Старец испугался, думая, что священник сказал ему это в насмешку. Священник же повторил: «Радуйся, брат, ибо Бог помиловал вас и великий чудотворец Николай и ваш начальник избавил вас от гнева нашего боярина и от великих бед!» Евсевий же спросил священника: «Скажи мне, отче, правду». И стал ему священник подробно рассказывать, как по уходе игумена боярин вышел на предсенье горницы своей и взывал, отыскивая противника ошевенским чернецам, в особенности же Евсевия; как он, воззвав на второй и третий день, не получил желаемого, еще более разъярился, созвал слуг своих ближних и, напоив их, вечером накануне сего дня сговорился с ними причинить зло святому тому месту; из этих слуг он выбрал самого свирепого мужа и велел ему утром ехать в монастырь, с великим бесчестием схватить Евсевия, наложить на него оковы, привести и посадить его в темницу и крепко сторожить, пока не придумает, что с ним делать. Но в ту ночь совершилось боярину некое Божие явление, как он сам сказал священнику. После совета со слугами боярин опьянел от сильного пития, лег спать и уснул крепко. Потом, пробудившись, он почувствовал себя трезвым. Когда он опять уснул легким сном на своей постели, явился ему Николай чудотворец, как некогда царю Константину, имея некое оружие обнаженное в руке своей, и сказал: «Если не покаешься, то без милосердия умрешь». С ним явился преподобный Александр, который также грозил боярину, говоря: «Если не послушаешь святого Николая и меня, то не будешь жив, но скоро умрешь!» Видя страшное сие чудо и слыша грозное запрещение святых мужей и узнав из них только Николая чудотворца, по образу его, боярин испустил стон, горько заплакал и начал молиться: «О, великий архиерей Божий Николай, не погуби меня за грехи мои. Другого же святого мужа я не знаю имени, как назову его в святых молитвах!» Николай же сказал: «Неужели ты не знаешь сего мужа, богосозданную обитель которого ты хвалился разорить и Богом собранное стадо учеников которого хочешь разогнать? Это преподобный Александр, начальник обители той. И вот он, соблюдая монастырь трудов своих, пришел остановить тебя, взял он с собою и меня, ибо мне также повелено Богом хранить место то, потому что там есть церковь во имя мое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Так что вот почему русский север, который гораздо сложнее, многогранная культура. — Но мы имеем проблему умирания деревни, исчезновения натуральной среды. — Что же делать? Конечно, музеи — это искусственный среда, но как сохранить это? У меня нет ответов. Тем не менее, кто-то продолжает там жить, кое-где. Но время покажет, может быть все-таки там будут какие-то факторы, которые будут держать жизнь в таких деревнях. Не знаю. Там столько парадоксов. Сейчас стараются придумывать что-то в Ошевенске. Там слабо развитый туризм, хотя он немножко развивается. Ну что без людей? А чем занимается население? Они не живут сувенирами, или чем-то еще, они живут лесом. Пилорамы, рубят лес. Сколько еще это будет, пока он не закончится? И в Архангельской области, и в Каргополе, и на Мезени — лес, лес, лес. Без леса ничего не остается. Военных баз там, в основном, нет. Администрация местная, а что еще? Люди на пенсии, а молодые — ну кто-то остается, а остальные, в основном, перебираются — кто в Архангельск, кто в другие города. Я не теряю надежду. Конечно, я посторонний человек. Но есть вот какие-то маленькие шаги. Вот электричество, например, важно очень. Надо просто держаться. Надо все-таки создавать условия для нормальной жизни там, потому что я видел места, где электричества вовсе нет. В вологодской области, недалеко от Ярославской области, государство сказало: мы не будем за это платить, и деревню отключили от электричества. В Кимже у местного сельсовета есть генератор, но для этого нужен мазут. В моем эссе есть информация про это. Надо создавать условия для людей в первую очередь. — Возвращаясь к деревянной архитектуре. В Японии, например, сильно развито деревянное зодчество. Каждые 25 лет они перебирают некоторые памятники, сохраняют традиции. Как вы считаете, может быть подобная практика могла бы пригодиться и здесь? — Да, и тут есть такие люди, например Александр Попов. Он человек большого города. В МАрхИ есть профессор, который каждое лето устраивает для студентов в Ошевенске практику, строит дом. Так что естественно, что не местные начали ценить среду, а приезжие. Как я сам полюбил русский север. Они делают свой вклад, так что традиции продолжаются, часто через таких посредников, которые понимают эти традиции, и воссоздают. Без умышленной помощи эти традиции теряются. Какими инструментами это происходит, — тоже важно.

