Лит.: Capasso B. Le fonti della storia dalle provincie Napoletane dal 568 al 1500. Napoli, 1902; Fraikin J. Amalfi//DHGE. T. 2. Col. 926-930; Hoffmeister A. Zur Geschichte Amalfis in der byzantinischen Zeit//BNJ. 1920. Bd. 1. S. 94-127; Bragadin M. -A. Histoire des Républiques maritimes italiennes Venise-Amalfi-Pise-Gênes. P., 1955; Frazer M. E. Church Doors and the Gates of Paradise: Byzantine Doors in Italy//DOP. 1973. T. 27. P. 145-162; Balard M. Amalfi et Byzance (Xe - XIIe siècles)//TM. 1976. T. 6. P. 85-95; Amalfi nel medioevo. Salerno, 1977; Schwarz U. Amalfi im frühen Mittelalter (9.-11. Jh.). Tüb., 1978; Istituzioni civili e organizzazione ecclesiastica nello stato medievale amalfitano, 5//Atti del congr. intern. di studi amalfitani (Jugglio 1981). Amalfi, 1986. T. 3. М. А. Курышева Искусство Для А., как и для др. центров Юж. Италии (прежде всего Сицилии), характерно взаимовлияние искусств ислама, Византии и Зап. Европы: отсюда пилигримы отправлялись к святым местам и возвращались с евлогиями , здесь начала складываться иконография интернационального паломнического искусства. Средства позволяли амальфитанской знати заказывать изделия как художникам К-поля, так и мастерам-мусульманам. Развитие собственной художественной школы было прервано разграблением города пизанцами в 30-х гг. XII в., однако сохранился ряд памятников, прежде всего резьба по слоновой кости. Именно в А. в IX-X вв. была сделана бóльшая часть резных олефантов - парадных рóгов, служивших хранилищами для реликвий и бывших ценными вкладами в соборы, а также парадных ларцов, в растительном и тератологическом декоре к-рых сочеталась исламская и христ. орнаментика. В XI-XII вв. «школа Амальфи» дала лучшую и наиболее полно сохранившуюся серию авориев в романском искусстве - «Салернские пластины» (38 панелей со сценами из ВЗ и НЗ, заказанных предположительно Робертом Гвискаром для дверей санктуария собора г. Салерно, 1084). Вкусы знатных амальфитанцев отражают знаменитые бронзовые врата храмов, заказывавшиеся в К-поле для А. и др. городов. Ок. 1070 г. такие врата были подарены собору в А. местным купцом Панталеоне; собор Сан-Сальваторе в г. Атрани получил врата в дар от некоего Панталеоне Виарета, пластины врат ц. Сан-Бенедетто в Монте-Кассино сообщают имя знатного ктитора из А. Мавра Мансони. Рождение местного варианта романской скульптуры на основе сложного художественного сплава отражает стиль оформления епископской кафедры 1200-1220 гг. (фрагменты в мон-ре Кьостро-дель-Парадизо). Своеобразным продолжением этой школы стало быстрое развитие в А. сицилийской традиции обработки кораллов для изготовления евлогий и церковной утвари, к-рая в XV-XVIII вв. распространилась в Юж. Италии.

