Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка. Основан, вероятно, в 80-х гг. XVI в. на участке древнейшей жен. обители столицы - московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря . Древнейшая история места по данным археологии и проблемы ее интерпретации Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вид на Зачатьевский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Ранняя история участка мон-ря обогатилась благодаря масштабным археологическим работам, проведенным Ин-том археологии РАН при разборке руин и строительстве нового собора в центральной части З. м. (2002-2008; под рук. Л. А. Беляева, Н. А. Кренке). Данные археологии показали непрерывность развития со 2-й пол. XIV до кон. XVI в. на исследуемой территории церковного, очевидно монастырского, комплекса. Древнейшие экземпляры надгробных плит 1-й пол. XIV - 1-й пол. XVI в. (среди них плита с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна[тий]» 30-40-х гг. XVI в.) указывают на вероятность отождествления участка с первоначальным местом древнего Алексиевского мон-ря. Выводы, сделанные по материалам захоронений, поддерживают находки, свидетельствующие о быте и раннем строительстве. В юго-зап. части соборной площади мон-ря стояла деревянная церковь, разобранная или сгоревшая до 1-й пол. XVI в. (обозначена находками керамических плиток «с ковчегом» на обороте, типичных для настилки полов в храмах Москвы 2-й пол. XIV-1-й пол. XV в.). Исключительно редкие и дорогие предметы XIV в. (сосуд из кит. фарфора-селадона, полуфаянсовые чаши из Золотой Орды, северокавк. «сфероконус» - толстостенный сосуд с узким отверстием, использовавшийся для перевозки химических препаратов) имеют общие черты с древностями Московского Кремля и указывают на возможную связь с высшими церковными кругами, напр. со свт. Алексием, часто ездившим в Орду. Обширная (более 150 экз.) нумизматическая коллекция (рус. монеты эпохи великих князей Димитрия Донского и Василия Димитриевича, удельных княжеств XV в. и Москвы кон. XV - 1-й пол. XVI в.) не исключает экономической активности в мон-ре; монет ручной чеканки здесь больше, чем обычно встречается в центре Москвы.

http://pravenc.ru/text/182731.html

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Напоивши меня с дороги чаем, Преосвященный предложить мне осмотреть его архиерейский дом и церкви, а также посетить женский монастырь и Кафедральный Собор. Архиерейский дом довольно обширный и очень удобно приспособлен к принятию приезжих лиц. При нем главный храм во имя Знамения Богородицы огромный и благолепный, но в архитектурном отношении не изящен; притом довольно мрачен и закоптел от зимнего отопления печей, устроенных известным техником Быковым. Женский Троицкий монастырь довольно древний и очень многолюдный: в нем более 400 монахинь и послушниц. При монастыре женское училище; младшие девочки читают по-славянски и по-русски внятно и со смыслом, а старшие поют очень стройно. Кафедральный Воскресенский собор двухэтажный, не весьма обширный, но довольно благолепный. После обеда ездили мы с Преосвященным на его загородную дачу, отстоящую версты на две от города. Там устроен двухэтажный каменный дом с благолепною при нем церковию; при доме большой, фруктовый сад, дающий иногда доходу до 2000 рублей. В саду растет между прочим виноград. К сожалению, при даче нет близко воды. Много и искренно беседовали мы с Преосвящ. Сергием, тем более что с 1861 г. мы не видались и не имели взаимной переписки. 11-го ч. Пятница. В 7 ч. утра простился я с гостеприимным хозяином и отправился чрез Орел в Москву, а он, проводивши меня, в тот же день поехал в Коренную пустынь, для сопровождения оттуда на другой день (12 ч.) в Курск Чудотворной иконы Знамения Б. Матери. 