Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЛОВСКО-КОШИЦКАЯ ЕПАРХИЯ [Словац. Michalovsko-Košická eparchia], Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Объединяет приходы в юго-вост. части Словакии. Кафедральный город - Михаловце. Правящий архиерей - архиеп. Георгий (Странский; на кафедре с 30 сент. 2007). 28 июля 1950 г. епархиальное собрание Прешовской епархии Экзархата РПЦ в Чехословакии под председательством еп. Прешевского Алексия (Дехтерёва) в связи с массовым присоединением греко-католиков к правосл. Церкви приняло решение создать епархию с центром в г. Михаловце. 29 июля в Михаловце состоялось собрание духовенства и верующих, избравшее епископом бывшего греко-католич. свящ. Виктора Михалича (15 авг. это избрание утвердил Синод РПЦ). 3 окт. свящ. Виктор принял монашество с именем Александр и был возведен в сан архимандрита, после хиротонии во епископа 8 окт. он вступил в управление епархией. После издания 23 нояб. 1951 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием I Томоса о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви (см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) Михаловская епархия вошла в состав этой автокефальной Церкви. В 1951 г. в состав Михаловской епархии входило 90 приходов и 362 филиала, разделенных на 16 архидеканатов (благочиний). Общее количество православных в епархии составляло 103 917 чел. ( Horkaj Š., prot., Pruinský Š., prot. 1998. S. 304). Большинство верующих были бывшими греко-католиками: в 1953 г. из 66 священнослужителей епархии 38 были бывшими греко-католич. клириками, 25 были рукоположены после создания епархии и лишь 3 были рукоположены до 1950 г. ( Marek P., Lupo M. Nástin djin pravoslavné církve v 19. a 20. st.: Prolegomena k vývoji pravoslaví v eských zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi v letech 1860-1992. Brno, 2012. S. 282). Деятельность еп. Александра (Михалича) часто вызывала нарекания гос. органов (на момент хиротонии ему было 72 года), обвинения в неспособности к адм. деятельности и недостаточной лояльности к новой власти. Поэтому 14 февр. 1953 г. был избран викарий Михаловской епархии еп. Мефодий (Милли; также бывш. греко-католич. священник) с титулом «Требишовский», который фактически принял руководство всей епархией. В апр. 1953 г. еп. Александр ушел на покой по собственному желанию († 25 нояб. 1954). 14 апр. 1954 г. правящим архиереем епархии был избран еп. Мефодий (Милли), к-рому на момент избрания было 70 лет. Когда в 1960 г. здоровье еп. Мефодия резко ухудшилось, 4 нояб. 1962 г. викарием Михаловской епархии (с титулом «Требишовский») был рукоположен архим. Мефодий (Канчуга). Но в 1964 г. за самовольную поездку в США он был запрещен в служении. В 1965 г. в викарного еп. Требишовского был рукоположен архим. Кирилл (Мучичка), после смерти еп. Мефодия (4 окт. 1966) он стал правящим епископом Михаловской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Дехтерёв Александр Иванович; 19.04.1889, Вильна - 19.04.1959, Вильнюс), архиеп. Виленский и Литовский. В 1908 г. окончил Виленскую классическую гимназию, в 1911 г.- морское уч-ще в г. Либава (совр. Лиепая, Латвия) со званием капитана дальнего плавания. Последующие 3 года служил в Русском Восточноазиатском об-ве пароходства и торговли. Будучи капитаном яхты «Бирма», совершал регулярные рейсы в Сев. Америку. В годы первой мировой войны (до февр. 1917) служил в техническом отделе 12-й армии, располагавшемся в Риге. В 1917-1918 гг. лит. сотрудник газ. «Приазовский край» и редактор литературно-художественного ж. «Лучи солнца» в Ростове-на-Дону; сотрудник газ. «Воронежский телеграф». В 1918-1920 гг. начал активную деятельность по внешкольному воспитанию и образованию детей, продолжавшуюся в эмиграции (с 1922) и завершившуюся в сент. 1939 г. Одновременно работал редактором в детских и юношеских периодических изданиях, сотрудничал в педагогических и художественных журналах, писал и выпускал книги для детей и юношества. Сотрудничал также в изданиях Сербской Православной Церкви (СПЦ) и Русской Православной Церкви за границей . В 1934-1939 гг. редактор ж. «Православная Русь». Автор труда о свт. Игнатии (Брянчанинове). В апр. 1935 г. пострижен в монашество в мон-ре прп. Иова Почаевского (РПЦЗ) в серб. г. Ладимиревци. В дек. 1938 г. рукоположен во диакона и затем во священника еп. СПЦ Владимиром (Райчем), назначен настоятелем прихода в Ужгороде (совр. Закарпатская обл. Украины). Вскоре А. стал настоятелем рус. храма во имя вел. кн. Александра Невского в Александрии (Египет), находившегося в юрисдикции РПЦЗ. Во время пребывания в Александрии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), в день празднования Вознесения Господня, 14 июня 1945 г., А. принес покаяние и был воссоединен вместе с причтом и приходом с Русской Церковью, 1 нояб. 1946 г. возведен в сан архимандрита. В авг. 1948 г. А. был арестован египетскими властями по политическим мотивам, до 11 мая 1949 г. находился в тюремном заключении в Александрии. Заступничеством Святейшего Патриарха Алексия I и помощью советского правительства был освобожден и возвратился в Россию.

