Духовничество... как благодатная способность руководства людьми в духовной жизни, есть не институционный, а редкий личностный дар от Бога. По особому Промыслу Божию он подается некоторым избранникам Божиим, чаще всего за усиленные долгие подвиги молитвенного очищения ума и сердца. Немногим из подвижников, которые проходят трудный, поистине мученический, хотя и бескровный путь непрестанной борьбы с помыслами и достигают бесстрастия и чистоты, Господь посылает дар видения тайников души другого человека и указывает пути исправления, врачевания духовных недугов. Такие люди могут и становятся, по особому для них откровению и повелению Божию, духовниками... Конечно же, этот дар может получить и любой священник, если он проводит аскетическую, молитвенную жизнь. Тогда этот дар особенно благотворно сочетается с иерархическим даром исповеди и отпущения грехов. Примерами могут служить святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский и праведный московский старец, протоиерей Алексий Мечев . Святейший Патриарх Алексий II За свою не очень долгую священническую жизнь о. Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Сам о. Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном – священником Сергием Мечевым , привлекли и объединили многих замечательных людей – священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал старец. Отец Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А прославлен Архиерейским Собором 2000 года. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Святой праведный Алексий Мечев – великий старец... Была община его духовных чад во времена Патриарха Тихона, большая община. И он был величайший, действительно, святой и праведный, к которому многие обращались в Москве. Игумен Дамаскин (Орловский) Еще живы люди, которые знали отца Алексия Мечева – был такой батюшка в Москве, старец в миру. Говорят, что каждый, кто приходил к нему, чувствовал такую его любовь к себе, что казалось: батюшка больше всех тебя любит. Это как раз то состояние, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, когда, с помощью Божией, благодатью Божией, человек, трудящийся на ниве Христовой, начинает приносить плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, – то около него, действительно, все умиротворяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

И. Холмогорова, посвященной Верейской, Дмитровской и Троицких вотчин десятин, говорится, что в 1692 году по указу патриарха Адриана и челобитию жителей посадской части Вереи во главе с Захаром Маркеловым было велено построить «на старом церковном Ильинском месте... вновь церковь во имя пророка Илии». В 1709 году священник Ильинской церкви Василий Григорьев ходатайствовал о строительстве рядом с «холодной» церковью еще и «теплой». Прошение было удовлетворено, и в 1711 году на посаде Вереи была построена новая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. У Холмогорова указано, что антиминс для храма взял иеромонах московского Чудова монастыря Александр. Интересно, что к Чудову монастырю питал особенную любовь московский старец Алексий Мечев, судьба которого оказалась связанной с Вереей и Ильинской церковью. В этой старинной московской обители служил регентом хора его отец. Кроме того, после закрытия Чудова монастыря в 1919 году большая часть его прихожан перешли под духовное попечение отца Алексия в Никольский храм на Маросейке. Они ввели на приходе богослужение по «чудовскому» уставу. Рождение будущего старца Алексия было ознаменовано чудесной помощью святителя Филарета (Дроздова). Из-за тяжелых родов младенец был при смерти. Его отец Алексей Иванович Мечев поехал молиться в Алексеевский монастырь, где в этот момент возглавлял торжественную службу в честь престольного праздника – памяти Алексия человека Божия – сам митрополит московский Филарет. Увидев в алтаре опечаленного регента чудовского хора, владыка утешил его: «Помолимся вместе... Родится мальчик, назови его Алексеем, в честь празднуемого нами сегодня святого...» По слову святителя на свет благополучо появился мальчик, которого нарекли Алексеем. На путь старчества отца Алексия благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский. До этой встречи в течение восьми лет священник Алексий Мечев служил в маленькой московской церкви Николая Чудотворца в Кленниках на Маросейке почти в полном одиночестве – никто не приходил на службы.