12-го ч. Суббота. В 7 1/2 ч. утра благополучно прибыл в Первопрестольную столицу и остановился в Чудовом монастыре. Здесь встретил меня Преосвященный Игнатий, еп. Можайский, и я тотчас же вместе с ним отправился на Троицкое подворье к высокопреосвященному Митрополиту. Владыка принял меня очень милостиво. В 6 ч. слушал всенощную в Алексиевской церкви Чудова монастыря, а после всенощной долго беседовал о разных учено-археологических предметах с добрым приятелем моим, профессором К. И. Невоструевым , который, как известно уже, занимался описанием Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки и имел пребывание в Чудовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

18 июля 1994 г. решением Свящ. Синода К. м. был открыт, наместником стал игум. Сергий (Швырков), 30 окт. 1995 г. монастырские постройки официально переданы РПЦ, начались восстановительные работы. 17 июля 2001 г. решением Синода К. м. был преобразован в женский, настоятельницей назначена игум. Анна (схиигум. Стефанида (Топоркова); 20 марта 2009). С 27 мая 2009 г. настоятельницей является игум. Варвара (Иванова). К июню 2014 г. богослужения совершались в восстановленных надвратном Покровском и Алексиевском храмах, а также в деревянной келье с часовней прп. Макария Калязинского (2009). Отремонтирован сев. келейный корпус с трапезной (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVIII в.), ведутся реставрационные работы в юж. келейном корпусе (XVII-XIX вв.). При Петропавловской ц. г. Кашина устроено монастырское подворье. Главной святыней К. м. является рака с частицей мощей блгв. кнг. Анны Кашинской; на раке - надпись: «Святой благоверной великой княгине Анне Кашинской приношение нижегородского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев. 12 июня 1909 г.». В обители хранятся ковчег с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия, митр. Московского, прп. Макария Калязинского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), а также Киево-Печерских, Дивеевских, Глинских, Оптинских и др. святых. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. 340-343; Пути Промысла Божия в жизни 75-летнего старца, священника: Автобиография священника кашинского Клобукова мон-ря И. А. Богословского//Тверские ЕВ. 1889. 16; Баженов И. Схим. Марфа Ансимова: Из истории кашинского Сретенского мон-ря//Тверские ЕВ. Ч. неофиц. 1893. 11. С. 250-263; Иконников В. С. Новые исследования по истории древнерус. мон-рей. М., 1896. С. 454-455; Описание кашинского Николаевского Клобукова мон-ря//Тверские ЕВ. Ч. неофиц. 1898. 15. С. 331-351; 16. С. 357-375; 19. С. 435-444; 20. С. 475-480; 24. С. 585-594; 1899. 4, 5. Отд. отт.: 1899; Архангелов С. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. СПб., 1909; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XX в.//Ист. география России, XII - нач. XX вв. М., 1975. С. 70-96; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в перв. четв. XVIII в. М., 1977; Попов Г. В. Кашинский чин и культура Твери сер. XV в.//ДРИ. М., 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 223-262; Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988. С. 31-33; Иванова И. А. Кашин: Путев. Тула, 2007. С. 15-16.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Другие сыновья Димитрия, Юрии, Андрей, Петр, Иоанн и Константин были частию в юношеском, частию в детском и младенческом возрасте, и следовательно тем больше нуждались в попечительности великой княгини, особенно же последний сын, Константин, оставшийся, как мы видели, четырехдневным младенцем после смерти отца. Таким образом, присутствие Евдокии при царском дворе в оставшемся семействе великокняжеском было совершенно необходимо. Вот почему, несмотря на ревностное свое желание и внутреннее влечение своего сердца, Евдокия, не только в первые годы после кончины своего супруга, но и спустя долго после оной, медлит посвящением себя в иноческий образ, и делает