http://pravoslavie.ru/95772.html

В Санкт–Петербурге уже 10 лет существует православный молодежный клуб «Чайка». Основные направления деятельности клуба: 1) Духовно-просветительское: проповедь в молодежной среде посредством выступлений священников в помещении клуба и подготовки докладов; Проведение духовных бесед с людьми в социальных учреждениях, где участники клуба несут свое служение; 2) Социальное: служение нуждающимся в помощи пожилым прихожанам, санитарное служение болящим в больнице; 3) Организация паломнических поездок к святыням Православной Церкви. Организация «Реставосъ» www.wco.ru/restavros, существующая уже 16 лет, объединят тех, кто хочет безвозмездно потрудиться в деле восстановления разрушенных храмов, монастырей, памятников архитектуры. Поездки на 2-3 недели организуются в самые различные уголки европейской части России: Белозерск, сельские храмы Вологодской области, храмы села Лёкшмозеро в Каргопольских краях Архангельской области, город Тутаев Ярославской области, остров Верхний в Псковском озере. Помогают добровольцы из МЦ «РеставросЪ» и нескольким монастырям: Александро-Ошевенскому в Архангельских краях, Ферапонтову Лужецкому в подмосковном Можайске, в селе Лукино под Нижним Новгородом, Никитскому в Переславле-Залесском, Александро-Невскому в селе Маклаково на севере Московской области, в монастыре на острове Коневец, что в Ладожском озере. «В Белозерске наши отряды работают давно — с 1988 года, а последние годы каждое лето проходит здесь по две смены. Белозерск — городок маленький, жизнь событиями небогата и приезд такой группы удивительных, а может даже не совсем нормальных людей — задарма работают! — конечно событие. Сложилась традиция — местное радио (а в последние годы и телевидение) делает передачу о ребятах, мы рассказываем, что нового у нас случилось за год, какие планы на этот сезон, где будем работать, на каком объекте города… В этот год первая смена, помимо всего прочего, занималась очисткой колокольни действующего храма от копившегося десятилетиями мусора и разборкой копившегося там же хлама — что на выброс, что в музей (кстати, много интересного было!). Тем летом последний раз с нами был Женя Каньшин — ветеран «Реставроса». Нет больше Жени — есть теперь отец Евгений! Но тогда был он еще просто Женей, одним из нас. Сделали радиопередачу, как обычно. Сидим это мы значит, слушаем про себя «хвалилки» по радио, и вот ведущая доходит до фразы: «Хорошо поработала первая смена реставраторов из «Реставроса» — разобрали всю колокольню Богоявленского храма!» Тут в передаче маленькая пауза, во время которой Женя поднимает голову и мрачно заявляет: — Убивать надо таких реставраторов!»

http://pravmir.ru/den-pravoslavnoj-molod...

