Русь Суздальско-Ростовско-Владимирская. – Славна она такими князьями ревнителями отеческой веры, как истый Боголюбец святой Андрей Юрьевич, с именем которого связана история величайшей нашей святыни – чудотворной иконы Владимирской Божией Матери; как святой Александр Невский, борец и радетель за Православную Русь в особо тяжкия для нея времена; как храмоздатель, мужественный воин святой Василько Константинович, за верность свою христианству замученный татарами. Сподвижник и вдохновитель Александров, митрополит Кирилл, 31 год стоявший во главе Церкви, залечивая раны народныя после Батыева нашествия, сумел мудро закрепить положение Церкви в языческой Орде, положив тем основание возстановлению Руси. Русь Московская началась правлением младшего сына героя Невского, святого князя Даниила, последний потомок которого, кроткий и благочестивый царь Феодор Иоаннович, завершил славное державное служение России дома вел. князя Иоанна Даниловича Калиты. Москва, освященная Святителем Петром митрополитом, стала, во исполнение его пророчества, средоточием русского государства. В ея стенах великая церковно-государственная работа творилась такими выдающимися первоиерархами, как святые Феогност, Алексий, Киприан, Иона, Филипп, мудрый митрополит Макарий, выпрямивший на время жизненный путь венчанного им на царство Uoahha IV Васильевича Грозного, благословивший его на брак с Анастасией Романовой, – родоначальницей того Дома, который, в лице первых государей, так ярко выявил в XVII b. бытовую сторону Святой Руси. Из Москвы, получая наказ о любовном отношении к иноверным инородцам, отправлялись в новыя земли – пермскую, казанскую, сибирскую – выдающиеся иерархи-миссионеры: святители Стефан, умученный Питирим, Иона, Гурий, Варсонофий, Герман, Гермоген и многие другие. Из подземелий московского Чудова монастыря прозвучало пламенное слово великого отечестволюбца святого патриарха Гермогена, пробудившего патриотическое чувство народа в смуту XVII b., дело которого продолжали иноки Троице-Сергиевой обители святой архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594–1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738–1742), впоследствии – митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787–1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед. В соборном храме покоились мощи святителя Германа; вблизи раки в особом шкафу хранились фелонь, митра и посох святителя Германа. Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555–1556 годах псковской артелью. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII веке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи. Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556–1560 годах псковскими мастерами. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90е годы XIX. В 1964–1984 годах собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок – алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы. В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здания монастырского училища (XVIII b.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг к другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского . В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Постановлением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода 26 мая 1958 г. епископом Волоколамским 2-м викарием Патриаршего экзарха в Зап. Европе определено быть Василию (Кривошеину) , епископская хиротония к-рого состоялась 14 июня 1959 г. в Успенском храме Лондона. С нояб. 1959 г. еп. Василий нес архипастырское послушание в Париже в качестве помощника Патриаршего экзарха архиепископа Клишийского, 31 мая 1960 г. назначен епископом Бельгийским и Брюссельским. Постановлением Патриарха Алексия I и Свящ. Синода 14 мая 1963 г. инспектору МДА, редактору «Журнала Московской Патриархии» архим. Питириму (Нечаеву) определено быть епископом Волоколамским с назначением председателем Издательского отдела Московской Патриархии. Хиротония состоялась 23 мая 1963 г. 9 сент. 1971 г. еп. Питирим был возведен в сан архиепископа, 30 дек. 1986 г.- в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский». Владыка Питирим в 1963-1994 гг. возглавлял Издательский отдел МП, будучи также главным редактором «Журнала Московской Патриархии», с 1987 г.- председателем редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С кон. 80-х гг. митр. Питирим являлся настоятелем Иосифова волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , многое сделал для восстановления иноческой обители. После кончины митр. Питирима 4 нояб. 2003 г. новых назначений на В. в. не последовало. Лит.: Опред. Св. Синода об увольнении еп. Волоколамского Христофора от должности ректора МДА [и викария Моск. епархии]//ЦВед. 1890. 52. С. 473; [Корсунский И. Н. ] Наречения и хиротония ректора МДА Арсения (Стадницкого) во еп. Волоколамского//БВ. 1899. 3. С. 471-495; Опред. Св. Синода//ЖМП. 1931. 5. С. 5; 6. С. 6; 1942. 7/8. С. 8; С. 23; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 148; Т. 2. С. 393; Т. 3. С. 112, 324; Т. 4. С. 333, 341; Т. 6. С. 89, 436; Т. 7. С. 241, 336, 474; Фомичев И. , прот. , Валовский С. , прот. Архиеп. Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын): Некролог//ЖМП. 1952. 5. С. 11-13; Городецкий М. , диак. Высокопреосв. Василий, архиеп. Брюссельский и Бельгийский//Там же. 1986. 4. С. 34-38; Акты свт. Тихона. С. 901, 919; За Христа пострадавшие. С. 61, 108, 312, 510; Архиеп. Феодор (Поздеевский): Жизнеописание, избр. тр./Сост. иером. Роман (Лукин). Серг. П., 2000. С. 15, 21-27, 30; Полищук Е. С. Митр. Волоколамский и Юрьевский Питирим//ЖМП. 2003. 11. С. 30-39.

