Двадцать семь лет преподобный Александр совершал монашеские подвиги в своей обители. Однажды во время болезни ему явился преподобный Кирилл-Белоезерский и, исцелив, обещал помогать во всех его трудах. По молитвам своего Небесного покровителя преподобный Александр благоустроил монастырь и мудро руководил духовной жизнью не только братии, но и многих мирян, приходивших к нему за наставлениями. Преподобный Александр мирно скончался 20 апреля 1479 года. Нетленные мощи преподобного Александра Ошевенского были обретены при строительстве нового храма во имя Святителя Николая Чудотворца. По распоряжению митрополита Московского Антония, они были свидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом. Тогда же была написана икона преподобного Александра, согласно рассказам знавшего его старца и иноков, которым преподобный являлся. Позднее мощи святого хранились в Успенском храме обители, в приделе во имя преподобного Александра (освящен в 1712 году). В 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием написано житие преподобною Александра. Источником для жития послужили сохранившиеся воспоминания его родных и рассказы старцев, живших в монастыре еще при его святом основателе. В Иконописном подлиннике есть описание преподобного Александра: «Подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главные черные; ризы преподобнические и в схиме». Святаго мученика Гавриила младенца, Белостокскаго ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8, празднику 3 и святому 5, глас 1: Аще не обратитеся и не яко младенцы незлобивии пребудете,/не можете в Царствие Небесное внити,–/сице научает други Своя Христос,/имже чашу страстей Своих обещавает пити;/сию убо спасительную чашу и Гавриил младенец приемлет,/младенческим незлобием мученический венец преукрашая/и того ради сугубое стяжав дерзновение,/во еже молитися о спасении душ наших. Глас 2: Стекается соборище иудейское,/от Бреста же и Белостока,/да непорочнаго младенца мукам предаст./О, беззаконных, о, неверных!/сего непротивлением не вразумившихся,/и младенческую кровь до конца истощивших,/и родители того обезчадствовавших,/но мы, святаго мученика благоговейно почитающе,/того днесь призовем в молитву,/о еже таковаго жестосердия нам избавитися/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно народной легенде, в жаркий летний день Макарий присел на камень в деревне Софоново и попросил у местных жителей воды, но мужики прогнали его. «Жаль мне вас, бедные люди, – сказал Макарий, – но будете жить ни серо, ни бело». Позднее раскаявшиеся поселяне поставили над камнем Макария часовню 359 . Имя Макария Желтоводского включено в синодик Бережно-Дубровской волости Каргопольского уезда вместе с самыми почитаемыми северно-русскими святыми ( Александр Свирский , Александр Ошевенский, Кирилл Белозерский и др.) 360 . Известны каргопольские списки Жития Макария Желтоводского (БАН, Каргопольское собр., 218:357) 361 , и как уже отмечалось, иконы с изображением святого. Чудотворная икона Макария, по данным XIX–XX вв., собирала в Хергозерском монастыре множество паломников. Люди шли «класть заветы» (куски ткани, полотенца, предметы одежды, в зависимости от того, что болит), приводили сюда скот в дар монастырю (ср. «Чудо 12»), обходили Хергозеро босиком или на коленях, купались в нём, пили воду из него (ср. «Чудо 16») в надежде получить исцеление от различных болезней. Рядом с монастырём летом устраивалась ярмарка, на которой торговали яйцами, маслом, пирогами и т. п. Особенно много людей собиралось в монастыре 24−25 июля, на праздник Макария. Из Каргополя в эти дни устраивался крестный ход, он «шёл по дороге на Челму (к Кирилло-Челмогорскому монастырю. – А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий» 362 . Крестные ходы на Хергозеро шли и из других мест. В устной традиции Каргополья бытуют представления, что монастырь основан самим Макарием Желтоводским и что чудотворная икона с его образом приплыла по озеру. Среди местных каргопольских святых сравниться с Макарием Желтоводским по степени почитания мог, пожалуй, только Александр Ошевенский 363 . Культ нижегородского святого в Каргополье, где он, вопреки народным легендам, никогда не бывал, представляет