Расцвет Самарии связан с царствованием Иеровоама II (784–748 гг. до Р.Х.). Пышные дворцы аристократии, составлявшие разительный контраст с обнищанием основной массы населения, были для пророков Осии и Амоса явным знаком духовной деградации и неизбежного возмездия. Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до Р.Х.) тридцать тысяч жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, Александр лично посетил Самарию в 331 г. до Р.Х. Наиболее традиционалистски настроенные самаряне постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего Астарты и Ваала. Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исайи, были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон жертвенники... и все, на чем совершаемо было курение идолам ( 2Пар. 30, 14 ). Столетием позже, т.е. через четыреста лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до Р.Х.), рассказывает о том, как в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам. И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтоб осквернить его. И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т.е. в Геенне Огненной), чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило ( Иер. 7, 17–18, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какую фразу из Нового Завета Вы чаще всего вспоминаете и почему? 4 мин., 01.01.2008 " Фома " открывает новую рубрику. Мы будем задавать самые разные, но непременно серьезные и актуальные, вопросы. А отвечать будут наши авторы и читатели, мнение которых нам кажется интересным и важным. Александр Леонидович ДВОРКИН, профессор богословия, заведующий Информационно-консультационным центром священномученика Иринея, епископа Лионского Я не могу сказать, что у меня есть любимая или наиболее часто употребляемая цитата из Евангелия. Я могу назвать любимую цитату, скажем, из Козьмы Пруткова или из Достоевского, из Пушкина или Блока... Мне кажется, что говорить даже о нескольких наиболее важных цитатах было бы в некоторой степени претенциозно и нечестно с моей стороны. Потому что это значит, что я бы задумался: какую глубокомысленную цитату можно было бы привести, чтобы она соответствовала моему образу профессора, с одной стороны, а с другой - чтобы все видели, что я настоящий христианин... Но Евангелие - это же не просто литература, и здесь не может быть просто цитат. Евангелие - это Слово Божие, Которое звучит в нас. Деяния и послания апостолов - это свидетельства жизни по Слову. Когда я открываю его, то, в каком бы состоянии я ни находился, мне попадется именно то место, где говорят со мной сейчас и об этом. И в разные моменты нашей жизни разные фрагменты могут быть для нас наиболее значимыми и важными. Андрей Константинович ИСАЕВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания России Первое, что приходит на ум " По плодам их узнаете их. " (Мф. 7:16) и " Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые " (Мф. 7:18). Не знаю, почему именно эти слова так важны для меня. Может, потому, что у меня такая сфера деятельности - политика. Это такая сфера, где хороших слов говорится очень много, а подлинно хорошего делается мало. Владимир Николаевич КРУПИН, писатель, редактор журнала " Благодатный огонь "

http://foma.ru/kakuyu-frazu-iz-novogo-za...

Русский Дом 2001. Православие и социализм ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 7,  2001 ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛИЗМ Публикуя статью Юрия Шевеликова, мы приглашаем вас к обсуждению архиважной для России проблемы Уважаемый Александр Николаевич! Всегда с интересом читаю Ваш журнал, особенно передовые статьи, интервью, статьи С. Г. Кара-Мурзы, на исторические темы. В то же время, на мой взгляд, в журнале недостаточно освещаются проблемы экономики, а те материалы, которые публикуются, правильно освещая сегодняшнее состояние экономики, не показывают выхода из существующего тупика. Ведь нельзя же строить экономическую доктрину русского патриотического движения на лозунге " Все у всех отнять и хорошенько разделить " . И потом, как можно себе представить православную монархию в стране с социалистическим способом производства? Предлагаю Вам статью, которая, вероятно, вызовет споры, но может быть, вместе найдем искомое? Юрий Шевеликов " Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие " . (Мф. 19, 21-24). Что же имел в виду Иисус Христос под " богатством " ? Миллион - это богатство, а пятьсот, двести, сто тысяч - богатство? Вы можете задать вопрос - сто тысяч рублей или долларов? Ответим вопросом на вопрос: а какая разница? Что изменилось, если бы у юноши было небольшое имение? Он оставался богачом в материальном отношении по сравнению с Иисусом Христом и его спутниками. На наш взгляд, нет сегодня слов, более актуальных для россиян, чем приведенные выше слова Иисуса Христа. В то время, когда государство и средства массовой информации постоянно твердят: обогащайтесь, обогащайтесь, обогащайтесь любыми способами, мы должны уяснить пределы своего материального достатка и средства, возможные для его достижения.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200107/09.h...

