Антон 22 ноября 2013, 21:27 Как всегда, тема очень актуальна сегодня как и сто, и тысячу, и десять тысяч лет назад, и можно дойти до Праотец, и даже тогда мы найдём дефицит ответственности и мужества среди мужского населения и дефицит мудрости, и послушания среди женского. Вспомним Библейскую историю: " 12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. " - книга Бытия гл.3. Вот и получается такой парадокс, что во времена Адама и Евы мужественных и ответственных мужчин не было вообще, а сейчас есть хоть сколько-то, по словам авторов статьи, - это уже прогресс. Относительно святых Петра и Февроньи, и Домостроя, - очень советую послушать лекции Ужанкова Александра Николаевича на соответстующие темы - у него они именно так и звучат. Нет никакого противоречия между житием этих святых и Домостроем. Вообще, схоластически рассматривать вопросы, напрямую касающиеся качеств души человека, в отрыве от Веры в Бога, от духовного мира, мне кажется, - не продуктивно. Александр 22 ноября 2013, 19:20 Батюшка,значит если у меня оплачиваемый отпуск,больничный и будет пенсия,то я-немужественный дурак.А сейчас я работаю почти без выходных,три года без отпуска по10 часов за копейки и у меня нет жилья и неизвестно будет ли пенсия,а буржуй на которого я гроблю своё здоровье меняет машины,покупает квартиры и отдыхает за границей-он мужественный,он-элита... И это ты ситаешь правильным??? " Горе вам, книжники и фарисеи,лицемеры,что вы-как гробы скрытые,над которыми люди ходят и не знают того " .Советский Союз " заболтали " ,а теперь и Россию " забалтывают " .А я,мужественно говорю-я не согласен с вашей статьёй и она мне сильно не нравится. " На это некто из законников сказал Ему:Учитель!говоря это,Ты и нас обижаешь.Но Он сказал:и вам,законникам,горе,что налагаете на людей бремена неудобоносимые,а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. " Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/66025.html

Апостол Иуда в своём Соборном Послании, говоря о нечестии непослушания, приводит пример трёх знаменитых грешников: «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». Грех Корея заключался в том, что он восстал против водительства Моисея, когда сыновья Аарона и род Левия стали священниками богоизбранного народа. Самолюбие Корея было уязвлено, и он ни за что не желал это принять. Он сам желал исполнить служение, на которое ему не было дано власти. И когда он сделал это, то погиб страшной смертью, так же как и те, кто участвовал с ним в его нечестии. Корей — образ человека, который не хочет подчиниться церковной власти и дерзает совершать то, на что не имеет права. Так было с Лютером, протестантами, сектантами, раскольниками, обновленцами. Не то же ли самое происходит, когда кто-то самовольно отказывается от служения в Церкви, имеющей благодать? Слово Божие самым решительным образом обличает тех, кто покушается на законную власть в Церкви и предпочитает собственный путь пути Божию. В начале так называемой перестройки в «Литературной газете» было напечатано интервью одного церковного деятеля о пути Церкви в советский период: «Мы грешили, но делали это ради спасения Церкви». Иван Николаевич Бусыгин, г. Донецк. Судьбы человечества связаны с хранением истины. Всё, что происходит в мире — катаклизмы, потрясения, войны — сводится к одному: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Священное Писание отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11 — 12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир ещё будет иметь смысл своего существования. Я уже около года хожу в церковь. Но иногда останавливаюсь и думаю: этот язык веры, без сомнения, очень красив. Но слишком красив, чтобы быть правдой.

http://radonezh.ru/text/svyaschennik-ale...

