Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде 27 сентября 2006 г. 12:47 На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году. Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года. Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем . На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии. В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны. С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения. В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству. В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской , Александрийской , Антиохийской , Иерусалимской , Русской,  Сербской , Румынской , Грузинской , Кипрской , Элладской , Польской , Албанской ,  Чешской и Финляндской.

http://patriarchia.ru/db/text/146124.htm...

Древне-церковная богословская наука на греческом востоке в период расцвета (IV-V вв.): ее главнейшие направления и характерные особенности Речь на годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17-го Февраля 1910-го года Содержание I. Общая характеристика церковно-богословской жизни в IV–V веках. Церковная Богословская наука в до-Никейскую эпоху. Богословская деятельность апологетов II века. Малоазийское Богословие святого Иринея. Научно-богословское движение в разных частях Христианского Мира и развитие потребности в решении внутрицерковных проблем. Ориген – характеристика его богословской деятельности и направления Александрийской школы. Течения в Александрийской школе после Оригена. Малоазийское Богословие к началу IV века: святой Мефодий Олимпийский. Антиохийская школа II. Влияние новых условий церковной жизни на взаимоотношение богословских направлений. Ново-Александрийская школа: характер Богословия святого Александра, святого Афанасия, Дидима, Каппадокийских отцов, Амфилохия, Аполлинария, святого Кирилла Александрийского, Евсевия Кесарийского. Видоизменения в методе Александрийской экзегетики. Антиохийская школа: периоды в ее истории и характеристика богословской деятельности ее представителей. Малоазийское Богословие в IV веке. Святой Кирилл Иерусалимский. Маркелл Анкирский. Святой Епифаний Кипрский III. Отличительные особенности Богословской науки IV–V веков в использовании источников и научных средств: отношение к Священному Писанию, Церковному Преданию и современной философии; живость религиозного сознания, свобода исследования. Заключительные выводы в отношении к условиям нормального развития Богословской науки в настоящее время      В истории Вселенской Церкви IV век и первая половина V представляют чрезвычайный по своему значению период. Радикальная перемена во внешнем положении Христианства в Греко-Римской Империи имела самые благоприятные последствия для внутренней жизни Церкви, предоставив Ее членам полную возможность все силы духа сосредоточить на разрешении внутрицерковных задач. Не отвлекаемая внешней борьбой за самое существование, Церковь начала жить полной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Еп. Иерусалимский (до 335-348 или 350/1), 40-й преемник св. ап. Иакова , брата Господня. М. известен под именем Максимон (греч. Μαξιμνας) в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73, 83//PG. 42. Col. 197, 448) и в трактате Александра Монаха «Об обретении Животворящего Креста» (VI-VII вв.; Alexander Monachus. De inventione Sanctae Crucis//PG. 87. Col. 4064), а также как Максимиан у хронистов Евтихия Александрийского (X в.; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1009-1010) и Михаила Сирийца (XII в.; Mich. Syr. Chron. T. 1. P. 262; T. 4. P. 133). Вероятно, М. был уроженцем Палестины. В период гонений имп. Максимина II Дайи (305-313) на Востоке М. за исповедание христианства выкололи правый глаз, подрезали левую ногу и не ранее 308 и не позже 311 г. отправили его на работы в рудники ( Euseb. De mart. Palaest. 8.1; Philost. Hist. eccl. III 12). После прекращения гонений в 313 г. М. вошел в состав клира. Однако затем о нем нет сведений до нач. 30-х гг. IV в., когда свт. Макарий Иерусалимский пытался возвести его на кафедру г. Лидды (Диосполя). М. был в то время пресвитером в Иерусалиме, народ весьма уважал его и заставил свт. Макария определить своим помощником и преемником на Иерусалимской кафедре. Историк Созомен (V в.) сообщил, что свт. Макарий принял такое решение, чтобы воспрепятствовать арианам завладеть Иерусалимской кафедрой после его смерти ( Sozom. Hist. eccl. II 20). Вероятно, можно считать, что такое объяснение Созомена появилось под влиянием событий во время арианской смуты. В истории неудавшегося возведения М. на кафедру Лидды не ясно, было ли избрание М. согласовано свт. Макарием с еп. Евсевием Кесарийским, к-рый официально являлся митрополитом всей Палестины. Возможно, что избрание М. не было утверждено еп. Евсевием, и по этой причине свт. Макарий отказался от него, но М. был избран преемником свт. Макария с согласия еп. Евсевия. Об обстоятельствах перехода Иерусалимской кафедры к М. после смерти свт. Макария сведения источников также противоречивы. Созомен упоминает о том, что М., уже будучи епископом, присутствовал на Тирском Соборе в июле-сент. 335 г. Визант. хронист Феофан Исповедник (IX в.) указывает начало епископства М. дважды - в 326/7 и 334/5 гг. ( Theoph. Chron. P. 27, 30). Согласно хронике Евтихия Александрийского, М. стал епископом в 29-й год правления имп. Константина, т. е. между июлем 334 и июлем 335 г.

