Когда скончался император Александр Павлович и на Всероссийский престол вступил император Николай I, то он вознамерился довершить, начатое почившим братом своим, предприятие. Он повелел составить новый проект; дело это поручено было архитектору Тону. Проект был представлен и высочайше утверждён в 1832 году апреля 10 дня. Место для сооружения нового храма избрано было самим государем недалеко от Кремля, – где был Алексиевский женский монастырь, который переведён в предместье Москвы, в Красное село. 10 сентября 1839 года совершён был митрополитом Филаретом с московским духовенством крестный ход из Успенского собора к назначенному месту, где в присутствии государя императора и других особ Высочайшей Фамилии, при многочисленном стечении народа, положено было основание новому храму 121 . Затем работы пошли быстро, так что в 1840 году фундамент выведен был наравне с землёю, и началась кладка стен, которая продолжалась безостановочно. В 1849 году возведён был главный купол, а в 1853 году кончены были и все каменные работы. После того начались металлические работы: устройство крыш, глав, крестов и позолота их. 27 августа 1855 года происходило торжественное освящение креста большой главы, пред поднятием его на место. Вышина новоустроенного храма с крестом простирается до 48,5 саженей, а пространство, занимаемое им с крыльцами, составляет площадь до 1500 квадратных саженей 122 . В настоящее время всё внешнее и внутреннее его устройство окончено. В нём устроены три престола: главный – внизу, в честь Рождества Христова и два на хорах – во имя святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. Живопись во храме Христа Спасителя самого высокого искусства. Между всеми изображениями особенно замечательны в художественном отношении изображения: Господа Саваофа с Сыном Божиим и Святым Духом, Спасителя, сидящего на престоле, а по сторонам Божией Матери и разных святых, четырёх евангелистов, и местные и запрестольные образа. Этот величественный храм, по своей громадности и великолепию почитается одним из замечательнейших церковных зданий в Москве и составляет собой лучший памятник современного искусства 123 . Синодальная типография и Типографская библиотека