Взято ныне Господом «дыхание жизни нашей, помазанник Господень.... о котором мы говорим: под тенью ею будем жить среди народов» ( Плч. 4:20 ). Взят тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибели. Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорениях и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца, не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергающим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где же, Святая Русь, твои прославленные молитвы? Где твоя вера? Где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже святые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине, последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас и так обретитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» ( Иер. 18:11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их» (14, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до P. X.) 30 тыс. жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, что Александр лично посетил Самарию в 331 г. до P. X. Наиболее традиционалистски настроенные из самарян постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего, Астарты и Ваала? Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исаии были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон «жертвенники, и все, на чем совершаемо было курение идолам» (2 Пар. 30: 14). Столетием позже, т. е. через 400 лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до P. X.), рассказывает о том, как «в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам... И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т. е. в Геенне Огненной. – H. Л.) чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:17–18.30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вот тот, кого шесть лет тому назад чудесно возвратил нам Господь из когтей погибельныхъ 51 . Тогда Всевышний поднял над Русью Свой угрожающий перст, призывая ее к покаянию, а ныне опустил на нее Свою карающую десницу, увидев, что первая угроза недостаточно воздействовала на сердца. Впрочем, и та угроза была не первая: сколько раз Господь спасал из рук злодеев Государя Александра Николаевича, показывая этими устрашениями, что Россия виновна пред Ним, но до тех пор мы не одумывались, пока Бог не отвратил Свою защитительную десницу и потрясенная Отчизна должна была омывать слезами покаяния искаженный ранами труп царя-страдальца. Однако и это временное просветление умов, выражавшееся в самоукорении и в исправлении жизни многих, оказалось настолько непрочным, что даже и тот великий день, когда Господь грозил оставить нас не только без Царя, но и без потомства его, это незабвенное 17-е число сего месяца 52 не могло вразумить нас. Пусть же теперь русские люди изменят дни радости на дни скорби, мучений совести и стыда пред Богом. Да, именно стыда пред Богом, праведно отвергавшим нас. Ибо спросят нас теперь многие: где-же Святая Русь твои прославленныя молитвы? где твоя вера? где твоя любовь к твоему Государю? Или ты так оскудела всеми сими дарами, или настолько прогневал Бога народ твой, что даже сзятые мужи в тебе не могли умолить Его и отвратить гнев Его от тебя? Да, поистине последний укор справедлив. Господь показывал нам делами Своего Промысла то, что говорил в древности народу Своему через пророка: «Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злаго пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злаго своего сердца» ( Uep. XVIII, 11–12 ). «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься Я не услышу вопля их» (XIV, 12). «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Uep. XV, 1 и Ueз. XIV ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

е. в очищении и одухотворении и вообще в упорядочении, что и бывает в новозаветном таинстве брака. При всем том действительность и чистое безбрачие естественно стало теперь выше даже самого брака, каковое преимущество утверждается за ним и словом Божиим. Так Апостол говорит: желаю, чтобы все люди были, как и я (т. е. в безбрачном состоянии); но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак ( 1Кор. 7:7, 8 ). Сам Спаситель наш, законоположник нового завета, обращая речь свою к избранным людям, ревнующим о высшем нравственном совершенстве, говорит: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей... или жену.. . для царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной ( Лк. 18:29 , ЗО). В другой раз, когда ученики спросили Его: если такова обязанность человека к жене, т. е., если так строги и чисты должны быть брачные отношения, то лучше не жениться? Он же сказал им: не все