http://pravenc.ru/text/64656.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. Николай (Коцвар), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Фотография. Нач. 2000-х гг. [Словац. Nicolaj] (Коцвар Микулаш; 19.12.1927, с. Ганиговце, близ г. Сабинова, Словакия - 30.01.2006, г. Прешов, там же), архиеп. Прешовский, митр. Чешских земель и Словакии. Род. в крестьянской семье. В 1935-1943 гг. учился в начальной школе в родном селе, в 1946-1949 гг.- в Русской гимназии в г. Гуменне. В 1949 г. стал одним из первых воспитанников Православной духовной семинарии в Праге (действовала в 1949-1950). В 1950 г. женился. 4 авг. того же года в храме блгв. Александра Невского в Прешове еп. Прешовским Алексием (Дехтерёвым) рукоположен во диакона, на следующий день - во пресвитера. Включен в клир Прешовской епархии и направлен на служение в с. Микулашова. В 1954 г. овдовел, самостоятельно воспитывал сына. В том же году назначен духовником Православного богословского фак-та в Прешове. В 1955-1959 гг. обучался в МДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия (тема диссертации: «Насаждение унии в Закарпатье и на Пряшевщине и борьба Православия с нею в XVII-XX вв.»). Вернулся к пастырскому служению в Прешовской епархии. С 1 июля 1959 г.- настоятель храма в с. Гералтов, с 1 янв. 1960 г.- настоятель храма в с. Ярабина. С нояб. 1962 г.- вновь духовник Православного богословского фак-та в Прешове. С 1 нояб. 1964 г. в связи с избранием Прешовского архиеп. Дорофея (Филипа) митрополитом Пражским и всея Чехословакии свящ. Микулаш Коцвар был назначен администратором Прешовской епархии. В февр. 1965 г. в часовне Православного богословского фак-та в Прешове митр. Дорофеем пострижен в монашество. 26 февр. 1965 г. избран епископом Прешовским. 28 февр. 1965 г. состоялась епископская хиротония Н., к-рую совершили митр. Дорофей (Филипп), архиеп. Берлинский и Среднеевропейский (РПЦ) Киприан (Зёрнов) и еп. Михаловский Мефодий (Милли). Занимал Прешовскую кафедру до конца жизни (более 40 лет).

