Первый камень в фундамент церкви был заложен 22 июня 1907 года. Автором проекта и архитектором строительства выступил известный российский зодчий, академик, ректор Академии художеств Александр Померанцев. К началу XX века он был уже известным архитектором, по проектам которого возведены храмы Александра Невского в Москве, Петербурге и Софии, Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, жилые дома в Санкт-Петербурге. Через четыре года наружные работы были закончены. Тридцатиглавая церковь из красного кирпича, получившая в обиходе название Красная церковь, была выполнена в русско-византийском стиле, характерном для России того периода. Кирпич для стройки поставлялся с местных кирпичных заводов (на кирпичах сохранились клейма завода), а гранитные изделия – из Полевского карьера Екатеринбургской губернии. В конструкциях здания есть сложные элементы и узлы. Очевидно, что в строительных работах принимали участие квалифицированные инженеры-строители. В основе композиции – четырехстолпный храм, который завершается мощным световым барабаном с куполом, увенчанным маковичной главой. С западной стороны к храму примыкает небольшая трапезная, соединяющая храм с колокольней. Церковь богато украшена кирпичным декором. Обратите внимание на большое количество главок, шатров. Проектом предполагалось размещение на боковых фасадах мозаики и скульптур, но это не было реализовано. К работе над иконостасом были привлечены местные мастера. Известно, что иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска. А художники мастерской Василия Ощепкова занимались росписью купольной части и иконами для иконостаса. За основу росписи были взяты копии работ Виктора Васнецова из Владимирского храма Киева. Темы сюжетов – канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Росписи внутри храма уникальны. 3 декабря 1911 г. в Александро-Невской церкви прошло первое богослужение. А на следующий день при огромном стечении верующих храм был торжественно освящен викарным епископом Челябинским Дионисием. Поскольку небесным покровителем Александра II был Святой князь Александр Невский, то главный престол этой церкви был освящен в его честь. Таким образом, эта церковь стала четвертым православным храмом в городе и памятником царю-освободителю. Прихожанам предстояло еще обустроить два придела храма. Однако начавшаяся Первая мировая война усложнила эту задачу. Денег не хватало. В 1914 г. на пожертвования известного челябинского мукомола Михаила Петровича Архипова были изготовлены иконостасы и приобретена церковная утварь. Продолжилась активная работа над росписью центрального купола. Освящение правого придела во имя святителя Николая Чудотворца и главного иконостаса состоялось 25 марта 1915 г., а левый придел до революции так и не был устроен. Строительство церкви обошлось в 60 тыс. рублей. В начале XX века Александровская площадь, на которой он находился, стала любимым местом отдыха челябинцев.

