«Владыка Николай поручил в кратчайшие сроки восстановить Александровский собор. Это был 1993 год», — вспоминает митрополит Викторин. Такая оперативность объяснялась тем, что в 1990-х в Удмуртию хлынула волна протестантских проповедников, которые собирали для выступлений целые стадионы. При этом в то время в городе было открыто лишь два православных храма: небольшой Троицкий собор и крошечная деревянная Успенская церковь, оба вмещавшие от силы человек триста. «С первых дней моего нового назначения я молитвенно обращался за помощью к святому благоверному князю Александру Невскому. Из Троицкого храма Ижевска мы принесли большую, в человеческий рост, икону князя, выполненную на железном листе, поставили ее в храме в отдельно выгороженном молитвенном помещении, и я каждое утро служил перед ней молебны, — продолжает архиерей. — Помощь не заставила себя ждать, она приходила и с добровольными помощниками, и в ­строительных материалах, и в средствах. Я помню, как на стройку приходили самые разные люди и со словами " я хочу помочь " брались за любую работу. Они убирали мусор, вручную разгружали машины кирпичей, а потом, встав в живую цепь на строительных лесах, подавали эти кирпичи строителям на высоту 30 метров. Многие из них месяцами не получали пенсию и заработную плату на своем рабочем месте, но готовы были безвозмездно восстанавливать храмы». Помощь пришла и в лице надежных сотрудников, на которых можно было во всем положиться. Одна из них — Антонина Андреевна Машковцева (ныне покойная), которая не пропускала ни одного молебна святому князю и безвозмездно выполняла несколько послушаний одновременно: старосты, бухгалтера и казначея. Свою трудовую деятельность она начала с двенадцати лет на Ижевском оружейном заводе (во время войны шила подсумки для патронов) и проработала там всю жизнь. Выйдя на пенсию, одной из первых пришла в восстанавливающийся храм. «И конечно, у нас с ней все получалось. Мы радовались каждому даже маленькому успеху. Однажды утром, когда я пришел в храм, рабочие сообщили, что у них закончился цемент. А у меня не было средств, чтобы его купить, — вспоминает владыка. — Мы, как всегда, отслужили утренний молебен. После этого один из рабочих сказал, что на улице меня дожидается какой-то человек. Оказалось, он пришел пожертвовать некую сумму на строительство собора. На эти средства мы и купили недостающий цемент». За три года Александро-Невский собор, состоящий из верхнего и нижнего храмов, был восстановлен и расписан. Однако из-за недостатка средств частично утратил аутентичность.

http://e-vestnik.ru/reports/aleksandro-n...

Маклаково. Александро-Невский монастырь. Домовая церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Домовая церковь. Действует.   Престолы: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1895 и 1906. Адрес: Россия, Московская область, Талдомский район, деревня Маклаково Координаты: 56.890341, 37.577168 Проезд:с Савеловского вокзала электричкой или автобусом до станции «Талдом», далее автобусом (или маршрутным такси) 31 до с. Маклаково. На автомобиле: по Дмитровскому шоссе до г. Дмитров, затем до г. Талдом и далее до с. Маклаково. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровский женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра III и Его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. По указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года здесь была открыта женская община, впоследствии переименованная в монастырь. Домовый монастырский храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», устроенный на средства И.Д. Бачурина в 1895 году в келейном корпусе, в 1906 году перенесен в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого находилось училище для детей. В июле 1923 года домовая церковь была закрыта, Позже каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря. В 1996 году храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» восстановлен. В 2000 выгорел вместе с корпусом, в настоящее время восстанавливается. Источник: Суворов Н.А. " Калязинские храмы и монастыри " . 2004 Комментарии и обсуждение В настоящее время (ноябрь 2013 г.) работы по восстановлению домовой церкви продолжаются. Трудами насельниц создается уникальный мозаичный иконостас. Церковь будет освящена в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Богослужения уже проходят. В охранных документах посвящение храма иконе Божией Матери " Утоли моя печали " сохранено. Кельи с домовой церковью иконы Божией Матери " Утоли моя печали " в комплексе Александровского женского монастыря являются объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов 13 мая 2015 г. 13 мая 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20587

