В день 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 28 июля 2015 г. 17:01 28 июля 2015 года, день памяти святого равноапостольного князя Владимира, стал кульминацией церковно-государственных торжеств по случаю 1000-летия преставления Крестителя Руси. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; главы делегаций Поместных Православных Церквей: от Константинопольской Православной Церкви — митрополит Милетский Апостол; от Александрийской Православной Церкви — митрополит Мемфисский Никодим; от Иерусалимской Православной Церкви — митрополит Вострский Тимофей; от Грузинской Православной Церкви — епископ Никорцминдский Вахтанг; от Сербской Православной Церкви — митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий; от Румынской Православной Церкви — митрополит Тырговиштский Нифон; от Болгарской Православной Церкви — митрополит Видинский Дометиан; от Кипрской Православной Церкви — епископ Арсинойский Нектарий; от Элладской Православной Церкви — митрополит Калавритский Амвросий; от Албанской Православной Церкви — епископ Амантийский Нафанаил; от Польской Православной Церкви — епископ Семятычский Георгий; от Православной Церкви Чешских земель и Словакии — архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий; от Православной Церкви в Америке — архиепископ Оттавский и Канадский Ириней; члены делегаций Поместных Православных Церквей в священном сане; иерархи и священнослужители Московского Патриархата.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Кремля Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Платон Конухов. Звук: Александр Бригадов. 4 ноября 2016 г. 15:35 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день в России отмечается государственный праздник День народного единства. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Силуана (Шаларя) во епископа Орхейского, викария  Кишиневской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата; митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия ( Кипрская Православная Церковь );  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва ;  епископ Кагульский и Комратский Анатолий ;  епископ Унгенский и Ниспоренский Петр ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Сиэтлийский Феодосий , викарий  Сан-Францисской епархии ;  епископ Единецкий и Бричанский Никодим ;  епископ Сорокский Иоанн , викарий Кишиневской епархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник  Данилова ставропигиального монастыря ; архимандрит Никанор (Папаниколау), духовник православного телеканала «4 эпсилон» (Элассонская митрополия  Элладской Православной Церкви );  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Вадим Кейбаш, секретарь Кишиневско-Молдавской митрополии;  архимандрит Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; духовенство  Православной Церкви Молдовы  и г. Москвы. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Молдова в Российской Федерации Думитру Брагиш, председатель правления Союза предпринимателей Евразийского экономического пространства «Деловой союз Евразии» П.П. Бородин, ректор Российского государственного социального университета Н.Б. Починок, представители дипломатических миссий и государственных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/4661029.ht...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь понятий и терминов 319 АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ (от греч. αυτς – сам и κεφαλ – голова – самовозглавление) – юрисдикционно и административно независимые правосл. церкви, организованные по национально-территориальному принципу, имеющие собственного предстоятеля (патриарха, митрополита или архиепископа). В настоящее время насчитывается 15 А. ц. В официальном списке (диптихе) они представлены следующим образом: Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская (с 1448); Грузинская (после вхождения Грузии в состав России Грузинская церковь потеряла свою автокефалию и снова обрела ее лишь после Февральской революции 1917); Сербская (с 1219, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, последний раз автокефалия была восстановлена в 1879); Румынская (с 1865); Болгарская (с 919, затем в течение различных периодов истории находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата до 1879); Кипрская (с 431); Элладская (с 1833); Албанская (с 1922); Польская (с 1948); Чехословацкая (с 1951); Американская (с 1971). Первым шагом к автокефалии Русской церкви было самостоятельное соборное избрание в 1448 г. митрополитом Московским и всея Руси Ионы (св., память 15 июня). В 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II возвел в сан Патриарха Московского и всея Руси Иова (причислен к лику святых в 1989 г.). В грамоте, присланной позднее и подписанной всеми восточными патриархами, Московскому патриарху определялось 5-е место после Иерусалимского и устанавливалось право избирать патриарха собором