некоторую загадку. По-видимому, этот культ стал складываться в 1630−1640 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Судьба каждого человека, его семьи, его рода всегда связана с историей страны, так или иначе вовлечена в нее. Записанные Мариной Завгородней воспоминания ее бабушки о трагических событиях 1920–1930-х годов – еще одно тому подтверждение: «обычная» жизнь тверской семьи оказалась сопряжена с подвигом мучеников за веру: игумена Феодорита (Григорьева) – духовника Александро-Свирского монастыря, архимандрита Досифея (Нилова) – настоятеля Александро-Ошевенского монастыря до его закрытия большевиками, старца Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители в Москве… С. Толмачи      Я гощу у бабушки Наталии Ивановны. Мы сидим на кухне и пьем чай. Напротив, почти на уровне глаз, висит Казанская икона Божией Матери. – Этой иконой твою маму игумен Феодорит благословил. Он нам за отца был. Наш отец Петр рано умер. Не выдержал. – Чего не выдержал, бабушка? – Его несколько раз арестовывать приходили. Сотрудники НКВД с семьями между нами потом поселились и сейчас еще живут. Слышишь, радио на всю деревню орет? Это соседка наша Параскева так развлекается. Старуха уже, а всё с биноклем сидит целыми днями на чердаке своего дома. Со столба из динамика, что под окнами нашего дома, на всю мощь доносилась песня: Хмуриться не надо, Лада, Для меня твой смех – награда, Лада! Даже если станешь бабушкой, Все равно ты будешь ладушкой, Для меня ты будешь ладушкой, Лада!.. – Это ее любимая. Целыми днями одну пластинку крутит. Веселится. Дочь свою Ладу в город жить отправила. Бабушка не выдержала пыток динамиком: – Ладно им теперь живется нашими-то трудами. Детей в город отправили жить на наши деньги. Ладно им живется на наших-то слезах. Мужчин наших уничтожили, а нас оставили на них рабами работать. – Кто были наши мужчины? Наши мужчины Иеромонах Досифей. 1915 г. Последний настоятель Александро-Ошевенского монастыря (1915 –1925 гг.) – Семья в Санкт-Петербурге жила. Отец твоего деда еще молодым умер. Их воспитывал родной брат отца. Он был монах, и большого чина. Семинарию и духовную академию закончил в Петербурге. Там он и служил. Его первого в революцию забрали. Потом его родного брата за него расстреляли, а семью в лагеря отправили. Сына Федора после лагерей в 1937 году здесь, в селе Толмачи, расстреляли. Другой сын, Петр, в лагере долго сидел. После войны он собственный дом в Волховстрое построил, там и жил со своей семьей.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Антипа); «Господь Вседержитель, с предстоящими преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским» 1728 г. из с. Турчасова (АМИИ). На иконе 1825 г., написанной мастером онежской иконописной артели И. И. Богданова-Карбатовского , среди избранных святых, поклоняющихся образу Преображения, преподобные Н. и Феодосий Тотемский, свт. Николай Чудотворец (Укозерский) и мц. Стефанида (АГМДЗиНИ); на иконе 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова) вместе с Н. представлены прп. Александр Ошевенский, свт. Петр Московский и прп. Сергий Радонежский. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., когда Кожеозерский мон-рь был закрыт, Н. почитался наряду с другими каргопольскими подвижниками: преподобными Александром Ошевенским, Кириллом Челмогорским и Пахомием Кенским. На иконах этого времени Н. изображали в сложившейся иконографии предстояния: так, на образе «Преподобные Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский и Кирилл Челмогорский - Каргопольские чудотворцы», XVIII в. под металлическим окладом кон. XIX - нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы Каргополя), святые представлены в рост, попарно, в молении Иисусу Христу; Н.- справа, в молении, вместе с прп. Кириллом Челмогорским, облачен в мантию и схиму с опущенным на голову куколем; длинная изогнутая борода подчеркнута вырезом в окладе иконы. В составе деисусных чинов этого времени образ святого встречается в паре с изображениями основателей разных мон-рей: «Преподобные Макарий Унженский и Никодим Кожеозерский» сер. XIX в., вероятно, письма иконописца Владимирской губ. М. К. Сказываева, происходящей из часовни мучеников Флора и Лавра дер. Семёновская на Кенозере (Кенозерский нац. парк; см.: Небеса и окрестности Кенозерья: Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие ист.