– Но любой храм также богат тем, что «внутри», – историей. Есть в ней тоже что-то удивительное, чудесное? – Конечно! Храм постройки 1755 года уникален и историей, и архитектурой. Возведен он был на месте сгоревшей деревянной церкви в честь иконы Матери Божией «Знамение». Причем в храмовый комплекс входила 40-метровая колокольня, которая, к сожалению, рухнула в 1983 году. А незадолго до этого трагичного события ночью молния ударила в маковку оскверненного тогда храма, она загорелась, и местные с ужасом и трепетом наблюдали горящий в ночи крест. Как напоминание всем, что пришло время покаяния в безбожной жизни. – Храм освящен в XVIII веке. Известно, почему он был посвящен именно Александру Невскому? И зачем крестьянам, живущим вдали от сражений, нужно было покровительство именно князя-воина? – Храм был освящен во имя святого князя Александра Невского, так как это небесный покровитель того, кто решил возвести эту церковь, – тоже князя, Александра Алексеевича Урусова. Да и село когда-то называлось Александровским – тоже в честь святого. Святой Александр Невский был и воином, и патриотом своей Родины. А Мещовский район, на территории которого наше село, как и граничащий Козельский район, в XVI веке были центрами береговой службы на южных границах Русского государства. А в период Смутного времени в XVII веке здесь происходили многие столкновения, так как через Мошонки пролегал торговый путь из Калуги в Смоленск. Так что, мне кажется, защитником этих рубежей и был совсем не случайно выбран Александр Невский. – А что известно о судьбе храма после революции? – После революции храм продолжал службу для Бога и народа. Но гонения, воздвигнутые большевиками на Церковь, давали свои плоды: не согласных с мнением партии ссылали, а открытых противников – расстреливали. Клириками этого периода времени были священник Константин Смирнов и диакон Николай Песоченский, судьба которых, к сожалению, неизвестна. У храма отобрали двухэтажное кирпичное здание церковно-приходской школы, построенное дворянами Бове. Люди остерегались ходить в храм, но детей все-таки крестили, хоть и тайком.

http://pravoslavie.ru/134332.html

После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других обителей России. В 1919 году игумения и сёстры монастыря подписали договор с Новосемёновским Волостным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов о принятии в бессрочное бесплатное пользование зданий Александровского монастыря, обязуясь не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления и совершения любых враждебных новой власти действий. Несмотря на это, уже в 1923 году обитель была закрыта. Старожилы поговаривали, что игумения умерла в заключении в Тверской тюрьме. В 1927-1931 гг. последние насельницы были вынуждены покинуть монастырь, который окончательно закрыли в начале 1930-х гг. Вскоре после закрытия обители каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери " Утоли моя печали " был отдан под больницу, судьба самой иконы неизвестна. В монастырских корпусах разместили больницу, школу, почту, часть помещений отдали под жильё. Так, в настоятельском двухэтажном корпусе разместилась школа. Ещё один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Ограда монастыря была разобрана. Здание собора использовалось как мастерская по ремонту сельхозтехники, затем в нём хранили удобрения. В более поздний советский период здание собора стало катастрофически разрушаться, пол в нём был разобран, в центре храма после вывода удобрений вырыли котлован. Когда прохудилась крыша - погибли фрески, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Летом в соборе прятались от жары коровы, подростки жгли костры и разрисовывали стены, молодёжь каталась на импровизированных качелях, подвешенных к цепи от паникадила. Монастырские корпуса также пришли в аварийное состояние и были заброшены. Каменный корпус с бывшим домовым храмом в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " перешёл в собственность завода ЗЭЛТА и использовался как база отдыха. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 году был открыт приход храма во имя благоверного князя Александра Невского, куда был назначен клирик храма Архангела Михаила г. Талдома иерей Василий Соловьёв. Согласно рапорту митрополита Ювеналия от 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково, преобразовав его из ранее действующего прихода, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету Семёнову настоятельницей. 25 марта 1996 года монахиня Елизавета и несколько сестёр Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровкую обитель. В 2012 году Александровский женский монастырь был переименован в Александро-Невский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=08023

