84–88. Алфановы братья. В Новгородском Антониевом монастыре почивают под спудом мощи пяти родных братьев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, по фамилии Алфановых, которые в 1775-м году перенесены в Антониев монастырь из построенного братьями и в сейчас указанном году сгоревшего девичьего монастыря Сокольницкого. О жизни братьев достоверного ничего неизвестно, но с некоторою вероятностью можно относить ее к концу XIV – началу XV века 304 . О начале местного празднования 305 им (4-го Мая) ничего не может быть сказано.  XV века: 89 и 90. Феодор и Павел Ростовские, основатели находящегося в 15-ти верстах от Ростова Борисо-Глебского Устьинского монастыря, из которых первый скончался в 1409-м году, а второй неизвестно когда вскоре после первого. О начале местного празднования (22-го Октября) в Борисоглебском монастыре ничего не может быть сказано. 91 . Сергий Нуромский, основатель упраздненного Спасо-Преображенского Нуромского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 7-го Октября 1412-го года. В грамоте царя Федора Ивановича от 1585-го года преп. Сергий называется новоявленным чудотворцем и можно думать, что ему было установлено местное празднование до сего года, во всяком же случае в 1678-м году был в его монастыре престол, посвященный его имени 306 . 92 . Александр Куштский, основатель Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находится в Кадниковском уезде Вологодской губернии, в 40 верстах к северу от Вологды, при впадении речки Кушты в Кубенское озеро, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Местное празднование ему как будто установлено во второй половине XVI века, во всяком случае с неизвестного времени существует в его монастыре престол, посвященный его имени 307 . 93 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 66), скончавшийся в 1440-ы году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Павлом Обнорским. Тип К. имеет отличия: в парном изображении у него кудрявые волосы, лежащие на голове округлой шапкой, с небольшими залысинами на лбу, в другом - пышная прическа с прямым пробором, более длинная и округлая борода. Уверенный изящный рисунок характеризует работу профессионального мастера, возможно специализировавшегося на книжной миниатюре. Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими. Икона. Нач. ХХ в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими. Икона. Нач. ХХ в. (ц. прав. Лазаря в Вологде) К. часто писали на иконах вместе с др. Вологодскими чудотворцами. В описи имущества глушицких «старого» Покровского и Иоанно-Предтеченского Сосновецкого мон-рей 1775 г. значится «образ преподобного князя Игнатия, игумена Димитрия Прилуцкого, Александра Куштского, Павла Обнорского, Корнилия Комелского, Григория Пелшемского чюдотворцев стоящие. В средине, в возглавии образ Господа Вседержителя…» (РНБ. ОСРК (Ф. 550). F.IV.744. Л. 24; см.: Переписные книги. 2011. С. 225-226). В 1723 г. Иван Никифоров написал образ К. и его ученика прп. Филиппа Ирапского в молении Св. Троице ( Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. С. 263. Примеч. 5). На большой иконе (Белозерский обл. КМ; см. отчет от 2 нояб. 2006 худож.-реставратора О. А. Соколовой) изображена на облаке Богородица с Младенцем с припадающими избранными, в т. ч. Белозерскими, святыми; К.- седовласый старец в левой группе. Образ, предварительно датированный кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., происходит, вероятно, из Андогской Успенской пуст. (ныне Белозерского р-на) (привезен из экспедиции в 1989). В иконостасе ц. прав. Лазаря в Вологде слева от царских врат находится икона «Богоматерь с Младенцем, с предстоящими преподобными Корнилием и Иннокентием Комельскими» на золотом чеканном фоне - работа в масляной технике иконописных мастерских нач. ХХ в. Святые показаны вполоборота, их фигуры соразмерны по величине фигуре Богоматери, у К.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Arhiva La Mitropolia de Vologda au avut loc solemnitile cu prilejul aniversrii a 600 de ani de la crearea Mnstirii Sfântului Alexandru de Kuta 23 iunie 2020 17:11 В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря . 22 июня 2020 года, в день памяти основателя обители преподобного Александра Куштского, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин малого освящения восстанавливаемого Никольского храма Успенского Александро-Куштского монастыря в с. Александрово Вологодской области и Божественную литургию в новоосвященном храме. Это богослужение в стенах храма стало первым архиерейским богослужением за почти три века. К праздничному дню на церкви установили небольшой купол с крестом и смонтировали иконостас. Чудесным образом была обретена историческая рака преподобного Александра Куштского, мощи которого под спудом хранятся у северной стены нижнего Никольского храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Успенский Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин, руководитель службы протокола главы Вологодской митрополии иерей Алексий Булеков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), клирики Вологодской епархии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора г. Вологды под руководством Л. Балоновой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия, владыка Игнатий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5654289...