-культ. ландшафт Нац. парка «Кенозерский». М., 2009. С. 303-305. 21), «Преподобные Кирилл Новоезерский и Никодим Кожеозерский» 3-й четв. XIX в. из Никольской ц. дер. Сырья (АМИИ). Н. изображали на нек-рых иконах «Собор Новгородских чудотворцев» расширенного извода в период формирования этой композиции.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Я своими глазами видел, как в настоящее время всё это выглядит. Действительно, речка течет как обычно, затем делает поворот и вдруг исчезает. Видно, как течение несет к этому месту листья, щепочки, а затем закручивается в плавный водоворот – и всё. Причем в деревне до сих пор можно увидеть место старого русла реки. В наше время ученые исследовали это явление и объясняют тем, что в данной местности есть карстовые пещеры, куда и уходит вода. Но такое объяснение, думаю, нисколько не умаляет чуда: Господь – Творец вселенной, в Его руке движение звезд, Он управляет стихиями и течение воды силен направить в то или иное русло. Даже под землю. Для людей нахождение близ источника воды всегда было очень важным, поэтому такой неожиданный поворот стал серьезным вразумлением крестьянам за то, что не пустили к себе великого старца. Есть слова в Псалтыри: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». «Наказание» по-славянски – вразумление. Господь вразумляет, но смерти не предает. В данном случае это была не моровая язва, не падёж скота, не что-либо, вредящее человеку, но такое вот настойчивое зримое напоминание о том, что внимательнее нужно быть к праведникам. И хотя преподобный Александр Ошевенский нашел место для обители и создал монастырь, который прославился аскетической жизнью своих насельников, всё же через несколько столетий обитель была разорена. Сейчас от нее сохранились лишь руины да пара корпусов, в которых живут монахи, пришедшие восстанавливать святыню. Меня часто спрашивают, почему Господь попускает разорение монастырей? Почему обители, которые были основаны настоящими подвижниками, действительно легендарными людьми – такими как преподобный Александр Ошевенский или Нил Сорский, потом подверглись разграблению и до сих пор лежат в руинах. Мое мнение, что какое общество, такое и монашество. В монастыри уходят люди, которые не в инопланетной цивилизации родились и не с неба на парашютах спустились, а представители общества. Если в целом состояние народа таково, что есть верующие, которые, живя по-христиански, стремятся еще более строго подвизаться, тогда монастырей много. Иными словами, общество только тогда может давать монахов, когда само живет по законам Христовым. В тех Поместных Церквях, где народ сохранил благочестивые традиции, сильно и монашество. Например, в Греции или Румынии.

http://pravmir.ru/arhangelovo-chudo-v-ar...

(Вып. Озер. 2:380). Какое перстосложение употреблялось в Русской церкви до патр. Никона? Двоякое: одни, следуя постановлению Стоглавого собора и наставлению Псалтири, крестились двуперстно, другие же, следуя «древнему обычаю и преданию отцов, дедов и прадедов» держались троеперстия. Откуда видно, что креститься троеперстно – древний обычай? Особенно ясно это видно из сложения перстов преп. Спиридона просфорника, жившего в 12 стол. и жития преп. Александра Ошевенского. Преп. Спиридон и теперь почивает в киевских пещерах с троеперстными сложением правой руки 20 , а в житии преп. Александра Ошевенского, написанном в 1567 г., составитель его, иеромонах Феодосий так пишет о себе: «Три перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася» (Вып. Озер. 2:383). Есть ли указание на троеперстие в старопечатных книгах? Есть. В Б. Катехизисе на вопрос – как следует полагать на себя крестное знамение, дается такой ответ: «сице знаменаемся: им сложивше убо три персты десныя руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо» (л. 5 об.). В Мал. Катехизисе, напеч. в Киеве в 1645 г., также повелевается полагать на себе крестное знамение «рукою правою, три пальцы зложивши» (л. 25 об.). Откуда видно, что в Русской церкви не было единообразия в двуперстном сложении? Из