Правила о церковно-приходских школах, высочайше утвержденные 13 июня 1884 года. – Одесса, 1884. Правила о церковных православных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквах. – СПб., 1904. Путинцев М, протоиерей. Алтай. Его святыни. Миссионерство… -М., 1891. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. – М., 1989. Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Алтае в XIX– начала XX века. Дисс. канд. ист. наук. – ГорноАлтайск, 2002. Реморов, Александр, протодьякон. Алтайский миссионер протоиерей Василий Вербицкий. Дисс. канд. богосл. – Загорск, 1984. Сатлаев Ф.А. Горный Алтай в составе России. – Горно-Алтайск, 1991. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно– гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Г. Барсов. Т. 1. – СПб., 1885. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. – СПб., 1869. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, отца архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Сведения об АДМ за шесть лет (с августа 1856 г. по август 1862 г.) начальника миссии, протоиерея Стефана Ландышева. – М., 1863. Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1982. Список населенных мест Сибирского края. Вып. Х. Ойротская область. – Новосибирск, 1928. Справочник по городу Бийску и Бийскому уезду за 1911 год. – Бийск, 1911. Справочная книга по Томской епархии за 1898/99 г. – Томск, 1900. Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 г. – Томск, 1903. Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. – Томск, 1911. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. – Томск, 1914. Тадыкин В.Н. К 100-летию «Грамматики алтайского языка»//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. Вып.9. – Горно-Алтайск, 1970. Тощакова Е. М. Алтайская женщина в дореволюционном прошлом//Ученые записки Горно-Алтайского НИИИЯЛ. – Вып. 2. – Горно-Алтайск, 1958. Тыбыкова А. Т. Происхождение алтайской письменности и современный этнокультурный процесс//Язык и культура алтайцев. – Горно-Алтайск, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Гончарова О. А. История становления и развития здравоохранения национальных районов юга Сибири в 1920–1941 гг. – Томск, 1995. Гончарова О. А. Культура, здоровье, здравоохранение: История народной медицины в Горном Алтае. – Горно-Алтайск, 1999. Гурьев В. Распространение христианства и развитие промышленности на Алтае//Томские губернские ведомости. – 1864. – 41. Демидов В. А. От Каракорума к автономии. – Новосибирск, 1996. Записки Алтайского миссионера Черно-Ануйского отделения священника Филарета Синьковского за 1876–1881 гг. – М., 1883. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской Духовной Миссии священника Василия Вербицкого за 1861 год. – М., 1862. Записки, находящегося в Бийском округе для обращения иноверцев к христианству, архимандрита Макария и братий его//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Записки Улалинского отделения Алтайской Духовной Миссии миссионера Иоанна Смольянникова за 1858 год. – М., 1860. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. – М., 1964. Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. – ГорноАлтайск, 2000. – 6–7. Ерошов В.В., Кимеев В.М. Тропою миссионеров. Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. – Кемерово, 1995. Из духовного наследия алтайских миссионеров. – Новосибирск, 2000. Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева , по ведомству православного исповедания за 1879 год. – СПб., 1881. Извлечения из записок сотрудника Алтайской миссии священника Василия Вербицкого за 1857 год. – М., 1859. Извлечения из путевых записок миссионера архимандрита Макария//Памятник трудов благовестников русских с 1793 по 1853 г. – М., 1857. История Сибири. – Т. 2. – Л., 1968. Исупов С. Бийск: острог, крепость, город. – Бийск, 1999. Казагачева З. С. Зарождение алтайской литературы. – Горно-Алтайск, 1972. Казагачева З. С. К истории народного образования//Кан-Алтай. – Горно-Алтайск, 1994. – Январь – март. Кацюба Д. В. Благотворительная роль Алтайской Духовной Миссии//Этнография Алтая. – Барнаул, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Крейдун Ю. А. Становление структуры миссионерских учреждений на Алтае//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т.2. -М. 2005. – С. 40–47. Крейдун Ю. А. 175 лет со дня основания Алтайской духовной миссии и приезда архимандрита Макария (М. Я. Глухарева) на Алтай//Алтайский край, 2005 г.: Календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2005. – С. 98–102. Крейдун Ю. А. Бийский Тихвинский женский миссионерский монастырь//Бийский район: История и современность/Отв. ред. Т.К. Щеглова: В 2 т. – Т. 1. – Барнаул, 2005. – С. 42–49. Крейдун Ю. А., Завидов Д. С. О личности святителя Макария//Бийск православный. К истории православия в городе Бийске (приложение к альманаху «Бийский вестник». – 2006. 1). – Бийск, 2006. -С. 90–97. Крейдун Ю. А. О принципах территориального обустройства Алтайской духовной миссии/Макариевские чтения: Материалы пятой международной конференции (21–22 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 15–23. Крейдун Ю. А. Храмы в честь святителя Иннокентия Иркутского в Алтайской духовной миссии//Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»/Отв. ред. Ю.П. Лыхин. – Вып. 5. – Иркутск, 2006. – С. 93–95. Крейдун Ю. А. Дневник миссионера Иоанна Штыгашева как источник по изучению взаимоотношений православных миссионеров с населением Урынхайского края в начале ХХ века//Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов Русского и Монгольского Алтая: материалы международной научной конференции (23–24 ноября 2006 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2006. – С. 164–166. Кривоносое Я. Е, Скворцова Т. И. Православные храмы Барнаула. – Барнаул, 2001. Колоткин М.Н. Христианизация алтайцев в XVIII в.//Макарьевские чтения: материалы второй международной конференции (21–22 ноября 2003 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск, 2004. Ландышев Вас., свящ. Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Владимире, Архиепископе Казанском и Свияжском, бывшем начальнике Алтайской и Киргизской миссии//Томские епархиальные ведомости. – 1900. – 21.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СВЯТО-МИХАЙЛО-АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 385791, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, д. 5 Телефоны: 8 (928) 268–26-60, 8 (928) 404–85-60 Сайт: http://mihaiLov-monastir.narod.ru/index.htmL Email: mihailov-monastir@yandex.ru Наместник: Игумен Герасим (Боняев) Условия приема: по направлению «Майкоп-Хаджок» до поселка Победа. СВЯТО-ДМИТРИЕВСКИЙ ХРАМ ПОС. КАМЕННОМОСТСКИЙ 385730, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Каменномостский, ул. Ленина, д. 5а Телефон: 8 (87777) 5–35-05 Настоятель: иерей Ростислав Евенко, телефон: 8 (909) 461–87-70 Проекты: Режим работы: Условия приема: Как добраться: от автовокзала г. Майкопа автобусом 9 до остановки «Хаджок». СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ П. ТУЛЬСКИЙ 385798, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Тульский, ул. Октябрьская, д. 22. Телефон: 8 (87777) 2–22-25 Настоятель: игумен Антоний (Яворский), телефон: 8 (918)357–05-02 Проекты: Режим работы: Условия приема: Как добраться: от железнодорожного вокзала г. Майкопа автобусом 127 до конечной остановки. Алтай республика МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Северная, д. 10 Телефон: 8 (38822) 2–23-62 Факс: 8 (38822) 4–77-30 Сайт: www.mintrud-aLtay.ru Email: mintrud@minwork.gorny.ru Министр: Сумин Геннадий Петрович, телефон: 8 (38822) 2–81-15 Заместители министра: Кохоев Артур Павлович, телефон: 8 (38822) 2–51-62 Сазонова Вера Захаровна, телефон: 8 (38822) 2–44-43 Зубакин Алексей Федорович, телефон: 8 (38822) 4–77-36 Отдел социального развития Начальник отдела: Сазонова Вера Захаровна, телефон: 8 (38822) 2–44-43 Заместители начальника отдела: Лыкова Ирина Дьимжайевна, телефон: 8 (38822) 4–77-31 Плахотнюк Ольга Анатольевна, телефон: 8 (38822) 4–77-31 УЧРЕЖДЕНИЯ Специальных учреждений для бездомных нет. По конкретному человеку обращаться к начальнику Отдела социального развития. ПРАВОСЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ 649007, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Матросова, д. 5 Телефон: 8 (38822) 2–24-77

