Почему же понадобилась и впоследствии стала популярна кириллица, если уже была глаголица? Дело в том, что кириллица очень похожа по написанию на греческий алфавит, который тогда был широко распространён. Греческим письмом переписывали богослужебные книги, поэтому и славянам было удобнее и понятнее писать на похожей кириллице. Сегодня кириллицей пишут в Белоруссии, Болгарии, Сербии, Северной Македонии, России, Украине, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Южной Осетии... Пройдите наш небольшой тест и узнайте, внимательно ли вы прочли историю о братьях-просветителях! 1. Как звали Кирилла и Мефодия до монашеского пострига? А) Климент и Матфей; Б) Корнилий и Максим; В) Константин и Михаил; Г) Киприан и Марк. Старшего брата, Мефодия, до пострига звали Михаилом, а младшего, Кирилла, — Константином. Михаил постригся в монахи еще в молодом возрасте, а Константин — только за 50 дней до своей смерти. Продолжить > > 2. Сколько букв было в глаголице — первой славянской азбуке? Г) 72 буквы, как алфавите кхмерского языка, на котором говорят в Камбодже. Первую славянскую азбуку, глаголицу, создал Константин (Кирилл), и состояла она из 41 буквы (позже букв стало 30). Название глаголицы, возможно, произошло от четвертой буквы алфавита — «глагол», которое означало «слово». «Глаголати» — говорить. Продолжить > > 3. Кириллица составлена на основе глаголицы по звучанию и на основе __________________ по написанию. А) арабской вязи; Б) древнекитайских иероглифов; В) греческого письма; Г) латинского письма. Кириллический алфавит был составлен после смерти братьев Кирилла и Мефодия на основе глаголицы по звучанию и греческого письма по написанию. Дело в том, что греческий алфавит тогда был широко распространен, греческим письмом переписывали богослужебные книги, поэтому и славянам было удобнее и понятнее писать на похожей кириллице. Сегодня кириллицей пишут в Белоруссии, Болгарии, Сербии, Северной Македонии, России и ряде других стран. Продолжить > > 4. Кто такой Горазд Охридский?

http://foma.ru/kirill-i-mefodij-udivitel...

Это Гай Цезарь, именуемый Калигулой (37 – 41 гг. РХ). Ведь именно Калигула был первым из римских кесарей, который потребовал для себя божественного поклонения и воздвижения себе статуй по всей империи, в том числе и в Иерусалимском храме (Бог не допустил этого, и Калигула был убит, прежде чем это произошло). В случае Калигулы сумма чисел написанного по-гречески имени Gaios Kaisar даёт 616 (g=3 a=1 i=10 o=70 s=200 k=20 a=1 i=10 s=200 a=1 r=100). И, тем не менее, чтение 616 большинство толкователей отклоняет. Не только потому, что число 666 в рукописях засвидетельствовано много лучше, чем 616, но еще и по той причине, что в конце I столетия, когда была написана книга Откровения, вряд ли актуально было вспоминать давно прошедшую фигуру Калигулы. В таком случае предполагали, что вариант 616, вероятно, возник потому, что первоначальное значение загадочного числа 666 вскоре забылось, и в голову приходило другое число, которое, как казалось, имело больше смысла, а именно число 616 по имени Гай Цезарь (Калигула). Само же число 666, если следовать греческому алфавиту оставалось неразрешимой загадкой. Но обязательно ли предполагать греческий алфавит? Современные ученые в своем подавляющем большинстве полагают, что за гематрией 666 стоит не греческий, а еврейский алфавит. Может, конечно, показаться странным, что здесь, в греческом тексте, используется еврейский алфавит. Но эта странность не столь уж велика. Ведь автор книги Откровения Иоанн был иудеохристианином, и вообще иудеохристианское влияние в ранних христианских церквах нельзя не учитывать. Кроме того, уже сам текст обращает внимание на то, что требуется особая «мудрость» для разгадки имени, которое скрывается за числом 666. Следует считаться и с тем, что вестники, доставлявшие церквам книгу Откровения, могли иметь особую информацию для расшифровки. Ведь таинственная гематрия здесь приведена не просто ради забавы! Речь шла о политически чрезвычайно опасных предметах, о том, что угрожало смертью , в лучшем случае, ссылкой на каторгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Алфавит Алфавит (от назв. первых двух букв греч. А.: «альфа» и «бета»). В отличие от рисуночного письма егип. иероглифов или знаков, обозначающих слоги и понятия в клинописи, алфавитным называют письмо, где буквы соответствуют исключит. звукам, что ведет к значит. упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. В Египте уже на ранней стадии развития письменности наряду со знаками, обозначающими предметы, были известны знаки, передающие отдельные согласные звуки. Но такие символы не выделились в самостоят. А., как это произошло в зап.