С таким же успехом можно опубликовать рядом фото Киркорова и черепахи и подписать: «Киркоров родил суррогатную дочь от черепахи». Приблизительно в это же время на телеканале «Союз», в отличие от анонимного автора сайта Почаевской Лавры, с похожими «пророчествами» выступил вполне конкретный человек — протоиерей Игорь Тарасов. Он на всю страну в очередной раз живописал, что все, кто примет некую электронную карту, автоматически отречется от Христа, и начнется все это 1 января 2013 года. И уж вот это будет уже тот самый последний-распоследний, самый страшный номер, который уж точно брать нельзя. И конечно же, подтвердил эти слова цитатой из Откровения Иоанна Богослова: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Отк. 14:9-11). Как видим, связь между 1 января 2013 года и Откровением существует только в воображении отца Игоря. И подставлена могла быть любая другая цитата с совершенно равным успехом. Я бы позволил себе процитировать тут не строки из Откровения, а отрывок из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза»: «Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске.

http://pravmir.ru/konets-sveta-lavra/

Степень смирения, которая неразрывно связана с любовью. Она предложена, вот, как у Христа — Распятие. Ты сам решаешь, до какой степени ты это выполняешь. И любовь — это же тоже любовь. Сын Человеческий пришел не чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу. И Он умывает ноги. Понимаете, это… мне кажется, что если самое главное, что мы знаем о Боге, это то, что Бог есть Любовь, то, конечно, путь к Нему бесконечен, и он бесконечен здесь, и он бесконечен после смерти в Его Царствие — он тоже бесконечен. И это значит, что святитель Николай, который там уже 16 веков, он очень сильно отличается от святителя Николая, который когда-то почил, понимаете. И он может… если мы туда попадем, мы сможем у него спросить об этом, понимаете. И это тоже очень важно. И это тоже Бог будет нами. Когда апостол Павел говорит «Мы познаем так, как мы познаны», это же какая дерзость, да? Как Бог знает меня, я узнáю его. Это вот, может быть, это тоже о том, что этот путь будет бесконечен. Поэтому я, при всем уважении к господину Ужанкову  и любви к нему, я, естественно, свое мнение… Да. Там Александр Николаевич очень интересно говорил. Он говорил о том, что вот, есть девятнадцать заповедей, и святые — это те, кто их исполнили. Ну, там с какими-то вариациями, но в принципе… Ну, по крайней мере, так говорит нам древнерусская литература, если я правильно понял Александра Николаевича. Тут, знаете, всегда опасно говорить в отсутствии человека. Но это и не так важно. Мне просто эта мысль Аверинцева тоже показалась очень такой, действительно, очень точной. Они друг другу не противоречат. Ну, в каком-то смысле, да. Понимаете, потому что если это путь, то исполнение заповедей – это шествие по этому пути. Да. Поэтому мы говорим о святителе Николае том же в кондаке: «Заповеди Христовы исполнил еси». Да. То есть исполнил, потому что ты шел этим путем. А вот вы как-то сказали или, может быть, не раз об этом говорили очень здорово, о том, что Пасхи в жизни человека должно становиться всё больше. При этом чем больше человек себя узнаёт, тем больше он в себе разочаровывается.

http://foma.ru/mne-ochen-vazhno-chelovek...

