Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНТАКУЗИНЫ [греч. муж. р. Καντακουζηνς; жен. р. Καντακουζην], визант. аристократический род. Этимологически фамилия К. восходит к названию местности Кузинас (Κουζηνς) близ Смирны. Предположительно К. происходили из М. Азии, однако в источниках рубежа XII и XIII вв. упоминаются их владения на Пелопоннесе, в Македонии и во Фракии. Первым представителем рода, достигшим высокого положения на военной службе, был не названный по имени К., упоминаемый в «Алексиаде» Анны Комнины как участник походов Алексея I Комнина в 1095-1108 гг. ( Ann. Comn. Alex. X 2; XI 9, 11; XII 2; XIII 5-7). Первый известный по имени член семейства, Иоанн К., участвовал в кампаниях Мануила I Комнина в нач. 50-х гг. XII в. и погиб в битве при Мириокефале в сент. 1176 г. Осуществлявшиеся в XVI-XVIII вв. попытки проследить генеалогию К. в более отдаленные эпохи и связать их с одним из 12 пэров Карла Великого или c известными историческими деятелями времен Юлия Цезаря и имп. Траяна не имеют под собой научных оснований ( Nicol. 1968. P. VI-VIII). С кон. XII в. К., занимавшие высокие посты на военной службе, старались породниться со знатными семействами Дук , Ангелов и Палеологов : в нач. 80-х гг. XII в. кесарь Иоанн К. женился на сестре буд. имп. Исаака II Ангела Ирине Ангелине. При первых Палеологах положение К. упрочилось: Михаил К., участвовавший в военных кампаниях имп. Михаила VIII Палеолога против Эпирского царства, ок. 1263 г. получил титул великого конюшего; Иоанн Комнин Ангел К. женился на сестре Михаила VIII Ирине Евлогии Палеологине. Их дочь Анна Палеологина К. († после 1313; PLP, N 10933) по политическим мотивам была выдана замуж за эпирского деспота Никифора I Дуку Ангела и после его смерти, будучи регентшей при своем сыне Фоме, стала фактической правительницей Эпира. Ее сестра Феодора Палеологина Раулена К. († 1300; PLP, N 10943), автор Жития исповедников Феодора и Феофана Начертанных (BHG, N 1793) и глава лит. агиографического кружка, состояла в переписке с виднейшими интеллектуалами эпохи: патриархом К-польским Григорием II Кипрским , Никифором Хумном и Мануилом Оловолом . Из-за активного сопротивления униат. политике Михаила VIII она была отправлена в ссылку, а братья ее мужа Исаак и Мануил заключены в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕКАВМЕН [греч. Κεκαυμνος] (XI в.), византийский писатель, автор дидактического соч. «Советы и рассказы» (название условное). Первоначальное название труда неизвестно. В прологе, добавленном позднейшими редакторами, указано: «Стратегикон», что не соответствует содержанию. Произведение состоит из 6 частей: «Советы по службе», «Стратегикон», «Домострой», «О правилах поведения в случае мятежа», «Советы василевсу» и «Советы топарху». Нек-рые из советов адресованы читателям, занимающим определенное положение в обществе (стратиг, император, топарх), однако, вероятно, действительными адресатами К. были его дети. Тематическое разнообразие делает «Советы и рассказы» неоднородными по жанру. Разд. «Советы василевсу» по жанру близок к «княжеским зерцалам», которые были хорошо известны на Руси (ср. «Поучение» в книге Владимира Мономаха) ( Чичуров. 1990. С. 119-120). Др. части текста представляют собой практические советы по домашнему хозяйству. Основная часть была создана между 2 авг. 1075 и 31 марта 1078 г. Трактат К. сохранился в единственном списке (ГИМ. Греч. 436), созданном в Трапезунде в XIV в. ( Фонкич. 1971. С. 109) или во 2-й пол. XIII в. ( Фонкич, Поляков. 1993. С. 142). Рукопись принадлежала некой женщине, близко связанной c династией Великих Комнинов , позднее попала на Св. Гору Афон в Иверский монастырь , где в 1654 г. была приобретена Арсением (Сухановым) и привезена в Москву и передана в Патриаршую (Синодальную) б-ку. Состояние текста позволяет утверждать, что он подвергся существенной (не всегда квалифицированной) редакторской правке: были добавлены оглавление, стихотворный пролог, запись о состоянии протографа, заметка о падении К-поля в 1204 г. Деление текста на части и параграфы, их заголовки и нумерация, а также заглавие всего сочинения добавлялись в неск. этапов редакторами и не соответствовали первоначальному авторскому замыслу. Трактат впервые был опубликован в 1896 г. В. Г. Васильевским и В. К. Ернштедтом . Издатели полагали, что имеют дело с 2 произведениями разных авторов и жанровой природы. Автором 1-й части («Стратегикона») они признавали некоего К., воздерживаясь при этом от к.-л. выводов о его личности, а автором 2-й («Слова о царских обязанностях») - Никулицу Дельфина, свата 1-го автора, эту часть они датировали началом правления имп. Алексея I Комнина (1081-1118). Важным этапом изучения памятника стало его критическое издание 1972 г., подготовленное Г. Г. Литавриным; именно оно получило широкое признание в науке. Дополненное и исправленное издание вышло в свет в 2003 г.