Если бы троеперстие не было в его время общеупотребительным на Руси обрядом, он не мог бы так говорить о нем своим читателям, – читатели не поняли бы его и пришли бы в недоумение, зачем нужно ему было усиливаться сложить «три верхние перста» для крестного знамения, когда для этого требуется, напротив, сложить большой перст с двумя нижними, и само крестное знамение изобразить двумя перстами – указательным и великосредним. И если бы списатель Жития принадлежал (допустим) к числу немногих сторонников троеперстия при (якобы) господствовавшей уже тогда распространенности узаконенного Стоглавым собором двуперстия, он или совсем не стал бы говорить о трех перстах, или говорил бы совсем иначе, в ином тоне и духе, а не с тем спокойствием, простотой и уверенностью, как говорил. Итак, в Житии преп. Александра Ошевенского мы имеем несо­мненно «авторитетное» свидетельство о том, что троеперстие оставалось общеупотребительным на Руси обрядом перстосложения и после Стоглавого собора, во второй поло­вине 16 столетия. То же самое подтверждают свидетельства двух иностранцев, посещавших Россию в последние годы 16 и первые 17 столетия, – свидетельства Петрея и Олеария. Петрей, посланник шведского короля, был в России несколько раз – при Борисе Годунове, в смутное время и при царе Михаиле Феодоровиче; при этом последнем государе был не один раз в Москве и секретарь голштинского посольства Олеарий. Оба иностранца с большим вниманием изучали нравы и обычаи русского народа и с признанным беспристрастием изложили свои наблюдения в своих записках о России. Говоря здесь о религиозном быте русского народа, хоть и другой со всей точностью описали, как русские мо­лятся и как слагают персты на молитву. Петрей пишет: «в домах у москвитян, как бедных, так и богатых, есть живописные образа... при входе и выходе они кла­няются и крестятся перед образами, особливо, когда идут спать, встают с постели, выходят из-за стола, или из дому, и опять входят в него, они наклоняют голову и крестятся три раза тремя согнутыми (сложенными?) пер­стами – большим, указательным и самым длинным».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И понеже по единому кийждо в частех собственных похвалами своих доблестей, яко златыми изваянии, солнцезрачно позлатишася преподобнии отцы Александр Ошевенский с прочими и славою, юже от дел славных притяжаша, превзыдоша даже до конец не токмо Каргополии, но и всея России, не погрешит, кто возглаголет – и всея земли, по пророку: «Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах И даровании благодатными, имиже Бог обогати и удиви, сравнишася великим, в чюдесех просиявшими мужем, иже тии живи суще и по смерти чюдодействоваша, таковая же и сии и ничимже меншая, живи суще и по смерти чюдеса и знамения содевающе, просияша. Их же обще, яко златоплетенныя пленицы конец, маргаритами 2538 доброты преподобных отец нанизующе, окончеваем сих священная жизнь, преславная деяния, пречюдная натрижнения, пребогатая имства 2539 , вся неизреченна, вся преестественна, вся удивления преисполнена, доброта добрых, вседоброе изображение, неисповедимыя доброты Божия и зерцало пресветлое несказаннаго великолепия его, величество великих, пространное вместилище, вмещающее в себе неизмеримую благодать Божию, премудрость премудрых; книга откровения, показующая задних и предних тайн Божиих сокровенных; огнепалное желание благих неотлучное, слоение 2540 хотениом спасителных хотений Божиих, крепость всемощная, всекрепчайшия десницы Божия помощь, всесилно сокрушающая духи лукавствия; правда праведных, мерило правды истиннаго правдосудия Божия, пребывание неотменное