Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии

http://pravenc.ru/rubrics/121660_6.html

Город начался с закладки Спасо-Преображенского собора, которая состоялась 6 (19) августа 1152 г. – в праздник Преображения Господня. Первую церковь князь Юрий построил в Клещине годом раньше, но клещинцы разрушили храм; возможно, это и послужило причиной основания нового города и упадка Клещина. Храм был завершён в 1157 г. сыном Юрия Андреем Боголюбским . Второй необходимой составляющей города была крепость. О важности, которую придавал Переславлю Юрий Долгорукий, говорит её величина: длина вала 2,5 км, ширина основания – 30 м, высота валов 10-17 м. Первый переславский кремль был вдвое обширнее первого московского. Ярославское шоссе разрезает бывшую крепость. От неё сохранились земляные валы, которые можно увидеть, например, у Спасо-Преображенского собора. Родина Александра Невского Около 1220 г. у Ярослава Всеволодовича родился сын Александр. Произошло это в княжеских палатах возле Спасо-Преображенского собора. В 1228 г. юный Александр ушёл на княжение в Новгород. В 1240 г. увенчанный славой мудрого властителя, смелого и расчётливого полководца, Александр Невский вернулся на княжение в Переславль. Он пробыл здесь недолго, но успел построить под Переславлем, на Александровой горе, княжеские палаты и церковь. Александрова гора – холм над Плещеевым озером – высится в 1 км от Городища в сторону от Переславля. Раньше эта гора называлась Ярилиной, так как здесь находилось главное капище язычников, живших в Клещине. Просвещая православием Залесскую землю, святой благоверный князь Борис уничтожил капище и поставил церковь. Вероятно, храм Александра Невского был наследником первого храма. Позже храм был обращён в Александровский монастырь, который исчез в Смутное время. Сейчас на горе нет и следа человеческой жизни и подвигов. Только стоит памятник – деревянный крест. От креста открывается вид на величественные просторы Плещеева озера. А под горой, на берегу лежит Синий камень – 12-тонный валун, с которым связано много мистических историй. Издревле ему поклонялись язычники-меря. В первые века христианского Переславля многие жители продолжали оказывать ему почтение, как идолу. «...Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их и рассевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушали его и к нему стекалися из году в год и творили ему почести».

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

После 1917 г. А.-Н. м. был закрыт, последние монахини покинули его в 1927-1931 гг. По преданию, всех престарелых насельниц разогнали, а молодых увезли на 2 грузовиках (возможно, они приняли мученическую кончину). Большинство строений в 20-30-х гг. было разрушено, сохранились только 2 корпуса и собор с колокольней. В каменном двухэтажном корпусе, с домовым храмом «Утоли моя печали», находилась больница, в настоятельском корпусе - школа. Из убранства и утвари храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь фрески на клиросах и в алтарной части собора и 3 фрески в домовом храме, а также неск. богослужебных книг, старинные четки и изделия из монастырской кузницы. Феодоровскую икону Божией Матери, находившуюся до 1917 г. в А.-Н. м., сохранила благочестивая женщина и вернула ее в мон-рь в 1997 г. Монастырское кладбище, где похоронены насельницы и И. Д. Бачурин, уничтожено, монастырский колодец завален мусором. Игуменский корпус, купленный частным лицом, к 2000 г. находился в заброшенном состоянии, РПЦ не передан. На территории подворья в С.-Петербурге построены жилые дома. В 1993 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) в с. Маклакове был открыт правосл. приход храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1995 г. РПЦ передан единственный сохранившийся сестринский корпус, где ранее размещался дом отдыха. 22 марта 1996 г. определением Свящ. Синода РПЦ приходской храм св. блгв. кн. Александра Невского преобразован в жен. мон-рь. К 2000 г. в обители проживало 30 сестер, настоятельница - мон. Елизавета (Семенова). С 1997 г. А.-Н. м. имел иконописную и керамическую мастерские. Среди святынь обители - частица мощей св. Александра Невского . В 1996-2000 гг. были отреставрированы сестринский корпус, собор. Сестры обители проводили уроки и беседы в Талдомском детском доме, экскурсии для школьников, организованные Талдомским музеем. В нач. мая 2000 г. в мон-ре случился пожар, сгорели почти все постройки обители, кроме собора; насельницы временно переселились в близлежащие деревни Талдомского р-на.