http://pravenc.ru/text/1684109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН X ДУКА [греч. Κωνσταντνος Δοκας] (1006-22/23.05.1067), визант. имп. (1059-1067). Происходил из рода Дук , одного из знатнейших в империи. Участвовал в перевороте Комнинов, в результате к-рого имп. Михаил VI Стратиотик отрекся от престола в пользу Исаака I Комнина (1057-1059) (подробнее о заговоре и перевороте см. в ст. Исаак I Комнин ), был провозглашен кесарем, соправителем и фактически наследником императора, однако сложил с себя титул кесаря и уехал из столицы. Когда Исаак из-за болезни отрекся от престола, К. Д. при поддержке аристократии и чиновничества был провозглашен единоличным императором и положил начало почти 20-летнему правлению своей династии. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что к отречению Исаака I и возвышению К. Д. имел отношение влиятельный придворный чиновник и ученый Михаил Пселл, к-рый известил К. Д. о тяжелом состоянии здоровья императора и вызвал его в столицу ( Скабаланович Н. А. Византийское гос-во и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 2004. Кн. 1. С. 207-214). К. Д. был коронован 23 нояб. 1059 г., его тронная речь сохранилась в «Истории» Михаила Атталиата ( Mich. Attal. Hist. 70). Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) О карьере К. Д. до его появления в столице известно мало. Его семье принадлежали земельные владения в М. Азии (в Пафлагонии и во Фракисии), где он, вероятно, и провел 1-ю половину жизни. В первом браке был женат на дочери Константина Далассина. В 1034/35 г. по приказу имп. Михаила IV Пафлагона был арестован вместе с тестем и сослан на о-в Плата в числе других родственников Далассина. Покинул остров после воцарения Константина IX Мономаха (1042). Жил в К-поле, входил в состав синклита, носил титул вестарха. Овдовев, женился на Евдокии Макремволитиссе , племяннице патриарха К-польского Михаила I Кирулария .