Судьба и задача Мессии предсказаны в пророчествах царя Давида и Исаии. Царь Давид пророчески описывает страдания и смерть Христа: «все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою и псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно бы пересчитать кости Мои. А они смотрят и делают из Меня зрелище. Делят ризы Мои и об одежде Моей бросают жребий. И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили Меня уксусом. Сила Моя иссохла, как черепок, язык Мой прильпнул к гортани Моей, и Ты свел Меня к персти смертной» ( Пс.21: 9; 17:19; 68:22 ). Прор. Исаия в таких словах провещал Искупителя: «Наказание мира нашего было на Нем и язвами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, пострадал добровольно. Ему назначили гроб со злодеями. Когда рука Его принесет жертву умилостивления, воля Господня будет исполняться рукою Его» (Ис. гл. 53:1–12). Вот в чем заключалась миссия Христа, и к кому же, как не к Нему, относилось это пророчество? В пророчестве Даниила Мессия прямо назван Христом (9:25–26) и пришествие Его на землю за 490 лет до Рождества Его было исчислено с такою точностью, что только что родившемуся младенцу Христу пришли поклониться из отдаленных стран Ирана волхвы... И Сам Христос сказал; если не уверуете, что это Я, умрете в грехах ваших ( Иоан.8:24 ), и слово Свое Он подкрепил чудесами, крестною смертью и воскресением. Вторая цель пришествия Мессии была: – указать людям, кому они должны поклоняться. Обзор религиозно-нравственной истории человечества обнаруживает, как страстно, неотступно, самоотверженно до самозабвения и самобичевания человечество искало потерянного Бога. Оно блуждало, подобно человеку, который в младенчестве видел свет, но затем был лишен зрения, скитался во мраке, и в его памяти порой воскресали смутные представления о свете. (Свет во тьме светит, и тьма не объяла его, сказал евангелист Иоанн 1:5). Единое вечное сознается; но попытки разума и философии человеческой постичь непостижимое недостаточны, сбивчивы и неясны, проблески Божеской истины только мелькали в мраке заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

У всех древнейших народов сохранились предания о золотом веке первых людей, – библейском земном рае. Причина падения человека у древних объясняется, подобно библейским сказаниям, похищением небесного огня против воли бога Зевса и соблазном мужа женою Пандорою. Конфуциево наставление: «не верь жене» показывает, как памятно было китайскому философу предание о соблазне Адама Евою в раю. Древние народы веровали в воскресение мертвых, загробную жизнь; и страшный суд. Второе лицо Браминской тримурти, Вишну, в последнее воплощение явится в своем божественном виде на белом коне, с мечом, блистающим подобно комете, для окончательного искоренения зла на земле и воздаяния каждому по делам. По сказанию Зороастра, персидского пророка: после всевозможных скорбей, войн, голода, бедствий, болезней явится мессия Сосиоша, Искупитель, воскресит умерших и освободит от Аримана. Он даст напиться людям соку из дерева гом, древа жизни, от этого они сделаются бессмертными и телом, и духом. Он будет судить людей, одним будет радость, другим горе. Царь Давид пророчествовал: почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре (2:12). Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы верно (97:9). Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Боже отмщений, яви Себя! (93:2). Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы (81:8). Все концы земли увидят спасение Бога нашего, ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил. Послал Слово Свое и исцелил их и избавил их от многих их (106:16–20). О рае и аде у древних народов встречаем поразительные сходства в подробностях. В ад сходил браминский мессия Вишну; Зороастр был восхищен, подобно Апостолу Павлу, на небо и испытал там неизглаголанные радости и блаженство. По откровению Зороастра – Офмузд, творец вселенной, словом – «да будет» сказал Ариману, началу тьмы: первые 3000 лет над миром буду царствовать я; вторые 3000 лет будем царствовать вместе – я и ты; последние 3000 лет будешь царствовать ты один; затем произойдет между нами борьба, явится Сосиоша (мессия), и ты будешь побежден. – В этом сказании о борьбе тьмы со светом заключается вся суть верований древних народов и христиан. Оно получает как бы подтверждение в самой молитве Господней. Если бы Творец и Зиждитель неба и земли не отвратил лица Своего от помраченного грехом человека, то к чему бы Сыну Божию, ведающему тайны небесные, учить людей, молить Владыку земли и неба о том, что само собою разумеется и должно быть в порядке вещей: «да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя и чтобы Он избавил их от лукавого». При том в одном слове: «Отче наш» восстановляются дорогие сыновние отношения, отпавшего от Бога человека, и сколько любви в одном этом слове!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Со святыми упокой Сегодня ночью скончался Сергей Николаевич Семанов 29.10.2011 1698 Время на чтение 3 минуты Сегодня ночью в Москве после продолжительной болезни в возрасте 77 лет скончался известный историк, литературовед и публицист Сергей Николаевич Семанов , сообщила «Русской народной линии» дочь С.Н.Семанова Мария Фомина. Два года назад Сергей Николаевич перенес инсульт. Буквально накануне своей кончины Сергей Николаевич причастился и соборовался. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родственникам и близким Сергея Николаевича Семанова в связи с его кончиной. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Сергия, в Небеснем Царствии Твоем! Сергей Семанов - автор книг об Императоре Александре II, Андропове, Брежневе, адмирале Макарове, генерале Брусилове, Несторе Махно. Автор монографии « " Тихий Дон " - слава добрая, речь хорошая» по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». С.Семанов - крупнейший специалист по Первой мировой войне, русской революции и Гражданской войне в России. Широкой публике Сергей Николаевич больше известен как яркий и смелый публицист. Особой популярностью пользуется сборник его статей «Русско-еврейские разборки» , посвященный самым жгучим проблемам современности. Биографическая справка: Сергей Николаевич Семанов родился 14 января 1934 года в Ленинг раде. Фамилия происходит от устаревшего, но частого во многих языках имени по числу «семь» (у римлян «Септимий» и т. п.), а в данном случае от старорусского «семак - семой - семан», отсюда происходят многочисленные Семаковы и очень редкие ныне Семановы. Вырос в интеллигентной семье, отец поступил в Петроградский институт путей сообщения в 1915 г., мать с 1921 г. студентка Петроградского Педагогического института. Отец был известным профессором-гидротехником и проектировщиком шлюзов и плотин, а мать всю жизнь проработала в средней школе учительницей географии. В 1951 г. поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. В студенческие времена много занимался общественной работой, еще до окончания курса в мае 1956 г. был направлен заведующим отделом пропаганды Петроградского райкома комсомола. Через 1,5 года ушел на должность заведующего отделом использования документов Архивного управления Ленинградской области, получил хорошую архивную практику, начал публиковаться. В 1960 г. поступил в аспирантуру Института истории Академии наук, в 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/10/29/so...

