Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Елисееву), епископу Галичскому и Макарьевскому 15 февраля 2017 г. 19:24 15 февраля 2017 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского в Раеве г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Елисеева) во епископа Галичского и Макарьевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! Днесь за Божественной литургией ты сподобился принять животворящую благодать Небесного Утешителя. Святой Дух, сошедший некогда на учеников Христовых в Иерусалиме, соделал тебя продолжателем высокого и славного служения сих самовидцев Воплощенного Слова, о Котором они свидетельствовали «даже до края земли» (Деян. 1:8). Поздравляя тебя со знаменательным событием — епископской хиротонией — радуюсь вместе с тобою и со всеми предстоящими людьми, ибо ныне Церковь обрела нового свидетеля веры и архипастыря, учителя благочестия и тайносовершителя. Ныне радуется и Галичская земля, получившая своего иерарха и устроителя жизни церковной, блюстителя словесных овец Христовых и раздаятеля Божественной благодати. Прежде же чем ты отправишься к месту своего служения, выслушай наставление, которое мне по древней традиции и по долгу Предстоятеля надлежит тебе преподать. Пусть руководством тебе в трудах станет речение апостола Павла ко пресвитерам эфесским: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями  (в переводе на русский — епископами), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею (см. Деян. 20:28). Толкуя эти слова, святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «Видишь ли, что он дает две заповеди? — Бесполезно как исправлять только других… так и заботиться только о самом себе. Последнее свойственно самолюбцу, который ищет только полезного для него самого и подобен человеку, закопавшему талант в землю. Говорит об этом (Павел) не потому, будто наше спасение важнее (спасения) стада, но потому что, когда мы внимаем себе, тогда получает пользу и стадо» (Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 44).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Ты пишешь, что тебе тяжело видеть любимого тобой человека с другой. Мучаешься и по временам приходишь в отчаяние. Верю, дорогая, что это тебе тяжело. Но представь себе, что уже замужем, и он стал вести себя безобразно. Все это говорит о том, что Николай твой по природе нехороший человек, безчестный человек, и с ним соединить себя в настоящее время на всю жизнь – страшное страдание. Молись, дорогая, Божией Матери, Св.пророку Илье 64 , Святителю Николаю, Трифону мученику 65 и мученице Фомаиде 66 об устроении твоей жизни. И я вполне уверен, что жизнь твоя устроится. Предай себя всецело Господу Богу и Он устроит. «Утешайся Господом и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него и Он совершит» ( Пс.36:4–5 ). «Воззовет ко Мне и услышу его. С ним есмь в скорби, изму его и прославлю Его» ( Пс.90:16 ). Я обещаю молиться за тебя и за заблудшего Николая. А ты только молись об устроении твоей жизни, а с кем, – будет угодно Господу Богу. Может быть, исправит Господь Николая и соединит с тобою, а может быть Милосердный Господь пошлет тебе другого человека, который и осчастливит тебя и скрасит твою жизнь и уте[шит] чрез то твоих родителей. У меня, дорогая, недавно был случай вроде тебя: приходит ко мне месяца три тому назад одна девица и жаловалась на то, что был жених у нее, которого она полюбила, но скоро он отошел от нее и стал гулять с другой, а ей наносит страшные огорчения. Я выслушал ее и посоветовал ей, как и тебе, молиться об устроении ее жизни, но не с Владимиром, ее женихом, а с кем будет угодно Богу. Она ушла, стала молиться, но в молитве просила о соединении ее с Владимиром, и что же, чрез 3 месяца приходит ко мне и просит со слезами простить ее в непослушании меня, и рассказала, что она стала молиться, как я говорил, но не с кем Господу угодно, а настаивала на своем, на Владимире, и что же, повенчалась с ним скорее. И он, прожив немного, совершенно бросил ее. Вот тебе пример, как опасно настаивать на своем. А лучше, советую тебе, отдать себя воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить Бога? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. ( Лк. 10:27 ). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ( 1Ин. 2:15 ). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим 5:5 ). Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т. п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Умножение страха Божия есть начало любви. