СПб., 1882; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего севера: Кожеозерский мон-рь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Никодим (Кононов), еп. (Кононов А. М.). Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии с описанием жизни и чудес прп. Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; он же. Прп. Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же (Никодим (Кононов), иером.). Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Архангельский Патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах нек-рых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии/Сост.: А. М. Кононов. СПб., 1901; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. С. 472-481; 19. С. 505-510; 20. С. 534-544; 22. С. 630-637; 23. С. 646-656; 24. С. 672-682; он же. Кожеозерский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 466-517; Никольский Н. К. Рукописная книжность. По Северному краю (о вскрытии мощей)//Красный Север. Вологда. 1919. 19. С. 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 297; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 261; Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327-345; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 180-182; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 103; Спасский И. Г. Московская математическая книга сер. XVII в. и ее владелец//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 56-74; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. С. 229, 383; Полетаева Е. А. Житие Никодима Кожеозерского как памятник севернорус.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121672.html

перенесли на более удобное время - на 1-е воскресенье Петрова поста. Обители О. и К. в. на 1764 г. Штатные: каргопольский Успенский 3-го класса (в Каргополе; основан в XIV в. как мужской, с 1649 женский, закрыт в 20-х гг. XX в.), Александров Ошевенский 3-го класса (мужской, в совр. дер. Погост Каргопольского р-на Архангельской обл.; основан в 3-й четв. XV в., закрыт в 1919, возобновлен в 2008), Александров Свирский в честь Св. Троицы 2-го класса (мужской, в совр. дер. Ст. Слобода Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.; основан в 1508, разгромлен в 1918, возобновлен в 1997), Моденский Николаевский 3-го класса (мужской, в совр. с. Модно Устюженского р-на Вологодской обл.; документально известен с 1564, закрыт в 1929), Кий-Островский Крестный 2-го класса (мужской, на о-ве Кий в Онежской губе Белого м.; основан в 1656, закрыт в 1921). Заштатные: Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, на о-ве Палеостров (Палей) в Повенецком заливе Онежского оз., в совр. Медвежьегорском р-не Карелии; документально известен с 1391, закрыт ок. 1919, возобновлен в 2000), Муромский Успенский (мужской, близ устья р. Муромки, в совр. Пудожском р-не Карелии; основан в кон. XIV в., упразднен в 1788, возобновлен в 1867, закрыт в 1919, возобновлен в 1991), каргопольский Спасо-Преображенский (Спасова Строкина пуст., Вассианов мон-рь; мужской, на правом берегу р. Онеги, напротив Каргополя, ныне Архангельская обл.; согласно ИРИ (Ч. 6. С. 1017), основан в XIV в., документально известен с 1547, закрыт в 1919), Клименецкий (Климецкий) Троицкий (на о-ве Б. Климецкий (Клименецкий) совр. Медвежьегорского р-на Карелии; основан как мужской ок. 1520, закрыт в 1769, восстановлен в 1833 как приписной к Олонецкому архиерейскому дому, с 1860 самостоятельный, в 1906 преобразован в женский, закрыт в 20-х гг. XX в.). Упраздненные в 1764: Кириллов Челмогорский (Челменский, Челмозерский) в честь Богоявления и Успения Пресв. Богородицы (мужской, к юго-востоку от совр. дер. Морщихинской (Лёкшмозеро) Каргопольского р-на Архангельской обл., на берегу р.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Е. А. Виноградова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/389625.html

