Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНДР († 25.09.1566) , архиеп. Ростовский, Ярославский и Белоезерский (1549-1566). Происхождение Н. неизвестно. Имена родителей Н., Григория и Евдокии, имеются во вкладной записи в рукописи Толковой Псалтири, вложенной Н. в 1557 г. в переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь ( Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 362); не исключено, что буд. владыка Ростовский в миру носил имя Никита. Монашеский постриг буд. владыка, несомненно, принял в Троице-Сергиевом мон-ре. Со временем Н. стал настоятелем Троицкой обители (1543-1545). Он был настоятелем «2 года и 13 недель» (ВКТСМ. С. 15). По П. М. Строеву , Н. сменил игум. Алексия (1541-1543), его же преемником он стал позднее и на архиерейской кафедре в Ростове. Однако между Алексием и Н. настоятелем был игумен «Порфирий 5 недель» ( Р-ский А. Из рус. церковно-истор. старины: Список настоятелей Троице-Сергиева мон-ря от основателя его и первого игумена прп. Сергия до архим. Викентия (1674)//Странник. 1892. 8. С. 544). Архиеп. Ростовский Алексий дал Троицкой обители при игумене Н. жалованную льготную грамоту на приписанную к мон-рю Никольскую ц. в с. Берлюкове Ростовского у. (ААЭ. Т. 1. С. 181. 202). С 1546 по 1549 г. настоятелем «у Троицы» был игум. Иона (Шелепин) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 138). В конце февр. 1549 г. в документах называется игум. Иона (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. М., 1971. С. 139). Однако летопись, сообщающая об архиерейской хиротонии Н., называет его тем не менее игуменом Троице-Сергиева мон-ря. А. А. Титов объясняет это тем, что «года за четыре до архиерейства Никандр оставил настоятельство и жил там на покое» ( Титов. 1890. С. 57; ср.: Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П.,19092, 2007р. С. 147). 1543-м годом датируется неск. государевых жалованных грамот Троицкому мон-рю, данных в период игуменства Н. (ААЭ. Т. 1. С. 177-179, 181-182. 198-200, 203; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. 4. С. 230-232). Незадолго до его архиерейской хиротонии в Троицкую обитель приезжал на богомолье царь Иоанн IV Васильевич Грозный с царицей Анастасией Романовной (ПСРЛ. Т. 13. 4. 1. С. 156-157). Возможно, приезд способствовал выдвижению во архиерея бывш. троицкого настоятеля.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Преосвященный Алексий (Титов) был дворянского рода, родился в 1667 году; с 1708 года был архимандритом московского Знаменского монастыря, в 1713 году хиротонисан во епископа Тверского, в 1714 году назначен Сарским и Подольским. Ко времени его архиерейства на сарской кафедре относится одно его письмо к кабинет-секретарю Алексею Васильевичу Макарову и одно к Петру. – + – „Пречестнейшему господину, господину премилостивейшему моему другу и брату Алексею Васильевичу во Христе Иисусе радоваться. Здравствуй, мой любезнейший, в милости Божей и государской, на многа лета. Пожалуй, благоволи, господине, уведомить нас чрез писание о благом своем пребывании, чего есмь от среды души моея слышати желаю. 45 Попремногу есмь благодарен за изрядное писание ко мне, которое получено февраля в первых числах. О чесом всесмиренно молю благочестие ваше, дабы не оставлену быти и впредь в писаниях ваших. За что долженствую всегда всемогущаго Бога молить. Смиренный Алексий, епископ Сарский, благословляя пречесть вашу, всесмиренно кланяюся. Февраля 26. 716.» 46   2. – + – „Тишайшему, самодержавнейшему монарху, всероссийскому государю царю Петру Алексеевичу. Долгоденственное здравие, всякие противности и злого обстояния свобожденно, от трисолнечныя Монархии, вашего царского пресветлейшего величества всегдашний богомолец, смиренный Алексий, епископ Сарский, от всея души Бога молит и всех благих желает. Настоящим моим ничто ино предлагаю, токмо о себе, что за помощью Всетворца и Бога и за предстательством всечистая Прнснодевы Богородицы Марии, купно же и за молитвами святых, телесно еще в живых пребываю доныне. А о будущем в Его, Создателя нашего, волю себе предаваю. Доныне к самодержавному вашему величеству, милостивый мой государь монарше, не писал не забвением или нерадением твоя автократорския ко мне милости удержан, поистине не тымь, но ово убо не свободою времене, ово же моею немощью занят, о чем покорне прошу склонного и милосердия безгневныя. Вашего царского пресветлого величества всегдашний богомолец, смиренный Алексий, епископ Сарский, три ипостасного Бога моля, земно и многократно поклонение творю.