http://pravenc.ru/text/2565948.html

В 1947 г. в Чехословакию прибыло более 30 тыс. чехов, проживавших прежде на Волыни. Из них 90% исповедовали Православие. В течение 1947 г. по инициативе Е. для них было открыто 16 новых приходов. Для богослужений в этих приходах использовались либо бывш. евангелические костелы, либо купленные или взятые в аренду помещения. Под рук. Е. был разработан Устав для Прешовской епархии в составе Экзархата. 26 апр. 1947 г. в Прешове общее собрание правосл. духовенства и выборных от мирян единогласно утвердило этот Устав и сформировало органы епархиального управления (церковный, просветительный и хозяйственный отделы, церковный суд). 5 июля Е. торжественно освятил после капитального ремонта кафедральный собор во имя святых Кирилла и Мефодия в Праге. В марте 1948 г. Е. присутствовал в Бухаресте на похоронах Румынского Патриарха Никодима (Мунтяну) . При этом он провел переговоры с представителями Румынской и Болгарской Православных Церквей о перспективе их участия в Совещании глав и представителей Автокефальных Церквей в Москве летом 1948 г. 26 апр. 1948 г. был удостоен права ношения креста на клобуке. В июле 1948 г. Е. во главе чехословацкой делегации присутствовал на юбилейных торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ, а также участвовал в работе Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве. 18 июля 1948 г. указом Патриарха был возведен в сан митрополита. В 1949 г. избран почетным членом МДА. В результате активной деятельности Е. в 1948 г. в состав Экзархата входило уже более 100 приходов. 7 дек. 1949 г. решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская епархия была разделена на 2 самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Е. остался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, а Оломоуцко-Брненским епископом был избран прот. Честмир Крачмар. 30 дек. Прешовское епархиальное собрание под председательством Е. избрало правящим архиереем этой епархии архим. Алексия (Дехтерёва). Для совершения хиротоний 2 новоизбранных епископов, а также для ознакомления с жизнью Экзархата Патриархом Алексием в Чехословакию была направлена делегация РПЦ в составе митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , архиеп. Львовско-Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского Макария (Оксиюка) и благочинного Москвы прот. Павла Цветкова. 5 февр. 1950 г. в Оломоуце митр. Николай, Е. и архиеп. Макарий совершили епископскую хиротонию Честмира (Крачмара), предварительно принявшего монашество и возведенного в сан архимандрита. 12 февр. в Прешове митр. Николай, Е., архиеп. Макарий и еп. Честмир совершили епископскую хиротонию архим. Алексия. Тем самым был завершен процесс формирования Оломоуцко-Брненской и Прешовской правосл. епархий. В том же году Е. посетил Будапешт, где рукоположил ряд правосл. священников - венгров.

http://pravenc.ru/text/189719.html

газета была названа «Православная Зарубежная Русь», однако затем для облегчения распространения ее в Польше и Прибалтике название изменили на «Православная Русь» . С газетой сотрудничали: Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий), Шанхайский еп. свт. Иоанн (Максимович ; впосл. архиепископ), архим. Иоанн (Шаховской ; впосл. архиепископ), иером. Аверкий (Таушев ; впосл. архиепископ), прот. Кирилл (Зайцев; впосл. архим. Константин); Н. Д. Тальберг , И. А. Ильин , И. С. Шмелёв , А. В. Карташёв . К 1939 г. тираж газеты достигал 2,5 тыс. экз., она распространялась в 48 гос-вах. В 1938 г. у газеты появилось приложение (вкладка) «Вера, Родина, Семья». С 1935 по 1940 г. в качестве приложения к газете братство публиковало ежемесячный религ. детский ж. «Детство во Христе» (с 1939 - «Детство и юность во Христе»). Основателем его стал инок Алексий (Дехтерёв; впосл. архиепископ), оформлением занимался свящ. Киприан (Пыжов); с нояб. 1939 г.- вместе со свящ. Нафанаилом (Львовым). В 1939 г. вышел 1-й выпуск «Православного пути» как непериодического органа богословской и церковно-общественной мысли. Редакционный комитет возглавил архим. Филипп (Гарднер). «Православный путь», задуманный в противовес парижскому религиозно-философскому ж. «Путь», возобновился в США уже после войны и выходит поныне как церковно-богословско-философский ежегодник. В 1937 г. вышел 1-й каталог изданий И. П. м. (Почаевского братства) за 1924-1936 гг., включивший 38 названий книг и брошюр по 4 разделам: богослужебные книги и молитвословы, богословие и учебники, религиозно-нравственные книги и разные издания. В книжном каталоге 1940 г. названо уже 56 изданий. Во время второй мировой войны Словакия, где располагался И. П. м., выступила как союзница Германии. В 1-й период войны ладомировские издания, прежде всего газ. «Православная Русь», продолжали распространяться в гос-вах германского блока и оккупированных ими странах, а также в Скандинавии, на Дальн. Востоке и в Юж. Америке. После нападения 22 июня 1941 г.