http://azbyka.ru/zdorovie/pomoshh-bezdom...

Горно-Алтайск. Кафедральный собор Макария Алтайского (Глухарева). Макариевская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство церкви начато в 2004 году, в 2006 году состоялось освящение храма. В дальнейшем рядом с церковью были построены здания воскресной школы, трапезная, водосвятная часовня и др. Все здания построены с имитацией древнерусского деревянного зодчества. Церковь является практически точной копией церкви Николая Чудотворца в Саввинской слободе близ Звенигорода. Храм постройки XXI века, расположенный на левобережье, в пойменной части р. Каяс, левого притока р. Маймы, имеет сложную форму – восходящую ступенчатость, несмотря на лежащие в его основе простые объемы. Современное видение объединяет различные стилевые направления. Трапезная двухскатная, фактически сращена с притвором, над которым находится колокольня. В процессе строительства проект был изменён с добавлением с запада сруба, завершенного килевидной бочкой, который стал выполнять функции притвора. Восьмигранная, крытая небольшим шатром и увенчанным главкой с крестом над трапезной колокольня, несколько нарушает традиционную схему храма. Граненность колокольни напоминает башенки русских фортификационных сооружений, а вид просветов с балясинами и перильцами на ней — садово-парковую беседку, деталь, заимствованную из светской архитектуры. Высота сруба определяет основную часть - церковь, в высокую двухскатную кровлю которой врезано основание для главки с крестом. Объём составлен из срубов. Каждый сруб увенчан своеобразной кровлей. Трапезная покрыта простой двухскатной кровлей. Боковые крыльца имеют фронтончики, притвор - бочковидное завершение. Боковые нарядные крыльца напоминают древнерусские жилища, красиво украшенные парадные входы и воспринимаются как сложные и ярусные. Боковые и главный вход выполнены в едином стиле, с акцентом на оформлении. Западное крыльцо высокое, с перилами. Марш-сходы двухсторонние, напоминающие дворянские усадьбы. Красиво оформленная торцевыми выходами церковь и аскетичный пятигранный алтарь также создают сложный объём. Значительность объема алтаря подчеркивается линией карниза, которая на несколько венцов повыше трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=11471

