Две книги индейской богословии, посланы в канцелярию правления академического, для доставления вам, и вам можно будет под печатью академии, прислать на имя правления семинарского деньги за них, ибо тут дело казенное. Прошу вас покорнейше известить меня, как скоро узнаете что-нибудь достоверное об увольнении меня от должностей общественных. 185 Я, слава Богу, спокоен в сем пункте. Лихорадка по обычаю ко мне стала привязываться, а я учусь бодриться перед ней, по примеру отца Ливерия. Простите, почтеннейший Федор Александрович! Засвидетельствуйте глубочайшее почтение мое к его высокопреподобию Василию Ивановичу. 186 Я упадаю как-то в духе, когда мне правят поклоны от его имени. 1824 г., июля 22 дня. 187 32 188 Иегова дал, Иегова взял, да будет имя Иеговы благословенно! Сим веселящим сердце вином, без сомнения, многократно уже услаждал ты, возлюбленный о Господе Федор Александрович, горесть разлуки с матерью детей твоих... Но прими, незабвенный мой, сие священное, утоляющее печаль, питие и от моей недостойной руки. Помнишь, каким приветом провожал я тебя, вступавшего на стезю жизни супружеской? «Призови», – писал я словами Григория Богослова , – «призови Господа Иисуса на брачное торжество». Иисус Христос есть Тот же вчера и сегодня, и во веки. И жизнь христианина – есть единое торжество, при всех изменениях временного и видимого, та же вечная жизнь во Христе вчера, и сегодня и во веки, при всем разнообразии видов свои. И Тот же Иисус Христос, Который безмолвным словом своим претворил воду в вино на браке, и самым уже присутствием своим вливал в души, Ему открытые, мир свой, и радость свою. Тот же Иисус Христос, Который радовался с радующимися, плачет с плачущими сестрами Лазаря, Марией и Марфой, и говорит: «Я есмь воскресение и жизнь, и верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет во век». И сказал: «Где вы положили его»? Говорят Ему: «Господи! Пойди и посмотри». Иисус прослезился. Он есть единство, и потому что Он ни делает со Отцом и Святым Духом, все то единство разнообразное и прекрасное. Если в Кане Галилейской Он положил начало чудесам, то воскресение Лазаря было продолжением явлений славы Его в человечестве, которым не будет конца. И как там благословлял Он жизнь человека в исходах ее, так и здесь показывает, что Он есть наш Бог Спаситель, и что во власти Его, как истинного Иеговы Господа, во власти Его исходища смерти, что после того, как Он своей смертью сокрушил имеющего державу смерти, т. е. диавола, для верующих в Иисуса Христа уже не существует смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Измена и предательство иной судьбы никогда не приносили. Дар «различения духов». Речь, сказанная 18 октября 1907 г. в Русском Монархическом Собрании по поводу избрания в почетные члены публициста Л. А. Тихомирова В нашей так называемой прогрессивной печати измышлено практикуется не мало средств преследования тех писателей, которые не подходят к еврейско-освободительным образцам. Когда не берет ложь, не действуют преследования, клеветы, издевательства и насмешки, когда видят, что всем этим только увеличивается известность того или другого имени, – тогда обычно применяется другой прием борьбы: замалчивание. Так замалчивали Страхова, Данилевского, Богданова, архиеп. Никанора в его философском труде о позитивизме, Ю. Николаева (Говоруха-Отрок), Федорова, Лескова, Величко, произведения которого, конечно, безмерно выше раздутого евреями Надсона; в последнее время замалчивали и В. Соловьева, после его отказа от унии с католичеством, после статьи его о самодержавии, помещенной даже теперь в собрании его сочинений, и «Трех разговоров», где он высказался против гр. Толстого; наконец, стали замалчивать и самого Л. Толстого, когда он выступил противником нынешнего «освободительного беснования». Слишком неприятную говорят они правду, трудно возразить против нее, а возразишь, так ответят, и покажут все ничтожество и невежество возражателей... Гораздо выгоднее – замолчать того или другого автора, то или другое его сочинение. Обыкновенно этот прием применялся к крупным умам, к сильным личностям. Такой прием и применялся всегда ко Льву Александровичу Тихомирову . В послании апостола Павла к коринфянам есть чудные строки о дарах духовных: «Дары различны, но Дух один и тот же. И служения различны, а Господь один и тот же. И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному – слово мудрости, другому – слово знания, иному – вера, иному – различения духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков». Много даров дано Льву Александровичу, из перечисленных апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

