Помню, одна благочестивая верующая женщина все восклицала: «Как счастливы те, у кого есть духовник!» Она была знакома со множеством духовенства. Причем, у нее был талант знакомиться с самыми известными и замечательными батюшками. Но прилепиться она ни к кому не смогла, духовника у нее не было. Она говорила: «Духовника ведь надо будет слушаться, а вдруг у меня не получится, это же грех будет». Есть такая боязнь послушания. Потери свободы. Это ошибка. Опытный духовник никогда не ставит задачи сверх меры или против устроения человека. Московский старец праведный Алексий Мечев, когда его спрашивали, как поступить, обычно задавал встречный вопрос: «А ты сам-то как думаешь?» И от этого ответа уже исходил, давая совет. Никакого принуждения. Та же практика усматривается и у других известных духовников из воспоминаний их духовных чад. Духовник обычно не нарушает внутреннюю свободу, а дает свободу выбора. Не приказывает и не просит, а оставляет на личное усмотрение. «Не заедешь ли?», «не хочешь сделать то-то?», «можешь пойти?..» Духовники нужны «только, чтоб облегчть следование Евангелию, а не для послушания себе», – писал игумен Никон (Воробьев). Духовного отца надобно слушаться, как отца по плоти и доверять ему, как отцу. Но в обращении с духовными чадами духовник часто бывает скорее матерью. Про схииеромонаха Алексия (Соловьева), старца Смоленской Зосимовой пустыни, духовные чада вспоминали: «Старец Алексий был больше похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем». То же чувство материнской заботы осталось в памяти чад многих духовников, как прошлого времени, так и современности. Знаю, что в одной современной духовной семье в день именин духовника чада поздравляют его песней «Слово “мама” дорогое…». На то послушание духовнику, о котором мы читаем во всевозможных патериках, современный человек вряд ли способен. Хотя на что-то годимся и мы. «Есть три степени послушания – обращение за советом в случае полного своего недоумения; исполнение советов, совпадающих с нашими мыслями, наклонностями, с нашей точкой зрения; и, наконец, исполнение послушания, даже когда оно противоречит нашим взглядам и желаниям, – только это и есть истинное послушание». На первую ступеньку встать может каждый. Задать вопрос и услышать правильный ответ. Есть и такая форма отношений между духовником и чадом. И даже в этом случае человек получает пользу, воспитывается, назидается.

http://pravmir.ru/esli-net-duhovnika/

Мария Николаевна в юности Особого внимания заслуживает руководство отца Алексия, которым постоянно пользовались его духовные дети. «Им он, казалось, особо отдавал свои силы, время, заботы даже не отеческие, а скорее материнские по своей теплоте и сердечности». Вот что пишет монахиня Иулиания в своих воспоминаниях. «Отец Алексий всегда возводил руководимых им к подвигу духовному, то есть наиболее трудному и существенному. Но все трудное начинается с легкого. Внешний подвиг необходим, хотя самый малый, он воспитывает силу воли, без которой невозможен никакой, тем более духовный подвиг. Но надо прежде взвесить силы и возможности. «Семь раз примерь, – говорил батюшка, – один раз отрежь, а на что уж решился, того надо держаться во что бы то ни стало. Иначе цель не достигается. Например, молитвенное правило пусть будет небольшое, но оно должно выполняться неопустительно, несмотря на усталость, занятость и другие помехи» 4 . В основу духовной жизни батюшка полагал внимание, духовное бодрствование над собой. Потерю духовного бодрствования, рассеянность, увлечение чувственными мыслями каковы бы они ни были, батюшка называл сном. Протоиерей Алексий Мечев (1859 – †1923) Но это внимание не должно сводиться к праздному наблюдению своих мыслей, состояний и переживаний. Следить за собой, как говорил батюшка, значило не только замечать дурные мысли и пожелания, но и сопротивляться им постоянно.  А так как силы наши немощны и ничтожны, то надо призывать помощь Божию, молиться, а чтобы внутреннее око было зорче  и чище, необходимо все время приносить покаяние в неизбежных ошибках. Путь человека ко спасению, к Богу должен заключаться, по учению батюшки, в следующем: «Надо полюбить Господа всем своим существом и отдать ему всего себя. Все мысли, чувства, желания направлять на то, чтобы угодить Господу, и стараться направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было легко с нами жить. И как в жизни и поступках надо забывать свое «я», забывать себя, быть как бы чуждым себе, а жить скорбями и радостями каждого человека, с которым нас Господь поставил, так и в молитве нужно искать не для себя радостей и утешения, а, забывая себя, отстраняясь от себя, просить только силы у Господа исполнять Его повеления на земле, куда Он нас послал для того, чтобы мы, исполняя Его волю, работали Ему и трудились для Него». Этот путь избрала для себя монахиня Иулиания, следуя заветам духовного отца до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