20 апреля, в каковой день совершается его память. В соборном храме во имя Успения наверху и Сретения Господня внизу, построенном в 1707 г., покоятся под спудом мощи основателя в приделе его имени. “Истор. Росс. Иер.», V, 422, 427; Ратшин, 418; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 64; “Опис. монаст.», 1817 г., 5; Проценко, “М-ри в России», 4; Ключевский, “Жит. свят.», 298, 384, 385, 397, 406; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 38, 526; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы», 49; Пушкарев, “Олон. губ.», 93; Дашков, “Олон. губ.», 120; “Памят. кн. Олон. губ. на 1857 г.», 140; на 1858 г., 5; на 1860 г., 18, 23; на 1867 г., Отд. III, 5, 19; “Словарь ист. о свят.», 15; “Олонец. губ. в.», 1842 г., 16–18 (опис. перепечат. из “Матер. для стат. Росс.» 1841 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 175, 337; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 995, 3; “Акты истор.», I, 202 (Ц. гр. 1578 г. об освобожд. от податей монастыр. крестьян; игум. Кирилл); “Дополн. к Акт. истор.», III, 36 (Акты 1647 г. о выдаче жалов.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 657 душ крест.; здесь назван Александро-Шевенский); 1878 г., III, христиан. в предел. Арханг. губ., 15 (сказано, что здесь подвизался от юности до старости преп. Кириак, основатель Успен. Сырьин. пуст. и скончавшийся в 1402 г., следоват. и м-рь Ошевенский существовал ранее?); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Александра 20 апр.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1844 г., VIII, смесь, 159 (примечат. памятн. Олонец. губ.; основан в 1480 г.); “Русск. истор. Библиот.», III, 76 (празднов. в Москве около 1634 г. Александру Ошевевскому 21 апр.; благовест в лебедь, трезвон средний, а пети по общей минеи для того, что слог худ добре); IV, 852 (Палинодия 1621 г.; 20 апр. память Александра, игум. Ошевенского, нового чудотв.). 607. Александро – Свирский – Спасский – Троицкий, иначе Рощинский – Преображенский и Александрова пустынь, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Олонецкой губ., Олонецкого уез., в 36 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии. С 1801 года Каргополь числился уездным городом Олонецкой губернии. Город на рубеже XIX—XX веков Поклонение кийскому Кресту (XVII–XVIII вв.). Каргополь К концу XIX века Каргополь больше не имел прежнего торгового значения, но оставался ведущим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города. За городом располагались два монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и мужской Спасский. Последний из них с учреждением Каргопольского викариатства Олонецкой епархии в 1911 году стал резиденцией епископов Каргопольских. Каргополь считался традиционным иконописным центром: иконы, написанные здесь, отличались особым северным письмом. Богоматерь (XVII в). Златоустовская церковь (Саунино) Советская Россия В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б), была установлена советская власть. Межвоенный период ознаменовался разрушением и сносом ряда памятников традиционной для региона архитектуры. Среди них церковь Спаса на Валушках (XVII—XX bb.), собор Спасо-Преображенского монастыря (1717), Владимирская церковь (середина XVII b.), Входоиерусалимская церковь (1732). В бывшем женском Успенском монастыре, в южной части г. Каргополя, находилось Управление Каргопольлага. После закрытия монастырей в 1917-18 гг. часть иеромонахов стали священниками пока еще не закрытых приходских храмов, а оставшиеся жить в окрестностях монашествующие образовывали центры религиозной жизни, где верующие получали поддержку, куда они собирались на богослужение. В сельской части Каргополья такие центры сформировали монахи бывших Александро-Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей. В начале 1930-х гг. закрытие церквей и снятие колоколов вызвало новые волнения и, соответственно, аресты, «Препятствовал снятию колоколов», «убеждал не работать в церковные праздники», «принимал участие в сборе средств, чтобы не закрыли приходскую церковь», «контрреволюционная агитация» — таковы формулировки обвинительных приговоров тех лет.