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. Блаженный Диадох Фотики йский (V век). Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия; сии последние от воздержания во всем, воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Преподобный Максим Исповедник († 662). Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а порождение бесстрастия – любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их. Святитель Василий Великий (330–379). Любовь к Богу рождается от беседы с ним. Беседа с ним – от безмолвия; безмолвие – от нестяжания; нестяжание – от терпения; терпение – от ненавидения похотей; ненавидение похотей – от страха геенны и чаяния блаженств. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Пребывающий всегда в молитве возжигается горячайшей любовью к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающего душу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Страхования владыки Феофана «Многие, желающие спастись, – писал владыка Феофан в одном из своих писем, – уходят в монастырь. Но ученые иноки имеют послушание от высшей церковной власти спасаться в миру. И не только церковные власти так установили, но и старцы благословляют этот путь. Помню по себе, как я стремился по окончании курса в академии уйти в монастырь. Но все великие прозорливые старцы, у которых я был (Алексий Валаамский, Варнава и Исидор Гефсиманские), не благословили меня это сделать. И все они говорили одно и то же, что нет на это воли Божьей!..» В высшей степени удивительно и в то же самое время показательно, что в жизни владыки Феофана, жившего, как нередкие из ученых монахов, не в монастыре, а в миру, были на протяжении всего жизненного пути те духовные явления, которые присущи только отшельникам, одиноко живущим и подвизающимся. С общежительными монахами, как правило, этого не случается. В жизни же Владыки такое было неразлучным и самым обыденным переживанием. В аскетической литературе, житиях святых это явление известно под именем страхований демонских, или попыток бесплотных врагов, темных подручных сил князя мира сего, запугать подвизающегося чрезвычайными духовными трудностями на этом пути, чтобы он отказался от подвижничества. Святой апостол говорит об этом: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). Это та область духовной жизни, которую слепой мир, не зная и не понимая, совершенно отрицает, потому что сам он находится в добровольном плену и порабощении, в духовном ослеплении и обольщении этими мироправителями и не может войти в соприкосновение с духовной сферой, в которой все это происходит. Но все это реально и открывается только тем, кто ведет подлинную христианскую невидимую брань против темных демонских сил. Падшие ангелы по своей природе гораздо умнее и сильнее человека, но они не показывают своего бытия тем, кто идет угодным для них широким путем в погибель (см.: Мф.7:13 ). Но когда они видят человека, который высвобождается из плена, то начинают уже борьбу явную.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

О взаимодействии в деле Богоугождения. Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице Рим.12:6–14 «Как нам жить? В миру разве спасешься?» – вопит мирянин-грешник. И со стороны можно подумать, что глаголющий сие в самом деле занят спасением души своей, что он переиспытал все средства к тому, чтобы устроить себя на пути к царству Божию; но всмотришься поближе в дело и большею частью видишь: то слова лености и лукавства. Человеку не хочется взяться настоящим образом за дело спасения, вот и ищет вины о гресех своих, извиняет себя – чем? «в миру, говорит, и рад бы жил, да нельзя жить строго по-евангельски». Нельзя жить строго по-евангельски?» Как будто это причина, чтобы жить совсем нараспашку? Строго нельзя: отчасти хотя старайся исполнять евангельский закон. И если не можешь оставить всего, чтобы идти за Христом, исполняй по крайней мере возможное. Трудно? Препятствий много к тому в миру? Но кто же виноват в том? – скажи. Не мы ли сами? Ведь мир из нас же состоит, а все мы христиане. Зачем же мы мешаем друг другу исполнять евангельский закон – вместо того, чтобы содействовать и помогать друг другу в его точном и ревностном исполненни? Отчего мы не живем так, как заповедует нам слово Божие? Вслушайтесь в слова ныне чтеннаго Апостола: «все мы одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; увещатель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна. Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте». Так пишет Апостол, и живи бы мы согласно с его наставлением, тогда мир, конечно, не только не был бы нам помехой в устроении спасения, а напротив, друг другом вспомоществуемые, не могли ли бы мы тем с большим удобством в кругу братий исполнять евангельский закон? Да, тогда естественно мы старались бы друг перед другом «преуспевать» в своей ревности о Господе, а чрез это, само собою, дух наш тем сильнее пламенел бы любовью ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Об обязанности пасомых содержать своих пастырей. Поучение в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? ( 1Кор.9:11 ) Из всех нареканий, какие приходится выносить нам, служителями Церкви, едва ли не самое обиходное то, будто все мы, лица духовные, чересчур пристрастны к стяжаниям. Укоров нам в этом от кого нет? Сложилось даже присловие, что мы «с живого и мертвого» снимаем в своем стаде волну. Прискорбное явление, и не во храме бы Божием говорить о нем. Но ныне слышим мы Апостола рассуждающим об этом самом предмете, и это дает мне повод и смелость тоже коснуться в церковном слове сего нарекания и выяснить вам, как грешно вам попрекать нас тем, что живем мы на чужий счет. Приведем первее всего рассуждение Апостола о занимающем нас предмете в полном виде. Он говорит: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте впрочем, прибавляет Апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в нас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». – Братие! Что скажете вы против такого суждения апостольского? Кстати: Апостол здесь защищается, видимое дело, тоже от нареканий в дармоедстве. Итак, вот с каких времен, – со времен апостольских, упрекают злые языки пастырей духовных в тунеядстве. Стоит заметить это. Заметьте, – попомните, возлюбленные, и сие слово: какой воин служит когда либо на своем содержании? И: если мы посеяли в вас духовное: велико ли то, если пожнем у вас телесное, т.е. если за свои труды для вашего душевного спасения – будем жить на ваш счет, иметь содержание от вас?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Шестнадцатый день. Поуч. 2-ое. Св. великомученица Евфимия. (Как нам спастись?) I. В день св. великомученицы Евфимии, получившей царство небесное чрез свою верность I. Христу в жизни и страданиях, уместно будет предложить вопрос: как нам спастись теперь, когда нет мучений за Христа? Мы должны спасаться чрез исполнение заповедей Божиих. II. Однажды, во время земной жизни I. Христа, приступил к Нему один законник (человек ученый) и сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель сказал: в законе (Моисеевом) что написано? как читаешь? Тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближняго твоего, как самого себя. I. Христос сказал: правильно ты отвечал; так поступай, и будеш жить, т.е. наследуешь жизнь вечную ( Лук. 10, 25–28 ). Поступайте так и вы, христиане, и вы спасетесь. а) Как нам не любить Бога? Он наш Творец и Промыслитель. Его силою мы живем, движемся и есмы, Он повелевает сиять солнцу, чтобы согревать нас, Он посылает дождь на землю, чтобы произращать для нас плоды земные; Он дает нам хлеб , исполняет пищею и веселием сердца наши; Он просвещает день для наших трудов и определяет ночь для нашего успокоения. Как нам не любить Бога? Он наш Спаситель , пришедший на землю и пострадавший за нас грешных. Он совершитель нашего спасения. К Нему по смерти мы должны идти и с Ним вечно блаженствовать, если только мы заслужим этого. Как же такого милосердого Владыку и Спасителя не любить нам? Но мы должны любить Его всем сердцем, т.е. вполне прилепиться к Богу и оставить все земные привязанности. Мы должны любить Бога больше, чем отца и мать, больше, нежли детей своих. Ведь, Сам Спаситель сказал: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... ( Мф. 10, 37 ). Вот как нужно любить Бога. Нам грешным и слабым это кажется невозможным. А вот были же в сонме святых такие люди, которые из-за любви к Богу оставляли все: и дом, и родителей, и жену. Кто из нас не знает препод. Алексия, человека Божия (17 марта)? Сын знаменитого римского вельможи, он в самый брачный вечер тайно оставил дом, родителей, невесту, и жил как бедствующий странник в чужих местах, наконец, в самом доме своих родителей под видом нищаго, претерпевая здесь всякого рода лишения и озлобления, а больше всего душевную скорбь от разлуки с родителями в виду самих родителей. И чего-чего только не претерпел