-семит. регионе. Переход от рисунка к знаку, означающему звук, по-видимому, можно наблюдать в «протосинайских» надписях, относящихся прим. к XV в. до Р.Х. и известных по находкам, обнаруж. у рудных копей Серабит-эль-Хадим на Синайском полуо-ве. Эти знаки восходят к иероглифам. В некоторых из обнаруж. позднее в Палестине (Вефсамис, Газер, Лахис, Сихем) надписях, также выполненных, вероятно, уже алфавитным письмом и относящихся ко II тысячел. до Р.Х., прочтение, истолкование и датировка столь ненадежны, что это не позволяет определить их место в развитии А. Из форм клинописи затем произошел А. ⇒ Рас-Шамры (Угарита), который, возможно, был в употреблении недолго, прим. в то же время, что и протосинайское письмо (XV в. до Р.Х.). Он имел ту же последоват-сть букв, что и евр. А., но содержал на несколько знаков больше, в общей сложности 29. Поэтому было сделано предположение, что пришедший на смену угаритскому упрощ. финик. А., от которого произошло евр. письмо, существовал еще до XV в. до Р.Х. в той же последовательности и при том же стр.-ве букв, что и угаритский. Финик. письмо известно прежде всего по находкам в Библе (⇒ Гевал ), которые сегодня относят к XI-X вв. до Р.Х. Известны также образцы письменности из Кипра, Сардинии, Карфагена и др. мест Зап. Средиземноморья, датируемые периодом после 900 г. до Р.Х. Повсюду здесь финик. А., как и раннеевр., обнаруживает формы скорописи, в то время как южноараб. А. (ок. 300 г. до Р.Х.), также восходящий к финик. знакам, сохраняет более древний, строгий характер форм (ср. ил. на стр. 24). Заимствовав А., состоящий из одних согласных, греки (а затем и римляне) добавили в него дополнит. буквы для обозначения гласных звуков. Твердая последоват-сть букв А., подтвержденная первонач. угаритскими находками (XV в. до Р.Х.) – в Лахисе тоже найдены нацарапанные первые 5 букв А. (VIII в. до Р.Х.), – позволяла одноврем. применять их в качестве цифр. Таким способом, напр., неоднократно обозначаются числа в евр. и греч. текстах ВЗ. Числовое значение букв позволяет вычислить «сумму» или «число» отдельного слова, что использовалось в тайнописи или для обозначения скрытых понятий, которые широко применялись, напр., в апокалипсич. литературе (⇒ Нерон ). ⇒ Письмо .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Оно присутствует однако и не только в модусе отсутствия. В самом деле, алфавит — какое он целое? идеальное, устроенное, сконструированное или настоящее, живое? Нельзя сказать что он весь устроен нами. Алфавит прилажен к звучанию языка. Целое языка входит в историческое существование народа. История народа осуществляется как попытка человечества. Человеческий род во всяком случае не устроенное целое; он, если сказать о нем самое малое, входит в загадочное целое природы. Даже идейное единство партии не совсем идеологично. Оно переплетено с единством общества, которое по сути не устроено и отдано неуправляемым стихиям. Оно в важном смысле мир. Таким образом, мы оперируем в науке и промышленности структурами, которые на правах теней или проекций существуют за счет природных и родовых целых, не поддающихся формализации. Напр., лингвистике было бы удобнее, если бы язык, тем более алфавит были структурой или хотя бы метаструктурой, системой систем. По существу такое настолько же невозможно, как и упорядоченный мир. Ликвидация безграмотности была попыткой покончить с ситуацией, когда идеология вязнет в неподрасчетной стихии, где язык живет сам. Препарированный