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Расцвет М. А. м. в Чертолье начался после рождения в марте 1629 г. царевича Алексея Михайловича , названного в честь прп. Алексия, человека Божия, чья память празднуется 17 марта. Обитель становится местом царского богомолья: цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович посещали его в дни празднования именин почти ежегодно (8 и 12 раз; см.: Выходы государей. 1844. С. 29-127). Патриарх совершал богослужения в М. А. м. в день именин царя Алексея Михайловича в 1647 г., присутствовал на праздничных службах в 1654, 1657, 1666, 1668, 1675 гг. ( Токмаков. 1896. С. 30-31). Главным царским вкладом в М. А. м. было строительство каменного собора, завершившееся в кон. 1634 г.: 18 дек. в присутствии царя Михаила Феодоровича и патриарха Московского и всея Руси Филарета освятили 2 престола: в честь Преображения Господня и в честь Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (Выходы государей. 1844. С. 38). Сведения об освящении престолов ц. прп. Алексия, человека Божия, и придела в честь Тихвинской иконы Божией Матери не сохранились, что, впрочем, не позволяет сделать вывод о более позднем их освящении. Не менее вероятно, что Алексиевская ц., как государево богомолье, была освящена ранее, осенью 1634 - весной 1635 г. Сложнее определить время возникновения Тихвинского придела Алексиевской ц. Впервые этот придел упоминается в нач. XVIII в., но не исключено, что он появился одновременно с 3 др. монастырскими престолами. Возведение 2 каменных церквей с 2 приделами относится к летнему строительному сезону 1634 г., поскольку в этом году подмастерья каменных дел Антип Константинов и Трефил Шарутин упомянуты как бывшие «у заводу и указу в Алексеевском девичьем монастыре у церкви Преображения Господня и да Алексея человека Божия». Подмастерья были награждены через 2 дня после освящения Преображенской ц., 20 дек. 1634 г. (Мат-лы для археол. словаря. 1867. Т. 1. Ч. 2. С. 37; Уваров. 1910. С. 383; Забелин. История города Москвы. 2003. С. 332). Возведение монастырских церквей за один строительный сезон объясняется стремлением не прерывать череду ежегодных царских выходов на богомолье «к ангелу» наследника. Сохранившиеся книги царских выходов начинаются с сент. 1632 г.; в 1633 и 1634 гг. царь Михаил Феодорович молился на вечерней службе 16 марта и на Божественной литургии 17 марта (Выходы государей. 1844. С. 11, 29).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Первоначально все постройки К. З. м. были деревянными. В 1625 г. в обители был возведен и 15 авг. того же года митр. Казанским Матфеем освящен одноглавый каменный Успенский собор - 1-й каменный храм в Казанской епархии, построенный после Смутного времени . При входе в собор слева находилась гробница с останками бывш. архиеп. Суздальского Иосифа (Курцевича) . 16 нояб. 1895 г. архиеп. Казанский Владимир (Петров) освятил в соборе придел во имя св. равноап. кнг. Ольги, в склепе к-рого погребены известная благотворительница генеральша О. С. Гейнс (урожд. Александрова; 1847-1927), ее отец, мать, брат и муж. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. Церковь Всех святых Зилантова мон-ря. 1681 г., 90-е гг. XIX в.. Фотография. 2011 г. В 1681 г. к юго-западу от Успенского собора был построен теплый храм во имя Всех святых с братскими кельями, трапезной и кладовой. После ремонта в храме был устроен и освящен 3 дек. 1829 г. архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) придел во имя апостолов Петра и Павла. К кон. XIX в. Всехсвятский храм «дал трещины» и был перестроен ( Никодим (Прелатов) . 1898. С. 18, 20), в 1912 г. обновлены его росписи. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Колокольня Зилантова мон-ря. 2005 г. Фотография. 2011 г. Над вост. воротами была построена и 18 мая 1720 г. митр. Казанским Тихоном освящена ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского,- 3-ярусный 3-апсидный храм типа «иже под колоколы» в нарышкинском стиле. После ремонта Алексиевский храм был вновь освящен 3 авг. 1830 г., но к 1898 г. обветшал и пребывал в «самом жалком виде» (Там же). Над теми же вост. воротами на верхнем этаже 25 нояб. 1828 г. была освящена еще одна церковь - в честь Виленской иконы Божией Матери (к 1900 разобрана), а на нижнем этаже - ц. во имя прп. Герасима Иорданского (время освящения неизв.). В нач. XX в. ансамбль мон-ря был обнесен стенами с бойницами и 4 круглыми угловыми башнями, включал колокольню (1897), братский корпус (1910), 2-этажный настоятельский и казначейский корпуса (1808-1809), деревянные братский корпус, флигель для насельников и наемных служителей, конюшенный двор (1806) и другие хозяйственные постройки. Территорию обители украшали вековые дубы, липы, вязы. За оградой находились кирпичный завод, монастырские баня и пристань Бакалда «для складки товаров с 30 лабазами» ( Гавриил (Воскресенский). 1840. С. 7).

http://pravenc.ru/text/1319824.html

На протяжении XVIII-XIX вв. обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время — в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний — в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне — во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674 г.). На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к владыке человек, его келейник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра). Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

http://patriarchia.ru/db/text/1624711.ht...