тех свидетельств, на которые ссылаются раскольники в защиту своего учения о двуперстии. Так, Стоглав в начале главы (31) говорит: «сице благословити рукою и креститися: большой палец да два нижнии перста во едино совокупив, а верхний перст (очевидно, указательный) с средним совокупив, простер и мало нагнув» (стр. 132 по Казан. изд.); в средине главы уже так: «креститися подобает и благословити: персты три совокупити низу (внизу), т. е. те, которые находятся внизу кисти руки, «а два верхнии», т. е. указательный и большой, «купно»; в конце же главы: «сице благословити рукою и креститися: три персты равны имети вкупе по образу троичьску...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Чарозеро. Церковь Происхождения Честных Древ. Вещезерская Петропавловская церковь Добавить фотографии село Петропавловское, ныне Чарозеро. Фото двадцатых годов XX века. На заднем плане видна Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня 1798г. Хозяйка фото: Щедрова Анна Викторовна (проживает в Чарозере) Евгений Шелковников 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Чарозере. Дата постройки последнего здания 1798 г. Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге " Зимняя поездка в Белозерский край " , вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек. По описаниям, найденным в документах 1929-1930 гг.: " Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской " . Колокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку. Церковь была построена " тщанием прихожан " , т.е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.

http://sobory.ru/article/?object=21175

Сырья. Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь (упраздненный). Успенский Сырьинский монастырь Деревянный монастырь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1450 - 1550. 1601 - Успенская церковь, 1667 - теплая Никольская церковь. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, с.Сырья Координаты: 63.643187, 39.114125 Проезд:С а/д Онега - Ярнема свернуть направо 3 км не доезжая Б.Бора, + 300 м. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основатель монастыря - прп. Кирилл (Кириак), постриженик Александро-Ошевенского монастыря, сын священника из соседнего онежского села Чекуево. Годы его жизни точно неизвестны, родился предположительно в конце XV в., умер " в маститой старости " во второй половине XVI в. (по другим данным - в 1402 г.). На Сырьевой Горе Кирилл основал обитель, а в ней поставил церковь Успения (не сохранилась), под стенами которой и был похоронен. В 1883 г. над его могилой возведена часовня, названная в его честь. Из Сырьинской (Сырьегорской) обители вышли иеромонах Нифонт, положивший начало иноческой жизни на Кожеозере, и старец Пахомий Сырьинский, вызванный патриархом Никоном на Кий-остров для строительства Крестного монастыря. Крестный монастырь был заложен в 1657 году, а в 1658 г. Сырьинский монастырь стал его приписной пустынью. В 1667 г. здесь был построен второй (теплый) храм в честь Николая Угодника. В 1764 г. пустынь была упразднена, а храмы приписаны к Верхне-Мудьюгскому приходу. В 1847 г.  Успенскую церковь (в источниках упоминается ее шесть глав и год постройки 1601 - т.е., вероятно, не первая с таким посвящением) перевезли в с. Поле, а обветшавшую Никольскую возобновили в 1866-67 гг. В трапезной в 1875 г. был устроен придел в честь вмц. Екатерины. Церковь сохранилась до наших дней. Алексей Реутский, e-vestnik.ru Кирилло-Сырьинский Успенский монастырь, где под спудом хранятся мощи святого Кирилла, восстановят в селе Сырья Онежского района Архангельской области. Как сообщил благочинный Онежского округа протоиерей Александр Коптев, которого цитирует пресс-служба Архангельской епархии, в настоящее время идет работа по оформлению земельного участка. Он также рассказал, что обитель в средневековье основал преподобный Кирилл, постриженик Александро-Ошевенского монастыря и сын священника из соседнего онежского села Чекуево. В 1883 году над могилой святого возвели часовню, названную в его честь. В 1764 году обитель упразднили, а храмы приписали к Верхне-Мудьюгскому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=19592

