Этот участок невелик – он имеет всего 1.429 кв. метров или 2.489 кв. пик. Но с точки зрения христианской археологии его значение громадно. С южной стороны его находится (согласно записке Г. Доргобужинова от 1860 г.) развалины церкви Св. Марии Латинской, сооружённой Крестоносцами в XII веке на месте храма, построенного в XI веке Амальфитанцами. Этот последний, в свою очередь, был возведён на основаниях первой Латинской странно-приимницы, устроенной Карлом Великим в IX веке. Главные развалины, однако, находятся в северо-восточной части этого приобретения. Здесь сохранились остатки портиков и пропилей, образовывавших главный вход в атриум Святогробской Базилики, построенной Святым Царём Константином в IV веке и разрушенной персидским царём Хозроем в начале VII века. В него врезывается углом участок, на котором живут Абиссинские монахи, и принадлежащая им терраса или, точнее выражаясь, наружная часть свода пещеры обретения Св. Животворящего Креста. Долгое время эти драгоценные развалины лежали под толстым слоем мусора. Но 7 марта 1883 г. по приказанию и непосредственным указаниям Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Александровича, здесь были начаты раскопки знаменитым о. Антонином. Работы эти оказались крайне плодотворными. Здесь (см. стр. 79, 7-ой выпуск Сообщений Православного Палестинского Общества) были найдены 10 июня 1883 года остатки стены 33 г. по Р. Хр. того укреплённого замка, в котором жил областеначальник, и порог ворот Ефремовых, через которые был выведен Господь наш Иисус Христос на Голгофу, отстоящую отсюда едва на 20 сажен. Вместе с тем это открытие привело к точному определению направления второй Иерусалимской стены и доказало, что Голгофа и Святой Гроб Господень находились к западу от неё, а следовательно вне городских стен, а не внутри них, как то утверждали некоторые учёные, ошибочно определявшие направление второй стены к востоку от Голгофы. Этим был положен конец сомнениям в подлинности ныне существующих Голгофы и Святого Гроба. Вследствие этого, вероятно, первоначальная мысль о постройке небольшого музея для сохранения найденных древностей была оставлена. Вместо музея было решено выстроить хороший дом. Подобный дом действительно необходим для возрастающего из года в год числа паломников и уже ныне приносит существенную пользу. Что касается святыни, то она была заключена, как это постоянно делается в Святой Земле, в небольшую церковь . Церковь эта почти готова, но ещё не освящена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Главнейшие известия о торговле Византии с балканскими придунайскими славянами, находятся в Уставе константинопольского Эпарха, где читаем, как болгары и другие ϑνη привозят в столицу мёд, лён и полотняные ткани, выменивая их здесь на дозволенные к экспорту худшие сорта шёлковых тканей и сирийские материи 936 . В связи с дунайско-черноморской торговлей, развивалось и речное судоходство по Дунаю, о котором находим сообщение в житии пр. Кирилла Филеота, три года прослужившего у купца-лодочника в качестве матроса 937 . Об оживлённости торгового обмена на Чёрном море свидетельствуют кроме приводившихся данных относительно Трапезунта и Амастриды, моливдовулы коммеркиариев фракийских портов Весемврии и Девельта 938 . О торговле с Ю. Россией говорят сигиллы коммеркиариев Херсонеса 939 , и показания различных источников: Кедрина 940 , Евстафия Солунского 941 , Михаила Акомината 942 , и, особенно, начальной русской летописи. Агиография, которая, как мы видим, молчит относительно северной торговли империи, даёт, однако, некоторые указания на торговлю Византии со средневековым Западом. В житии по Епифания Кипрского мы читаем о римских купцах и ювелирах, посещающих Кипр и Иерусалим