http://pravenc.ru/text/114234.html

Наряду с императорами и правящей элитой Византии важным источником средств для церковного строительства в К. стало купечество. По мере того как в XI-XII вв. международная торговля в К. переходила в руки иностранных купцов, в городе постепенно они обустраивали все более крупные фактории, при к-рых, как правило, строятся храмы. Т. о., интернациональный характер К. как мирового торгово-экономического и культурного центра подчеркивался присутствием в городе не только правосл. греч. храмов, но и церковных владений и клириков из разных стран христ. мира. Еще с X в. в К. иностранные купцы получали постоянные места для проживания. Русские купцы жили в квартале св. Маманта (ныне Бешикташ) близ Золотого Рога, еврейские - к западу от Галаты, итальянские - у ворот Перама и др. гаваней Золотого Рога ( Berger. 1993). Из итальянцев первыми в К. в кон. Х в. появились купцы из Амальфи. Торговая контора амальфитанцев впервые упоминается в 944 г. (в районе позднейшей мечети Ени-джами). К сер. XI в. при ней существовали 2 мон-ря - Спасителя и св. Марии Латинской, а также приходская ц. Св. Ирины. В 60-х гг. XI в. в одном из мон-рей был похоронен еп. Бернард Палестринский, участвовавший в церковном посольстве и умерший в К. Возможно также, что мон-рь амальфитанцев на Св. Горе Афон , основанный в кон. X в., имел в К. свое подворье ( Janin. 1969. P. 570-571). На рубеже XI и XII вв. усилились позиции пизанцев; их колония владела церквами св. Николая (упом. с 1112) и св. апостолов Петра и Павла (упом. с 1192; вероятно, пожалована императорами). В кон. XI в. образовалась колония венецианцев, между воротами Друнгариев и Перамскими. Имп. Мануил I в 1171 г. поселил в городе еще 10 тыс. венецианцев. Колонии принадлежали дома и склады, торговые помещения и 4 храма: св. Акиндина, св. Николая (упом. с 1084), св. Марка (упом. с 1150) и св. Марии в Эмбуле (упом. с 1199). Наиболее важная ц. св. Акиндина, вероятно, в XI в. была пожалована венецианцам императором. В XII в. решением венецианского сената церковь была передана под юрисдикцию Патриархии Аквилеи-Градо, что существенно повысило ее статус, а также стабилизировало финансовое положение всей венецианской колонии в К.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

И водой живой бываешь? Услаждая, как сжигаешь? Как от тленья избавляешь? Как нас делаешь богами, Тьму в сиянье превращая? Как из бездн людей выводишь, Нас в нетленье облекая? Как влечешь Ты тьму к рассвету? Как Ты ночь рукою держишь? Как Ты сердце озаряешь? Как меня Ты изменяешь? Как Ты приобщился к смертным, Сделав их сынами Бога? Как без стрел пронзаешь сердце И оно горит любовью? Как нас терпишь, как прощаешь, По делам не воздавая? Вне всего как пребываешь, На дела людей взирая? Оставаясь в отдаленье, Как деянья всех объявишь? Дай рабам твоим терпенье, Чтоб их скорби не объяли! 115 Учение Симеона оказало влияние на развитие монашеской жизни на Афоне, о чем свидетельствует множество рукописей его творений, хранящихся в афонских монастырях. Афонский полуостров на Севере Греции уже в веках был густо заселен монахами: согласно житийным источникам, в этот период там подвизалось около трех тысяч монахов разных национальностей. Характерной особенностью Афона на протяжении более тысячи лет вплоть до настоящего времени является то, что он представляет собой конфедерацию мужских монастырей, объединенных одним уставом: доступ на Афон женщинам строго запрещен. Такой порядок начал складываться уже при святом Афанасии Афонском (ок. 925/930 – ок. 1000), основателе Великой лавры, носящей его имя. В веках были основаны монастыри Ватопед, Иверский, Амальфитанцев, Ксиропотам, Зограф, Святого Пантелеймона, Преподобного Ксенофонта, Эсфигмен, Каракал, Костамонит, Симонопетра, Хиландар. Впоследствии появились и другие монастыри, а также скиты и отдельные кельи. Характерной особенностью Афона был его интернациональный характер: Иверский монастырь с X века населяли грузины, монастырь Амальфитанцев – выходцы из Южной Италии, монастырь Ксилургу с века находился в руках русских, которые в веке получили монастырь Святого Пантелеймона, сербы с конца века владели Хиландарским монастырем, а болгары – монастырем Зограф. В XIII веке Афон оказался в эпицентре монашеского движения, получившего в науке название исихазма. Под исихазмом (от греч. hesychia – безмолвие) обычно понимают движение, охватившее широкие круги византийского монашества в XIII– XIV веках и отразившееся в сочинениях афонских иноков Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы , а также целого ряда других аскетических писателей. Это направление характеризуется, в частности, интересом к теме созерцания божественного света, о котором писал Симеон Новый Богослов , а также к психосоматическому методу молитвы Иисусовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учение Симеона оказало влияние на развитие монашеской жизни на Афоне, о чем свидетельствует множество рукописей его творений, хранящихся в афонских монастырях. Афонский полуостров на