закрыт. В таком состоянии он находился сто слишком лет; в 1903 году он снова восстановлен, по указу Св. Синода, в виде женского. Храмов пять. Главный соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, весьма древней постройки (конца XV в.); в иконостасе много старинных образов в серебряных басменных окладах; стены расписаны старинными Фресками. Другие храмы: во имя Благовещения, во имя прп. Мартиниана, во имя Богоявления Господня и во имя прп. Ферапонта. В храме прп. Мартиниана почивают под спудом его мощи. Здесь же возвышается надгробие над могилой его ученика Иоасафа, архиепископа Ростовского, в мире князя Оболенского. В ризнице хранится полотняная риза прп. Мартиниана, а также древняя плащаница с греческими надписями. Олонецкая губерния Обителей мужских 11, женских 3. Мужские обители Александро-Ошевенский монастырь в Каргопольском уезде. Обитель Св. Александра Ошевенского, основанная им в 1453 году, находится в 42 в. от города Каргополя, при Ошевенском погосте, на берегу реки Чурьяги. Монастырь беден средствами и малолюден. Храм один, в честь Успения, с приделом внизу в честь Сретения. В обители под спудом покоятся мощи прп. Александра в раке. Имеется гостиница и странноприимный дом. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде. Обитель Св. Александра Свирского находится в 34 верстах от города Олонца; вблизи реки Свири. Местность сухая, возвышенная, окруженная сосновым бором, необыкновенно здоровая; – так что, по мнению здешних старожилов, здесь живут самые долговечные люди. Обитель основана в 1506 году прп. Александром Свирским , иноком Валаамского монастыря. По особому повелению свыше, он оставил Валаам, удалился в Свирские леса, долго подвизался здесь в уединении и безмолвии, пока вокруг него не образовалась монашеская община. Слава великих подвигов св. Александра озаряла и основанную им обитель, которая и при жизни Александра, и после его кончины находилась в самом цветущем состоянии. Великие князья, цари московские и бояре много жертвовали на благоустроенные обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тот же ряд еретичествующих крестьян, что перечислены архиепископом Геннадием в Новгородчине, продолжается подобными же или сходными выступлениями отдельных крестьян в Поволжье (Никифор), на Вологодчине (Стефан) — все в конце XV в. Сюда же относится и развернутое повествование о нападении крестьян на Александро–Ошевенский монастырь (Олонецкий край), в котором не обошлось и без еретичествующих мотивов. Приведем его по житийной повести об Александре Ошевенском (1567 г.). События описаны с необыкновенной живостью, точностью деталей и непосредственным чувством. Это позволяет предполагать, что в распоряжении автора имелись документальные материалы, непосредственно относящиеся к происшедшему. Их участниками (дело происходило в 70 — начале 80–х гг. XV в.) были согласно Житию некии «раскольницы и крамольницы» из числа низшего белого и черного духовенства. Они захватили богатства, принадлежавшие монастырю, а местные крестьяне забрали монастырские угодья. Автор Жития Александра Ошевенского не характеризует ни взглядов «раскольников и крамольников», ни взглядов действовавших заодно с ними крестьян. Но одно известие заслуживает внимания как важное, хотя и косвенное, указание на умонастроения крестьян, напавших на монастырь. Указание это сближает умонастроения крестьян с умонастроениями Никифора и Стефана. Житие упоминает о невинном, казалось бы, требовании, заявленном крестьянами монастырским властям: «Мы же себе начнем добывати священника белого по своему изволению, яко же есть обычай мирьским человеком» . Это имеет отношение к приведенным выше словам новгородского архиепископа Геннадия: «та прелесть здесе распростерлася не токмо в градех, но и по селам. А все то от попов, которыа еретики ставили в попы». Что значит «еретики ставили в попы»? Следование как раз тому, что крестьяне, захватившие земли Александро–Ошевен- ского монастыря, назвали: «яко же есть обычай мирьским человеком». Издавна и стихийно сложившаяся практика подавления мирянами мирян же в дьяконы и священники явочным порядком, минуя церковные инстанции и поставленческие процедуры, столкнулась с одной из важнейших прерогатив церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

