священник Александр Полховский О личности Патриарха Константинопольского Фотия , канонизированного Константинопольским Патриархатом XIX веке, но вошедшего в святцы Русской Православной Церкви не сразу, известно немного. Каким он был в действительности? Исследование писем святителя, судьба которого была отнюдь не из легких, может поспособствовать раскрытию его незаурядной личности. Кандидат богословия, выпускник Минской духовной академии священник Александр Полховский предлагает всестороннее рассмотрение вопроса о публикации и существующих переводах писем Патриарха Фотия, а также перевод на русский язык некоторых их них. Письма Патриарха Фотия весьма важны и интересны для исследователя хотя бы по той причине, что в них содержится важная объективная историческая информация, касающаяся в первую очередь личности Фотия. Каким он был в действительности? Лицемером и обманщиком 1 , или высоконравственным человеком? Как известно, эпистолярный жанр дает автору писем определенную свободу изложения мыслей и возможность выражать их предельно искренне. Первое издание писем Фотия было предпринято в 1601 году Дэвидом Хошелом (David Hoecshel) 2 . Оно включало в себя 37 писем, которые были взяты им из рукописи, принадлежавшей Максиму Маргуниосу (Μξιμος Μαργονιος), епископу Кипрскому 3 . Несколько ранее этого издания, но в том же 1601 году, Конрадом Риттерхаусом (Conrad Ritterhaus) было опубликовано так называемое утешительное письмо к игуменье Евсевии по поводу смерти ее сестры, снабженное латинским переводом. Более полное собрание писем Патриарха Фотия вышло в свет в Лондоне в 1651 году благодаря Ричарду Монтегю (Richard Montague), епископу Нориджскому 4 . В свое издание он включил 249 писем, снабдив их латинским переводом. Письма были адресованы главным образом епископам, игуменам и простым монахам, а также императорам Михаилу III и Василию I и другим лицам, занимавшим высокие государственные посты. Однако при этом в данном издании отсутствовали письма к папе Николаю I и архиепископу Аквилейскому об исхождении Святого Духа 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

прот. Александр Мень Апокрифы Апокрифы (от греч. πκρυφος – сокрытый), книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в Термин Апокрифы в языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях. В церковном словоупотреблении этот термин появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме Апокрифами называются книги Ветхого Завета. Первые ветхозаветные Апокрифы появились на рубеже 3 и 2 вв. до н.э. и продолжали появляться вплоть до начала 2 в. Новозаветные Апокрифы создавались с конца 1 в. н.э. Не прекратилось их писание и после установления канона. Ниже будет дан перечень только тех Апокрифов , которые хронологически не выходят за пределы христианской древности. По своему жанру ветхозаветные. Апокрифы относятся к литературе, к писаниям, (завещаниям), и а новозаветные включают апокрифические евангелия, деяния, послания, заветы и наставления, которые приписываются Иисусу Христу и апостолам. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ 1. Мидраши Книга Юбилеев , или Малое Бытие, содержит легенды на тему сказаний Книги Бытия и Книги Исхода. Она написана ревностным законником, который стремился показать, что обряды Моисеева Пятикнижия соблюдались еще в патриархальную эпоху. Автор считает, что Закон был записан на небесных скрижалях еще до создания мира. Название книги связано с тем, что автор делит историю на циклы по 50 лет (юбилеи). На Книгу Юбилеев ссылаются Епифаний Кипрский и Текст книги (в эфиопском переводе) был заново открыт И.Л.Крапфом и издан (1859). Сохранились также греческий перевод и фрагменты еврейского оригинала (в числе текстов). Написана Книга Юбилеев в конце 2 в. до н.э. Автором ее был либо фарисей, либо член кумранской секты (русский перевод прот. Книга жизни Адама и Евы представляет собой легендарно-художественный пересказ истории первых людей от их изгнания из Эдема до смерти Адама. Падение сатаны объясняется завистью его к человеку, которому (как образу Божьему) он не хотел поклониться. Автор исповедует веру в грядущее спасение: «Господь отринет от Себя злых, а праведные будут сиять, словно солнце. И в это время люди будут очищены от грехов водой» (29:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Κοινη’ «общий» греческий язык Κοινη’ «общий» греческий язык по связи с библейским Глава I. Κοινη’. Под названием Κοινη’ 51 разумеется греческий язык в известную эпоху своего развития, – в эпоху, когда сделан был перевод LXX и написаны книги Нового Завета. Чтобы составить себе правильное понятие об этом периоде языка, необходимо проследить историю греческого языка с более раннего времени. Происхождение Κοινη’. С незапамятных времен греческий яз. делился на наречия ( δια’λεκτοι). Древние сами различали их четыре: аттическое, ионическое, дорическое, эолическое. Новые лингвисты находят это деление неудовлетворительным в научном отношении и предлагают другую группировку наречий; напр., известный немецкий ученый К. Brugmann делит их на 7 групп: ионическо-аттическую, дорическую, северо-западную, северо-восточную или эолическую, элидскую, аркадийскую и кипрскую, памфилийскую. Наречия, в свою очередь, подразделялись на говоры ( μεταπτω’σει’σ, ποδιαιρε’σεις τοπικα κατ πο’λεις τ, κατ ’θνη). С течением времени границы между отдельными наречиями стираются, и одно переходит в другое так, что прежнее их распределение становится все менее применимыми. В конце концов старые наречия постепенно совсем исчезают и на их место является один «общий» язык ( Κοινη’), на котором говорят во всех странах, куда проникает греческое влияние. Только с этих пор и может быть речь о едином греческом языке; раньше этого существовали лишь отдельные наречия. Начало и постепенное развитие этого процесса темно вследствие недостаточности фактических данных. Судить о нем можно только на основании более или менее вероятных предположений. Начало этого процесса надо искать еще в V веке до р. Хр. Победа афинян над персами при Микале в 479 г. повела к заключению союза между афинянами и ионянами; Афины становятся постепенно значительным торговым центром внутри этого большого союза. Следствие этого общения было двоякое: как афиняне принимали в свой язык чуждые ему элементы от других племен, так и эти последние заимствовали аттические элементы в свои наречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.В. Слесарев Глава V. Распространение греческого старостильного раскола вне пределов Элладской Православной Церкви Возникновение и развитие греческого старостильного раскола уже изначально не являлось только лишь внутренней проблемой Элладской Православной Церкви. Протест сторонников юлианского исчисления в самом своем зарождении питался субъективно истолкованным пафосом ревности о хранении неизменности православных устоев и неповрежденности церковной традиции. Иерархическое оформление старокалендарной схизмы в 1935 г. повлекло за собой не просто создание альтернативной церковной структуры, но и провозглашение ущербности благодатной жизни в канонических Поместных Церквях, а то и вовсе ее абсолютное отсутствие. Такая экклезиологическая позиция имела своим естественным следствием активное стремление раскольников к учреждению параллельных церковных структур на канонических территориях других Автокефальных Церквей. В итоге своего почти восьмидесятилетнего исторического существования греческая старокалендарная схизма, с большей или меньшей степенью актуальности, затронула интересы Константинопольского, Александрийского, Московского, Грузинского, Сербского, Румынского и Болгарского Патриархатов. Помимо Элладской Церкви, с проблематикой старостильного раскола соприкоснулись Кипрская, Польская, Чехословацкая и Американская Православные Церкви. Таким образом, раскол греческих старокалендаристов давно утратил свой локальный характер и в той или иной мере затрагивает интересы двенадцати Поместных Православных Церквей. V.1. Старостильный раскол и Константинопольский Патриархат V.1.1. Старостильный раскол и Святая гора Афон Календарная реформа в Константинопольской и Элладской Церквях, проведенная в 1924 г., вызвала негодование не только со стороны группы мирян материковой Греции, но, в гораздо большей степени, породила смуту в среде монашествующих Святой Афонской Горы. Одновременно с образованием «Общества Православных», насельниками монашеской республики был учрежден «Священный Союз Монахов Зилотов» («Ιερς Συνδεσμσ των Ζηλωτων Μοναχων»), опубликовавший в 1926 г. программный документ под характерным названием «Якорь Православия» («Н γκυρα της Ορθοδοξας»). В 1927 г. афонская старостильническая организация была запрещена, а девятнадцать наиболее активных и непокорных ее членов постигла участь изгнания со Святой Горы 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Акимов Монтанизм Место возникновения монтанизма Древние христианские авторы называли монтанизм фригийской ересью, имея в виду ее географическое происхождение. Фригией называлась область в Малой Азии, отличавшаяся склонностью к религиозной мистике, религиозным грезам. Там процветал культ богини Кибелы, культ оргаистический, связанный с иррациональным, интенсивным переживанием мифологизированных природных и жизненных процессов. Кибела считалась матерью богов. Согласно мифу, она полюбила простого человека по имени Аттис. Но он предпочел богине простую смертную женщину. Оскорбленная Кибела ввергла своего возлюбленного в безумие, вследствие чего он оскопил себя и умер. Языческие мистерии, связанные с этим мифом, включали