Увидев себя в таком положении, Феодосий познал свое согрешение. Исповедав видение и болезнь старцу Елисею, Феодосий пришел ко гробу преподобного и стал молиться: «Верую, помози моему неверию и не оставь меня, ибо на тебя возлагаю всю надежду». Пошел затем в собор, к братии, показал игумену руку, у всех прося прощения и молитв. Прошло несколько времени. Однажды Феодосий вышел из притвора и почувствовал облегчение, тогда вспомнил, что при самой угрозе ему милостиво улыбался блаженный Александр и уразумел, что три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор, мало–помалу, совершенно миновала его болезнь, и видевшие исцеление прославляли Господа и его угодника. В пятую же субботу по Пасхе он стал опять совершать литургию и снова приступил к описанию жития и чудес преподобного и окончил его с успехом. Описал и нижеследующие чудеса. Ермил Павлов, некоторое время управлявший Подпорожьем, и отличавшийся милосердием и благочестием, когда состарился и передал имущество зятю, хотел поступить в Ошевенский монастырь, но раздумал и вознамерился урожай с поля, предназначенный обители, продать за море – вдруг опасно заболел. Когда же исповедался в грехе и постригся, поправился (он долго жил в обители и кротко терпел все огорчения); в 1564 г. исцелился в обители немой отрок (в Николин день); исцелился разбитый лошадью крестьянин у гроба преп. Александра; отроковица бесноватая; спасся инок Мисаил от потопления при переходе через реку; исцелился помешанный старец Мисаил и священники Игнатий, страдавший расслаблением правой руки. Это житие было «сыскано» и рассмотрено Варлаамом епископом Вологодским, в 1578 году, и в этом же году, по распоряжению митрополита Филиппа, преп. Александру было установлено праздновать всей русской церковью 20 апреля. Тогда же была составлена и служба преподобному (а Царем отведены в пользу обители земли вокруг ее на 5 верст). Это было при игумене Кирилле (1576–1586 г.). В 1667 году при игумене Иосифе был установлен крестный ход из Каргополя в Ошевенский монастырь, ибо, 10 мая того года так заповедали, – говорится в приб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Как говорит автор Жития преподобного Александра Ошевенского, он не приехал, а «наехал на город», «надмеваясь» высотой своего положения. Через некоторое время к наместнику прибыл игумен Ошевенского монастыря Кассиан с монахом Евсевием. Игумен привез дары и монастырскую несудимую грамоту чтобы сразу внести ясность во взаимоотношения монастыря и наместника. В грамоте говорилось, чтобы наместник и его тиуны не судили игумена, братию и монастырских крестьян ни в чем и сами бы не въезжали в монастырь. Боярин грамоту похвалил, но сказал, что игумен и крестьяне монастырской вотчины должны уплатить ему некую пошлину. Поскольку пошлина была незаконной, старец Евсевий, до той поры все время молчавший, возразил боярину: «Нет, господин, тебе никакого дела до нас, и мы тебе не дадим». Боярин пришел в ярость и гневно сказал: «Как повелю брать с вас, так и возьму». Но старец был неробкого десятка и ответил: «Тогда будет, когда возьмешь!» (РГБ. Унд. 276. Л. 111 об.). От такой дерзости боярин взревел, как зверь: «Царь государь меня пожаловал градом Каргополем и всей рекой Онегой и прилежащим Поморьем, а этот чернец не хочет мне повиноваться, да еще вопреки глаголет!» Выгнав монахов, Юрьев еще долго кричал и бушевал на крыльце своих палат, а потом созвал приближенных и устроил пир. Тут пришла ему в голову мысль послать слуг в монастырь, схватить непокорного Евсевия и посадить в темницу, а там он еще подумает, что с ним сделать. С этими мыслями сильно выпивший боярин уснул. Тем временем монахи возвращались в обитель. По дороге игумен выговаривал старцу Евсевию: «Как ты мог говорить вопреки такому великому человеку, славному боярину!» Когда они приехали в монастырь, игумен созвал братию и рассказал все бывшее с ними. Монахи сильно испугались и накинулись на Евсевия с такими словами: «Большое зло ты сотворил. Если ты не вернешься и не утолишь гнева боярина, он сам пошлет за тобой, и с великим бесчестием возьмут тебя. Мы же тебя сами отдадим как некоего злодея. И если тебе случится пострадать, то мы тебе помогать не будем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010