В то время, как В. Князь, оградил Москву каменными стенами (в 1367 r.), вел непрерывные войны со своими врагами, и таким образом приготовлял себя к самой славной в его жизни борьбе за свободу Руси: св. Алексий, следуя благочестивым внушениям своего сердца, воздвигал храмы и монастыри для молитвенных подвигов за спасение той же Руси. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный В. Князем Иоанном Даниловичем Калитою, Богоявленский и Петровский, в котором Архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввел устав общежития. Св. Алексий основал еще два мужеских монастыря; Спасо-Андроников и Чудов, и один женскийАлексиевский. При нем же воздвигнут монастырь Симоновскии Еще во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре. Среди опасности он дал обет устроить Обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа, и Святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Долго другие дела святительские препятствовали св. Алексию приступить к исполнению своего обещания Наконец, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преп. Сергию, и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадежным руководителем и другим. Преп. Сергий посвятил ему зрелый плод своей Обители, любимого ученика своего, Андроника. Соотечественник преп. Сергия, с юных лет воспитывавшийся под его надзором, он усвоил себе правила своего великого наставника и уже имел желание, с его благословения, устроить для себя особую Обитель. Святитель, с радостью встретив такого инока, взял его с собою в Москву и поручил ему избрать место для устроения обетной церкви и монастыря. Таким образом на избранном месте, с благословения св. Алексия, основан монастырь Спасо-Андроников, в котором первым настоятелем был преп. Андроник и по нем ученики его Савва и Александр 41 За двенадцать лет до кончины своей св. Алексий основал и другой монастырь, в самом Кремле, на месте, подаренном ему Тайдулою, которая чрез него получила чудесное исцеление 42 , на память чуда Архангела Михаила в Колоссаех 43 Преп. Иосиф Волоколамский, говоря о русских подвижниках своего века и предшествующего, пишет: «В Чудовском монастыре блаженный Митрополит Алексий посади старцы честны, и овех убо испроси у св. Сергия, овех же из иных монастырей, сущих под его рукою, та- ко же честны и святолепны, и иночески духовны живуще :якож и всем человеком приходити к ним, старым же и юным, и пользу от их приимати, якож и сам той Спиридон (в последствии Игумен Троицкого Сергиева монастыря 1467–1474), еще юн сый, сих поучением и наказанием отверже мирский мятеж и ко иноческому житию притече» 44 В сей Обители с самого начала было учреждено общежитие 45

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Синода о мужских и женских монастырях по какому случаю и дозволению построены и какия в них были достопамятныя происшествия в Московской духовной Консистории представлены надгробном камне надпись такова в 7100-м году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» (копия 1798 г. со списка 1781 г.- ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 2346. Л. 8; др. редакция - Смирнов. 1884. C. 80). В XIX в. плиты покрывали 2 рамы, на к-рых «на полотне» находились изображения сестер свт. Алексия (Метрика для имп. АХ. 1887 г.//ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и игум. Зачатьевского Иулиания на временной выставке археологических находок в Фотография. 25 нояб. 2005 г. Т. о., можно поставить вопрос о почитании места погребения сестер-инокинь свт. Алексия, митр. Московского, в З. м. не позднее чем с кон. XVI в. Монастырская традиция отождествляет первоначальницу московского Алексиевского мон-ря с алексиевской игум. Ульяной «от града Ярославля», упоминаемой в выписке Н. М. Карамзина под 1393 г.: «Того же лета (6901 Ред.) по Велице дни на четвертой недели в субботу на ночь преставися игуменья Алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело благобоязлива, чернечествовавши лет боле 30 и игуменья бывши 90 черницам и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду, и положена подле церковь» (см.: Присёлков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 20022. С. 442; Карамзин. ИГР. 1842. Т. 5. Кн. 2. Стб. 98. Примеч. 254; в известных летописных сводах текст отсутствует, его возводят к Троицкой летописи, утраченной в 1812). Отнесение известия о смерти игум. Иулиании к Алексиевскому мон-рю на Остоженке позволяло писавшим о мон-ре сдвигать момент его появления здесь к 1363 г.