в добродеянии, гора среди моря, биема волнами, в пены разсыпующая приражающыяся 2541 тей волны; слава превознесенных, пресветлыя солнца мысленнаго лучи, протекающыя вселенную, власть самовластных, человеком спаси, бесовом бози, страстем господие, по премудрому Таковый благодатнии источницы, напаяющии и оживляющий душы, жаждущыя спасению. Таковии благоуханнии сади райстии, облагоухающии горесть и зловоние страстей сердец человеческих. Таковии животнии тученоснии облацы, изливающии нам милосердия Божия всеспасителный дождь, пресладкая Божия уста, изведшая многих от заблуждения жития многострастнаго на путь Царствия Небеснаго; друзи Христовы ближнии, венценосцы Иеросалима вышняго, яко делом всякую добродетель исполнивший, тако словом многи человеки добродетелем научившии, по гласу великаго Бога: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Караше-Воскр., Яросл. г., II, 744. Каргопольский-Спасо-Преобр. на Болоте-Вассианов или Спасова-Строкина, II, 1160. Каргопольский-Успен.-Богор., II, 1308. Карошевская, Яросл. г., II, 744. Карповский-Троиц.-Соловец., Кур. г., II, 860. Касимовский-Казан., II, 851. Касимовский-Николаевск., I, 313. Кассианова-Успен.-Учемская, Яросл. г., II, 861. Катарминский-Николаев., Волог. г., II, 984. Каташинский-Николаев., Черниг. г., I, 320. Катромский-Николаев., Волог. г., II, 984. Кашинский-Дмитров. или Димитриев., II, 783. Кашинский-Николаев.– Клабуков, II, 985. Кашинский-Сретен., II, 1206. Каширский-Троиц.-Белопесоцк., Моск. г., II, 1261. Кеврольский-Веркольский, Арханг. г., II, 709. Кедринская-Пятниц., Олонец. г., II, 1102. Кезенская-Никол., Нижег. г., II, 966. Кезовский, Нижег. г., II, 1175. Кенская-Пахомиева, Олон. г., II, 1039. Керботовский – Успенск. – Новомлинский, Черниг. г., I, 246. Керенский-Тихвин.-Богород., I, 488. Кержебельмашский или Кержебелбашский, Нижег. г., II, 1315. Керженский на Балбаше, Нижег. г., II, 1315. Кесарийский-Васильевский-Новоторжск., II, 689. Кесарийский-Василь.-Суздальск., I, 688. Кизичский-Введен., Каз. г., II, 862. Кизлярский-Крестовоздв., II, 894. Киндаламский, Арх. г., II, 858. Кинешемский-Вознесен., I, 118. Кинешемский-Вознесен., II, 720. Кинешемский-Спасо-Преобр., II, 1168. Киприановский-Успен., Бес. г., II, 863. Киржачский-Благов. или Введ.-Троиц., II, 864. Кирилловский-Киевский, II, 865. Кириллов-Александро-Ошевенский, Олон. г., II, 606. Кириллов-Белозерский-Успен., II, 867. Кириллов-Белый, Новг. г., II, 868. Кириллов-Воскрес.-Новоезерский, II, 868. Кириллов-Новгородский, II, 866. Кириллов-Новоез., Новг. г., II, 868. Кирилло-Челмогорская, Олон. г., I, 367. Китаевская, Киев. г., II, 869. Киево-Николаев.-Алатырский, II, 870. Киево-Печерская, II, 871. Киевский-Богослов., I, 67. Киевский-Братский-Богоявл., I, 87. Киевский-Василь.-Трех-Святитель., 691. Киевский-Екатерин.-Греческ., I, 189. Киевский-Златоверхо-Михаил., I, 196. Киевский-Кириллов.-Троиц., II, 865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Древний старец передавал биографу Иосифа Заоникиевского свое воспоминание, что немного спустя по смерти пустынника братия обители, уже имея описание его жизни, больше любили рассказывать о ней по памяти, изустной речью. Любопытное признание делает постриженник и биограф Корнилия Комельского, написавший его житие уже 52 года спустя но смерти его: «Мы 6о аще и недостойни есми ученицы ею нарицатися, но во известных словесех память держим святаго старца, но между собою во обители его пребывающий глаголем о нем и пишем, поощряюще свою совесть, и просвещаем души наша памятию отца нашего». Такое изустное хранение памяти о старце поддерживалось обстоятельствами, иногда