http://pravenc.ru/text/2561628.html

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

епископ Никодим (Милаш) Содержание Правило 1. Понеже надлежало и неприсутствовавшим на святом соборе, и остававшимся в своем месте, или граде, по некоей вине, или церковной, или телесной, не остатися в неведении о том, что на оном постановлено: то извещаем вашу святыню и любовь, что, аще который областный митрополит, отступив от святаго и вселенского собора, приложился к отступническому сонмищу, или посем приложится, или Келестиево мудрование приял, или приимет, таковый против епископов своея области что либо делати отнюдь не может, яко отныне собором от всякого церковного общения уже отверженный и недействительный. Но еще и рассмотрению тех самых епископов области, и окрестных митрополитов, православно мудрствуюших, подлежати будет, для совершенного извержения его из сана епископского. Ефесский собор издал 9 правил. Шесть первых правил изданы на седьмом или последнем заседании собора (31 июля 431 г.) и составляют заключение соборного послания, отправленного " епископам, пресвитерам, диаконам и всему народу каждой области и города " . Послание начинается так: " Когда мы собрались по указу императора в ефесской митрополии, некоторые, в количестве тридцати, во главе с Иоанном, епископом антиохийским, отступили от нас. Имена их следующие: Иоанн, епископ Антиохии сиройской, затем Иоанн, епископ Дамаска, Александр, епископ Апамеи и т.д.... Таковые недостойны пользоваться в церкви властью, которою бы могли помогать или вредить другим, не упоминая уже о том, что среди них есть и такие, которые уже извержены главным образом за то, что, заразившись ложным учением Нестория и Целестия, отказались подписать вместе с нами осуждение Нестория; всех таковых святый собор общим определением лишил всякого церковного общения и отнял у них право совершать святую службу " . За этим следуют подряд шесть правил. Седьмое правило издано было на шестом заседании (22 июля), когда пресвитером и экономом филадельфийской церкви Харисием была подана святому собору жалоба против некоего Иакова, увлекшего в Филадельфии многих в ересь Нестория. Восьмое правило было издано на седьмом заседании собора по поводу жалобы Ригина, Зинона и Евагрия, епископов кипрских, против антиохийского епископа, желавшего подчинить своей юрисдикции кипрскую автокефальную церковь. Девятое правило есть послание этого собора к памфилийскому собору по поводу отречения Евстафия от епископской кафедры. - Первые шесть правил касаются главным образом событий тогдашнего времени, вызванных ересью Нестория. Поэтому, строго говоря, они не имеют непосредственного отношения к верховной дисциплине. Постараемся найти в них то, что имеет отношение к церковному праву и обратим на это должное внимание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