http://sobory.ru/article/?object=01125

Двадцатые годы были периодом крайней бедности для народа и духовенства, и священнику приходилось ради материальной поддержки семьи, подрабатывать ремеслом: о. Петр шил сандали, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке шарики для бухгалтерских счет. Но и тогда он, служа в храме, не устанавливал цены на требы. Сколько кто мог заплатить, столько и платил. О. Петр никогда не отказывал в помощи бедным, за что его супруга не раз ему делала выговор. По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам. С молебнами ходил, а домой мало что приносил. Идет из дома в дом. Все всего, что у них есть, подадут - и денег, и пирогов, и разных продуктов. А дойдёт до дома бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, здесь священник все и оставит - и деньги, и пироги. Отец Петр имел попечение и о храме. Церковь к праздникам всегда старались украсить, ездили в лес за можжевельником, делали венки из цветов, из бумаги, и этими венками украшали иконы. Когда закрылся Богоявленский собор и Владимирскую икону Божией Матери перенесли в Ильинскую церковь, для неё сделали новую ризу, новый оклад. Отец Петр был очень строгий и принципиальный в отношении соблюдения законов, и в то же время очень общительный, у него были прекрасные отношения с духовенством. Многие сельские священники, приезжая в Верею, останавливались в доме у отца Петра. О. Алексий Мечев и о. Сергий Мечев, приезжая в Верею, где у них была дача, служили в храме Илии Пророка. В 1925-1927 годах в семье отца Петра жили двое детей беспризорников, которых прислал о. Сергий Мечев. Детей отец Петр очень любил, устраивал для них рождественские ёлки у себя в доме, вместе с ними играл и пел. Гонения на Русскую Православную Церковь принимали разные формы. В конце двадцатых годов священник мог быть арестован, например, за хранение мелкой серебряной или медной монеты. Власти, пользуясь возможностью произвести обыск, старались отыскать эти несколько десятков рублей мелочи, чтобы затем арестовать. Однажды после большого праздника, когда отец Петр ходил по домам с иконой и служил молебны, к нему домой пришли сотрудники ОГПУ с обыском, но нашли всего лишь двадцать восемь рублей мелочью и удалились.