Тбилиси. Собор Александра Невского. Тифлисский Александро-Невский военный собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В самом центре Головинского проспекта на Гунибский площади располагался Тифлисский Александро-Невский военный собор. Бывший главный священник Кавказской Армии протоиерей С. Гумилевский в 1864 г. подал на имя наместника Кавказа записку, в которой просил о постройке более просторного храма в верхней части Александровского сада. Его Высочество Наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич с особенным вниманием отнесся к заявлению, так как построение собора было его личным заветным желанием, - причем им было указано и место построения храма - Гунибская площадь, " и чтобы храм этот, предназначаясь для Богослужений, в то же время был памятником славного окончания Кавказской войны " . 16-го апреля 1871 г. состоялась торжественная закладка собора. Однако начавшаяся вскоре война с Турцией надолго приостановила работы по постройке храма. В 1890 году первоначальный план постройки собора был изменен, на той же Гунибской площади было избрано другое место для его сооружения. 21 мая 1897 г. собор был освящен Экзархом Грузии Владимиром. Строителем собора был инженер-полковник В. П. Герасимов. В собор вели массивные двери темного резного дуба с бронзовыми украшениями. Он обильно освещался через 81 окно. Расписывали храм местные художники Колчин и Лонго. Стены собора были покрыты живописными изображениями и орнаментом. Внутри собора на задней стене были щиты с перечислением полков и частей войск, участвовавших в покорении Кавказа. Возле храма располагалась четырехъярусная колокольня. Вся площадь храма была окружена железной оградой с 3 воротами. Вокруг собора стояли красивыми группами пушки, отбитые разновременно у персиян, турок и Шамиля. Собор был трехпрестольный: главный - во имя Благоверного Великого князя Александра Невского, правый - во имя Архистратега Михаила, левый - во имя Николая Чудотворца. В 1930-е гг. по указанию Л.П. Берия собор был разрушен. На его месте выстроили дом Правительства. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В ограде военного собора Александра Невского был захоронен Потто Василий Александорович. Может Вы знаете, было ли перенесенно захоронение? 19 марта 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=23539

В Новоспасском монастыре замечательными старцами были иеромонах Филарет (Пуляшкин) и иеромонах Александр (Подгорченков), которые были учениками схимонаха Афанасия (Захарова), постриженика и ученика старца Паисия. Иеромонах Филарет (в схиме Феодор), в миру Феодор Николаевич Пуляшкин, один из известных московских подвижников благочестия 19 в. Феодор родился в 1758 г. в г. Вязьме в купеческой семье. Мать его по смерти мужа перебралась в С-Петербург, а в 1786 г. поступила в Московский Новодевичий монастырь, где постриглась в монахини с именем Митрополия 167 . Отрок Феодор, пребывая в родительском доме, обучился грамоте, чистописанию, и Закону Божиему. Его любимым занятием стало чтение духовных книг, которых в доме отца было предостаточно. По прибытии в Петербург он был определен помогать в лавке своего дяди, но вскоре почувствовал отвращение от мирской суеты. По возможности он убегал в Александро-Невский монастырь, а после службы проводил время в беседах со старцем-монахом. Тринадцатилетний отрок Феодор упросил свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь со знакомым старцем. Через полгода старец посоветовал Феодору перейти в Саровскую пустынь, которая славилась строгостью монашеской жизни. Здесь он провел несколько лет в различных послушаниях, а позже поступил в Московский Симонов монастырь, где пребывал послушником его брат Архипп. В 1786 г. Феодор был пострижен с именем Филарет, а через год рукоположен в иеродиакона. В 1788 г. Симонов монастырь был упразднен и обращен в госпиталь, а Филарет по воле митрополита Гавриила был вызван в Петербург, и как монах строгой жизни был помещен в число братства Александровского монастыря 168 . В 1789 г. Филарет был рукоположен митрополитом Гавриилом в иеромонаха. Иеромонах Филарет был в числе духовных старцев, которых рекомендовал митрополит Гавриил ученым Александро-Невской семинарии в помощь для исправления перевода с греческого языка «Добротолюбия», сделанного старцем Паисием Величковским . «Они, говорил мудрый архипастырь ученым исправителям, хотя и не знают так, как вы, греческаго языка, но лучше вас знают из опыта духовныя истины, непостигаемыя одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

