1 августа русский генерал от кавалерии Федор Васильевич Ридигер принял капитуляцию венгров под Вилагошем. В нашей истории было два знаменитых Ридигера. Второй – наш незабвенный патриарх Алексий II. Либеральная публика яростно клеймила позором Россию и ее государя, «душителя венгерских свобод». Точно так же, как спустя сто с лишним лет будут проклинать советские войска, подавившие восстание в Венгрии 1956 года, закрывая глаза даже на то, что это восстание, помимо всего прочего, носило и ярко выраженный антисемитский характер и резня начиналась страшная. В России бурлили споры, одни защищали свободу, другие -реакцию. Православное духовенство во главе с такими, как Филарет, разумеется, стояло на реакционных позициях. Реакция есть ответ действием на некое воздействие. Скажем, человеческий организм, обладающий иммунитетом, реагирует на болезнь, борется с ней. Не обладающий – не реагирует, поддается болезни и погибает. 17 августа 1849 года вышел царский манифест «О благополучном окончании войны с Венгрией». Заметим: не о подавлении восстания, а об окончании войны. Государь подчеркивал не карательный и не подавительный, а именно военный характер действий. Через пять дней в Успенском соборе Кремля митрополит Московский произнес слово: – Наше воинство понесло труд долгих и трудных путей. Боролось не только с врагами, но и с природою. Проникло сквозь ущелья гор, которые сколь легко было врагам преградить, как уже почти загражденные природою, столь трудно было нам сделать проходимыми. Дало несколько битв против врагов, которые не имели недостатка ни в воинах, ни в предводителях, ни в оружии, ни в предприимчивости, словом, ни в чем – кроме справедливости и законности. Города, селения, пути – все надлежало воинству нашему оспоривать у оружия врагов; а где они не полагались на свое оружие, там обращали убийственную руку на свою землю и свою собственность, чтобы опустошение и лишение обратить в оружие против нас. Так, по их расчетам, самая победа, которая вела бы нас внутрь их земли, должна была вести к неисходной пропасти... Бог дал Свое покровительство законности и справедливости, и Русское воинство превозмогло все трудности; его верность, мужество, непоколебимость над всем восторжествовали... Мечта самодельного народодержавия, взволновавшая многие народы, многих царей приведшая в недоумение, некоторых поколебавшая, некоторых даже низринувшая, обличена державною властью, сущею от Бога, и возвращается из неудачной действительности в область мечтаний... Путь Божий есть воля Божия и закон Божий. Лежит он в сердце, боящемся и любящем Бога, и отсюда пролегает в дела и жизнь. Ведет он сперва к царствию Божию, которое внутрь нас есть, потом к царствию Божию, которое на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В четвертом часу дня отбыли в Новодевичий на совещание… Я облегченно вздохнул, когда не услышал в речи Местоблюстителя вопроса об утверждении постановления Архиерейского Собора 1961 года. Но вздох мой был преждевременным. Следующим было выступление митрополита Никодима [Ротова], в котором было ясно сказано, что Собору предстоит решить три вопроса: 1. Об утверждении или одобрении постановлений Архиерейского Собора; 2. О кандидатуре в Патриархи; 3. О старообрядцах и о снятии с них клятв Собора 1667 года. Характерным было то, что митрополит открыто подчеркивал, что постановление Архиерейского Собора 1961 года о приходах есть дело советского законодательства, и поэтому мы не можем нарушать его и идти против Совета, с которым за истекший период сложились добрые взаимоотношения. За митрополитом Никодимом выступил митрополит Алексий [Ридигер] Таллинский. Последний убил меня окончательно. Он заявил, что эти постановления дискуссии не подлежат. Они должны быть приняты целиком и полностью. “Если дискуссии не подлежат, то зачем же тогда нас собрали? Значит, все уже утверждено, а нами просто прикрылись. Как ширмой. Факт печальный”, — подумал я». И далее, перечислив все, о чем говорили выступавшие, владыка пришел к неутешительным выводам: «Выступления наших иерархов носили характер однотипности: кандидат хорош, постановления Архиерейского Собора 1961 года прекрасны и… следует снять клятвы Собора 1667 года со старообрядцев. Вот и всё. Никто из выступавших не коснулся существенных нужд нашей Русской Матушки-Церкви. Никто не заикнулся о притязаниях исполнительных органов на права настоятелей храмов, о вмешательстве местных властей во внутренние дела приходов и т.п. Не стал говорить об этом и я, чувствуя, что изменить ход событий невозможно. Надо избирать иные способы спасения, возможные в современной обстановке. Мой вывод: на совещании происходит переливание из пустого в порожнее и переживание старого. Заключение: в нашей действительности не может быть свободного решения насущных вопросов Церкви. Этому мешает сама идеология внешнеполитической и внутриполитической жизни…».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/pl...

