Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения 20 ноября 2023 г. 09:05 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю дня рождения. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси  Ваше Святейшество, Святейший Владыка, Великий Господин и Милостивый Отец! Примите искренние сыновние поздравления в связи с семьдесят седьмой годовщиной со дня Вашего рождения. Вся Ваша жизнь от юности и доныне — яркий образец нелицемерной преданности Господу и Спасителю мира Иисусу Христу, твердости веры, действующей любовью (Гал. 5:6), и готовности трудиться, не щадя живота своего, личным подвигом служения являя справедливость слов, неоднократно звучавших из Ваших Первосвятительских уст: «Подавший труды, подаст и силы». Вдохновляясь примером своего блаженнопочившего деда — священника Василия, в эпоху атеистических гонений явившего стойкость в испытаниях вкупе с твердостью духа, и благочестивым житием Ваших покойных родителей — протоиерея Михаила и Раисы, Вы стремитесь во всяком слове и деле являть себя усердным работником в Винограднике Господнем, дабы многовековая лоза Церкви Христовой приносила обильный плод Господеви во время благопотребное (Пс. 1:3). В этом делании Вы укрепляетесь молитвами святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона и прочих прославленных в веках угодников Христовых, продолжателем апостольского служения которых судил Вам быть Владыка Святый и Истинный (Откр. 6:10). Минувший год Вашей жизни попущением Божием и злокозненным коварством врага рода человеческого был омрачен многими драматическими событиями. Однако вопреки всем противоборствующим ветрам, воздвизаемым в сии непростые времена, когда сбываются слова Евангелия: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения» (Мк. 13:8), Господь хранит Вас Своею благодатью и споспешествует Вам в управлении кораблем церковным. В этих трагических обстоятельствах Вы, облекшись во всеоружие Божие, стоите против козней диавольских, (Еф. 6:11), имея попечение об иерархах, клириках и множестве пасомых, подражаете Первоверховному апостолу Павлу, свидетельствовавшему о себе: «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» (2 Кор. 11:28-29).

http://patriarchia.ru/db/text/6077479.ht...

Призываемый Богом (Евр. 5:4) 3 февраля 2024 г. 12:15 Что такое призвание к священству? Как мимолетную увлеченность церковной жизнью не принять за истинное призвание? Может ли сам человек понять, что Господь призывает его в священство, и на что ориентироваться священноначалию, когда встает вопрос о рекомендации молодого человека в клирики? В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья, подготовленная на основе материалов портала «Пастырь» ( 1, 2024 , PDF-bepcuя ). Кандидаты в священство, как и их духовные наставники, вновь и вновь оказываются перед сложной задачей: понять, обладают ли они качествами, необходимыми, чтобы предстоять перед престолом. Казалось бы, об этом вполне четко говорит апостол Павел: священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1 Тим:3, 2-4). С одной стороны, не все эти качества поддаются немедленной проверке, тем более когда кандидат еще молод. А с другой — даже при их наличии остается еще что-то, без чего священника быть не может; это и называют призванием. «Начиная с евангельской эпохи и заканчивая самыми последними днями, священники избирались и всегда будут избираться одним-единственным образом — их призывает Господь, и никто другой, — отмечает проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), куратор подготовки студентов пастырского направления, член епархиальной комиссии по приему абитуриентов в московские духовные школы протоиерей Николай Емельянов. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15:16) — эти слова актуальны на все времена». Как понять готовность человека к священству?  Разобраться в вопросе о том, что такое призвание, совсем не просто. В католическом мире понятие «призвание к священству» часто рассматривают в двух планах — как призвание внутреннее и внешнее (vocatio interna и vocatio externa соответственно), пишет клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, и.о. заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТБИ кандидат богословия иерей Алексий Черный. Внутреннее призвание — это субъективная склонность, желание человека стать священником; внешнее — обстоятельства, влияющие на его выбор. Пастырское призвание формируется на пересечении этих двух аспектов.

http://patriarchia.ru/db/text/6099914.ht...

Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 10). Этот внешний по отношению к Церкви мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, имеет своих проповедников. «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными» (А.Н. Толстой «Хождение по мукам»). Кажется, что о нашем времени написаны эти слова. Таков мир, что живет рядом с церковной оградой. Мы не можем уйти от этого соседства, не можем спрятать от него наших детей. Этот мир и это время — Божия данность, определенная для испытания нашей веры. «Испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 3), а «терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36), — читаем у святых апостолов. Желающий спасения может только противостоять греху,не обвиняя никого, не ропща на обстоятельства, помня, что «Бог… Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (желанием) (Иак. 1, 13 — 14). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15), — говорит Апостол.

http://pravmir.ru/k-zhenixam-i-nevestam/

Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Христианин одиноким быть не может в деле Богоугождения. Поучение в неделю 7-ю по Пятидесятнице Кийждо нас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ) Каждый из вас должен не себе, а ближему угождать во благо, к назиданию», слышим мы ныне слово апостольское. И, надо заметить, что советывал другим Апостол, то и самым делом сам же первый во всей точности старался исполнить он, как сам свидетельствует о себе: бых немощным, яко немощен, да немощные приобрящу. Всем бых вся, да всяко некие спасу ( 1Кор.9:23 ). Вот, братие, как бы следовало и нам держать себя в отношении к ближним своим. А мы как живем? Угождать ближним и мы любим; но только во благо ли и к назиданию своих ближних? Не ко вреду ли и разорению напротив? Так что, и стараясь угодить ближнему, в существе дела не себе ли самим угодить мы стараемся, себе пользу получить? Тогда как, но настоящему, вся наша жизнь, вся наша деятельность должна бы быть направлена именно во благо лишь ближним. И в самых даже невинных удовольствиях и развлечениях мы должны отказывать себе, если заметим, что они могут сопровождаться вредом для братий и соблазнить кого-нибудь. «Пища не приближает нас к Богу, пишет Апостол, берегитесь однакоже, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И потому, если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:8–13 ). «Все чисто, он же пишет, но худо человеку, который есть на соблазн. А потому самое лучшее – не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется» ( Рим.14:20–21 ). Так и во всем. К сожалению, мы любим больше жаловаться, что в миру деться некуда от соблазнов и множества искушений, а о том, как бы помочь такой беде, не мыслим и не прилагаем старания. Мало того, – кто из нас и обязан-то заботиться о народной нравственности, и те не уклоняются ли большею частью от такой своей обязанности, говоря в свое оправдание: один что тут поделаешь? «Один?» Какая гордость – считать себя одиноким с своей ревностью о славе имени Божия, думать, что только и людей, что я один! А ты поищи, и найдешь, а нашел кого по сердцу, вот ты уже и не один; с вами притом Сам Христос, если во славу Его вы сошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Идти за Христом Пораниться Евангелием 1 О Евангелии всегда говорить очень сложно, потому что эта книга настолько несопоставима с нашей жизнью, что всегда как-то теряешься. А с другой стороны, у нас никакого другого выхода нет, кроме как жить по Евангелию. Эта проблема несопоставимости жизни по-человечески с жизнью по Евангелию в нашем сознании трансформируется в то, что мы начинаем в большей степени прилепляться к второстепенному и ценить его, считая его главным. И когда это второстепенное меняется, у нас возникает ощущение, что земля уходит из-под ног. Вспомните старообрядческий раскол. Ну, казалось бы, смысл-то в чем? Почему вдруг людям так оказалось важным двоеперстие, или ударения, или «хождение посолонь», или еще что-то такое, что, в общем-то, к жизни во Христе отношения не имеет и не является христианством вообще? У меня ощущение, что мы входим в некий новый период нового старообрядчества, когда для нас второстепенное является знаком христианства, когда мы определяем свою жизнь во Христе тем, как исполняется богослужебный круг, как мы этот богослужебный круг для себя воспринимаем, как мы воцерковляемся. В чем