севере Греции уже в X-XI веках был густо заселен монахами: согласно житийным источникам, в этот период там подвизалось около трех тысяч монахов разных национальностей. Характерной особенностью Афона на протяжении более тысячи лет вплоть до настоящего времени является то, что он представляет собой конфедерацию мужских монастырей, объединенных одним уставом: доступ на Афон женщинам строго запрещен. Такой порядок начал складываться уже при святом Афанасии Афонском , основателе Великой лавры, носящей его имя. В X-XI веках были основаны монастыри Ватопед, Иверский, Амальфитанцев, Ксиропотам, Зограф, Святого Пантелеимона, Преподобного Ксенофонта, Эсфигмен, Каракал, Костамонит, Симонопетра, Хилан-дар. Впоследствии появились и другие монастыри, а также скиты и отдельные кельи. Характерной особенностью Афона был его интернациональный характер: Иверский монастырь с X века населяли грузины, монастырь Амальфитанцев – выходцы из Южной Италии, монастырь Ксилургу с XI века находился в руках русских, которые в XII веке получили монастырь Святого Пантелеимона, сербы с конца XII века владели Хиландарским монастырем, а болгары – монастырем Зограф. В XIII веке Афон оказался в эпицентре монашеского движения, получившего в науке название исихазма. Под исихазмом обычно понимают движение, охватившее широкие круги византийского монашества в XIII-XIV веках и отразившееся в сочинениях афонских иноков Никифора Уединенника, Григория Синаита , Григория Паламы , а также целого ряда других аскетических писателей. Это направление характеризуется, в частности, интересом к теме созерцания Божественного света, о котором писал Симеон Новый Богослов , а также к психосоматическому методу молитвы Иисусовой. Практика молитвы Иисусовой, заключающаяся в непрестанном произнесении молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (или более кратких форм «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Сыне Божий, помилуй мя», «Господи, помилуй»), была известна в монашеской среде уже в VIII веке. Однако в эпоху исихазма делание этой молитвы стало сопровождаться определенными физическими приемами, которые были впервые подробно описаны в трактате под названием «Метод священной молитвы и внимания», дошедшем под именем Симеона Нового Богослова , но в действительности, возможно, принадлежащем другому автору. Суть психосоматического метода молитвы Иисусовой, описанного в трактате, заключается в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАЛЬФИ [греч. Αμλφη, итал. Amalfi], город в Юж. Италии (Кампания, пров. Салерно), на берегу Салернского зал. Тирренского м., к юго-востоку от Неаполя. В наст. время население ок. 5600 чел. В прошлом А.- одна из самых ранних морских республик средневек. Италии, в IX-XI вв. контролировавшая значительную часть торговли в Вост. Средиземноморье. Археология и эпиграфика свидетельствуют о существовании А. с IV в. В VI в. находился под властью Византии; с кон. VIII в. подчинялся визант. дуке Неаполя, участвуя в его борьбе с лангобардским герцогством Беневенто. Краткий период господства последнего (838-839) закончился восстанием амальфитанцев. А. стал независимой республикой, управляемой с 839 г. ежегодно избираемыми комитами и префектами (с 859 назначались пожизненно папой; затем должность стала, видимо, наследственной); в 957/58 г. правитель А. принял титул герцога (dux). Формально оставаясь в составе Византийской империи (в X в. многие префекты и герцоги носили визант. придворные титулы протоспафария и патрикия ; в 968 флот А. участвовал в вост. походе имп. Никифора II Фоки ), А. был фактически независим и от нее, и от итал. правителей. Город участвовал как в борьбе Неаполя с арабами (экспедиция неаполитанского герц. Сергия I, 846), так и в союзах против Неаполя (859 и 870). Мир, заключенный А. с арабами, даже заставил папу Иоанна VIII в кон. 879 г. пригрозить епископу и префекту города отлучением от Церкви. Основой могущества маленькой области А., зажатой между горами и морем, был сильный военный и торговый флот. Он охранял от сарацин берега Италии, доставлял на Запад вост. товары и предметы роскоши, защищал город от ближайших соседей (Сорренто, Неаполь, Салерно) и конкурентов (Гаэта, Пиза, Генуя, Венеция). В IX в. А. стал центром посреднической торговли между итал. городами и странами Ближ. Востока и к XI в. вырос в крупнейшую торговую державу Средиземноморья. А. владел многочисленными факториями на побережье Вост. Средиземноморья (в М. Азии, на Кипре, в Сирии и Египте), имел колонии в Диррахии и Антиохии, его корабли ходили в страны Сев. Африки и Испанию. Задолго до начала крестовых походов в Иерусалиме появились амальфитанские церкви и госпиталь; в кон. X-XIII в. на Афоне процветал мон-рь Амальфитанцев , освященный во имя Богородицы, где на латынь переводились греч. агиографические тексты. С сер. XI в. известен амальфитанский квартал в К-поле с ц. св. Марии Латинской. Привозимые пряности, дорогие ткани и ковры отправлялись в глубь континента, находили сбыт в многочисленных колониях А. и городах Юж. Италии и Сицилии.

