Он на этой земле отстаивал христианство — интервью с архиепископом керченским Анатолием (Кузнецовым) о митрополите Сурожском Антонии Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения ‘Верую’ владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: ‘Владыка, прости меня!’ Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. 2 августа, 2013 Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения ‘Верую’ владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: ‘Владыка, прости меня!’ Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Одним из первых среди тех, кто долгие годы был рядом с митрополитом Сурожским Антонием, следует назвать его первого викария — архиепископа Керченского Анатолия. Однако на протяжении десяти лет после кончины митрополита Антония, несмотря на сохраняющееся внимание к его наследию, воспоминания викария так и не были записаны. Редакция «ЦВ» восполняет этот пробел и публикует воспоминания архиепископа Анатолия. Это тем более ценно и значимо, если помнить о последней воле митрополита Антония, который просил своего викария и после своей смерти продолжить служение в Сурожской епархии. Об этом митрополит Антоний написал и в последнем письме-завещании Патриарху Алексию II. — Ваше Высокопреосвященство, многие читали биографию митрополита Антония, в том числе и прекрасные автобиографические заметки, но кажется, что еще многое можно добавить к его духовному портрету. — Давайте посмотрим, как владыка сам говорил о своей жизни, о созданной им епархии, ведь мы можем ошибаться в наших оценках. Владыку многие знали, о нем писали и пишут, и каждый его оценивает и подходит к нему со своей точки зрения. Проповеди владыки, его воспоминания и дела сами говорят за себя. Недавно я перечитал один из старых номеров «Соборного листка», в котором было опубликовано выступление владыки перед русской верующей общественностью, произнесенное в зале собора в январе 1998 года. Тогда община переживала «кризис роста» из-за большого наплыва русскоязычных прихожан, начавшегося в 1990-е годы. В этом выступлении очень последовательно владыкой изложены события, происходившие в его жизни, начиная с юных лет и до последнего времени. Ведь этого многие просто не знают.

http://pravmir.ru/on-na-etoj-zemle-otsta...

В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинск, откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске. Однако 25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала – Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в тагильском направлении. Боев в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах не было, однако через эти поселки, в особенности через Нижне-Салдинский завод, во множестве проходили отступавшие красноармейские войска. В конце сентября проходил через нее и Первый крестьянский коммунистический полк. В это время на окраине, близ тупиковой железнодорожной станции, красными было расстреляно множество заложников, в том числе священно- и церковнослужителей, тела которых закапывались там же. 1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов . Когда после отступления красных на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей… 9 октября священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия – в церковной ограде, а отца Петра – на приходском кладбище. А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков у станции Нижняя Салда установили Поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