http://pravenc.ru/text/578212.html

Одной из сторон деятельности М. было восстановление церквей и монастырей, поврежденных во время войны, в т. ч. Успенской Почаевской лавры, где он периодически проживал. Став священноархимандритом Почаевской лавры, М. добился частичного возврата собственности монастыря; ему были переданы часть помещений и значительная часть пахотных и сенокосных земель (более 20 га), что послужило возрождению обители. Сдача гос-ву сельскохозяйственной продукции дала возможность приступить к реставрации Троицкого и Пещерного храмов. В 1951 г. обитель отпраздновала 300-летие со дня блаженной кончины прп. Иова (Железо) . В 1950 г., в период управления Мукачевско-Ужгородской епархией, М. поставил духовником Городиловского скита и Мукачевского мон-ря игум. Иова (Кундрю, 1902-1985; в 2008 прославлен в лике местночтимых святых как прп. Иов Угольский). С 8 по 18 июля 1948 г. М. был участником церковного торжества и совещания в Москве предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. В авг. 1949 г. М. входил в состав делегации РПЦ на Всесоюзной конференции сторонников мира. В февр. 1950 г. по поручению патриарха Алексия М. вместе с митр. Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) входил в состав делегации Патриархии в Чехословакию для архиерейского рукоположения епископов Оломоуцко-Брненского Честмира (Крачмара) и Прешовского Алексия (Дехтерёва) и для ознакомления с жизнью Экзархата. Неофиц. целью поездки были совещания с местным священноначалием и представителями посольства СССР в Праге по вопросу упразднения Словацкой греко-католич. Церкви и воссоединения ее духовенства и паствы с правосл. Церковью. Делегацией РПЦ предлагалось проведение разъяснительной работы, создание инициативной группы. Однако церковная комиссия Коммунистической партии Чехословакии приняла решение форсировать процесс воссоединения греко-католиков с Православием под началом Чехословацкого гос. управления по церковным делам. После визита в Вост. Словакию делегации РПЦ воссоединительное движение заметно усилилось.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