http://sobory.ru/article/?object=11055

Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма – собора Святой Троицы, в него были торжественно перенесены мощи благоверного князя и положены в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого князя. В 1743 году Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен благоверному князю. В 1922 году монастырь лишился своей святыни. 12 мая 1922 года, в разгар «изъятия церковных ценностей в пользу голодающих», была вскрыта рака с мощами святого Александра Невского. Рака была изъята и помещена в Государственный Эрмитаж, где находится и поныне. 20 ноября того же года были изъяты и мощи благоверного князя, которые долгое время находились в музее атеизма, и возвращены в собор лишь в 1989 году. 18 декабря 1797 года высочайшим указом Святейшему Синоду императора Павла I повелено Александро-Невский монастырь переименовать лаврой. Александро-Невская лавра была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии. Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: святитель Василий Великий , преподобный Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преподобный Феодор Освященный), святой благоверный князь Александр Невский, святой Михаил, митрополит Киевский, святой благоверный князь Михаил Муромский, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: святой Василий Блаженный, преподобная Мария Египетская, святые равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, святая мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и святой мученик Леонид. Известно, что Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Святитель Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы святых подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны, видимо, с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной. Другие 16 икон В.Ф. Пасхина распределены поровну в оконных проемах северной и южной стен. Это святые Предтеча и Креститель Господень Иоанн и апостол Андрей Первозванный, великомученик Георгий Победоносец и преподобный Харитон Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Порфирий, архиепископ Газский, преподобные Варсонофий Великий и Антонин Пустынник, Евфимий Великий и его спостник Феоктист, Герасим Иорданский и Иларион Великий, Феодосий Великий и Савва Освященный, Иоанн Хозевит и равноапостольные Константин и Елена. Все названные угодники связаны исторически со Святой Землей – апостольской проповедью, подвигом мученичества и испо ведничества, основанием великих палестинских обителей. Некоторые из них соименны известным деятелям Русской Палестины: епископу Порфирию (Успенскому) , архимандриту Антонину (Капустину) , адмиралу Ев фимию Путятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Выше, меж окон, размещены иконы петербургского художника-иконописца В. Ф. Пасхина: 30 больших золотофонных икон одного размера. Не сохранилось сведений о том, кто и по каким соображениям определял программу заказанных образов. Очевидно, что большинство из них духовно связаны с главными деятелями Православного Палестинского Общества и Русской Палестины 1880–1890-х гг. Так, на западной стене представлены в два ряда изображения 14 святых. Верхний ряд: свт. Василий Великий , преп. Феодор Великий (надписание на иконе не имеет аналогов в литургических источниках; предположительно, изображен преп. Феодор Освященный), св. благоверный князь Александр Невский, св. Михаил, митр. Киевский, св. благоверный князь Михаил Муромский, препп. Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий. Нижний ряд: св. Василий Блаженный, преп. Мария Египетская, свв. равноапостольные княгиня Ольга и Мария Магдалина, св. мученица София, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, и св. мученик Леонид. Известно, что свв. Александр Невский и Мария Магдалина – это небесные покровители царской четы Александра III и Марии Федоровны; преп. Сергий Радонежский и праведная Елизавета – покровители великокняжеской четы Сергия Александровича и Елизаветы Федоровны; Василий Блаженный и мученица София – Секретаря ИППО Василия Николаевича Хитрово и его жены Софии Доминиковны. Очевидно, мученик Леонид – святой, имя которого носил в монашестве архимандрит Леонид (Кавелин) , митрополит Михаил Киевский – ангел помощника Председателя ИППО Михаила Петровича Степанова, Феодор Освященный – небесный покровитель вице-председателя ИППО Федора Петровича Корнилова, св. Димитрий Прилуцкий – Дмитрия Дмитриевича Смышляева, создателя Александровского и Сергиевского подворий в Иерусалиме. Свт. Василий Великий был небесным покровителем члена Совета ИППО великого русского ученого-византиниста, академика Василия Григорьевича Васильевского , а малоизвестный князь Михаил Муромский празднуется в день рождения Палестинского Общества 21 мая (церковного стиля). Иконы св. подвижниц Православия: Марии Египетской и княгини Ольги связаны с памятью выдающихся благотворительниц ИППО: пензенской подвижницы Марии Михайловны Киселевой и графини Ольги Евфимьевны Путятиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

– Можно сказать, что сегодня, как и в старину, храм в Проснице строится «всем миром»? – Отчасти да. Пускай не так, как раньше, может быть, массово, жителями всей деревни, но есть отдельные неравнодушные люди, которые переживают, спрашивают о ходе строительства и даже предлагают свою помощь, что меня радует. И совместными усилиями все эти годы мы на месте не стоим, а постоянно что-то делаем. Нынче, например, газ подсоединили. И сотрудники «Газпрома» также шли нам навстречу при решении различных нюансов при подведении газа. Получается, «всем миром». – В новом храме будет газовая система отопления? – Да, установлен газовый котел. Я надеюсь, что нынче мы запустим отопление. – То есть храм уже практически достроен? – Внешне построен, окна застеклены, включая и те, что на барабане. Но что касается внутреннего убранства, работа только начинается. Предстоит много отделочных работ, штукатурка стен, утепление пола. А когда уже подключим отопление, побелим стены, можно будет совершать службы. – Новый храм также решили освятить в честь святого князя Александра Невского? – Это уже историческое название. Ведь и село Просница было прежде Александровским. И еще знаковый исторический момент, о котором я уже упоминал: 2017-й – год, когда был разработан до конца проект и получено благословение владыки на строительство. Прошло ровно сто лет с тех пор, как собирались построить каменный храм. И к тому же два года назад в стране праздновалось 800-летие со дня рождения святого князя Александра Невского. – А вы ощущаете духовное покровительство святого, в честь которого освящен храм? – Очень. Особенно сейчас, в такие тревожные времена. Пример духовного подвига Александра Невского, обращение к его личности нынче особенно актуальны. И мне симпатизирует, что историки начали открыто говорить о том, что Александр Невский в далеком XIII веке определил будущее России. Вспомним историю: когда ему предлагали приехать на запад, в Европу, просто заключить там мир, договор или поклониться, скажем, папе римскому, и взамен условно сделать его королем их княжеств, что он выбрал? Он выбрал восток и на востоке поклонился хану Золотой орды. Потому что он понимал, что с западом нельзя договориться – обманут. Эта цивилизация уже тогда обманывала, достигая своей цели любым путем, любыми средствами. А восток как бы не вмешивался в жизнь русских людей, в духовную сферу, в религию. Александр Невский попросил, уговорил хана Золотой орды, чтобы Церковь не грабили, сохранили. И орда пошла навстречу, то есть он уже тогда определил будущее великой России, сохранил ее духовный стержень – Православие.

