Святитель Феолипт Филадельфийский понемногу становится известен русскому читателю, однако его наследие еще не полностью переведено на русский язык. Читателям портала предлагается перевод одного из трактатов святого. Текст не имеет заголовка и представляет собой проповедь , произнесенную в монастыре Человеколюбца Спаса в Константинополе. Предисловие Святитель Феолипт Филадельфийский перестает быть малоизвестным автором для русского читателя в первую очередь благодаря исследованиям священника Александра Пржегорлинского 1 и профессора А.И. Сидорова 2 , а также переводам трудов святителя Феолипта, которые осуществлены сими двумя учёными 3 . Но несмотря на значительный вклад этих исследователей, наследие святителя Феолипта ещё не полностью переведено на русский язык. Мы предлагаем читателю перевод одного из трактатов свт. Феолипта, который не имеет заголовка (MD 16). По мнению И. Григоропуло, он составлен не ранее 1300 г. 4 Данный трактат представляет собой проповедь , которая была произнесена в монастыре Человеколюбца Спаса в Константинополе. Святитель Феолипт говорит о том, что мы, отпав от прекрасного, расточили силы наших душ на пустое. И, обнищав, обратились за займом к дьяволу, подобно тому, как обнищавшие люди обращаются за помощью к ростовщикам. С тех пор дьявол стал от нас требовать возврата плохих дел с лихвой. Христос же, видя, как мы изнуряемся под бременем дьявольской тирании, отдал Себя как Выкуп за нас, претерпев Крест и смерть 5 . Священник Альвиан Тхелидзе Слово о крестной Жертве Иисуса Христа) 6 1 . Сёстры и матери, обычно, попавшие из богатства в бедность, обращаются к ростовщикам; когда же получают [ссуду], радуются, что обрели искомый заем. Но когда заимодавцы требуют [вернуть] долг – сильно огорчаются. И если даже могут вернуть долг, вновь оказываются в трудном [положении]. Если же не могут отдать долг, не избегают рук и тирании заимодавцев 7 . Мы также [были] утверждены от Бога в богатстве добродетели, но расточили  силы наших душ на пустое, стали бедными и нуждающимися, подобно блудному сыну, расточившему отцовское имение и уехавшему от отца, и там опустившемуся [до нужды] пасти свиней 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Сретение Господне. Икона. 1855 г. Иконописец иером. Пафнутий (Львов) (НКПИКЗ) Сретение Господне. Икона. 1855 г. Иконописец иером. Пафнутий (Львов) (НКПИКЗ) В 1840-1852 гг. начальником мастерской был иером. Иринарх, возобновивший в 1840-1842 гг. росписи Успенского собора лавры. Под его началом трудились преимущественно городские вольнонаемные иконописцы, также были мальчики-ученики. В 40-х гг. XIX в. под рук. иером. Иринарха были написаны «иконопортреты» Печерских преподобных, размещенные над их раками в пещерах лавры. По решению Духовного Собора в 1852 г. мастерская иером. Иринарха была закрыта и создана новая, состоящая только из лаврских послушников. Начальником ее в 1852-1865 гг. был выпускник АХ иером. Пафнутий (Львов). В собрании НКПИКЗ сохранились его подписные работы «Сретение Господне» (1855), «Мученики Косма и Дамиан» (1858), «Спас на престоле» (1860). Под его руководством начинали свое послушание иеродиак. Алипий, иеромонахи Альвиан (Скотенко), Григорий (Гордиевский), Феогност (Шанцов), впосл. руководившие иконописной мастерской и школой лавры. Живописная школа, открытая в 1866 г., стала одним из первых средних художественных учебных заведений на Украине. В справке Духовного Собора 1901 г. указано: «Иконописные мастерские при Лавре существуют издавна, школа же при мастерской учреждена с 1866 года» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (тип.). Д. 916). Инициатором и организатором ее стал иеродиак. Алипий, по словам худож. Н. И. Мурашко, «истинный смиренный монах и преданный искусству художник» ( Мурашко М. I. Спогади старого вчителя. К., 1964. С. 13). Школа, ориентированная на академическую систему обучения, имела дорогостоящие учебные пособия. Иеродиак. Алипий, сопровождавший митр. Арсения (Москвина) во время его поездок в С.-Петербург на заседания Святейшего Синода, копировал для школы в Эрмитаже картины К. П. Брюллова и западноевроп. мастеров. Первым преподавателем в 1866/67 уч. г. был акад. А. Е. Рокачевский. В 1867-1869 гг. его место занял П. С. Сорокин (в 1870-1886 преподаватель МУВЖЗ, с 1883 академик). Превосходные рисовальщики и иконописцы, они заложили основу серьезного академического обучения рисунку и живописи.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Александр Жабенко 14 марта 2012г. 05:01 Уважаемый Альвиан! Люди лукавому ничего не должны, поэтому " выкупать " у лукавого им нечего согласно Божьей справедливости. " Всякий дар совершенный с высоты нисходит от Отца светов... " , -- а от лукавого не исходит никакое благо. Это первое. Второе. " Богу Твоему поклоняйся и служи Одному Ему " , -- этот ответ Христа лукавому ясно говорит о том, Кому принесена Его Жертва. Если бы не так, то слова сии были бы обманом...  Третье. " В широком смысле " -- как Вы думаете -- ведь и сотворенный мир подпал тлению через человека, через Христа был обновлен. Будем ли думать, что Жертва принесена, например, дереву или птице? Думаю, что нет. Лукавый ничуть не лучше птицы или дерева, а более того, ему справедливо воздать поражением, а не Жертвой. Он ведь собой ради людей не жертвовал... Думаю, этого достаточно... " Это оскорбительно -- думать, что Жертва принесена лукавому " , -- так православно высказал сии мысли свт. Григорий Богослов. Наконец то, что об этом размышляли некоторые святые, еще не означает, что они не ошибались... Когда Господь сказал Петру: " Отойди от Меня, сатана... Ты думаешь о человеческом, а не о Божьем " , -- то думаю, эти святые согласятся с тем, что написал. Обвинять их в ереси нет необходимости. Просто они ошиблись. Милостив буди, Господи, мне, грешному! протоиерей Григорий Антипенко 14 марта 2012г. 16:36 Александр! Вы читаете другие комментарии по данной статье или только свои? Прежде чем обвинять святых отцов в неправильных мнениях, не лучше ли разобраться в теме поглубже самому, прочесть хотя-бы другие отклики. И сделать это с благорасположением и молитвенно вслушиваясь в существо вопроса. Не хочу Вас учить, но зачем вступать в диалог, когда не желаешь ничему научиться?.. Премудрость ... легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. (Прем.Сол.6:12,13) Пожалуйста, не обижайтесь. Милости Вам Божией! Александр Жабенко 15 марта 2012г. 16:34 Ваше Высокопреподобие, Григорие!