по торговым делам 943 . Об александрийских купцах, торговавших в вв. с Галлией (γαλλδρμοι), говорилось выше. О ввозе в Константинополь в X в. «галльского» мыла есть указания в Уставе Эпарха 944 . О торговле с империей амальфитанцев и венецианцев, контрабандой вывозивших из неё запретные шёлковые ткани, рассказывает Лиутпранд 945 . О двух «латинских» купцах из Аквилеи, скупавших шёлковые изделия на месте их производства в Спарте, читаем в житии пр. Никона Метаноите 946 . Наконец, стихотворное описание чудес св. Николая Угодника, составленное Никифором Ксанфопулом, повествует о фракийском юноше-купце, который плавал по торговым делам в сицилийскую Катану, и о константинопольце Иоанне, плававшем, с этой же целью, в Адриатическое море 947 . Упомянув, что в житии пр. Фрументия, отец которого увёз юношу-сына с собой в «Индию» (Эфиопию, где Фрументий и был епископом-просветителем), отражаются торговые морские сношения ранней Византии с бассейном Красного моря 948 , и что в назывании чудесами вмч. Артемия, в числе прочих ересей, буддизма с его учением о метамисихозе 949 , мы имеем след торговых соприкосновений с Индией, мы исчерпаем известия наших агиографических источников о византийской торговле. Чтобы покончить теперь с изображением промышленно-торговой деятельности византийского мира, нам следует коснуться лишь вопроса о степени интенсивности как самого менового хозяйства, так и денежного обращения в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 6. Афон и внешний мир Отношения святогорцев с римо-католиками 26 преподобномучеников зографских, сожженых католиками. Фреска у входа в монастырь Зограф. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Надо ли говорить об отношениях святогорцев с римо-католиками в работе, посвященной влиянию Святой Горы Афон на Православные Церкви Восточной Европы? На первый взгляд, это не совсем уместно. Но не будем спешить с выводами. Очень скоро мы увидим, что «вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции. Понимая эсхатологическое значение Афона, Запад всегда пытался обозначить здесь свое присутствие. К счастью, безуспешно. Так, на Афоне издавна существовал Амальфитанский монастырьмонастырь католического монашеского ордена бенедиктинцев. Основанный не позднее 990 года Львом Беневентским, братом князя Беневента Падольфа II, и его учениками, прибывшими из города Амальфи, что в Южной Италии, этот монастырь в богослужении следовал уставу св. Бенедикта Нурсийского. О приезде Льва в сопровождении шести спутников на Афон и о первоначальном проживании их в Иверском монастыре упоминается в житии преподобных Иоанна и Евфимия. Расцвет монастыря пришелся на X–XII века. Это было связано с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в Константинополе (3, т. 2, 95). В 1169 году авва пресвитер амальфийцев Фома, как свидетельствует «История Афона», собственноручно подписал по-латыни протатское дело о передаче россам монастыря Св. вмч. Пантелеимона (5, 687). В конце XIII века Амальфитанский монастырь пришел в упадок и в 1287 году присоединен к владениям Великой Лавры. В первой половине XIII века, в 1204 году, святой город Константинополь был захвачен крестоносцами. За первый день оккупации они уничтожили четыре тысячи христиан, разграбили храм Святой Софии и другие церкви, не оставив ни одного золотого сосуда, креста, облачения, иконы или лампады. Их священники вывозили ковчеги со святыми мощами, чтобы отправить в Рим. Были опустошены правительственные здания, музеи, дома горожан. В храме Святой Софии на патриарший престол поставили уличную проститутку и, надев на нее патриаршее облачение, заставляли петь непристойные песни. Все это стало грозным предзнаменованием для афонской братии.