Оперативник, который вёл дело «гражданина Борового», хорошо подготовился к допросу. На его столе лежали папки с компроматом на маститого протопресвитера: агентурные доносы, материалы оперативной разработки, распечатки прослушки и т. д. Беседа велась подчёркнуто вежливо, но по принципу: «Здесь вопросы задаём мы». – Виталий Михайлович! Комитет располагает информацией о том, что в таком-то году, такого-то числа, при встрече с господином таким-то Вы сказали то-то и то-то, чем нанесли ущерб престижу советского государства. – А, так это протоиерей такой-то, наш секретарь в Женеве, подсуетился и донёс на меня! Ведь он был при этом разговоре. И, как всегда, всё перепутал. – Ну, не будем называть имена! А вот тогда-то Вы в дискуссии по такому-то вопросу допустили клеветническое высказывание, что можно квалифицировать как... – Да ложь всё это! Там был сотрудник ОВЦС такой-то, разговор шёл без переводчика, а он в английском языке профан. Решил «проявить бдительность» и всё переврал. (Вскоре после 1991 г. приоткрылись архивы Лубянки, и в тогдашней печати был опубликован такой примерно текст: «Источник «Кузнецов» сообщает об изменнических высказываниях протоиерея Борового».) У о. Виталия хотели вырвать «компромат на Кочеткова», но он не «сдал» опального о. Георгия. Протоиерей Георгий вспоминает: «о. Виталий был одиноким рыцарем. И не только по необходимости и по принуждению, но и по собственному выбору. Это был его путь. Он понимал, что, как он мне однажды сказал, где двое или трое православных собраны вместе, там один стукач. Это была очень горькая шутка, которая, конечно, основывалась на определённом отношении к людям. Он придерживался принципа, что доверять до конца можно только Богу» 230 . В те же «окаянные дни» »органы« обложили »красными флажками« и С.С. Аверинцева . Правда, на Лубянку Сергея Сергеевича не тягали, но на несколько лет он стал »невыездным " . Из текущих отчётов Пятого управления КГВ СССР: Заведено дело оперативной проверки на С. Аверинцева , доктора филологических наук, зав. сектором Института мировой литературы им. А.М. Горького, осуществляются агентурно-оперативные мероприятия по изучению объекта (Ф. 6. Оп. 6/16. Д. Т-175. Т. 3. С. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

" Несколько суток стоим в Нижней Салде. Белые ведут себя тихо. Нижняя Салда – большой заводской поселок. На главной улице есть даже деревянный тротуар. Полк пополняется. Прибыли две роты китайских добровольцев, а на станции Ясашная влился в наш полк добровольческий отряд тов[арища] Павлова. Сил у нас теперь больше, и настроение лучше. Вчера состоялась полковая партийная конференция. Говорили о задачах полка и выбрали руководство партколлектива " . Именно в эти «несколько суток» на станции Нижняя Салда , являвшейся тогда тупиковой, красными были совершены жестокие расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го Крестьянского коммунистического полка под натиском белых, по воспоминаниям старожилов, его бойцами было расстреляно множество людей, которые сочувствовали белогвардейским войскам, в том числе священнослужителей, взятых в заложники из различных мест губернии. В это же время, без суда и следствия, лишенные христианского напутствия, вместе встретили свою смерть от рук красноармейцев и священники Верхне-Салдинского завода Петр Дьяконов и Алексий Кузнецов . Они были убиты 1 октября 1918 года на самой окраине Нижне-Салдинского завода, близ железнодорожной станции. Только через несколько дней, 9 октября страдальцы были отпеты в Иоанно-Богословском храме поселка Верхне-Салдинский завод и преданы христианскому погребению. Отец Петр, пятеро расстрелянных крестьян, а также начальник Верхне-Салдинской железнодорожной станции Б.И.Лытковский были похоронены на приходском кладбище, а отец Алексий – в церковной ограде. Всего же с 1 по 9 октября 1918 года, только согласно данным метрической книги, красными было расстреляно около 30 жителей Верхне-Салдинской волости, младшему из которых – Михаилу Пантелееву – исполнилось лишь 14 лет… Когда последний красноармейский отряд покинул район, многие жители поселка хлебом-солью встречали отряды Белой армии, духовенство вышло из церкви с иконами. В Иоанно-Богословском храме был отслужен благодарственный молебен. Началось расследование злодеяний красноармейцев. По воспоминаниям современников, на месте убийства сотен людей близ железнодорожной станции Нижняя Салда открывалось ужасающее зрелище: смешанная с кровью земля, отрубленные головы… После проведения расследования на месте этого массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13675407.h...

