Архив Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна « два калугера, Яков да Пимин » делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

В XVII в. в разных художественных центрах продолжилось развитие иконографии местных святых. Для муромских храмов в XVI-XVII вв. были написаны 3 Ж. и. святых Петра и Февронии (см.: Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 17, 19, 39); в Ростове - иконы прп. Авраамия Ростовского (сер. XVII в., из ц. Спаса в Графской слободе и нач. XVIII в., из ц. свт. Иоанна Богослова на Ишне, обе - в ГМЗРК); в Ярославле - икона св. князей Василия и Константина Ярославских (Успенский собор Ярославля с клеймами 40-х гг. XVII в. и со средником нач. XVIII в., ЯХМ); в Вологде - икона преподобных Димитрия Прилуцкого и Александра Куштского нач. XVII в. (Афанасиевская Лысогорская ц. Кадниковского у. Вологодской губ., УКМ); в Переславле-Залесском - икона прп. Никиты Столпника кон. XVII в. (ГТГ). Ж. и. нек-рых местных святых единичны, напр. иконы рубежа XVII и XVIII вв. «Прп. Иринарх Затворник, с житием» из Борисоглебского на Устье мон-ря Ярославской обл. и «Прп. Петр, царевич Ордынский, с житием» из Петровского монастыря в Ростове (обе - в ГМЗРК), икона из г. Кемь «Свт. Николай Чудотворец и прп. Александр Ошевенский» с 16 клеймами жития прп. Александра (2-я пол. XVII в., МИИРК; см.: Смирнова Э. С. Житийная икона Александра Ошевенского из Кеми//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 327-334). Параллельно с каноническими текстами иконописцы продолжали привлекать памятники апокрифической письменности. Напр., Житие святых Кирика и Иулитты легло в основу житийной иконографии произведений, связанных не только с народной традицией, но и с работами мастеров, находившихся на службе при царском дворе, в частности костромича Гурия Никитина. Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) Св. блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием. Икона. 1714 г. Иконописец А. Казанцев (МИХМ) В XVIII в. новое формальное решение житийных клейм возникло под воздействием стиля барокко. Каждое клеймо помещалось в фигурную рамочку-картуш, превращавшую сюжет в отдельную композицию, наподобие картины. Первые примеры встречаются в работах царских изографов Оружейной палаты 90-х гг. XVII в., но ярче всего «картинный» принцип проявился в столичной иконописи сер. XVIII в. («Свт. Николай Чудотворец», кон. XVII в., в раме с житием 1761 из Сампсониевского собора в С.-Петербурге, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). С посл. трети XVIII в. этот композиционный прием встречается у провинциальных мастеров: «Ап. Лука, с житием» (посл. треть XVIII в., частное собрание), «Прп. Нил Столобенский, с житием» из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. близ Вологды (1771, ВОКМ). Самостоятельности клейм способствовали также свободное расположение сюжетов, отсутствие четкой последовательности их прочтения.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Но сперва не было при этой церкви никакого монашеского общежития, по свидетельству Гвагнина и Одерборна. Сам Царь Иоанн Васильевич с опричниками своими, когда живал там, то, как Настоятель с братией, содержал в точности весь монашеский устав общежительный, ходил в чёрном платье в церковь и в общую с опричниками трапезу и проч. Для всей дружины его там выстроены были кельи, как в монастыре. По кончине сего Царя место сие запустело, и уже в 7159/1651 году, по грамоте Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, а по прошению стариц, дозволено при той церкви строить вновь кельи и ограду своим коштом. В настоящее время имеющиеся в оном монастыре как церкви так равно кельи и ограда каменные, но в которых годах, при ком и чьим иждивением построены, об этом грамот и никаких записок не имеется. До учреждения Духовных Штатов за ним было 113 душ крестьян. С того времени состоит в первом классе. Ныне Настоятельницей в оном монастыре Игуменья Александра. Александров Успенский на Куште монастырь Мужской. Вологодской Епархии, в Кадниковском уезде на реке Куште, впадающей в Кубенское озеро, от Вологды к северу в 40, от бывшего на Кубенском озере Спасокаменного монастыря в 8, а от села Кубенского устья в 3 вёрстах. Этот монастырь до Штатов имел крестьян 60 душ, но при состоянии Штатов 1764 года упразднён и обращён в приходскую церковь окрестных селений. Местоположение сего монастыря было на высоком восточном берегу Кубенского озера. Из монастырских зданий осталась только церковь , в коей и почивают под спудом мощи преподобного Александра Куштского, основателя сего монастыря, который жил в начале XV столетия, родом был из Вологды, в монашество пострижен в Спасокаменном монастыре, что на Кубенском озере. Оттуда, удалившись на Сянжену реку в болотистые места жил там несколько времени уединённо в келье, а потом, придя на реку Кушту, нашёл тут преподобного Евфимия, также в уединении живущего, который, уступив ему свою келью, сам пошёл на место его к реке Сенжеме, и там основал церковь и монастырь; а преподобный Александр на Куште построил также церковь и монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Он обладает достаточно большой высотой центрального сруба-восьмерика с повалом в верхней части. Шатер, которому он служит основанием, напротив не очень высок, но имеет вытянутые пропорции. С четырех сторон церковь окружают прирубы, перекрытые бочками с полицами, имеющими большой вынос. И шатер, и бочки покрыты лемехом очень тонкой резьбы. Подобная крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века. Точно датированными аналогами Успенскому храму в этом плане (учитывая и указанные пропорции) являются храмы Спаса Преображения в Кокшеньге (1683 год) и Воскресенский храм в селе Селецкое (1673 год) Архангельской области (разница во втором случае заключается лишь в том, что два прируба Воскресенской церкви увенчаны не бочкой, а шатрами). Впоследствии подобная композиция будет использоваться и в XVIII веке. Примером этому являются храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Заостровье Архангельской области (1726 год) и Вознесенская церковь села Конецгорье (1752 год) Архангельской области Еще одна особенность конструкции Успенской церкви свидетельствует о ее принадлежности к более позднему, нежели 1519 год, времени. С западной стороны она окружена галереей на консолях. Этот конструктивный прием – выпуски бревен, служившие основой для галереи, довольно часто встречается как в зодчестве Русского Севера, так и среди деревянных церквей среднерусских земель. В северной архитектуре наиболее ранний известный нам случай его использования – редкой красоты храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки (между 1531 и 1539 год). В музей деревянного зодчества «Витославлицы» Великого Новгорода его перевезли из Передского Рождественского монастыря. Центральный объем храма окружен четырьмя прирубами, крытыми на два ската. Шатер и малые шатры северного и южного прирубов образуют живописную композицию, которую дополняет крытая галерея на консольных выступах-помочах, охватывающая храм с трех сторон.