епископов Русской церкви. АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ – Церкви относительно или частично независимые по отношению к более крупным и более самостоятельным Автокефальным церквам. А. ц. могут быть установлены на уровне епархии, архиепископии, митрополии. А. ц. являются: Синайская архиепископия, Финляндская православн. и Японская автономная правосл. церкви. Автономия устанавливается решением Собора или Синода Церкви-Матери. Догматические решения Церкви-Матери обязательны для А. ц.; глава А. ц. не может канонизировать святых, устанавливать праздники, менять календарь без согласования с Церковью-Матерью; он получает от предстоятеля Церкви-Матери миро. Сегодня в Русской Православной церкви помимо Автономной Японской церкви некоторые экзархаты (Белорусский, Украинский) имеют права автономий.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В.Я. Саврей Раздел V. Философско-богословская система Оригена Александрийского Лекция 11. Ориген и расцвет Александрийской школы как института эпохи христианской античности Из всех учителей Александрийской школы Ориген вызвал наиболее продолжительные споры, не утихавшие на протяжении столетий. Его труды были беспрецедентны по своему масштабу для античной литературы: по свидетельству св. Епифания Кипрского (V в. по Р. Х.), их количество достигало шести тысяч, включая малые схолии и гомилии. Это число превышает объем всей христианской литературы, созданной за три первых века существования Древней Церкви. Но есть и другая причина, по которой Ориген Александрийский сделался предметом всеобщих пререканий; она имеет прямое отношение к истории философии. В своих сочинениях, которым само имя автора как выдающегося дидаскала придавало статус влиятельности, Ориген допустил ряд предположений, коренным образом расходившихся с вероучением раннего христианства, или тем, что уже после него получило название «правого исповедания» – ρθοδοξα. Отступления Оригена от православия имели место в антропологии, онтологии и теологии. В антропологии Ориген допускал: 1) предсуществование души; 2) возникновение души в результате падения духа; 3) «вселение» души в тело как наказание; 4) Воскресение в эфирном теле. В онтологии он высказывал идеи: 1) цикличности мирового процесса; 2) одушевленности небесных светил; 3) существования «небесной земли»; 4) совечности мира Богу. В теологии его учениями были: 1) субординация (неравенство) Лиц Святой Троицы; 2) неполнота ведения, которым Сын знает Отца; 3) неполнота всемогущества Создателя; 4) последовательное Воплощение Христа во всех мирах: ангельском, душевном и телесном. Как уже было сказано, эти неортодоксальные учения Оригена были кодифицированы поздно, только в V в. по Р. Х., и в связи с вызреванием «оригенизма», представители которого сильно исказили учение своего предшественника. Однако нет сомнения, в силу свидетельств разного времени, что корни всех их содержались в богатом разнообразной семантикой наследии александрийского экзегета; более того, они были прямо связаны с его главной теорией – аллегорической герменевтикой, предоставляющей уму свободу философской интерпретации Библии. Вели же они к тому завершению всей его грандиозной системы, которое воплощало в себе мечту александрийцев об универсальном синтезе, – к апокатастасису (от греч. ποκατστασις всеобщее восстановление), учению о спасении во Христе всей твари как завершающем акте мирового цикла.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Восточная агиология. Приложения Приложение I. Месяцеслов при евангелии VIII-IX века синодальной библиотеки 4 449 Заглавия нет. Внизу показаны разности от него месяцеслова при апостоле импер. публичной библиотеки IX-X века Опущенные внизу числа показывают согласие обоих в памятях. Слова в тексте в скобах показывают, что их нет в апостоле, знак ап. также означает варианты апостола. Сентябрь. 450 1 Начало индикта и память Симеона столпника. 2 св. муч. Мамонта и иже во св. о. н. (ап. преп. о. н.) Иоанна Постника . 3 св. священномуч. Анфима. 4 св. священномуч. Вавилы и св. отроков. 5 св. прор. Захарии и св. муч. Фуфаила. 6 св. архистратига Михаила Хониата . 8 Рождество (Пресв.) Богородицы. 9 (св.) Иоакима и Анны. 12 Кунута (так) и Автонома. Суббота пред Воздвижением. 13 на Воздвижение честного древа (чтение). 14 Воздвижение честного креста. Суббота по Воздвижении. Неделя после Воздвижения и память Симеона, сродника Господня. 15 св. священномуч. (ап. св. мученика) Акакиеи (св. муч.) Никиты. 16 св. муч. Евфимии. 18 св. мучч. Трофима, Доримедонта и дружины их. 20 св. муч. Евстафия (и дружины его). 21 св. муч. Исаакия, еп. кипрского. 22 св. муч. Фуки (так) и дружины его. 24 св. первохуч. Феклы. 26 преставление (св.) Иоанна Богослова. 27 свв. мучч. Калутиана (калутианских) Александра, Зосимы и дружины их. 30 св. Григория великия Армении (ап. епископа Армении и иже с ним). Октябрь. 451 1 св. Домития и Романа. 