Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание субъект Российской Федерации в составе Сибирского федерального округа. Территория - 95 732 кв. км. Центр - г. Кемерово (до 1918 с. Щеглово, до 1932 г. Щегловск). Область расположена на юго-востоке Зап. Сибири, занимает отроги Алтая, граничит на севере с Томской обл. , на северо-востоке - с Красноярским краем , на востоке - с Хакасией , на юге - с Республикой Алтай , на западе - с Алтайским краем , на северо-западе - с Новосибирской обл. В недрах обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменные и бурые угли, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты и др. На территории области расположены заповедник Кузнецкий Алатау и Шорский национальный парк. Население - 2 750 829 чел. (2012). Национальный состав: русские - ок. 92%, татары - ок. 1,7%, украинцы - ок. 1,3%, немцы - ок. 1%, представители др. национальностей (шорцы, чуваши, белорусы, армяне, азербайджанцы и др.) - ок. 2%. История Освоение природных богатств Кузнецкой земли началось в XVII в., в начале столетия были основаны Томск (1604) и Кузнецкий острог (1617-1618). В 1698 г. царь Петр I Алексеевич , узнав о найденных у р. Золотой Китат серебряных рудах, дал предписание томскому воеводе «содействовать... рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Вскоре были открыты серебряные руды Салаира, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. В 1721 г. рудознатец М. Волков обнаружил на берегу р. Томь «горелую гору» и стал первооткрывателем кузнецких углей. Первым интерес к разработке кузнецкого угля проявил уральский промышленник А. Н. Демидов. В 1747 г. Колыванско-Воскресенские заводы Демидова с прилегающими к ним недрами перешли в собственность имп. семьи, с этого времени большая часть Кузбасса, вошедшая в Алтайский горный округ, находилась в ведении Кабинета Ее (Его) Имп. Величества. Промышленное освоение Кузнецкой земли началось в кон. XVIII в., появились предприятия: Томский железоделательный, Гавриловский и Гурьевский сереброплавильные заводы, Сухаринский и Салаирский горные рудники. В 1891-1916 гг. была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, что способствовало дальнейшему развитию в Кузбассе добычи и промышленному использованию железных руд, цветных металлов, каменного угля и древесины.

http://pravenc.ru/text/1684171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации. Территория: 92,6 тыс. кв. км. Центр: г. Горно-Алтайск (до 1932 Улала, до 1948 Ойрот-Тура). География: Республика А. расположена в юж. части Алтайского горного массива. Граничит на северо-западе с Алтайским краем , на северо-востоке с Кемеровской обл. и Республикой Хакасия , на юго-западе с Республикой Казахстан , на юге с Китайской Народной Республикой, на юго-востоке с Монгольской Народной Республикой, на востоке с Республикой Тыва . Основная транспортная магистраль - Чуйский автомобильный тракт. Между горными хребтами и массивами находятся Абайская, Чуйская, Курайская котловины и степи. На территории А. множество горных рек (Катунь, Бия, Чуя и др.) и озер, в т. ч. оз. Телецкое. А.- аграрная республика с развивающейся пищевой промышленностью, объявлена особой эколого-экономической зоной. Население: 203,1 тыс. чел. (1999), городское - 51,8 тыс. чел., сельское - 151,3 тыс. чел.; количество населенных пунктов - 254; единственный город - Горно-Алтайск. Национальный состав населения: русские - 63,39 %, алтайцы - 30,58, казахи - 2,98, представители др. национальностей - 3,05% (1994). Адм. устройство: 1 июня 1922 г. была образована Ойротская АО в составе Алтайского края; с 7 янв. 1948 г.- Горно-Алтайская АО в составе Алтайского края; с июля 1991 г.- Горно-Алтайская Республика в составе Российской Федерации; в мае 1992 г. получила совр. название. Республика делится на 10 адм. р-нов. Религия На нач. дек. 2000 г. в Республике А. существовало 28 зарегистрированных религ. объединений, из к-рых 20 - приходы РПЦ (из них 3 зарегистрированы в 2000). Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев. Ислам начал возрождаться с сер. 90-х гг. ХХ в., распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский р-н). Среди части алтайцев возрождаются верования, обрядность к-рых коренится в шаманизме и бурханизме (см. Ламаизм ).