http://sobory.ru/article/?object=05131

бывш. Авнежского мон-ря, прп. Агапита - в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского мон-ря, прав. Прокопия Устьянского - в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона - в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии - в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна - в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана - в Михаило-Архангельском мон-ре Вел. Устюга, прп. Филиппа - в Янковском Знаменском мон-ре близ Вел. Устюга, прп. Симона - в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского мон-ря Великоустюжского у., прп. Леонида Усть-Недумского - в приходской Богородицкой ц. бывш. Усть-Недумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского - в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского - при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина - в Коряжемском Никольском мон-ре, прп. Симона - в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского - в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского - в Воскресенской ц. Тотьмы. Святые источники Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского мон-ря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого мон-ря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского мон-ря берегу р. Нурмы - 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием. Другие святыни В Павловом Обнорском мон-ре почитается камень-следовик, возле к-рого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского р-на почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в дер. Чирково Усть-Кубинского р-на - вериги прп. Александра Куштского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

служба объединяет оба текста (с малой вечерней, 2 рядами стихир на «Господи, воззвах», на литии; 2 тропарями, 2 канонами, 2 кондаками и икосами - Минея (МП). Июнь. С. 286-306). Точная дата местной канонизации А. К. неизвестна, можно считать, что она произошла не позднее 1575 г.- предполагаемого времени составления службы святому и жития. Память А. К. отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. Троиц. 201. Л. 320об.), а также в печатном Прологе 1685 г. Мощи А. К. почивают под спудом в Никольской ц. Куштского мон-ря. В 1764 г. мон-рь был упразднен, а Никольская ц. стала приходской. В наст. время в Александро-Куштском мон-ре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, А. К., вериги преподобного хранятся в приходском храме св. Афанасия Александрийского совр. пос. Устье (Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.). Иером. Анфим (Чёрный) Иконография Сохранилось сравнительно немного икон с образом А. К., созданных в основном на Рус. Севере. В сер. XIX в. изображения А. К. находились в иконостасе и на крышке раки Успенской ц. Куштского мон-ря ( Муравьёв. С. 411-412). В иконописных подлинниках внешность святого уподобляется облику прп. Сергия Радонежского или прп. Кирилла Белозерского : «Рус, брада поуже Сергиевы, ряска вохра с белилы» (РНБ. Соф. 1523, 2-я четв. XVII в.); «Подобием надсед. Власы с ушей, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы монашеския» (XVIII в.; Филимонов. С. 364). В Строгановском лицевом подлиннике посл. трети XVIII в. А. К. представлен в монашеском одеянии, правой рукой благословляет, в левой, покровенной, держит свиток ( Маркелов. Т. 2. С. 283). В среднике житийной иконы нач. XVII в. из Афанасьевской ц. Кадниковского у. Вологодской губ. (УКНМ) преподобный изображен в полный рост, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, вокруг 12 клейм его жития: приход отрока Андрея в Спасо-Каменный мон-рь и пострижение, основание Успенского мон-ря, чудеса святого, его преставление и чудо с рябиной, выросшей над гробом.

