Следующая по хронологии церковь - во имя Макария Калязинского с трапезной - возводилась в 40-х гг. XVIII в., освящена, видимо, в 1748 г. ( Архангелов. 1909. С. 45). По описи 1764 г., «об одной главе, на ней крест деревянный обит жестью позолочен, глава обита чешуею, покрыта тесом». Под храмом находилось 2 каменных погреба (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 362. Л. 2 об., 18). В 1823 г. в Макариевской ц. предполагалось провести ремонтные работы - «свод опустить и сделать деревянный накат, при входе... арку распространить и вместо ветхого иконостаса устроить новый» ( Архангелов. 1909. С. 27-28). Однако выполнены ли были эти работы, неизвестно, т. к. в 1830 г. храм был закрыт, в 1851 г. перестроен и в нем разместилось Кашинское духовное правление, в алтарной части церкви находилось хранилище икон упраздненного храма. В 1877 г. на месте Макариевской ц. были устроены братские кельи. В юго-вост. углу территории К. м. в 1851 г. на средства кашинских купцов 1-й гильдии братьев П. И. и А. И. Ждановых построена каменная ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, с 2 теплыми приделами, освященными 24 янв. 1854 г. в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя апостолов Петра и Павла. Приделы были отделены от основного пространства храма деревянной оштукатуренной стеной. Стены церкви были выкрашены в голубой цвет, расписаны фресками на библейские сюжеты. Основной иконостас, резной, с колоннами, был отделан червонным золотом на полимент. Иконостасы в приделах выкрашены зеленой масляной краской, резьба и колонны позолочены. Деревянные полы в церкви выкрашены охрой. В 1888 г. была возведена каменная колокольня (4 аршина): шпиль покрыт белым листовым железом, крыша и карнизы - простым железом, выкрашенным медянкой, железный крест вызолочен. Под колокольней были устроены входные св. ворота и часовня. С юж. стороны Алексиевской ц., рядом с братским корпусом, находилась деревянная келья, в к-рой, по преданию, начинал свой иноческий подвиг прп. Макарий Калязинский; над ней устроен деревянный шатер, покрытый железной кровлей, окрашенной медянкой. В 1903 г. шатер был заменен часовней, в ней находилась келья, где хранились старинные деревянные крест, аналой и подсвечник.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм святителя Алексия Московского в Егорьевске 6 декабря 2012 г. 19:38 Днем 6 декабря 2012 года, по окончании  Божественной литургии  в  Александро-Невском соборе г. Егорьевска  Московской области, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия  посетил храм святителя Алексия, митрополита Московского. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с кратким словом: «Радуюсь посетить исторический Алексиевский храм в Егорьевске. Это единственное в городе место, где Божий народ наш собирался на молитву в самые трудные годы. Здесь служил отец Феодор — человек, память о котором бережно хранится в нашей Церкви, потому что он очень многое сделал для сохранения церковной жизни в Егорьевске, для открытия Александро-Невского храма. Слава Богу, что сейчас иные времена, но, входя в храмы, где собирались православные люди в годы гонений, мысленно переносишься в ту тяжелую атмосферу, вспоминаешь то, что было, и благодаришь Господа за новые условия и возможности церковной жизни. Но кому многое дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Когда у нас с вами не было никаких возможностей, с нас Господь особенно не спрашивал. Когда же у нас открываются храмы, нужно в эти храмы ходить. Когда есть возможность учить детей вере, их надо учить, потому что, имея все возможности и не используя их, мы согрешаем пред Господом. Поэтому, вспоминая о великом подвиге наших отцов, старших братьев и сестер, наших дедов, мы должны осознавать ту ответственность, которую сегодня Господь возлагает на каждого верующего человека. Мы должны хранить веру в сердце, передавать ее детям, внукам, не бояться свидетельствовать об этой вере, чтобы приобщались к ней и новые поколения людей. Храни вас всех Господь!» Затем Святейший Владыка направился на Егорьевское городское кладбище, где находится могила протоиерея Феодора Хитрова, родственника  митрополита Никодима (Ротова) . У могилы была пропета «Вечная память» и возложены цветы. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь г. Егорьевска. Алексиевская церковь г. Егорьевска была построена на средства местного жителя Ивана Акатьева, вероятно, в 1911 году; иконостас установлен в 1912 году. В храме находится икона святителя Алексия Московского с частицей мощей. Надпись на обратной стороне иконы гласит, что образ был подарен Успенскому собору г. Егорьевска московским Чудовым монастырем. В советское время храм не закрывался. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2637723.ht...