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. В 1857 г. в Казанском приходе числилось 1722 чел. Указом Синода в сент. 1876 г. при церкви было открыто земское училище. В 1890-1916 г. настоятелем был свящ. Евгений Васильевич Знаменский. После 1917 г. Казанский храм не был разорен: сохранились 5-ярусный позолоченный иконостас, почти все росписи и несколько икон XIX в. Ок. 1930 г. богослужения были прекращены, помещение церкви переоборудовано под зернохранилище. Псаломщик Петр Федорович Виноградов был расстрелян, вероятно в янв. 1930 г. В нояб. 1941 г. Папоротка была захвачена нем. войсками, 15 дек. освобождена, но храм в период Великой Отечественной войны не пострадал, и 27 мая 1946 г. в нем возобновились богослужения. По решению Тульского облисполкома от 9 апр. 1969 г. здание церкви было поставлено на гос. охрану, на фасаде зап. притвора прикреплена доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». В 50-60-е гг. XX в. настоятелями были священники Сергей Александрович Пересветов, Петр Иванович Карасёв, Николай Иванович Бойко, Порфирий Николаевич Доброхотов, Александр Тихонович Козачинский, В. М. Желудков, в 1972-1990 гг.- Емельян Климентьевич Полищук. По преданию, возникновение мон-ря в с. Папоротка предсказал старец схиархим. Иринарх (Попов Степан Сергеевич; 1871-1950), который после возвращения из ссылки в Северном крае и Казахстане проживал в соседнем с. Левинка (ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2746. Л. 21; УФСБ по Архангельской обл. Д. П-11397). В 2001 г. могилу старца Иринарха близ левинского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-х гг. XX в. при Казанском храме сложилась монашеская община, к-рой руководил настоятель (1998-2001) прот. Иоанн Титов. 21 июля 2001 г., в день престольного праздника, 12 сестер Щегловского тульского мон-ря во главе с игум. Игнатией (Сидоровой) были переведены в с. Папоротка, где образовалась новая жен. обитель. Ее духовником стал прот. И. Титов, принявший монашеский постриг с именем Кирилл (возведен в сан игумена). 14 янв. 2002 г. Тульской епархией РПЦ утвержден устав мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319844.html

Святейший Патриарх Алексий открыл Всероссийскую конференцию «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркомании» 24 ноября 2005 г. 11:31 В четверг утром в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя начала работу Всероссийская конференция «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес, общество против наркомании». На открытии конференции выступил Святейший Патриарх Алексий. В своей речи Предстоятель Русской Церкви выразил надежду на то, что конференция станет важным шагом на пути создания широкого общественного движения, способного противостать  распространению наркомании и иных форм химической зависимости. Вслед за этим приветствие участниками конференции Президента Российской Федерации В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента Рф в Центральном федеральном округе  Г.С. Полтавченко .  В президентском послании говорится, в частности, что с наркоманией, как социальной болезнью невозможно справиться только административными мерами, необхоимо объединение усилий всего общества. В.В. Путин пожелал участникам конференции успешной и конструктивной работы. С приветственным словом выступил также председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М.