для торговли по империи купцам. Здесь в первый раз мы знакомимся с дальновидными промышленниками и предпринимателями, которые с неослабной энергией направляют свои планы на восточные рынки и постепенно лишают Византию собственных рынков и громадных таможенных пошлин, которые прежде шли на удовлетворение ее жизненных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

  001     002    003    004