О том, как умел батюшка побеждать зло добром, вспоминала духовная дочь старца монахиня Иулиания (Соколова): «В батюшкин храм во время утрени пришла целая толпа студентов. Батюшка был в алтаре и услышал мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие так бесчинствовали, что испуганный псаломщик едва окончил шестопсалмие. Кто-то посоветовал батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов отделился от товарищей и вошел в алтарь. Батюшка, стоявший у жертвенника, быстро обернулся, ласково встретил безумца: “Как приятно видеть, что молодые люди начинают свой день молитвой… Вы пришли помянуть родителей?” Сраженный таким неожиданным сердечным обращением, вошедший оторопело пробормотал: “Да-а-а…” Отец Алексий Мечев совершает молебен при закладке дома для причта на Маросейке Батюшка говорил так искренне и любовно, что растрогал пришедших, многие плакали. Они признались, что пришли его бить По окончании утрени батюшка обратился к пришедшим со словом, в котором напомнил этой молодежи, стремящейся бороться за широкое счастье, о семье, о родителях, которые любят их, возлагают на них надежды, что когда они получат образование, то станут их кормильцами… Он говорил так от души, так искренне и любовно, что растрогал их, многие плакали; некоторые остались петь обедню, а потом стали его друзьями и богомольцами, а некоторые и духовными детьми. Они признались батюшке, что… пришли его бить…» Отец Павел Флоренский в 1924 году писал: «Маросейская община была по духовному своему смыслу дочерью Оптиной пустыни: тут жизнь строилась на духовном опыте. Отец Алексий учил своею жизнью, и все вокруг него жило, каждый по-своему и по мере сил участвовал в росте духовной жизни всей общины. Поэтому хотя община и не располагала собственной больницей, однако многочисленные профессора, врачи, фельдшерицы и сестры милосердия – духовные дети отца Алексия – обслуживали больных, обращавшихся к отцу Алексию за помощью. Хотя не было своей школы, но ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов, также духовных детей отца Алексия, приходили своими знаниями и своими связями на помощь тем, кому оказывалась она потребной. Хотя и не было при общине своего организованного приюта, тем не менее нуждающихся или обращавшихся за помощью одевали, обували, кормили».

http://pravoslavie.ru/97411.html

Я всегда любил читать, мой любимый святой – Серафим Саровский . Меня и рукоположили в день его прославления. В летописи Дивеева есть рассказ, когда настоятельница обители собрала сестер и сказала: «Будем строить богадельню ». Ей говорят: «Матушка, нам же есть нечего, сухарик на день». – «Ничего, полсухарика тебе, полсухарика тому, кто будет приходить, – так и построим». И вот итог: сейчас это, по сути, единственная в мире женская лавра. Так и мы справлялись потихоньку. Мне везло: Господь посылал мне людей, которые не только проповедовали слово Божие, но и своей жизнью, своими делами подтверждали его. Господь и Матерь Божья изливают милость на нас – я иначе не могу объяснить все, что с нами происходит. Есть слова в Псалтири : «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» ( Пс. 26:10 ) – мне кажется, это обо мне. Я, когда анализирую свою жизнь, вижу, как рука Божия наставляет меня. Лия После венчания жена пела на клиросе , потом стояла за свечным ящиком. Когда меня рукоположили и отправили на приход, она стала моим незаменимым помощником. В Тернах хора не было – ей пришлось искать ноты, певчих, руководить ими. До 2003 года она делала все это. Наша старшая дочка выросла на клиросе: мама пела, а она сидела на полу, даже спала там. А когда родились близнецы, стало намного сложнее, им на клиросе уже не сиделось. Лия начала заниматься преимущественно домашними делами, но всегда организовывала престольные праздники и вообще во многом помогала мне. Я называю ее моим точильным камушком – так святой Алексий Мечев называл свою жену. Она иногда обижается на это прозвище, я объясняю: когда я сникну или, наоборот, «крылья вырастут», ты меня всегда подтачиваешь. Вначале она была моим критиком: критиковала проповеди , учила ораторскому делу. Помню, как мы тренировались в пустом храме. Я часто говорю молодежи: психика мужчины и женщины разная, мы держим все в себе, а они так не могут. Меня жена научила все проговаривать. Мы по вечерам садились пить чай, и она буквально вытягивала из меня, что было в течение дня, что я чувствовал. В итоге мы научились все вопросы решать вместе. Последнее слово за мной, но обсуждаем мы все вдвоем.

http://azbyka.ru/way/svjashhennik-takoj-...