Закрыть Князь Алексей Николаевич Хованский и Царская подушка Тобольск - Калининград – Пушкин Лидия Довыденко   04:36 14.01.2023 2405 Время на чтение 22 минут Фото: Князь А.Н. Хованский. Из архива о.Митрофана Для нас самое главное – это Россия! Мы обязательно должны приумножать её славу! Мы не будем участвовать в различных подпольных движениях в борьбе за власть. Мы будем способствовать развитию России своим творчеством, творчеством в науке, культуре и искусстве. Ведь мы же князья, и мы должны своим собственным трудом показывать пример служения Отчизне другим людям Николай Александрович Хованский Причина приезда в Калининград Разные судьбы приводили людей в Калининград. Довольно часто в самую западную область СССР приезжали такие люди, которые оказывались неугодными властям того города, откуда приезжали новые жители Янтарного края, закрытой территории до 1990 года. Сюда прибыли в 60-70-е годы княгиня Татьяна Петровна Залесская после ГУЛАГа, писатель Юрий Куранов из-за вызвавшей гнев у псковского руководства книги «Глубокое на Глубоком» о драме «неперспективных деревень», актёр Михаил Спурга, рериховец, и список можно продолжить, но это будет другая тема. Князь А.Н. Хованский (фото из архива М.В. Кретова) В Калининграде оказался и князь Алексей Николаевич Хованский (1916-1996), выдающийся математик, приехавший в Калининград в 1967 году вместе с женой Татьяной Алексеевной Кокаревой. Они устроились на преподавательскую работу в Калининградский государственный университет. Переехали они из Борисоглебска, где жили недолго. Причиной покинуть предыдущие места работы – Марийский государственный педагогический институт, а затем Борисоглебский государственный педагогический институт стал такой случай. Прочитав историко-фантастический роман украинского писателя Олеся Бердника «Подвиг Вайвасваты», Алексей Николаевич Хованский написал отзыв о книге фантастики и по наивности отправил в «Литературную газету». Неизвестно, знал ли Алексей Николаевич о том, что Бердник был ярым антисоветчиком и неоднократно сидел в различных лагерях, потом раскаивался не раз уже в 90-е годы. Но вскоре после письма корреспондент популярнейшей в те времена «Литературной газеты» приехал в Йошкар-Олу, чтобы на учёном совете пединститута осудить и раскритиковать автора отзыва на книгу «Подвиг Вайвасваты». Досталось ему заодно и за вегетарианство, и за то, что признает телепатию, что занимается эсперанто – так называемый в 50-60-е годы прошлого века «язык шпионов». Его обвиняли в том, что он «протаскивает идеализм», «уродливую форму толстовства – вегетарианство».

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/14/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010