http://pravicon.com/info-3189

Духовничество… как благодатная способность руководства людьми в духовной жизни, есть не институционный, а редкий личностный дар от Бога. По особому Промыслу Божию он подается некоторым избранникам Божиим, чаще всего за усиленные долгие подвиги молит венного очищения ума и сердца. Немногим из подвижников, которые проходят трудный, поистине мученический, хотя и бескровный путь непрестанной борьбы с помыслами и достигают бесстрастия и чистоты, Господь посылает дар видения тайников души другого человека и указывает пути исправления, врачевания духовных недугов. Такие люди могут и становятся, по особому для них откровению и повелению Божию, духовниками… Конечно же, этот дар может получить и любой священник, если он проводит аскетическую, молитвенную жизнь. Тогда этот дар особенно благотворно сочетается с иерархическим даром исповеди и отпущения грехов. Примерами могут служить святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский и праведный московский старец, протоиерей Алексий Мечев. Святейший Патриарх Aлekcuй II За свою не очень долгую священническую жизнь о. Алексий создал удивительную духовную общину в миру. Сам о. Алексий и его община, впоследствии возглавленная его сыном – священником Сергием Мечевым, привлекли и объединили многих замечательных людей – священников и мирян. Одна из немногих, эта община выдержала времена самых страшных гонений и воспитала новое поколение ревностных служителей Церкви и благочестивых церковных людей, восприявших дух подлинной, благодатной христианской жизни, которой научал старец. Отец Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворений, многократно засвидетельствованных современниками. А прославлен Архиерейским Собором 2000 года. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Святой праведный Алексий Мечев – великий старец… Была община его духовных чад во времена Патриарха Тихона, большая община. И он был величайший, действительно, святой и праведный, к которому многие обращались в Москве. Игумен Дамаскин (Орловский) Еще живы люди, которые знали отца Алексия Мечева – был такой батюшка в Москве, старец в миру. Говорят, что каждый, кто приходил к нему, чувствовал такую его любовь к себе, что казалось: батюшка больше всех тебя любит. Это как раз то состояние, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, когда, с помощью Божией, благодатью Божией, человек, трудящийся на ниве Христовой, начинает приносить плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, – то около него, действительно, все умиротворяется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святой праведный Алексий Мечев У отца Алексия были исключительные духовные дарования, которые он постоянно приумножал. О себе он говорил: «Господь мне дал детскую веру». Великую веру и любящее сердце. Каждому приходящему к нему казалось, что отец Алексий любит его больше всех. Такую любовь батюшка стяжал молитвой. Первое, что он делал, когда к нему приходил человек, – начинал с ним молиться, и молился зачастую со слезами. И эта любовь, вера, доверие Богу передавались через него другим. Всем хотелось согреться в его любви… Сам наученный отцом Иоанном Кронштадтским идти к людям, отец Алексий призывал и духовных чад учиться разделять страдания и радость других. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства www.blagovest-moskva.ru Причастники Божественного света Святой праведный Алексий Мечев © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2013 Предисловие В сентябре 2001 года в Москве состоялось необычайное церковное празднество – перенесение мощей святого праведного Алексия Мечева в Никольский храм на Маросейке. Тысячи верующих собрались проводить мощи святого праведного Алексия в храм, где батюшка прослужил более тридцати лет. Можно сказать, что все присутствующие на этом крестном ходе чувствовали пасхальную радость. Духовное утешение, которое святой при жизни старался дать каждому приходящему к нему, коснулось всех участников крестного хода. Рождение святого праведного Алексия было благословлено святителем Филаретом. Впоследствии он, проявляя послушание материнскому благословению, избрал церковное служение. В самом начале служения святой проявил беспрекословное послушание суровому настоятелю. Вступив в брак, святой Алексий, по его собственным словам, к советам и замечаниям жены прислушивался, как к старческому руководству. Лишившись супруги, он, несмотря на огромную скорбь, принимает совет и благословение святого Иоанна Кронштадтского и, отрешившись от собственного горя, посвящает себя служению страждущим. Уже будучи известным духовником и старцем, праведный Алексий смирялся перед молодыми сослужителями и даже перед прихожанами, желавшими донести до батюшки свои идеи. Смирялся он и перед многочисленными посетителями, которых принимал уже будучи тяжело больным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Не слышим, но… хорошо, что не слышим. Потому, что в ком нет любви к Богу, а вера тлеет, а не горит, того не исправишь призывами. Эти призывы – бесполезное сотрясение воздуха, если еще не повод к раздражению. Мы, словно издали, удивляемся беспримерному подвигу Кронштадского пастыря, и всматриваемся в линию его жизни с радостью о нем и с грустью о себе. Страна-то огромна, и Церковь многолюдна, и работы немеряно. Одного Иоанна на Россию мало. И тогда при его жизни было мало, не то, что сейчас. Проповедь и исповедь , служение Литургии и преподавание в школе. Может ли что быть важнее, чем вещи названные? Ими должен заниматься священник, их любить, ими жить, к совершенствованию в них стремиться. А если он не любит их, тяготится ими, то никакой приказ и никакое наказание не понудят его делать свое дело, как должно. Сердце его будет жить и расцветать активностью за пределами алтаря, а в самом алтаре оно будет чахнуть и тяготиться. Упорный и постоянный труд в меру отпущенных сил и полученных талантов требуется от священника. Там, где этот труд увенчивается засвидетельствованным от Бога и несомненным успехом, там на обратной стороне медали мы находим труды, труды и еще раз – труды. Св. Алексий Мечев Вот отец Алексий Мечев завел ежедневное служение в своем храме и 8(!) лет служил почти в одиночестве. Служить так долго без прихожан и сомолитвенников было бы невозможно без подлинной любви к Богу. И о. Алексий, несомненно, наслаждался Литургией, радовался о ней и жил внутри нее, но скорбел, что люди не понимают своего богатства и по звону колокола не наполняют храм. Таких, как отец Алексий, тоже было не много. Терпение, усердие, умение не терять надежду даже тогда, когда ничто буквально не предвещает успеха, все это должно быть вначале. А уже только потом – прозорливость, духоносность, старчество. Эти последние сладкие плоды многие любят, но не у всех хватает ума понять, где плод, а где корень, и что без ухода за деревом плодами не насытишься. И у Амвросия Оптинского в житии есть случай, когда некий иерей, отчаявшись служить в своем селе, приехал в Оптину получить благословение на оставление прихода. Там, в селе прихожане у него были к молитве неусердные, а в храме пол прогнил, средств не было и т. д. Амвросий этого иерея издалека увидал и закричал ему, чтоб тот и не думал оставлять приход. Велел ежедневно совершать молебное пение Божией Матери и за всех прихожан молиться. «А пол, — говорит – у тебя еще каменный будет».

