В XII в. в связи с выходом на первый план внешней политики Комнинов отношений с Венгрией усиливаются связи империи с юго-зап. рус. княжествами ( Vernadsky. 1927/1928; Fran cès E. Les Relations russo-byzantines au XIIe s. et la domination de Galicie au Bas-Danube//BSl. 1959. T. 20; Гуревич Ф. Д. Зап. Русь и Византия в XII-XIII вв.//Сов. Арх. 1988. 3. С. 130-144; Horodysky. 1989). Летопись сохранила известие о браке в 1104 г. дочери кн. Володаря Ростиславича Перемышльского и «царевича Олексинича», одного из сыновей имп. Алексея Комнина (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280; Т. 2. Стб. 256), к-рым был либо севастократор Андроник ( Βαρζς Κ. Η γενεαλογα. Σ. 234), либо его младший брат кесарь Исаак; греч. источники упоминают их супруг (обе Ирины), но не уточняют их происхождения ( Kazhdan. 1990. P. 419-420). Брат Володаревны кн. Владимирко Галицкий во время венг. похода имп. Мануила I Комнина (1151) упоминается как своего рода «вассал» империи (νρ πσπονδος Ρωμαοις, букв.- муж, связанный клятвой с ромеями); в то же время киевский вел. князь назван союзником (σμμαχος) императора ( Cinnam. Hist. P. 115, 234-237; Бибиков. 1997. С. 52, 55-56, 62, 66-67). На особо тесные политические отношения Галицкой Руси с Византией в это время указывает и обращение герм. имп. Конрада III к имп. Мануилу с просьбой наказать обидчиков нем. купцов, убитых и ограбленных «в России» (in Rossia) ( Otto ep. Frisigensis a Rahewini. Gesta Frederici/Ed. F. J. Schmale. Darmstadt, 19742. P. 174, 176). Рус. князь-изгой Иван Берладник, оспаривавший у галицких князей владения на нижнем Дунае, после долгих скитаний обосновался в Фессалонике, где и умер в 1162 г. Сын Владимирка Галицкого кн. Ярослав Осмомысл (1153-1187) вел по отношению к К-полю более самостоятельную политику; ок. 1165 г. он гостеприимно принял своего родственника, буд. имп. Андроника I Комнина , бежавшего из К-поля; имп. Мануил, опасаясь возникновения враждебной коалиции, поспешил примириться с Андроником и добился его возвращения ( Jurewicz O. Aus der Geschichte der Beziehungen zwischen Byzanz und Russland in der 2. Hälfte des 12. Jh.//Byzant. Beitr. B., 1964. S. 345 f.).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Не так удачны были дела Мономаха с Грецией. Он отдал свою дочь за Леона, сына византийского императора Диогена, но вслед за тем в Византии произошел переворот. Диоген был низвергнут Алексеем Комнином. Леон с помощью тестя хотел приобрести себе независимую область в греческих владениях на Дунае, но был умерщвлен убийцами, подосланными Комнином. Леон оставил сына, для которого Мономах хотел приобрести то же самое владение в Греции, которого добивался Леон, и сначала воевода Владимиров Войтишич, посадил было Владимировых посадников в греческих дунайских городах, но греки прогнали их, а в 1122 году Владимир помирился с преемником Алексея, Иоанном Комнином и отдал за него свою внучку, дочь Мстислава. Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее его, при детях Ярослава, в " Русскую Правду " вошли важные изменения и дополнения. Важнейшее из изменений было то, что месть за убийство была устранена, а вместо того введено наказание платежом вир. Это повлекло к усложнению законодательства и к установлению многих статей, касающихся разных случаев обид и преступлений, которые влекли за собой платеж вир в различном размере. Таким образом, различные размеры вирных платежей назначались за разного рода оскорбления и побои, наносимые одними лицами другим, как равно и за покражу разных предметов. Независимо от платежа виры за некоторые преступления, как например, за разбойничество и зажигательство, виновный подвергался потоку и разграблению-древнему народному способу наказания преступника. Убийство вора не считалось убийством, если было совершено при самом воровстве, когда вор еще не был схвачен. При Мономахе, на совете, призванном им и составленном из тысячских: киевского, белогородского, переяславского и людей своей дружины, постановлено было несколько важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений и вызвало по смерти этого князя преследование жидов, бывших ростовщиками. При Владимире установлено, что ростовщик может брать только три раза проценты и если возьмет три раза, то уже теряет самый капитал. Кроме того, постановлен был дозволенный процент: 10 кун за гривну, что составляло около трети или несколько более, если принимать упоминаемую гривну гривною куна