http://pravenc.ru/text/182731.html

ч. и из церквей мон-ря. В тот день было вывезено ок. 195 пудов серебра, 33 золотника золота и драгоценных камней. В апр. 1923 г. была арестована и затем неск. месяцев содержалась в Бутырской тюрьме настоятельница игум. Мария (Преженцова). Поводом к аресту послужило проживание в обители мон. Вероники (см.: Вера Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила)), освободившейся из тюрьмы и попросившей у игумении приюта. Мон. Веронику обвиняли в «агитации среди верующих к свержению Соввласти», а игумении было предъявлено обвинение «как пособнице Меркуловой, содействовавшей выполнению преступлений Меркуловой сокрытием ее и дачи ей возможности вести в Алексеевском монастыре контрреволюционную деятельность». Обвинение было следствием не доказано, игум. Марию освободили. Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 2013 г. Церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Фотография. 2013 г. 19 авг. 1924 г. руководители швейной фабрики и завода им. Г. М. Маленкова обратились в Моссовет с просьбой выселить монахинь из келий в адм. порядке в 14-дневный срок. В списках, приложенных к прошению, были указаны 136 сестер. Небольшая группа монахинь поселилась в Марьиной роще на частных квартирах, сестры посещали храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» на Шереметьевской ул. Нек-рые монахини жили в Черкизове, неподалеку от ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, пели на клиросе, нек-рые переселились в Клин и окрестные деревни. В 1924 г. духовенство и прихожане мон-ря подали в Моссовет заявления о регистрации религ. обществ при Всехсвятской и Алексиевской церквах. 6 дек. 1924 г. в Моссовете было рассмотрено ходатайство Сокольнического районного совета о предоставлении под культурно-просветительные цели «помещения Алексеевской церкви и церкви Всех Святых в Алексеевском монастыре». В нач. дек. 1924 г. ц. Всех святых была закрыта, 13 дек. того же года опечатана. Президиум ВЦИК отклонил просьбу верующих о пересмотре постановления Моссовета о закрытии церкви, и в янв.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

1925 г. она была «ликвидирована». Иконостас и др. предметы культа были отданы 3-й фабрике Госкино. В 1-й пол. 1929 г. проводилась «ликвидация» монастырского кладбища, разрушались и вывозились на продажу мраморные памятники. Родственникам было запрещено переносить прах похороненных на нем близких. Часть сестер (20 монахинь) оставались на территории мон-ря до 1931 г., в т. ч. и игум. Мария (Преженцова). Инокини посещали еще не закрытую монастырскую Крестовоздвиженскую ц., настоятелем которой служил прот. Симеон Ковганкин. Накануне Рождества Христова 1931 г. остававшихся на территории монастыря сестер арестовали. Вместе с ними были арестованы и монахини, проживавшие в др. частях Москвы (всего 32 чел.). Сестры обвинялись по ст. 58-10 УК РСФСР и были приговорены к 3-годичной ссылке в Казахстан или на Север. В 1-й пол. 30-х гг. XX в. были арестованы и сосланы и др. насельницы, проживавшие в деревнях. В 1937-1938 гг. мн. сестры были арестованы и сосланы вторично; расстреляны сестры прмц. Анна (Макандина) и прмц. Матрона (Макандина) , Татиана (Белова) и Васса (Леонова). В 2000 г. Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в сонме Российских мучеников и исповедников прославлена послушница Анна (Макандина), 21 авг. 2007 г. на заседании Синода канонизирована ее сестра, послушница Матрона (Макандина), 6 окт. 2006 г. причислена к лику новомучеников и исповедников Российских послушница прмц. Евфросиния (Тимофеева). Память их совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также в дни мученической кончины: преподобномучениц Анны и Матроны - 14 марта, Евфросинии - 5 нояб. (по н. ст.). Церковь во имя Всех святых. 1891 г. Архит. А. А. Никифоров. Фотография. 2014 г. Церковь во имя Всех святых. 1891 г. Архит. А. А. Никифоров. Фотография. 2014 г. В советское время стены и башни мон-ря были снесены. Здание Крестовоздвиженского храма с 30-х гг. XX в. занимает Ин-т рыбного хозяйства (ВНИИРО). В 1934 г. были развернуты работы по благоустройству бывш. Алексиевского кладбища и превращению его в парк культуры и отдыха. В здании ц. прп. Алексия, человека Божия, находился Дом пионеров Сокольнического р-на, в ц. Всех святых - архив земской управы, а затем завод по производству зонтов. По территории кладбища была проложена автомобильная эстакада, разделившая монастырскую территорию пополам. Больничная ц. арх. Михаила была снесена к 1979 г.