надолго оставлявшими братию без письменной повести об основателе; например, отсутствием людей способных к этому делу или случайной утратой написанной биографии. Поздние чтители святого сойдутся, посетуют о чудесах святого, «яко не написуют их, но в забвении полагают», и кто-нибудь расскажет, что знает; так читаем в одном из чудес Никиты Переяславского XVI века. В кругу этих хранителей отеческого предания жизнь старца рано получала то благоговейно настраивающее гиперболическое освещение, в котором черты ее, теряя мелкие подробности, вырастали в символические образы или нравственно-назидательные правила. Здесь записывание воспоминаний или преданий о святом считалось не только правом желающего, но и нравственной обязанностью учеников или поздних иноков его обители. Биограф Александра Ошевенского Феодосий говорит, что решился писать о нем не по собственному мудрованию, но «святого произволением» и руководимый скорбью, что столько лет труды и чудеса святого остаются неописанными; оправдываясь в сделанных пропусках недостатком известим, он прибавляет: «Нам же о сем зол ответ, аще слышим и леностию не напишем». Сетуя, что от скудости веры и нерадения доселе не описаны «чудная дела» благодетеля, жизнеописатель Елеазара Анзерского замечает: «И сам он о сем поносит ны, яко забываем его». При таких побуждениях жизнеописание иногда предпринималось кем-нибудь из братии без стороннего внушения или разрешения, как свободное литературное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вроде как и чисто туристические разъезды были, с запланированным обедами и чаепитиями с самоваром и калитками, с четкой программой посещений храмов, обетных крестов, погостов и святых камней. В той сумбурной поездке смешались язычество и православие, многословие экскурсовода и уединенная созерцательность. В голове прочно осели имена северных подвижников — двух Александров — Свирского и Ошевенского. Вместе с тем я понимала, что очень поверхностно узнала Каргополье, что мне приоткрылась лишь верхушка северного айсберга. Уже в поезде по дороге назад, в Москву, я поняла, что рано или поздно вернусь в эти места, но в каком-то ином качестве. Так и получилось, спустя пять лет. Благодаря моей подруге, которая познакомила меня со своими каргопольскими знакомыми — город открылся для меня с новой стороны — человеческой. Я узнала, что такое каргопольский характер. Учитель в школе, сельский библиотекарь, тракторист и сапожник, — профессии моих друзей-каргополов. Теперь когда мне говорят, что русская провинция спилась и погибла, — я не вступаю в бесполезные споры, а улыбаюсь, потому что знаю, что это не так. Мои друзья растят детей, держат огород и скотину, ходят на воскресные службы. Они молоды, полны сил. Они не уедут с родной земли. И не потому, что им некуда ехать, а потому, что они любят ее и хотят сделать лучше. У города есть свой стержень — активные горожане. Благодаря им существуют школа искусств, музыкальная школа, несколько музеев, центр ремесел. Знаменитый музей мастеров Шевелевых и легендарный информационный центр — «Дом на Пятницкой». Хозяин этого дома, полностью обездвиженный инвалид, но очень сильный духом человек — Сергей Беляев — с нуля создал сначала книжный магазин, а потом и культурный центр для горожан, — недавно скончался. У кровати Сергея мой сын в октябре мог просиживать часами. О чем болтали эти двое — десятилетний мальчик и пятидесятилетний Сергей, всю жизнь прикованный к постели? Я не могу толком ответить. Но когда мы вернулись домой, сын задумчиво спросил: «Мама, а почему люди в Каргополе такие ДУШЕВНЫЕ?»

http://pravmir.ru/severnyj-cvet-kak-v-mo...