язык был навязан этой стихии как система, которая должна была впредь не столько ориентироваться на народное словоупотребление, прислушиваясь к говорам и страдая от неспособности откликнуться на всё происходящее в языке, сколько наоборот ввести языковую стихию в схему. Подчинить ее норме. Кроме этого ликвидация безграмотности глядела еще дальше. Казалось, она учила только читать буквы, за непонятными раньше значками и начертаниями видеть смысл. На деле она замахивалась на то, что научившийся читать и взявший в руки газету станет не просто грамотным, а политически сознательным. Политграмота следующий шаг за обычной грамотой. Прошедший ликбез сможет читать вещи и события мира как читают книгу, за знаками видя смысл там, где раньше смотрели и не видели. Нормирование языка плавно перетекает в нормирование мира. Грамотность незаметно переходит в умение прочесть вообще всё, что до того не умели прочесть и имели право не читать. Мировоззренчески вооруженный видит устроенным то, что в принципе не устройство и складывает «целое» из «частей», как грамотный складывает «слово», которое уже не слышат, из «элементов», которые перестали быть стихиями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

… Михаила Никитича… женатого на Екатерине Федоровне… умер до двенадцатого года… молодых лет. — M. H. Муравьев умер в 1807 г.; его жене было в это время 36 лет (она умерла в 1848 г.). По делу декабристов проходили их сыновья Никита (1796–1843) и Александр (1802–1853). Первый, капитан, был членом Союза спасения и одним из основателей Союза благоденствия. Осужден по I разряду, но по конфирмации приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок сокращен сначала до 15, а затем до 10 лет). Александр, корнет-кавалергард, член Северного общества, был осужден по IV разряду и по конфирмации приговорен в каторжную работу на 12 лет (срок был сокращен до 8 лет; Алфавит декабристов, с. 132–133, 354, 357–358). … женился на… дочери графа Григория Ивановича… — H. M. Муравьев женился в 1823 г. на А. Г. Чернышевой (ум. в 1832 г. в Петровском заводе). … Захар Григорьевич… сослан в Сибирь. — Ротмистр кавалергардского полка граф З. Г. Чернышев (1796–1862) был членом Южного общества; осужден по VII разряду и по конфирмации приговорен в каторжную работу на 2 года (отправлен в Нерчинские рудники). … двоюродный брат Муравьевых… сослан. — Речь идет о подполковнике Михаиле Сергеевиче Лунине (1787–1845). Его отец, Сергей Михайлович Лунин, был женат на Феодосии Никитичне Муравьевой. Лунин был членом Союза спасения, а затем Союза благоденствия и Северного и Южного обществ. Его арестовали в Варшаве и осудили по I разряду. По конфирмации он был приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок сократили до 15 лет; подробнее см.: Алфавит декабристов, с. 346–347). … от смертной казни ее племянника Чернышева… — См. выше, примеч. 58. … нянчиться со внукою на старости лет. — Речь идет о Екатерине Никитичне Муравьевой (1824–1870), воспитывавшейся Е. Ф. Муравьевой. Она страдала «ослаблением умственных сил» (см.: Алфавит декабристов, с. 358). … князь Волконский… граф Чернышев… — Речь идет о генерал-майоре, бригадном командире 19й пехотной дивизии князе Сергее Григорьевиче Волконском (1788–1865); штабс-капитане лейб-гвардейского Московского полка князе Дмитрии Александровиче Щепине-Ростовском (1798–1859); корнете лейб-гвардейского конного полка князе Александре Ивановиче Одоевском (1802–1839); двух князьях Оболенских: поручике лейб-гвардейского Финляндского полка Евгении Петровиче (1796–1865) и поручике лейб-гвардейского Павловского полка Константине Петровиче (1798–1865); полковнике, дежурном штаб-офицере 4го пехотного полка князе Сергее Петровиче Трубецком (1790–1860); камер-юнкере князе Валерьяне Михайловиче Голицыне (1803–1859); подпоручике гвардейского Генерального штаба графе Петре Петровиче Коновницыне (1м); поручике лейб-гвардейского Финляндского полка бароне Андрее Евгеньевиче Розене (1800–1884) и графе З. Г. Чернышеве (о нем см. выше).