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТРОНА Прмц. Матрона Макандина (справа) среди Красносельских новомучениц. Икона. Нач. XXI в. (ц. Всех святых в Красном селе, Москва) Прмц. Матрона Макандина (справа) среди Красносельских новомучениц. Икона. Нач. XXI в. (ц. Всех святых в Красном селе, Москва) Алексеевна Макандина (5.11.1889, с. Константиново Александровского у. Владимирской губ.- 14.03.1938, полигон Бутово Московской обл.), прмц. (пам. 1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), послушница. Из крестьянской семьи. Сестра прмц. Анны Макандиной . Окончив сельскую школу, в 1910 г. поступила послушницей в московский во имя преподобного Алексия, человека Божия, женский монастырь на Верхней Красносельской ул., исполняла послушание на кухне. После закрытия обители М. и ее сестра с 1924 г. вместе с др. монахинями проживали на квартире неподалеку от Алексиевского монастыря, зарабатывая на пропитание рукоделием. 28 дек. 1930 г. М. была арестована вместе с сестрой и др. монахинями. Их обвинили в активной антисоветской деятельности и агитации. Во время допроса показала: «До 1924 года я к советской власти относилась безразлично, но с момента нашего изгнания... и по сие время я являюсь противницей советской власти, так как она закрывает монастыри и не дает служить Богу. Свое недовольство я ничем не выражаю активно, лишь не желаю служить на государственной службе, а также сама остаюсь еще большей поклонницей Церкви...» В янв. 1931 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило М. и ее сестру Анну к 3 годам ссылки в Архангельскую обл. Вернувшись из ссылки в 1934 г., они поселились в родном с. Константинове. 22 февр. 1938 г. М. с сестрой вновь были арестованы по обвинению в антисоветской агитации. Их заключили в тюрьму в Загорске (ныне Сергиев Посад). Согласно собранным следствием показаниям, М. упрекала людей в том, что они отреклись от Бога, говорила, что это Господь и дает им такую тяжелую жизнь, что лучше бы они ходили в церковь и молились Богу, а Господь дал бы им счастье и прокормил. Также следствие утверждало, что в разговорах с колхозниками М. «опошляла вождей партии и правительства». На допросе М. виновной в антисоветской агитации себя не признала.

http://pravenc.ru/text/2562600.html

В Угличе найден один из самых древних храмов России Ярославль, 15 июля 2005 г . В Угличе найден один из самых древних храмов России. Его обнаружила экспедиция древнерусского археологического отряда " Эрмитаж " на территории Алексиевского женского монастыря. Оказывается, в недрах современного здания прекрасно сохранились старинные стены и даже своды старинного здания, сообщает ГТРК «Ярославия». Выстроено оно было в XVI веке во имя митрополита Алексия. Алексиевский женский монастырь в Угличе теперь претендует стать одним из самых посещаемых мест в городе. В этой обители сохранился древний шатровый храм. И вот еще одна более дивная находка – Алексиевская церковь. При работе в одном из зданий монастыря археологи обнаружили не только фундамент ее алтарной части, но и стены. " Храмы XVI века в России сейчас уже известны все, и найти новый памятник, который бы сохранился выше сводов, почти на всю высоту и со всеми декоративными деталями " , – рассказала начальник архитектурного отряда древне-русской археологической экспедиции Екатерина Турова. В советское время здание перестраивали и достраивали. Был здесь и детский сад, и картинная галерея. Сейчас же церкви планируют вернуть первозданный вид. " В храме обязательно должна твориться молитва и должна совершаться литургия " , – заметила настоятельница Алексиевского монастыря матушка Магдалена. В свое время церковь была почитаема верующими. Об этом говорят протоптанные дорожки. " Кирпичный пол изначально был толщиной 6,5- 7 см , а сейчас он толщиной где-то около 1 см . То есть 80 % толщины была схожена, стоптана ногами людей, которые входили в этот храм, желая помолиться " , – отметила Екатерина Турова. Сотрудники " Эрмитажа " предполагают, что в строительстве Алексиевской церкви принимали участие и итальянские мастера, которые трудились в Московском Кремле. А угличане надеются, что храм в веке XXI будет восстанавливаться также быстро, как и столичные соборы. 15 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14072.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010