http://pravoslavie.ru/155534.html

XIX в., частное собрание); с блгв. кн. Глебом и Ангелом-хранителем (иконописец И. С. Чириков, 1902, НГОМЗ) и др. В составе избранных святых О. представлена, напр., на иконах 1-й трети XIX в. в числе 5 святых, предстоящих Нерукотворному образу Спасителя (собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 70-71. Кат. 216); «Блж. Василий Московский, равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский, предстоящие Спасу Нерукотворному» кон. XIX в. (частное собрание); 1895 г. (ГМИР) и др. После спасения семьи имп. Александра III при крушении имп. поезда в 1888 г. у ст. Борки появились иконы с группой святых, тезоименитых членам царской семьи: равноап. Мария Магдалина, блгв. князья Михаил Тверской и Александр Невский, вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, прп. Ксения и О. (иконы из ЦМиАР, ц. Св. Троицы в Ирбите (Уральская икона. 1998. С. 101, 223. Кат. 498), ц. Покрова Пресв. Богородицы из с. Хомутова (ныне г. Щелково Московской обл.), из ГМЗ «Александровская слобода»). На иконе 1913 г. иконописца В. П. Гурьянова (в раме работы Д. Л. Смирнова, ГЭ) представлены святые, тезоименитые семье имп. св. Николая II, в их числе О. Образ О. встречается на минейных иконах на июль с сер. XVII в.: на иконе 40-60-х гг. XVII в. (ИркОХМ); на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК); на иконе 2-й пол. XIX в. (СПГИХМЗ); на иконе кон. XIX в. (КБМЗ) и мн. др. Изображение О. в Соборе святых появилось уже в XVII в.- икона «Ярославские и избранные святые в молении Феодоровской иконе Божией Матери» (кон. XVII в., Феодоровский собор Ярославля). Ее образ включен в состав Собора Псковских святых (икона посл. трети XIX в., собрание Ф. Р. Комарова), представлен на иконах «Собор благоверных царей и князей Российских» из собора арх. Михаила в В. Устюге (1786, ВУИАХМЗ), «Образ святых благоверных князей Русской земли» калужского иконописца К. Михайлова (1857, ГМИР) и «Образ всех святых Российских вел. князей и княжон роду царского» (60-е гг. XIX в., собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). В кон.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Святейший Патриарх Кирилл встретился с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, полпредом Григорием Рапотой и губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым Нижний Новгород, 1 июля 2009 г. 30 июня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в своей резиденции в Москве архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Григория Рапоту и губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. На встрече обсуждался первый визит Святейшего Патриарха Кирилла в Нижегородскую епархию. Были подтверждены даты этого визита: Святейший Патриарх пробудет на Нижегородской земле с 9 по 12 сентября 2009 года, сообщает сайт епархии . В программу визита входят богослужения, встречи с молодежью, посещение Нижнего Новгорода, Сарова и Арзамаса, Серафимо-Дивеевского монастыря и освящение Патриархом восстановленного Феодоровского собора - главной святыни возрождающегося Феодоровского монастыря в Городце. Освящение Феодоровского собора станет кульминацией празднования Александровских дней. Праздничные мероприятия входят в программу «Александр Невский», реализуемую Благотворительным фондом апостола Андрея Первозванного и Центром национальной славы России. Нижегородская епархия принимает активное участие в реализации этого обширного проекта, который включает не только восстановление архитектурного комплекса Феодоровского монастыря в Городце, но и большую просветительскую деятельность по воспитанию подрастающего поколения в духе любви к Отечеству на примере выдающихся деятелей российского государства и верных сынов Церкви, таких как святой благоверный князь Александр Невский. Григорий Рапота и Валерий Шанцев познакомили Святейшего Патриарха с жизнью Приволжского федерального округа и Нижегородской области и рассказали о том, как в регионе строится взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций с Нижегородской епархией. Полпред и губернатор испросили у Святейшего Патриарха Кирилла благословения на труды на благо региона и его жителей. 1 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30984.html