http://pravenc.ru/text/115082.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ. Территория - 50,3 тыс. кв. км. Столица - Махачкала (465 тыс. чел., 2005). География Расположен на юге Европейской части России, на сев.-вост. склоне Б. Кавказа и на юго-западе Прикаспийской низменности. Делится на 3 историко-географические зоны - горы, предгорье и плоскость (равнина). Ок. 60% территории республики составляют горы (тюрк. Дагестан - Страна гор). На востоке Д. омывается Каспийским м. На юге-востоке и юге граничит с Республикой Азербайджан, на юго-западе - с Республикой Грузией, на западе и севере - с Чеченской Республикой, на северо-востоке - с Республикой Калмыкией, на севере - со Ставропольским краем. Входит в состав Южного федерального окр. Население По данным Всероссийской переписи населения (2002), в Д. проживают 2577,3 тыс. чел., 102 народности, относящиеся к 3 большим языковым семьям - нахско-дагестан. группе северокавк., тюрк. группе алтайской и индоевроп. В 1-ю входят горские народы - аварцы и частично ассоциированные с ними народы андо-цезской группы (андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндалы, хваршины, чамалалы) (758,4 тыс. чел.), даргинцы с кайтагцами и кубачинцами (425,5 тыс. чел.), лезгины (336,7 тыс. чел.), лакцы (139,7 тыс. чел.), табасаранцы (110,15 тыс. чел.), рутульцы (24,3 тыс. чел.), агулы (23,3 тыс. чел.), цахуры (8,2 тыс. чел.) и чеченцы-аккинцы (87,9 тыс. чел., реальная численность к-рых, по оценкам экспертов, выросла за счет беженцев из Чечни до 120 тыс. чел.). Ко 2-й относятся тюрк. народы равнины и предгорьев - кумыки (365,8 тыс. чел.) и ставшие оседлыми кочевники-ногайцы (или караногайцы) (38,2 тыс. чел.), а также переселенцы XVI-XXI вв.- азербайджанцы (111,65 тыс. чел.), казанские и астраханские татары (4,65 тыс. чел.), казахи (0,6 тыс. чел.). 3-ю составляют евреи-ашкенази (1,5 тыс. чел.) и ираноязычные горские евреи (1 тыс. чел.), часть к-рых приняла в средневековье шиитский или суннитский ислам и известна как таты (0,8 тыс. чел.). К этой языковой семье также принадлежат поселившиеся на равнине Д. в XIX-XX вв. русские (120,9 тыс. чел.), близкие к ним по культуре и языку украинцы (2,9 тыс. чел.) и белорусы (0,5 тыс. чел.), а также армяне (5,7 тыс. чел.). Административное устройство

http://pravenc.ru/text/168606.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Покровском мон-ре в г. Колывани. 1882–1887. Реконструирован в 1990–1992 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя блгв. кн. Александра Невского в Покровском мон-ре в г. Колывани. 1882–1887. Реконструирован в 1990–1992 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. субъект РФ в составе Сибирского федерального окр. Территория - 177,8 тыс. кв. км. Адм. центр - Новосибирск (3-й по численности населения город в РФ; до 1926 Новониколаевск). Расположена на юге Зап. Сибири; граничит с Омской, Томской и Кемеровской областями, Алтайским краем и Павлодарской обл. Республики Казахстан. Население - свыше 2,789 млн чел. (2018). Национальный состав (2010): русские (93,1%), немцы (1,2%), украинцы (0,9%), татары (0,9%). Н. о. включает 30 районов и 5 городских округов, 7 городов областного и 7 городов районного значения, 17 рабочих поселков. История Люди на территории совр. Н. о. появились в кон. плейстоцена. Западно-Сибирская равнина (низменность) была в то время сильно обводнена, для обитания были пригодны лишь гривы и вторые надпойменные террасы крупных рек. На стоянках Волчья Грива, Венгерово-5, Новотартасская (ок. 14,5 тыс. лет назад; Каргатский и Венгеровский районы) получена представительная коллекция фауны (мамонт, бизон, дикая лошадь и др.) и небольшое количество каменных изделий (миниатюрные ножевидные пластины, скребки, отщепы) из местного руслового кварцитового галечника и кремня с Алтая. На юге региона есть находки массивных каменных орудий, близких верхнему палеолиту Алтая (стоянка Елбань-3 (Маслянинский район); в основном приурочены к Салаирскому кряжу), вероятно более древних. Неолит Новосибирского Приобья представлен верхнеобской неолитической культурой. Показательны круглодонные керамические сосуды с зонами прочерченных волнообразных и прямых линий, образующих взаимопроникающие фигуры, каменные изделия, изготовленые в основном на ножевидных пластинах и отщепах (скребки, ножи, проколки, комбинировованные орудия, топоры). На могильнике Ордынское-1 обнаружены костяные орудия и скульптурка в виде головы лося.