На территории монастырей в Архангельской области завершены георадарные исследования, результаты которых могут стать сенсацией 2 апреля, 2013. Новостная служба Секретарь попечительского фонда ‘Император’ также отметил, что в монастырях были обнаружены объекты, которые с высокой долей вероятности можно считать захоронениями. 2 апреля. ПРАВМИР. На территории древних монастырей в Каргопольском районе Архангельской области завершились георадарные исследования, проведенные фондом сохранения исторического наследия «Император». Работы были проведены в Александро-Ошевенской и Кирилло-Челмогорской, обителях, а также в Каргополе. По мнению исследователей, результаты могут стать сенсационными, сообщает сайт Архангельской епархии . В ходе пресс-конференции, посвященной событию, епископ Архангельский Даниил отметил, что эти старинные северные места святы. «Душа человеческая преобразуется, когда она прикасается к чему-то великому и святому, — продолжил митрополит Даниил. — Хотелось бы воспитать поколение, которое помнит историю и традиции своего народа. Если мы не посеем христианские семена, то опять настанут времена, когда человека низвергнут до уровня животных. Хотелось бы, чтобы мы сохранили духовное богатство, которое нам досталось в наследство, и, используя современные технологии, делали его достоянием нашего общества. В Каргопольском районе — уникальной культурно-исторической территории — ученые уже получили с помощью георадара новые данные». Секретарь попечительского совета фонда «Император» Владимир Станулевич сообщил, что результаты исследований в Александро-Ошевенском монастыре могут оказаться научной сенсацией. «Там обнаружен объект, характеристики которого требуют дальнейшего уточнения. Окончательный ответ получим через пару месяцев. Надеемся, что это будет научное открытие уровня не только района, а региона и страны в целом», — подчеркнул он. Секретарь попечительского фонда «Император» также отметил, что в монастырях были обнаружены объекты, которые с высокой долей вероятности можно считать захоронениями.

http://pravmir.ru/na-territorii-monastyr...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, учредил здесь, в 1803, духовное училище. При обители бывают в год две ярмарки: в день Сошествия Св. Духа и 30 августа. ОШЕВЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 44 верстах от уездного города Каргополя, на берегу речки Чурьяги; находится под управлением архимандрита основан в 1465 году Преподобным Александром Ошевенским, который сначала построил на сем месте уединенную келью, и в ней поставил две иконы, данные ему игуменом Кириллова Белоезерского монастыря, где он принял иночество, одну Богородицы Одигитрии, а другую Николая Чудотворца; потом, с благословения архиепископа Новгородского, св. Ионы, построил церковь и для стекшихся к нему тружеников обитель, в которой и был первым игуменом. Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб., существующая с 1707 года, двухэтажная, в которой престолы: вверху Успения Богородицы, с приделами Сергия Радонежского и Флора и Лавра, а внизу Сретения Господня, с приделами: Препод. Александра Ошевенского, где и св. мощи его почивают под спудом, и Препод. Кирилла Белоезерского; первый из сих приделов освящен в 1712 году. 2) Николая Чудотворца. – В главном храме находятся и две вышеупомянутые иконы, принесенные сюда св. Александром. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-ОНЕЖСКИЙ, муж. 3 класса, находится под управлением архимандрита. Подробных сведений о сей обители никаких нет. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ПАЛЕОСТРОВСКИЙ, муж. заштатный, близ губернского города Петрозаводска, на одном из островов Онежского озера, именуемом Палей, или иначе Вспанье. Он основан Преподобным Корнилием, который сначала жил на этом месте уединенно в хижине; потом устроил для пришедших к нему других иноков кельи и церковь Богоматери; управляя же обителью, он проводил большую часть времени в пещере у подошвы горы, где и скончался. Мощи его перенесены оттуда в монастырь при преемнике его, Препод. Аврамие. От пожаров и опустошений, причиненных Палеостровской обители раскольниками, не осталось никаких сведений о времени, когда Преподобный Корнилий жил; известно только, что монастырь сей в конце XVI века уже существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

С сайта http://www.myrusland.ru/places_168.htm Александро-Ошевенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 44 верстах от города Каргополя, при реке Чурьяге. Основан около 1443 года пр. Александром Ошевенским (см. 20 апреля), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру - Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Чёлма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1378. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, б. выселок Челма у впадения р. Челма в Монастырское озеро Координаты: 61.664756, 38.190333 Проезд:1. На лодке из Лекшмозера или Орлово до пирса в юго-восточной части Лекшмозера, пешком 1,5 км. 2. Возле а/д Р-2 Долматово-Пудож стоит поклонный крест. От него по заросшей, частично заболоченной тропе 5 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Он основан в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-bcero XV в. неизвестна. Монастырь входил в Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Ныне Архангельская область Каргопольский район. Расположен к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины. Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. В начале XVII века пустынь не раз подвергалась разорению литовскими отрядами. В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины. В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=27950