В какой бы грех не впал ты, кайся, и Господь готов принять тебя с распростертыми объятиями. Будь во всем как дитя: и в вопросах веры, и в вопросах жизни. Следи за собой. Хочешь жить духовной жизнью, — следи за собой. Каждый вечер просматривай, что сделал хорошего и что плохого, за хорошее благодари Бога, а в плохом кайся. Когда тебя хвалят, а ты замечаешь за собой разные недостатки, то эти похвалы должны ножом резать по сердцу и возбуждать стремление к исправлению. Относительно нечистых помыслов будь осторожнее. Замечаешь поползновение к греху, положи два поклона Владычице с молитвой: «Пресвятая Богородице, молитвами родителей моих спаси меня грешного». Дух родителей твоих сольется в молитве с духом твоим. Евангелие надо читать внимательнее. Так как молитва « Отче наш » есть сокращенное Евангелие, то и подходить к ней нужно с должным приготовлением. Постясь телесно, постись и духовно, не дерзи никому, а особенно старшим, этот пост будет выше телесного. Трудись над воспитанием своих младших братьев и сестер; влияй на них примером, и помни, что если в тебе есть какие недостатки, они их легко могут перенять. А Господь потребует отчета в этом деле. Делать добро есть наш долг (против тщеславия ). Непосильных подвигов брать на себя не должно, но если на что решился, то должен исполнять во что бы то ни стало. В противном случае раз не исполнишь, другой, третий, а там будешь думать: зачем ты и делал-то это, так как это совершенно напрасно. (Стойкость в добром, без чего невозможно возрастание духовное). Никогда не обращайся с Евангелием так, как с гадательной книгой; а если явятся какие-нибудь важные вопросы, посоветуйся с более сведущими людьми. К чтению Евангелия надо подходить с молитвенным настроением. Построже, построже в духовном посте; т.е. учись владеть собой, смиряйся, будь кроток. Когда видишь вокруг себя что-нибудь нехорошее, посмотри сейчас же на себя, не ты ли этому причина. Когда нападуют на тебя нехорошие мысли, особенно в храме, представь себе, пред Кем ты предстоишь, или открой свою душу и скажи: «Владычице, помоги мне».

http://pravmir.ru/svyatoj-pravednyj-alek...

– Что делать, если нет настроения молиться? Люди часто думают, что Богу приятна только та молитва, которая совершается в хорошем настроении. Это не так – Вы уже слышали, что надо молиться, именно осознавая, что ты не должен быть рабом своего настроения. А старец Алексий Мечев говорил: надо, чтобы у нас было не настроение, а устроение. Кроме того, люди часто думают, что Богу приятна только та молитва, которая совершается в хорошем настроении. А некоторые подвижники говорят, наоборот: если ты молишься легко и воодушевленно, это дар Божий тебе, это не твоя заслуга. А если тебе трудно молиться, а ты заставляешь себя, то это твой дар Богу, и она может пред Богом оказаться более стоящей. В первом случае тебе нетрудно. А когда трудно, докажи, как ты верен Богу. – Можно ли спастись только молитвой? – Молитва соединяется со всем строем церковной жизни – исповедью, причастием. – Одним из условий богоугодной молитвы является примирение с ближними. При этом мы можем не осознавать, кого и где мы обидели или огорчили. Могут ли неосознанные грехи стать препятствием к приобретению благодатного духа через молитву? – Может, кто-то из отцов дополнит. Но я бы сказал, что в некоторой степени – да. Даже если мы неосознанно кого-то обидели, это будет в какой-то степени препятствием. Поэтому мы на молитве просим прощения за вольные и невольные, ведомые и неведомые прегрешения. – Где найти наставников молитвенного делания? – Думаю, кто ищет, тот найдет. – Бывает, что и одной молитвы не произнесешь про себя, как одолевают помыслы, все впустую. Как не впасть в отчаяние? – Наверное, я здесь ответил бы так, как отец Сергий говорит: молитва – это язык. Я слышал у святых отцов, что это ангельский язык. Могу привести такой жизненный пример. Человек изучает иностранный язык. Я на себе в детстве испытал. В школьные годы нас папа муштровал – мы учили английский язык. Но потом сами с братом заинтересовались, изучали его. И как-то раз оказались в ситуации: две женщины (мы были в Англии) что-то говорят, а я вообще ничего не понимаю. Тут сначала возникло расстройство. Ничего себе, столько лет изучал язык и ничего не понимаю! Потом, правда, подумал: «А, наверное, ничего интересного они и не говорят. И хорошо». И все равно: ты изучал язык, старался – и не можешь выразить какую-то мысль, не понимаешь, что они говорят. Ты столько лет старался! И какой смысл, если еле-еле что-то понимаешь?