вмещают слово сие, т. е. не для всех доступно безбрачие, но кому дано... Кто сможет вместить, да вместит ( Мф. 19:10–12 ). Таким образом то убежище и оправдание, которое надеются найти невоздержники и сластолюбцы в естественном инстинкте человеческом, нисколько их не укрывает и не оправдывает. Пусть так и знают они, что то, что они дозволяют себе, попросту называется в слове Божием блудом, нечистотою и похотью злою; у и пусть они не льстят себе, ибо, по слову того же Писания ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители... царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9, 10 ). К этому можно присовокупить еще одно замечание, собственно, для разъяснения того, почему такую важность сообщает Писание всем видам плотских грехов. Оказывается, что под внешней и плотской стороной грехов сладострастия зреет, некоторым образом, тайна внутреннего беззакония и нечистоты душевной. С растлением тела растлевается и грязнится самая душа сластолюбца, появляется в ней некоторая распущенность, беспечность да наклонность к животному и материальному взгляду на вещи и к таковому же образу жизни во всех прочих отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. не религиозны? Если нужны наглядные доказательства и примеры то, не ходя за ними далеко, мы могли бы заимствовать их тысячи, – хотя бы из наших же национальных газет и журналов, – в доказательство того, как без религии самые разумные меры и благодетельные реформы правительственные не приносят ожидаемых благих плодов. То мешает им пьянство и невежество толпы народной то грубость и самовластие служащего чиновничества; то корыстолюбие и жадность людей, власть имеющих; то сластолюбие и изнеженность людей богатых; то разврат бедняков; то праздность и лень начальников; то недобросовестность и небрежность подчиненных, – словом, то одна, то другая, то третья какая-нибудь страсть людская. А это все что же, как не отсутствие или слабость религиозного чувства и упадок христианского благочестия? Не ясно ли, что где нет религии, или где она ослабла, – там все пропало, все ничтожно и ненадежно? Невольно вспоминаются по сему случаю знаменательные слова Писания, что телесное, т. е. светское, обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим. 4:8 ). Итак – братия, – заключим мы беседу свою словами Апостола: – стойте и держите предания, которым вы научены может быть из детства словом Божиим ( 2Фес. 2:15 ). Если же эти предания и научения религиозные забылись или ослабли от времени и суеты житейской; то воскресите их в своей памяти, перенесите в сердце, и по ним начните устроят свою жизнь. Подробные правила и приемы для этой великой и святой реформы легко найти вы можете в святых уставах церкви, которая молится ежедневно не только о нравственном, но и житейском преуспеянии своих чад православных. Эти же начала нравственно-христианской жизни положить нам следует и в основание воспитания своих детей. Этим мы подготовим лучшие и надежнейшие силы своему отечеству, самую крепкую защиту от зла и крамолы, самых верных подданных нашему великому Государю. Молитвою о нем, нашем возлюбленном монархе, заключим мы и слово наше. Господи! спаси царя и услышь нас, когда будем взывать к Тебе ( Пс. 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелия гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять? Это будущее, это нечто такое, что трудно постигнуть и предощутить, – предощутить то, как это мы станем прятать свою греховность от очей неумытнаго вечнаго Судии, как завопим горам, чтоб они нас скрыли, пусть – хоть раздавят нас собой и превратят в пыль и прах... Это для нас впереди. Но кто уже не чувствовал, многие ль не переживали сзади в прошлом вот чего? Мятущиеся помыслы, тяжкие воспоминания, ужасающия безотчетныя предощущения, безнадежность в себе и в своих силах терзают душу так, что снял бы череп с плеч и кинул бы его об землю. А в душе при этом раздается вопль: отцы и братия! Дайте мне гроб, выройте могилу и засыпьте меня песком забвения. Простите мне все, простите мне все и забудьте, что я жил на земле... Это естественный, но антихристианский дух уныния. А христианский дух утешительной христианской надежды подсказывает мятущемуся, тоскующему духу: и положут тебя во гроб и опустят в могилу и засыплют песком, только не забвения, а прощения, окутают твою могилу пожеланием вечной памяти и молитвою о упокоении. Все все тебе в могиле простят и разрешат и благословят тебя, как и ты прощаешь и разрешаешь и благословляешь всех. И Бог тебя простит и помянет и упокоит. Братие! Год грешной жизни у нас сзади. Могила на год к каждому из нас приблизилась. Кинем же в общую могилу грехи прошлого года, который для нас умер, и засыпем их там песком забвения и общего друг другу всепрощения. Аминь. Слово в день православия и восшествия на престол Благочестивейшаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА Православия день празднуем православнии людие. В день православия обыкновенно совершается обряд православия. Так называется это священнодействие на языке церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

