В 1895 году по проекту известного в России ботаника и садовода Р. Э. Регеля вокруг собора устроен сквер, окружённый чугунной оградой, отлитой на Холуницких заводах по рисунку архитектора И. А. Чарушина. В 1896 году в северной части сквера установлен бронзовый бюст Александра III, отлитый в Петербурге по модели скульптора Баха. Рассматривая сейчас проект и сохранившиеся фотографии собора, мы находим в нём черты разных эпох и стилей: и романских храмов средних веков, и элементы готики, и декор старо-русских и поздних «ампирных» храмов. Архитектура собора эклектична. Ещё недавно это понятие несло в себе упрёк и осуждение. Но Александро-Невский собор спроектирован воображением и талантом великого мастера и воспринимается как единое и соразмерное целое. Открытый взору с дальних точек, он подчинил себе застройку не только Хлебной площади (получившей по собору название Александровской), но и всей южной части города. В 1937 году памятник архитектуры государственного значения по настоянию президиума горсовета и облисполкома с разрешения ВЦИК был исключён из списка охраняемых государством и взорван «на кирпич». Алексанро-Невский собор, каменный, построен в 1864 году, к нему приписан Богоявленский собор, каменный, построен в 1710 г. Причта по штату положено: 1 протоиерей, 2 священника, диакон, 3 псаломщика, казенными квартирами пользуются протоиерей собора, священник и диакон, остальные члены причта живут на частных квартирах и получают из казны квартирное пособие. Земли усадебной 1500 сажень, сенокосной 2 десятины 2233 сажени и при Богоявленском соборе сенокосной 20 десятин. Содержание причта не вполне удовлетворительно, причт пользуется процентами с причтового капитала 8908 руб. и Богоявленского собора 14586 руб. 16 коп. Прихожан православных русских 2255 муж. пола, 2560 жен. пола, приход состоит из городских жителей и крестьян 23 селений, расстоянием от собора 1,5 – 6 верст. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». 8 октября 1824 г. в Бозе почивший император Александр I, на возвратном пути из Пермской губернии в столицу, посетил г. Вятку. Местное общество решило увековечить память этого замечательного события каким-нибудь вещественным памятником и приговором, состоявшимся в январе 1832 г., выразило желание построить на новой площади храм во имя ангела императора Александра I.

http://sobory.ru/article/?object=23541

Город начался с закладки Спасо-Преображенского собора, которая состоялась 6 (19) августа 1152 г. – в праздник Преображения Господня. Первую церковь князь Юрий построил в Клещине годом раньше, но клещинцы разрушили храм; возможно, это и послужило причиной основания нового города и упадка Клещина. Храм был завершён в 1157 г. сыном Юрия Андреем Боголюбским . Второй необходимой составляющей города была крепость. О важности, которую придавал Переславлю Юрий Долгорукий, говорит её величина: длина вала 2,5 км, ширина основания – 30 м, высота валов 10-17 м. Первый переславский кремль был вдвое обширнее первого московского. Ярославское шоссе разрезает бывшую крепость. От неё сохранились земляные валы, которые можно увидеть, например, у Спасо-Преображенского собора. Родина Александра Невского Около 1220 г. у Ярослава Всеволодовича родился сын Александр. Произошло это в княжеских палатах возле Спасо-Преображенского собора. В 1228 г. юный Александр ушёл на княжение в Новгород. В 1240 г. увенчанный славой мудрого властителя, смелого и расчётливого полководца, Александр Невский вернулся на княжение в Переславль. Он пробыл здесь недолго, но успел построить под Переславлем, на Александровой горе, княжеские палаты и церковь. Александрова гора – холм над Плещеевым озером – высится в 1 км от Городища в сторону от Переславля. Раньше эта гора называлась Ярилиной, так как здесь находилось главное капище язычников, живших в Клещине. Просвещая православием Залесскую землю, святой благоверный князь Борис уничтожил капище и поставил церковь. Вероятно, храм Александра Невского был наследником первого храма. Позже храм был обращён в Александровский монастырь, который исчез в Смутное время. Сейчас на горе нет и следа человеческой жизни и подвигов. Только стоит памятник – деревянный крест. От креста открывается вид на величественные просторы Плещеева озера. А под горой, на берегу лежит Синий камень – 12-тонный валун, с которым связано много мистических историй. Издревле ему поклонялись язычники-меря. В первые века христианского Переславля многие жители продолжали оказывать ему почтение, как идолу. «...Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их и рассевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушали его и к нему стекалися из году в год и творили ему почести».