2 св. священномуч. Киприана (и Иустины). 3 св. (священномуч. Ареопагита) Дионисия. 6 св. Фомы. 7 (свв.) Сергия и Вакха. 9 св. Иакова, брата Божия (?). 11 св. патриархов: Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 12 свв. мучч. Прова, Тараха и Андроника. 13 свв. мучч. Барпа, Павла и друживы. 14 свв. мучч. Гервасия и дружины. 18 св. ев. Луки. 20 св. муч. Артемия. 21 пр. Илариона. 23 Иакова, брата Божия. 24 св. Арефы и дружины. 25 свв. нотарей (Маркиана и Мартирия). 26 св. (ап. великомуч.) Димитрия. 30 свв. мучч. Кириака и Астерия. Ноябрь. 452 1 св. бессребников (ап. свв. бесср. Космы и Дамиана). 2 свв. мучч. Акиндина, Аффония, Пигасия и дружины. 6 (св.) Павла исповедника. 7 свв. мучч. в Мелитине. 8 собор арханг. Михаила. 11 муч. Мины. 13 св. (Иоанна) Златоустого. 14 св. ап. Филиппа. 15 свв. исповедн. Гурия, Самона и Авива. 16 св. ап. и ев. Матфея. 17 св. Григория Чудотворца . 20 св. патриархов Максима и Геннадия. 21 Введение Пресв. Богородицы. 25 свв. отец Климента римского и Петра александрийского . 30 св. ап. Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Выставка «Романовы»: экспозиция, фотографии, отзывы    ОТЗЫВЫ посетителей Митрополит Тамассоский и Оринийский Исаия , Кипрская Православная Церковь «Я выпускник Московской Духовной Академии, поэтому немножко говорю по-русски. Мне очень нравится, что нас пригласили стать свидетелями этого события. Это очень важно, когда люди вспоминают свою прошлую историю, это дает им надежду для будущего. Хорошо знать прошлое и уважать его — это как страховка для будущего. Поэтому, когда русский народ осознает свои духовные корни через такие мероприятия, я думаю, что от этого повышается его достоинство, его нравы, и это ведет к благу русского народа. Поэтому поздравляем всех, кто собирается посетить эту выставку, и желаем всем много-много деток». Геннадий Александрович Чихачёв, заслуженный деятель искусств, заслуженный артист РФ «Открытие этой выставки в праздник Казанской Иконы Божией Матери, в день народного единства, я считаю знаменательным событием. Не забывать свои истоки, искать в прошлом своего Отечества не черные пятна, а то, что движет историей, что возвышает Русь — цель благая и главная. И организатором выставки удалось этого достичь. Хочется поблагодарить тех, кто так бережно и любовно ее готовил». Священник Михаил Асмус , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе «Выставка меня, как человека, воспитанного на любви к русской монархии, Русской Церкви, с детства крещенного и верующего, очень задела за живое. Какое мое первое впечатление?.. В детстве я не верил в то, что возможно на официальном уровне сделать такую экспозицию, да ещё чтобы не только Церковь в лице Святейшего Патриарха, но и государство поддержало эту инициативу. Великая Россия неразрывно связана с союзом Церкви и государства. И хотя говорится, что Церковь будто бы находилась в некоторые периоды своей истории в подчинении у государства, сама эта выставка свидетельствует о том, что мы — верующие люди, представители Церкви — мечтаем о тех временах, когда мы с государством находились в единстве».

http://pravoslavie.ru/65458.html

Глава 11 1–44. Воскрешение Лазаря. – 45–57. Действие этого чуда на народ, решение Синедриона умертвить Христа и удаление Христа в Ефраим. В главах 11–12 содержится повествование о фактах, в которых Христос засвидетельствовал о Себе как о Победителе смерти и как об обетованном Царе Израиля. До сих пор Господь преимущественно словами обращал иудеев на путь веры, но теперь, так как слова не действовали достаточно сильно на Его слушателей, Он свидетельствует о Себе необычайными делами, именно воскрешением Лазаря и торжественным входом Своим в Иерусалим. Ин.11:1 .  Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. О местожительстве заболевшего Лазаря, «Вифании», см. комментарии к Мф.26:6 и Мк.11:1 . Евангелист называет Лазаря по имени потому, что читателям это имя было известно по крайней мере по слухам. Древнее христианское предание говорит, что Лазарь впоследствии жил на о. Кипр и был епископом Кипрской Церкви. В этом предании нет ничего невероятного. Воскресший Лазарь мог, ввиду угрожавшей ему со стороны иудеев опасности ( Ин.12:10 ), удалиться из близкой к Иерусалиму Вифании вместе с христианами, убежавшими на о. Кипр после убиения иудеями диакона Стефана ( Деян.11:19 ). Вифанию евангелист определяет как селение, где жили «Марфа и Мария», а не как селение, где жил «Лазарь», вероятно, имея в виду, что читателям его Евангелия известно было уже из Евангелия Луки, что обе эти сестры жили в одном селении, но само название этого селения не было еще известно (ср. Лк.10:38–42 ). Ин.11:2 .  Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Здесь точнее определяется, кто была Мария, сестра Лазаря. Но так как евангелист говорит о ней как о той, чей подвиг был уже известен читателям, то ясно, что он здесь имел в виду повествования евангелистов Матфея и Марка о женщине, помазавшей миром ноги Иисуса ( Мф.26:6–13 ; Мк.14:3–9 ). В первых двух Евангелиях Мария не была названа по имени, здесь же евангелист этот пропуск восполняет. Кроме того, в Ин.12:1–8 он описывает это событие из жизни Марии в его исторической связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Глава III. Третий Вселенский Собор 1. Предварительные замечания Ход заседаний Эфесского Собора IV в. прошел под знаком тринитарных споров. Собственно христологическая проблема, то есть проблема соотношения человеческого и Божественного во Христе, была затронута лишь в 352 г., когда стали впервые распространяться мнения еретика Аполлинария, епископа Лаодикии Сирийской. Необходимость отреагировать на это новое заблуждение привела богословов к размышлению над христологическим вопросом. Противодействие аполлинарианству было особенно энергичным в антиохийских кругах, где существовало совершенно справедливое стремление показать целостность и полноту человеческой природы во Христе, однако при слишком одностороннем выделении этого момента возникала опасность преуменьшить совершенное единство Личности Христовой. Что же касается александрийцев, то они выделяли как раз это единство, подчеркивая, что Слово есть единственный субъект как Божественного, так и человеческого опыта Христа. Противоречие между обоими богословскими подходами осложнялось глубоким недоразумением относительно значения слова «природа» ( φσις). Тогда как александрийцы понимали под ним конкретную индивидуальность, бытие, имеющее независимое существование, антиохийцы использовали это слово для обозначения как Божества, так и человечества, рассматриваемых в качестве совокупности свойств или атрибутов 714 . Неистовство человеческих страстей и соперничество между главными кафедрами христианского мира с их гегемонистическими устремлениями – все это придало христологическим спорам особенный размах. Конфликт вспыхнул вскоре после того, как Несторий, антиохийский пресвитер, почитаемый за свое красноречие, был призван константинопольским двором в качестве преемника скончавшемуся епископу Сисиннию. Архиерейская хиротония была совершена 4 апреля 428 г. Мы мало знаем о Несторий до его архиерейства, кроме разве что легенд, которые впоследствии были пущены на его счет писателями-монофизитами. Возможно, он был учеником Феодора Мопсуэстийского 715 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

ГЛАВА I. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ОБОЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В своем учении Григорий Палама и отцы Церкви исходят из следующих предпосылок: 1 ) создание человека «по образу и подобию Божию»; 2) воплощение Сына Божия; 3) причастие человека Богу в Святом Духе. Бог Троица сотворил и восстановил человека. Человек, хотя и созданный по образу и подобию Своего Творца, не выдержал богообщения: он отвратился от Бога и пал. «Образ» исказился, и высшая цель человека сделалась для него недосягаемой. Однако, благодаря обожению человеческой природы Сыном Божиим, человеку была дана возможность еще раз достичь богоподобия и обожения, обожение осуществляется Святым Духом, живущим и действующим в Церкви. Дух не производит действенно избавления человека, но открывает ему доступ к возрождающей и обоживающей жертве Христа, принесенной однажды и для всех. Посредством Святого Духа Сам Христос входит в Церковь и пребывает в ней как ее глава до скончания века. Образ Божий в человеке В первой главе книги Бытия говорится, что Бог создал человека по образу Своему ( Быт. 1, 27 ). Это библейское выражение послужило основой для ветхозаветной и христианской антропологии, однако смысл его не был четко определен 8 . В святоотеческих творениях и богословских трудах термин «образ» используется часто и в разных значениях. Различные толкования встречаются даже в трудах одного автора. Так, Климент Александрийский в трактате «Увещание к эллинам» прилагает выражение «по образу» к человеческому уму, а в «Педагоге» он связывает его с данной человеку способностью содействовать приведению в бытие нового человека (через рождение) 9 . Святитель Григорий Нисский в творении «О девстве» называет ум и свободную волю существенными атрибутами того, что «по образу», тогда как в книге «Об устроении человека» он относит образ Божий ко множеству телесных и духовных даров, которыми Бог наградил человека 10 . При таком разнообразии формулировок характерную позицию занял святитель Епифаний Кипрский : «Вообще, не нужно определять или утверждать, в какой части нашей природы запечатлен образ Божий, но мы должны просто признать, что образ есть в человеке, чтобы не отвергать благодать Божию и не отказываться от веры в Него, ибо все, что говорит Бог , – истина, даже если это в некоторых отношениях и выше нашего понимания» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010