http://bogoslov.ru/article/2450170

М., 1892 (репринт – СТСЛ, 1993). С. 23-24. Молитва святого Амвросия епископа Медиоланского пресвитерам готовящимся к служению святой литургии//Каноник или полный молитвослов. – М., 1994. – С.516. Ириней Лионский, свт. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания.//Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. С. 295. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав//Творения святого Григория Нисского. Ч.4. М.: Типография В. Готье, 1862. С. 64. Иоанн Златоуст, свт. Слово против упивающихся и о воскресении//Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1896. С. 475. Максим Исповедник, преп. Мистагогия//Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. М.: Мартис, 1993. С. 169. См.: Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин:  Христианская жизнь, 2011. С. 227. Павел (Черемухин), иеромонах. Константинопольский Собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский.//  Епископ Николай Мефонский и византийское богословие: сборник статей. М., 2007. С. 212. Ермилов П. Несколько замечаний по поводу статей иеромонаха Павла Черемухина//  Епископ Николай Мефонский и византийское богословие: сборник статей. М., 2007. С. 273. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 152. Комментарии ( 37): Григорьев Арсен 21 февраля 2012г. 13:31 Мне кажется, что образ сатаны, просящего выкуп, нужно понимать аллегорически. Ну в самом деле, мне довольно сложно понять логику сатаны. Зачем ему был нужен выкуп за Адама? Да, он поработил человеческий род, но что он реально мог получить от Бога? Еще одного человека? Как вообще сатана мог требовать у Бога выкуп, как разбойник требует его у родственников? Да и каким образом он мог воспользоваться полученным выкупом? Альвиан Тхелидзе 26 февраля 2012г. 21:26 //Мне кажется, что образ сатаны, просящего выкуп, нужно понимать аллегорически.//Это и есть язык образности.

http://bogoslov.ru/article/2450170

Но опять же, все эти примеры: будь то с долгом и выкупом, или болезнью и исцелением – это всё язык образности, не более. Будь то медицинская образность, или правовая… д.А.Соколовски 23 февраля 2012г. 17:17 Отсутствуют выводы, не прослеживается контекстуализация проблематики, используется техническая терминология, не находящая соответствия в воспринимаемой действительности. Альвиан Тхелидзе 26 февраля 2012г. 23:03 Я не ставил перед собой задачи написать традиционную статью. Некоторые исследователи (не стал называть их  имена специально, равно как и контекстуализировать проблематику) ничтоже усумняся заявляют, что в рамках данной образности, учащие о том, что выкуп был уплачен дьяволу - заблуждаются. Тем самым половину Отцов записывают в еретики. Вывод вот: Мы считаем необходимым согласиться со словами В.Н. Лосского: «Долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный дьяволу; два эти образа полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих» jasvami 15 марта 2012г. 12:31 не ставил перед собой задачи написать традиционную А нужно было пойти еще дальше: не плясать от словоблудия ошибающихся, а обратится к апостолам, чтобы выяснить причину появления проповеди Христа распятого. Апостол Павел называет эту проповедь " юродством проповеди " , ставшей угодной Богу лишь после того, как обнаружилась неспособность подавляющего большинства человечества, понимать Премудрость Божью, выраженную Христом в проповедях и учениях. 1Кор. 1:21. Следовательно, постановку вопроса о якобы имеющей место жертве  Христа за грехи чловечества, необходимо отбросить и забыть, как  сказку для младенцев в познании, кому она и была предназначена.  протоиерей Григорий Антипенко, Санкт-Петербург 24 февраля 2012г. 14:17 Не нужно смешивать понятия. Иное - долг, а иное - жертва. Отдать долг - дело Правды ( " так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф.3,15)) и относится к человеческой природе Христа, это она отдаётся лукавому ( " Ибо возмездие за грех — смерть " (Рим.6,23)). А принести Жертву - дело Любви, что является личностным актом, который есть проявление единой воли Святой Троицы. Отдаёт долг лукавому как единосущный нам Человек, а приносит Жертву Святой Троице, как любящий нас Бог.

