Архим. Макарии о. В. М. Знаменского и в одушевленной беседе с ним, между прочим, вновь убедился, с какою великою любовию и глубоким почтением относится он к светлой памяти присно-незабвенного о. Макария. о котором обещался мне, по возможности, сообщить и новые сведения, тем более в виду того, что и для Белева с его уездом знаменитый Архимандрит – Миссионер чуть ли ни также дорог и памятен, как для смежного с ним Болхова и его уезда. В другом своем письме ко мне от 3 октября текущего 1896 г., достопочтенный о. В. М. Знаменский, в предположении, что мною напечатано что-либо новое, просит меня прислать ему это на память, „Особенно, – пишет он, – по собранию сведений о жизни и дорогих писаниях блаженной, если не сказать святой, памяти о. Архимандрита Макария, почивающего в г. Болхове. Я почитаю, – продолжает он, – о. Макария как бы уже прославленного и причтенного к лику Святых Угодников Божиих. Ваши произведения, – заключает он, – я приму как бы из рук Преподобного отца Архимандрита Макария на поучительную память мне и благословение». XXXI Благодарение Господу, что и для жителей г. Белена дорога память о. Макария, так глубоко чтимая жителями г. Болхова, среди которых в недрах земли почивает он сном смертным, но и живет всегда с ними своим бессмертным духом. И знаменательное явление – от Волхова (Орловской губернии) чрез Белев (Тульской губ.) до Козельска (Калужской губ.) или даже от Орла до Калуги, так сказать, особенно популярно имя Макария, благолепно украшавшее и украшающее доселе нескольких дорогих для сего срединного края Руси православной лиц; и именно, прежде всего в Болховской Оптиной пустыни и в самом Болхове достойно носил это имя великих подвижников древности о. Архимандрит Макарий, Алтайский Миссионер, уроженец соседственного с названным краем г. Вязьмы, Смоленской губ. Для Белевской Жабынсвкой Макарьевской пустыни и для самого Белева дорого святолепно чтимое имя Препод. Макария Жабынского, Белевского Чудотворца; для Козельской Оптиной пустыни и смежного с нею Козельска незабвенно имя известного всей России о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Г. Малькова и Н. С. Голицына состав совета существенно изменился: его возглавил кн. Н.С. Голицын, а Мальков стал его ближайшим помощником. И сразу же возникли разногласия внутри Совета и с миссионерами, а затем деятельность Совета приобрела скандальный характер 258 , поэтому в августе 1868 г. государыня императрица через обер-прокурора гр. Д. А. Толстого объявила Совету Миссионерского общества, что «в видах правильного развития деятельности Миссионерского Общества она изволит признать, чтобы на будущее время главное управление Общества, находящееся ныне в Санкт-Петербурге, перенесено было в Москву под председательство тамошнего митрополита Иннокентия, близко знакомого по собственному опыту с миссионерским делом и с Сибирским краем» С. 169–170]. Император Александр II в апреле 1869 г. повелел упразднить петербургский совет общества, а императрица обратилась к митр. Московскому Иннокентию (Вениаминову) с предложением составить новый устав общества. Владыка доверил составить его архим. Владимиру (Петрову), который привлек находившегося в это время в Казани алтайского миссионера иером. Макария (Невского) . Новый устав Православного Миссионерского общества (ПМО) обсуждался с видными иерархами и церковными деятелями и 21 ноября 1869 г. был утвержден императором. Устав содержал 65 статей – вступительные статьи и 6 основных разделов: 1-й – цель и действия общества, 2-й – состав общества, 3-й – права и обязанности членов общества, 4-й – средства общества, 5-й – Совет и общие собрания, 6-й – комитеты и местные общие собрания. По уставу ПМО состояло под покровительством императрицы (супруги царствовавшего на тот момент монарха) (ст. 1) и под высшим наблюдением Св. Синода (ст. 2); его председателем являлся