http://pravoslavie.ru/145970.html

     «Что может быть радостнее Господу, как когда Он видит, что мы лишаем себя в чем-нибудь, чтобы отдать то ближнему, что мы стесняем себя в чем-нибудь, чтобы дать покой ближнему; что мы сдерживаемся и стараемся направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было бы легко с нами жить». Св. прав. Алексий Мечев История эта произошла на самом деле и, возможно, будет интересна и детям, и взрослым. Много лет назад в одном городе был большой дом. И, как раньше часто бывало, жильцы были знакомы друг с другом, многие дружили семьями. Взрослые и дети, встречаясь, радушно делились своими новостями с соседями. Так шло время. Люди привыкли друг к другу и стали похожи на членов одной большой семьи. Где все разные – и по возрасту, и по характеру, но всё же очень близкие и родные. Детки в этом доме подрастали, видя доброту и сердечность старших, и тоже хотели стать добрыми и отзывчивыми людьми. Особенно одна маленькая девочка всё думала, как бы ей порадовать кого-нибудь. Она была действительно очень добрая, и эта доброта постоянно искала себе выхода. Как и многие девочки, она любила подарки. И вот однажды в детском саду, в который она ходила, был праздник и детям раздали подарки. На этот раз подарки были необыкновенно, необычайно красивые – такие удивительные разноцветные воздушные шарики. Это сейчас можно купить шарики почти в каждом детском магазине, а в то время, про которое я рассказываю, шарики были редкостью. А эти, которые подарили нашей девочке, были и вовсе какой-то удивительной, чудесной красоты. Она была так рада, так рада, что думала: она не расстанется с этими шариками всю жизнь. Веселая и счастливая, она шла после праздника домой, не сводя глаз с шаров. Но послушайте, что было дальше. В этом же доме жил мальчик. В раннем детстве это тоже был радостный добрый здоровый малыш. Но потом он неожиданно заболел. И всё больше и больше слабел. Его терзали боли , жизнь постепенно стала угасать в нем. Многие люди любили его, глубоко сострадали и желали ему полного выздоровления. Но, к сожалению, ему становилось всё хуже и хуже и вот стало настолько плохо, что он потерял сознание и не приходил в себя много дней. Соседи, узнав об этом, боялись самого страшного: как бы мальчик не умер. Как раз в то время, когда наша маленькая добрая девочка возвращалась домой с шарами, она и услышала эту страшную новость. И ее сердце не могло согласиться с этим. Как?! Она такая счастливая сейчас, а мальчик, милый мальчик так страдает, что даже не приходит в сознание и может умереть.

http://pravoslavie.ru/78136.html

«Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: караул. На зов его прибегает стража и избавляет его от беды. Тоже надо делать и в мысленной брани со страстями – разсерчавиши на страстное, надо взывать о помощи: Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси меня! Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися!» (св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914. с.209). 58 см. Отец Алексий Мечев. Воспоминания. Париж. 1989. с.18. 59 Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство//Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство. Братство талисмана. М., 2002, с. 89. 60 «Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или разсерчанием на них. У всех святых Отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять им их… Не с честью надо провожать помысл, а как врага – гневным отвержением. Увидев обидчика – надо прогневаться – но не на него, а на себя, или на того, кто подсовывает вам помысл» (св.Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. – М., 1914. сс. 199-200 и 203. 61 Выражение барда Тимура Шаова из «Астрологической песни». 62 «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии… Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» – И. Кеплер. цит. по: Философия эпохи ранних буржуазных революций. – М.,1983. С. 85. 63 «Один брат, приняв иноческий образ, тотчас заключился в келлии, говоря: я отшельник. Старцы, услышав о том, пришли, вывели его, и заставили обходить келлии монахов, приносить раскаяние и говорить: простите меня! я не отшельник, но монах новоначальный. И сказали старцы: если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу, и сбрось его оттуда: ибо ему это полезно» (Древний Патерик. 8,159). 64