оплакивание Аттиса Кибелой и провозглашение его воскресения, а также трапезы с хлебом и вином. В эллинистическое и римское время центр этого культа был в Галатии. В Риме культ Кибелы существовал со времен Пунических войн. В период французской революции фригийский колпак стал символом неограниченной свободы. Монтан, родоначальник данной ереси, происходил из Мизии, из деревни Ардава, находившейся на границе с Фригией. Считают, что до своего крещения он являлся жрецом богини Кибелы и был оскоплен (это сообщают Дидим и Иероним). Если гностицизм привлекал интеллектуалов и происходил из культурных центров (Александрии, Антиохии, Рима), то монтанизм выделялся главным образом своей внешней, практической стороной и был связан с отдаленными малоазийскими провинциями. Характерно, что у Иустина Философа фригийский народ ставится рядом с презренной чернью и варварским племенем (Разговор с Трифоном иудеем, 119 " 73 . Время возникновения монтанизма и его характер Монтанизм был движением, хронологически смежным с гностицизмом. Оформился он в конце 50-х годов II века. Согласно Епифанию Кипрскому (Ереси, XLVIII: 1), его начало относится к 156–157 году. Евсевий Кесарийский связывает его возникновение с 172 года (Церковная история, 74 . Как и гностицизм, монтанизм возник на грани перехода от Церкви апостольской к Церкви исторической. Появлению монтанизма отчасти способствовали некоторые исторические обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Симонов Глава 13. Христианский Восток: проблема сохранения религиозной идентичности После изучения данной главы студент должен: знать • историю мусульманских завоеваний канонической территории восточных Патриархатов; • историю православия в негреческих регионах Балканского полуострова в период мусульманских инвазий; • сущность процесса автокефализации в православии; уметь • сформулировать сущность и исторические последствия процесса исламизации; • описать особенности этнической организации православного населения в мусульманских государствах; • объяснить процесс церковной автокефализации как попытку перенести имперскую диархию на почву национального государства; владеть • методами историко-культурологического и политического анализа процесса образования национальных православных церквей. § 1. Восточные Патриархаты и арабское завоевание 1. Проблема исламизации В Передней Азии православные, основную массу которых составляли ромеи (позже – этнические греки), довольно рано оказались в ситуации, когда сохранение религиозной идентичности означало также сохранение идентичности национальной. С возникновением в VII в. ислама и началом вооруженного наступления исламизированных народов на территорию Византийской империи восточные православные (мелькитские 161 ) Патриархаты – Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский – и иные церковно-организационные структуры (например, Кипрская и Синайская архиепископии) оказываются в положении одного из религиозных субстратов (со временем – все более малочисленного) в чуждом и весьма агрессивно настроенном религиозно-культурном окружении, обладавшем весьма существенным ассимиляционным потенциалом. С течением истории их судьбу разделяют восточные монофизиты (копты и сиро-яковиты), а после падения Константинополя в 1453 г. – и Вселенская патриархия. Сохранение православия в условиях постоянной угрозы исламизации означало в то же время и сохранение родного языка (который являлся традиционным языком богослужения), культурной традиции, исторического самосознания и традиционного мироощущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей статье мы представляем извлечения из древнего памятника греко-византийской письменности, весьма любопытного по своему содержанию и весьма важного в историческом отношении, но до сих пор остающегося не изданным и даже совсем неизвестным ученому миру. Этот памятник, который на первый раз для краткости мы будем называть «Стратегией неизвестного», находится в Московской синодальной библиотеке, входя составною частью в сборник, писанный в XV веке, принадлежавший некогда Иверскому Афонскому монастырю, и оттуда, вероятно, при патриархе Никоне , а, может быть и ранее, поступивший в бывшую патриаршую (теперь синодальную) библиотеку в Москве. Содержание сборника обозначено, хотя и не совсем точно и верно, в известном каталоге греческих рукописей Маттеи под 285 (Accurata codicum Graecorum mss. Bibliothecarum Mosquensium sanctissimae Synodi notitia et recensio, edita a Christ. Frider. de Matthaei (Lipsiae, 1805), Cod. CCLXXV). В нем содержатся: одна статья из церковного устава о праздниках и постах, «Александрида» псевдо-Каллисфена и другие византийские повести восточного происхождения, именно: Синтип (Синдибад, «Повесть о семи мудрецах»), «Стефанит и Ихнилат» Симеона