митр. Московский (ст. 3); делами общества заведовали московский совет под председательством московского митрополита и епархиальные комитеты под председательством местных преосвященных (ст. 4). ПМО ставило цель содействовать деятельности православных миссий. Помощь общества первоначально обращалась к миссиям в пределах Восточной России, а по мере появления средств могла распространяться на миссии в других частях империи (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К помощи или защите светских властей прибегать только в случае опасности для жизни миссионеров, если это будет заметно со стороны более фанатических язычников, напр. шаманов. Сами члены миссии должны жить в мире и взаимной любви, подчиняться своему начальнику, вести трезвую и достойную жизнь и тем подавать инородцам пример христианской жизни. Кроме этой инструкции XVIII века, Макарий получил еще и высочайше утвержденную инструкцию 1826 года о льготах для крестившихся инородцев (освобождение на три года от податей) и о способах сношения со светскими властями. Для устройства миссии Макарий получил походную церковь (шатер) и все необходимое для совершения богослужения: сосуды, облачения и богослужебные книги. Немного позже от митр. Филарета Макарий получил некоторое количество его Катехизиса (краткого) и другие нравоучительные книги. По началу Макарий получил на устройство миссии и содержания ее сотрудников 990 рублей. 3 августа 1830 года Макарий и два его сотрудника, семинаристы Тобольской семинарии, двинулись в путь на Алтай. 29 августа добрались они до г. Бийска, где первоначально и остановились. Отсюда Макарий совершал поездки по Алтаю для ознакомления с краем и его обитателями. В мае 1831 года Макарий перенес свое местожительство в селение Улала. Здесь жили три русских поселенца-пчеловода и четыре семьи ранее крещенных червенских татар и 15 семей некрещенных телеутов. Со стороны последних, Макарий сразу заметил очень враждебное отношение. При его прибытии они покинули Улалу, чтобы быть подальше от миссионера. Тогда Макарий переселился в соседнее селение Майму и жил там в избе крещеного татарина. В 1832 году здесь был построен особый дом для миссии. Однако, в 1834-м году Макарий, решил сделать центром миссии с. Улалу, где он и оставался до начала 80-х годов XIX в. Первое крещение одного молодого татарина произошло 7 сентября 1830 года, и эту дату нужно считать началом Алтайской миссии. Из «Записок», Писем и «Мыслей о способах к успешному распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в российской державе» (составлено около 1836–37 гг.) (4) можно составить представление в каком духе и какими способами Макарий миссионерствовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Тем не менее колонизация инородческого Алтая, заселение его русскими крестьянами – конечно, осмотрительно и в надлежащих размерах – несомненно, желательно и может принести большую пользу инородческому населению. Необходимо только, чтобы переселенцы были действительно новоселы, то есть переселившиеся прямо из густонаселенных губерний Европейской России, и непременно православные, а не раскольники или сектанты. Полного обрусения инородцев Алтая можно достигнуть только чрез православное русское крестьянство. Стоя на низкой ступени культурной жизни, алтайские инородцы, говоря вообще, готовы и достаточно способны к восприятию русского быта и гражданственности как более лучшей формы жизни; все алтайцы точно так же признают превосходство христианства пред своей «черной верой» и готовы к принятию его как высшей веры. Как на пример можно указать на старокрещеных оседлых инородцев, которые чрез два-три поколения настолько обрусели, что ни по быту семейному и общественному, ни по чертам лица уже не отличаются от русских. Из всего сказанного о природе и населении Алтая нетрудно видеть, что он представляет одну из замечательнейших