http://pravoslavie.ru/31879.html

После четвертого крестового похода торговое процветание восточного Рима было совершенно сломлено. Его подданные более или менее ограничивались одним береговым судоходством. Крупная торговля с Левантом совершенно перешла в руки итальянцев. Ее начало лежит далеко позади. Что итальянские приморские города Амальфи и Венеция так долго оставались верными подданными Восточной империи, объясняется тем обстоятельством, что, в качестве имперских подданных, они могли беспрепятственно вести торговлю в пределах Византийской империи без всяких таможенных беспокойств. Эти итальянцы избрали Константинополь своим местопребыванием отчасти уже в XI в., так, например, амальфийский нобиль Панталеоне, дом которого был так блестяще устроен, что в нем мог иметь временную квартиру салернский князь Гизульф. Панталеоне подарил также целый ряд произведений византийского искусства в итальянские церкви, так, бронзовые двери для собора в Амальфи и для римской церкви S. Paolo fuori le mura в Риме. Амальфитанцы основали монастырь даже на Святой горе, и золотые буллы Алексея I Комнина и сына его Иоанна, заключающие в себе привилегии этого монастыря, до сих пор сохраняются в архиве Великой Лавры св. Афанасия. Когда же Амальфи передался в руки норманнов, то император Алексей перенес всю свою милость на своих верных союзников венецианцев. Их торговля с Левантом очень давня. При дворе Карла Великого франкские придворные одевались в пышные одежды, которые они покупали у венецианцев. На своей большой ярмарке венецианцы выставляли на показ все великолепие Востока, которое они привозили с собой из заморских стран. Со времен экзархата сохранилась слабая связь зависимости Венеции от империи. Географическое положение города влекло за собой то, что преимущественно его граждане бороздили греческие воды своими торговыми судами. Уже в X в. они вели с Константинополем цветущую торговлю. Правда, перед отплытием их корабли, не без основания, строго осматривались, чтобы удостовериться в том, не нагружены ли они товарами, вывоз которых запрещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Основано было много монастырей и греческих церквей, которые существовали бок о бокс латинскими, были епископии, принадлежавшие к Константинопольскому патриархату. В самом центре западного христианства, в Риме, и поблизости к Риму были греческие монастыри и церкви, державшиеся собственного обряда и не встречавшие ни запрещения, ни притеснения со стороны пап, как об этом положительно потом засвидетельствовал папа Лев IX. 2973 Места, освященные учением и кровью Христа Спасителя, еще более сближали христиан. Иерусалим был объектом чистых религиозных чувствований всего христианского мира, куда, несмотря на препятствия со стороны сарацин, под властью которых находился Св. Г рад, отовсюду прибывали массы пилигримов. Он одинаково был дорог как грекам, так и латинянам, те и другие одинаково были готовы для него на жертвы. Когда египетский халиф ал-Хаким разрушил в начале XI в. иерусалимский храм Воскресения, задушевной мыслью византийских императоров сделалось восстановление этого храма. Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон и Константин IX Мономах вели по этому поводу переговоры, по заключении договора приступлено было к работам за счет византийского правительства, и постройка окончена в 1048 г. Из Западной Европы прибывали во множестве пилигримы на поклонение Гробу Господню. По пути они заходили в Константинополь, Антиохию, посещали греческие храмы, молились наравне со всеми православными перед иконами греческого письма, приносили и собственные иконы, которые чествовались греками. 2974 Для удовлетворения религиозных нужд западных христиан, прибывавших на Восток, существовали разные учреждения, подобно тому как таковые были в Италии для удовлетворения нужд явившихся сюда и поселявшихся здесь греков. Учреждения заведены были теми, которые не случайно только, не один раз посещали Восток, но находились в более или менее постоянных сношениях. Таковы были амальфитанцы и венецианцы, рано вступившие в торговые сношения с греками. В Иерусалиме был амальфитанский монастырь и странноприимница во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Монастырь амальфитанцев, важнейший из трех итальянских монастырей на Афоне, вероятно, жил по уставу св. Венедикта и существовал до XIII в. До наших дней от него сохранилась башня в местности, называемой Морфону. Афанасий питал такие теплые чувства к Иоанну Иверскому, что в своем Завещании назначил его эпитропом Великой лавры. В обязанности последнего входило следить за порядком в монастыре и назначением игумена. Сам Афанасий жаловался на то, что так и не сумел найти достойного преемника. Св. Иоанн скончался уже после смерти святого, его сын, св. Евфимий, также был назначен эпитропом, но не смог должным образом выполнять эти обязанности из-за распрей между греками и грузинами, возникшими в Иверском монастыре. Тем не менее оба монастыря поддерживали дружественные отношения, а игумен Иверской обители ежегодно возглавлял празднование памяти св. Афанасия. После видения ангела св. Фантину (память 30 августа) он с учениками, в том числе с Никифором Нагим, уехал из Калабрии. После кончины тело св. Никифора источало миро. Он не упоминается в Синаксарях и его не следует путать с Никифором, поминаемым 4 мая. В XI в. их число достигнет 700. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 18 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 19 июля 2019, 20:57 Святой Афанасий и другие монахи!молите Господа Бога о нас грешных! андрей варламов 17 апреля 2018, 19:19 Святой мой миленький Афанасий спасибо тебе за то что позволил по быть с тобой наедине инесса 19 февраля 2018, 23:31 Святой Афанасий!молю тебя!прошу прощения!у Господа и всех Святых!тяжело просить такое..но когда ты знаешь что диагноз старшный!и я немогу ничем помочь своему отцу..прошу облегчить ему ...страдания !ему очень больно и тяжело!я прошу отпустить все его грехи и если он что то сделал не так при жизни...и не мучать и не страдать..я его очень люблю мне сложно его отпускать...Я стараюсь!и хочу что бы ему было хорошо!что бы Господь его принял к себе!и он наблюдал за нами с верху и продолжал любить!!!!