(когда сгорела настоятельская келья) старая трапезная палата с Алексиевской ц. были заменены новыми, заложенными в 1483 г. архим. Геннадием (Гонзовым) (ПСРЛ. Т. 25. С. 304, 309, 330). При возведении в 1680-1686 гг., при архим. Адриане, 2-этажной трапезной палаты примыкавшую к ней Алексиевскую ц. объединили с располагавшейся к северу ц. Благовещения, мощи свт. Алексия поместили под аркой, находившейся между храмами. В состав единого комплекса вошла также ц. ап. Андрея Первозванного. Помимо этих строений в XVII-XIX вв. в мон-ре существовали и др. храмы. По периметру монастырской территории были расположены колокольня, братские кельи, архиерейские покои, больничные палаты и хозяйственные службы. Чудов мон-рь являлся крупным духовным центром. Со времен Иоанна Грозного здесь крестили царских детей. На монастырском кладбище были погребены не только насельники обители, но и миряне - мн. представители старинных боярских родов ( Забелин. 1905. С. 283-308; Воронов. 2009. С. 27-55). Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Возникновение Вознесенского мон-ря (см. ст.: Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ) датируют в пределах посл. десятилетий XIV - нач. XV в. Монастырский комплекс располагался к востоку от Чудова мон-ря близ Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Основательницей кремлевской жен. обители традиционно считается вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в иночестве Евфросиния), вдова вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, к-рая весной 1407 г. заложила «церковь камену святого Bъзhecehia внутри города»; 7 июня (июля) того же года княгиня скончалась и «положена бысть в монастыри въ церкви Bъзhecehia, юже сама заложи» (ПСРЛ. Т. 8. С. 81; Т. 11. С. 198; Т. 18. С. 154; Т. 20. Ч. 1. С. 223; Т. 23. С. 141; Т. 24. С. 173; Т. 25. С. 236; Т.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Господь нам дал запасной ключ - покаяние, которым можно открывать дверь в Его Царство. Весь Рождественский пост мы говорим о том, что нужно каяться. Часто идем неправильной дорогой, а чтобы идти правильной, надо оценить, куда мы идем, зачем живем и на что тратим силы. Если увидим, что не туда идем, надо исправить, повернуть в другую сторону. Если мы шли путем греха в сторону беды, ада и вечной смерти, то разворачиваемся и теперь идем к Богу. Благодаря покаянию движемся в сторону Бога и Царства Небесного. В оставшиеся дни до праздника Рождества Христова надо еще раз посмотреть на свою жизнь, исправить ее и повернуться в сторону Бога. Мы скоро встретим Богомладенца Христа и должны прийти к Нему с чистым сердцем. Поздравляю вас с праздником, пусть Господь молитвами святителя Фаддея даст нам дух покаяния, чтобы мы шли правильным путем к Богу, совершая добрые дела " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова. За усердное служение Святой Церкви медалями апостола Петра первой степени были награждены благотворители Андрей Кирик, Евгений Мордвинцев и Евгений Макаров, медалью апостола Петра - Михаил Барышников. Митрополичьи грамоты получили благотворители Веста (София) Сорокина, Роман Солоусов и Сергей Григорьев. Правящему архиерею преподнесли вышитую сестрами картину. Архиепископ Фаддей (Успенский, 1872-1937) - выдающийся церковный деятель. До назначения главой Тверской епархии в 1928 году занимал кафедры в Астрахани, Владимире-Волынском и Саратове, где много проповедовал, снискав любовь паствы и ненависть властей. В 1937 году был арестован. В тюрьме претерпел пытки и унижения. Подвергся мучительной казни. Канонизирован в 1997 году. Храм священномученника Фаддея - приписной к планирующейся церкви святого Алексия, человека Божия. Приход Алексиевской церкви планируется преобразовать в Свято-Алексиевский женский монастырь. ИА " Вода живая " , 31.12.22 Поделиться Упоминания в новостях 24 июля 2023 13 августа 2022 31 декабря 2021 17 января 2021 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