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

После 1917 г. А.-Н. м. был закрыт, последние монахини покинули его в 1927-1931 гг. По преданию, всех престарелых насельниц разогнали, а молодых увезли на 2 грузовиках (возможно, они приняли мученическую кончину). Большинство строений в 20-30-х гг. было разрушено, сохранились только 2 корпуса и собор с колокольней. В каменном двухэтажном корпусе, с домовым храмом «Утоли моя печали», находилась больница, в настоятельском корпусе - школа. Из убранства и утвари храмов практически ничего не осталось, сохранились лишь фрески на клиросах и в алтарной части собора и 3 фрески в домовом храме, а также неск. богослужебных книг, старинные четки и изделия из монастырской кузницы. Феодоровскую икону Божией Матери, находившуюся до 1917 г. в А.-Н. м., сохранила благочестивая женщина и вернула ее в мон-рь в 1997 г. Монастырское кладбище, где похоронены насельницы и И. Д. Бачурин, уничтожено, монастырский колодец завален мусором. Игуменский корпус, купленный частным лицом, к 2000 г. находился в заброшенном состоянии, РПЦ не передан. На территории подворья в С.-Петербурге построены жилые дома. В 1993 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) в с. Маклакове был открыт правосл. приход храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского. В 1995 г. РПЦ передан единственный сохранившийся сестринский корпус, где ранее размещался дом отдыха. 22 марта 1996 г. определением Свящ. Синода РПЦ приходской храм св. блгв. кн. Александра Невского преобразован в жен. мон-рь. К 2000 г. в обители проживало 30 сестер, настоятельница - мон. Елизавета (Семенова). С 1997 г. А.-Н. м. имел иконописную и керамическую мастерские. Среди святынь обители - частица мощей св. Александра Невского . В 1996-2000 гг. были отреставрированы сестринский корпус, собор. Сестры обители проводили уроки и беседы в Талдомском детском доме, экскурсии для школьников, организованные Талдомским музеем. В нач. мая 2000 г. в мон-ре случился пожар, сгорели почти все постройки обители, кроме собора; насельницы временно переселились в близлежащие деревни Талдомского р-на.

http://pravenc.ru/text/64494.html

Конфессиональную политику при А. определял обер-прокурор Святейшего Синода (с 1880) К. П. Победоносцев. Опираясь на поддержку императора, он сделал немало для усиления влияния правосл. Церкви на жизнь общества. При нем оживилась деятельность правосл. миссий внутри России и за рубежом, умножилось число церковных периодических изданий, возросли тиражи духовной лит-ры. Он стимулировал учреждение церковных братств , призванных, особенно в зап. губерниях России, укрепить Православие. Были восстановлены упраздненные при Александре II церковные приходы и учреждены новые, шло интенсивное возведение правосл. храмов и основание новых мон-рей - ежегодно освящалось до 250 новых храмов и открывалось до 10 мон-рей. При А. было завершено (1883) возведение храма Христа Спасителя в Москве - памятника победе рус. народа в Отечественной войне 1812 г., в 1912 г. у подножия храма был возведен и памятник самому А. При А. были предоставлены новые льготы старообрядцам (по закону 1883), ужесточены адм. преследования активизировавшихся в то время «рационалистических» сект. 13 мая 1884 г. А. утвердил «Правила о церковноприходских школах». Численность их со времени реформы духовного образования (1808-1814) к 1868 г. возросла до 16,3 тыс. с 390 тыс. учащихся, затем стала падать и сократилась к 1884 г. до 4,4 тыс. со 105 тыс. учеников. К концу царствования А. было уже 30 тыс. церковноприходских школ с 917 тыс. учеников. А. был глубоко верующим человеком, его гос. деятельность и частная жизнь основывались на искреннем благочестии и любви к Церкви. А. интересовался искусством и историей, реставрацией памятников, коллекционировал предметы живописи и старины, был председателем Русского исторического об-ва. По его инициативе в 1883 г. в Москве был открыт Исторический музей, а в С.-Петербурге начато создание музея рус. национального искусства (открыт в 1898 в Михайловском дворце, получил название Музея им. Александра III). А. был человеком атлетического сложения и обладал отменным здоровьем. В 1888 г. во время крушения царского поезда на ст. Борки (под Харьковом) он смог удержать на своих плечах рухнувшую часть потолка вагона. В память о спасении августейшей семьи в катастрофе построен храм Христа Спасителя в близлежащей слободе Борки (архит. Р. Р. Марфельд), основаны неск. мон-рей: Александро-Мариинский жен. в д. Евлево Рязанской губ., Александро-Невский (Александровский) жен. в с. Маклакове Тверской губ. (ныне Московская обл.), Александро-Невский муж. в Ряжском у. Рязанской губ., Александро-Невский муж. в Кирсановском у. Тамбовской губ. В 1891 г. А. заболел нефритом, от к-рого впосл. скончался, напутствованный св. прав. Иоанном Кронштадтским .