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Для проверки этого способа общения существовало чрезвычайно много способов, из них видное место занимало, конечно, завязывание глаз тем, кто садится за блюдечко, но он выдерживал и этот контроль. Но, когда один из добросовестных скептиков по отношению к спиритизму предложил нам устроить нижеописанный контроль, – этот способ общения с духами – его не выдержал. Принцип этого контроля чрезвычайно прост: на алфавит, вместо букв, выписываются первые 30 цифр, в самом произвольном порядке. Затем должно вырезать из картона два круга; один большего, а другой несколько меньшего радиуса. На верхнем крае круга большего радиуса в произвольном порядке должны быть помещены все буквы русского алфавита; а в верхнем крае второго круга должны быть в произвольном порядке помещены 30 цифр, указывающие местонахождение русского алфавита. При этом цифры второго круга должны быть расположены так, что, если меньший круг наложит на больший, то каждая цифра малого круга должна находиться под каждой буквой большего круга. Потом кладут меньший круг на больший и прикрепляют его к последнему в их общем центре, – но, так, чтобы меньший, верхний круг свободно вращался на своей оси. Словом, чтобы оба эти соединенные круга представляли собой тот вид, который изображен на рисунке 57. Перед тем, как только медиумы уселись за блюдечко, положенное на алфавит из указанных выше цифр, – где ни будь в стороне должно на изображенном нами контрольном аппарате перевернуть по собственному произволу первый верхний круг так, чтобы цифра 1 , предположим, поместилась не под буквой Э , как это показано на рисунке, а под буквой Ш ; и чем-либо прикрепить верхний круг к нижнему, чтобы он произвольно не перевернулся. Булавкой, кнопкой или чем-либо в роде этого. Ведь, если духи, как таковые, находятся вне пространства и времени и читают не только самые замысловатые алфавиты, но и наши мысли, то они должны моментально постигнуть предложенный им шифр и, уже, подводя через медиумов блюдечко к цифрам, расположенным на алфавите, с не меньшим успехом, чем при листе бумаги, на котором занесен подлинный алфавит, должны также легко составлять слова, фразы и целые сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Сколько было остановок? Этот вопрос обычно оказывается очень неожиданным. Большинство людей считают пассажиров, хотя в условии задачи не было сказано, что именно нужно считать. «Друзья» Решите логическую задачку: В одном подъезде живут 3 друга: шахматист, спортсмен и музыкант. Их фамилии Иванов, Павлов и Никитин. У шахматиста нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Никитин, женатый на сестре Иванова, старше спортсмена. Назовите фамилии шахматиста, спортсмена и музыканта. (Из условия следует, что шахматист – не Иванов и не Никитин, так как у Иванова есть сестра, а Никитин – не самый младший из трех. Следовательно, фамилия шахматиста – Павлов. Никитин – не спортсмен, значит, он музыкант, а Иванов – спортсмен). «Алфавит» Каждый игрок записывает в середине листа снизу вверх весь русский алфавит. Участники должны написать за отведенное время 33 слова, состоящие из 5 букв, чтобы третьи буквы этих слов составили полный алфавит. Победителем является тот, чей список слов к окончанию отведенного времени окажется полнее. Пример: плАта коБра наВар беГун сеДло. «Во время прилива» Детям предлагается решить логическую задачу. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками – 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимет воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы? (Вода никогда не покроет третью ступеньку, потому что вместе с водой будут подниматься и корабль, и лестница). «Пятерочки» В игре может принимать участие большое количество игроков. По числу участников изготавливаются карточки со словами на предварительно выбранные темы. По каждой теме выбирают 5 слов. Карточки необходимо перемешать и раздать игрокам. Ведущий может объявить темы, когда карточки будут розданы, или не объявлять их, что осложняет игру. Цель игры состоит в том, чтобы участники объединились в группы так, чтобы в группе оказались все карточки с одной темой.