местностей нашего обширного отечества: Западный и отчасти северный Алтай, населенный исключительно русскими, помимо изобилия минеральных богатств, благодаря только прекрасному климату и плодородию почвы является благодатным, золотым краем и несомненно мог бы стать житницей по крайней мере всей Западной Сибири; нужно только, как сказано выше, позаботиться о развитии производительности и разумном пользовании природными богатствами Алтая, а также об устройстве удобных путей сообщения и торговых пунктов для сбыта излишка продуктов местной производительности. Центральный и северо-восточный Алтай, населенный инородческими племенами с их своеобразным бытом, нравами, воззрениями, представляется интересным и важным в этнографическом отношении. Но для того чтобы сделаться чисто русским краем, инородческий Алтай нуждается в посторонней помощи – в нравственной и материальной поддержке со стороны самих русских: устройство достаточного количества православных храмов и церковно-приходских школ, увеличение образовательных и материальных средств Алтайской Духовной миссии, искренние отношения к инородцам, основанные на справедливости и братской любви, в непродолжительное время могут сделать некогда дикий, но теперь начавший возрождаться, способный к восприятию русской культуры и просвещения инородческий Алтай не только истинно русской страной, но и важным пунктом распространения православия и национального русского духа среди других многочисленных и разноплеменных инородцев Сибири. Алтайская миссия сделала и неослабно делает свое великое и святое дело на Алтае, – остальные сыны Православной Русской Церкви и отечества должны помочь ей окончить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Впрочем, связи с Алтайским краем посол Суриков не порвал, наладив туда поставки тракторокомплектов «Минского тракторного завода». Данный бизнес позволил послу прекрасно устроиться в белорусской столице, откуда он, по всей видимости, не собирается уезжать. Как утверждают информированные лица, Сан Саныч построил на Голубых озерах шикарный личный коттедж с проведенной асфальтовой дорогой. Пример Украины показывает, к чему может привести деятельность посла-самоучки, ангажированного политическим руководством и бизнес-элитой страны пребывания. Александр Суриков, с нашей точки зрения, ведёт Белоруссию к такому же прозападному майдану, к какому уже привёл Украину Михаил Зурабов. И это в то время, когда профессиональный дипломат Андрей Карлов гибнет в Турции на рабочем посту, поскольку верой и правдой отстаивал интересы России!» (8) Итак, все основные и безусловные последствия арестов на данный момент касаются самых главных изменений - изменений в восприятии политики белорусского государства и лично А.Г.Лукашенко, а также общей идеологическо-политической обстановки в стране. Изменения во внутриполитической жизни Белоруссии и политике Кремля не мгновенны, будут проявляться постепенно и зависеть от дальнего развития событий, связанных с укреплением или ослаблением единства двух государств Русского Мира. Если прозападной группировке в недрах белорусской власти удастся развернуть борьбу с Русским миром, то это будет иметь самые разрушительные последствия - как в плане экономическом, так и политическом, а вслед за этим - и в гуманитарном. Критичность экономических связей для Республики Беларусь подтверждается тем, что, несмотря на экономический спад в России и на «потепление» в отношениях с Западом, доля белорусского экспорта в Российскую Федерацию существенно растет к вящему неудовольствию прозападных организаций . И если на продаваемые в Европу бензин и сталь Минск сможет найти альтернативных покупателей, то на жестко распределенные рынки продовольствия и промышленной продукции Европы Белоруссию могут пустить только чисто символически, для пропаганды (как это имеет место в случае с Украиной и Молдовой).

