Кинематограф в виде оружия массового поражения, доходчиво и наглядно формирующий образ врага. Недаром »вечно живой« изрёк: »Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино«. Это большая сила, и советская пропаганда пользовалась ею умело. Недаром министр пропаганды Йозеф Геббельс советовал учиться этому именно у русских. Немецкие корабли, готовившиеся к захвату Норвегии, бункеровались топливом в Мурманске. Посол Шуленбург – в МИД Германии (9 апреля 1940 г.): «Молотов заявил, что советское правительство понимает, что Германия была вынуждена прибегнуть к таким мерам... В заключение Молотов сказал: «Мы желаем Германии полной победы в её оборонительных мероприятиях»« 222 . А вскоре после немецкой оккупации Норвегии из Москвы в Берлин ушла шифровка. МИД Германии – послу Шуленбургу (5 сентября 1940 г.): «Наш военный флот намерен отказаться от предоставленной ему базы на Мурманском побережье, так как в настоящее время ему достаточно базы в Норвегии. Пожалуйста, уведомите об этом решении русских и от имени Имперского правительства выразите им благодарность за неоценимую помощь. В дополнение к официальной ноте главнокомандующий флотом (адмирал Редер. – Прим. авт.) намерен выразить свою признательность в личном письме главнокомандующему советским флотом (нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов.– Прим. авт.)» 223 . 7 ноября 1938 г. на советские экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Однако вскоре режиссёр взялся за работу прямо противоположную «Невскому». Молотов подписал в Берлине пакт о ненападении с Риббентропом, и на какое-то время «Невского» перестали показывать. Эйзенштейн согласился поставить «Валькирии» – любимую оперу Гитлера, музыкальный символ утверждаемого национал-социализмом национального духа. Лишь бы дали работать, а трактовать тевтонцев как «псов» или «рыцарей» Эйзенштейну было безразлично. Он сказал, что Вагнер воплощает «творческую волю народа» и пора «приблизить к нам эпос германских народов». В Германии почтовые открытки изображали Гитлера в образе Зигфрида, величественно парящего в воздухе и разящего врагов. Для Гитлера и нацистских идеологов Вагнер был истинным героем. Его музыкальное и литературное творчество представлялось им наиболее выразительным проявлением велико-германского национального духа. Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем: «На каждом этапе моей жизни я возвращался к Вагнеру» 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

–  Знает ли Якунин о том, что Вы шпионили за ним? – Да, я всё ему рассказал, и он простил меня. Может быть, и Господь Бог меня простит? –  А какова дальнейшая судьба агентов после завершения ими службы на КГБ? – Наиболее верные из агентов становятся содержателями конспиративных квартир КГБ. Людям даже улучшают жилищные условия, чтобы, скажем, одну комнату в квартире КГБ мог использовать для встреч с другими своими агентами 246 . Впрочем, толмачи-двойники – это мелкие шавки, а владыку контролировали «референты», числившиеся в ОВЦС. 1961 год. Всеправославное совещание на о. Родос. Вспоминает архиепископ Брюссельский Василий. Нужно сказать, что на образ действий архиепископа Никодима оказывал большое влияние и давление член нашей делегации, служащий «иностранного» отдела Патриархии, некто И.В. Варламов, пренеприятная и нахальная личность. Видимо, он был чекист, во всяком случае, присланный органами советских властей, чтобы наблюдать за действиями архиепископа Никодима и прочими членами делегации. Он всё время занимался пропагандой и рекламой советских порядков, а с нашими архиереями говорил почему-то в начальническом тоне. Со мною он был корректен, хотя относился ко мне с трудно скрываемым подозрением 247 . Характерным эпизодом была пресс-конференция архиепископа Никодима. Активным организатором был всё тот же Варламов. Его «тактика» была цинично простая. «Мы предложим слушателям, – говорил он нам громко и не стесняясь, – побольше бутербродов с икрой, затем водки, тоже побольше, и когда хорошенько нажрутся и напьются, тогда и начнём говорить. Так они лучше воспримут...» 