http://pravenc.ru/text/64374.html

св. Врачей в Кастории, кон. XII в.). В сцене «Оплакивание» он иногда представлен в хитоне с засученными рукавами, без гиматия (фреска в соборе Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1348, И. А. и Никодим изображены с нимбами; Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 515. Ил. 432). В древнерус. искусстве домонг. времени И. А. изображался как старец, напр. на фреске «Оплакивание» в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.), на этой фреске он облачен в голубой хитон и сиреневый гиматий. Начиная с XV в. встречается его образ как русоволосого средовека, напр. на иконе «Снятие с креста» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427). Одежды бывают разных цветов, иногда даже в клеймах одной иконы: напр. на иконе «Евангельские сцены» (Земная жизнь Христа) (1-я треть XV в., НГОМЗ) из ц. Бориса и Глеба в Плотниках в Вел. Новгороде в сцене «Снятие с креста» И. А. показан в желтом хитоне, в сцене «Перенесение тела Христа в гробницу» он в коротком темно-розовом хитоне до колен встречает погребальную процессию у дверей гробницы (этот сюжет встречается крайне редко) (Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008. Кат. 20). В сцене «Снятие с креста» И. А. часто изображается босым, стоящим на лестнице, прислоненной к кресту, с нимбом; одет либо в хитон с засученными рукавами (икона из Александрова Куштского мон-ря посл. четв. XVI в., (ВГИАХМЗ; И. А. средовек), либо в хитон и гиматий (икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, иконописцы Андрей Лаврентьев, Иван Дерма Ярцев, 1509, НГОМЗ; икона из Корнилиева Комельского мон-ря, 1515, ВГИАХМЗ; И. А. старец). В композиции «Оплакивание» И. А., как правило, представлен припадающим к ногам Спасителя (икона посл. четв. XIV в. из мон-ря Ватопед на Афоне; икона из иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде, 1509, НГОМЗ) или согбенным, за гробом Спасителя, взирающим на Него, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/673659.html

Смерть Д. Г. во всех источниках отнесена к 18 окт., но различаются указания на год. Согласно Типографской летописи, святитель скончался в 6935 (1427) г., при этом сообщается, что он «пас Церковь Божию 7 лет и 5 месяцев»; в таком случае Д. Г. преставился в 1425 г., что, по-видимому, является правильной датой. 6933 (1425) год фигурирует в нек-рых списках «Сказания о начале Спасо-Каменного монастыря», в частности в сб. РНБ. Соф. 1457, сер. XVI в. Др. встречающиеся даты (напр., 6903 (1395)) являются результатом описок. Д. Г. был погребен в ростовском кафедральном Успенском соборе. Почитание О местном почитании Д. Г. в Спасо-Каменном мон-ре во 2-й трети XV в. свидетельствует уже цитировавшаяся запись в сб. творений свт. Григория Богослова. В записи отмечается, что «преподобныи игоумен Дионисии... житиемь преизящен и разоум глоубочаишь имоущь»; «многаго же его ради смиренья и глоубочаишаго разоума и добродетелнаго его ради жития... епископомь поставлен бысть градоу Ростовоу» (РНБ. Погод. 989. Л. 349 об.- 352). Имя «священного Дионисия» внесено в Ростовский соборный синодик (РГБ. Ф. 344. 99. Л. 29 об., список 1642 г.; Титов. 1903. С. 6, 10, 29, 47). Вероятно, Д. Г. упомянут в синодике Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря : «Помяни Господи… митрополита Фотиа, митрополита Филиппа, митрополита Феодосиа, епископа Дионисиа, архимандрита Феодора, преподобнаго отца нашего Павла» (ГИМ. Барс. 952. Л. 6 об.- 7, кон. XV в.). В ряде рукописных святцев XVII-XVIII вв. Д. Г. (уже с прозвищем Грек) упоминается под 18 октября как святой ( Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 42-43; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празд. установлено в 1964). Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2; Т. 20. Ч. 1; Т. 24 (по указ.); Лихачёв Н. П. Летописи и записи в рукописях и на книгах как генеалогический материал//ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. С. 135-141; Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. ростовского Успенского собора. Ростов, 1903. С. 6, 10, 29, 47; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. СПб., 2003; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисиев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 35-38, 117, 154, 234-244, 246, 248, 262, 265, 281-282.