http://azbyka.ru/deti/polnaya-encikloped...

В Петербургском Университете в отчетном году не читалось специального курса по латинской палеографии, но у меня под руками были литографированные лекции проф. И.И. Холодняка, читанные им в прежние годы. В них предварительно дан обзор материалов для письма и изложена история латинского алфавита, который выводится из дорийского алфавита халкидонского типа, употреблявшегося в Средней Италии, в Кумах и Сицилии. При характеристике видоизменений латинского рукописного письма за точку сравнения принимается алфавит лапидарный, т. е. классического периода, называемый scriptura quadrata. Из видов латинского рукописного письма ближе всего к нему стоит scriptura capitalis – древнейший, известный нам тип латинского рукописного письма, соответствующий в славянской палеографии так называемому «уставу». Большие, или прописные, буквы в позднейших печатных изданиях не что иное, как литеры scripturae capitalis. Далее следует scriptura uncialis с двумя подвидами: папирусное унциальное письмо и пергаментное. Первое производит впечатление легкого, небрежного почерка и отстоит дальше от лапидарного, чем папирусное. – Оба типа, капитальное и унциальное письмо, объединяются в один класс: litterae majusculae. Тип письма, приспособленный к приему скорописи (scriptura cursiva), пережил три периода в своем развитии: 1) древнейший латинский курсив, – алфавит свинцовых пластинок, находимых в гробницах, алфавит граффитов (помпейские graffiti) и цер (помпейские и австрийские cerae); 2) средний курсив – письмо отрывков на папирусе, из Египта (IV–V в.) – тип канцелярской каллиграфии; 3) новый римский курсив, пергаментного вида и папирусного (более крупный, свободный и со смелыми лигатурами), вышедший из древнего курсива под влиянием унциаль- —202— ного. Из рукописного курсива вышли письмена национальные (лангобардское, вестготское, меровингское, ирское и англо-саксонское). Минускульное письмо, – письмо, развившееся из унциального, прошло три стадии развития: 1) период подготовительный – scriptura semiuncialis, 2) период национальных минускулов и 3) период каролингского или франкского минускульного письма, которое постепенно подходит вплотную к литерам первых инкунабул и того, что теперь называется латинским шрифтом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—93— его свидетельство об умении писать, распространённом у Евреев ещё при жизни их в Египте, не потеряло бы своего значения для нас. Некоторые предполагают, что письмо было известно и ранее, именно ещё праотцам еврейского Народа. По 38-й главе Бытия Иуда даёт в залог блуднице, оказавшейся Фамарью его невесткой, свою печать (хотам), на которой, вероятно, вырезано было имя Иуды. Вероятность эта, будто бы, вытекает из того, что в книге Исход упоминаются резчики, печатей, которым Моисей поручил вырезать на камнях имена сынов Израилевых. Но, как видите, из того, что при Моисее были вырезаны на камнях имена, нельзя ещё заключить, что печать Иуды была именная, и потому нельзя предполагать, что патриархи были знакомы с письмом. Несомненно, что письмо было усвоено Евреями только в Египте. Но при этом возникает следующее затруднение. Согласно многочисленным исследованиям еврейских раввинов и христианских ориенталистов, в древнейшие времена от Моисея до Ездры, который ввёл нынешний квадратный, или ассирийский шрифт, был в употреблении у евреев алфавит, общий всем семитическим народам и заимствованный у народов Ханаана, в частности, у Финикиян: это доказывают не только начертания букв сходные с финикийскими, но и названия их, которые, по мнению гебраистов, финикийского