16 . ГЕРМАН, произведён Преосвященным Варнавой, Архиепископом Холмогорским и Важеским, в 1722 году Января 16. Скончался в 1723 году, Ноября 29, и погребён в том же Сийском монастыре. 17 . ПОРФИРИЙ, переведён из Николаевского монастыря в 1727 году, Декабря 7. Скончался в Январе 1730 года и погребён в этом же Сийском монастыре. 18 . ЛЕОНТИЙ, произведён Преосвященным Варсонофием, Архиепископом Архангелогородским и Холмогорским в 1742 году, Января 27, потом переведён в Архангельский монастырь. 19 . СЕРАФИМ, в схиме СИМЕОН, произведён в 1749 году, Марта 25. Скончался в 1753 году Ноября 18. По кончине оного паки переведён Леонтий, который скончался в 1761 году Октября 19, в бытность свою в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения, и погребён в Александро-Невском монастыре, что ныне Лавра. 20 . ГАВРИИЛ Огинский, родом из Чернигова, священнический сын, произведён Вениамином, Архиепископом Санкт-Петербургским, в 1762 году, Февраля 2 дня. Скончался в 1779 году, Января 28, и погребён в Сийском монастыре Преосвященным Вениамином, Епископом Архангельским и Холмогорским. 21 . ПАРФЕНИЙ Петров, Ректор Архангельской Семинарии, родом Новгородец. В 1779 году определён и Преосвященным Гавриилом, бывшим тогда Архиепископом Санкт-Петербургским, посвящён 30 Мая в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе из Иеромонахов и Риторики учителей Новгородской Семинарии; а по 10-летнему в этом монастыре начальствованию в 1790 году переведён в Александро-Свирский монастырь; ныне – Епископ Архангельский и Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса. 22 . АПОЛЛОС Терешкеевич, Семинарии Ректор, родом из Малороссиян, в 1790 году посвящён, из Игуменов Александро–Ошевенского монастыря, переведён в Курский Богородицко-Знаменский монастырь в 1803 году, Марта 9. Настоятелем был в Сийском монастыре 13 лет. В 1813 году, Июля 19, Всемилостивейше пожалован в Епископа Слободско-Украинской Епархии. 23 . АВГУСТИН Сахаров, переведён из Рязанской Епархии из третьеклассного Троицкого монастыря в 1803 году, но, не быв в монастыре, переведён в 1804, году в Сергиеву Троицкую приморскую пустыню со степенью сего монастыря. Ныне Епископ Оренбургский и Кавалер Ордена Св. Анны 1 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В отделе рукописей Библиотеки РАН журналистам показали материалы библиотеки Александро-Свирского монастыря, которая насчитывает 113 рукописей. Собрание включает богослужебные, богословские книги, переводы с греческого языка, сочинения по мировой истории с дополнениями о Московском царстве. Особый интерес представляют рукописные сборники с житиями русских святых — основателей монастырей: преподобных Александра Свирского, Александра Ошевенского, Кирилла Новоезерского, а также жизнеописаниями святителей — епископа Новгородского Никиты, Патриарха Никона. Сохранились описания монастыря, составленные «книжными» монахами. Заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН Мария Корогодина подчеркнула, что оцифровка рукописей не только имеет большое значение для реконструкции библиотеки Александро-Свирского монастыря, но и делает архивные документы доступными для удаленной работы исследователей. В фонде библиотеки хранятся тексты с момента создания обители, а также рукописи XII-XIII веков, которые не были написаны в монастыре, но хранились там. Для хранения рукописей важно следить за температурно-влажностным режимом, поэтому изготавливаются микроклиматические контейнеры, которые располагаются в книжных шкафах. Это боксы из бескислотного картона. Журналистам показали процесс оцифровки рукописей, включающий несколько этапов: сканирование, контроль качества, постобработка в графическом редакторе, повторный контроль качества и внесение оцифрованного документа в фонд библиотеки. О двух важных рукописях, находившихся в данный момент в процессе сканирования, рассказала старший научный сотрудник рукописного отдела РАН Вера Подковырова. Это ирмологион — нотная рукопись конца XVIII века, которая использовалась во время богослужения, и литийный Синодик, в котором записаны имена патриархов, епископов, великих князей и монашеских родов для поминовения в обители. Аналогов рукописям библиотеки Александро-Свирского монастыря нет ни в одном хранилище. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/4945507...

На совр. иконах М. одета в традиц. облачение преподобной: она в охристой рясе, темно-красной мантии, синих схиме и куколе. Ее правая рука поднята перед грудью в молении, в левой - модель ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» тамбовского Вознесенского мон-ря. Первые единоличные иконы святой (поясная и ростовая) были написаны в 2005 г. к торжеству обретения ее мощей и находятся у раки М. в юж. приделе ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На зап. стене этой же церкви выполнен образ М. в рост в стиле академической живописи XIX в. (кон. 90-х гг. XX в.; Прп. Марфа, старица Кирсановская//Вестник Православия. Тамбов, 2001. 9 (71). Прилож. 3). М. стоит на зеленом поземе на фоне Скорбященского храма со склоненной в задумчивости головой, правая рука в молении прижата к груди, в левой - четки. Изображение М. также включено в состав местных подвижников на иконе «Собор Тамбовских святых». А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2562490.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010