http://pravenc.ru/text/114234.html

Илия Пещерник в Меликукке), то большая часть монахов, как правило, уходила все дальше на север. Россано был одним из значительных монастырских центров. На границах многонаселенных Калабрии и Базиликаты образовывались большие монастырские зоны - Меркурио близ р. Лао и Латиниано в долине рек Синни и Агри (Карбона). Св. Нил, родившийся в 1-й пол. X в. в Россано, в одном из культурных центров визант. Италии, получил в родном городе серьезное образование. Он основал мон-рь в Меркурио; позднее отправился в лат. земли и поселился сначала в Валлелуче, где принимал аббата Монте-Кассино. Затем, возвратившись в Серпери близ Гаэты, он основал в окрестностях Рима мон-рь Гроттаферрата, к-рый до сих пор играет заметную роль в монастырской жизни и имеет богатую древнюю б-ку. В числе проч. рукописей здесь находятся автографы его основателя и учеников. В Терра-д " Отранто сохранились остатки нек-рых греч. мон-рей визант. эпохи; мн. маленькие греч. обители находились в гротах. Монашеская организация мало чем отличалась от установлений визант. эпохи. Вначале монахи жили то поодиночке, то общиной, наиболее известные были часто окружены учениками. В нач. XI в. монахи приняли Уставы свт. Василия Великого и Феодора Студита. Именно в эту эпоху образуются самые важные мон-ри. Баптистерий. XI в. Мон-рь Гроттаферрата Баптистерий. XI в. Мон-рь Гроттаферрата В норманнскую эпоху основывались новые мон-ри, такие как Санта-Мария дель Патир близ Россано и его подворий, Спасителя в Мессине и св. Варфоломея в Тригоне или св. Николая в Казоле в Терра-д " Отранто. Многочисленные греч. мон-ри постепенно переходят под контроль лат. аббатов, объединившись в братства. Особняком стоят императорские мон-ри, такие как Салины близ Оппидо и св. Петра в Таранто; прежде существовавшие как киновии, в 999 г. они были переданы светскому сановнику и его детям. В визант. эпоху существовали в основном маленькие и средние монастырские объединения в отличие от норманнского времени, когда возникали большие аббатства. От этой эпохи сохранилось большое количество литургических книг; самая знаменитая рукопись - Барберини Евхологий (Vat. Barber. gr. 336), скопированный в Калабрии в VIII в.- древнейший из известных в визант. мире. Изучение этого визант. манускрипта показывает наличие в нем многочисленных сиро-палестинских и егип. элементов; следует констатировать, что последующие итало-греч. евхологии несут на себе существенные вост. влияния. Бытование литургии св. Иакова и св. Марка, известное в этом регионе, доказывает наличие значительного количества иммигрантов с востока. В Кампании в X в. контакты с Зап. Церковью также повлекли за собой появление характерных черт, в частности перевод и последующая византинизация формуляра рим. мессы, к-рый многочисленные манускрипты донесли до нас под именем литургии св. Петра; через мон-рь Амальфитанцев на Афоне или посредством калабрийских монахов эта литургия распространилась также на Восток, где она была переведена на слав., армян. и груз. языки.