происхождения (Riehm 3764 1430, b.). Если Евреи до переселения в Египет Иакова не имели письменности, и если письменность у них появилась в период египетского рабства, то естественно, они должны были заимствовать алфавит у Египтян; а между тем у них, появляется алфавит финикийский; с Финикиянами же Евреи могли вступить в сношения только по завоевании земли обетованной. По-видимому, эти соображения подрывают достоверность библейских данных относительно письменности при Моисее и принуждают относить написание Пятокнижия к позднейшему времени. На это заметим, что Евреи и во время пребывания в Египте имели полную возможность заимствовать элементы письма из Ханаана. Обитатели Ханаана, которые, —94— по свидетельству Библии, с незапамятного времени прекратили кочевую жизнь и сделались оседлыми обитателями Палестины, стояли на довольно высокой степени культуры и были знакомы с искусством письма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

M. Сперанский получил повеление исследовать о всех злоупотреблениях сибирского начальства. Истина восторжествовала. Виновные преданы суду, а бывший генерал-губернатор отставлен вовсе от службы” (Дмитриев, с. 188–189). … меньшого сына, брата повешенного, взял к себе во флигель-адъютанты. — Речь идет о Владимире Ивановиче Пестеле (ок. 1798–1865). На следствии некоторые из декабристов (Трубецкой, Фон-Визин, Матвей Муравьев-Апостол) показали, что он был членом Общества с 1816 г., «но давно отстал», другие (Оболенский и П. И. Пестель) утверждали, что он «о Тайном обществе не знал». «Комиссия оставила сие без внимания» (см.: Алфавит декабристов, с. 148). Ко времени восстания В. И. Пестель был полковником; 14 июля 1826 г. его произвели во флигель-адъютанты. К 1845 г. он был уже генерал-лейтенантом, к 1855 г. — сенатором, а через 10 лет — действительным тайным советником (см.: там же, с. 374–375). Кто был Рылеев: сын ли или родственник, бывшего при императрице Екатерине II петербургского губернатора или убитого в 1812 году генерала и на ком он был женат… — К. Ф. Рылеев был сыном Ф. А. Рылеева (ум. 1814), «бригадира екатерининского времени» (см.: Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2х т. М., 1980, т. 2, с. 8), «служившего главноуправляющим имениями княгини В. В. Голицыной» (Алфавит декабристов, с. 391). В 1819 г. К. Ф. Рылеев женился на дочери воронежского помещика Наталии Михайловне Тевяшевой (ум. 1853). … несколько человек детей, мал-мала меньше. — Сын Рылеевых Александр (род. 1823) умер младенцем в 1824 г.; кроме него в семье была еще дочь Анастасия (род. 1820). Вдова его от горя… тронулась в уме… отвергла милостивую заботливость государя… ни для детей. — По воспоминаниям Д. А. Кропотова, «вдова Рылеева получила семь или шесть тысяч рублей вспомоществования…» (Писатели-декабристы в воспоминаниях современников: В 2х т. М., 1980, т. 2, с. 22). По воспоминаниям другого мемуариста, известие о казни мужа она перенесла «твердо» (там же, с. 57). В 1833 г. она вышла замуж во второй раз. … и двух его братьев… — Кроме С. И. Муравьева-Апостола по делу декабристов проходили его младший брат, прапорщик Ипполит (1806–1826), член Северного общества, участвовавший в восстании Черниговского полка; он был ранен и застрелился (см.: Алфавит декабристов, с. 131, 358), и его старший брат, отставной полковник Матвей (1793–1851), один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, член Южного общества; участвовал в восстании Черниговского полка. Был осужден по I разряду, но по конфирмации приговорен в каторжную работу на 20 лет (срок был сокращен до 15).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010