22 августа 1924 года рабочие и служащие консервного завода им. Губанова на общем собрании постановили: «просить окружной исполком о представлении в распоряжение рабочих организаций Александровской церкви с разбивкою вокруг парка для отдыха рабочих, а также представлении имеющихся на площади жилых помещений для заселения рабочими». К резолюциям рабочих присоединились служащие станции Курган, требующие церковь закрыть и передать её под культурно-просветительское училище. Но тогда в ответ на требования рабочих окружной исполком сообщил, что приветствует сознательность рабочих, но считает закрытие церкви преждевременным. В ответе говорилось, что «советская власть признаёт религию частным делом верующих и учитывает, что вредное влияние религиозного дурмана искоренимо только длительной культурно-просветительской работой среди широких масс трудящихся». 23 октября 1929 года постановлением ВЦИК СССР церковь закрыта. В разное время в храме располагались музей местного края, с 1930 года — спортзал, позже — факультет механизации Высшей партийной сельскохозяйственной школы, вещевой склад 32-го лыжного полка и с 1951 года Курганский областной краеведческий музей. На территории алтаря с 1957 года располагался планетарий. Летом 1989 года исполнительный комитет Курганского областного совета народных депутатов принял решение о передаче здания Александро-Невской церкви второму религиозному обществу Русской православной церкви «для реставрации и отправления культовых обрядов». Возрождение обезглавленного храма началось с декабря 1991 года. Настоятелем стал протоиерей Аристарх Егошин. Собор стал кафедральным в 1993 году. Престольные праздники [ править править код ] Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: г. Курган, ул. Володарского, 42. Контактный телефон: 8 (3522) 42-18-18 Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Наверное, прозвучит парадоксально, но факт: больше всего свято-Александровских церквей возвели b XIX cmoлemuu. Это был, можно сказать, золотой век почитания святого благоверного князя. Впрочем, иначе и быть не могло: на престоле Российской империи правили три императора-Александра, тезоименитных великому князю владимирскому. Александр I цapcmbobaл в 1801–1825 годах. Александр II — в 1855–1881 годах. Александр III — в 1881–1894 годах. Помимо этого, сын последнего из царей-Александров, Hukoлaй II, сильно почитал родителя, поэтому в его царствование также нередко появлялись храмы по имя святого благоверного князя Александра Невского. Старейшее из сохранившихся до наших дней церковных зданий, освящённых во имя святого Александра Невского, расположено в Потсдаме. Желая почтить российского императора Aлekcahдpa I, в 1826 году храм тут велел построить прусский король Фридрих Вильгельм III. В 1824 году Александр I nocemuл Вятку. Вятчане в честь этого знаменательного события решили выстроить у себя в городе собор во имя святого Александра Невского. Много лет здание храма строилось на народные деньги — трудно, с долгими остановками на новые сборы пожертвований. Но в 1864 году завершены были последние отделочные работы, и собор торжественно освятили. Вятский собор — поистине грандиозный и изысканный. Настоящий европеец среди русских церквей. В 1937 году большевики с задором, достойным лучшего применения, разрушили его. Самый нарядный Свято-Александровский храм начали возводить в Ялте при Александре III, а завершили при Николае II. Резное узорочье, украшающее здание и колокольню, более всего напоминает роскошные каменные одеяния церквей Московского царства, выстроенных b XVII столетии в стиле «посадское барокко». Самый величественный Александро-Невский собор вырос в центре Софии, болгарской столицы, за несколько лет до начала Первой мировой войны. И вот странный изгиб исторических судеб: в Первой мировой Болгария и Россия оказались по разные стороны фронта. То же самое произошло и во Второй мировой. Но свято-Александровский собор поныне остается одним из самых почитаемых в Софии. Рядом с ним — небольшой антикварный рынок, и там русскому туристу непременно предложат серебряный рубль императора Aлekcahдpa II, отчеканенный в 1877 или 1878 году, то есть во времена, когда русская армия вырывала свободу Болгарии из рук Турецкой империи. Для болгар имя Александра — и святого, и царя — не пустой звук. Правда… с рублём надо всё же поосторожнее: слаб духом иной торговец, может предложить современную копию, не предупредив, что это именно копия.

http://veraifoma.ru/famblog/samye-izvest...