…И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить… Умудренному годами старцу было открыто, что с книги судеб человеческих, лежащей на престоле Господнем, снята первая печать. И первый всадник вошел в мир. Филарет страшился за судьбу Церкви, надежду и опору которой он видел в семинариях и академиях. Сознавал, что невозможно оградить будущих пастырей от всех опасных искушений, а все же из осторожности подчас бывал излишне строг и подозрителен. Ему по сердцу была осмотрительность протоиерея Петра Делицына, публиковавшего в академическом издании труды отцов церкви в максимально приближенном к первоисточнику виде. Жертвуя чистотою языка и плавностью речи, переводчик не посягал на смысл дорогого православного наследия. Вот, кстати, почему профессор Никита Гиляров-Платонов до своего ухода из академии не показывал подлинного текста своих лекций по патрологии митрополиту (он там не только излагал жития отцов церкви, но и критически рассматривал их писания). Нельзя покушаться на цельность православного богословия, хотя бы и называли его иные «казенным» или «школярским», был убежден святитель. Сие не мертвая буква предания, но постоянный живой опыт Церкви, в одном литургическом служении сохраняющей все богатство и глубину веры и знания. В то же время Филарет не был рабом буквы. Еще мудрый митрополит Платон призывал его с Андреем Казанцевым остерегаться впадения в пустую схоластику, когда боговдохновенное учение превращается в ученый комментарий к текстам. При всех ошибках двух врагов — князя Александра Николаевича и отца Фотия — одно их объединяло: стремление лично стяжать благодать Святого Духа. Сие, в свою очередь, есть другая линия богословского умозрения, когда содержание веры раскрывается в самом опыте жизни, когда человек в одиночку восходит к Богу. А между тем начатая четверть века назад отцом Фотием борьба против мистицизма обернулась (при явной поддержке протасовского Синода) обмелением духовного направления в церковной жизни. Допускалось, а равно и одобрялось аккуратное исполнение обрядов, и лишь сердце и духовный разум побуждали священников выходить за узкие рамки выполнения треб.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Из-за простокваши молочной сильно страдает железа и я вместе с нею. Зачем же я ел ее? – Перестать. Поликарп Михайлов усопший – поминать, его жена жива, Александра, сын Евстафий, 17 октября. Больной душевно самоубийца, [...] Константин Аполлонович, жена Лидия Николаевна. Дмитрий Николаевич [...], жена Ольга Васильевна, дочь Надежда и сын Георгий. 17 октября. 18 октября. Вечер, семь часов. Благодарю Господа, принявшего сейчас тайное мое покаяние в раздражении на слугу мою Евгению. По лишении благодати, мира, и простора, и дерзновения сердечного я с упованием обычным обратился к Богу, Спасителю моему, прося искренно и умиленно прощения в том, что из-за суеты уподобился злому врагу, а не остался верным Богу благому, кроткому и незлобливому; получил прощение и мир с дерзновением, и радость сердечную с легкостью. Слава Богу! 24 октября. Четверг. Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которой я прежде ездил в Петербурге по домам для молитвы. Она привезла ко мне для [причастия] душевнобольную жену смотрителя бывшего реального училища Варвару, которая любит много болтать. 19 октября. Благодарю, Тебя, Господи, благоволившего увидеть мне и еще день рождения и крещения и тезоименитства моего; по Твоей милости встречаю восьмидесятый год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и сороковой год жизни, а тут – восьмидесятый год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче Мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня! Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных [ Мф.22:12–14 ]. Христос Бог, Жизнедавец наш, уподобил Себя жениху святому, прекрасному, светоносному, вечному, благоволившему обручиться вечным, нетленным, жизненным обручением в будущей неконечной жизни и в здешней, земной, предобручающему Себя верной душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010