Впрочем, церковные решения могут быть неожиданными. После смерти патриарха Пимена (Извекова) в 1990 году местоблюстителем стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), который был одним из кандидатов на патриарший престол. Но в полуфинале выборов он набрал в два раза меньше голосов, чем митрополит Алексий (Ридигер), и не прошел в следующий тур. А вскоре он был лишен сана за то, что учинил православный раскол на Украине. И еще один пример: наиболее медийный иерарх того времени, большой друг деятелей культуры, главный церковный издатель митрополит Питирим (Нечаев) хоть и был выдвинут кандидатом в патриархи, но не прошел даже отборочный тур. И на этот раз все скорее всего также решится непосредственно на Поместном соборе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 16 июня, 2021 31 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/sobornaya-demokratiya/

«От наша страна една такава крачка е просто невъзможна – подчертава се в посланието. – Представителите на държавната власт на Естония, разбира се, могат да не знаят и да не разбират това, но вие, нашите братя во Христе, знаете какво означава за една обител нейната канонична връзка с Майката Църква. Ние не можем, нямаме право едностранно да я скъсаме, тъй като ставропигиалният статут на манастира е фиксиран в Устава на нашата обител, който ние не можем да променяме по наше желание. Ставропигия манастирът получи през 1990 г. с усилията на приснопаметния Патриарх Алексий II (Ридигер). За сестрите от обителта паметта за него е свещена, защото именно той, бидейки в богоборческото хрушчовско време Талински архиерей, спаси обителта от закриване. Основаният през 1891 г. Пюхтицки манастир се моли непрестанно на Господа вече 133 години. В света през това време се извършиха фундаментални промени... Напомняме за извършилите се промени само с една цел – за да покажем, че нашият манастир е бил независим от страстите на обществено-политическия живот и от първия си ден досега пази нерушима вярност към своето монашеско предназначение и призвание, състоящо се от молитва и труд. Ето защо ние сме дълбоко убедени, че намесата на държавата в повече от стогодишната уредба на манастирския живот е лишена от какъвто и да е съзидателен смисъл. Сестрите на манастира са се молели и трудели и в Царска Русия, и в Съветския съюз (СССР), и в Естонската Република, и ние искрено се надяваме, че и занапред няма да бъдем лишени от възможността да отправяме молитви към Бога, за да може мирният живот да бъде даруван на цялата Земя, на всички страни и народи». Игуменията и сестрите се обръщат към християните на Естония от различни конфесии с убедителна молба да подкрепят Пюхтицкия манастир. «Сигурни сме, че всеки вярващ разбира: всяка политика, а да не говорим за политически натиск, са дълбоко чужди на монашеството. Манастирът е извън политиката. Такова е нашето кредо. И ние искаме да се надяваме, че вашите молитви ще помогнат на властите на Естонската Република, към които се отнасяме с голямо уважение, да проумеят тази истина», казват в заключение авторите на посланието.