http://sedmitza.ru/lib/text/435561/

По поводу этих ясных свидетельств в пользу церковного венчания брака, поморцы не считали даже нужным входить в какие-либо обстоятельные и подробные рассуждения, а только замечали, что митрополиты Максим и Фотий, жившие уже после Алексея Комнина, повторяли только то, что сказано было этим царем о церковном венчании; следовательно, их свидетельства имеют еще меньше значения, чем самая заповедь Комнина. «Все то, писали защитники бессвященнословных браков, от них глаголано было уже после преданного от греческого царя Алексия Комнина константинопольской патриархии установления, убо и в подражание оного оное ими изречено было, а не во изъявление, или изъяснение, того, еже бракосочетания без священнословия никогда, нигде и ни в каком случае быти не могло. Таковая, глаголем, изречения, согласная и к преждепомянутому Иоанну, происходить начали не прежде оного царского изречения, но после» 419 . Что же касается указания бракоборцев на пример «прежних отцев», которые будто бы «в нынешнее время браки составляти не соизволиша и сопрягшихся на общение не приимату», – то покровцы отвечали на него следующим рассуждением: «аще рассмотрим, то увидим, что законнобрачнии ныне не токмо древним отцам не противляются, но и вселюбезно их чиносодержания лобзают. Ибо усматривается, что прежние отцы не брак отревали, но людей древнее благочестие содержати непременно учили. Людие же свое усердие сами к безбрачному житию показывали. Ибо, во отбежании своего отечества, во отлучении градов и прочих селений, во оставлении домов, в презрении имения, в странничестве по чужим и неизвестным странам, во обитании по неутвержденным местам, в скитании по пустыням, горам и вертепам, лишенным дневные пищи и других потреб нужных, скорбящим от различных приключений, озлобляемым от нападающих искушений, от злых человеков, и прочими злострадании удрученным; к тому же и страхи великия вся жилища наполняху, яко едва кто мог приступающий к сопряжению брачному, кроме церковных новоположений, чинодействие оного получити; получение же того без присяги с клятвами и анафемами на древлецерковное содержание и пребывающих в нем невозможно минути; и в толь свирепством различных обуреваний волнующееся время едва ли можно было кому о браках и помышляти и о женитве попечение имети.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Подобный же интерес мы видим и у русских византинистов. В 1879 г. В. Г. Васильевский в своих «Материалах для внутренней истории Византийского государства» (ЖМНП) Заговорил о крестьянском землевладении в Византии, о мерах, которые принимались в защиту его, а Ф. И. в 1883 г. в том же журнале (январь – февраль) печатает обширную статью, специально посвященную истории крестьянского землевладения в Византии. Уже один из эпиграфов к этой статье весьма характерен: «Гибель же славянских общин равняется пагубе всего Афинского округа»; взят он из докладной записки Михаила Акомината 1198 г. императору Алексею Комнину (или Комнину). Исследование Ф. И., по его же словам, «направлено частью к разрешению тех же задач, которые поставлены В. Г. Васильевским». Прежде всего он желал дополнить его «Материалы» данными, заимствованными у Михаила Акомината. И I главу статьи составляют: «Материалы о внутреннем состоянии Византии в сочинениях Михаила Акомината». Еще 5 лет до того Ф. И. в первый раз знакомился по рукописным сборникам с этими сочинениями. В 1879 – 80 г. они появились в издании Ламброса. Ф. И. цитирует письма