248 Членом ОВЦС был профессор ЛДА Николай Гундяев (ныне – настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге). По благословению владыки Никодима он был включён в целый ряд международных богословских комиссий и часто выезжал за границу. (Одно время оформлением выездов за границу в ОВЦС занимался владыка Иов, а зарубежными гостями – владыка Платон. В Отделе ходила шутка: «Платон мне друг, но Иов мне дороже».) Однако в 1977 г. о. Николай поплатился за излишнюю откровенность в общении с отдельскими «источниками». Об этом мне стало известно при необычных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Католикос в гневе встаёт; впереди всё занято, надо искать местечко в середине зала. Но и там уже всё забито, народ прибывает, и приходится идти всё дальше и дальше. И ведь не будешь суетиться, походка должна быть величавой, вид невозмутимый – высокий сан обязывает. Так и проследовал первоверховный католикос на выход и, стоя на ветру, тщетно пытался поймать машину... Уже при Брежневе никто не хотел мировой коммунистической революции и не верил в неё. (Даже Сталин не хотел мировой коммунистической революции.) Но система жила по своим законам. Потому на очередном съезде принимается компромиссная формула, согласно которой необходимо сочетать разрядку международной напряжённости с ростом национально-освободительного движения. Казалось бы, ну и что – пустые слова. Но нет! Именно под эти лозунги различные лоббисты «выбивали» в брежневском кабинете энные суммы на новые порции ракет «СС-18», на строительство танковых и иных заводов по производству конвенционального оружия и т. д. Таким образом и выстраивался консенсус. Но за счёт страны. В результате страна согнулась под двойной гонкой вооружений. Ни одно государство мира, даже более богатое, чем СССР, не могло себе позволить такой гонки сразу по конвенциональной и неконвенциональной линиям. Именно при Брежневе впервые возникла ситуация, когда вся верхушка, упражняясь в официальных клятвах по поводу верности коммунизму, на самом деле чуралась этой идеологии, как чёрт ладана. Это не могло не привести к обрушению и привело к нему. На Западе Суслова называли не иначе как «убийцей смысла». А убийство энергии, убийство смысла, ложный консенсус и негативный отбор – инструменты гибели великой державы. Точнее, то, что лежит у истоков этой будущей гибели... Остаётся вспомнить предупреждение Священного Писания : «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» ( 1Фес. 5:3 ). 216  Щербакова И. НКВД – Гестапо. Брак по расчёту//Московские новости. 1991. 2 июня. С. 10. 218  Цит. по: Schoenbaum D. La revolution brune. La Societe allemand sous le III Reich. D., 1979. R 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но и после 1960 г., в течение 17 лет, Павел Кутепов был «невыездным». Одна из первых его немногих заграничных поездок была в Прагу на миротворческий конгресс ХМК. В ту самую Прагу, которую он, будучи в эмиграции, знал как свои пять пальцев... Павел Александрович скончался 27 декабря 1983 г., а в феврале 1984 г. ушёл из жизни бывший шеф КГБ Юрий Андропов, за чьей «конторой» Кутепов старший и Кутепов младший числились в течение нескольких десятилетий. Речь Святейшего Патриарха Пимена перед панихидой в Богоявленском Елоховском соборе «по усопшем вожде» была опубликована в том же 3-м номере «ЖМП» за 1984 г., где напечатан некролог, посвящённый Павлу Александровичу. В речи Святейшего Патриарха было отмечено, что «на всех постах, какие Юрий Владимирович занимал от молодых лет (комсомольский вожак в Карелии, посол в Венгрии – осенью 1956 г. активно подавлял «мятеж»; шеф КГБ, инициатор «карательной психиатрии». – а. А.) он трудился самозабвенно и самоотверженно, не щадил ни своих сил, ни своего здоровья... Кончина Юрия Владимировича Андропова – это огромная утрата не только для нашего народа, но и для всех миролюбивых сил мира... Светлый образ почившего навсегда останется в нашей благодарной памяти. Вознесём же, возлюбленные, наши усердные молитвы о новопреставленном Юрии и возгласим ему «вечную память " " 207 . Сцена, достойная пера Шекспира. «Бедный Юрик...» Таких почестей Московская Патриархия не воздавала даже умершему «вечно живому». 11/24 января 1924 г. Обращение патриарха Тихона и членов Патриаршего синода в советскую прессу в связи со смертью председателя Совнаркома В.И. Ульянова (Ленина). «Прошу через вашу газету выразить моё соболезнование правительству Союза Советских Социалистических Республик по поводу тяжкой утраты, понесённой им (а не нами. – а. А.) в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)» 208 . Андропов был председателем КГБ в 1967–1982 гг.; создал Пятое («диссидентское») управление. (Аналогом андроповской «пятёрки» была гитлеровская «четвёрка». После создания 27 сентября 1939 г. Главного управления имперской безопасности (РСХА) гестапо вошло в него в качестве IV управления. Внутренняя структура гестапо насчитывала пять отделов, в том числе – IV В – надзор за политической деятельностью католической и протестантской Церквей, религиозных сект, евреев, франкмасонов