http://pravenc.ru/text/155171.html

Преподобного Сергия, крестьян; но В. К. Василий Темный грамотой своей 1435 года запретил Радонежскому волостелю судить Троицких крестьян, только предоставил ему право брать с них по два корма в год: один на Рождество Христово, другой на Петров день. 39 До 1491 года при Троицком монастыре, на память Преподобного Сергия бывал ежегодно торг 25 Сентября; но Великий Князь Иоанн Васильевич повелел оттуда перевести зтот торг на Радонеж, где впоследствии Царь Феодор Иоаннович указал собирать на Троицкий монастырь замытную пошлину, тамгу и все таможенные пошлины на торгах с Царевых сельчан, с деревенщиков, с граматчиков, с патриарших, митрополичьих, владычних, со всех людей без измены. 40 В Ляхолетье Радонеж был опустошен; в 1517 году Царь Михаил Феодорович повелел приписать Радонеж к Троице-Сергиеву монастырю «в вотчину с пустошьми и с пашнею и с сенными покосами и со всякими угодьями». Приняв его во владение, Троицкий Архимандрит Св. Дионисий и Келарь Авраамий Палицын били челом Царю, что «на том городке храм поставить и монастырский двор устроить не чем, хорошаго леса близко снятъ» и просили пожаловать им на храм с Царского двора в селе Воздвиженском повалушу, или избу. Царь пожаловал им повалушу. Построенная из нее церковь сгорела в самом начале XIX века. Теперь в селе на новом месте каменная церковь Преображения Господня. Цари на походе к Троице Сергию заезжали в Городец помолиться. В 1672 году, Октября 19 Царь Алексий Михайлович изволил слушать божественную литургию в селе Городце. 41 По местному преданию, в городке будто было два монастыря и семь церквей. Это могло быть вероятным только в XIV, XV и XVI веках, когда не редко сруб избы, или повалуши с прирубным алтарем составляли так называемую церквицу, а церквица с двумя, или тремя избами, огороженная плетнем, или тыном – монастырек; что подтверждают выражения, встречающиеся в летописях и житейниках: поставить, срубить церквицу, сградить монастырек. Швед Петрей, в XVII веке, видел в Москве церквицы, в коих могло поместиться не более семи человек. Теперь в городке на месте престолов не найдете ни часовни, ни знаков из кирпичного столба, какие велено ставить по указу 1734 года, июля 10; не видно ни могил, ни надгробных камней – коса и плуг все сгладили; живет еще здесь одно воспоминание, которое указывает прохожему богомольцу родину Преподобного Сергия, где с родителями своими провел несколько лет юности своей сей великий поборник веры и благочестия, отчизнолюбец, споспешник отечественному оружию, миротворец и чудотворец. Да не будет же место свято пустым. Читать далее Источник: Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру/Соч. И.М. Снегирева. - Изд. А.А. Мартынова. - Москва : В тип. В. Готье, 1856. - 116, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По мере упрочения позиций Патриаршей Церкви взгляды ее иерархов на то, каким образом должно приниматься в общение бывшее обновленческое духовенство, постепенно лишь ужесточались 28 . Между тем, Совет по делам Русской Православной Церкви был заинтересован в скорейшей и “беззвучной” “ликвидации” обновленческого раскола. Поэтому публичное покаяние как правило требовали лишь у обновленческих лидеров, а рядовое духовенство могло каяться келейно перед епископом Патриаршей Церкви. В епархиях, где обновленцы составляли меньшинство, как, например, на Орловщине, так и происходило, и обновленческие приходы постепенно вливались в Патриаршие епархии. Но совсем иначе обстояло дело в Средней Азии, где фактически не было епархии Патриаршей Церкви, а обновленцы составляли подавляющее большинство. Поэтому сюда в апреле 1944 г. патриархом Сергием со специальной миссией был направлен архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын). Главной его задачей была “ликвидация обновленчества” в республиках Средней Азии. Ему предстояло принять покаяние от бывшего обновленческого духовенства, заново освятить обновленческие храмы, заложить основы нормальной епархиальной жизни и епархиального