это уже не задолго до своей смерти, окончивши воспитание своих младших сыновей, – когда постоянное наблюдение ее за ними и руководствование их становится для них не так необходимым, как прежде. Между тем Евдокия, имея непременное намерение рано или поздно посвятить себя иноческой жизни, стала помышлять об устроении для себя монастыря. В это время в Москве было только две женских обители, – Алексиевская, которой 1-я игуменья Иулиания (скончавшаяся в 1393 году) была основательницею в Москве общежития в женских монастырях 40 , и другая – Рождественская, устроенная но образцу первой Мариею (во иночестве Марфою), матерью Владимира Храброго, скончавшеюся в 1390 году 41 . И вот Евдокия, желая содействовать распространению иноческого женского общежительства, решилась последовать благочестивому примеру Иулиании и Марии, и вознамерилась устроить новый общежительный женский монастырь в самом средоточии великокняжеской столицы – в Кремле. Мысль эта родилась в душе Евдокии может быть еще при жизни ее супруга, после же его смерти осуществление ее сделалось главным предметом ее забот. Предполагаемый монастырь, независимо от общей его цели, она хотела сделать местом своего успокоения от земных трудов и забот, тайным свидетелем своих подвигов в этой жизни и покоищем после смерти. В последствии он получил то же назначение, как и Архангельский собор: как последний быль местом погребения Московских великих князей, так и монастырь, основанный Евдокиею, сделался усыпальницею для великих княгинь, которые до того времени погребались в Спасско – Преображенском (у Спаса на Бору) монастыре 42 . Очень вероятно, что и это его последнее назначение заранее было предположено Евдокиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Внезапно случившийся пожар уничтожил почти все строения обители. Из-за неустроенности многие из сестер покинули общежитие, в их числе была и Анна Свалова. С общего согласия новой руководительницей общины была выбрана Таисия Топоркова. Благодаря ее вере и организаторским способностям благоустроенность обители превзошла ту, что была прежде. Сестры возвели новые хозяйственные и жилые строения, молитвенный дом, развили многие ремесла. Число насельниц превысило 100 человек. Ежегодно мастерицы из Бобровской обители возили лучшие свои произведения на выставки и всегда возвращались домой с медалями. Добившись многого в благоустройстве общежития, сестры выступили с предложением о преобразовании его в самостоятельную Алексиевскую женскую общину «в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, в ознаменовании дня рождения Его Императорского Высочества, Государя Наследника, Цесаревича и Великаго Князя Алексея Николаевича». Вскоре в сентябре 1911 года произошло официальное признание общины. Ее настоятельницей была назначена монахиня Татиана (Таисия) Топоркова. Большим событием в жизни общины стало освящение храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Деревянная церковь была преобразована из молитвенного дома и освящена в присутствии многочисленных паломников и почетных гостей 26 ноября 1911 года. В 1915 году Бобровская община была преобразована в монастырь, но события 1917 года прервали поступательное развитие обители. В 1919 году практически на всякую деятельность монастыря был наложен запрет. А в 1926 году обитель разграбили, всех сестер разогнали. Спасаясь от преследования, одни осели в ближайших деревнях у родственников, другие подались в дальние края. Несколько сестер поселились общинно в деревне Калганово, несколько при Екатерининской церкви в Алапаевске. Здесь они жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали и проповедовали, храня до лучших времен огонек православия. Источник: svyatural.com Бобровская Алексиевская женская община в Верхотурском уезде, сущ. с 1911 г. Начальница монахиня Татиана; послушниц 107.