http://pravenc.ru/text/64320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ (АЛЕКСАНДРОВСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) в с. Маклакове Талдомского р-на Московской обл. Основан указом Святейшего Синода от 4 сент. 1895 г. первоначально как жен. община в память о спасении имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. Первой настоятельницей общины в мае 1896 г. стала мон. Адриана. Определением Синода от 16 янв. 1906 г. община была преобразована в мон-рь, с 1906 г. до закрытия обителью управляла игум. Измарагда. К 1913 г. в А.-Н. м. насчитывалось 8 монахинь, 50 послушниц и 60 трудниц. Богослужения совершались ежедневно, на престольные праздники (30 авг., 9 мая, 30 марта, 25 янв.) устраивались крестные ходы. К нач. XX в. в А.-Н. м. было 2 храма: соборный каменный во имя блгв. кн. Александра Невского, с 2 приделами (правым - во имя свт. Николая Чудотворца и левым - во имя прп. Иоанна Лествичника), построенный в 1897 г.; домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», построенный в 1895 г. и перенесенный в 1903 г. в каменный двухэтажный корпус за оградой, на 1-м этаже к-рого находилось уч-ще для детей (с 1898 церковноприходская школа). Чудотворная храмовая икона Божией Матери была принесена в обитель с Афона, совр. местонахождение иконы неизвестно. Близ Александро-Невского собора в 1897 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня с 10 колоколами. В 1912 г. заложена четырехпрестольная ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского. В комплекс монастырских построек входили 6 корпусов (настоятельский и 5 сестринских), мастерские, кузница, богадельня на 5 мест; обитель имела скотный двор, баню, пчельник, деревянную ригу. Все монастырские здания были выстроены и содержались на средства купца И. Д. Бачурина, пожертвовавшего обители также значительное количество земли. В С.-Петербурге А.-Н. м. имел подворье при храме во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, построенном в 1910 г. При подворье находился двухэтажный корпус, в к-ром проживали 40 сестер, и церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/64494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_12.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/121724_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Григорьевич Введенский (1890 – 1938), сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Иванович Аманов (1870 – 1937), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никонов (1881 – 1938), сщмч. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ (Орлов Владимир Павлович; род. 23 апр. 1974 г.), митрополит Челябинский и Миасский, глава Челябинской митрополии