http://new.mospat.ru/bg/news/91704/

Неравноправие И. с православными проявлялось прежде всего в правовом статусе религ. общин и ограничениях, связанных с переменой вероисповедания и с прозелитизмом. Российское законодательство не допускало возможности перехода православных в инославие, в то время как переход И. в Православие не только был дозволен, но и поощрялся. Пропаганда неправосл. учений была запрещена. Юридическое преимущество И. над иноверцами заключалось в том, что переход из инославных исповеданий в нехристианские был запрещен, а обратный переход был возможен при определенных условиях, как правило с особого разрешения министра внутренних дел, а на Кавказе - главноначальствующего гражданской частью (наместника). Разрешались браки православных с И. (при условии венчания и крещения детей в правосл. Церкви), но не с иноверцами. В отдельных случаях правительство предоставляло И. дополнительные права. При имп. Екатерине II И., переселявшиеся в Россию из-за границы, получали ряд льгот, могли свободно совершать богослужение. В 1857 г. в Прибалтике 98 чел. подали заявления о желании вернуться из Православия в лютеранство, 44 из них правительство разрешило такой переход. Хотя эта мера противоречила основам российского законодательства, она соответствовала политике опоры на местное нем. дворянство, к-рая проводилась до 80-х гг. XIX в. в Прибалтике, где протестант. общины имели привилегированный статус (см. подробнее: Алексий II (Ридигер), Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 256-258). 17 апр. 1905 г. был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», к-рый существенно изменил правовой статус И. Снимались прежние жесткие ограничения на переход из Православия в инославие. Общий запрет на переход верующих из инославных исповеданий в нехристианские был сохранен, но для возвращающихся в свое прежнее исповедание (а также в исповедание своих предков) было сделано исключение. После выхода указа переход иноверцев в любое инославное исповедание не встречал препятствий. В 1917 г. Временное правительство приняло меры по созданию внеконфессионального гос-ва.

http://pravenc.ru/text/468817.html

Человек Все рубрики Ольга Кремлева Сутки дежурной санитарки (дневник) В это время загремела телега, на которой развозят завтрак. Она уже у 17-й палаты! А я еще не была совсем на первом посту! Я бегом побежала в начало коридора, откуда начинают раздавать завтрак. Его развозят минут за двадцать, а потом вскоре начинают собирать тарелки и ругаться, если кто-то непокормлен. Кормить с ложечки надо человек шесть-семь, и еще человек восемь смогут сами есть, если их усадить, поставить им еду и постоянно присматривать. Если минут пять на каждого, то до последнего я доберусь где-то через час-полтора. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) " Я стараюсь не прилепляться к земным вещам " Порой так хочется пригласить в резиденцию не только официальных лиц, ради которых перекрывается трасса, но и самых обыкновенных гостей - тех, кто симпатичен, вызывает дружелюбный интерес, желание поговорить, пообщаться. Но день до того спрессован, что, когда возвращаюсь домой, уже не до товарищеских разговоров. Что же касается друзей, то большинство из них остались в Санкт-Петербурге. Игорь Пшеничников Простое русское чудо Мирским людям, приезжающим в скит преподобного Сергия Радонежского на пару-тройку дней, может показаться, что жизнь здесь как мед – паломников хорошо принимают, кормят и поят, показывают все, что те хотят, да еще пытаются предугадать их желания в стремлении исполнить закон гостеприимства. Однако не следует путать свои ощущения гостя с повседневной монашеской жизнью. Жизнь в скиту для его насельников – совсем не мед, а подвиг. Монахи оставили мир и отказались от всего мирского ради любви к Богу. Их главная работа – молитва за нас, мирян. Это люди, ежедневно совершающие подвиг самопожертвования, чтобы мы увидели Свет. Сутки дежурной санитарки (дневник) В это время загремела телега, на которой развозят завтрак. Она уже у 17-й палаты! А я еще не была совсем на первом посту! Я бегом побежала в начало коридора, откуда начинают раздавать завтрак. Его развозят минут за двадцать, а потом вскоре начинают собирать тарелки и ругаться, если кто-то непокормлен. Кормить с ложечки надо человек шесть-семь, и еще человек восемь смогут сами есть, если их усадить, поставить им еду и постоянно присматривать. Если минут пять на каждого, то до последнего я доберусь где-то через час-полтора. Ольга Кремлева

http://pravmir.ru/category/chelovek/nash...