Михаила Акомината почти на 50 страницах (стр. 33 – 82) в русском переводе и комментирует их. Особенно важна докладная записка Михаила царю Алексею Комнину 1198 г., из которой взят приведенный выше эпиграф. Она давно уже известна. Ф. И. дает толкование встречающимся в ней терминам, 20 причем слово δρογγος понимает в смысле «община». Подводя итог, Ф. И. видит «существенный интерес сообщенных материалов в том, что они по преимуществу касаются положения свободного крестьянства в конце XII в.». Михаил Акоминат является в них «печальником земли «, заступником крестьянского населения. Другие материалы говорят преимущественно о церковном и монастырском землевладении, сообщения же Михаила освещают иные формы землевладения. Но мнению Ф. И., «по всей справедливости им принадлежит первое место после знаменитых новелл Х в., излагающих борьбу законодательства с крупною собственностью и насильственным захватом властелями мелких земельных участков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На Марию усиленно давил и кесарь Иоанн, опасавшийся, что бывшая царица Евдокия, уже раз забывшая об интересах семьи Дуков во имя «общего блага» Римского государства, вновь способна в качестве императрицы, жены Никифора III Вотаниата, сотворить нечто подобное. То обстоятельство, что она к тому времени являлась монахиней, не могло никого ввести в заблуждение – в случае необходимости и в Византии, и на Западе монашеские обеты легко снимались. Почему же Евдокия должна была стать исключением? Оставался Константинопольский патриарх Косьма I, которого не посвящали в подробности предстоящей женитьбы, небезосновательно опасаясь, что тот откажется благословлять данный брак. Когда наступила минута венчания, священник, приглашенный для совершения Таинства и узнавший о личностях жениха и невесты, отказался выйти из алтаря к «молодоженам». Тогда кесарь Иоанн дал команду своему сыну Михаилу и тот привел другого, более покладистого пастыря. Он же подошел к алтарю, где скрывался первый священник, и хитростью выманил его оттуда, а затем ввел послушного иерея. Пусть и не без обмана, но брак был совершен и освящен Церковью 107 . К огорчению василевса, женитьба на Марии Аланской мало что изменила в отношениях к нему других молодых и горячих претендентов. Первым из них был и оставался Никифор Вриенний, все еще пребывавший в Адрианополе. Собрав войско из македонцев, норманнов и печенегов, Вриенний двинул его на Константинополь, но уже сам возглавил армию. Посланные к мятежнику царские послы с предложением быть усыновленным императором и получить статус кесаря в обмен на лояльность получили отрицательный ответ. Тогда Никифор III отправил навстречу мятежникам Алексея Комнина, получившего сан доместика. Битва выдалась на редкость кровопролитной. Армия Комнина состояла из 2 тыс. конных турок, которых в обмен на Анатолию передал Вотаниату Султан-шах, сын Кетельмуша, наемников-франков, тагмы «бессмертных» и хоматинцев – несколько полков из Писидии. По численности войска Вриенния очевидно превосходили императорскую армию. Алексей устроил засаду с «бессмертными», и когда Вриенний начал наступление, внезапной атакой набросился на его солдат. Однако Иоанн Вриенний с отрядом своих телохранителей отбил атаку, и уже опасность нависла над Комнином. В это время на другом фланге печенеги, входившие в армию Вриенния, разгромили хоматинцев, но внезапно дрогнули перед сельджуками, которым приходились дальними родичами. Они резко завершили атаку и принялись грабить... обоз собственной армии. За этим занятием их и застал Алексей, увидев, как кочевники похитили любимого коня самого Вриенния. Недолго думая, он отбил благородное животное у печенегов и бросил слух, будто полководец мятежной армии убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 В течение всего XI века было только два исключения: мать Алексея Комнина Анна, игравшая некоторую роль среди партии, приверженной Роману Диогену, а потом пользовавшаяся влиянием чрез посредство своего сына, и жена Вататца, имевшая большой «авторитет в городе Вриения, бравшая с них клятву и т.