Миронов . Приветствие председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова огласил на открытии конференции председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, президента Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Попов. С приветствие к участникам и гостям конференции также обратилась заместитель мэра в Правительстве Москвы Л.И. Швецова. Помимо перечисленных лиц в форуме принимают участие директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.В. Черкесов , старший вице-президент ОАО РЖД В.Н. Морозов, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Общественной организации «Деловая Россия» Б.Ю. Титов , митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир  и другие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/59525.html

Завершился трехдневный визит Сербского Патриарха в Россию Патриарх Алексий вручает Патриарху Павлу награду Фонда единства православных народов. Фото: Сергей Титов, сайт ОВЦС МП Москва, 23 января 2002 г. Завершился трехдневный визит Патриарха Сербского в Россию. За три дня пребывания в России глава Сербской Православной Церкви принял участие в церемонии награждения лауреатов премиии Фонда единства православных народов, открыл в Москве подворье Себской Церкви, провел переговоры с Патриархом Московским и всея Руси Алексием и совершил с ним совместное богослужение в Успенском соборе Кремля. В беседе с президентом РФ Владимиром Путиным Патриарх Павел указал на активную роль России в урегулировании балканского кризиса. Их беседа состоялась во время встречи главы российского государства с Патриархом Московским и всея Руси Алексием и лауреатами премии в Грановитой палате Кремля. В беседе с президентом РФ Патриарх Сербский выразил признательность России, сыгравшей важную роль в прекращении бомбардировок Югославии. Он высоко оценил и духовную поддержку сербов со стороны Русской Православной Церкви. В последний день своего визита Патриарх Павел принял участие в богослужение в Успенском соборе Кремля. В этот же день от имени Патриарха Павла в открывшемся в Москве подворье Сербской Православной Церкви был устроен прием. Сегодня же сербский предстоятель встретился с руководством фонда Андрея Первозванного. Ему были вручены памятные знаки этой общественной просветительской организации, утверждающей ценности православия в жизни общества. В ходе встречи в Москве предстоятели двух братских Церквей заявили об объединении усилий Русской и Сербской Православных Церквей в преодолении церковных расколов, ставших общей проблемой для православного мира. Они, в частности, выразили беспокойство попытками церковного разделения, имеющих место в Македонии и Черногории, а также на Украине. В беседе с журналистами по завершении церемонии проводов высокого гостя на родину в аэропорту Шереметьево Патриарх Алексий подчеркнул: " Визит Патриарха Павла в Россию укрепил единство Русской и Сербской Православных Церквей " . Одним из главных итогов этого визита Патриарх Алексий считает достигнутую договоренность об объединении усилий в противостоянии церковным расколам, которые стали общей проблемой для обеих Церквей. " Эти расколы в церковную среду пытаются привнести извне, однако, эта тенденция, ослабляющая православие, находит поддержку и внутри самих Церквей " , - с сожалением отметил глава Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/39997.html

Диакон Стефан Сакович 07.12.42 Омск 5 лет тюрьмы, далее судьба неизв. Иерод. Дионисий (Санников) нет данных Прот. Иннокентий Образцов 18.12.37 Умер от паралича сердца 28.01.38 Приговорен к расстрелу 10.02.38 Иркутский район Михайло-Архангельск. ц., пос. Ленино (штатн.) Прот. Алексий Литвинцев 22.12.37 Расстрел 14.02.38 Иг. Пафнутий (Резниченко) 13.02.38 Расстрел 27.02.38 Михайло-Архангельская церковь, пос. Ленино (заштатные) Архим. Порфирий (Маковский) 05.03.38 Расстрел 22.05.38 Иерод. И. Подгорбунский нет данных Диакон Алексий Брыксин(?) 25.11.37 Расстрел 10.12.37 Прот.