С годами владыке Никодиму всё труднее было осуществлять руководство этим движением, и он остался лишь на посту почётного президента ХМК. А в руководящие структуры ХМК был внедрён тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко, он же «Антонов»). Эту агентурную кличку можно обнаружить в отчётах КГБ ещё 1967 г., в которых, в частности сказано, что «Антонов» вместе с другими агентами, будучи на заседаниях исполкома и Центрального комитета Всемирного совета Церквей, в пику западным Церквам «требовал обсуждения положения негров в США» 294 . И теперь этот старый, проверенный и опытный кадр был брошен на фронт борьбы за мир: надувать щеки в президиуме ХМК. Вот выдержка из отчёта, который начальник четвёртого отдела полковник В. Тимошевский направил руководству КГБ СССР. Год 1985-й: «В ВНР на заседании рабочего комитета ХМК (Международная религиозная организация »Христианская мирная конференция») направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров» с заданием осуществить подготовку 6-го конгресса ХМК в приемлемом для нас плане. Решением рабочего комитета определён состав ряда руководящих органов, куда будет продвинута наша агентура " 295 . Но вся эта мышиная возня продолжалась уже после кончины владыки Никодима. Через 20 лет после Пражской весны в одной лишь Чехословакии стояло больше советских дивизий, чем США имели во всей Европе; в ГДР было размещено больше советских дивизий, чем их было во всей американской армии; на Кольском полуострове против трёх норвежских лёгких пехотных батальонов были выдвинуты три советские дивизии, флот и дивизия морской пехоты 296 . В недолгий период горбачёвского правления начали «сыпаться» восточноевропейские режимы. Предчувствуя это, «пражские миротворцы» разбегались, как крысы с тонущего ХМК-овского корабля, попутно «приватизируя» миротворчские фонды. О том, как разворовывалась собственность ХМК, мог бы поведать Филарет (Денисенко) (на Украине его нынче кличут «Филя-анафема»), но тайну сию он унесёт с собой в могилу: закон мафии – омерта (обет молчания).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Кинематограф в виде оружия массового поражения, доходчиво и наглядно формирующий образ врага. Недаром »вечно живой« изрёк: »Из всех видов искусств для нас важнейшим является кино«. Это большая сила, и советская пропаганда пользовалась ею умело. Недаром министр пропаганды Йозеф Геббельс советовал учиться этому именно у русских. Немецкие корабли, готовившиеся к захвату Норвегии, бункеровались топливом в Мурманске. Посол Шуленбург – в МИД Германии (9 апреля 1940 г.): «Молотов заявил, что советское правительство понимает, что Германия была вынуждена прибегнуть к таким мерам... В заключение Молотов сказал: «Мы желаем Германии полной победы в её оборонительных мероприятиях»« 222 . А вскоре после немецкой оккупации Норвегии из Москвы в Берлин ушла шифровка. МИД Германии – послу Шуленбургу (5 сентября 1940 г.): «Наш военный флот намерен отказаться от предоставленной ему базы на Мурманском побережье, так как в настоящее время ему достаточно базы в Норвегии. Пожалуйста, уведомите об этом решении русских и от имени Имперского правительства выразите им благодарность за неоценимую помощь. В дополнение к официальной ноте главнокомандующий флотом (адмирал Редер. – Прим. авт.) намерен выразить свою признательность в личном письме главнокомандующему советским флотом (нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов.– Прим. авт.)» 223 . 7 ноября 1938 г. на советские экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Однако вскоре режиссёр взялся за работу прямо противоположную «Невскому». Молотов подписал в Берлине пакт о ненападении с Риббентропом, и на какое-то время «Невского» перестали показывать. Эйзенштейн согласился поставить «Валькирии» – любимую оперу Гитлера, музыкальный символ утверждаемого национал-социализмом национального духа. Лишь бы дали работать, а трактовать тевтонцев как «псов» или «рыцарей» Эйзенштейну было безразлично. Он сказал, что Вагнер воплощает «творческую волю народа» и пора «приблизить к нам эпос германских народов». В Германии почтовые открытки изображали Гитлера в образе Зигфрида, величественно парящего в воздухе и разящего врагов. Для Гитлера и нацистских идеологов Вагнер был истинным героем. Его музыкальное и литературное творчество представлялось им наиболее выразительным проявлением велико-германского национального духа. Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем: «На каждом этапе моей жизни я возвращался к Вагнеру» 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И так с утра до вечера, всю неделю... На нервной почве о. Виталий заметно сдал; на лице появились тёмные пигментные пятна. В конце концов «дело» было закрыто «за недоказанностью», но выезд за границу был надолго закрыт. Устное предание приписывает о. Виталию фразу, которая якобы и решила исход дела в его пользу. Когда «опер» стал обвинять протопресвитера в том, что тот «продал Родину», о. Виталий парировал: «А что, нашёлся покупатель?» Со временем о. Виталий оправился от потрясений, но его здоровье заметно пошатнулось. Тем не менее он «пересидел» в ОВЦС четырёх председателей, и лишь при пятом, в 1997 г. стал внештатным консультантом ОВЦС. И все эти годы о. Виталий, встречаясь в коридорах ОВЦС с «Кузнецовым», благословлял его и лобызался с «источником». («Контрольный поцелуй в голову».) А женевский протоиерей-секретарь, заложивший о. протопресвитера, до сих пор мелькает «по ящику» и учит нас с экрана патриотизму. О таких писали ещё в начале XX столетия: Тише, тише, господа! Господин Искариотов, Патриот из патриотов, Направляется сюда! Отсюда – мания к засекречиванию. На этой почве родился анекдот: «Один работник ОВЦС спрашивает у другого: «Сколько сейчас времени?» Ответ: «Тсс... (шёпотом) сейчас три часа, только никому не говори, что это я тебе сказал«». Впрочем, отец Виталий – не первый и не последний: от женевского священника пострадал ещё Достоевский. Второго августа 1868 г. он пишет Майкову: »Письмо моё пропало... Петербургская полиция вскрывает и читает все мои письма, а так как женевский священник, по данным (заметьте, не по догадкам, а по фактам), служит в тайной полиции, то и в здешнем почтамте (женевском)... некоторые из писем, мною получаемых, задерживались... Каково же вынести это человеку чистому, патриоту, предавшемуся им до измены своим прежним убеждениям, обожающему Государя... Дураки, дураки!.. Достоевского подозревают!« 231 Известно, что лидер, поставленный на ответственный пост, подбирает «команду» из людей, близких ему по духу. Так действовал и владыка Никодим, занявший пост председателя ОВЦС. Вспоминает митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В противовес этой позиции епископа Никона выступил иеромонах Алексий (вероятно, Зосимовский), который, затронув ряд вопросов, подробно остановился на «так называемом деятельном монашестве, представителем которого было монашество древнее, полное живого зиждительного духа». «...Вера без дел мертва. Поэтому такая деятельность монастырей, как открытие школ, больниц, приютов, богаделен, воспитание сирот, брошенных детей и проч., должна быть приветствуема и развиваема». В заключение статьи о. Алексий выдвинул ряд предложений по разным пунктам программы 129 . Там же он предложил, чтобы монашествующие не ели мяса там, где это дозволено, например, в Западном крае (п. 7). О съезде отозвался и известный публицист, бывший позднее (в 1911–1913 гг.) доцентом Московской Духовной Академии Н.Д. Кузнецов . Одобрив сам факт монашеского съезда, он подверг осуждению бюрократический подход к формам его организации, с разделением прав решающего и совещательного голоса, с назначением Синодом тех или иных представителей от тех или иных монастырей, преимущественно, конечно, настоятелей, саркастически заметив, что даже в области государственной жизни в России уже перестали верить известному афоризму Козьмы Пруткова, что «истину можно познать только на государственной службе». Непонятно, почему женские – самые многочисленные – монастыри, имеющие много своей специфики, вообще не были представлены на съезде. Наличие программы сковывало участников. В заключение автор книги, выражая, очевидно, официальную точку зрения (книга перед печатанием была просмотрена Синодом) пишет, что «первый съезд не должен быть последним, и что на его резолюции можно и должно смотреть пока только, как на материал для обсуждения, а не как на постановления, требующие лишь немедленного осуществления для того, чтобы монашество зацвело пышным духовным цветом на Руси…» (с. 266). Поскольку это был лишь первый и к тому же малочисленный съезд, чтобы «в его решениях можно было усматривать такое выражение общественного мнения иночествующих, которое будет поддержано ими в случае введения общеобязательных правил». Всероссийский съезд ученого монашества 130