http://pravenc.ru/text/64494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/121724_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121672.html

Летом 1865 года был напечатан к устав предположенного общества, получивший надлежащее утверждение. Устав, имевший уже перед собою уставы двух благотворительных обществ, был составлен с той спасительной краткостью и предусмотрительностью, которые дали ему возможность оставаться неизменным вплоть до тех пор, когда непредвиденно изменившиеся – спешим прибавить, к лучшему – условия существования общества побудили его к значительному расширению своей деятельности. Целью своего существования общество ставило оказание помощи всем тем беднякам, которые не могут добыть себе пропитание честным трудом. Помогая истинной бедности, общество ставило своей задачей в то же время искоренять в своем районе промышленное нищенство. В ряду способов к удовлетворению своей цели общество называло помощь деньгами, вещами, а равно и «другие способы, какие окажутся возможными, по указанию опыта». Общество выговаривало себе право в уставе с умножением средств основывать разные благотворительные учреждения, как например, общую квартиру, детский приют, воскресную школу и т. п. Члены общества разделялись на три разряда: члены-благотворители, обязанные ежегодным взносом не менее 12 рублей, члены-общники, со взносом не менее одного рубля в год, и члены-попечители, в числе не менее девятнадцати, из коих семеро–постоянные, местные священнослужители и церковный староста, а двенадцать избираемые из членов первого и второго разрядов. Из среды членов общества исключались только младенцы, не способные сознавать достоинства своих действий, во всех же прочих отношениях возраст и звание не могли служить препятствием к поступлению в члены общества. Для удобства деятельности попечителей весь приход разделялся на четыре участка: первый – Невский проспект от Знаменской площади к востоку, с одной стороны до Александровского рынка, а с другой до Александро-Невского приюта, с улицами, Гончарной, Полтавской, Харьковской и Тележной; второй – бывшая набережная Лиговки к югу, с одной стороны до механического завода Сан-Галли, с другой – до свечного переулка, с переулками Кузнечным и Свечным и улицей Болотной до Разъезжей; третий – Невский проспект к западу, до Владимирского и Литейного проспектов, и Николаевская улица до единоверческой церкви; четвертый – Знаменская улица до Итальянской, левая сторона Итальянской до Литейного и Лиговка с одной стороны до Озерного переулка, с другой – до Летней Конной площади, с переулками: Гусевым, Озерным и Ковенским до Знаменской, и улицами Преображенской и Первой рождественской.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