http://azbyka.ru/palomnik/Тутаев

от Петрозаводска и вер. в 1½ от дер. Новинки, находящейся в приходе пог. Кондопажского (а не Кондужского). Осно­ван в конце ст. Иосифом, о ко­тором упоминается в 1596 и 1606 г. В 1628 г. ему принадлежала в Шуй­ском погосте дерев. Осташки Андреева, а в 1678 г. имел во владении в Пет­ровском Челмяжском погосте двор мо­настырский, 29 дв. крестьянских и 3 дв. бобыльских. “Ист. Росс. Иер.”, III, 504; “Пам. кн. Олон. губ.”, 1867 г., Отд. III, 11; “Олон. губ. в.”, 1845 г., 4 (церкви и м-ри Петроз. у.); 1849 г., 3 (писцов. книги 1628 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 1008, 24; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чте­ния в И. Общ. ист.”, 1870 г., IV, Отд. 2, 156 (Указ 1707 г. о высылке в пуст. завод. лошадей на прокорм.). 2043 . Спасозерская – Вассианова, мужская пустынь, ныне погост Спасо-Озерская-Пустынь, Олонецкой губ., Каргопольского у., в 51 вер. к сев. от Каргополя и в 12 вер. к вост. от Александро-Ошевенского мон., среди без­людных лесов. Основана старцем Вассианом из Ошевенскрго мон. в первой половине XVII ст. В 1713 г. получала жалованья по 3 руб. в год, а в 1721 году приписана к Спасовой Строкиной пустыни. Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы”, 50; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1867 г., Отд. III, 25; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, I, 562 (прошение 1721 г. архим. Спасовой Строкиной пуст. Иосифа о жалованьи). 2044 . Спасо – Ломовский или Верхоломская – Игнатиева пу­стынь, мужской, ныне село Спасское, что на Лому, Ярославской губ., Пошехон­ского у., Мусорской вол., в 71 вер. к сев. от Пошехонья, при рч. Сарке. Основан в XVI ст. преп. Игнатием близ бывшего города Ломска под име­нем Спасской пустыни, которая с 1673 года стала называться Ломовским м-рем. Преп. Игнатий, любитель безмолвной жиз­ни, удалился отсюда на берег р. Сары в Вадожскую волость, где и основал новую обитель, известную под именем Вадожской-Богородицкой пуст. М-рь уже в 1718 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Название стихотворения, легшего в основу песни, - «Рай». Интересующихся отсылаем к расследованию З. Гейзеля: Отметим, что из этого количества не более 20% текстов написаны в VII-XIX bb., остальные 80% - в XX-XXI bb. Прочие 30% распределены следущим образом: 4% - Богу, 25 - Богородице и 1 - ангелам. См., напр.: «Боготочную кровь и пречистое тело Христа выну в церкви приемляй, в делании духовнем преуспел еси» (акафист преподобному Александру Ошевенскому [АРС 1: 149]). Мужской род, в отличие от традиционного для этой лексемы в церковнославянском языке женского рода. См., например, К1 акафиста преподобным Зосиме и Савватию Соловецким: «Избраннии угодницы Господни и велицыи чудотворцы, светильницы Христовы Церкве пресветлии, облиставшии благочестия светлостьми пустыни севернаго помория, и всей стране Российстей сияющии выну чудес множеством...» [АРС 2: 186]. Именно поэтому мы обнаруживаем лексемы со значением «видеть» и в К5: «Боготечную зарю увидевше тя ... в пустыни людие, яко учителя светоносна придержаша о тебе» (акафист преподобному Савве Вишерскому [АРС 3: 289]), «Светосиянную тя звезду, в пустыни просиявшую, видяще, радуемся» (акафист преподобному Нилу Сорскому [АРС 3: 98]), «Боготечную звезду узрев тя ... ученик твоей Аркадий, учением и житием светло сияюща, последова зари светлаго жития твоего, и яко светильника держася тебе, приведеся к неприступному свету» (акафист преподобному Ефрему Новоторжскому [АРС 1: 106]); ср. также: «Боготечную кровь Христа ... созерцая ... прилепился еси совершенною к Тому любовию» (акафист блаженному Прокопию Вятскому [АРС 3: 262]). Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/486196