На самом деле всю необъятную страну нашу с населявшими ее 111 народами. державшимися 23 вероисповеданий, соединяла вместе и скрепляла только власть Православнаго Царя, что разумели даже преступные бунтовщики вроде Отрепьева, Пугачева и Разина, которым временно удавался их бунт только потому, что они прикрывали его выдуманной ими волей несуществовавших тогда уже в живых царей русских и царевичей. Понимая это, преступные большевики и теперь пускают повсюду ложные слухи о том, будто бы жив Государь Мученик Николай Александрович, убиенный 4 июля 1918 года или Его убиенный Брат Михаил Александрович. Никакой другой власти, кроме власти богопомазаннаго Царя русскаго, наш народ не будет доверят, а разным начальникам военным и штатским подчиняется только, как царским доверенным, чему и научил все христианство св. Апостол Петр: «будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» ( 1Петр. 2, 13–14 ). Видите, не только сама Царская власть, но и всякая другая человеческая власть (о церковной здесь не сказано) получает законность не через выборы народные, а через царское полномочие. А какое же касательство ко всему этому власти церковной? Она обязана указать православному народу законнаго Царя и призвать народ к послушанию. Так творили и древние пророки Самуил, Илия и Елисей; так творили и наши святые отцы и учители Церкви – митрополиты Петр, Алексий и Иона. Так обязуюсь творить теперь и я грешный, оставшийся старшим иерархом во Всероссийской Церкви после кончины Св. Патриарха Тихона, согласно постановления Всероссийскаго Церковнаго Собора 1918 года. Долго молчал я и не возвышал своего пастырскаго голоса к народу православному, но теперь, познав, что уже приближаюсь к исходу своему, обязуюсь повторить слова Пастыреначальника: «Мне подобает делати дела пославшаго мя, дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати» ( Иоан. 9, 4 ). Итак, отцы и братие, умоляю вас, отрекитесь окончательно от треклятой революции против Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее». Однако русское общество плохо внимало наставлениям Кронштадтского светильника, ибо оно было омрачено тьмою неверия и ложного либерализма. Справедливо сказано, что если захочет Бог наказать человека, то, прежде всего, отнимет у него разум, так что человек, видя не видит и, слыша не слышит; окруженный великою опасностью, не сознает ее. Так было и с русским обществом. Вместо того чтобы каяться в грехах своих, осудить свое неверие и укрепляться в вере, начали говорить суетная и ложная. Начали говорить о необходимости переменить форму государственного правления, о необходимости отмены самодержавия и прочие «странные» глаголы. Это дало повод Кронштадтскому светильнику в двух своих проповедях, произнесенных им почти одновременно, (в Мае 1905 года), выяснить слушателям все огромное значение и крайнюю необходимость для России царского самодержавия. Проповеди эти настолько важны, что мы их здесь приводим полностью одна за другою. СЛОВО на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая 1905 года Приложи (Господи) дни ко дням царя, лета Его продли в род и род. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. ( Пс.60:7–8 ). Необходимость царского самодержавия для государства, как необходим самодержец ум для души Празднуем День рождения августейшего Государя, Самодержца всей России, – и молим Господа, по наставлению царя и пророка Давида, чтобы Царь царей умножил дни его в благополучии и здравии на многие годы: приложи дни ко дням Его, и продли лета Его в род и род. Не напрасно возносит Богом вдохновенный царь – пророк усиленную молитву к Вседержителю о продолжении жизни царской на многие годы, и именно возносил он ее в сознании величайшей важности и необходимости царской самодержавной власти для государства. Давид, как Богоизбранный и Богом помазанный на царство царь, сам испытал на себе самом пользу и необходимость царской власти для благосостояния и преуспеяния всех подданных, объединенных мудрым отеческим управлением его; ибо царь есть Богом поставленный и Богом умудренный и уполномоченный пастырь, каковым и был Давид, а подданные – его овцы, обязанные повиноваться ему, по заповеди и завету Самого Бога, Коему повинуются беспрекословно бесчисленные сонмы Ангелов, Коему повинуются небо и земля, и вся тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это размышление не переносит ли наши мысли в ту храмину в Ливадии, где напутственный святыми таинствами, в благоговейном настроении духа, с покорностью воле Божией, на руках Супруги и Сына Своего предавал Богу Свою душу Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович? Не почило ли здесь родительское благословение на Сыне Его, „проникшемся заветами Родителя своего“ и на отечестве нашем, которое Почивший „любил всеми силами своей русской души и на благоденствие которого полагал – все свои помыслы, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни“ 17 . Мы не знаем тайны последних бесед Почившего Царя с Сыном, принявшим Его царство, но Его глубокая вера, благочестие и признанные всем миром великие добродетели Его убеждают нас, что мы не погрешим против истины, если облечем смысл и силу Его последнего благословения словами Царя Давида, сказанными Сыну Его Соломону: „вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и мужествен, и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его..., чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде куда ни обратишься ( 3Цар. 11, 2, 3 ). И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души; ибо