13 ч. Воскресенье, Литургию слушал в Благовещенской церкви того же Чудова монастыря. В 6 ч. присутствовал за всенощного в Успенском соборе и, с разрешения Высокопреосвященного Митрополита, совершал, по церковному уставу, воздвижение креста. 14 ч. Понедельник, Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. По благословению Московского Архипастыря, совершал я в этот праздник божественную литургию в Алексиевской церкви кафедральнаго Чудова монастыря и рукоположил ставленника во диакона. После литургии, приняв нескольких посетителей, поспешил в Алексеевский женский монастырь к праздничной трапезе. Там, по случаю храмового праздника, литургию совершал сам Владыка-Митрополит, но кушать не остался, поспешив, по приглашению Г-жи Чепелевской 530 , на открытие какого-то благотворительного учреждения. Из Алексеевского монастыря заезжал я в дом купца Никиты Тихоновича Смирнова, коего супруга Мария Сергеевна 531 , не имея со мною личного знакомства, так много уже оказывала благодеяний как для церквей Полоцкой епархии, так и в частности для Витебского женского училища. – Затем был в Новоспасском монастыре, но о. Архимандрита Агапита 532 , к удивленно, не застал дома, – говорю: к удивленно, потому что этот почтенный старец весьма редко оставлял свою келью, особенно вечером. Когда я приехал в Москву, Преосвященного Леонида здесь не было; он был в своей Саввинской обители по случаю храмового праздника в 8-й день сентября, и оттуда 14-го числа писал мне: «Завтра, во вторник, я возвратиться должен из Саввина. Могу ли просить Вас – разделить со мною трапезу в среду или четверг – как назначите? Постараюсь быть у Вас ранее сего, но, на всякий случай, прошу Вашего слова.» Братским приглашением этим я воспользовался в среду, 16-го числа. 18-го ч. Пятница. Желая еще раз воспользоваться пребыванием своим в благодетельной Столице ко благу вверенной мне епархии, я испросил у Московского Архипастыря разрешение пригласить, по, примеру 1867 г., известных мне ревнителей церковного благолепия к благотворительным приношениям на пользу бедных церквей Полоцкой епархии. Вследствие сего мною собрано и записано было в книгу около 3,000 рублей. Сбор этот я начал, именно, с 18-го ч., и в этот день был у купцов А. И. Хлудова, братьев Бостанжогло, С. Д. Ширяева, И. А. Смирнова и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

При Свято-Алексиевской пуст. (архиерейском подворье) имеются богадельня и правосл. детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации им. святых Царственных мучеников. В апр. 2019 г. там проживали 12 чел., в детском реабилитационном центре - 26 чел. Воспитанникам детского центра-пансиона оказывают помощь действующие в обители социальная и психологическая службы, а также юридический отдел. По окончании школы воспитанники пансиона проживают в обители до завершения ими высшего или среднего профессионального образования. Обитель выплачивает им стипендии, оказывает помощь вещами и продуктами, содействует в трудоустройстве. В 2007 г. в Николо-Сольбинском жен. мон-ре создан социально-реабилитационный центр (приют) для девочек «Сольба». В нем проживают ок. 100 сирот и дети, родители к-рых попали в сложные жизненные ситуации. На базе приюта действует Добрая школа на Сольбе. При угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, женском монастыре работает приют во имя царевича св. Димитрия Угличского. К апр. 2019 г. в нем проживали 10 сирот (в т. ч. совершеннолетние, обучающиеся в высших или средних учебных заведениях). На базе прихода церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на действует центр социальной помощи инвалидам, семье и детям «Преображение». В нем могут постоянно проживать до 20 семей, временно - до 60 семей. Угличский в честь Богоявления женский монастырь выиграл грант на создание центров гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. На средства гранта открыт гуманитарный склад и приобретены продуктовые наборы. В течение 2019 г. такие наборы должны получить 144 многодетные малообеспеченные семьи и одинокие матери с новорожденными детьми и детьми в возрасте до года. В переславском Даниловом мон-ре работает гуманитарный склад, где нуждающиеся могут получить вещи. Священнослужители епархии и профессиональные психологи проводят беседы с беременными женщинами с целью профилактики абортов. Издательская и информационная деятельность

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Композиция 2 поставленных рядом шатровых храмов, вызванная, вероятно, значением придельного Алексиевского храма для царственного заказчика, уникальна для русской архитектуры, хотя имеет ряд предшественников - храмов, составленных из 2 равноценных объемов, но без шатрового венчания (20-30-х гг. XVII в.). Возможно, результатом адаптации композиции монастырского собора в русской архитектуре стала типология храмов с 2, а впосл. с 3 шатрами на одном поперечном лотковом своде. Единственный построенный позднее комплекс из 2 равновеликих шатровых церквей, объединенных общей стеной,- церкви Богоявления и прп. Ферапонта над св. воротами Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Поскольку