и оппозиционных течений в молодёжной среде) 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Мог ли владыка Никодим предположить, что в декабре 1989 г. КПСС и КПЧ дадут тождественную оценку вводу войск пяти государств Варшавского договора на территорию Чехословакии в 1968 г.? («Эта акция явилась вмешательством во внутренние дела ЧССР, несовместимым с нормами отношений между суверенными государствами»). Что в конце 1980-х – начале 1990-х годов в Чехословакии произойдёт «бархатная революция» («глазик за глазик, зубик за зубик») и главой государства станет бывший политзаключённый Вацлав Гавел? Что в Прагу из Мюнхена переберётся радиостанция «Свобода»? Милослав Петрусек, декан факультета политических наук Карлова университета, президент Чешского социологического общества, опубликовал интересное исследование самиздата в Чехословакии. В 1969–1989 гг. в самиздате в ЧССР выходило более 80 журналов (средний тираж 132 экземпляра), было напечатано несколько сотен литературных произведений. Изданием и распространением занималось 5% населения страны. С властями существовал негласный уговор. «Тоталитарный режим» требовал лишь соблюдения некоторых условных формальностей. Например, писать на титульном листе: «Для друзей размножил в количестве 7 экземпляров Вацлав Гавел». А за печатание тиража журнала Гавел уже не отвечал. Самиздат создал его авторам политическую рекламу, что сказалось в «бархатную революцию» 1989 г. – интеллектуалы, вовлечённые в самиздат, сразу заняли важные государственные посты 297 . ... 15 июля 1992 г. в пражскую резиденцию Вацлава Гавела позвонил Борис Ельцин. Российский президент сообщил, что в архивах КПСС обнаружены документы чрезвычайной важности, проливающие свет на августовские события 1968 г. На следующий же день в Прагу прибыл специальный представитель Ельцина и передал их Вацлаву Гавелу. Среди них оказалось и так называемое «пригласительное письмо». Речь идёт о письме, существование которого его авторы отрицали с самого августа 1968-го и на которое, в свою очередь, ссылались инициаторы вторжения во главе с Брежневым (но письма не публиковали). Поскольку письмо оставалось неизвестным, и не нашлось ни в каких подборках документов, переданных новому руководству Чехословакии сначала Горбачёвым и уже потом – Ельциным, очень многие считали этот документ мифическим. Оказалось, однако, что это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На это письмо ссылался Леонид Брежнев на встрече пяти руководителей стран Варшавского Договора в Москве 18 августа 1968 г., не упоминая, правда, имён авторов. Тогда же было предложено использовать письмо в качестве политического обоснования агрессии. Ульбрихт, Гомулка, Живков и Кадар согласились. – Почему советские войска так долго находятся в Чехословакии? – Они до сих пор ищут того, кто позвал их на помощь. «Максимальное засекречивание» было обеспечено хорошо (письмо хранилось в конверте с надписью: «Не вскрывать»). Письмо было передано Брежневу, по-видимому, 3 августа в Братиславе (есть свидетельство Шелеста о том, что Басил Биляк передал ему это письмо для Брежнева тайком, в туалете), затем было прочитано на коммунистической встрече в верхах 18 августа в Москве и стало формальным обоснованием вторжения. 16 июля 1992 г. Вацлав Гавел прочитал на пресс-конференции чешский перевод «письма-приглашения». Вот текст письма, – образец советской «туалетной дипломатии». Оно написано по-русски – приводим его дословно, не исправляя ошибок. Уважаемый Леонид Ильич, с сознанием полной ответственности за наше решение обращаемся к Вам со следующим нашим заявлением. Наш по существу здоровый после-январский процесс, исправление ошибок и недостатков прошлого, и общее политическое руководство обществом постепенно вырывается из рук центрального комитета партии. Печать, радио и телевидение, которые практически находятся в руках правых сил, настолько повлияли на общественное мнение, что в политической жизни страны сейчас без сопротивления общественности начинают принимать участие элементы враждебные партии. Они развивают волну национализма и шовинизма, вызывают антикоммунистический и антисоветский психоз. Наш коллектив – руководство партии – совершил ряд ошибок. Мы не смогли правильно защитить и провести в жизнь марксистско-ленинские нормы партийной жизни, и, прежде всего принципы демократического централизма. Руководство партии уже не способно в дальнейшем успешно защищаться перед атаками на социализм, не способно организовать против правых сил ни идеологического, ни политического отпора. Само существо социализма в нашей стране стоит под угрозой.