После избрания Архиерейским Собором РПЦ митр. Сергия на кафедру Патриарха Московского и всея Руси (8 сент. 1943) Патриарх Христофор II братским посланием в день Рождества Христова приветствовал Предстоятеля РПЦ и выразил надежду на скорейшую победу союзных армий. 31 янв.- 2 февр. 1945 г. в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви 1945 г. , главной задачей к-рого было избрание Патриарха Московского и всея Руси в связи со смертью 15 мая 1944 г. Патриарха Сергия. В качестве почетного гостя на Соборе присутствовал Предстоятель АПЦ Христофор II в сопровождении архидиак. Парфения Койнидиса (буд. Патриарха Александрийского). 8 марта 1945 г. Патриарх Христофор II направил новоизбранному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I письмо с глубокой благодарностью за оказанное гостеприимство и выражением радости и глубокого удовлетворения от увиденного и пережитого в Москве. Патриарх Христофор II наградил Святейшего Патриарха Алексия Крестом ап. и евангелиста Марка I класса. С 6 по 15 июня 1945 г. Патриарх Алексий с сопровождавшими его епископами и клириками РПЦ с ответным визитом посетил АПЦ, совершал богослужения и поклонялся древнейшим святыням Православия в Египте. 14 июня, в день Вознесения Господня, община рус. храма во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Александрии во главе с настоятелем иером. Алексием (Дехтерёвым) , пребывавшая вне общения с Матерью-Церковью, была принята Патриархом Алексием I под его Первосвятительский омофор. Александро-Невский храм получил статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, а настоятель храма - пост экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. С 8 по 19 июля 1948 г. в Москве и в ТСЛ проходило празднование 500-летия автокефалии РПЦ и Совещание Глав и представителей поместных правосл. Церквей, на к-ром АПЦ была представлена делегацией Антиохийской Православной Церкви. В июле-авг. 1955 г. состоялся визит Патриарха Христофора II с посещением Москвы, ТСЛ, Одессы. Была достигнута договоренность об учреждении в Одессе подворья АПЦ, открытого в окт.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Дехтерёв, Дехтярёв] Степан Аникиевич (1766, слобода Борисовка Хотмыжского у. Белгородской губ., позднее Грайворонского у. Курской губ.- 23.04.1813, Москва), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв., продолжатель традиций школы Д. С. Бортнянского . Род. в семье крепостного крестьянина гр. Н. П. Шереметева. В 7-летнем возрасте музыкально одаренный мальчик был зачислен в графскую капеллу в подмосковном с. Кускове, где в те же годы пела его сестра Степанида, а позднее и брат Евдоким. В 1811 г. отец Д. Аникий благодаря труду своих детей повелением графа был полностью освобожден от оброка. Его дети получали образование в певч. школе при театре Шереметевых; занятия проводились по общим предметам, а также по муз. и театральному мастерству. Д. помимо уроков сольного пения учился игре на скрипке, фортепиано и гуслях. После ломки голоса Д. продолжал числиться в труппе театра, участвовал в драматических спектаклях, вел репетиционную работу с хором и оркестром. Для повышения уровня образования ему было разрешено посещать лекции по рус. словесности и иностранным языкам в Московском ун-те. Считается, что тогда же он брал уроки у Дж. Сарти , к-рый, по преданию, в 1790 г. возил Д. в Италию. С. Д. Шереметев, внук владельца крепостного театра, упоминал в мемуарах, что Д. некоторое время учился в Миланской консерватории ( Шереметев С. Д. Отголоски XVIII в. М., 1905. Вып. 10); документальных подтверждений этому нет. Шереметевская капелла на рубеже XVIII и XIX вв. по художественному уровню и мастерству намного превосходила др. хоровые коллективы Москвы и была сравнима лишь с с.-петербургской Придворной певческой капеллой . В репертуар крепостного театра Шереметевых включались оперы и балеты европ. композиторов А. Э. М. Гретри, Э. Р. Дуни, П. А. Монсиньи, Ф. А. Филидора; оркестр и хор исполняли произведения Й. Гайдна, Ф. Ж. Госсека, Сарти. В обязанности Д. входило редактирование и переложение для оркестра различных опер, кантат, симфоний, увертюр и дивертисментов (учитывая партии рогового оркестра) и сочинение песнопений для хора. Не являясь формально главным капельмейстером, Д. фактически определял репертуар капеллы, заботился о профессиональном уровне музыкантов, вел хоровые и оркестровые репетиции, исполнял роли (теноровые) в театральных постановках, дирижировал концертами и спектаклями. Впосл. управлял хором на богослужении в домовых церквах Шереметевых - Живоначальной Троицы в с. Останкине и Знамения на Шереметевом дворе близ ул. Воздвиженки в Москве. За годы работы в театре при Д. было поставлено не менее 75 опер рус. и европ. композиторов, хотя офиц. звание 1-го капельмейстера театра крепостной музыкант получил лишь в 1802 г. (Реестр на выдачу жалованья на 1802 г.// Левашев. С. 189).