Уже после освящения в храме монтируется тябловый иконостас, иконы которого написаны под руководством уроженца Горно-Алтайска архимандрита Алипия в иконописной школе при Тобольской Духовной семинарии. После того как храм начал действовать, у его входа народным умельцем по собственному почину сделан резной крест — распятие. С января 2007 года по 3 ноября 2016 года настоятелем храма, а после его почетным настоятелем храма является иерей Павел Иванович Богомолов. К июню 2007 года завершается строительство трапезной и просфорной. В августе 2007 года начинается возведение воскресной школы в два этажа, запущенной в 2017 году, и здания администрации. «С самого начала храм задумывался, как памятник всем миссионерам алтайским. Как напоминание о том, что мы в России живём. Мысль такая, что этот храм должен стать как бы кусочком Руси. А все последующие стройки пытались проводить в каком-то едином ансамбле. Всё задумывалось как единый комплекс... Е. Гаврилов, 5 декабря 2017 г. Информация предоставлена иереем П. И. Богомоловым Первый храм Горно-Алтайска, который путник встречает, въезжая в город, является Свято-Макариевский. Основной целью Алтайской Духовной Миссии стало христианское просвещение коренного населения Алтая. Создателем Алтайской Миссии, св. преподобным Макарием (Глухарёвым) была разработана система миссионерской деятельности, направленная на изменение всех сфер жизни коренных народов Алтая. За годы деятельности Алтайской Миссии была создана сеть миссионерских поселений, храмов, монастырей, систем учебных и благотворительных заведений. В начале 40-х годов XIX века была создана письменность на алтайском языке на основе русской графики. В 1868 году Миссией создан букварь на алтайском языке, в 1869 - грамматика алтайского языка. Так, в недалёком прошлом единственный город в республике Алтай - Горно-Алтайск - это инородческие села Улала и Ойрот-Тура, богатые своей неповторимой историей. 180 лет назад архимандрит Макарий Глухарёв в маленьком селении Улу Уул основал миссионерский стан - Алтайскую Духовную Миссию, которая дала толчок развитию поселения. После долгих дискусссий, годом основания села Улала решили считать 1824 год, ссылаясь на книгу первого алтайского священника Михаила Чевалкова " Памятное завещание " . Как живой памятник всем алтайским миссионерам, как продолжение их дел, задумывался Горно-Алтайский храм в честь преподобного Макария Алтайского. В 2002 году по благословению Владыки Максима, епископа Барнаульского и Алтайского начинается строительство церкви. В 2003 году был залит фундамент, в мае 2004 года в Свято-Макариевском храме прошла первая литургия. Куполом молящимся служило небо, и ветер свободно гулял между пустых оконных пролётов, пока возводился дом Божий на народные пожертвования. Осенью того же года на крыше церкви появился первый деревянный купол. С 2005 года в храме проводятся регулярные службы, создаётся постоянная община.