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но мне не надо суетиться у стойки регистрации делегатов, искать своё имя в списках комиссий, подкомиссий; единиц, подъединиц; секций, подсекций; «кластеров», «драфт-групп». А потом биться за каждую строчку в результативном документе: «Выражаем озабоченность...», «Новый аскетизм – экуменический вызов самообеспечивающегося общества всеобщего участия...» и т. д. и т. п. Сегодня, когда у нас в стране все разбежались по «конфессиональным квартирам», этот экуменический жаргон может вызвать только улыбку. «Отшелестела роща золотая...» Но, путешествуя по кенийской саванне, бороздя воды озера Виктория, поднимаясь на Килиманджаро, осматривая закоулки арабских кварталов на Занзибаре, иногда с грустью вспоминаю владыку Никодима: «За что боролись?» Прага-68 Делегации Московского патриархата крупно повезло на IV Генеральной Ассамблее ВСЦ. Она состоялась в Упсале (Швеция) весной 1968 г., в «мирное время», и у владыки Никодима особых стрессов тогда не было. Митрополит Никодим был решительным противником столь модного на Западе в «прогрессивных» католических и протестантских кругах синтеза между христианством и марксизмом, всякого «христианского атеизма», богословия «смерти Бога» и т. д. Диалог между марксизмом и христианством он отвергал, считал его нечестным взаимным обманом. Об этом он открыто говорил на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Упсале в 1968 г. и во многих других местах на Западе. Нужно сказать, что держаться так твёрдо такой позиции ему было не трудно. Помогало то обстоятельство, что и советская власть настроена тоже против всякого диалога между марксистами и христианами. Вернее, там, где марксисты ещё не у власти, они стоят за диалог с христианами. А там, где они уже захватили власть, они и слышать не хотят ни о каких сравнениях и параллелях 270 . А между тем наступала Пражская весна. Чехословакия окончательно порывала со «сталинизмом брежневского розлива». Вплоть до 1960 г. на левом берегу Влтавы возвышался массивный постамент; на нём стояла статуя Сталина. Она поражала воображение своими размерами. За «вождём всех народов» тянулась – в соответствии с классовой табелью о рангах – высеченная из камня цепочка людей. Естественно, рабочий, крестьянин, представитель «прослойки» – интеллигент. В 1960 г. было решено скульптурную группу убрать. С тех пор и сохранился опустевший, прочно вросший в землю постамент.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И так с утра до вечера, всю неделю... На нервной почве о. Виталий заметно сдал; на лице появились тёмные пигментные пятна. В конце концов «дело» было закрыто «за недоказанностью», но выезд за границу был надолго закрыт. Устное предание приписывает о. Виталию фразу, которая якобы и решила исход дела в его пользу. Когда «опер» стал обвинять протопресвитера в том, что тот «продал Родину», о. Виталий парировал: «А что, нашёлся покупатель?» Со временем о. Виталий оправился от потрясений, но его здоровье заметно пошатнулось. Тем не менее он «пересидел» в ОВЦС четырёх председателей, и лишь при пятом, в 1997 г. стал внештатным консультантом ОВЦС. И все эти годы о. Виталий, встречаясь в коридорах ОВЦС с «Кузнецовым», благословлял его и лобызался с «источником». («Контрольный поцелуй в голову».) А женевский протоиерей-секретарь, заложивший о. протопресвитера, до сих пор мелькает «по ящику» и учит нас с экрана патриотизму. О таких писали ещё в начале XX столетия: Тише, тише, господа! Господин Искариотов, Патриот из патриотов, Направляется сюда! Отсюда – мания к засекречиванию. На этой почве родился анекдот: «Один работник ОВЦС спрашивает у другого: «Сколько сейчас времени?» Ответ: «Тсс... (шёпотом) сейчас три часа, только никому не говори, что это я тебе сказал«». Впрочем, отец Виталий – не первый и не последний: от женевского священника пострадал ещё Достоевский. Второго августа 1868 г. он пишет Майкову: »Письмо моё пропало... Петербургская полиция вскрывает и читает все мои письма, а так как женевский священник, по данным (заметьте, не по догадкам, а по фактам), служит в тайной полиции, то и в здешнем почтамте (женевском)... некоторые из писем, мною получаемых, задерживались... Каково же вынести это человеку чистому, патриоту, предавшемуся им до измены своим прежним убеждениям, обожающему Государя... Дураки, дураки!.. Достоевского подозревают!