археологическое изучение территории М. А. м. невозможно (на его месте дважды, в XIX и XX вв., был построен храм Христа Спасителя), история появления пристроек собора реконструируется лишь предположительно. Первая версия: собор и Алексиевская ц. были построены одновременно с 2-столпной трапезной, к-рая объединила их объемы в зап. части; тогда же весь ансамбль был окружен галереей на квадратных столбах, украшенных по всей высоте квадратными ширинками. Одновременно мог быть построен северо-вост. Зачатьевский придел. Поскольку существование престола Тихвинской иконы в XVII в. не прослеживается, не исключено его более позднее появление. В пользу 1-й версии реконструкции свидетельствуют тонкие стены придельных апсид на плане Строганова. В кон. XVII в. при реконструкции соборного ансамбля Зачатьевский придел мог быть перенесен западнее и объединен с пространством трапезной, а в юго-вост. углу трапезной создан симметричный Тихвинский придел. Согласно 2-й версии, 2 придела в трапезной могли появиться в 1-й период строительства, в 1634 г., их апсиды были изначально вписаны в пространство галерей, вытянутых вдоль фасадов, а сев.-вост. палатка, показанная на плане Строганова, никак не связана с первоначальным объемом Зачатьевского придела. Данную версию поддерживает аналогия с планом собора мон-ря прп. Феодора Студита, построенного в 1627 г. по инициативе патриарха Московского и всея Руси Филарета: согласно данным археологических исследований, апсиды 2 приделов располагались в сев.-вост. и юго-вост. углах вытянутой трапезной. Противоречит данной версии то, что тип планировки с 2 приделами в трапезной распространился лишь во 2-й пол. XVII в., а также то, что устройство галерей восточнее придельных апсид не практиковалось в XVII в. Более вероятной выглядит 1-я версия развития ансамбля, согласно к-рой в 1634 г. были построены 2 шатровых храма, сев.-вост. придел, трапезная с запада и галереи, окружившие весь ансамбль. В том же году могла появиться и шатровая колокольня, но ряд признаков - круглые окна в гранях шатра, карниз-пила на четверике колокольни - указывают на вероятность ее перестройки (или строительства) в кон. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Каменный собор, просуществовавший с 1634 по 1837 г.,- заметный памятник архитектуры 1-й пол. XVII в. В кн. «Продолжение хронографа 1617 года» он упоминается среди наиболее значимых построек времени царствования Михаила Феодоровича наряду с Казанским собором на Красной пл., Филаретовой колокольней, надстройкой Спасской башни, Теремным дворцом, оградами Новоспасского и Симонова мон-рей. В XX в. одни исследователи считали собор 3-шатровым, подобно Богородице-Рождественской ц. в Путинках, другие - 2-шатровым; были версии, согласно которым внутреннее пространство храма цельное, поперечно ориентированное; нек-рые считали его составленным из 2 отдельных шатровых церквей, соединенных общей стеной. Выдвигалась даже версия о том, что 3-й центральный шатер был разобран. Ясность внесло открытие О. Г. Ким, обнаружившей чертежи А. И. Строганова, содержащие план и юж. фасад соборного комплекса, выполненные ок. 1836 г. при подготовке к строительству храма Христа Спасителя (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 57. Д. 125; Ким, Рябов. 2008. С. 463-466). Храмовый комплекс состоял из 2 равновеликих церквей с четвериками, слегка вытянутыми по оси «запад-восток». Преображенский собор располагался севернее, равновеликая ему придельная Алексиевская ц.- южнее. Оба храма имели по одной полукруглой апсиде и были увенчаны шатрами на восьмериковых основаниях. Окна граней восьмериков были круглыми, основания шатров украшали 2 ряда декоративных полукруглых кокошников, грани были прорезаны одним ярусом люкарн - «слуховых окон». Уточнить, было ли внутреннее пространство храмов отсечено сомкнутым сводом, как в близких по времени строительства храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637) в Троице-Сергиевом мон-ре и Успенской ц. (кон. 1630-х) в угличском во имя святителя Алексия, митрополита Московского, монастыре , не представляется возможным, однако наличие люкарн в гранях шатра свидетельствует о наличии внутреннего свода, отсекавшего шатер. Согласно монастырской описи 1824 г., в Преображенском соборе иконостас был высоким, 5-ярусным, а в Алексиевской ц.- одноярусным, однако высота четвериков (ок. 7 м) допускает размещение 5-ярусного иконостаса даже при наличии сомкнутого свода, отсекающего шатер.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010