http://bogoslov.ru/article/2450170

Календарь Материалы 25 сентября 2014 г. [] Лизгунов Павел, священник [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Священник Павел Лизгунов, Зиновий Чесноков Книга знакомит нас с житием и душеполезными наставлениями подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша; 1889-1974). В ней собрано множество сведений о прозорливости и чудесах этого великого старца XX века. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Иеромонах Игнатий (Шестаков) В конкурсе приняли участие профессиональные художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Ярославля. В экспозиции представлены более 50 работ — проекты, фотографии, мозаичные иконы и фрагменты в материале. Выставка продлится до 5 октября. [Встреча с Православием/Апологетика] Федор Куприянов Послепотопная история человечества, описанная в Книге Бытия. Лекция и ответы на вопросы. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Священник Альвиан Тхелидзе «Я знаю, как мне пробраться в Царство Небесное! Когда вы будете в Раю, начнёте там баловаться, а потом скажете Богу: Господи, вот если Ты возьмёшь в Рай того грубого старика, который нас на земле гонял, он нас угомонит! И Господь возьмет меня в Рай». [Интернет-журнал/Книжная закладка] Сергей Щербаков Милый мой, милый Джан – отец Иоанн. Блаженный чудак с фотоаппаратом и флейтой. Он всюду возит с собой свои лучшие фотографии и первым делом устраивает новым знакомым выставку. Раскладывает прямо на полу, на подоконнике… [Интернет-журнал/Книжная закладка] Ольга Рожнёва Соседи осуждали бабу Валю: «Хорошая старуха, добрая, да, видимо, на старости лет из ума выжила: за самой уход нужен, а она ребенка привезла…» [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Простаивал целыми днями в храме, рассматривал иконы. Ждал, вдыхал запах ладана, жадно улавливал, среди других запахов, запах доски, на которой написаны иконы… [Документы истории] Михаил Иванович Фролов 25 сентября 1941 года командующий группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб доложил штабу Верховного командования вермахта, что он имеющимися силами не может продолжать наступление на Ленинград. Впервые в истории Второй мировой войны была остановлена крупная группировка немецких войск.

http://pravoslavie.ru/archive/140925.htm

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТХЕЛИДЗЕ АЛЬВИАН ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иерей Альвиан Тхелидзе с супругой Редакция текста от: 30.11.2021 06:00:15 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13676554.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @15437@ Подпись к иллюстрации: Иерей Альвиан Тхелидзе с супругой Размер файла: 336.67 Кб Кто разместил: Чръный человек Дата размещения 01.08.2017 18:45:53 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/15437.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @14965@ Подпись к иллюстрации: Прот. Альвиан Григорьянц Размер файла: 13.27 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 10.02.2017 18:36:37 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/14965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬВИАН ( V в.), прп. (пам. в субботу сырную). Похвальное слово этому святому написано прп. Нилом Анкирским . А. род. в Анкире (совр. Анкара); уже в юном возрасте, прославившись чистой и добродетельной жизнью, он против воли был возведен в иерея. Не считая себя достойным звания священника, А. удалился в мон-рь, расположенный на горе недалеко от Анкиры, под начало подвижника Леонтия, а затем в Св. землю. Все это время А. скрывал свой священнический сан и как простой инок находился в полном послушании у духовных наставников. Через нек-рое время он переселился в Нитрийскую пустыню, где стал вести строгую отшельническую жизнь. За все время пребывания в пустыне преподобный ни разу не сменил одежду, не носил обуви и довольствовался лишь хлебом и водой. Главным утешением и подкреплением для него было чтение Свящ. Писания и духовных книг. Св. Нил приводит дословно одно из поучений А., в к-ром тот называет земную жизнь ночным сновидением, к-рое пройдет с наступлением дня - подлинной вечной жизни. Ист.: BHG, N 2020; PG. 79. Col. 696-712 (рус. пер.: Нил Синайский. Творения. М., 2000. С. 235-241). М. В. Большаков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114044.html

   001    002    003    004    005    006   007     008