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Монашествующим. На сем богоизбранном и спасительном пути вашем у каждого из вас есть свой старец, к которому всякий должен иметь самую искреннюю любовь, преданность, благоговение и послушание; ходить к нему по крайней мере раз в неделю непременно, а если нужно, то и два раза: за благословением и открывать ему свое сердце. Я и сам с юных лет имел уважаемого старца и всегда пользовался его наставлением, руководством и святыми молитвами. А чтобы не всегда и не со всякой мелочью тревожить его, имел богобоязненного и единодушного мне собрата для честных душеполезных бесед. Это можно, и святыми отцами дозволяется по благословению старца избрать такового богобоязненного, благочестивого и единодушного брата; любить сего брата не по страсти и не ради суетных выгод, но ради любви к Богу, взаимной помощи друг другу, к очищению своих страстей и достижению вечного спасения; о душеполезных беседах с ним другим братьям не рассказывать, но друг другу точно открывать свои и его недостатки, между собою обсуждать и исправлять их. Тем, кто вразумляет и учит духовника на исповеди, забыв об исповедании своих грехов. Вы находитесь под действием диавольского внушения. Вам кажется, что вы исповедаете свои помыслы, но в действительности это не исповедь. Вы устраиваете словопрения и преторское судилище на погибель души вашей. Отца духовного не слушаешься – значит, нет у тебя преданности Богу. Повиноваться духовному отцу должно в простоте, без размышления и разбирания: хорошо ли повеленное или худо, трудно или легко. Изо всех сил старайся не пропустить ни одного слова, сказанного тебе духовным отцом. Московский святой, отец Алексий Мечев, приучал не только к исповеди, но и на откровение приходить, собравшись с мыслями и чувствами, подготовившись. Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но только тот, кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения. Хорошо не таить своих помыслов от отцов, однако же не всякому, кто ни прилучится, надо их сказывать, но только старцам духовным, дар рассуждения имеющим, мудростью, а не одними летами поседевшим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Схимонах Антоний Савваит Когда дети не хотят слушаться, делают только то, что вредит душе, что делать? Помочь детям можно молитвой, главным образом молитвой, а не советами и убеждениями. Можно иногда и посоветовать что-нибудь, но и это надо делать с молитвой, иначе совет не будет принят. А для того, чтобы Господь слушал ваши молитвы и исполнял их, старайтесь и сами – сколько хватит сил – исполнять повеления Господни... Схимонах Антоний Савваит Иногда чувствуешь себя как бы связанным, задавленным врагом, без сил освободиться от него. Что тогда делать? Если не принудишь, враг не уйдет добровольно, а если сам не можешь, то проси помощи у Бога, призывая имя Его Святое. Схиархим. Даниил Так порой трудно, горько, везде плохо... Дальше вроде бы и совсем ничего хорошего не ожидается. Как же жить? Светло смотри вдаль, не надо уныния. О. Алексей (Мечев) Сейчас многие говорят о спасении Родины. Что может сделать для этого обычный верующий? Помощь Божию надо вымолить и заслужить. Как? Верно служи Ему, творя Его волю. Чем больше будет людей, верно служащих Богу, чем интенсивнее они будут работать над своим самосовершенствованием, тем скорее Господь смилостивится над нами и пошлет избавление нашему народу. Человек, верно служащий Богу, невольно расточает свет вокруг себя, способствует спасению своего ближнего, разрежает атмосферу зла, сгустившуюся в мире, и таким образом способствует поражению темных сил. Человек, служащий Богу, более делает для спасения Родины, чем всевозможные организации, занимающиеся, в большинстве случаев, только творением... схимонах Антоний Савваит 2 Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. После окончания гражданской войны эмигрировал с семьей в Константинополь, затем переехал в Святую Землю. Работал помощником библиотекаря в Русской православной духовной миссии в Иерусалиме. В 1925 г. поступил в Лавру св. Саввы Освященного в Иерусалиме и принял там постриг с именем Алексий. В 1938 г. принял великую схиму с именем Антоний. Около 20 лет пребывал в затворе. Скончался в ночь с 3 на 4 декабря в Лавре св. Саввы. Похоронен вблизи Лавры в пещере, вблизи усыпальницы преподобного Саввы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010