http://pravenc.ru/text/171569.html

В кратком описании Н. известный церковный деятель сер. XIX в., крестник католикоса-патриарха Антония II и настоятель мон-ря Кватахеви архим. Тарасий (Алекси-Месхишвили; см. в ст. Алекси-Месхишвили ), писал, что при архим. Доментии в Н. «служили образцовые монахи, пожилые и молодые, в количестве 25, которые ничего не видели, кроме полей Караи», поскольку кельи в Н. были расположены т. о., что насельники не видели друг друга и целый день проводили в молитвах, за чтением книг, были заняты переписыванием старых рукописей и др. делами. Они встречались только в трапезной, где «сидели молча и почтительно обращались друг с другом». Также архим. Тарасий отмечал, что кельи Н. были более сухими по сравнению с кельями лавры Давидгареджи, потому что солнце с 10 часов утра до захода целый день светило на пещеры ( Тарасий (Алекси-Месхишвили) , архим. Пустынь Предтечи св. Иоанна Крестителя//Груз. духовный вестн. 1864. Сент. С. 74-76). Во время настоятельства архим. Доментия в 1812 г. произошло известное восстание в Кахети против российской власти. По словам кн. Д. И. Бебуташвили, находившегося в то время с рус. отрядом, когда полковник П. П. Загряжский 19 февр. атаковал с. Хашми, архим. Доментий вышел с крестом и Евангелием навстречу российским войскам и попросил полковника пощадить село и мон-рь. Загряжский встретил его грубо и непристойно ругался; Бебуташвили не решился переводить его слова архимандриту и сказал лишь, что полковник - человек неверующий и не может видеть крест и Евангелие. Архим. Доментий вернулся в мон-рь. На следующий день пятерых мятежников приговорили к казни через повешение. В этот же день в Хашми прибыл главноуправляющий Грузией ген. Паулич, к-рого архим. Доментий уговорил помиловать мятежников. Архим. Доментий скончался 21 марта 1815 г. и похоронен во дворе Н., надгробный камень возложил митр. Стефан (Джорджадзе) ( Бердзенишвили. 1980. Т. 1. С. 216-217). 29 сент. 1815 г. настоятелем Н. стал архим. Афанасий (Петриашвили), настоятель мон-ря Кватахеви . В том же году он составил опись имущества Н.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

В XVIII в. настоятели К. преимущественно имели сан архимандрита. Настоятель Христофор (Палавандишвили) именовался «Джврис мама» ( - отец Креста), т. е. управитель владений Крестового мон-ря в Иерусалиме. На окладе Четвероевангелия и Деяний апостолов, переписанных на Голгофе для К., сохранился принадлежавший ему колофон ( Хуцишвили. 2007. С. 97-99). В нач. XIX в. настоятелем К. стал архим. Досифей (Пицхелаури). Он восстановил кафоликон и др. строения, собрал паству, заботился об экономическом процветании обители ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 238; Иоселиани. 1973. С. 95). При нем монахи нашли монастырскую б-ку и церковную утварь, спрятанные их предшественниками во время нашествия лезгин в одной из пещер. Большинство рукописей пострадало от сырости, спасти их не удалось ( Иоселиани. 1973. С. 97). В 1809 г. архим. Досифей был хиротонисан во епископа Урбнисского, скончался в Тифлисе в 1830 г., похоронен в тифлисском Преображенском мон-ре (Там же. С. 95). После ухода архим. Досифея из К. обитель опустела, здесь подвизался иеромонах, который воспитывал и обучал Закону Божиему детей духовного сословия ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87). В 1811 г. автокефалия ГПЦ была упразднена, для окормления Церкви в Грузии был сформирован Грузинский Экзархат РПЦ . К. вместе с другими мон-рями Картли вошел в Мцхетско-Карталинскую епархию, в 1818 г.- Карталино-Кахетинскую епархию Грузинского экзархата. Настоятелем К. был назначен архим. Афанасий (Алексишвили). 17 окт. 1814 г. он по определению Свят. Синода РПЦ был введен в число постоянных членов учрежденной Грузино-Имеретинской синодальной конторы (Ведение Святейшего Правительствующего Синода. 1873. С. 407). К., штатный первоклассный мон-рь, «достояние» Мцхетско-Карталинской епархии, упоминается в отношении обер-прокурора Грузино-Имеретинской синодальной конторы Е. Чиляева (Чиладзе), отправленном в Святейший Синод 28 окт. 1816 г. В документе указано, что к К. в это время был приписан мон-рь Шиомгвиме (Предложение статского советника Чиляева. 1874. С. 364). В 1820 г. К. пришел в упадок, монахи перешли в мон-рь Шиомгвиме, святыни и церковная утварь в 1821 г. были перевезены в Преображенский мон-рь в Тифлисе ( Тарасий (Алекси-Месхишвили). 1864. С. 87; Кавказский календарь на 1852 г. Тифлис, 1851. С. 257). Согласно документу от 4 нояб. 1921 г., заботы о К. долгое время лежали на западногруз. мон-ре Гелати, к-рый ежегодно отпускал на обитель 1700 р. (Всеподданнейший доклад. 1874. С. 420).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

  001     002    003    004    005    006    007    008