заключается воцерковление сегодня? В том, чтобы человек благополучно стал как все: по воскресеньям приходил в храм, регулярно исповедовался и причащался, соблюдал посты, утренние-вечерние правила, три канона перед Причастием О чем священник спрашивает обычно на исповеди человека? Утренние и вечерние правила читаете? Посты соблюдаете? Ко Причастию готовились? А вопрос, как живет человек по Евангелию, не задается вообще! Даже не осмысляется никем – ни священниками, ни народом Божиим. И это одна из величайших проблем, которые существуют в нашей церковной жизни. Евангелие отошло на второй план – по понятным причинам. Нам очень неудобно жить с Евангелием, нам очень тяжело переносить на себя евангельские слова. Как многих смущает поразительный фильм Дрейера «Слово» о том, как человек, христианин, воскрешает мертвых. Ну, как же так, он в прелести! А с другой стороны, давайте откроем Евангелие от Марка и прочтем: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Известно всем, что кто кого любит, тот о том лице или предмете и говорить всего больше любит, и заговоривши, кажется, наговориться о нем не может. Теперь любим ли мы говорить о Боге? Решите этот вопрос, и вы увидите: есть ли в вас любовь к Богу или нет. – Кто кого любит, тот – далее – туда и спешит постоянно, где может расчитывать увидать любимого им человека. А мы всегда ли с охотой ходим во храм Божий, где Господь являет нам Свое особенное присутствие? Дорожим ли мы лицезрением Его и, что всего ближе к делу, приобщением Его божественного тела и крови? – Кто кого любит, тот никогда и из головы не выпускает помышления о любимом человеке; тот и заочно все беседует с ним в своем уме. А мы любим ли предаваться богомыслию, или любим больше мечтать о пустяках? Вдумайтесь, и увидите, любите вы Бога или нет, – Кто кого любит, тот тому и подражать во всем старается, и угодить, и за него повсюду готов горой постоять. А в нас есть ли такая забота? Стараемся ли мы подражать и угождать во всем своему Господу, и где придется услышать что-либо кощунственное, восстаем ли мы тогда с словом обличения противу кощунствующих? Или нам совсем не до того, чтобы постоять за честь и славу Божию, лишь бы нашей чести не смел никто касаться? – Бог есть любовь; Он весь любовь: до того исполнен любовью, что за грешный род человеческий не пощадил даже Сына Своего единородного, но за нас всех предал Его на смерть. А мы – любим ли мы так своих ближних и из них даже самых-то близких? Но что я сказал: любим ли так своих ближних? Стараемся ли мы даже, любить их так? Признаем ли это по крайней мере обязанностью прямою? – Кто кого любит, тот для любимого человека ничего не жалеет и на все, на всякую жертву готов. О, если бы и каждому из нас совесть позволила сказать: я для Бога на все готов! О, если бы и мы могли вместе с Апостолом воскликнуть: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее не может нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем? ( Рим.8:35,38 )? Но увы! кто из нас дерзнет похвалиться такою сильною любовью к Богу? А между тем мы должны именно так любить Господа. Господь наш Иисус Христос одному из законников еврейских на вопрос его: какая заповедь больше есть в законе? отвечал так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон» ( Мф.22:36–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Речь преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, пришедшего на свой престол в Ростов Волей Бога, все на пользу устроившего, повелением Пресветлейшего Монарха благоверного Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Алексиевича, всей Великой, Малой и Белой России Самодержца, соизволением и благословением всего освященного собора, мое недостоинство, придя на престол пречестнейшей Ростовской и Ярославской митрополии, говорю: мир вам, возлюбленные овцы словесного стада Христова, мир пречестнейшему сему храму Пречистой Божией Матери, мир богоспасаемому граду Ростову, мир богоспасаемому граду Ярославлю, мир богоспасаемому граду Угличу, всем богоспасаемым городам и церквам епархии сей – мир и благословение, мир жительству и сожитию вашему, мир домам вашим, мир сердцам вашим, как говорит и апостол: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны» ( Кол. 3:15 ). Да не смущается сердце ваше о моем пришествии к вам, ибо я пришел дверьми, а не влез снаружи ( Ин. 10:1 ). Я не искал этого, но найден был. Ни я вас