(„Речь”)   … Опасность для революции безответственных выступлении Ленина сильно преувеличена: в среде рабочих, проникнутых инстинктом государственности, он встретит суровый отпор. („Биржевые ведомости”)   ДЕМАГОГИЯ . Есть люди, у которых личное тщеславие и самовлюблённость заслоняют решительно всё. Говорят, что такими чертами обладал низверженный самодержец России. Очень похож на него г. Ленин. Он переступил пределы, превратившись в нравственный труп. Своим проездом через Германию он плюнул в душу русского народа, среди которого хочет иметь влияние. Немудрено, что теперь от него отворачиваются даже большевики. Ленин не может „очухаться”, это – конченный политик. Для России он нравственно неприемлем, мы советуем ему вернуться в Германию. Россию Ленин не обманет, в какой бы „коммунистический” плащ он ни рядился. („Русская воля”) Протянул не для привета Руку нам он братскую: „Ни к чему свобода эта! Ставьте власть батрацкую!” Под свободы стягом зреет Что-то ей обратное, - И опять как призрак реет Что-то сепаратное. („Новое время”)   К ОТКРЫТИЮ БИРЖИ! Держатели дивидендных и фондовых бумаг приглашаются в помещение кинематографа Солейль, Невский 48, на организационное собрание.   Музей Александра III. Администрация просит не устраивать в залах музея собраний, что может повести к непоправимой порче художественных сокровищ. Берегите каждое произведение, независимо от того, кого оно изображает…   Одесса , 10 апреля. В Александровском парке состоялся митинг дезертиров и уклоняющихся от воинской повинности. Решено избрать особый комитет для заведывания делами дезертиров. Собравшиеся устроили овацию воинскому начальнику. „С падением старого режима мы счастливы вернуться в ряды свободной армии”, но поставили условия: вернуться не в свои части, и чтоб их семьям выдавали пайки.   ПРИСКОРБНЫЙ ИНЦИДЕНТ. В день приезда Гучкова в Одессу группа кадет младшего возраста сорвала с ворот корпуса красное знамя и сожгла его. А мимо шли пехотные части на смотр военного министра, они заставили кадет отправиться на смотр с полуобгорелым знаменем – и так продефилировать перед министром. Директор кадетского корпуса подал в отставку. Кадеты в полном вооружении ходили извиняться к Совету солдатских депутатов: старая власть закрывала для них путь к идеалам, а теперь они пойдут со всей Россией. Совет депутатов назначил комиссию для выяснения вдохновителей инцидента.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А. Безбородко (Свердловская набережная, 40). Четвёрка львов (скульптор Павел Соколов, 1825–1826), зажав стальные тросы в пастях, удерживает на весу полотно Львиного моста через канал Грибоедова близ Малой Подьяческой улицы. Крылатые львы (грифоны), отлитые тогда же по модели того же скульптора, точно так же удерживают Банковский мост через канал у Казанского собора. Грифоны восседают на углах балкона нынешнего Дома учёных, известного как дворец князя Владимира Александровича (Дворцовая набережная, 26), на аттике кинотеатра «Родина», в прошлом здания Петербургского губернского кредитного общества (Караванная улица, 12). Скульптурными и рельефными изображением грифонов украшены и другие дома. Гранитные изваяния египетских сфинксов, обнаруженные при раскопках древних Фив, доставлены в Петербург в 1832 г. и установлены на Университетской набережной перед зданием Академии художеств. Сфинксов можно увидеть и на Свердловской набережной у дачи Безбородко, и во дворе Строгановского дворца (Невский проспект, 17), и во дворе Горного института (набережная Лейтенанта Шмидта, 45).   Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси. – Арку Главного штаба, возведённого в 1819–1829 гг., Карл Росси перебросил над Луговой Миллионной улицей (ныне Большая Морская), круто повернув последний её отрезок, чтобы вывести улицу точно напротив центральных въездных ворот во двор Зимнего дворца и зафиксировать тем самым ось симметрии всего ансамбля Дворцовой площади. (На этой оси в центре площади в 1834 г. по проекту Огюста Монферрана была воздвигнута Александровская колонна.) Арку венчает колесница Победы (в образе крылатой женщины с лавровым венком в правой руке и полководческим жезлом – в левой), запряжённая шестёркой коней, крайних из которых ведут под уздцы воины с копьями (скульпторы Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов).   …вздыбленные лошади… – Самые знаменитые вздыбленные лошади Петербурга – в памятниках Петру I (открыт в 1782 г., скульптор Этьенн-Морис Фальконе) и Николаю I (открыт в 1859 г., конную модель изготовил Пётр Клодт); в четырёх группах под названием «Укротители коней» на Аничковом мосту (вылеплены и отлиты тем же Клодтом в 1836–1850 гг.); в колеснице Славы на Нарвских воротах (перестроены в камне в 1827–1834 гг., модели коней – всё того же Клодта); на аттике Александринского театра (модель квадриги исполнил в 1830–1831 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