http://pravenc.ru/text/178453.html

С Афона приходили к нам не одни книги, но и духовные мужи, которые, оставаясь в России, приносили пользу Русской Церкви своим служением. В княжение Димитрия Иоанновича Донского прибыл в Москву святогорский инок Дионисий. Получив от В. Князя монастырь Спасокаменский, он строгою жизнью привлёк к себе множество иноков; ввёл в своей Обители устав Св. Горы; украсил церковь иконами и книгами. Из его обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные: Дионисий Глушицкий и Александр Куштский. При В. Князе Василии Димитриевиче, Дионисий возведён на кафедру ростовскую, которую и занимал около 7 лет 144 (1418–1425). В половине XV стол. прибыл к нам с Афона священноинок Пахомий Серб, оставивший по себе память сочинением многих жизнеописаний русских Святых и многих канонов. Главное его местопребывание в России должно полагать в Сергиевой Лавре. Здесь он описал, или, точнее, сократил пространное жизнеописание пр. Сергия, составленное пр. Епифанием, и дополнил повествованием о дальнейших чудесах Пр. Сергия 145 . Отсюда он путешествовал в Новгород, где, по просьбе тамошнего архиепископа Ионы (1459–1470), писал житие пр. Варлаама Хутынского и канон ему с похвальным словом, также канон пр. Онуфрию; потом житие и канон св. Княгине Ольге, пр. Савве Вишерскому, св. Евфимию Архиепископу Новгородскому; канон св. Ионе митрополиту Киевскому 146 , и два канона в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы 147 . Возвратившись из Новгорода в Москву, по поручению митрополита Феодосия (1461–1464) и В. Князя Василия Васильевича (1462), он отправился в Кириллов Белозерский монастырь, чтоб на месте собрать сведения о жизни основателя сей обители. Плодом сего путешествия было жизнеописание пр. Кирилла. Потом, когда обретены были мощи св. Ионы и перенесены мощи Св. Петра на другое место в новоустрояемом Успенском соборе в Москве (1472 г.), Пахомий, по поручению В. Князя Иоанна Васильевича и Митрополита Филиппа, описал это событие и написал два канона на установленные по сему случаю праздники (1 июля) 148 . Сверх того, Пахомием написаны ещё каноны Стефану Пермскому, Петру и Февронии Муромским 149 , два канона Пр. Сергию Радонежскому, канон Пр. Никону, и житие Св. Алексия Митрополита 150 . Таким образом Пахомий в пятнадцати канонах и нескольких житиях прославил память многих Святых Русской Церкви 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть во всех. 21 . Память кн. Константина и сыновей его Михаила и Феодора Муромских. Нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.; в остальных есть. 23 . Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского. Есть во всех. 24 . Память препод. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 26 . Обретение мощей преп. Макария Колязинского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть. 27 . Перенесение мощей митрополитов Киприана Фотия и Ионы. Нет в служебнике 1602 г., в уставах 1633 г. и в уставе Успенского собора; есть в уставах 1610 и 1641 гг. и в святцах с летописью. 28 . Преставление Игнатия, епископа Ростовского. Есть во всех 29 . Преставление Иоанна, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе Успенск. собора; в остальных есть.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Есть во всех. 3 . Сретение чудотворной иконы преп. Димитрия Прилуцкого. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет 486 . Перенесение мощей царевича Димитрия. Нет в служебнике 1602 г. (ибо имело место после сего года); во всех остальных есть. 8 . Обретение мощей Василия и Константина, князей Ярославских. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 10 . Преставление преп. Александра Куштского. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 13 . Память Андроника Московского. Есть в святцах с летописью, в остальных ни в которых нет. 25 . Память Петра и Февронии Муромских, в монашестве Давида и Евфросинии. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 29 . Память царевича Ордынского – Ростовского Петра. Есть в уставе 1610 г., в уставе Успенского собора, в уставе 1641 г. и в святцах с летописью; нет в служебнике 1602 г. и в уставах 1633 г.  Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть. 8 . Преставление Прокипия, юродивого Устюжского. Есть во всех. 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Нет в уставе Успенского собора; во всех остальных есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010