http://pravoslavie.ru/54896.html

По преданию, каждому из них Божия Матерь подарила по золотой монете в знак признания их певч. дарований ( Αθανσιος (Παναγιτης), μον. Σ. 62). В 1259 г. имп. Михаил VIII Палеолог пожаловал мон-рю с. Токсомпус в области р. Струмы (Стримона), освободив его от гос. податей, а также подтвердил право на владение В. Л. рядом имений, среди к-рых были подворье на о-ве Лемнос, местность Озолимнос, дер. Камена и др. (Actes de Lavra. Pt. 2. N 71). В 1298 г. имп. Андроник II Палеолог подтвердил своим хрисовулом земельные владения Лавры, в т. ч. и на подворье уже не существовавшего мон-ря Амальфитанцев и дер. Дримоситра с 2 мельницами и виноградником в Каламарии, в 1302 г. он же обещал передать во владение игум. Афанасию Метаксопулосу мон-рь Линоврохейон в Каламарии близ Фессалоники (Ibid. Pt. 2. N 89, 94). В 1322 г., в разгар междоусобной войны буд. имп. Андроника III Палеолога против своего деда имп. Андроника II Палеолога, игум. В. Л. Герасим принял участие в спасении правителя Фессалоники деспота Константина, дяди Андроника III, к-рый был взят в плен своим племянником и, находясь под угрозой смерти, облачился в монашеские одежды. Митр. Фессалоникийский Иеремия и игум. Герасим убедили Андроника III в искреннем намерении Константина принять монашеский постриг, что и было затем осуществлено. Расцвет монашества на Афоне в XIV в. связан с распространением исихазма . Наибольшее число исихастов (напр., прп. Герман Марулис († 1336), сподобившийся получить дар безмолвия, послушания и созерцания) подвизалось в окрестностях В. Л. Непродолжительное время (в 20-х гг. XIV в.) здесь жил основоположник исихастского возрождения прп. Григорий Синаит († 1346) с учениками, среди к-рых был буд. свт. Патриарх К-польский Каллист I , биограф прп. Григория, строгий подвижник и богослов, автор «Глав о молитве», вошедших в состав «Добротолюбия». Став Патриархом (1350-1353), свт. Каллист направил на Афон постановление петь за литургией свт. Василия Великого «О Тебе радуется», однако его преемник отменил это нововведение, из-за чего на Афоне возникли разногласия.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Раз уж книга и статья о ней вышли в свет, рекомендуем к чтению эту несколько поспешную статью о башне. В любом случае, остается только порадоваться, что об Афоне начали серьезно писать ученые, снимая с нашего портала непосильную ношу. - Афон   «Неизвестный Афон. Рождение и история бенедиктинского монастыря» - под таким названием в издательстве " Индрик " увидела свет в переводе на русский язык новая книга итальянского профессора Марко Мерлини. В ней впервые подробно исследуется история возникновения, развития и упадка на Афоне латинского бенедиктинского монастыря X-XIII вв., известного под названием «Амальфион» (перевод с итальянского, научная редакция и предисловие М. Г. Талалая). В своей книге Марко Мерлини приоткрывает завесу таинственности и загадочности, по сей день висящую над этой древней святогорской обителью. Он знакомит нас с удивительной историей – о латинском монастыре западного обряда, с итальянскими насельниками, учрежденном в цитадели православия, на Священной Горе Афон. Оказалось, что эти итальянцы – впрочем, правильнее италийцы, а еще правильнее именовать их по городам и княжествам еще не объединенной тогда страны (т.