Над Царскими вратами: Тайная Вечеря. В верхней полукруглой части иконостаса, над этим изображением надпись: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же. Над южною дверью икона троих Святых: Киприана, Феогноста и Фотия, митрополитов Киевских. Над северною дверью также икона троих Святых: Никиты Новгородская, Исаии Ростовского и Арсения Тверского. В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: На северной стене ближе к алтарю – Св. Благоверный Князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Святый Благоверный Княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» На той же стене, дальше от алтаря – образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа написано: «Величаем тя, Святая Равноапостольная Марие Магдалиио, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» На той же стене над окнами в полукруглой арке помещено изображение Крещения Господня. На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены следующие события из жизни Св. Александра. Невского: а) Святой Александр Невский в Орде, б) Послы папы пред Александром (на восточной стене); в) Преставление Св. Александра в Городце, г) Погребение Св. Александра Невского во Владимире (на западной стене). Кроме того, в приделе Св. Александра Невского изображены следующие события: Крещение Святой Княгини Ольги. Крещение Св. Князя Владимира, Крещение киевлян и Основание Киево-Печерской лавры, Явление Богоматери Преподобному Сергию, Основание Преподобным Сергием Троицкой лавры, заложение Московского Успенского собора и Сретение в Москве Владимирской иконы Божией Матери (в 1395 году). Далее идут изображения 28-ми чудотворных икон Божией Матери, чрез который Богоматерь оказала свое заступничество от врагов в разные времена разным городам русским. Из отдельных личностей, в разных местах хор мы встречаем изображения следующих Русских Святых: Преподобных Антония и Феодосия Печерских , основателей русского монашества, Преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, Святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рамках празднования юбилея прошли научные мероприятия: в день рождения святого, 12 июня, в Святодуховском центре прошла научно-практическая конференция о вопросах канонизации и духовного почитания святого князя. 5-8 октября в Александро-Невской лавре и Феодоровском соборе прошли мероприятие международного проекта " Современное изобразительное искусство: вопросы техники и технологии " . Пять мастер-классов транслировались в онлайн-формате, и их смогли посмотреть более 40 тыс человек. 30 июня - 2 июля прошел X Молодежный и исторический форум " Александровский стяг " . 20 августа на Никольском скиту Александро-Невской лавры в Кингисеппском районе Ленобласти состоялась закладка первого на Северо-Западе сада сирени, названного в честь благоверного князя " Александровским " , а спустя несколько месяцев - установка бюста Александра Невского. 5 сентября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил большую мозаичную икону святых благоверных князей Феодора Новогородского и Александра Невского к Феодоровской церкви лавры. 10 ноября в центре " Святодуховский " прошла панельная дискуссия в формате ток-шоу " Александр Невский - небесный покровитель Санкт-Петербурга " , на которой были обсуждены семь видеороликов, демонстрирующих авторский взгляд на исторические ипостаси и художественные образы святого князя. Прямая трансляция дискуссии набрала 15 000 просмотров, ролики - 35 тыс просмотров. 18 ноября официальная делегация РПЦ и представителей власти посетила Сербию, где состоялось открытие памятника в честь Александра Невского. 29 ноября-4 декабря прошел XV Международный фестиваль христианского кино " Невский благовест " , в рамках которого состоялись три премьеры документальных фильмов, посвященных святому князю. И завершился год праздничным богослужением 6 декабря в Александро-Невской лавре, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка Назарий отметил, что празднование юбилея можно назвать и церковно-государственном, и государственно-церковным: участие городской администрации было очень активным. Владыка поблагодарил за поддержку и содействие представителей городского комитета по культуре, КГИОП и других комитетов, благодаря работе которых состоялось масштабное празднование. Владыка анонсировал празднование следующей юбилейной даты - 300-летия перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, которое будет отмечаться в 2024 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Опубликована программа XXIX Рождественских чтений направления " Церковь и культура " Москва, 3 декабря 2020 г.      Синодальный отдел религиозного образования и катехизации опубликовал программу XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Международный этап чтений пройдет в Москве с 24 по 27 января 2021 года. КРАТКАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНИЯ " ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА " . IV НАПРАВЛЕНИЕ «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» Председатель: митрополит Псковский и Порховский ТИХОН, Председатель Патриаршего совета по культуре Ответственный секретарь: Парменов Александр Георгиевич, руководитель управления программ Патриаршего совета по культуре,    alexparmen@gmail.com Мероприятия Председатель/ сопредседатели Кураторы Дата и время проведения Место проведения, адрес Божественная литургия Торжественное открытие работы направления, «телемост» с Торжественным заседанием в Зале Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН Иеромонах Павел (Щербачев) Парменов Александр Георгиевич 24.01 10.00–12:00 24.01 13.30–16:00 Сретенский монастырь, храм Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской; ул. Б. Лубянка, 19, стр. 7 Сретенская духовная семинария; актовый зал; ул. Б. Лубянка, 19, стр. 3; м. «Чистые пруды», «Тургеневская», «Сретенский бульвар» Конференция «Русская духовная музыка: между Востоком и Западом» Зенкин Константин Владимирович Насонов Роман Александрович 22.01 11:00–17:00 Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; ул. Б. Никитская, 13/6; м.: «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека…», «Охотный Ряд» Международная конференция «Музыкальная культура православного мира» Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность Владышевская Татьяна Феодосьевна Архимандрит Петр (Поляков) 26.01 11:00–14:00 МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет искусств; ул. Большая Никитская, 3, стр. 1 («Дом Якоби») (вход со стороны Романова пер. в Романов двор); м.: «Охотный Ряд», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека…»

http://pravoslavie.ru/135816.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010