http://pravenc.ru/text/372678.html

С XVIII в. в составе полемических сборников украинско-белорус. происхождения «Повесть о Ксиропотамском монастыре» получила широкое распространение в старообрядческой традиции (старший список - сер. XVIII в. (РГБ. Егор. 673)). Подвиг зографских иноков (без указания их имен и количества) является частью масштабного описания попытки введения унии на Афоне. «Латиномудрствующий» император вместе с послушным ему патриархом начинает поход с Великой Лавры, где «прияша их кознию, еже сим избавишася от них лавряне». Амальфитанцев монастырь , Каракал и некий «Алимпиев» также признали унию. Иноки Иверского мон-ря, отказавшиеся признать унию, были утоплены, за исключением груз. части общины («иверов»), отправленной в Италию. Расправа продолжилась и в Протате, где были повешены иноки и прот, обличивший неправославие императора и патриарха. После Зографа униаты отправились в Ксиропотам, где напуганная братия присоединилась к унии. Во время богослужения, когда диакон помянул на ектении имя папы Римского, произошло землетрясение, обрушились стены храма, под руинами были погребены отступники (император и патриарх при этом не пострадали, но пришли в ужас от увиденного). Оставшиеся на Афоне католики после этого приняли Православие и стали иноками. События приурочены к осени 1275 (6784) г., и указана дата мучения З. п., однако историческая канва повести («тогда же посуху царьствоваху блъгаре и бе им царьствующий град Трьнов… в то время фрязи и царьствовавший Константин град содрьжаху») относится к значительно более раннему периоду. Версию, изложенную в «Повести о Ксиропотамском монастыре», можно датировать 20-ми гг. XIV в. (не позднее 1328). В конце текста содержится молитва о спасении «царя Андроника и иже от сынов сыны его, еже устроил православие и церковь исправи на первенец православия паки, и иже во Св. Горе пожжена и порушана - вся воздвиже и украси» ( Вишенский. 1955. С. 335). В этом отрывке речь может идти только об имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) и о периоде, вероятно, после смерти (1320) его старшего сына-соправителя Михаила IX (см.: Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-К-польское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Афонские монастыри не самые старые на Востоке. Великая Лавра была основана преп. Афанасием только в X в.; в течение последующих столетий там было создано много других крупных монашеских общежитий, и все они образовали своего рода федерацию под общей властью прота, председательствующего в совете, куда входят игумены различных монастырей. Подобные же федерации существовали и в других местах: на Олимпе Вифинском, на горе святогоАвксентия – но турецкое завоевание Малой Азии поставило Афон в исключительное положение, особенно если учесть его многонациональность: туда посылали монахов сербы, болгары, грузины (или «иверы») и русские; иногда они поступали в большие греческие монастыри, иногда же основывали свои собственные обители. До XIII в. на Афоне существовал даже латинский монастырь «амальфитанцев» (почти все его монахи происходили из итальянского города Амальфи). В настоящее время только его руины еще свидетельствуют о былом единстве Востока и Запада в аскетическом подвиге и молитве... В XIV в. Афон был центром всего православного монашества. Это был и интеллектуальный центр, о чем до сих пор свидетельствуют неисчерпаемые богатства афонских библиотек. Годы, проведенные там будущим учителем исихазма, были для него не только годами духовной школы, но и возможностью получить обширные познания в святоотеческой литературе и приобрести глубокую опытность в различных проблемах монашеской жизни. На всем протяжении истории Афона не прекращался конфликт общежительной, «киновийной» традиции монашества с традицией пустынножительства и безмолвия. Обе эти традиции на Востоке всегда существовали бок о бок: обе восходят к египетскому началу христианского монашества. Киновийный образ монашества, введенный на Афоне в X в. преп. Афанасием, есть та форма монашества, которая на Западе была распространена св. Бенедиктом: обеты целомудрия, послушания и бедности в среде строго организованной общины, четкие правила, которые точно определяют каждую деталь монашеской жизни. Основные ее моменты – литургическая молитва , послушание игумену и совершенный отказ от обладания какой-либо личной собственностью. Пустынножительство – в том виде, в каком оно практиковалось многими подвижниками со времен преп. Антония Великого , – наоборот, предоставляет монаху полную свободу идти к совершенству своим путем. Кроме того, отшельники и безмолвники только себя считали истинными «монахами» (от греческого монос – один). Их духовная жизнь, разумеется, по существу своему, также была жизнью в целомудрии, но обеты послушания и бедности толковались иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