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Второй, средний, пояс состоит из черни, или густого леса хвойных деревьев: лиственницы, ели и кедра. На верхней окраине черни лес становится реже, ель и кедр остаются внизу, а на горы поднимается только лиственница, последние ряды которой распределяются врассыпную и по большей части состоят из голых стволов. Третий, верхний, пояс – пояс высоких плоскогорий и белков – не имеет уже леса и заключает в себе так называемую «альпийскую» растительность, которая состоит из некоторых видов трав и цветов, а также зарослей можжевельника и карликовой березы. Более всего украшают этот пояс альпийская фиалка, альпийский желтый мак и лютик. Цветы высоких гор Алтая замечательны тем, что легко уживаются с холодом: среди лета их иногда заносит снег, но это нисколько не портит их красоты; не мешают им заканчивать свое цветение даже кусочки льда, в которые обращаются от холода капли воды, скопившиеся в цветочной чашечке. Самые высокие гребни гор покрыты вечным, никогда не тающим снегом, а ниже линии вечных снегов лежат болотистые пространства, усеянные каменными глыбами и известные потому под названием каменных болот. В пределах Алтая нижний пояс простирается приблизительно до высоты 4200 футов, средний лежит между 4200 и 6500 футами, и пояс альпийской растительности – между 6500 и 7500 футами над уровнем моря 87 . Что касается линии вечных снегов, то она неодинакова: на скатах, обращенных к северу, она ниже, чем на южных, подверженных непосредственному действию солнечных лучей. На последних она достигает высоты около 8500 футов 88 , то есть на 1000 футов выше, чем средняя высота линии вечных снегов на остальных скатах Алтайских гор. Такова природа Томского Алтая. Разнообразие, красота и величие видов, а равно прекрасный и здоровый климат многих местностей привлекают сюда летом немало посетителей, преимущественно из населения соседних городов, как с целью отдохнуть от душной, суетной городской жизни и запастись силами среди роскошной и благодатной природы Алтая, так и для ознакомления с этим во многих отношениях интересным краем, так что Алтай представляет для жителей сибирских городов, в особенности для тех, которые прибыли в Сибирь из Европейской России, то же самое, что и Швейцария для европейцев. Из множества замечательных местностей Алтая более всего посещается нижняя долина реки Чарыша, богатая роскошными картинами, где находятся известный Колыванский завод, знаменитое Колыванское озеро, поражающая впечатлением долина ревущего Коргона, высокая гора Синюха, с которой открываются зрителю разнообразнейшие и прекраснейшие алтайские виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Наконец... можно учредить окружную митрополию и в Поволжье, с его многочисленным, по местам, инородческим населением». Таково мнение архипастыря, которому суждено было познакомиться и с Приволжским краем, и с другими русскими окраинами, переживающими одинаковую борьбу с врагами св. Церкви. Владыка архиепископ Никандр признаёт это объединение разных окраинных епархий делом первостепенной важности. К сожалению, эта мера, „безотлагательно необходимая» и „существенно полезная», доселе не осуществлена. Но это не препятствует всё-таки стремиться к её осуществлению. Действительно, при нынешней разрозненности миссионерской деятельности разных епархий, при стремлении некоторых деятелей даже вовсе обособиться, при разных мнениях по основным вопросам миссии самих миссионеров, –очевидно, „безотлагательно необходима» другая система миссии: строго продуманная до мельчайших подробностей и вполне объединённая деятельность всех, кто призван на служение Церкви. Враждебные православной Церкви элементы не дремлют: они объединены, одной и той же мыслью и целью – как можно более оторвать от Церкви православной её сынов. И мы, все православные, должны ответить тем же: мы должны все объединиться вокруг своих архипастырей, направляющих к единой цели все силы церковные – наиболее целесообразно. А эта наибольшая целесообразность и может быть достигнута при осуществлении мысли архипастыря Литовского об учреждении Приволжской митрополии, в целях „объединения, согласования и усиления» миссионерской деятельности православия в этом крае. Миссионер . Сведения о современном положении Алтайской миссии Алтайское племя калмыков, по самому свойству своему, миролюбиво, робко и, за весьма редкими исключениями, представляет инертную массу. До последнего времени Алтай был предан шаманству, но мало способен деятельно проявлять свои религиозные воззрения и противодействовать проповеди христианства. Калмыки даже были готовы признать последнее за лучшую религию, особенно в виду его государственного положения и, если многие из них ещё колебались в своём религиозном заблуждении, то вследствие второстепенных причин своей природной малой предприимчивости, привязанности к родным обычаям и страха пред неизведанным будущим. Последнюю причину можно даже рассматривать как главную: калмыки боялись неблагоприятной перемены в их экономическом положении, в связи с принятием ими христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По южной границе Сибири тянутся высокие горы, весьма богатые различными металлами и драгоценными камнями. Здесь добывают золото, серебро, медь, свинец и железо. В этих же горах берут свое начало все большие Сибирские реки: Обь, Енисей, Лена, Амур и др. Все большие Сибирские реки, за исключением Амура, текут на север и впадают в Северный Ледовитый океан; Амур же течет по Южной Сибири и впадает в Охотское море. Население Сибири немногочисленно, но очень разнообразно; оно состоит из русских и инородцев. Русские населяют самые лучшие места и занимаются земледелием, скотоводством, горным промыслом и др. Особенно успешно занимаются земледелием те русские поселенцы, которые живут у подошвы Алтайских гор. Инородцы в Сибири большей частью ведут кочевой образ жизни и занимаются в тундре разведением оленей и рыболовством, в тайге – звероловством, а в степях – скотоводством. Инородцев в Сибири очень много, но более замечательны из них следующие: Самоеды, Остяки, Тунгусы, Буряты, Чукчи и др. Сибирские степи, составляя продолжение Киргизских степей, тянутся далеко к югу и сливаются с Туркестанскими степями. Туркестан – безлесная, безводная и самая жаркая страна в Азиатской России. Лето в Туркестане бывает до того жарко, что здесь на полях с успехом производят рис и даже хлопчатник. Почва в Туркестане довольно плодородная; так, например, пшеница здесь урождается сам-сорок, а рис и просо – сам-сто и более. Но такие хорошие урожаи удаются только при обильном орошении, без которого земля при здешних палящих жарах ничего не родит. Орошение полей жители Туркестана производят при помощи особых каналов, по которым они очень искусно проводят на поля воду из ближайших рек и озер. Кроме земледелия, здешние жители с успехом занимаются еще садоводством и шелководством. Из городов Туркестана особенно важен многолюдный Ташкент. В Ташкенте живет генерал-губернатор, управляющий всем Туркестанским краем. 9. Днепр Река Днепр берет свое начало в Смоленской губ. и течет к югу, в Черное море. По его берегам и островам местами растет береза лесами и перелесками. Местами низкие берега его залиты водой. Это плавни, где растут осока да камыш, которые идут на крыши и топливо. Ниже Екатеринослава Днепру заграждают путь камни. Он бурлит и пенится, протекая через них и местами свергается водопадами. Это Днепровские пороги. Их насчитывают девять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Сегодня колхозники с фермерами ненавидят друг дружку как два враждебных класса и самосознания. Но молиться на свою земелюшку, как русский крестьянин молился, ни фермер, ни колхозник одинаково не будут, хоть частник, конечно, как хозяин куда рачительней и трудолюбивей наемного сельхозрабочего. Ушло то мироощущение крестьянское, когда землю понимали как принадлежащую Богу и несли за нее ответственность как перед Богом. Но что в крестьянстве осталось старого – это закваска. Так или иначе, именно крестьянин не начнет работать в полную силу на земле, пока не почувствует в оплате плодов своего труда совершенную справедливость. И будет сидеть на печи, а «по копейке за килограмм» говядины или картошки богатеть согласится только за колхозно-совхозный счет, зная про себя, что хлебушек у него всегда будет или картошка, да и чего-то еще на дармовщинку ухватит, ну а колхозы эти – пусть разоряются. Когда там молока да мяса не станет у них-то, в