не знал, ни вы меня не знали; бездна же великая судеб Господних, она послала меня к вам. Пришел же я к вам не для того, чтобы вы служили мне, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф. 20:26 ). Пришел я к вам с любовью. Сказал бы, что пришел, как отец к чадам, но лучше так скажу: пришел, как брат к братии, как друг к дорогим друзьям, ибо и Господь Христос не стыдится назвать вас братией. «Вы друзья мои, – говорит Он, – Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:14–15 ). Но еще более дивно и многочестно то, что Он любимых Своих называет даже отцами Своими: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ). Итак, и вы, любезные мои, являетесь для меня и отцами, и братьями, и друзьями. Если же и вы отцом меня назовете, то я по-апостольски отвечу вам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Право править слово Христовой истины 2 сентября 2006 г. 22:30 Назначение иеромонаха Алексия (Ридигера) епископом Таллинским и Эстонским состоялось 14 августа 1961 года. Отцу Алексию было в то время 32 года. Епископское служение — высшая ступень церковной иерархии, служение, которое вбирает в себя полноту благодатных даров и в то же время, согласно словам Спасителя «Кому много дано, с того много спросится» (ср. Лк. 12, 48), заключает в себе высочайшую ответственность. Ответственность эта относится прежде всего к судьбам паствы, вверенной духовному попечению того или иного архиерея. «Право править слово истины» Христовой означает в первую очередь служить примером исполнения евангельских заповедей, воплощая в собственной жизни высокие идеалы любви к Богу и ближним. Поэтому возведение священнослужителя в епископский сан — всегда поворотный момент в его жизни. Священнослужитель, становясь архиереем, как бы возводится на степень апостольского служения, ему Господь доверяет практически ту же самую миссию, которую исполнили в свое время ближайшие ученики Христа Спасителя — святые апостолы: миссию проповеди Евангелия всему миру. А это служение во все времена, начиная с первых веков христианства и заканчивая современностью, предъявляло высочайшие требования к тем, кто вступал на путь проповеди. Недаром апостол Павел в так называемых «пастырских посланиях» так много внимания уделил душевным и духовным качествам человека, необходимым для достойного несения священнического и епископского служения: «Епископ должен быть непорочен…, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив» (1 Тим. 3, 2-3), быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), «для всех соделаться всем» (1 Кор. 9, 22), «изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется» (2 Кор. 11, 29). Апостол обращался к своим ученикам, а в их лице — ко всем священнослужителям Церкви Христовой: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14), «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» (1 Тим. 6, 11).

http://patriarchia.ru/db/text/137459.htm...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить? Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ( 1Петр. 1:22 ). Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. ( 1Ин. 3:18 ). Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. ( 1Ин. 4:7 ). Мы должны поставлять Христа за первое основание любви к ближнему… Ибо кто любит за то, что его любят, тот – случись с ним неприятность – прервет любовь свою; а кто соединен тою любовию, никогда не оставит оной. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостию и милосердием, которыми выражается подражание Богу. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Делай дела любви – и за дела любви всегда Господь будет прилагать тебе потребное. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Дети, обучающиеся чтению, сначала учат буквы, потом учатся по складам читать, а далее и книги читать научатся. Так должно и христианам в христианском учении поступать. Сперва должно научиться добром за добро воздавать, то есть иметь благодарность; потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему; а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это и есть лестница, по которой христиане восходят к совершенству, которое состоит в любви ко врагам. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Любить ближнего можно не иначе и не прежде, чем в нашем сердце будет попрано всякое самолюбие, всякая гордость. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010