И вот, житель петербургский, хоть и не самых приятнейших кварталов, а всего лишь с какой-нибудь Стремянной, ты, проделавши этот многовёрстный прокат с полной сменою пейзажа, зданий и людей, да ещё не зевакою, но с осмысленным делом сюда, но с пониманием совершаемого здесь, даже с нетерпеливым участием, – вдруг отсюда, с дальнего конца Шлиссельбургского проспекта, совсем по-новому ощущаешь и видишь этот знаменитый город. Перебрав, перебрав, перебрав, как на руках повиснутый, это длинное невское рычажное плечо, ты обнаруживаешь, что точка опоры, что твердь системы не там, а здесь; что центр тяжести этой многовоспетой северной Пальмиры или Венеции – не сверкательный Невский, не лепнокаменная Морская, не золочёные шпили, не россиевские колоннады, не фельтеновские решётки, вдоль которых рассеянной лёгкой походкой бродили легендарные наши поэты, – но сами решётки эти, и многие львы, и колесница Победы на величайшей арке, и самые мосты под коней чугунных или живых – Аничков, Николаевский, Синий, Цепной, отлиты здесь, далеко за Невскою заставой, на Александровском механическом. Отсюда ты твёрдо узнаёшь, что главный вес Петербурга – не то, что понимается и смотрится всеми как Петербург. Напротив, это столпление, яркоцветное днём и многолампное вечером, это жадное сгроможденье дворцов, театров, ресторанов, магазинов видится отсюда праздным безрасчётным глумливым перегрузком дальнего конца честно рассчитанного рычага, оттого опасным, что – на самом дальнем конце плеча, угрожая перепрокинуть. А здесь был главный понятный трудовой смысл: как те распотешливые решётки и колесницы, так и многие деловые нужные вещи, и первый русский паровоз, и невские суда, и чугунные и стальные отливки от самых огромных и до самых малых, именно здесь впервые находили свою окончательную массу, форму, подвижность и назначение. С этим-то постоянным чутьём, что тут вокруг всякую минуту рождаются, складываются, формируются задуманные на чертежах вещи, Дмитриев и входил в заводские дворы – Обуховский или другой какой. Любя всё то вечное, что красуется в дальнем перегруженном центре Петербурга, Дмитриев никогда не испытывал скуки или отталкивания от здешней некрасоты, от унылой гладкости стен, от голости, засоренности, обгорелости бестравной земли, от копоти, жара, тяжких запахов и лязга, ибо всё это были не явления безобразия, но сопутствия рождению вещей. Свежему прихожему завод кажется нагромождением станков, материалов, изделий, грохота – но работающие знают, что этот внешний беспорядок – на самом деле лучший порядок, как это всё прилажено, как каждый на своём месте делает осмысленное дело и является частью целого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Наталья побледнела. — Ну вы же знаете… Он принял ислам и потому стал Юсуфом. А потом… Потом… — тут голос Натальи задрожал, а глаза налились слезами. — А потом он погиб… Ты же все знаешь, Катя! — Вот именно, что все! — Катюша, зачем такая жестокость? — начала было Надежда, но Катя ее перебила: — Мама, помолчи, пожалуйста, минутку, не мешай! — И она снова гневно уставилась на сестру. — Наталья! Так Юрик Ахатов погиб, под электричку попал? — Ну да, ты же знаешь, Катя! Как это бессердечно с твоей стороны — напоминать об этом… А еще единственная сестра! — Наталья встала из-за стола и хотела уйти. Но Катерина вскочила с места и перехватила ее за руку. — Сядь! Сейчас же сядь на место! — Испуганная Наташка села на место и притихла, а Катя встала над нею, держа руки на ее плечах и крепко прижимая ее к стулу. — Слушайте все! Так вот, сегодня в обеденный перерыв я вышла на Невский. Иду это я от Дома книги к Малой Конюшенной, хотела в христианский магазин «Слово» зайти, а навстречу мне идет живой и невредимый Юрик Ахатов! — Как это? — спросил Артем. — Это как понять — «живой»? — Ой! Не может быть! — испуганно воскликнула Надежда. — Привиделось тебе?! — Я могу тебя свозить на его могилку, — печально сказала Наташа и поглядела на сестру большими, налитыми слезами и болью глазами. — Какая могилка, когда я его живого видела?! — Ой, Катя! Да ведь ты просто обозналась! Это какой-то другой мальчик тебе навстречу попался, просто очень похожий на бедного Юрика! — воскликнула Наташа и заулыбалась. — Опять театр: «Увы, бедный Йорик!» То есть Юрик. Своди, своди меня на его безвременную могилку, сестрица! Хочешь, прямо сейчас и поедем? Одевайся! — Ну тебя, Катька! Никуда я не поеду, да еще вечером. Мало ли кто кому привидится… Мам, ну дай же мою пиццу, а? Есть так хочется! — Мама, убери ты эту пиццу по-хорошему, прошу тебя! А то я ее сейчас по стенке размажу! — закричала Катерина. — Родную сестру — по стенке? — ахнула Надежда. — Да не сестру, а пиццу! Наталья, если ты сейчас же во всем не признаешься, я сама отволоку тебя на могилку бедного Юсуфа, прямо в Александровский сад!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010