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Шебалино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (новая). Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Шебалино расположено у реки Семы, на склонах и в низине большой котловины, недалеко от границы с Алтайским краем. Заселение здешних мест началось в 1833 году. По описаниям русского ученого С.П. Швецова, на месте современного села Шебалино сначала была заимка купца Попова, а на окраине по логам жили алтайцы. Но в 1860-1870 годы, по мере увеличения числа русских крестьян, заимка расширилась, и образовалось небольшое село. Первая церковь в селе была деревянная, однопрестольная, с двухрядным иконостасом, с железной крышей и железным куполом; семиглавая, высотой 33 аршина, устремленная ввысь – она одним своим видом призывала народ к благочестию. Храм был построен в 1899 году подрядчиком Носковым и освящен в честь Успения Божией Матери. По архивным документам, в церкви служили четыре священника. Первым настоятелем храма был иерей Иннокентий Иванович Чевалков, алтаец по национальности, священник-миссионер, родственник родоначальника алтайской литературы протоиерея Михаила Чевалкова. Члены Шебалинской общины верующих отличались ревностью к Православной вере и сплоченностью. В 1920-е годы около двух тысяч прихожан почти ежегодно возобновляли регистрацию общины, что, видимо, и послужило причиной разрушения церкви. Церковь разрушили в 1929 году, бревна пошли на строительство районного дома культуры (с 1979 года в здании размещается детско-юношеская спортивная школа). В 1993 году верующие села Шебалино и окрестных деревень (Дьектиека, Мыюты, Черги) решили объединиться в православную общину. Администрация Шебалинского района выделила для совершения богослужений одно из помещений детского сада Строительство деревянного храма начато ок. 2010 года, службы в молельном доме, выделенном главкой. http://www.altai-eparhia.ru/church/shebalino/ Комментарии и обсуждение В настоящее время в здании находится школа. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=19181

Шебалино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утраченная). Старый Успенский храм /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1899. Год утраты:1929 (разобрана для строительства ДК) Адрес: Россия, Республика Алтай, Шебалинский район, с. Шебалино Координаты: 51.289236, 85.675494 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Село Шебалино расположено у реки Семы, на склонах и в низине большой котловины, недалеко от границы с Алтайским краем. Заселение здешних мест началось в 1833 году. По описаниям русского ученого С. П. Швецова, на месте современного села Шебалино сначала была заимка купца Попова, а на окраине по логам жили алтайцы. Но в 1860 – 1870 годы, по мере увеличения числа русских крестьян, заимка расширилась, и образовалось небольшое село. Первая церковь в селе была деревянная, однопрестольная, с двухрядным иконостасом, с железной крышей и железным куполом; семиглавая, высотой 33 аршина (около 24 м), устремленная ввысь – она одним своим видом призывала народ к благочестию. Храм был построен в 1899 году подрядчиком Носковым и освящен в честь Успения Божией Матери. По архивным документам, в церкви служили четыре священника. Первым настоятелем храма был иерей Иннокентий Иванович Чевалков, алтаец по национальности, священник-миссионер, родственник родоначальника алтайской литературы протоиерея Михаила Чевалкова. Члены Шебалинской общины верующих отличались ревностью к Православной вере и сплоченностью. В 20-е годы около двух тысяч прихожан почти ежегодно возобновляли регистрацию общины, что, видимо, и послужило причиной разрушения храма. Храм разрушен был в 1929 году, его бревна пустили на строительство районного дома культуры (с 1979 года в здании размещается детско-юношеская спортивная школа. http://eparhia-gorniyaltay.ru/?page_id=190 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=48086