городах, вот тогда и придут, и в ножки поклонятся. И выходит, что государство наше, которое как смерти и должно бояться банкротства крестьянских хозяйств, думая, что берет за горло крестьянина, – душит самое-то себя. Но вот абсолютный самодержец по доброй своей воле так-то раскрепостил русского крестьянина: земля отдана была с выкупом, который растянут был на многие годы, но уже в следующее царствование выкупные долги крестьян были прощены; крестьянский банк давал беспроцентный кредит, вся пахотная земля была справедливейшим образом оценена (действовал кадастр); вдобавок действовал закон, запрещающий отчуждать у крестьян землю, то есть банкротить, предположим, чтоб после за долги отнимать… Не было ни демократии, ни конституции! Что же у нас-то, в конце концов, происходит? Постижимо ли уму – это сегодня крестьян закрепощают, а при царе отпускали на волю, да еще ведь кто отпускал? Алтайским краем, землями этого края владела сама царская семья – и просто даровала этот край, эти земли поджатым семейными разделами крестьянам. Безвозмездно! Переселенцам давали еще и подъемные, чтоб было с чего начинать. Сегодня существует одно объективное препятствие для свободы собственности на землю. Разведанные и неразведанные недра – вот сегодня основное богатство земли. Как ни оцени землю, но если там нефть или руда – окажется, что скупят по дешевке-то богатейшие недра. Но ведь можно решить разумно этот вопрос, если хотеть. В 1861 году были такие же казавшиеся неразрешимыми вопросы, но решались в конце концов. Реформа произошла. Потому главное решили – раскрепощаем. И чтоб крестьянам было выгодно уходить с барщины – как вот из колхозов, – создавали особые льготные условия. Хотели. Могли. Ни государь, ни государство в его лице не отстаивало только свой корыстный интерес. А народно-избранные теперь о чьей пользе пекутся? Даже глухой и слепой не скажет – что о пользе народа.

http://azbyka.ru/fiction/gefsimanskoe-vr...

Русская Православная Церковь имеет в Республике А. 3 благочиния (Горно-Алтайское, Акташское и Онгудайское), входящие в юрисдикцию Барнаульской и Алтайской епархии ; 20 приходов, из к-рых 9 приписных. Окружной благочинный служит в ц. Преображения Господня в Горно-Алтайске. Кроме Горно-Алтайска правосл. приходы имеются в селах Онгудай, Акташ, Чемал, Майма, Бирюля, Усть-Кокса, Усть-Кан, Шебалино, Паспаул, Александровка, Усть-Муны, Чоя, Артыбаш, Турочак, Кебезень, Усть-Улаган, Балыктуюль, Ко и Балыкча. В 3 последних приходах (Улаганский р-н) все прихожане - алтайцы, на богослужениях в этих приходах используется значительное число молитвословий на алтайском языке. Среди коренного населения Горного Алтая в XIX - нач. XX в. Православие распространялось благодаря деятельности Алтайской духовной миссии , центральный стан к-рой находился в Улале (совр. Горно-Алтайск). Старообрядчество. Общины старообрядцев в Республике А. почти все принадлежат к часовенному согласию, общины немногочисленны: в Горно-Алтайске и селах В. Уймоне, Мульте, Замульте, Гагарке (Уймонская долина). Старообрядцы, преимущественно заводские и крепостные крестьяне, переселялись в различные р-ны Сибири в XVIII в., в т. ч. на Горный Алтай (в «камень»), где получили прозвание «каменщиков». Горный Алтай - ущелья верхнего течения Бухтармы и ее притоков, верховья Катуни - ассоциировался в народном сознании с Беловодьем (см. Беловодская иерархия ) - легендарной страной, где процветала старая вера. Католичество. В 2000 г. существовала католич. община в с. Иогач Турочакского р-на (зарегистрирована 13 сент. 1999). Протестантизм и сектантство. В 2000 г. существовали протестант. орг-ции, появившиеся на территории республики в 90-х гг. XX в.: евангельская община «Благодать», орг-ция пятидесятников «Новая жизнь» (Горно-Алтайск), 2 общины адвентистов седьмого дня (Горно-Алтайск и с. Озеро-Куреево Турочакского р-на), община Свидетелей Иеговы (Горно-Алтайск). Ислам. В республике 2 мусульм. орг-ции: религ. объединение с. Тобелер Кош-Агачского р-на (зарегистрировано в дек. 2000, относится к Духовному управлению мусульман азиатской части России) и община мусульман в Горно-Алтайске (зарегистрирована в марте 2000).

http://pravenc.ru/text/115082.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010