Особую активность здесь проявили наши подруги: Мария Лукомская и Фаина Щедрова. Это благое начинание скоро нашло отклик и у местных женщин. С их помощью возжигалась лампадка, на стене часовни устанавливалась маленькая иконка, и лились непривычные для их слуха славословия и величания святым братьям. Даже частые для этого лета и мест дожди не смогли нарушить установившегося обета! Трогательно было наблюдать спешащих в часовенку, укутанных в дождевики крестьянок – христианок, предпочтивших телевизору и бесконечной  домашней суете – совместную молитву.  От них узнали мы и о бабушке Зое – местной подвижнице, которая до последних дней жизни, как могла хранила Крестовоздвиженскую часовенку в соседней деревне. В живых бабу Зою мы уже не застали, но побывав в Слободе, увидели часовню, которая усилиями местных жителей и волонтёров «Общего дела» сегодня выглядит как новенькая и радует глаз!  А окончательно развеял мои сомнения появившийся однажды на стройке Роман Алексеевич, живущий, как оказалось, по соседству. Мой полный тёзка, деловито обошел вокруг часовню, поинтересовался: «Что это мы тут делаем» и тут же, схватив молоток, выразил желание помогать нам. Сразу видно делового человека! Сам он из Питера, хочет стать строителем, а здесь у него живёт бабушка, к которой он приезжает каждое лето вместе с мамой. Обе женщины, как оказалось, тоже участвуют в чтении акафиста. Так вот их внук и сын, как мне кажется, счастливее многих моих знакомых. У него, в неполные пять лет есть уже не только настоящее, мужское дело – восстанавливать часовню, но о и настоящие друзья – плотники – реставраторы и волонтёры «Общего дела». Даже игрушки у Ромки настоящие: помимо подаренного плотниками молотка, а мамой – иконки святых Флора и Лавра, в его полном распоряжении припаркованная у дома старенькая дедушкина «Нива»! Настоящий мужской набор, не то, что какие-то гаджеты с закачанными «танчиками», сводящие с ума тысячи вполне взрослых мужиков, и уводящих их от Истины. Хорошей новостью стал приезд в Калитинку в день памяти святых мучеников – 31 августа – настоятеля лежащего в 60 километрах от села Александро-Ошевенского монастыря, игумена Феодосия.

http://radonezh.ru/analytics/luchshy-pam...

Особую активность здесь проявили наши подруги – Мария Лукомская и Фаина Щедрова. Это благое начинание скоро нашло отклик и у местных женщин. С их помощью возжигалась лампадка, на стене часовни устанавливалась маленькая иконка, и лились непривычные для их слуха славословия и величания святым братьям. Даже частые для этого лета и мест дожди не смогли нарушить установившегося обета! Трогательно было наблюдать спешащих в часовенку укутанных в дождевики крестьянок – христианок, которые предпочли телевизору и бесконечной домашней суете – совместную молитву. От них узнали мы и о бабушке Зое – местной подвижнице, которая до последних дней жизни, как могла, хранила Крестовоздвиженскую часовенку в соседней деревне. В живых бабу Зою мы уже не застали, но, побывав в Слободе, увидели часовню, которая усилиями местных жителей и волонтёров «Общего дела» сегодня выглядит как новенькая и радует глаз! С Романом А окончательно развеял мои сомнения появившийся однажды на стройке Роман Алексеевич, живущий, как оказалось, по соседству. Мой полный тезка деловито обошел вокруг часовню, поинтересовался: «Что это мы тут делаем?» – и тут же, схватив молоток, выразил желание помогать нам. Сразу видно делового человека! Сам он из Питера, хочет стать строителем, а здесь у него живет бабушка, к которой он приезжает каждое лето вместе с мамой. Обе женщины, как оказалось, тоже участвуют в чтении акафиста. Так вот, их внук и сын, как мне кажется, счастливее многих моих знакомых. У него в неполные пять лет есть уже не только настоящее мужское дело – восстанавливать часовню, но и настоящие друзья – плотники-реставраторы и волонтеры «Общего дела». Даже игрушки у Ромки настоящие: помимо подаренного плотниками молотка, в его полном распоряжении – припаркованная у дома старенькая дедушкина «Нива»! Настоящий мужской набор, не то что какие-то гаджеты с закачанными «танчиками», сводящие с ума тысячи вполне взрослых мужиков и уводящие их от Истины. Хорошей новостью стал приезд в Калитинку в день памяти святых мучеников – 31 августа – настоятеля лежащего в 60 км от села Александро-Ошевенского монастыря, игумена Феодосия.

http://pravoslavie.ru/106838.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010