Господь испытует сердца знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда“ (1Парал.18,9). И если Благочестивейший Государь наш Николай Александрович „проникся“, как Сам благоволил изречь в своем Манифесте, подобными заветами и „приял священный обет пред лицем Всевышняго“ соблюдать их, то не должны ли мы, при благоговейном воспоминании о Почившем, дать место в сердцах наших радости о воцарившемся Государе нашем? – Он получил в наследство не маленький участок земли, как Иосиф от отца своего Иакова, но величайшее в мире царство твердое и благоустроенное. Он приял царство, успокоенное не от набегов мелких хищных племен, как Соломон от Давида, но умиротворенное с величайшими державами мира и возвышенное общим от них уважением. Он получил от отца своего завет не построить один только храм Богу истинному, для одного народа, в чаянии только в отдаленном будущем просвещения мира истинным богопознанием, но „завет“ – хранить и защищать святую вселенскую Православную Церковь и утверждать благочестие в стомиллионном народе. Можем ли мы не праздновать радостно в честь Его народных торжеств и не взирать с надеждами на будущее нашего отечества, когда оно предано благословением Почившего, вместе с возлюбленным Сыном Его, Благочестивейшим Государем нашим, Божию покровительству?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

(См. запись 1942 года: «Мое рукоположение».) 95 Зандер Лев Александрович (1893–1964) – ученик и последователь С. Н. Булгакова, исследователь его творчества. 97 Согласно истории Иова, рассказанной в Библии , Бог послал ему величайшие испытания: сначала уничтожил все его стада и отнял семь сыновей и трех дочерей, а затем поразил его самого проказой. Иов показал себя подлинным праведником и не стал проклинать Бога, однако он вызвал Бога на «состязание», т. е. стал доказывать несправедливость наложенного на него наказания. «О, если бы я знал, где найти Его, – восклицает Иов,–и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне… Тогда праведник мог бы состязаться с Ним,–и я навсегда получил бы свободу от Судии моего» ( Иов. 23:1–7 ). В итоге Иов оказывается прав в своей настойчивости, и Бог снова даровал ему здоровье, богатство и благополучие. 99 Бурса (от ср.-век. лат. Bursa – сумка) – общежитие для бедных студентов при средневековых университетах; в России до 1917 г. – при духовных училищах и семинариях. 101 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 г. постоянный сотрудник журнала «Современник». Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод так называемой «реальной критики» (статьи 1859–1860 гг.: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?»). 102 Акафист (позднегреч. akathistos, от а – отрицательная приставка и греч. Kathizo – сажусь) – христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими. 103 Александр II (1818–1881) – российский император с 1855 г. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мария 31 октября 2021, 18:58 Анна27 октября 2021, 13:10 Анне: УМК по ОПК есть и успешно апробированы, но они классические, т.е. учат добру, правде, СМИРЕНИЮ, что не в духе новомодных экуменически-модернистских течений. И в них напрочь (вот ведь консервы допотопные) отсутствует половое, гендерное воспитание: в них учат сдерживать низменные порывы, обуздывать страсти ветхого человека и стремиться к святости через праведность, через каждодневный труд над собственными влечениями по трудам Святых Отцов Восточной православной церкви и на примерах героев произведений русской классической литературы. Но инфантильная позиция людей, скрывающихся под вывеской СОРПЦ и публикующих такое заявление-отписку, огорчает. Игорь Александрович 30 октября 2021, 19:31 НН30 октября 2021, 12:44. И это радует. Александра 30 октября 2021, 15:36 Для меня эти комментарии были попыткой мирным образом решить явную проблему в русле любви к Церкви и внутри Церкви. Если бы я увидела такое умк в нецерковной школе, - в тот же день написала бы во все мыслимые госорганы по надзору. Неужели все же придётся искать правды в другом месте? Алла 30 октября 2021, 15:01 Иеромонах Арефа, почему вы говорите, что казнили только женщин, если в книге Левит мы читаем: " Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. " А если про блуд, то Второзаконие гласит: " Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею " . Галина И. 30 октября 2021, 13:23 Игорь Александрович: " Марфы, кстати, не языками чешут в Церкви.. "/Марфы- да, а Марии-нет. Слава Богу за вас, что вы имеете эту счастливую возможность. Кстати, Христос высоко вознес женщину, в отличие от иудеев и их невежливых последователей. У каждого члена Церкви свое предназначение, см. глубже-1Кор. 14. " Ибо все вы одно во Христе Иисусе " . К тому же, здесь, на сайте- не Церковь как " собрание " (греч. εκκλησα, лат. ecclesia), а обмен мнениями. Грустно, что надо доказывать многажды доказанное более умными и просвещенными, чем мы, людьми. " Шедше, проповедите учеником Его " - слова, сказанные Ангелом мироносицам женам, благовестницам, первыми " утру глубоку представши гробу Живодавца " . Мир вам.