http://pravmir.ru/trud-svyashhennika/

Начинают появляться старцы, которые не принадлежат к монашеству. Самый известный из этих старцев – о. Алексий Мечев (1859–1923), священник московского храма Николы в Кленниках. Как все русские старцы, о. Алексий обладал выдающимся даром духовного общения – глубинного личного общения с любым человеком, которое, проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря о. Алексию, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Как все русские старцы, именно этим даром он и служил людям; однако, в его служении имелось существенное отличие: будучи приходским священником, он принадлежал к простому белому духовенству, был старцем в миру. И для путей русского старчества это было новым этапом. С. С. Хоружий, публицист Святой праведный Алексий (Мечев) всей своей жизнью стал примером… благоговейного священника и показал, насколько может преобразить людей соприкосновение с подлинным служителем Божиим. В массовой культуре за «спасителями мира» закрепился почти карикатурный образ суперменов, по большей части нравственно не очень-то совершенных и интеллектуально убогих, зато обладающих немереным самомнением и экзотическим одеянием. Святой праведный Алексий, служивший обычным священником в московском храме во имя святителя Николая в Кленниках, по отзывам современников, выглядел более чем скромно: он был похож скорее не на столичного иерея, а на простого сельского батюшку. Приход, в который назначили о. Алексия, был ничем не примечательным, малопосещаемым и крайне бедным. Восемь лет святой каждый день служил в пустом храме, лишь по воскресеньям в нем появлялись немногие прихожане. Знакомые священники удивлялись подобной ревности о. Алексия: даже просто будничные службы в приходских храмах были чрезвычайно редки, а ежедневное богослужение в бедной церкви с одним священником вообще казалось чем-то невероятным. Кроме того, любому священнику приходилось часто выезжать освящать квартиры, исповедовать, причащать и соборовать больных и умирающих, служить различные требы. Отец Алексий с радостью соглашался посещать самые отдаленные и бедные районы. Часто он не только ничего не получал за эти поездки, но и сам жертвовал свои последние деньги обездоленным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

29 сентября 2001 года архиереи Русской Православной Церкви, духовенство Москвы и почти десять тысяч верующих прошли Крестным ходом от Новоспасского монастыря до храма святителя Николая в Кленниках, сопровождая честные мощи святого праведного Алексия Мечева. Перед началом Крестного хода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Aлekcuй II обратился к участникам шествия. Его Святейшество напомнил, что старец Алексий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Старшее поколение москвичей помнит молитвенный подвиг старца, который в суровые годы стояния за веру многих верующих утешил, ободрил, помог перенести испытания. Почитание старца продолжалось и после его кончины. Мы живем не в столь трудное время, каким были для исповедников российских 30-е годы. Молитвенно обращаясь к святому праведному старцу Алексию, мы просим его укрепить нас в служении во славу Божию, во благо Святой Церкви, земного Отечества и нашего многострадального народа». Перед ракой с мощами святого на площади перед монастырем Святейший Патриарх Алексий совершил молебен. Мощи святого Алексия были перенесены в Никольский храм на Маросейке, где протоиерей Алексий Мечев служил в продолжение более 30 лет: с 1892 по 1923 год. На следующий день после перенесения всечестных мощей Святейший Патриарх Алексий совершил здесь Божественную литургию. Поздравив москвичей с духовным торжеством, Святейший Патриарх особо отметил дар старца откликаться на чужую боль и страдания и воспринимать их как свои собственные. «За этот подвиг, – отметил Первосвятитель Русской Церкви, – протоиерей Алексий Мечев получил от Бога дар прозорливости, открывавший ему сердца и судьбы других людей». Многочисленная община храма на Маросейке сохранила высокий строй духовной жизни и после кончины в 1923 году своего духовника. Благодаря ученикам и потомкам тех прихожан, храм, возвращенный Русской Православной Церкви 10 лет назад, был быстро возрожден.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Странные слова Святой праведный Алексий Мечев Московский «старец в миру», настоятель храма Святителя Николая в Клённиках, на улице Маросейке – святой праведный Алексий Мечёв – не ограничивал свободы своего единственного сына в выборе жизненного пути. И тем большей радостью стало для него решение сына принять духовный сан. Решение долгожданное, пришедшее после получения светского образования и нескольких лет светской службы. Рукоположение состоялось в 1919 году, следующие четыре года отец и сын Мечёвы служили в одном храме. Несмотря на тяжелейший период в истории страны, то было время расцвета маросейской общины. Духовные дарования отца Алексия, незаурядная эрудиция и красноречие отца Сергия, исключительная красота и сила богослужения в клённиковском храме – привлекали людей, показывали им свет в окружающей их сумрачной безысходности. В храм тянулись новые и новые прихожане – «люди молодые, живые, только что пережившие революцию и заново, самостоятельно вырабатывавшие свое мировоззрение». Тянулись и приобщались к деятельной христианской жизни, основанной на тесном общении и взаимной поддержке мирян и духовенства. В те годы отец Алексий, несомненно обладавший даром духовного зрения, сказал необычные слова: Сын мой будет выше меня Казалось, последующие события никак не подтверждали правоту этих слов. В июньский день 1923 года Святейший патриарх Тихон отслужил литию на похоронах отца Алексия. Ноша, свалившаяся на плечи отца Сергия – нового настоятеля маросейского храма – оказалась слишком тяжела. Огромная община, выросшая при ногах духоносного старца, требовала внимания и предъявляла очень высокие духовные запросы. Молодому и горячему отцу Сергию крест такого духовничества было явно не по силам. Об этом свидетельствовало и недовольство духовных чад, и неимоверная усталость их пастыря. Обессилевший отец Сергий неоднократно помышлял об оставлении своей паствы, собирался взять благословение на этот шаг у оптинского старца Нектария. Но, со временем, жизнь маросейской общины (которую ее новый пастырь теперь называл «семьей») выправилась и встала на новые рельсы. А старец Нектарий произнес об иерее Сергии все те же странные слова «он будет больше отца».