http://pravenc.ru/rubrics/121660_6.html

15 авг. 1863 г. был заложен Александро-Невский дом призрения бедных духовного звания (Невский проспект, 174), в котором 8 нояб. 1869 г. И. освятил ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери (не сохр.). 18 июня 1870 г. состоялось торжественное открытие Александро-Невского дома, который включал богадельню для престарелых вдов и училище для малолетних сирот (на 1883 г.- 58 вдов и 89 сирот). В окт. 1882 г. к дому был приписан также «Александровский приют вдов с малолетними детьми духовного ведомства в память 25-летия царствования императора Александра II». 5 сент. 1875 г. к празднованию юбилея служения И. в священном сане благотворители учредили 8 стипендий митрополита «для призреваемых». В устройство Исидоровского дома призрения И. вложил ок. 80 тыс. р. собственных сбережений и в 1886 г. освятил в нем ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. В 80-х гг. XIX в. в С.-Петербургской епархии была открыта подписка на постройку 2 Исидоровских домов призрения с квартирами для заштатных священно- и церковнослужителей, вдов и сирот: для столичных - при Ямской Крестовоздвиженской ц. и для остальных - в Нов. Ладоге. Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Посл. треть XIX в. (ГРМ) Исидор (Никольский), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Литография. Посл. треть XIX в. (ГРМ) С благотворительной деятельностью И. было тесно связано и попечение об образовании. Он участвовал в разработке устава Духовных семинарий и училищ (1867) и Академий (1869), окончательная редакция к-рого принадлежала обер-прокурору Синода Д. Толстому. В С.-Петербургском епархиальном жен. уч-ще (Невский проспект, 176) в 1885-1886 гг. по проекту архит. Г. И. Карпова была построена ц. во имя прп. Исидора Пелусиота. Заботясь об образовании дочерей духовенства, И. открыл епархиальные жен. уч-ща: Державинское в Званском Знаменском мон-ре и Деревяницкое (1875) в Деревяницком в честь Воскресения Христова мон-ре . В 1883 г. по ходатайству И. оба училища в учебном плане были объединены в одно и преобразованы по уставу епархиальных училищ.

http://pravenc.ru/text/674896.html

25 окт. 1898 г. в предместье Вильны - Нов. Свете И. освятил каменный 5-главый Александро-Невский храм, в здании к-рого располагались 2 церковноприходские школы (мужская и женская). В марте 1899 г. И. освятил отремонтированный после пожара Софийский собор в г. Гродно. 14 окт. 1899 г. на окраине Вильны в мест. Зверинец И. заложил, а 1 июня 1903 г. освятил величественный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В дар новой церкви И. передал список с чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Образ находился в иконостасе слева от царских врат. 15 сент. 1900 г. И. возглавил открытие муж. и жен. церковноприходских школ, устроенных рядом с храмом. Архиерей добился от Синода финансирования строительства Знаменской ц. (21 790 р.) и сам пожертвовал более 5000 р. При И. в Литовской епархии также было построено 6 каменных и деревянная приходская церковь, капитально отремонтировано 9 храмов. В 1905-1907 гг. по прошению И. Синод выделил средства для постройки еще 4 каменных приходских церквей, в т. ч. для одного новооткрываемого прихода; рассматривалось ходатайство об отпуске сумм на возведение 9 храмов и расширение приходской церкви в предместье Вильны Снипишки. Наконец, по инициативе И. были собраны деньги на строительство новых приходских церквей в мест. Эйшишки Лидского у. (2,1 тыс. р.) и в пограничном с Пруссией мест. Швекшни (8000 р.). Дело об открытии пограничного прихода и построении здесь церкви тянулось более 20 лет. Помимо недостатка средств главным препятствием к возведению церкви являлось отсутствие подходящего участка земли. В итоге при поддержке И. и генерал-губернатора В. Н. Троцкого землевладелец гр. Плятер пожертвовал 931 кв. саж. земли. Продолжительный спор о том, где именно в пограничной местности строить храм - в Швекшнях или в соседнем мест. Александровском, архиепископ решил к удовольствию обеих сторон, положив резолюцию о построении двух церквей: и в Швекшнях, и в Александровском. Ко времени служения И. на Литовской кафедре (1899-1900) относится разделение епархии на Литовскую (в составе Виленской и Ковенской губерний) и Гродненскую (в пределах Гродненской губ.). Вскоре после разделения И. столкнулся с неприятными последствиями этого события. Юноши, получившие образование в Литовской ДС, общей для обеих епархий, стали поступать на службу в многолюдную и богатую Гродненскую епархию. В Литовской же епархии почти не осталось кандидатов на священство, а ок. 15 церквей оказались без пастырей. Для изменения сложившейся ситуации И. вынужден был принять решительные и чрезвычайные меры. В самый непродолжительный срок на вдовые места были рукоположены клирики, не получившие систематического богословского образования. При этом все они дали обещание не оставлять своих приходов до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/1237739.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010