В нач. XXI в. П. П. о. возглавлял опытный дипломат-арабист А. Ф. Чистяков, к-рый добился возвращения России Мамврийского дуба в Хевроне, Иоасафовского участка П. П. о. и Антониновского участка РДМ в Иерихоне. Под рук. Я. Н. Щапова , возглавлявшего об-во с 2003 г., в П. П. о. были восстановлены 3 секции: научно-издательская, международная и паломническая, в рамках к-рых ежегодно проводились международные и российские конференции, круглые столы, выставки и семинары, связанные с историей и совр. деятельностью об-ва, к-рые способствовали развитию перспективного творческого диалога представителей церковной и светской науки. С 2004 г. активизировалась деятельность об-ва, связанная с возвращением России зарубежной собственности П. П. о. В нояб.-дек. 2004 г. офиц. делегация П. П. о., возглавляемая Щаповым, совершила поездку по странам библейского региона, посетив Грецию и Афон, Израиль, Палестину и Египет, проведя с руководителями и представителями гос. и дипломатических ведомств, а также церковных и общественных орг-ций переговоры о сотрудничестве и взаимодействии по восстановлению деятельности П. П. о. в регионе. Тогда же в Иерусалиме начались переговоры с представителями правительства Израиля о возвращении Сергиевского подворья. В 2005 г. на Св. земле учреждены Иерусалимское и Вифлеемское отд-ния П. П. о., а также открыты курсы рус. языка для правосл. араб. детей в Вифлееме. В то же время в России начался процесс создания новых отд-ний об-ва: в Орле, Ростове-на-Дону и Перми. 2007-2019 гг. 14 июня 2007 г. в Москве состоялось торжественное собрание, посвященное 125-летию П. П. о., в к-ром приняли участие патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , министр иностранных дел РФ С. В. Лавров и др. почетные члены. Председателем П. П. о. был избран С. В. Степашин. Большие усилия были приложены П. П. о. совместно с МИД и Администрацией Президента РФ, чтобы начать процесс возвращения России Сергиевского подворья в Иерусалиме. Офиц. передача подворья России 28 дек. 2008 г., отселение из его корпусов главного арендатора - израильского Министерства сельского хозяйства, позволило начать реконструкцию и реставрацию здания.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

«Cuhannu-VIII» (1989, Пюхтицы) был посвящен темам: «Творение (1-й член Символа веры)», «Ответственность человека за творение Божие». На этих собеседованиях делегацию РПЦ возглавлял митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер). Обе темы имели экологическое содержание. Эту встречу можно оценить как попытку достичь православно-лютеран. консенсуса в вопросе постоянной связи человека с Богом, а также как попытку найти связь между наукой и религией, между верой и знанием. На «Cuhannu-IX» (1992, Ярвенпяа) обсуждали темы: «Апостольское учение в Новом Завете и древней Церкви», «Исповедание апостольской веры сегодня», «Проявление апостольской веры в жизни Церкви», «Свидетельство апостольской веры миру». В ходе диалога подчеркивалась особая важность верности апостольскому учению в плюралистическом мире. Как говорится в резюме по 1-й теме, «в современном мире существует много религиозных систем и христианских движений, которые не признают ценности апостольского учения и того, к чему оно обязывает. Это вызывает нашу совместную озабоченность. Мы настаиваем на величайшей ценности того, что было дано Церкви в апостольском наследии». В резюме по 2-й теме говорилось об опасностях прозелитизма: «Исполняя заповедь Христа, христиане должны избегать прозелитизма, ибо это препятствует достижению единства в вере, приводит к ослаблению духовной жизни верующих и унижает богооткровенную истину в глазах неверующих». Было заявлено также о нравственной ответственности науки. На «Синаппи-Х» (1995, Киев) обсуждались темы: «Миссия Церкви», «Миротворчество Церкви и национализм». На этом этапе диалога с фин. лютеранами произошел отход от собственно богословской тематики. Много внимания было уделено теме недопустимости прозелитизма, высказаны опасения возникновения новых националистических движений в разных странах, в частности на Украине. Диалог «Cuhannu-XI» (1998, Лаппеэнранта, Финляндия) состоялся на тему «Церкви, религиозная свобода и отношения между Церковью и государством». В программу вошли дискуссии о свободе христианина, о свободе Церкви и о религ.