д.». Attal., 244–245 (Scyl., ed. Donn., 729). 16 Psell., IV, 131–2, I80. Зоя уклонялась от обычных женщинам занятий и историк считает нужным отметить эту черту. 21 Cedr., ed. Bonn., 604: μ δι» γραμμτων, ς νν, λλ δι μεγαλογρμμων θονων κ βυσσο πορφυρς. Словом γρμματα назывались разные изображения, вроде звезд, растений и т. п. 23 Мода на иностранные материи завоевала себе прочное место в XIV в. при Андронике Палеол. Мл. Головные уборы с Андроника Мл. стали но­сить все – и юноши, и старики – из разнородных иностранных преимуще­ственно шелковых материй по собственному выбору, так что встречались материи и латинские, и трибаллские, и сирийские, и финикийские. В то же время стали брать перевес иностранные моды и на другие одежды, так что приверженцы старины пришли в ужас, видя в этих нововедениях дур­ной знак, начало падения государства с его обычаями и учреждениями. Гри­гора, рус., 563. 24 Изысканности дамского туалета были не всегда излишни даже во взгляде мужчин. О жене Мануила Комнина рассказывается, что она заботилась не столько о красоте телесной, сколько о внутренней – душевной. Отказавшись от притираний порошками, от подкрашивания глаз, от щегольства, от искусственного румянца, она занималась добродетелями... Поэтому и царь мало ее любил. Хонаит, рус., 69. 28 Когда Алексея Комнина хотели женить на Ирине, он сослался на волю своей матери; Анна, мать Вриевниев, устроила брак своего внука с Еленой Тарханиотиной. Подобные примеры на каждом шагу. 29 Migne,CXX,1053. Zachar.,I,232. Невесте в этом (занесенным в Περα) случае было 7 лет. Но случилось и так, что невесте было 5½ л., Migne,CXIX,844, даже 5 лет, вопреки закону, полагавшему крайним сроком (минимум) для обручения невесты 7 лет, а для выдачи ее замуж 12 лет. Как на пример обручения 5-летнего ребенка – девочки, можно указать на дочь Андроника Палеолога, Симониду. 40-летний сербский князь Святослав, желая четвертый раз вступить в брак, просил руки Евдокии, сестры императора Андроника, но та не согласилась. Тогда Андроник предложил свою 5-летнюю дочь Симониду, которая была отправлена в Фесалонику и здесь обручена. До брачного совершеннолетия она должна была жить у жениха. Святослав ждал три года и сошелся с Симонидой, когда она достигла 8 лет, – результатом чего было всегдашнее ее бесплодие. Григора, рус., 197, 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

собр. русск. летописей, т. VII, с. 78).     Ioannis Cinnami Historia, Bonn ed., p. 232; Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 172.    Ипатьевская летопись или Воскресенская летопись.     Eustathii De Thessalonica a Latinis capta, Bonn ed., 1842, p. 338.     И. Успенский. Царь Алексей II и Андроник Комнин. — ЖМНП, т. CCXIV, 1881, с. 73; Ф. И. Успенский. Последние Комнины. Начало реакции. — Византийский временник, т. 25, 1927—1928, с. 14     Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 458. Многочисленные источники о смерти Андроника проанализированы в: N. Radoji. Dva posljednja Komnena na carigradskom prijestolu. Zagreb, 1907, p. 94, note 1. Глава 2. Никейская Империя (1204—1261).    Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих, из которых первые получили западноевропейское феодальное устройство. Франки образовали следующие государства: Латинскую, или Константинопольскую империю, Фессалоникийское (Солунское) королевство, Ахайское княжество в Пелопоннесе (Морее) и Афино-Фиванское герцогство в Средней Греции; владычество Венеции простиралось на византийские острова Эгейского и Ионийского морей, на остров Крит и на целый ряд других прибрежных и внутренних пунктов. Наряду с латинскими феодальными владениями на территории распавшейся Восточной империи образовались три греческих самостоятельных центра: Никейская империя и Трапезундская империя в Малой Азии, и Эпирский деспотат в Северной Греции. Как известно, Балдуин, граф Фландрский, сделался императором Константинополя и властителем большей части Фракии; Бонифаций Монферратский — королем Фессалоники (Солуни), власть которого простиралась на Македонию и Фессалию; Гийом Шамплитт и после него Жоффруа Виллардуэн — князьями в Пелопоннесе (Морее) и Отто де ля Рош — герцогом Афин и Фив. В трех греческих государствах правили: в Никее (в Вифинии) — Феодор I Ласкарь, в Трапезунде — Алексей Комнин, и в Эпирском деспотате — Михаил I Ангел Комнин Дука.