Земных чести и славы отвергшеся, доблии и честнии страдальцы, веры ради крепко и мужественно муки претерпесте, на смерть себе давше за жизнь всех Владыку: темже и Христос преславно столпом облачным с небесе вас озари, и почестьми и венцы от престола славы венча. Со Ангелы Тому предстояще, молите спастися душам нашым. Ин тропарь, глас тойже: От корене неплодна, преблаженнии, возрастивше православныя веры ветви, первомучеником тезоименити явистеся: злаго бо и нечестиваго князя ярости не убоястеся, повелевающа Христа отрешися. Сего ради мученическия венцы приемше и со Ангелы престолу Владычню предстояще, о нас молитеся, преблаженнии, православно чтущих святую память вашу. Величание Величаем вас, страстотерпцы святии Антоние, Иоанне и Евстафие, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. Априлиа 20. Молитвы преподобному Александру, Ошевенскому чудотворцу Молитва 1 О преподобне и богоносне отче наш, угодниче Божий Александре! Услыши нас грешных и недостойных чад твоих и всех умиленне к честному твоему образу и чудотворней раце твоей припадающих и тепле тебе молящихся. Буди помощник и заступник благочестивейшему государю нашему, императору Николаю Александровичу всея России. Испроси у Всещедраго Господа Бога монашествующым и пастырем святыню, благоговение и страх Божий, пасомым же послушание, жития преспеяние и веры православныя нелестное хранение. Угаси силою святыя молитвы твоея раскола и ересей шатания, всех же нас под святым кровом твоим в миресоблюдая, исходатайствуй нам воздуха благорастворение, плодов земных изобилие, телесем здравие и жития благоденствие. В час же исхода многогрешных душ наших предстани нам и мирно к невечернему руководи Царствию, от страшных воздушных истязателей нас свобождая, да вечно пребудем с тобою и славитисо всеми святыми сподобимся пречестное и великолепое имя Господне и твое милостивное заступление во веки веков. Молитва 2 О преподобне и богоносне отче наш Александре! Велие имея к Богу дерзновение, молися непрестанно о всех нас, зане буря многих бед и скорбей обдержит ны: се бо недузи телеснии, болезни душевныя, приражения вражия обуревают ны. Ходит бо враг наш, иский кого поглотити: мы же, о спасении нашем нерадяше, несмы достойни ниже воззрети на высоту небесную, ни Господа в помощь свою призвати. Но ты буди нам помощник во спасение скорый и от зол избавитель неодолимый. Подаждь нам память смертную, слезы покаяния и надежду спасения, да не во отчаяние впадем, ниже дерзостным на милосердие Божие упованием, во гресех же пребыванием, в конец себе погубим: но да будет нам память грехов наших во источник теплых слез и сокрушения сердечнаго, милосердия же Божия и благодать Его во спасение наше, молитвами твоими, да подастся нам, твоим чадом, во веки веков. Молитва 3

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Добровольческое молодежное объединение «РеставросЪ» можно считать ветераном волонтерского движения по восстановлению архитектурных памятников. Его путь начинался с Русского Севера, когда в 1990 году группа москвичей из Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) численностью около сорока человек отправилась спасать разрушенные церкви на Вологодчину, в город Белозерск. Чтобы помочь профессиональным архитекторам-реставраторам и подготовить объекты к фундаментальной реконструкции, они не пожалели ни собственных средств, ни своих отпусков и каникул. Фото dom-restavros.ru В настоящее время «РеставросЪ» каждое лето организует более десяти трудовых смен. Группы добровольцев во главе с руководителями отправляются на две-три недели реставрировать храмы в города и села Ярославской, Вологодской, Архангельской, Липецкой, Белгородской, Орловской и Воронежской, Нижегородской областей, а также на Кубань и в пермское Предуралье. Кроме того, в течение всего года «РеставросЪ» ежемесячно устраивает рабочие и экскурсионно-паломнические поездки на два-три дня в различные уголки России. С сентября по май при организации работают курсы росписи по дереву для взрослых. На счету «Реставроса» помощь в возрождении сотен церквей, а также таких монастырей, как Александро-Ошевенский в Архангельском крае, Ферапонтов Лужецкий в подмосковном Можайске, Покровский в Лукино под Нижним Новгородом, Никитский и Никольский в Переславле-Залесском, Александро-Невский в подмосковном Маклаково, Рождество-Богородицкий на острове Коневец в Ладожском озере, Спас-Каменный на Каменном острове в Кубенском озере и другие обители. Фото dom-restavros.ru Хотя «РеставросЪ» считается молодежной организацией, ограничения по возрасту добровольцев отсутствуют. Главное, чтобы все строго соблюдали ряд нехитрых правил, самые строгие из которых — сухой закон и запрет на разговоры о политике. Также важно учитывать, что «РеставросЪ» открыто позиционирует себя как православная организация. Вся информация о Добровольческом объединении молодежи «РеставросЪ», включая вопросы о зачислении в ряды добровольцев, опубликована на сайте организации http://www.dom-restavros.ru/  и ее страницах в соцсетях. «Крохино»

http://sever.foma.ru/hochu-stat-chastju-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010