http://pravenc.ru/text/171923.html

— Что Вы можете рассказать о взаимоотношениях Патриарха с Советом по делам религий? — Глаза, которые это лучше меня видели, к сожалению, уже ушли в Вечность – это келейник Патриарха епископ Сергий (Соколов), очень хороший человек, сын священника, в мою бытность ректора МДА он был инспектором семинарии. Вот он видел очень многое. Лично я в Совете никогда с Патриархом не был. Но я помню хорошо Куроедова, он бывал на приемах, которые устраивались в Патриархии и которые мы, как иподиаконы Патриарха, обслуживали. Он часто приезжал на такие узкие приемы. И я многократно слышал, как он за обедом тепло передавал поклон и теплые слова от Алексея Николаевича Косыгина . Косыгин как-то очень доброжелательно относился к Патриарху. Даже машину для Патриарха делали через Косыгина. Еще был случай, когда за обедом Куроедов заявил: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию и академию, чтобы больше было священнослужителей». А Святейший сидит, молчит. Куроедов опять: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию». И Святейший ему: «Ну, это вопрос к преосвященному владыке Алексию». В то время председателем Учебного комитета был владыка Алексий (Ридигер). Но это было уже в эпоху некоторого потепления отношений. Когда назначен был председателем Совета Христораднов, Патриарх был уже болен, тяжело передвигался. По протоколу нужно было познакомиться с новым уполномоченным, и стали договариваться с Христорадновым, приглашать его в Чистый переулок, но он заупрямился и сказал: нет, пусть Патриарх сам ко мне приедет. Ему тактично сказали, что, знаете, Патриарх уже в возрасте, ему трудно передвигаться. Но уполномоченный настоял на своем. Это мне рассказывал покойный владыка Сергий. И Патриарх поехал с постоянными членами Синода на эту встречу. Сели за стол, и Патриарх Пимен ни одного слова не произнес – говорили митрополиты, а Патриарх молчал. Это не значит, что он был в отключке – у него с ногами было плохо, а так он все прекрасно понимал, что происходило. Он намеренно это делал, давая понять, что он Патриарх, и с Патриархом так не поступают. Ведь мог бы чиновник со здоровыми ногами, со служебной машиной приехать в Патриархию, это было бы и для Патриарха удобно. Вот было и так. Что Вы думаете, Председатель Совета по делам религий хотел нас понять? У него, как у чиновника, просто была установка, которую он и выполнял.

http://pravmir.ru/patriarx-pimen-vospomi...

Патриарх Алексий II (Ридигер) В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: « Патриарх Алексий II (Ридигер) ». Составитель Ольга Рожнева . Патриарх Алексий II (Ридигер)/Сост. О. Л. Рож- не ва. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 176 с. : ил. — (На страже веры).      Книга посвящена Святейшему Патриарху Алексию II (1929–2008), его жизни и трудам. Он был предстоятелем пред Богом, с его именем связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви. Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время второго крещения Руси — не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Читатель познакомится с воспоминаниями близко знавших его людей. Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, если мы не дадим этому голосу замолчать у нас в душе, но будем прислушиваться к нему, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся». Предки Святейшего Патриарха происходили из известного в России дворянского рода: в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешел в православие с именем Федор Иванович. Одним из представителей этого рода был граф Федор Васильевич Ридигер — генерал от кавалерии, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года. В тяжелое революционное время из охваченного беспорядками Петрограда Ридигеры перебрались в Эстонию. Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви. По воспоминаниям патриарха Алексия, «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботящиеся о своей пастве». Михаил Александрович и его будущая супруга Елена Иосифовна были деятельными участниками православной жизни Таллина. …3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой лавре был совершен монашеский постриг протоиерея Алексия Ридигера с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. После возведения в сан архимандрита 3 сентября 1961 года в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина состоялась хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://pravoslavie.ru/100508.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010