Сифа; два сочинения о военном искусстве: одно – приписываемое императору Никифору (Фоке), другое – без имени автора; басни Синтипа и Эзопа в разных редакциях, жизнь Эзопа; остроумные изречения (апофегмы) древних философов и великих людей; несколько богословских обличительных статей против магометан, католиков и больше всего против армянской ереси; «Физиолог» Епифания Кипрского , и еще некоторые мелкие статейки. Из обозрения Маттеи, в подлиннике, с некоторыми поправками и дополнениями, помещаемого в конце нашей статьи в виде приложения, – знающие люди легко могли заметить, что сборник под 285 (по другому счету 298) заключает в себе немало любопытных вещей, привлекающих внимание как богословов, историков церкви, так и историков литературы. Нельзя сказать, чтобы те из русских ученых, которые имели к тому внешнюю и внутреннюю возможность, совсем пропускали мимо глаз драгоценный московский кодекс; напротив того, были такие, которые изучали в нем то, что каждому по его специальности казалось более интересным и важным. Сам Маттеи, по преимуществу старавшийся об издании классических и древнейших византийских текстов, обнародовал по этому сборнику греческие басни Синтиповы 1 ; в недавнее время И.Е. Троицкий изучал в нем обличительные статьи против армян, на что содержатся указания в его исследовании «Изложение веры церкви Армянской» (С.-Петербург, 1875); много обещавший, но рано умерший эллинист Ф.Н. Веселовский сравнивал находящиеся в сборнике тексты греческих повестей с изданными их редакциями; после него

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > ЕГЭ - позапрошлый О самом существенном 16.07.2015 604 Время на чтение 7 минут Прошли выпускные ЕГЭ. Именно так - прошли... сквозь рамки металлоискателей, под пристальным наблюдением видеокамер и взорами полицейских. Борьба за проверку знаний перетекла в борьбу за «чистоту сдачи экзаменов» и никчёмной проверки. ЕГЭ с каждым годом обходится всё дороже. Платить ведь надо не только за разработку тестов и проверку ответов на них, но и за тысячи видеокамер, установку и бесперебойную работу аппаратуры, отслеживание происходящего на экранах, за усилия оторванных от своих прямых обязанностей полицейских, вынужденных охранять КИМы и следить за тем, чтобы ни один гаджет через металлодетектор не проскользнул. В прошлом году ЕГЭ подорожал в четыре раза: 1 млрд. 200 млн. рублей по сравнению с 300 млн. рублей в 2013 году. Из коих половина пошла на видеокамеры, а один наблюдатель обходится бюджету в 39 тысяч рублей. Итак, по рапорту членов правительства, коррупционность ЕГЭ предположительно падает, чистота неуклонно растёт, но в числе жалоб на проведение ЕГЭ появились такие: кое-где детей заставляют раздеваться и разуваться, не разрешают закрывать двери кабинок в туалете... Участились панические звонки на горячую линию: «Мне страшно сдавать ЕГЭ». Но коррупция ушла на другие, не отслеживаемые, уровни. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов предложил даже свою классификацию коррупционного бизнеса ЕГЭ. Это, во-первых, издание пособий и решебников; во-вторых, компании, занимающиеся «гарантированной подготовкой к ЕГЭ», - не так давно замминистра образования Александр Климов (технарь и менеджер в прошлом!) даже рекламировал услуги одной такой компании, кипрского офшора. В-третьих, это многочисленные сайты, которые торгуют ответами к ЕГЭ. Их закрывают сотнями, но они плодятся как грибы после дождя. Уж это наш продвинутый пользователь инета - премьер Медведев должен понимать: тут возможности безграничны и пагубны! Только за первый день сдачи ЕГЭ было зафиксировано около 30 случаев публикации ответов на тест в Сети. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что результаты ЕГЭ тех учащихся, которые опубликовали их до завершения экзамена по всей стране, могут быть аннулированы. В Ставрополе уволили главного врача больницы, где школьникам выдавались фиктивные справки об их слабом здоровье. С помощью этого документа некоторые ученики сдали ЕГЭ досрочно и набрали по 100 баллов, которые позже были признаны Рособрнадзором необоснованно завышенными. Ну и конечно, не учтёнными в депутатской классификации остаются более традиционные и грубые проявления российской коррупции. К примеру, когда в нынешнем году молодые люди сдавали ЕГЭ по русскому языку, из Оренбургской области поступил сигнал, что в одном из пунктов сдачи экзамена детей высокопоставленных людей посадили отдельно, рядом с одним из них сидел папа и проверял ответы, которые ему приносили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Кафары Кафары . Происходя от греческ. прилагательного « καθαρο’ς , что значит «чистый», слово «кафары» ( καθαροι’ ) служит, прежде всего, довольно общим обозначением различных еретиков (гностико-манихеи, монтанисты, новациане, павликиаие, богомилы, альбигойцы