« 231 Известно, что лидер, поставленный на ответственный пост, подбирает «команду» из людей, близких ему по духу. Так действовал и владыка Никодим, занявший пост председателя ОВЦС. Вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Узы дружбы. – Что такое танк? – Карета скорой помощи. – Какая страна самая нейтральная в мире? – Чехословакия. Она теперь не вмешивается даже в свои внутренние дела. После 21 августа 1968 г. президент Свобода переменил свою фамилию на Осознанная Необходимость. Новая реклама Интуриста: «Приезжайте в СССР, пока он не приехал к вам!» Офицерские жены: – Ты где отдыхала? – В Карловых Варах. – Я тоже собираюсь туда, но наш танк поломался. – Какая страна самая большая в мире? – Чехословакия. Вот уже год, как советские войска уходят из неё, а не могут дойти до границы... На политзанятиях в чехословацкой армии офицер спрашивает рядового, что тому известно об империалистах. – Империалисты всегда хотели завоевать нашу родину! – Правильно. Что вы ещё можете сказать? – Но Советский Союз их опередил! – Откуда чехи знают, что земля круглая? – В 1945 г. они прогнали оккупантов на запад, а в 1968 г. они вернулись с востока. Христианская мирная конференция В те годы в Праге располагалась штаб-квартира Христианской Мирной Конференции (ХМК). Это была хитрая контора, учреждённая вроде бы прогрессивной христианской общественностью, вроде бы независимо от Москвы (так было удобнее). Владыка Никодим принимал участие в работе ХМК с 1960 г. Общественные организации (по-западному их называют неправительственными – non-government organisation, NGO) бывают разные. Некоторые специально создавались «органами» и «инстанциями», чтобы с их помощью проводить в жизнь «интересы государства». Для таких возникло название «гонго» (CONGO, Government Organisated Non-Government Organisation – «организованная правительством неправительственная организация»). Одни из них «боролись за мир во всём мире», другие – на конкретных направлениях: с сионизмом или со злобными измышлениями о психиатрических репрессиях. Через «братские страны» осуществлялась перекачка денег из Москвы на Запад с помощью международных представительств в Будапеште, Берлине и особенно Праге. В Праге располагалась ещё одна хитрая контора: редакция журнала «Проблемы, мира и социализма». Редакция и издательство при нём превратились в настоящий почтовый ящик для операций по финансовому трансферту. Сколько миллионов долларов ушло в чемоданчиках-дипломатах через пражские гостиницы и карлово-варские санатории на финансирование пропагандистских программ, развёртываемых западными коммунистическими партиями!

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

О. Виталий стал сотрудником ОВЦС ещё при митрополите Николае (Ярушевиче) (с 5 июня 1959 г.), а при владыке Никодиме он вырос до заместителя председателя Отдела (с 28 августа 1960 по 15 февраля 1961 г.). С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) о. Виталий был представителем Русской православной Церкви при Всемирном совете Церквей (Женева). О. Виталий был старше владыки Никодима на 13 лет, и это давало ему право отзываться о своём шефе без чрезмерного пиетета. Постепенно между ними произошло негласное разделение сфер влияния. Считалось, что о. Виталий – талантливый богослов, обладающий глубокими знаниями (за плечами Варшавский университет!). Дескать, «мы пишем архиереям доклады, а они их лишь озвучивают». А владыка Никодим («простой рязанский мужик») – талантливый администратор и хитрый дипломат. Но, при мудром наставничестве о. Виталия, он «легко обучаем» и всё схватывает на лету. Между обоими «харизматическими лидерами» нередко вспыхивали споры, велись дискуссии, но не для удовлетворения амбиций, а на пользу общецерковному делу. Если владыка Никодим соглашался с о. Виталием, то обращался к нему ласково: «батюшка!» А если они шли «стенка на стенку», то официально: «отец протопресвитер!» Это совпадает с тем, что пишет о владыке Никодиме А.Э. Краснов-Левитин. Что он был за человек? Прежде всего это был практический человек, реальный политик до мозга костей. Человек мужицкой, крестьянской хватки. Человек с живым умом, необыкновенно сообразительный, – обычно он отвечал собеседнику, когда собеседник ещё не успел закончить фразу. Он был человеком с хитрецой, и большой хитрецой, осторожным и гибким. Но это была хитрость умного человека, а не бездарного чиновника, который лжёт тогда, когда это совершенно бессмысленно, и боится сказать лишнее слово. Это был человек быстрых решений; на месте министра иностранных дел он был бы незаменим. Во всяком случае, в тысячу раз более на месте, чем все на свете Молотовы, Шепиловы, Громыки – пресные люди, люди без выдумки и без фантазии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010