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Деятельная натура, Андроник не стал откладывать в долгий ящик исполнение своих намерений, а горячо взялся за дело. Его первой задачей стал возврат в Константинополь под эгидой восстановления законной власти императора Алексея II. И письма одно за другим полетели в адрес юного царя, Константинопольского патриарха, сановников и родственников претендента по линии Комнинов. Андроник нарочито негодовал по тому поводу, что протосеваст решил узурпировать Римское государство, скорбно пророчествовал, будто это действие приведет Империю к неминуемой гибели, но самое главное – таит угрозу самому царю Алексею II. А потому, констатировал Андроник, выход один – немедленно лишить протосеваста Алексея Комнина власти и сослать. Послания Андроника дышали такой свежестью, непосредственностью и благородством, что произвели сильнейшее впечатление на придворных вельмож и константинопольцев. Да и то сказать – Андроник Комнин всегда отличался изысканностью стиля, утонченностью слога и умением доказать свою мысль. В скором времени некоторые, но еще далеко не все, знатнейшие аристократы посчитали, что Андроник Комнин – единственный человек из лиц, близких к царскому роду, кто в действительности болеет душой за Отечество и императора. Получив ободряющие известия из столицы, Андроник не стал терять времени и объявил о своем походе на Константинополь 725 . Эта акция казалась просто аферой – у Андроника не было ни войска (так, небольшой отряд), ни денег. А противостояли ему мощный императорский флот и профессиональная римская армия. При всей внешней легкомысленности «спасательной» операции, она, к удивлению, получила реалистичные черты. Не соотнеся свои запросы с реальным положением дел, протосеваст Алексей Комнин стал вести себя излишне вызывающе. Он полностью подчинил себе царицу Марию, и без него теперь не делалось ничего. Не будучи лишенным практической сметки, протосеваст в одночасье закрепил свои полномочия официальным образом, что не составило большого труда. Как-то раз, поймав юного императора за детскими занятиями, протосеваст легко убедил мальчика в том, что многие вопросы пока еще затруднительны для разумения Алексея II и отнимают лишнее время у василевса. Следовательно, нужно передавать все бумаги ему, протосевасту, для предварительного просмотра. А уж он-то сумеет отделить важные документы от второстепенных прошений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно ли говорить о том, что Комнин воспринял известия о Крестовом походе без большого восторга? С практической точки зрения, желание пилигримов не защитить Константинополь, как того просил Алексей I, а освободить Иерусалим, уже четыре века пребывавший во власти мусульман, была для него просто абсурдно. К тому же, благодаря героическим усилиям Византийского императора, ситуация на восточном фронте уже кардинально изменилась. Не случайно Византия примет довольно скромное участие в 1-м Крестовом походе, предоставляя крестоносцам только материальную помощь и лишь на строго определенных условиях. Довольно скептически оценивая идею Крестового похода, Комнин не заблуждался. Его опытный и практический ум быстро пришел к выводу о том, что едва ли западное воинство сможет всерьез угрожать мусульманам, прочно укоренившимся в Малой Азии, Египте и Палестине. И действительно, как покажут будущие события, предчувствия его не обманули. В течение столетий все крестоносные начинания захлебывались вдоль узкого сирийского побережья, не причиняя особого вреда туркам.