и др.), обозначением ( – необходимо добавить – ), каким любили величать свои общества сами еретики. Смотря на дело с этой точки зрения, можно даже сказать, что элемент «кафаризма», т. е. горделивого сознания еретиками своей особенной «чистоты» и исключительного нравственного совершенства, составлял необходимое условие возникновения каждой ереси, так как он, именно, и вызывал у последователей ее стремление выделиться из общей рядовой массы заблуждающихся ( – разумеется с точки зрения еретиков – ) в особое избранное общество «чистых, святых и совершенных» людей. Помимо такого общего, нарицательного значения, термин «кафары» имеет в церковно-исторической литературе и более частный, собственный смысл, служа обозначением, во-первых, одних раскольников древней церкви, и во-вторых – одних еретиков средневековой истории. Сведения о первых, т. е. о «кафарах» древней церкви мы почерпаем у писателей-ересеологов. Так, в каталоге ересей Епифания кипрского 39-й, а по общему порядку 59-й значится ересь «о кафарах нечистых». О них он, по обычаю, дает лишь самые краткие исторические указания, говоря следующее: «Появились так называемые Кафары от некоего Новата, как многие рассказывают о сем. Этот Новат был в Риме во время гонения, предшествовавшего гонению Максиминову. Может быть, как думаю, то было гонение Декиево или Аврелианово. По поводу павших во время гонения, превознесшись гордостью, он, вместе с последователями своими, не захотел иметь общения с каявшимися после гонения и обратился к сей ереси, а именно учил, что это – не спасение, но что покаяние едино, а после купели ни для кого падшего не может быть помилования». Сопоставляя указанное свидетельство Епифания с данными других древне-церковных писателей Востока и Запада (Евсевий, Церковная история 6; Феодорит, Haeret. fabularum compendium 3, 5; Созомен , Церк. история 2, 32. 3, 20–21. 4, 24. 8, 1; Киприан, еп. карф., Письма – 41, 49, 55, 59 и др. и сочинение «О падших»; Корнилий, папа рим.: его письма см. у Евсевия Ц. И. 6, 43). мы получаем об этих кафарах более определенное представление: это были, в сущности, не еретики, а раскольники римской церкви, отделившиеся в половине III го века от церковного общения с епископом Корнилием, по внушению одного пресвитера, по имени Новация. Поэтому древние кафары известны также еще и под названием «новациан». А так как из Рима этот раскол впоследствии распространился по северу Африки, проник в Малую Азию и там, в провинции Фригии и местечке Пепузе, соединился со сродными ему по воззрениям остатками проживавших там монтанистов, то получили также имя катафригиян и пепузиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Климент Тит Флавий Климент Тит Флавий – пресвитер, знаменитый учитель и писатель александрийской церкви конца II и начала III в. С его именем связывается один из важнейших моментов в истории христианского просвещения и науки. Вместе с Пантеном, своим учителем, он, собственно, является основателем особой богословской школы в Александрии. Эта школа, по преданию, была основана еще Евангелистом Марком, но трудами Пантена и Климента из простого огласительного училища „святых словес“ она обратилась в самостоятельное просветительно-ученое учреждение, где и были заложены первые твердые основы для научной разработки христианства во всей совокупности его идей. [Исторические сведения о жизни и деятельности Климента ал. очень кратки и отрывочны. Неизвестно с точностью ни место, ни время его рождения. Еще Епифаний кипрский (наег. XXXII, 6) свидетельствовал, что одни называли его александрийцем, другие афинянином. Есть основания думать, что знаменитый катехет родился в Афинах (ср. Reinkens, р. 1–5, а также Paed. I, IV, 11; I, V, 14; II, XI, 117), вероятно, около 150 г. (ср. Faye, 17; Кrüger, 100; Миртов, IX, Lehmann, 27; Reinkens, 5; Wesmcomm, 560, и др.). Хорошее знакомство его с древнегреческой мифологией, народными суевериями и мистериями дает основание предполагать, что, по своему происхождению, он был язычник, и это предположение находит подтверждение у Евсевия (Praep. ev. II, II, 64). Справедливо восхваляемая древними и выступающая на каждой странице его творений ученость и широкая осведомленность во всех отраслях античной литературы, знание условий жизни состоятельных классов греческого общества заставляют думать, что знаменитый катехет родился в семье богатой (и знатной, прибавляют Westcott, Duchesne, Baillet и др., устанавливая родственную связь между Климентом ал. и Титом Флавием Климентом, внуком императора Веспасиана), которая дала ему хорошее воспитание и образование. (О воспитании и образовании того времени см. у Müller’a в Handbuch der Klassischen Altertums – Wissenschaft В.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010