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игорь Кузнецов предложил создать благотворительный фонд поддержки православных образовательных учреждений, который смог бы аккумулировать средства спонсоров и перераспределять денежные средства таким образом, чтобы дети из малообеспеченных семей могли обучаться в православных школах на льготных условиях. Председатель Совета директоров священник Алексий Сысоев предложил обсудить финансовые проблемы с Советом директоров средних общеобразовательных школ Москвы, в которых накоплен немалый опыт решения подобных проблем. Во время заседания Совета обсуждался также вопрос о его членстве. Иерей Алексий Сысоев назвал 3 уровня членства в Совете. 1-й  уровень - президиум Совета, в который входят директора тех школ, которые “прошли все мытарства” своего становления - не только организации учебного процесса, но и решения вопросов арендной платы, получения государственной лицнзии и аккредитации.  2-й уровень предполагает просто членство в Совете директоров - для тех руководителей православных школ, которые принимают активное участие в деятельности Совета и 3-й - просто участие в работе Совета без вступления в него на правах члена. На заседании Совета были названы имена директоров, вхлдящих в состав президиума Совета, все члены Совета  получили официальный документ, удостоверяющий их членство в Совете, подписанный председателем Совета и председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата игуменом Иоанном (Экономцевым). Центральным вопросом съезда стал вопрос об информационной поддержке работы Совета, о координации руководителей православных образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Но предложение избрать пресс-секретаря Совета встретило возражение директора Лесосибирской православной гимназии иерея Андрея Юревича, который, подчеркнув необходимость такого сотрудника, отметил, что профессиональной работой по  информационному обеспечению и координации православных школ нельзя заниматься на общественных началах - исполняющий такую работу сотрудник должен получать зарплату. В связи с этим иерей Андрей предложил продумать вопрос о материальной базе Совета.

http://pravoslavie.ru/sobytia/rc8/syezd....

Завтра постригают о. Л. Поспелова . О. Борис Вик прислал о. Н. Ф. Колчицкому телеграмму с благодарностью Патриарху, Синоду и Колчицкому лично; «днями выезжает». А на мою телеграмму ничего не ответил... Хамство. 29 марта . Утром в Патриархии литургия, за которой епископ Иларий Ильин постригал прот[оиерея] Л. Поспелова в монахи с именем Кирилла. Присутствовали Патриарх и м[итрополит] Алексий. Подошел и я. Пострижение прошло очень нескладно. Иларий путался, не разбирал текста, постригаемый тоже. Вообще, эти мгновенные пострижения первого попавшегося производят и впечатления неприятные, и последствия чреваты. Бог знает, кого поставляем. Кандидаты – ниже среднего... От Бориса телеграммы мне так и нет доселе. Все изумляются наглости и хамству… В час дня был в Совете, сначала у Зайцева, потом у Карпова. Подал представление о разрешении открытия курсов. Карпов прочел и сказал, что он согласен, и вопрос будет представлен правительству на разрешение. По вопросу о здании (для курсов и Епархиальногоуправления с моей квартирой) сказал, что когда вопрос о курсах будет принципиально разрешен, тогда, конечно, разрешится и вопрос о доме. Я должен заранее наметить подходящее здание и написать Карпову письмо об этом, с указанием размеров, кубатуры и проч., переговорить с председателем Горсовета, а они из центра укажут. Что же касается транспорта, то вопрос о предоставлении каждому архиерею машины не поднимался. Но лучше договориться с уполномоченным, чтобы по мере и в случае нужды («на вокзал» и т. п.) мне давали машину. Надо об этом поговорить с Кузнецовым. Я представил выписку из своего отчета о пожертвованиях за год, это очень понравилось, и Карпов сказал Зайцеву, что хорошо бы этот порядок завести по всем епархиям. Обо всяких конфликтах на местах он советовал сноситься с уполномоченным. О налогах надо как-то подойти котысканию норм . Просил подумать и проекты представлять как опыт для определенного решения. Я сказал, что просил сталинградского уполномоченного регистрировать только тех священников, у которых будут указы о назначениях. Такое распоряжение Совет уже сделал всем уполномоченным. Это хорошо… Вообще прием был любезный. Митрополит Алексий очень заинтересовался моим отчетом и попросил копию себе для образца. Вечером сегодня в Елохове читал Великий канон– один.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010