(?) Стефан Титов нет данных Свящ. Василий Византийский в 1946 г. вернулся к служению Кудинская церковь Прот. Николай Днепровский 19.12.37 Расстрел 14.02.38 Куярская церковь Прот. Михаил Шастин Нет данных Харатская церковь Прот. Михаил Индриксон Нет данных Оекская рел. община (церкви нет) Свящ. Алексий Казанцев (шт.) Нет данных Свящ. Константин Холловский (зашт.) Нет данных Егоровская Вознесенкая церковь Иером. Александр (Гриценко) 10.06.37 Расстрел 14.02.38 Псаломщик – иерод. Анатолий Корнильев После ВОВ в 1945 вернулся к служению Укриковская церковь Иерод. Димитрий Азаркин(зашт.) Нет данных Усть-Кудинская ц. Прот. Павел Постников 08.03.38 Расстрел 22.04.38 Слюдянский район Выдринская церковь Иером. Евгений (Красноперов) 18.03.37 10 лет ИТЛ, в 1945 вернулся к служению Больше-Голоуст. ц. Свящ. Иоанн Ильенко 22.11.37 Расстрел 14.02.38 Лиственничная церковь на Байкале Прот. Арсений Иванов 21.11.37 Расстрел 14.02.38 Усольский р-он Усольцая рел. общ. (церкви нет) Свящ. Сергий Багрянцев 12.02.38 Расстрел 15.03.38 Тельминская церковь Прот. Николай Успенский 18.09.37 Расстрел 14.02.38 Тайтурская церковь Свящ. Вениамин Фадеев Нет данных Больше-Хитинская ц. Свящ. Александр Краснов 16.08.37 Расстрел 15.01.38 Черемховский район Бельская церковь Прот. Иоанн Письменный 16.11.37 10 лет ИТЛ Боханский аймак Таляновская церковь Свящ. Иоанн Мальцев (зашт.) 06.05.38 Расстрел 20.07.38 Бейтоновская церковь Свящ. М. Холловский (зашт.)

http://pravoslavie.ru/44165.html

Слух о св. подвижнике и его обители между тем распространился далеко, даже за пределами Москвы; дошел и до Царьграда. Константинопольский патриарх Филофей прислал Сергию крест и схиму с грамотой, в которой советовал ему устроить в своей обители общежитие. Сергий, с благословения митрополита Алексия, исполнил желание и совет патриарха. Монастырское имущество в обители преп. Сергия было собственностью всей братии. Никому не дозволялось иметь своего достояния. В обители были учреждены должности келаря, подкеларника, уставщика; введены были послушания трапезников, поваров, хлебников, служителей больным и др. Преп. Сергий устроил при своем монастыре и странноприемный дом, где имели приют и кормились нищие и убогие. Преподобного Сергия знали теперь и относились к нему с великим уважением, великий князь Димитрий Донской, митрополит св. Алексий, святители, князья, бояре и др. русские люди. Великий князь часто приходил в монастырь к преп. Сергию и просил у него помощи молитвенной и совета в разных затруднительных обстоятельствах. Сергий Радонежский оказывал великие услуги русскому князю и сильно помогал ему в деле собирания северо-восточной Руси около Москвы и подготовления ее освобождения от татарского ига. Как уже знаем мы, преподоб. Сергий содействовал примирению великого князя Димитрия с князьями – рязанским и нижегородским. Кроме того, в 1358 и 1363 гг. преп. Сергий путешествовал в свой родной город – Ростов для того, чтобы уговорить ростовского князя Константина не предпринимать ничего против великого князя Димитрия Донского и признать его власть над собою. Преп. Сергий благословил Димитрия Донского на борьбу с татарами и дал ему даже двух воинов из среды своих иноков. Накануне Куликовской битвы преп. Сергий ободрял Димитрия Донского своим нарочитым посланием, которое придало колебавшемуся князю много решимости и мужества. Много и других великих услуг оказал преп. Сергий Радонежский русскому государству в самые трудные минуты его жизни. Князь и митрополит св. Алексий высоко ценили заслуги преп. Сергия. Митрополит сильно желал иметь его своим преемником на первосвятительской русской кафедре. Однажды св. Алексий, призвавши к себе преп. Сергия Радонежского, хотел надеть на него золотой крест. Но преп. Сергий решительно отказался от такой высокой почести, сказавши: «от юности своей не был я златоносцем; в старости же хочу тем более пребыть в нищете». Так и скончался преп. Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года в скромном звании игумена Троице-Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Когда Симеон Гордый умер в 1353 г. бездетным, то его удел вместе с великокняжеским титулом перешел к младшему брату его Иоанну II. Многие удельные князья, и особенно суздальский, старались получить ярлык на великое княжение, но не могли осилить московского богатого князя. Иоанн II был, по свидетельству современников, «кротким, тихим и милостивым» князем. Он так и известен в истории под именем Uoahha II Кроткого. Иоанн Кроткий едва ли бы мог поддержать первенствующее значение Москвы, если бы не помогали ему в этом умные бояре и особенно св. Алексий. Следуя совету умершего брата, Иоанн Кроткий во всем и всегда слушался мудрых советов св. Алексия. Св. Алексий, в свою очередь, любил доброго князя и охотно исполнял его просьбы и поручения. Так, когда новый татарский хан Бердибек стал грозить Руси погромом, то св. Алексий, по просьбе князя Иоанна Кроткого, ездил снова в орду и чрез Тайдулу, мать грозного хана, преклонил его гнев на милость. Димитрий Донской. Иоанн II Кроткий умер в 1359 году. Он оставил по себе малолетних наследников – двух сыновей и племянника. Все русские князья поспешили в орду и стали добиваться у хана ярлыка на великое княжение. Хан отдал было великое княжение суздальскому князю Димитрию Константиновичу. Но Москва привыкла уже занимать в русской земле первое место. Ей трудно было примириться с тем, чтобы не в ней жил великий русский князь. Тогда московские бояре повезли в орду старшего сына умершего князя, Димитрия Иоанновича. При помощи богатых даров и особенно благодаря ходатайству св. Алексия митрополита, они достали у хана ярлык на великое княжение для своего малолетнего князя Димитрия, который, за свою победу над татарами на Куликовом поле на Дону, известен в истории с именем Донского. Суздальский князь также не хотел отступиться от великого княжения. Московские бояре тогда посадили на коней всех своих трех малолетних князей и пошли войною на суздальского князя. Долго боролся и сопротивлялся суздальский князь, но в конце должен был уступить. Московский князь Димитрий Иоаннович сделался великим князем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Ужесточение антирелиг. политики проявилось в арестах священнослужителей. Как правило, им ставили в вину как «антисоветские выпады» последних лет, так и «преступления» в период оккупации; частым было обвинение в нарушении режима прописки на пограничной территории. Арестам подверглись: в 1948 г.- свящ. Алексий Лаптев из Гатчины, в 1949 г.- свящ. Павел Михайловский из пос. Парголово, в 1950 г.- свящ. Алексий Кибардин из Вырицы, в 1951 г.- свящ. Николай Аннинский из дер. Рогожа Волховского р-на и мон. Варвара (Коржавина) из Вырицы, в 1953 г.- заштатный свящ. Ленинградской епархии Иоанн Преображенский. Несколько священников в указанный период подверглись высылке из Ленинграда и области. В связи с поступившей в авг. 1948 г. директивой МГБ и указаниями председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Г. Г. Карпова об ограничении прописки в режимных местностях для ранее репрессированных священников и диаконов управление МГБ по Ленинграду и Л. о. поставило вопрос о лишении прописки почти всех ранее репрессированных клириков, включая митр. Григория (Чукова) и хиротонисанного в 1947 г. Лужского еп. Симеона (Бычкова) . 5 и 24 окт. 1948 г. Кушнарев ходатайствовал перед начальником паспортного стола Ленинградского отделения милиции, прося «в порядке исключения возобновить прописку» для епископов (ЦГА СПб. Ф. 9324. Оп. 3. Д. 16. Л. 76). В Ленинграде и Л. о. высылка «нежелательных элементов» осуществлялась в основном в 1949-1950 гг. Кампания коснулась гл. обр. клириков Ленинграда, но затронула также духовенство сельских районов Л. о. В 1949-1950 гг. лишились приходов и были выдворены из региона священники Александр Дубровский из дер. Сижно Сланцевского р-на (храм вскоре закрыли), Николай Петровский из пос. Всеволожска, свящ. Михаил Райковский из Тихвина, Константин Титов из Луги, Алексий Маслов из дер. Зажупанье (ныне Сланцевского р-на). Репрессии коснулись и ЛДАиС. В 1948 г. был арестован семинарист Сергей Закгейм, в марте 1953 г. арестовали преподавателя Александра Макаровского (освобожден в нояб. того же года вслед. ходатайства митр. Григория перед Карповым).