http://pravenc.ru/text/2057054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крепость в Арте [греч. ρδβλθυοτεΑρτα], г. в обл. Эпир (Греция) и митрополия Элладской Православной Церкви . Первоначально на этом месте располагалась коринфская колония Амвракия. В 295 г. до Р. Х. царь Эпира Пирр сделал этот город столицей своего гос-ва. В 189 г. до Р. Х. он был разрушен римлянами. Рим. имп. Август Октавиан в память о победе при Акции над Антонием и Клеопатрой VII (31 до Р. Х.) основал новый г. Никополь на расстоянии неск. километров от Амвракии. Упоминание города А. появляется в источниках в связи с войной имп. Алексея I Комнина против норманнов в 80-х гг. XI в. После того как в 1034 г. Никополь был разрушен болгарами, А. становится главным городом Эпира. В 1204 г. крестоносцы захватили К-поль, и Византийская империя распалась на неск. частей. На северо-западе Греции образовалось гос-во Эпирский деспотат со столицей в А. Первым эпирским деспотом стал Михаил II Дука Комнин , к-рый установил свое правление над сев.-зап. частью Греции и значительной частью Фессалии. В 1224 г. его брат и преемник Феодор смог отвоевать Фессалонику у латинян и был коронован там как император. К 1260 г. А. и большая часть Эпира подпали под власть Никейской империи . С 1264 до 1318 г. Эпиром вновь правили независимые деспоты. С 1318 по 1336 г. Эпир управлялся итал. семейством Орсини. Восстановленная в 1261 г. Византийская империя продолжила попытки завоевать А.: имп. Андроник II Палеолог (1259/60-1332) неудачно атаковал город, в 1338 г. А. была взята византийцами во главе с Андроником III Палеологом . В 1348 г. А. была захвачена сербами, затем непродолжительное время (1359-1374) здесь правили албан. князья, впосл. городом снова овладели сербы. С 1416 г. Эпирский деспотат перешел под контроль итал. семьи Токко, в это время А. была окончательно отвоевана у албанцев. В 1449 г. А. захватили турки-османы, и к этому времени весь Эпир стал частью Османской империи. В 1688 г. А. перешла под власть Венеции, затем, после краткого периода франц. владычества (1797-1798), снова оказалась под властью Османской империи. Жители А. сражались против тур. ига во время Греческого восстания 1821 г. , но после поражения греч. повстанцев под Петой в 1822 г. А. еще долго оставалась в тур. зависимости. Лишь в 1881 г. А. была окончательно освобождена от власти турок и перешла к Греции.

http://pravenc.ru/text/76342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНАСТИР Мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в с. Манастир в окрестностях г. Прилепа (Республика Македония), на правом берегу р. Црна. Об истории мон-ря до 1271 г. сведений не сохранилось; в XVI в., в период тур. господства, он не был разрушен и продолжал существовать. Монастырский храм во имя свт. Николая Чудотворца был возведен в 1095 г. при имп. Алексее Комнине; в 1266 г. перестроен и расписан (1271) по заказу игум. Акакия (в миру - Иоанникий) при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе . Работами мастеров руководил диак. Иоанн, референдарий Охридской архиепископии. Эти сведения известны благодаря сохранившейся в росписи пространной посвятительной надписи (на греч. языке), к-рая помещена на стенах центрального нефа над ростовыми изображениями святых в нижнем ярусе (надпись прочел и расшифровал проф. Ф. Баришич; см.: 1964). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Манастир Церковь свт. Николая Чудотворца представляет собой 3-нефную базилику, сложенную из туфа и камней; главный неф перекрыт цилиндрическим сводом и отделен от боковых аркадой. В качестве опор для нешироких, но высоких пролетных арок использованы столбы. Потолки в боковых нефах деревянные, плоские (результат реставрации кон. XIX - нач. XX в.). Центральный неф заканчивается на востоке апсидой, циркульной внутри и граненой снаружи, с двойным окном в нижней части, боковые апсиды - полукруглые; все 3 снаружи украшены декоративными слепыми нишами. Росписи в ц. свт. Николая Чудотворца были открыты в 1954 г. и впервые опубликованы Д. Коцо и П. Мильковиком-Пепеком в 1958 г. Их тематика обширна. В центральной апсиде композиции: «Богоматерь с поклоняющимися архангелами» (в конхе), «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (в нижней зоне); над апсидой на вост. стене - «Благовещение». На сев. и юж. стенах главного нефа: в 2 нижних ярусах - фигуры святых воинов, мучеников ростовые (в нижнем ряду), поясные (во 2-м ряду) и в медальонах; циклы земной жизни Спасителя и Страстной (в верхнем ярусе).