http://pravmir.ru/creative/protiv-vremen...

Письма отца Сергия Мечёва из ссылки будут так же горячи и полны любви, как и письма его отца к его матери. «Чувствуете ли вы, мои милые, как утренюет дух мой ко храму нашему и как вечер и заутра и полудне (см.: Пс. 54:18) устремляется душа моя к каждому из вас? С вами соединил меня Господь. Я недостойный и паче всех грешнейший, но я пастырь, и сердце мое истощается, истощается до основания (ср: Пс. 136:7) в разлуке с вами. Вы — мое дыхание, вы — моя жизнь, вы — мое радование. Вы не заслоняете мне Господа, а показуете, вы не отдаляете Его, а приближаете. Через вас познал я Господа, в вас Он открылся мне; с вами и от вас возносил я молитву Ему» (1930 г.). Отец Алексий Мечёв был невысокого роста, весь как будто белесый, с мягкими чертами лица. Когда входил, с ним будто входил сноп света — Божественной благодати, почти зримо ощущаемой. После смерти Анны он как будто потускнел. Часто сидел, уронив голову, положив локти сложенных рук на колени. Четки в руках медленно передвигались. Сережа видеть такого горя не мог, но помочь еще не умел и только молился, растерянно и слезливо. Однажды отец Алексий словно бы воспрянул: появилась прежняя упругая походка, глазам вернулся живой блеск. Сережа, уже подросток, так и льнул к батюшке: что же случилось? А тот, в волнении, только и сказал: — У нас будет высокий гость! У Николы в Клённиках не всегда было много народа. Отец Алексий восемь лет служил в пустом храме. «Попусту звонишь!» — говорили ему. Сережа помнил разговоры матери и отца, что дело бесполезное — служить в Клённиках. То были воспоминания о первых годах служения отца Алексия Мечёва. Отец Алексий Мечев в молодости После кончины Анны отца Алексия как-то позвали к себе благочестивые супруги Беловы. На их квартире и сказаны были скорбящему вдовцу удивительные слова утешения. — Что ты скорбишь? — сказал Белов отцу Алексию. — Ну что ты скорбишь? Ты сам жив, супруга твоя с Господом. А тебе теперь самое дело — взять на себя скорби других. Это Божье дело и Божья о том воля. Води людей, потому что Господь именно для того тебя священником и поставил.

http://pravmir.ru/gospod-imenno-dlya-tog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010