http://sobory.ru/article/?object=58070

В Саратов прибудет икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» Саратов, 10 ноября 2010 г. С 13 ноября по 1 декабря в Саратовской епархии будет пребывать чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова Московской области, сообщает пресс-служба Саратовской епархии . С 13 по 28 ноября чудотворный образ будет находиться в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова (Замковый проезд, 18, район 1-й Дачной). Ежедневно в 12.00 и 14.00 перед иконой будут совершаться молебны с чтением акафиста. 28 ноября «Неупиваемую Чашу» доставят в Свято-Воскресенский храм г. Пугачева. Явление иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. Однажды во сне перед ним предстал старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " , отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу? Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: " Неупиваемая Чаша " . Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость. Чудотворная икона " Неупиваемая Чаша " находилась во Владычнем монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Никиты Белого в Серпухове. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. В 1995 году в Высоцком мужском монастыре со старой фотографии был написан точный список иконы " Неупиваемая чаша " . При письме сохранены все пропорции иконы и стиль, характерный для подлинника. Сегодня за исцелением от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем притекает к Серпуховской иконе множество народа. Предстательством Пресвятой Богородицы многим удалось изменить пагубный образ жизни. 10 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42699.html

Царь Михаил Феодорович жаловал насельниц К. м. хлебным, рыбным и иными довольствиями. Трейтер предполагал, что в его царствование крестный ход из калужского Троицкого собора в К. м. совершался 12 июля, в день прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Возможно, у монахинь хранился единственный в городе образ этого святого. При царе Алексее Михайловиче крестный ход совершался 17 марта, а после его кончины был отменен. Впрочем, в ответ на челобитную игум. Мариамны патриарх Иоаким в 1679 г. повелел восстановить крестный ход, но перенес его на 8 июня (день св. покровителя царя Феодора Алексеевича вмч. Феодора Стратилата). Впосл. крестный ход из кафедрального собора и ближайших городских церквей в К. м. совершался 8 июля (празднование Казанской иконе Божией Матери). Он упоминается вплоть до 1917 г. Постройки В описании Калуги, составленном в 1685 г. воеводой Иваном Полуехтовым, упоминалась каменная Казанская ц. в девичьем мон-ре на посаде. Это была одна из первых каменных церквей в Калуге. Небольшой монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) - квадратный, одноглавый, «с небольшим сквозным фонарем» - был построен ок. 1629 г. по указу царя Михаила Феодоровича. В 1682-1685 гг. игум. Мариамна испрашивала у царей Иоанна и Петра Алексеевичей средства (50 р. и 50 пудов железа) «на починку» церквей. В 1692 г. отмечалось, что Казанская ц. уже ветха, «расселась». Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. Казанский собор (ныне ГА Калужской обл.) 1899–1903 гг. Фотография. 2006 г. В 1725-1726 гг. на средства 2 калужских купцов каменная Казанская ц. в К. м. была перестроена, причем Алексиевский придел обращен в трапезную церковь с отдельной каменной колокольней. В ходе ремонтных работ первоначальный архитектурный ансамбль мон-ря был изменен: «От колокольни и нижней церкви игуменья устроила каменную, в три сажени ширины, лестницу с шатром на каменных столбах, во всю длину и ширину лестницы. Под лестницей была монастырская кладовая. Вслед. этого входившему в монастырь через св. ворота на месте двух врозь стоявших церквей представлялось одно длинное здание, на концах имевшее церкви, увенчанные куполами. Пройдя под колокольней, богомолец вступал на паперть нижней Алексиевской ц. и отсюда поднимался по крытой лестнице на паперть верхней (Казанской Божией Матери)» ( Зинченко. 1885. С. 79). В 1751 г. архиеп. Московский Платон (Левшин) в доношении в Синод упоминал об обветшавшем Казанском храме, о деревянной ограде и 10 кельях. В 1827 (1823?) г., при игум. Августе, к храму была пристроена трапезная с сев. приделом в честь Ченстоховской иконы Божией Матери, одновременно возведена колокольня. Мон-рь окружала каменная ограда с 3 воротами.