http://pravenc.ru/text/2561808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА [Греч. Νικτας] (XI в.), митр. Анкирский, автор канонических сочинений. Сведения о Н. малочисленны. В 1084 г. он подал запрос имп. Алексею I Комнину (1081-1118) о разрешении спорной ситуации, к-рая сложилась вокруг овдовевшей кафедры Юлиополя (близ совр. Сарыяра, Турция) в Галатии . До 60-х гг. XI в. эта кафедра подчинялась митрополиту Анкиры (ныне Анкара, Турция) ( Darrouz è s. Notitiae. N 7. P. 275; N 9. P. 297; N 10. P. 311; N 13. P. 355; подробнее об истории Юлиополя и о его церковном статусе см.: Ramsay. 1890. P. 244-245), однако имп. Константин X Дука (1059-1067) инициировал возведение епископа Юлиопольского в сан митрополита, лишив, т. о., Анкирскую митрополию епископства-суффрагана (RegImp, N 964). Возможно, речь шла о Синесии Юлиопольском, с к-рым переписывался Михаил Пселл ( Mich. Psell. Ep. 32// Idem. Scripta minora, magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1941. Vol. 2. P. 49-50; в надписании Синесий обозначен как митрополит). Впосл. имп. Михаил VII Дука (1071-1078) подтвердил статус митрополии для еп-ства. Отправляя запрос, Н. стремился не допустить превращения личной привилегии одного из епископов Юлиополя в привилегию кафедры. Фактически Н. выражал интересы «олигархии митрополитов» ( Darrouz è s. 1966. P. 29), подвергавших резкой критике дробление церковных провинций (митрополий) и желавших сохранить за собой право поставления новых епископов. Эта линия вошла в противоречие со стремлением Алексея I Комнина контролировать различные стороны церковной жизни, включая статус кафедр и епископские хиротонии. Во 2-й пол. XI в. в связи с наступлением турок-сельджуков в М. Азии большое число митрополитов и др. архиереев стало прибывать в К-поль. Они стремились к сохранению традиц. привилегий, в т. ч. права самостоятельно назначать епископов на подчиненные им кафедры, а также к повышению своей роли на К-польских Соборах. Часть митрополитов становились насельниками мон-рей, расположенных в столице и ее окрестностях (нек-рые смогли стать настоятелями этих обителей), др. получали места в приходских церквах, однако наиболее привлекательной для глав церковных провинций была перспектива получения адм. должностей и зачисления в клир храма Св. Софии. Необходимость противостоять действиям митрополитов побудила императора заключить своеобразный союз с многочисленным духовенством храма, к-рое не стремилось принимать в свои ряды провинциальных архиереев. Позиция патриарха Николая III Грамматика (1084-1111), на к-рого оказывали давление обе партии, до конца неясна (подробнее о борьбе партий внутри К-польской Церкви и роли императора в церковной жизни см.: Angold. 1995. P. 54-56).

http://pravenc.ru/text/2565388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IV МУЗАЛОН [Греч. Νικλαος Μουζλων] (2-я пол. XI - сер. XII в.), патриарх К-польский (дек. 1147 - март/апр. 1151). Н. М. начал карьеру как ритор и преподаватель в уч-ще св. Петра, затем возглавил его. Об этом этапе жизни Н. М. известно из составленного им Похвального слова в честь патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) ( Darrouz è s. 1988). Содержание речи указывает на то, что она могла быть произнесена вскоре после вступления Николая III на К-польскую кафедру. Такая датировка подкрепляется Деяниями Влахернского Собора, созванного зимой 1094/95 г. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) для разрешения конфликта между ним и митр. Халкидонским Львом (RegPatr, N 965). Подпись представителя Кипрской архиепископии в Деяниях не читается полностью, но, по предположению П. Готье, она может быть реконструирована как Николай ( Gautier. 1971. P. 270-272). В таком случае уже к зиме 1094/95 г. светская карьера Н. М. должна была завершиться. Но это маловероятно, поскольку тогда к моменту восхождения на К-польскую кафедру в 1147 г. Н. М. было не меньше 85 лет ( Niceforo Basilace. 1977. P. 250-251). Согласно более осторожной гипотезе, Н. М. создал Похвалу патриарху Николаю III в нач. XII в., а Кипрскую кафедру занимал в 1106/07 - 1110/11 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Karlin-Hayter. 1995. P. 171). В период пребывания на Кипре Н. М. вступил в противостояние с местными чиновниками и был вынужден покинуть кафедру ( Karlin-Hayter. 