Ефесский собор издал 9 правил. Шесть первых правил изданы на седьмом или последнем заседании собора (31 июля 431 г.) и составляют заключение соборного послания, отправленного " епископам, пресвитерам, диаконам и всему народу каждой области и города " . Послание начинается так: " Когда мы собрались по указу императора в ефесской митрополии, некоторые, в количестве тридцати, во главе с Иоанном, епископом антиохийским, отступили от нас. Имена их следующие: Иоанн, епископ Антиохии сиройской, затем Иоанн, епископ Дамаска, Александр, епископ Апамеи и т.д.... Таковые недостойны пользоваться в церкви властью, которою бы могли помогать или вредить другим, не упоминая уже о том, что среди них есть и такие, которые уже извержены главным образом за то, что, заразившись ложным учением Нестория и Целестия, отказались подписать вместе с нами осуждение Нестория; всех таковых святый собор общим определением лишил всякого церковного общения и отнял у них право совершать святую службу " . За этим следуют подряд шесть правил. Седьмое правило издано было на шестом заседании (22 июля), когда пресвитером и экономом филадельфийской церкви Харисием была подана святому собору жалоба против некоего Иакова, увлекшего в Филадельфии многих в ересь Нестория. Восьмое правило было издано на седьмом заседании собора по поводу жалобы Ригина, Зинона и Евагрия, епископов кипрских, против антиохийского епископа, желавшего подчинить своей юрисдикции кипрскую автокефальную церковь. Девятое правило есть послание этого собора к памфилийскому собору по поводу отречения Евстафия от епископской кафедры. - Первые шесть правил касаются главным образом событий тогдашнего времени, вызванных ересью Нестория. Поэтому, строго говоря, они не имеют непосредственного отношения к верховной дисциплине. Постараемся найти в них то, что имеет отношение к церковному праву и обратим на это должное внимание. Этот собор был назначен на день Св. Троицы 431 года, именно на 7 июня, когда приходился в этот год названный праздник. К назначенному сроку прибыли в Ефес главные деятели того времени, как Кирилл александрийский и все те православные епископы, которые имели возможность явиться и которые, как мы можем видеть, подписались после на соборных актах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Иероним в тупике по украинскому вопросу Патриарх Варфоломей в изоляции. Опасность этнофилетизма 15.05.2019 798 Время на чтение 17 минут Архиепископ Иероним II, предстоятель Элладской православной церкви Впервые Константинопольская Церковь оказалась изолированной от других автокефальных Церквей - по причине своих антиканонических и антисоборных действий по предоставлению автокефалии раскольникам Украины. Таким образом, она сама поставила под сомнение свою признанную координирующую роль в качестве фактора единства и привела к полному провалу свою доселе проверенную и эффективную церковную политику. Все началось с неполного, урезанного представительства тела Церкви на псевдособоре в Колимбари на Крите. В предыдущих наших статьях мы отмечали возникающую неизбежную опасность для грекоговорящего руководства многих Поместных Церквей (Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Албанской) поддаться искушению и последовать этнофилетистским критериям, поддержав греческую первопрестольную Церковь. На деле это будет означать впадение в ересь этнофилетизма, которая была осуждена поместным Синодом Константинополя в 1872 году из-за возникших тогда болгарских этнофилетистских требований. Ересь этнофилетизма была осуждена самим Синодом Константинополя - в 1872 году К сожалению, такие критерии доминируют среди значительной части грекоязычного духовенства, богословов и специалистов по каноническому праву, которые ставят патриотизм и этническое происхождение выше наднациональной интеграции всех православных в едином теле Церкви Христовой, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . Итак, ясно как Божий день антиканоническое вмешательство Константинопольской Церкви на территорию юрисдикции Русской Церкви, к которой на протяжении более чем трех столетий с 1686 года принадлежит Украинская Церковь при всеобщем и неоспоримом признании всех Поместных Церквей и даже самого Вселенского Патриархата (как демонстрируют в историческом и святоканоническом аспекте научные исследования) . Несмотря на это сегодня имеет место спланированная попытка исследователей представить иную картину в пользу якобы существующей юрисдикции Вселенского Патриархата на территории Украины и, что еще хуже, юрисдикции, которая якобы позволяет ему самостоятельно предоставлять автокефалию без согласия всего тела Церкви, выраженного соборным и всеправославным образом.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/15/arhie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выдержит ли Грузинская церковь давление Госдепа? Отделить овец от козлищ! 19.06.2021 921 Время на чтение 10 минут Как сообщал Фонд стратегической культуры, 11 июня на службе, приуроченной к именинам Экуменического патриарха Варфоломея, вместе с делегацией «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) молились иерархи Иерусалимского и Грузинского патриархатов. Данные поместные церкви не признают СЦУ церковью. Следовательно, их представители сознательно нарушали каноны, согласно которым, помолившийся с еретиком подлежит отлучению. По тем же правилам Вселенских соборов подлежат отлучению и те, кто помолится вместе с помолившимися с раскольниками. Это значит, что если грузинский или иерусалимский синод помолится с теми, кто участвовал в совместной службе со СЦУ, то всё священноначалие ИПЦ и ГПЦ подлежит отлучению. А значит, Иерусалимская и Грузинская церкви перестают быть каноническими. То же может случиться и с Русской церковью, если только любой священнослужитель РПЦ помолится после этого с любым грузинским или иерусалимским служителем или даже мирянином. По большому счёту РПЦ ради защиты самой себя и верующих от эпидемии неканоничности обязана разрывать евхаристические отношения с теми, кто молится вместе с Экуменическим и Александрийским патриархатами, Элладской и Кипрской церквами, не говоря уже о СЦУ. Однако Иерусалимский и Грузинский патриархаты, не признающие (пока ещё?) СЦУ, представляются Московской патриархии важными союзниками в политическом противостоянии Варфоломею. Особенно Иерусалимский, который ОВЦС МП называет «исторически первенствующим». На вопрос, чего нам теперь ждать от Иерусалимской церкви, мы попытались ответить в предыдущей статье . А как долго сможет оставаться союзной Московскому патриархату Грузинская церковь? Со стороны может показаться удивительным, что маленькая церковь в маленькой Грузии, распластавшейся перед американцами, ещё не сломлена Госдепом в лице стоящего у него на службе Экуменического патриарха. В сентябре 2018 года, когда Варфоломей уже приступил к непосредственному вмешательству в религиозную ситуацию на канонической территории РПЦ, представители Грузинской православной церкви (ГПЦ) « ушли в несознанку »: «Тема очень тонкая и нужно в первую очередь, чтобы оба патриархата обсудили это и решили». Спрашивается, с какой стати Московский патриархат должен обсуждать со стамбульским происходящее на своей канонической территории? Почему не с Албанским или Африканским?