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Елисаветграде. 1812 г. Фотография. Нач. XX в. 6 авг. 1883 г. еп. Неофит был перемещен на Туркестанскую кафедру, 22 янв. следующего года Елисаветградское вик-ство возглавил еп. Мемнон (Вишневский). Архиерей совершал частые поездки по Херсонской епархии, служил в сельских приходах. В 1891 г. еп. Мемнон был переведен на Новомиргородское викариатство Херсонской епархии, Елисаветградским епископом стал Акакий (Заклинский). В течение 7 лет Елисаветградское вик-ство возглавлял еп. Тихон (Морошкин; 1895-1903). Ок. месяца в 1905 г. епископом Елисаветградским был духовный писатель Алексий (Дородницын) . 27 авг. 1905 г. он оставил кафедру в связи с переводом на должность ректора Казанской ДА. На вик-ство был назначен бывш. руководитель правосл. миссии в Корее тяжелобольной Хрисанф (Щетковский) , который скончался в Одессе 22 окт. 1906 г. Священнослужители Херсонской епархии не приняли участия в революционных событиях 1905-1907 гг., но среди них в эти годы широко распространились идеи «обновления» Церкви, что отразилось на страницах «Херсонских епархиальных ведомостей» . 10 дек. 1906 г. Елисаветградское вик-ство возглавил Анатолий (Каменский) . Епископ активно участвовал в монархическом движении, вошел в руководящие органы всех монархических организаций в Елисаветграде и Одессе, был избран депутатом Гос. думы 4-го созыва от Херсонской губ. При нем в Елисаветградском и Александрийском уездах начали создаваться приходские общества трезвости, в 1911 г. они действовали в Ольшанке, Ровном, Мартоноше, Панчеве Елисаветградского у., Новогеоргиевске, Знаменке, Аджамке Александрийского у. 30 авг. 1914 г. владыку Анатолия на кафедре сменил еп. сщмч. Прокопий (Титов) . После Февральской революции 1917 г. большинство клириков Елисаветградского у. приветствовали новую власть. Еп. Прокопий на собрании духовенства Одессы 9 апр. 1917 г. отметил: «Духовенство признает новый строй и повинуется властям» (Биржевые ведомости. Пг., 1917. 82. С. 5). Весной-летом 1917 г. прошли епархиальные съезды духовенства и мирян в Одессе, на которых были высказаны призыв к широкому участию мирян и низшего духовенства в церковной жизни через систему приходских и епархиальных советов, требование выборности духовенства (включая епископов). Также обсуждался вопрос о возможности использования укр. языка в богослужении. Съезды утвердили выборность духовенства. В отношении укр. языка первоначально было принято решение, что он непригоден для богослужения, но 2-й съезд Херсонско-Одесской епархии, состоявшийся летом 1917 г., признал возможным использование укр. языка в церковной жизни и духовном образовании. 26 янв. (8 февр.) 1918 г. епископом Елисаветградским был назначен Алексий (Баженов) , официально занимавший кафедру до 26 июня 1921 г. Из-за отсутствия в епархии Херсонского архиеп. Платона (Рождественского) еп. Алексий вел общеепархиальные дела. 1920-1941 гг.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010