е. амальфитанцы, салернитанцы, беневентцы) – пришли на Афон в числе одних из самых первых иноков. Первые насельники италийской обители лично знали основателя святогорской «республики», преподобного Афанасия, у которых он пользовался непререкаемым авторитетом. Вместе с тем, они принесли на Восток и духовный опыт западного монашества, из его самого главного источника той поры – братства, основанного преподобным Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским.   Прп. Бенедикт Нурсийский. Фреска из афонского монастыря Ватопед Обитель называли сначала по местному топониму – Апофикон («склады»), потом – Амальфион, т.е. монастырь амальфитанцев; затем возникло эллинизировнное Морфину и даже, в наши времена, русифицированное Морфино. Эпизод, рассказанный Мерлини, воссоздает образ истинно Вселенской Церкви, в тот момент еще не потревоженной схизмой. Церкви еще единой, пусть и имевшей в своем лоне разного рода трения и расхождения. Святогорцы-латиняне стали затем свидетелями взаимной анафемы Восточного и Западного первоиерархов в 1054 г., но, как показывает история Афона (наряду со множеством иных примеров), то драматическое событие было почти не " замечено " церковным народом Востока и Запада: разделение еще не пошло вглубь и вселенскость христианства сохраняла соответствующее географическое пространство – всей эйкумены.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=16&iid=240...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великомученик Пантелеимон - небесный покровитель Равелло Беседа с Михаилом Талалаем 05.08.2012 721 Время на чтение 4 минуты - 9 августа Русская Православная Церковь празднует день Великомученика Пантелеимона. А празднуют ли его память на Западе? Да, конечно, празднуют, но не так широко, как у нас, или скажем точнее, не везде - так широко. Например, в местечке Равелло, что недалеко от Неаполя, на Амальфитанском побережье, это - пышный, шумный престольный праздник, с крестными ходами и петардами и концертами. Кстати, празднуют в тот же самый день, 27 июля - именно это число стоит в старом юлианском календаре. Про Пантелеимона русскому читателю объяснять не надо, а вот про Равелло.... - Это местечко лишь с недавних пор стали осваивать наши паломники, да и курортники тоже. Отделенное горою от серпантина Амальфитанского берега, оно представляет собой оазис безмятежной тишины и как будто парит между небом и морем. Расцвет Равелло, укрывшегося между двумя долинами, пришелся на XIII век, когда его жители деятельно занимались торговлей с Ближним Востоком и Сицилией. Эти коммерческие связи зримо отразились в равелльской архитектуре, воспринявшей норманно-арабские черты. Визитной карточкой Равелло стал силуэт Благовещенской церкви, того же периода, - ее две звонницы, крытые пологими «мавританскими» куполами, четко прорисовываются на фоне моря, скал и растительности. В особый восторг привела известного искусствоведа начала прошлого века, Павла Муратова, Вилла Руфоло (XIII-XIV вв.): «ни во всей Италии, ни в Сицилии нет более любопытного памятника арабской, или, вернее, навеянной арабами, архитектуры». Путешественник-литератор так пишет о равельских пейзажах: «чистые очертания гор пробуждают желание идти по новым дорогам, пить воду из ледяных ключей и искать первые весенние цветы». Согласно Муратову, Равелло, «где укрывались амальфитанцы... создано желанием спокойно наслаждаться благами жизни, добытыми ценою всевозможных опасностей». - А что же св. Пантелеимон?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002   003     004