http://ruskline.ru/opp/2021/06/19/vyderz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Каноническому Православию нанесена тяжелая рана Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором 20.12.2018 817 Время на чтение 7 минут Святейший Патриарх Кирилл обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с посланиями в связи с состоявшимся в Киеве «объединительным» псевдособором, сообщает Патриархия.ru. Каноническому Православию на Украине и во всем мире нанесена тяжелая рана, констатировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях Предстоятелям Поместных Православных Церквей. Послания были направлены Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому Феодору II, Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X, Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу III, Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, Святейшему Патриарху Сербскому Иринею, Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу, Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту, Блаженнейшему Архиепископу Кипрскому Хризостому II, Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму II, Блаженнейшему Архиепископу Тиранскому и всей Албании Анастасию, Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве, Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу, Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону. Святейший Патриарх Кирилл известил их о том, что 15 декабря сего года в Киеве при непосредственном участии и под прямым покровительством государственных властей Украины состоялось собрание «иерархов», «духовенства» и мирян двух украинских раскольнических групп. Участники этого незаконного сборища, заседавшие в историческом храме Софии Киевской, самопровозгласили себя «Объединительным собором». В действительности так называемое объединение заключалось в слиянии друг с другом двух схизматических организаций, из которых была образована одна. В «соборе» участвовали лжеепископы раскольнического «Киевского Патриархата» и другой неканонической структуры – «Украинской автокефальной православной церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кипр ушёл в раскол Кипрская Церковь признала т.н. ПЦУ, хотя и минимальным числом голосов членов Синода 25.11.2020 3519 Время на чтение 6 минут Священный Синод Кипрской Православной Церкви на внеочередном заседании 23-25 ноября поддержал решение архиепископа Кипрского Хризостома по признанию раскольников из т.н. ПЦУ, передаёт РИА Новости. «Священный синод Кипрской церкви на заседании 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинс кий церковный вопрос и проблему, которая возникла в связи с поминанием Епифания как предстоятеля Церкви Украины от имени архиепископа Кипра Хризостомом, и решил не идти наперекор решению предстоятеля», – говорится в заявлении, опубликованном в среду на сайте Кипрской Церкви. В то же время, отмечается в документе, «Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской Церкви». Напомним, 23 ноября на заседании Синода Кипрской Церкви иерархи «подробно» обсудили проблему, возникшую из-за поминания предстоятелем главаря т.н. ПЦУ Думенко. Член Синода митрополит Пафосский Георгий тогда сообщил, что внеочередное заседание прошло «в духе любви и единства». «Были даны разъяснения, и недоразумения разрешились», – цитирует заявление иерарха Romfea. Ранее управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний пожелал членам кипрского Синода «мудрости, сил и мужества сделать правильный выбор!». К сожалению, архиереи-киприоты сделали пагубный выбор. Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков уверен, что принятое Кипрским Синодом решение – это «самое настоящее падение, отступление от Православия ещё одной Поместной Церкви (вслед за Фанаром, Александрийским патриархатом и Элладской церковью)», сообщает издание. «И не стоит себя утешать тем, что решение " не носит обязательного характера " , а 7 из 17 архиереев выступили против беззаконного решения архиепископа Хризостома, – обращает внимание обозреватель " Первого русского " . – Конечно, причиной тому и давление западных политических элит, имеющих самое непосредственное отношение к проекту предоставления Фанаром (Константинопольским патриархатом) " автокефалии " украинской псевдоправославной националистической секте ПЦУ».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/ki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010