управления, сгладив при этом далеко не простые отношения между бывшими обновленцами и “не­при­миримыми тихоновцами” 29 . Напряжение между обеими церковными ориентациями накануне приезда архиепископа Алексия достигло своего апогея и принимало иногда смешные формы. Как писал местный уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви, “представители и того и другого течения наняли для архиепископа квартиры, приглашая его друг перед другом; встречали его на вокзале каждая группа со своим автомобилем” 30 . Слухи о миссии архиепископа Алексия, о его “весьма строгом и суровом” нраве сильно нервировали обновленческое духовенство. Но архиепископ Алексий (Палицын) действовал вполне самостоятельно, не считаясь ни с нажимом обновленцев, ни со стремлением священников Патриаршей Церкви окончательно тех дискредитировать. Прежде всего он принял публичное покаяние от лидера среднеазиатских обновленцев протоиерея Григория Брицкого, ставшего после отъезда архиепископа Сергия (Ларина) временно исполняющим обязанности управляющего епархией 31 .

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами» 414 . Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Однако по получении сообщения от архиеп. Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил свое решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ 587 от 11 окт.1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова. 13 октября о. Николай был пострижен в монашество с именем Григорий (решение митр. Сергия), в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (возведенный 10 октября в сан архиепископа) и ожидавший прибытия прот. Николая в течение 3 недель в Ульяновске, архиепископы Рязанский Алексий (Сергеев) и Куйбышевский Алексий (Палицын), который постригал. По пострижении он сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого «очень растроганный», как он писал, «избранный и нареченный» иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «Ваше Блаженство, Богомудрые Архипастыри! Волею Божию и Вашим избранием я, недостойный, возвожусь на высокую степень архиерейства. Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась, и, не умея быть праздным, я уже занялся подытоживанием всей моей прежней религиозно-просветительной работы. И вдруг, неожиданно, я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней». В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Так на Архиерейском Соборе отметили великую значимость веры православной и Русской Православной Церкви в сплочении народа во время тяжелейшей борьбы со смертельным врагом. Заслуги Русской Православной Церкви перед народом и страной в годы Великой Отечественной войны были высоко отмечены и советским правительством. Многие церковнослужители были награждены государственными наградами. Уже в октябре 1944 года в Москве, в торжественной обстановке в Совете по делам Русской Православной Церкви, были вручены медали «За оборону Москвы» митрополиту Николаю и 12 протоиереям – за все дела и средства помощи святому делу борьбы с фашизмом. Медалью за «Оборону Москвы» были награждены также архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын) и епископ Кировоградский Сергий (Ларин), отсутствующие в это время в Москве. Выступая на церемонии вручения наград, председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов дал высокую и точную оценку деятельности духовенства в годы Великой Отечественной войны. Он сказал: «В своих речах, проповедях и обращениях к верующей части населения епископат и духовенство Патриаршей Православной Русской Церкви укрепляли веру в победу, вселяли дух мужества, призывали к патриотическим подвигам в труде, в деле укрепления обороны страны и, в частности, в деле защиты Москвы – славной столицы нашей Родины…» А в своем обращении к получившим награды пастырям митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отметил, что «эти награды побудят духовенство… с еще большим рвением отдаться делу возбуждения в пасомых духа любви к Родине и готовности отдать ей свои силы» . Это было не единственное награждение московского духовенства медалью «За оборону Москвы». 4 января 1945 года медаль «За оборону Москвы» была вручена протоиереям И.И. Сарычеву, К.А. Алексееву и А.П. Смирнову, который от имени награжденных сказал: «Медаль “За оборону Москвы” на своей обратной стороне имеет надпись “За нашу советскую Родину”. Наша Родина – это святыня сердца. Еще в 1851 году поэт Никитин в своем патриотическом стихотворении, посвященном Родине, говорил:

http://pravoslavie.ru/74836.html

Алексий (Кузнецов) с 20.03.1917 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 1918 г. еп. Сарапульский (правящий); с 1927 г. в сане архиепископа; в 1931–1932 и в 1935 гг. временно управ. Свердловской епархии; с 22.11.1933 архиеп. Пензенский; с 27.03.1934 архиеп. Тобольский; с 14.05.1934 архиеп. Сарапульский, но в управ. вступил с 22.10.1935; в дек. 1937 г. арестован; расстрелян 9.01.1939. Алексий (Кутепов) 1.12.1988 хирот. во еп. Зарайского, вик. Московской епархии; с 30.12.1988 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский (с 30.01.1991 Алмаатинский и Семипалатинский). Алексий (Орлов) 3.06.1923 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Самарской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; с 1924 г. после покаяния еп. Курганский; с 16.09.1937 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 11.02.1931 еп. Енотаевский; с 5.06.1931 еп. Сызранский; с 24.08.1931 еп. Омский; с 11.08.1933 в сане архиепископа; с авг. 1935 г. епархией не управ. Алексий (Палицын) 28.03.1926 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1941 г. архиеп. Волоколамский; с 1942 г. архиеп. Куйбышевский и Сызранский; † 8.04.1952. Алексий (Пантелеев) 6.02.1927 хирот. во еп. Сан-Францисского; позднее еп. Аляскинский; с 1947 г. архиеп. Омский и Тарский (Омский и Тюменский); † 4.09.1948. Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Алексий (Кононов), обн. архиепископ 308, 420, 649–650 Алексий (Копытов), обн. архиепископ 420, 504, 650–651 Алексий (Майеранов), обн. епископ 651 Алексий (Марков), обн. архиепископ 419, 651–652 Алексий (Мечев), прав., Московский 320, 363, 373 Алексий (Мигулин), обн. архиепископ 531, 599, 652–653, 1016 Алексий (Микулин), обн. архиепископ 586, 588, 652–653, 1016 Алексий (Михайлов), обн. епископ 420, 654 Алексий (Орлов), архиепископ, свмч. 654–655 Алексий (Палицын), архиепископ 577, 596, 1017 Алексий (Покровский), обн. архиепископ 655–656 Алексий (Рождественский), обн. епископ 419, 656 Алексий (Сергиев), архиепископ 692, 1017 Алексий (Симанский). архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епрахией см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий (Щербаков), обн. архиепископ 657 Алексий I (Симанский). патриарх Московский и всея Руси 42, 46, 59–63, 130, 132, 133, 230–236, 238, 477, 478, 577, 599, 600, 611, 645, 712, 874, 934, 965, 983, 1016 Алексий I, патриарх см. Алексий (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ 336 Алексий, епископ Елисаветградский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алексий, епископ Тираспольский 256 Алексий, епископ Ямбургский см. Алексий I (Симанский), патриарх Московский и всея Руси Алексий, епископ, арестованный в Киеве см. Алексий (Готовцев), епископ Алексий, митрополит Казанский см. Алексий (Баженов), обн. митрополит Алсуфьев (Олсуфьев Дмитрий Андреевич), граф, член Собора 1917–1918 гг. 192 Альбинский Александр, священник 668 Альбинский Иоанн см. Иоанн (Альбинский), обн. архиепископ Амвросий (Либин), епископ 577 Амвросий (Нагорский или Нечерский), обн. епископ 658 Амвросий (Райне), обн. епископ 565, 658, 854 Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии 479, 490 Амвросий. Католикос-Патриарх всея Грузии см. Амвросий (Хелаи), Католикос-Патриарх всея Грузии Амвросий. Лужский см. Амвросий (Либин), епископ Амвросий, обн. епископ 659 Анания 124 Ананьев, осуждённый по петроградскому процессу 251 Анастасий (Грибановский) , митрополит, председатель Карловацкого Синода 92

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010