Вовлеченный помимо своей воли в крестоносное движение, Византийский император хотя и выделил небольшие воинские отряды для помощи западному воинству, но приказал своим полководцам не выходить за границы Малой Азии. И впоследствии византийцы не принимали никакого участия в освобождении Сирии и Палестины от мусульман 271 . Попутно Комнин вступил в переписку с аббатом Монте-Кассино Одерисием, одним из самых почтенных и бескорыстных прелатов всей Италии. Понимая, что отдельные пассажи из их переписки вскоре станут известны широким кругам в Европе, царь поведал о своем горячем желании помочь крестоносцам, хотя сотрудничество с ними и таит множество опасностей и проблем. Это было и косвенное обещание помощи и в то же время... ничего конкретного – вполне в духе византийской дипломатии 272 . Как известно, первыми поднялись рядовые обыватели – в массе своей свободные крестьяне, численностью до 60 тыс. человек, возглавленные Петром Амьенским по прозвищу Пустынник. В этом нет ничего удивительного – в контексте идеи подчинения духовному и властному авторитету Римского папы все христиане Европы были равны, пусть даже они имели сомнительное прошлое и настоящее. В Клермоне папа Урбан II знал, что проповедует убийцам и разбойникам, и те знали, кто они в действительности. Но именно по этой причине понтифик и пригласил их в Крестовый поход, чтобы они заслужили вечное прощение. Крестовый поход стал актом покаяния Западной Европы. Рабы, крепостные, должники, мошенники и все те, кто был обречен на изгнание, стекались под крестоносные знамена, абсолютно убежденные в том, что при жизни получат спасение, после смерти попадут в Рай , а перед этим обретут в Сирии и Палестине невиданное богатство 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дела шли из рук вон плохо, и срочно приходилось искать сильного союзника, каковым могли быть только непобедимые норманны. Парапинак написал третье по счету письмо Гвискару, и тот неожиданно ответил. Император настолько обрадовался этому событию, что резко увеличил размер аванса, способного заинтересовать герцога. Он предложил ему для перераспределения среди членов семьи Гвискаров 44 высших византийских чиновных титула, каждый из которых давал право на получение руги (жалованья) в размере 200 фунтов золота ежегодно. Поскольку взамен конкретных даров и выгод от норманнского герцога требовались только добрые слова и обещания будущих действий, Роберт согласился с данным предложением. Вскоре в Константинополь прибыла его дочь Елена. Правда, как рассказывают, она была, мягко говоря, некрасива, и наследник престола Константин Дука с ужасом думал о предстоящем браке, «как ребенок о пугале». Тем не менее, эта комбинация позволила Михаилу VII получить возможность нанять несколько норманнских отрядов 91 . Началась новая война, на которую в 1073 г. василевс отправил Исаака Комнина с войском, в состав которого входил отряд норманнов под командованием Урселя, на сельджуков. Сопровождал Исаака Комнина его брат, совсем еще юный Алексей Комнин – герой нашего будущего повествования. Поскольку это семейство относилось к царскому роду (по Исааку I Комнину), было богато, знаменито и широко известно, Михаил VII решил вызвать Комнинов из ссылки и использовать в собственных целях. Но на таких участках, где Комнины имели шансы выше обычного расстаться с жизнью. Исаак Комнин, 22-летний юноша, стал во главе весьма сомнительной по боеспособности и дисциплине византийской армии, усиленной наемниками-норманнами. Его первая попытка навести порядок тут же наткнулась на сопротивление Урселя, заявившего, что ни он, ни его норманны неподсудны византийцам. Исаак настаивал на своем, норманны откровенно угрожали вступить в бой не с турками, а с византийцами. Наконец, по дороге норманны самовольно покинули византийскую армию, вследствие чего Исаак Комнин потерпел поражение от турок и даже попал в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010