http://pravoslavie.ru/142578.html

Из этого краткого повествования о жизни св. равноапостольной Марии Магдалины открывается, что благодарность наша к Богу за Его благодеяния должна выражаться в любви к Нему деятельной. Так, Мария Магдалина в благодарность Господу за то, что Он изгнал из нее семь бесов и соделал ее не только телом, но и душой здравой, стала ученицей и последовательницей Его, служила Ему, чем могла до Его вольных страданий, стояла вместе с Пресвятой Богородицей у креста, плакала вместе с Ней, утешала Ее, послужила погребению Господа, а по воскресении Его обошла многие страны с проповедью Евангельской. Все это и научает нас выражать Богу благодарность нашу, повторяем, любовью деятельной, т.е. не словом, а делом. И так всегда поступать и будем, помня слова Господа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин.14:15 ). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:21 ). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Аминь. 23-й день 340. К поселянам о том, что они должны отдавать детей своих на обучение в школы церковно-приходские (Из жизни св. священномученика Аполлинария. Чет. Мин. июля 23) По воле в Бозе почившего Государя Александра Александровича и возлюбленного Сына Его, ныне благополучно царствующего над нами императора Николая Александровича, для ваших детей, православные, открываются в весьма многих местах в нашем отечестве церковно-приходские школы. Как вы думаете, нужно вам отдавать в оные на обучение детей ваших или нет? Не знаем, как вы думаете, но мы со своей стороны скажем вам, что непременно нужно. Почему же так или иначе, но непременно нужно, о том сейчас скажем вам. Во-первых, спросим вас: как вы должны воспитывать детей ваших? «Отцы, – отвечает за вас Апостол, – воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ). Но можете ли вы сами как должно воспитать детей своих в этом учении и наставлении? Очевидно нет, ибо вы сами же говорите про себя, что вы люди темные. Кто же должен воспитывать? Конечно не кто иной, как руководители церковно-приходских школ – пастыри Церкви, которым Сам Бог вверил Божественное учение и наставление. «Он [т.е. Бог], – говорит Апостол, – поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Итак, вы должны отдавать в церковно-приходские школы детей своих и ввиду того что и Сам Бог вверил духовенству Божественное учение и наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Город Яффа (Иоппия) -красота -связан с проповеднической деятель-ностью Св. Апостола Петра. Город известен еще со времен Ноя - принад-лежал его сыну Иоафету. По преданию у Яффы строил Ной свой ковчег для спасения. Первое упоминание о Яффе было сделано в 15-ом в. до рождест-ва Христова египетским фараоном Тутмосом. В 15-ом в. за него воевали филистимляне. Этот город - портовая гавань, через которую везли кедр для строительства города Соломона и его храма. После Соломона в разные времена городом владели Александр Македонский, царь Ирод, получивший его от римского императора Антония. При Ироде построен новый порт Ке-сария, город, где проповедовал Апостол Петр. В этом городе был дом Си-мона Кожевника, в котором Апостолу Петру трижды было видение: И видит отверстое небо и сходит к нему некоторый сосуд, как бы большое полот-но, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а в нем находят-ся всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: Встань, Петр, заколи и ешь. Трижды Петр отказывал-ся: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда был глас к нему: Что Бог очистил, того не почитай нечистым (Деяния апостолов,10,11-16). После этого видения Апостол Петр пошел на проповедь к язычникам, потому что Бог открыл ему, что нельзя ни одного человека почитать скверным или нечистый. Город с 13 по 18 век был под властью мусульман. Наполеон во время его похода взял Яффу. В ней он посетил госпитальс заразными больными. С 19-го в. в Яффе частые па-ломники христиане. В 1876г. здесь приобрел для русской Православной церкви землю Антонин Капустин. В 1888 году здесь построен храм Апосто-ла Петра, особенно почитаемого в этих местах. Храм освящен в 1888г. в присутствии Великой княгини Преподобномученицы Елизаветы и ее мужа Ве-ликого князя Сергея Александровича и князя Павла Александровича. В храме два придела, посвящены Св. Петру и Праведной Тавифе. Слева от алтаря очень запоминающаяся фреска Омовение ног Господом Своим учени-кам в Сионской горнице. Здесь в монастыре находится гробница Правед-ной Тарифы. Апостол Петр по благодати Божией оживил Праведную Тавифу, Она была исполнена многих добрых дел и творила много милостей. Вот как описано чудо воскрешения в Деяниях Апостолов> : Петр выслал всех вон, и, преклонив колени, помолился, и, обратившись, к телу, сказал: Тави-фа, встань! И она открыл глаза свои, и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее. И, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иошии, и многие уверовали в Господа. (Деяния Ап. 9,40-42) Праведной Тавафе молятся о даровании добродетелей и милосердия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://moral.ru/feodorovskaya/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010