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Локализация Алексиевского монастыря на месте З. м. подтверждается, кроме археологических данных, рядом прямых свидетельств источников, прежде всего жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 6 авг. 1623 г. (находилась в архиве З. м., известна в цитатах исследователей XIX в.). В свою очередь она подтверждается размещением Алексиевского мон-ря в XVI в. за ручьем Черторыем (т. е. за границами Белого города): мн. летописи упоминают построенный в мон-ре каменный храм в списке церквей, возведенных в Москве и ее ближайших окрестностях начиная с 1514 г. итал. мастером Алевизом Фрязином , как «церковь Алексей святый человек божей в девичьи монастыри за Черторьею…» (ПСРЛ. 1859. Т. 7. С. 254-255; ср.: ПСРЛ. Т. 34. 1978. С. 11; Т. 13. Ч. 1. С. 18 и др.). Чашечка для елея. Кон. XIV в. В церковной традиции до нач. XIX в. Алексиевский мон-рь и З. м. считались разными обителями, не имевшими преемственности (ИРИ. Ч. 3. С. 90-91 [Алексеевский Московский девичий монастырь]; Ч. 4. С. 139-141 [Зачатейский Московский девич монастырь]), со 2-й пол. XIX в. ранняя история Алексиевского мон-ря отождествлялась с З. м. (И. Е. Забелин, В. В. Зверинский, Л. П. Смирнов, И. Ф. Токмаков, Е. В. Ушакова, А. Ратшин и др.). Историю переноса Алексиевского мон-ря излагает жалованная грамота 1623 г. царя Михаила Феодоровича. Согласно этому источнику, в годы правления вел. кн. Иоанна IV Васильевича «на том зачатейском месте был монастырь Олексея человека Божия и к тому де монастырю дана была вотчина и на ту вотчину была у них жалованная грамота и после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье» (цит. по: Смирнов. 1884. С. 13). Из этого текста делали вывод, что событие произошло в царствование Василия III Иоанновича или Иоанна IV, сопоставляя перенос обители с пожаром 1508 г. и постройкой каменного собора в мон-ре после 1514 г., с пожаром 1547 г., с набегом Девлет-Гирея в 1571 г. (Путеводитель. 1793. С. 5; Малиновский. 1992. С. 134 и др.). Грамота 1623 г., говоря о переносе в Чертолье, «в каменный город», отражает ситуацию своего времени, а не сер. XVI в. (Белый город строился в 1585-1591). Последнюю версию поддерживают материалы некрополя З. м., где обозначена лакуна 70-х - нач. 80-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Митрополит Амвросий поздравил регента молодежного хора Тверской епархии Феодору Фаерман с прошедшим днем рождения и подарил ей букет цветов. После трапезы вниманию гостей был предложен мультипликационный фильм о преподобном Макарии Калязинском, созданный друзьями обители к 20 -летию возрождения монастыря. Николаевский Клобуков монастырь основан предположительно в конце XII века в городе Кашине при впадении речки Вонжи в реку Кашинку. Впервые упоминается около 1420 года, когда в монастырь пришел и принял постриг Матфей Кожин, впоследствии преподобный Макарий Калязинский, чудотворец. Также известны другие подвижники обители — преподобный Ефрем, основатель Перекомского монастыря, преподобный Савва Вишерский, преподобный Паисий Угличский, подвизавшиеся в Клобуковом монастыре. Монастырь разделял судьбу города — его жгли, грабили во время вражеских нашествий, однако он вновь возрождался. Обитель была духовным и культурным центром города и района. В 1929 году монастырь закрыли. В Макарьевской часовне на месте кельи преподобного Макария Калязинского разместили скотобойню, в Алексиевском храме — колбасный цех Горпромкомбината, в Троицком храме — гончарную мастерскую, в Покровском храме, настоятельском и братских корпусах устроили жилые помещения. В советский период монастырь был разрушен на 70%, были снесены монастырские постройки — скотный двор, конюшня, каретный сарай, часть настоятельского корпуса, колокольня, главный придел Троицкого собора с колокольней, Введенский храм с колокольней. На их месте были построены два жилых дома, помещения которых в настоящее время представляют собой частную собственность, что мешает развитию монастыря, установке ворот, ограды и производству работ по благоустройству территории согласно генплану. Возрождение обители началось в 1994 году, настоятелем мужского монастыря был назначен архимандрит Сергий (Швырков). В 2001 году монастырь был преобразован в женский (журнал 19 от 17 июля 2001 года). Первой настоятельницей монастыря была игумения Анна (Топоркова) (2001-2008 гг.), за три месяца до своей кончины принявшая схиму с именем Стефанида; с ней в монастыре жили две насельницы. При первой настоятельнице были отремонтированы храм святителя Алексия Московского, Макарьевская часовня, Северный корпус (частично), Покровский храм, настоятельский корпус, частично восстановлена ограда монастыря, начато восстановление Южного корпуса по программе «Культура России». Схиигумения Стефанида скончалась 20 марта 2009 года и похоронена на территории монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010