1995). Об этих событиях известно из пространной ямбической поэмы, написанной Н. М. в оправдание своего поступка ( Δοανδου. 1934). В ее заглавии Н. М. называет себя просто - «монах». Кульминация поэмы - стремительный обмен репликами между лирическим героем и его безымянным другом, в к-ром герой красочно описывает жестокость сборщиков налогов и уподобляет свое решение покинуть паству тому, как мать, лишенная молока, преодолевает ради любви и долга свою естественную привязанность и отдает любимое дитя чужим людям, к-рые способны о нем позаботиться. Н. М. прибыл в К-поль, где удалился в мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (Космидион) и вскоре стал его настоятелем ( Darrouz è s. 1984. P. 183). В первые годы пребывания в К-поле Н. М. продолжал участвовать в церковной политике: в 1112 г. он стал одним из правосл. богословов, отобранных для диспута о Filioque с архиеп. Миланским Петром Гроссолано ( Grumel. 1933. P. 30-31), и в связи с этим написал для имп. Алексея I трактат «Об исхождении Святого Духа» ( Ζσης. 1978. Σ. 307-329).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИССАРИОН (2.01.1403 (?), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна), митр. Никейский (К-польский Патриархат), кард. и титулярный лат. Патриарх К-поля, греч. писатель, гуманист, активный сторонник унии. Род. в многодетной семье среднего достатка. В крещении Василий (или Иоанн?). В Трапезунде обучался под рук. митр. Досифея, к-рый при отъезде в К-поль (1416) взял его с собой, определив в обучение к известному визант. интеллектуалу Иоанну Хортазмену . 30 янв. 1423 г. был пострижен в монахи, приняв имя в честь мч. Виссариона Египетского . Через 2 года имя В. встречается среди учеников ритора и грамматика Мануила Хрисококка, где вместе с ним обучались итал. гуманист Франческо Филельфо, убежденный латинофил Константин Ласкарис и Иоанн Аргиропул . Здесь у В. пробудился интерес к итал . культуре и зап. гуманизму; к этому времени относится начало его лит. творчества. В К-поле В. был рукоположен во диакона (кон. 1425) и иерея (1430/31), в 1436 г. стал игуменом столичного мон-ря св. Василия. Будучи близок к придворным кругам, В. активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-1427 гг. он был направлен с дипломатическими поручениями на родину в Трапезунд; его участие в переговорах между имп. Иоанном VIII Палеологом и трапезундским имп. Алексеем IV Василием Великим Комнином о союзе против турок свидетельствует о его возросшем влиянии при дворе. С 1431 г. неск. лет жил в Мистре, изучая философию Платона и др. науки под рук. Георгия Гемиста Плифона ; здесь В. глубже познакомился с лат. культурой, окунулся в атмосферу зап. влияний и религ. терпимости к латинянам. В 1434-1435 гг. В. принял активное участие в подготовке Собора по объединению Церквей. За большие заслуги в этом деле по настоянию имп. Иоанна VIII он получил сан митрополита Никеи (нояб. 1437); в следующем году он был назначен также проэдром (управляющим епископом) Сардской кафедры. Эти назначения были призваны повысить авторитет одного из главных сторонников унии. На Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439) В., возглавлявший латинофильское крыло визант. делегации, играл одну из ключевых ролей и вел ожесточенную полемику с митр. Эфесским свт. Марком Евгеником и др. противниками унии. Большое значение в ходе догматико-полемической борьбы на Соборе имели его речи на открытии Собора в Ферраре (8 окт. 1438) и догматическая к Флорентийскому Собору (13 апр. 1439). Однако Флорентийская уния, подписанная греч. стороной благодаря усилиям В., не была принята подавляющим большинством духовенства и народа Византии. После возвращения на родину В. был обвинен в измене Православию и в мае 1440 г. навсегда покинул Византию, переселившись в Италию.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА [греч. Εγνιος, Κνδιδος, Οαλεριανς κα Ακλας], мученики Трапезундские (пам. 21 янв.). Пострадали в г. Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) при императорах Диоклетиане и Максимиане (284-305). В визант. агиографической традиции (Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 406-407), Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 44; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203, 205), Минологий Василия II кон. Х-нач. XI в. и др.) жизнеописания этих святых объединены, Е. является главным героем сказаний. Существует 3 традиции написания имени К.: Канидий (Κανδιος - в большинстве агиографических текстов), Кандид (Κνδιδος - в большинстве списков Синаксаря К-польской ц.) и Канид (Κανδης - в нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц.). Литературная традиция Сохранилось неск. основных агиографических текстов, повествующих о Е. и др. мучениках. Наиболее полное собрание содержится во 2-й ч. кодекса 154 (2-я пол. XIV в.) из афонского мон-ря прп. Дионисия. Критическое издание этих текстов подготовил Я. У. Розенквист ( Rosenqvist. 1996. P. 114-359). В корпус текстов, посвященных 4 мученикам, входят произведения разного времени (рассматриваются в порядке расположения в кодексе). 1. Энкомий мученикам (BHG, N 609), написанный Константином Лукитом († 1340), придворным (протовестиарием) Алексея II Великого Комнина, имп. Трапезундского. Его текст составлен на основе Мученичества святых, к-рое сохранилось в 2 греч. и в краткой арм. редакциях. Одно из греч. Мученичеств Е. (BHG, N 608y) было составлено неизвестным автором, видимо, в позднеантичное время по принципу заимствования из др. подобных рассказов о мучениках в эпоху гонений. Др. Мученичество (BHG, N 609z) - его переработка, сделанная патриархом К-польским Иоанном VIII Ксифилином (1064-1075). Вероятно, Константин Лукит опирался на последний текст. В Энкомии содержатся сведения о политической и религ. ситуации в Трапезунде в 1-й пол. XIV в., пространный рассказ о борьбе Е. с культом божества Митры и о разрушении посвященного ему святилища возле горы Митрион (ныне Бозтепе) под Трапезундом.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН V (IV) ОКСИТ Иоанн Оксит [греч. Ιωννης Οξετης] († после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89 - окт. 1100). Род. в К-поле. До избрания на Патриарший престол был монахом, вероятно в мон-ре Оксия на одном из Принцевых о-вов в Мраморном м. Предшественники И. О. на Антиохийской кафедре с 70-х гг. XI в. жили в К-поле. В дек. 1084 г. Антиохию захватили турки-сельджуки, кафедральный собор ап. Петра был обращен в мечеть, однако местное христ. население не подвергалось серьезным преследованиям. Тюрк. эмир Яги-Сиян, ставший ок. 1087 г. правителем Антиохии, разрешил патриарху вернуться в город. Большинство исследователей считают, что поставление И. О. в патриархи состоялось в К-поле между 1088 и 1089 гг., а на Восток он отправился после 1091 г. Этому, однако, противоречит тот факт, что 1088-1089 гг. датируется полемический трактат маронитского митр. Тумы аль-Кафртаби, написанный в ответ на сочинение И. О. о двух волях во Христе. Впрочем, В. Грюмель предполагал, что дата написания трактата митр. Тумы неверно указана переписчиком, и это сочинение может относиться к 90-м гг. XI в. ( Grumel. 1933. P. 293-294). В сент. 1089 г. И. О. принимал участие в К-польском Соборе, где в присутствии визант. имп. Алексея I Комнина рассматривался вопрос об условиях воссоединения православных Церквей с Римско-католической Церковью (RegImp, N 153i; RegPatr, N 950). И. О. оставался в К-поле по крайней мере до весны 1091 г. В это время он написал 2 трактата, адресованные Алексею Комнину, где критиковал императора за проведенную в 80-х гг. конфискацию церковных имуществ, возлагал на него ответственность за внутри- и внешнеполитические проблемы Византии. И. О. осуждал также визант. аристократию и чиновничество, обвинял их в угнетении неимущих слоев населения ( Gautier. 1970). Ок. 1092 г. И. О. переехал в Антиохию, возможно из-за разногласий с офиц. властями в К-поле. С приближением к Сирии армии участников 1-го крестового похода осенью 1097 г. эмир Яги-Сиян арестовал И. О., часть видных представителей христ. общины выслал из Антиохии, жители окрестных селений также подверглись репрессиям. Когда крестоносцы появились в Сев. Сирии, армяне из городков, примыкавших к Антиохии, восстали и убили размещенных в тюркских гарнизонах солдат. Во время осады Антиохии крестоносцами (окт. 1097 - июнь 1098) И. О. оставался в заключении. По свидетельствам лат. хронистов, мусульмане поместили И. О. в клетку и выставляли ее на городской стене. 3 июня 1098 г. Антиохия была захвачена крестоносцами, мусульм. население было перебито (см. ст. Антиохийское княжество ).

http://pravenc.ru/text/469626.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010