препод. Алексий из-за любви к Богу? За это Господь и наградил его: по кончине его небесный голос во всеуслышание провозвестил искать «человека Божия», и этим человеком Божиим оказался умерший нищий, безвестно живший в доме своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И кто не согласится, что знамение сие действительно было чудом из чудес и самым сильным и неопровержимым доказательством божественности Иисуса Христа, и что, не последуй воскресения Его из мертвых, тогда и вообще не было ли бы христианство в глазах людей зданием, на песке построенным? Потому Апостол и говорит: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:14 ): все ни к чему. Что и понятно. Не воскресни Иисус Христос из мертвых, тогда какое бы было у нас основание верить И. Христу, что Он Сын Божий, и что все сказанное Им свято и истинно? И кто тогда согласился бы принять закон Евангельский? Без уверенности в том, что как И. Христос воскрес, так и мы, подобно Ему и чрез Него, воскреснем, и что за гробом ждет нас целая вечность жизни, как предрек нам Христос, – скажите, без уверенности во всем этом, кто из людей согласился бы стеснять себя исполнением Евангельских заповедей? Но воскрес» Христос, и не ясно ли стало для всех, что, значит, всемогущ Он, что Он – Сын Божий действительно, и что если Он воскрес, то и нас воскресит в свое время; а потому и необходимо вам готовить себя к той жизни, имеющей наступить для нас по воскресении. Это так ясно теперь, что отрицать христианство стало положительной невозможностью для людей, не потерявших совести и здравого смысла. Разве кто не вздумал бы отрицать самое событие воскресения Христова? Но чтобы решиться на это, надо, опять таки, сперва отречься от здравого смысла. Почему? Потому, что действительность воскресения Христова засвидетельствована как нельзя более крепко. 1) Сколько оно имеет за себя свидетелей – очевидцев, у которых на глазах Он был и распят и погребен, и которые потом Видели Его, и не раз, – опять живым, и не просто видели, а и беседовали с Ним, трапезовали с Ним, и даже осязали Его, чтобы увериться – не дух ли то! 2) А что вы скажите о тех знамениях, которыми сопровождалось воскресение Христово из мертвых? Не говоря о прочих, обратите вы хотя бы вот на что свое внимание: до воскресения Христова апостолы были и робки и малопонятливы; а тут вдруг точно и не они стали! От чего это? – 3) Наконец, если бы не воскрес И. Христос, думаете, враги христианства так и не доказали бы этого и не уличили апостолов во лжи? Но мы видим противное: современники святых апостолов не только не опровергли истины воскресения Христова, хотя иные и пытались было сделать то; напротив, теперь-то они и начали целыми тысячами принимать учение христианское.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на освящении закладного камня в основание храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ереване 18 марта 2010 г. 11:29 18 марта 2010 г., в ходе официального визита в Республику Армения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит армянской столицы. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили освящение закладного камня нового православного храма в городе Ереване, при котором будет также находиться представительство Русской Православной Церкви в Армении. Это знаменательное событие, которого мы все долго ждали. Решение о строительстве русского православного храма в Ереване и армянского — в Москве было принято Предстоятелями двух наших Церквей — приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II  и Вашим Святейшеством. На сегодняшний день почти завершено возведение армянского храмового комплекса в Москве, и вот мы сегодня, по милости Божией, совершили освящение закладного камня и благословили начало строительства русского православного храма в Ереване. Знаменательно, что оба храма посвящены Воздвижению Честного и Животворящего Креста, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты — хачкары. «Господи, святый храм сей утверди даже до скончания века», — молится Церковь словами Литургии святителя Василия Великого. Дай Бог, чтобы в этом святом храме совершалась Бескровная Жертва, проповедовалось Слово Божие, а верующие получали в молитве ко Всевышнему отраду и утешение. Премудрый Соломон, построив Божий храм, просил Господа: « при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй » (3 Цар. 8:38-39).

http://patriarchia.ru/db/text/1116954.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010