К «историческим» докладам также можно отнести сообщение Александра Доброера (Европейский институт общественных связей, Одесса) «Наследие св. апостола Андрея Первозванного и Украина». Апостол Андрей как символ экуменизма, как своеобразный мост между Востоком и Западом, как основа диалога Церквей — эта проблематика стояла в центре докладов, которые вызвали оживленное обсуждение. Так, Йоханнес Эльдеманн (Институт экуменизма им. Й.А. Мелера, Германия) в докладе «Диалог между Востоком и Западом: опасность или шанс?» показал принципиальные отличия концепции «псевдоморфозы», построенной на опасениях потери своей конфессиональной идентичности, и теории «обмена дарами» между разными традициями внутри Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Последняя позиция дает благодатную почву для развития диалога между Церквями Востока и Запада, подчеркивается в докладе. Андрей Данилов (Институт теологии при Белорусском государственном университете, Минск) в докладе «Некоторые мысли о христианском единстве при созерцании иконы апостолов Петра и Андрея» отметил, что вызовы глобализации со всей остротой ставят перед Восточной и Западной Церквями вопрос не только о развитии диалога, но о подлинной соборности, кафоличности, в условиях которой только и можно сохранить христианскую традицию. Историк Михаил Талалай (Амальфи, Италия) рассказал о том, как возрождающееся в XXI в. почитание апостола Андрея у его гробницы в Амальфи соединяет католиков и православных. Так, после первой конференции в Амальфи, посвященной апостолу Андрею (2003), у его мощей сформировалось что-то вроде «лаборатории» творческого православно-католического содружества. По словам историка, амальфитанцы всегда рады русским паломникам и сами предлагают им ключи от храма, в крипте которого покоятся мощи святого. Растущее в последние годы паломничество из России учит местных католиков «особому отношению к мощам», как говорят сами жители Амальфи. М. Талалай выразил надежду, что возрождению почитания св. апостола в XXI в. будет способствовать также недавнее учреждение в Неаполе православной общины (в юрисдикции Московского Патриархата), которая посвящена апостолу Андрею

http://patriarchia.ru/db/text/422592.htm...

Вид на Галату. Фотография. Кон. XIX в. Вид на Галату. Фотография. Кон. XIX в. Разграбление сокровищ К. не завершилось в 1204 г. и продолжалось весь период существования власти крестоносцев. Торговля церковными и светскими произведениями искусства, мощами святых, драгоценностями из К. все это время была важной статьей доходов Латинской империи. Постоянно продолжалась переплавка бронзовых статуй и др. украшений для чеканки монет, распродажа мраморных изделий в качестве строительных материалов. Т. о., к сер. XIII в. К. переживал тяжелейший упадок. Ремесла и торговля в городе почти прекратились; относительно оживленная экономическая жизнь проходила только в Галате; огромное число брошенных домов и кварталов превратилось в строительный материал для новых немногочисленных построек. В 1205 г. имп. Генрих заключил также с венецианцами договор о единстве военного управления силами империи, получив под свое командование как франкские, так и венецианские контингенты. Венецианцы в К. оказались в привилегированном положении. По договору 1223 г. с имп. Робером де Куртене они получили 3/8 всех пошлинных сборов с купеческих кварталов К. и имели большое влияние в среде лат. клира; венецианские церкви получили права иммунитета. Франки, захватившие военно-политическую власть, вели себя пассивно. Они все больше попадали в финансовую зависимость от Венеции и др. кредиторов, но при этом не искали средств для увеличения своих доходов, не завоевывали земли, но лишь просили помощи в Европе. На протяжении своего правления они так и не установили равноправных или хотя бы устойчивых деловых отношений с греками, неизменно презрительно считали их лишь завоеванным населением, ущемляли их права и не заботились об их благосостоянии, что стало причиной постоянного оттока жителей из К. в др. области региона и в Европу. Захват К. не означал консолидированной победы всех группировок латинян. Те из них, кто не участвовали в крестовом походе, серьезно пострадали. Наибольшие убытки понесли генуэзцы, к-рые по требованию венецианцев были вынуждены закрыть свою факторию в К. сразу после падения города. Будучи вытесненными из города, его рынков и торговых путей, генуэзцы в дальнейшем поддерживали дружественные связи с греческими гос-вами, в т. ч. с Никейской империей, и как союзники имп. Михаила VIII участвовали в отвоевании К. в 1261 г. Монастыри и др. владения амальфитанцев также столкнулись с большими трудностями, поскольку Амальфи не поддержал крестовый поход и враждовал с Венецией. Эти владения подвергались постоянному давлению со стороны лат. властей, так что в 1256 г. папа Римский Александр IV даже объявил их под своей защитой.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001   002     003    004