Поездку в С.-Петербург Е. А. Болховитинов задумал в конце 1799 года, с целию переменить священническую рясу на монашескую мантию и имя Евфимия на имя Евгения. Ближайшею причиную такой решимости была смерть (в авг. 1799 г.) жены и (ранее) детей протоиерея Болховитинова 52 . С понятным чувством сердечной боли оставляет он свою родину и в феврале 1800 г. чрез Москву отправляется в незнакомую ему северную столицу. В Москве, куда Болховитинов прибыл 15 февраля 53 , встречается он с Н. Н. Б.-Каменским, может быть, даже живет у него, и от него получает рекомендательное письмо к С.-Петербургскому архиепископу Амвросию Подобедову 54 , с которым (письмом) и пускается в дальнейший путь. «Марта 1-го приехал я в Петербург, пишет Болховитинов Г. А. Петрову. 2-е число употребил на то, чтобы инкогнито походит по Петербургу, 3-го явился в Невский и того же числа определен академии префектом и учителем философии и красноречия; а 4-го переселился я в монастырь и вступил в должность. Четыре дня только погулял я бельцом, а 9 марта монахи… в утреню одели меня в черную рясу, мантию и клобук. Имя я себе выбрал Евгений. 11-го владыка наш в обедню возложил на меня митру, крест и палицию. И так я теперь Евгений, архимандрит Зеленецкого монастыря» 55 13 мая 1802 г. Евгений сообщал Македонцу, что он «с 6 апр. учит уже не философии, а богословию» 56 . Кроме того, новый префект академии преподавал и церковную историю (общую). Хотя об этом ни слова не говорит г. Чистович в своей «Истории С.-Петербургской духовной академии» (см. стр. 131), но говорит за то заглавие известной уже нам рукописи церковной истории, хранящейся в библ. Киево-Соф. собора (см. выше стр. 16), и другая рукопись, находящаяся теперь в библ. Академии Наук и тоже составленная по Мосгейму, – это: «Церковная история, читанная студентам Александровской духовной академии Высокопреосвященным Евгением Болховитиновым , м. киевским и галицким, в бытность его префектом Александровской духовной академии в 1802 г.» (л. 1–128 in qu., 249 §§; доведена до VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Место сие тогда было во владении Заозерских удельных Князей, Димитрия и Симеона Ярославских 5 , от которых он и пособие в созидании получил; наипаче Княгиня Мария, Димитриева Супруга, снабжала Преподобного милостыней. На сем месте преподобный Александр пребывал до кончины своей, а скончался в 6947/1459 году, Июня 9, от рождения 68 лет. По завещанию его там же учениками его построена ещё и другая тёплая Николаевская церковь . В 7027/1519 году, на память Преподобного Димитрия Солунского, весь этот монастырь и с церквами погорел; но паки выстроен с двумя же церквами – Успенской и Николаевской. В последней из оных находится и гробница Преподобного. Александро-Невский монастырь См. Александро-Невскую Лавру во 2 Части сей Истории. Александро-Свирский Троицкий монастырь См. Свирский Александровский. Александро-Шевенский монастырь См. Ошевенский Александровский. Алексеевский Акатов монастырь См. Акатов Алексеевский. Алексеевский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Алексеевский. Алексеевский Московский монастырь 2 класса девичий. Состоит в столичном городе Москве, в так именуемом Белом городе за Пречистенскими воротами. В нём ЦЕРКВИ: 1) Преображения Господня СОБОРНАЯ с приделами: а) Алексия человека Божия, по которому и монастырь именуется Алексиевским; по свидетельству Летописца, служащего продолжением Несторову, построена церковь сия в лето 7022/1514, мастером Алевизом Фразиным; а из данной Зачатейскому девичьему же монастырю грамоты значит, при Царе Михаиле. Феодоровиче и при Патриархе Филарете Никитиче в 1625 году, Апреля 28, которая церковь потом, в 7137/1629 году, Апреля 10, сгорела; б) Тихвинской Богородицы; в) Зачатия св. Анны. Примечательны в монастыре сем следующие надписи: первая на кресте серебряном, позолоченном и жемчугом украшенном: «Повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России и Его Благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукиановны, и Их благородных Чад сделан сей крест в соборную и Апостольскую церковь в Алексеевский монастырь к Алексею человеку Божию в придел в 7146 году, а от Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010