Вернулся Скурлатов домой в ноябре 1946 г., жил в родном селе Налобиха в Косихинском районе на Алтае. Благодатная земля: из этого района родом также лётчик-космонавт Герман Титов и поэт Роберт Рождественский. Алексей работал бригадиром МТС, комбайнёром, слесарем-наладчиком, старшим инженером, мастером моторного участка. В 1983 г. вышел на пенсию, но ещё долгое время трудился слесарем на Овчинниковском ремонтном заводе. О том, кто был прототипом пловдивского «Алёши», стало широко известно только в 1980-х. С тех пор власти Болгарии тесно общались с ветераном. В доме Скуратова хранится медаль почетного гражданина Пловдива и письма, которые приходили со всего света. Сохранился чемодан с документами, письмами. Второй орден Красной Звезды нашёл воина в год его юбилея. 25 декабря 2012 г. в новопостроенной школе в Налобихе губернатор Алтайского края А. Карлин вручил бывшему фронтовому разведчику этот орден. В год юбилея к боевым и трудовым наградам Алексея Скурлатова прибавилась и высшая награда края — орден «За заслуги перед Алтайским краем» I степени. Скончался Алексей Иванович в ночь на 4 ноября 2013 г. в возрасте 92-х лет. Главный редактор литературного журнала «Алтай» Лариса Вигандт рассказала автору этой статьи, что в Барнауле памятный знак Скурлатову установлен лишь недавно: «В семье и не знали, что он прототип Алеши. Дочь его вспоминала: как-то памятник показывали по телевизору и песню пели. Он сказал: песня про меня, и памятник с меня делали. Ну, коль шутник, никто и не поверил. А потом его нашли болгары, была переписка со скульпторами, еще с кем-то. Обо всем этом рассказано в книге Натальи Тепляковой " Алексей Скурлатов " (2014), которая открыла серию " Алтай. Судьба. Эпоха " ». В период существования советской Болгарии у подножия памятника детвору торжественно принимали в пионеры, молодожёны в день свадьбы приносили сюда цветы. Многим памятна песня «Алёша», написанная в 1967 г. замечательным творческим тандемом — композитором Эдуардом Колмановским и поэтом Константином Ваншенкиным — и ставшая в ряд с великими песнями, посвящёнными Великой Отечественной войне.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/18/stoit_...

8 . Иконы в промежутках, означенные под 23, 24, 25 и 26-м, должны быть меньшей меры, нежели иконы погребения и воскресения Христова, но они должны быть равномерны, и иметь форму обыкновенную. 9 . Иконы под 18, 19 должны быть также малой меры. 10 . Преподобную Марию Египетскую надобно по мнению моему, изобразить не в наготе, прикрытой одними власами длинными, но в той ризе, которую она получила от преподобного Зосимы, и которою покрывшись, разглагольствовала с ним. 11 . Праведного Авраама не должно изображать с ножем в руках, но со сложенными на груди руками крестообразно, и очами возведенными горе, изъявляющего любовь и преданность Господу Богу. 12 . Вообще, угодников Божьих по мнению моему, надобно изображать или молящимися, или читающими слово Божие, или размышляющими о нем, или с главою преклоненною к персям, или с правою рукою на сердце, или с воздвигнутыми руками и с лицом обращенным- к небу, а над ними надобно представлять свет сияющий, и во свете имя Божие: Иегова. 515 Главы их должны быть непременно окружены сиянием, и имена их явственно должны быть написаны. 13 . Само собою разумеется, что нельзя представлять праведного Авраама с книгою в руке, но когда на иконе Благовещения Пресвятая Дева Мария изображается читающею Божественное Писание, это поистине весьма хорошо Порядочной иконописец должен постоянно изучать Святую Библию и жития святых Отцов. Меру каждой из числа икон, означенных в списке, надобно самому Михаилу Ефимовичу г. Шебалину определить при совещании с господином архитектором. 516 176 Достопочтеннейший Михаил Ефимович милостивейший государь. Прощаясь с здешним краем, почел я долгом моим уверить Вас, что хочу и везде питать в душе моей память о Вас, желаниями благословения Божия Вам и семейству Вашему. Благословение же Божие состоит не в одних земных благах, которых мы не возьмем с собою в вечность, но наипаче в духовных и вечных, которые составляют царствие Божье в вас, истинное благополучие ваше в сей жизни, и вечное блаженство на небесах. Сии блага, как говорит Апостол Павел по вдохновению свыше, суть праведность и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Праведность же сия, есть послушание твари Создателю, которое вводит ее в согласие и в гармонию с Духом Божьим. А сия гармония бывает сопровождаема миром Божьим в Боголюбезной душе, и радостию Духа Святого живущего в ней, которая открывается радостью ее, когда она не оскорбляет Духа Святого, но всякими образами угождает Ему, последуя внушениям Его, изображенным в Священном Писании, слышимым и приемлемым в совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В июле 1868 года, в самый разгар разбушевавшихся страстей, для рассмотрения обвинений, выдвинутых против алтайских миссионеров 132 , по Высочайше утвержденному Определению Святейшего Синода была учреждена особая Комиссия под председательством викария Санкт-Петербургской епархии преосвященного Палладия (Раева) . Всесторонне рассмотрев дело на месте, Комиссия пришла к выводу, что все обвинения против начальника Алтайской миссии архимандрита Владимира, протоиерея Стефана Ландышева и других алтайских миссионеров оказались голословной клеветой. Нестроения в Миссионерском обществе не утихали 133 , и в августе 1868 года Государыня Императрица через синодального обер-прокурора объявила Миссионерскому обществу, что «в видах правильного развития деятельности Общества она изволит признать необходимым, чтобы на будущее время главное управление Общества, находящееся ныне в С.-Петербурге, перенесено было в Москву 134 , под председательство тамошнего митрополита Иннокентия, близко знакомого по собственному опыту с миссионерским делом и с Сибирским краем» 135 С. 2–3]. При сем Государыня извещала, что «в случае несогласия на это Общества Ее Величество не желает оставлять оное под Августейшим своим покровительством» С. 2–3]. Государь Император в апреле 1869 года повелел упразднить Совет миссионерского общества, а Ее Величеству было благоугодно разрешить митрополиту Московскому Иннокентию составить проект нового устава Общества. Патриарх русских миссионеров оказал архимандриту Владимиру свое доверие, поручив ему составить новый устав (который был Высочайше утвержден 21 ноября 1869 года). Двадцать пятого января 1870 года, после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля, в зале генерал-губернаторского дома состоялось торжественное открытие, или, точнее, возобновление деятельности Миссионерского общества в России 136 . С обращением к пастве выступил митрополит Московский Иннокентий. Вся Православная Россия с живым участием откликнулась на призыв прославленного миссионера, и уже через три дня в Обществе состояло 1700 человек при 30 тысячах рублей капитала. С этого времени и началась настоящая деятельность Миссионерского общества в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1123 Выступление Береславского в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (1997 г. – депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского). 1134 Учение «Белого братства» излагается по листовкам, газетам и другим публикациям секты, имеющимся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского. 1135 Вечной Любви Моей. Юсмалос. 2001. 8. 3-я страница обложки. (Особенности правописания подлинника сохранены.) 1136 См., напр.: Соколовская Я. Мария Дэви Христос, она же Марина Цвигун, отправлена по этапу//Известия. 1997, 9 янв.; Соколовская Я. Пророк Белого братства работал на КГБ//Известия. 1995, 26 дек. 1137 Об этих наработках до сих пор уважительно отзываются разного рода оккультисты. См., напр.: Кашницкий С. Между нами, динозаврами//МК. 1999, 3 ноября. 1143 Архимандрит Феодор (Бухарев). Учение апостола Павла об антихристе//Альфа и Омега. 1997. 2(13). 1145 Здесь и далее в этой главе, кроме особо оговоренных случаев, цитаты приводятся по изданию «Последнего Завета», подписанному в печать 28.12.95, б. м. Встречи. Абзац 108. 1148 Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего его Отца Небесного. М., 1993. Предисловие. 1157 Эти слова означают, что разработчики виссарионизма интересовались бурханизмом, возникшим в начале века в соседних с Красноярским краем Алтайских горах. Во всяком случае, они знакомы с популяризированной и «орерихианенной» версией возникновения бурханизма, изложенной в романе Г. Андреева «Белый Бурхан» (Барнаул, 1989). 1173 Тем не менее откуда появился диавол, Виссарион так и не сообщает; говорит лишь, что он – «результат дикой ошибки» и правит «низшим миром», куда на время отправляются души порочных людей (Последний Завет. Книга основ. Гл. 5, абзацы 8–9). 1180 Большая часть приведенной ниже информации основывается на рассказах бывших членов секты и родителей тех, кто пострадал от Виссариона. 1181 См., напр.: «Человек воплощается на Земле в пределах десяти раз...» (Последний Завет. Встречи. Ч. III, абзац 32), а также: Диакон Андрей Кураев. Если Бог есть любовь. М., 1997. С. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010