http://sobory.ru/article/?object=11471

В 2011/2012 уч. г. учебная дисциплина «Расколоведение» была введена в учебные планы Минской духовной академии. Вне всякого сомнения, изучение современных церковных расколов позволит будущим пастырям более глубоко осознать упование Церкви, ежедневно возносящей к Престолу Всевышнего молитвенное воздыхание «о мире всего мира… и соединении всех». Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. – М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 2002. – С. 88; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1917-1997. – Ч.2. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 161. Глубоковский Н.Н. Указ. соч. – С. 89; Добромыслов В.П.Макарий Булгаков, митрополит Московский как расколовед. В 2-х ч. – Рязань, 1900; Кузоро К.А. Преподавание истории и обличения церковного раскола на миссионерских отделениях духовных академий и семинарий второй половины XIX – начала XX вв.: по архивным данным/Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции (21-23 ноября 2009 года)/Отв. ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2009. – С. 43-48; Синицына Н.В. К истории раскола последней трети XVII в. (Соловецкое и Московское восстания)/ Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.7. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – С. 501. Определение Святейшего Синода 1127 от 25 мая – 14 июня 1888 г. об открытии самостоятельных кафедр по истории и обличению русского раскола и сектантства в 12 духовных семинариях//Церковные ведомости. – 1888. - 26. – С. 163; Синицына Н.В.Указ. соч. – С. 501; Смолич И.К. Указ. соч. Ч.1. – С. 461, 467-468. Кузоро К.А . Исследование старообрядчества в духовных академиях второй половины XIX – начала ХХ вв./Макарьевские чтения: материалы шестой международной конференции (21-23 ноября 2007 года)/Ред. В.Г. Бабин. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. – С. 164-172 ; Смолич И.К. Указ. соч. Ч.1. – С. 485-486. Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под именем старообрядства. – Изд. 1-е: СПб., 1855; Изд. 2-е: СПб., 1858; Изд. 3-е: СПб., 1889.

http://bogoslov.ru/article/2468960

Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу 1 сентября, 2016. Новостная служба Мощи просветителя алтайцев были доставлены к месту закладки нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск 1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая. Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии. После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры! С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет. Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-zabyit...

18 . Польский Михаил , свящ. Положение Церкви в Советской России: Записки бежавшего из России священника/Священник Михаил. СПб, 1995. 19 . Виноградов Василий , прот. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона//Церковно-исторический вестник, 1998. 1. С. 8–40. 20 . Георгий (Шавельский), прот. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. В 2 т. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. 21 . Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России. М.: Сретенский мон-рь, 1995. 22 . «Чертог Твой вижду, Спасе мой…»: Архим. Даниил (Сарычев): Жизнеописание. Воспоминания духовных чад. Избранные проповеди. М.: Техинвест, 2009. 23 . Иоанн (Крестьянкин) , архим. Проповеди. Размышления. Поздравления. М.: Правило веры, 2007. 24 . Московский старец протоиерей Николай Голубцов. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. 25 . Василий (Кривошеин) , архиеп. Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1996. 26 . Акафист иже во святых отцу нашему святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России чудотворцу. М.: Изд. Донского мон-ря, 1993. 27 . Донская икона Божией Матери. М.: Изд. Донского мон-ря, 1991. 28 . Попов А. В. Православная Церковь Америки: От духовной миссии к Поместной Церкви//Макарьевские чтения, посвященные 210-летию со дня основателя Алтайской духовной Миссии Св. Макария: материалы первой международной конференции. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет. 2002. – С. 82–89. 29 . Сайт Москва. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://moskvam.ru (дата обращения 11.02.2011). 30 . Официальный сайт Московской Патриархии. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://patriarchia.ru (дата обращения 12. 06. 2011). 31 . Сайт Православие. Ru. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://pravoslavie.ru (дата обращения 13.06.2011). 32 . Сайт Русское небо. – 2011 [Электронный ресурс] URL: http://rus-sky.com (дата обращения 25.09.2011).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Кацюба Д. В. Алтайская Духовная Миссия: Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. – Кемерово, 1998. Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария//Сборник исторических материалов о жизни и деятельности архимандрита Макария Глухарева. – Орел, 1897. Крейдун Ю. А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище. – Барнаул, 2001. Крейдун Ю. А. Деятельность архимандрита Макария на Алтае//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 11–21. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. План миссионерских построек архимандрита Макария (Глухарева)//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001. -С.262–267. Крейдун Ю. А. Первый каменный храм в Горном Алтае//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Вып. XII. – Барнаул, 2001 . – С. 267–270. Крейдун Ю. А., Скворцова Т.В. Бийский Тихвинский женский монастырь//История Православия на Алтае: Сб. статей/Ред. – сост. Ю. А. Крейдун, К. Н. Метельницкий. – Барнаул, 2001. – С. 30–42. Крейдун Ю. А. «Патмос» в Горном Алтае: Из истории первого миссионерского храма в Чемале)//Образование и социальное развитие региона. – Барнаул, 2001. – 3–4. – С. 78–82. Крейдун Ю. А. Возникновение Алтайской духовной миссии//«К Свету»: Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг: Альманах. – Вып. XX. – М., 2002. – С. 42–43. Крейдун Ю. А. Первый миссионерский стан на Алтае//Алтайский архивист. – Барнаул, 2002. – 2(4). – С. 74–78. Крейдун Ю.А. Деятельность архимандрита Макария (Глухарева) по обустройству первых миссионерских станов на Алтае//Макарьевские чтения: Сб. научных статей/Отв. ред. В.Г. Бабин, С.К. Носов. – Горно-Алтайск, 2002. – С. 10–14. Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. – Барнаул, 2003. – С. 117–123.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010