С запада к ней примыкает крыльцо с двумя всходами на срубе. Датировка храма основана на косвенных данных и, вполне вероятно, что она относится только к центральному объему. Есть данные, позволяющие отнести сооружение боковых приделов к XVII столетию. Эту версию подтверждает и сама композиция храма, так как первые многошатровые церкви в России, судя по данным Писцовых книг, появляются не ранее 1619-1630-х годов (Никольский храм на Шунгском погосте и Георгиевская церковь в остроге Толвуйского погоста). Следует отметить, что эти храмы не были многопридельными, как храм Рождества Пресвятой Богородицы В 1699 году церковь «перебрали», и именно тогда ее композицию дополнили боковые приделы, шатры, крыльцо и галерея. Во время реставрации, проведенной в 1968-1971 годы, ей возвратили облик конца XVII века. Следующий по времени пример - это галерея Георгиевского храма в селе Вершины (1672 год) Архангельской области. В 1960 году его перевезли в музей Малые Корелы. В 1969 году была выполнена ее реставрация под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею на консольных выступах и высокое крыльцо Очень близка по конструкции его обходной галерее такая же галерея, с севера, запада и юга окружающая нижний ярус уникального храма Рождества Иоанна Предтечи Ширкова погоста (1694 год), что в Тверской области. В центральных районах России наиболее характерными примерами использования консольных выступов под галереей можно назвать, например, церковь Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом Великим (1682 год) и храм во имя Собора Пресвятой Богородицы в селе Холм Галичского уезда (сейчас она находится в музее деревянного зодчества в Костроме). Наиболее ранние упоминания о последнем относятся к 1552 году Впоследствии церковь неоднократно поновляли и перестраивали (в 1652 году, затем - в XVIII столетии), поэтому точно определить время, когда были сооружены галереи на консолях, пока не представляется возможным В XVIII столетии использование опор-консолей мы во множестве встречаем в оформлении церквей Архангельской и Олонецкой губерний: уже упоминавшейся Вознесенской церкви села Конецгорье (1752 год), Введенского храма села Ростовское Архангельской области (1755 год), Успенской церкви в Кондопоге (1774 год) и многих других.

http://sobory.ru/article/?object=05131

Определенное святоотеческое обоснование подобных символических изображений Единого Бога можно найти уже у псевдо-Ареопагита, писавшего: «Бог прославляется как “Ветхий Деньми”, потому что Он [есть. — д. Г. М.] и вечность, и время всего — прежде дней, вечности и времени, так как Он неизменен и неподвижен в движении и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе, как виновник вечности, времени и дней» (псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. Перевод игумена Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. С. 103). Одновременно с образом Христа «Ветхого Деньми» в тех же целях использовался и образ юного Христа «Еммануила» (по пророчеству Ис. 7, 14; 8, 8), поскольку, — по словам того же Ареопагита, — «в священных Богоявлениях мистических созерцаний Он выступает в виде старца и юноши: первый символизирует Его как Начальника и изначально Сущего, младший же — как нестареющего. Оба же поучают нас, что Бытие Его проходит все: от начала до конца. Или еще оба изображают божественное начало: старший — первичное во времени, а младший — изначальнейшее по счислению» (Там же. С. 104). Воспр. фрески в Охриде см.: Kunstdenkmaler in Jugoslawien. Band 1. Leipzig, 1981. Taf. 346. Вздорнов Г.И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры… С. 150. В 1968 году икона поступила из Успенского храма Александро-Куштского монастыря в собрание Вологодского областного краеведческого музея. 126 х 102 см. Инв. 15321. Реставрирована в 1978 году В. Митрофановым (см.: Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII—XVIII веков. М., 1995. Илл. 152). См.: Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. С. 240— 241 (каталожный 106). На имеющейся фотографии буквы, взятые в квадратные скобки, не видны. Т.В. Николаевой надпись приводится целиком. Такой же ангельский образ Христа-Жертвы (“одесную Отца”) в алой одежде присутствует, например, в «Троице», представленной на новгородской «Четырехчастной иконе» (перв.

http://pravoslavie.ru/49214.html

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1260. Ссылки:   Адрес: Вологодская область, Вологодский район, озеро Кубенское, о. Каменный Координаты: 59.607545, 39.573975 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Маленький, Богом хранимый островок посреди Кубенского озера, находится в 60-ти км от Вологды. Когда-то здесь был один из древнейших монастырей, основанный, по преданию, Глебом Васильковичем, который, плывя из Белозерска в Великий Устюг, был застигнут в пути сильной бурей. Судно его прибило к маленькому острову, называемому Каменным, на котором было несколько монахов-отшельников, молившихся в часовне, т.к. храма не было. В честь своего спасения он поставил там деревянную церковь и устроил монастырь. Было это примерно в 1260 году. В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. В 1543-1545 гг. были выстроены объединенные теплая Успенская церковь «под колоколы» с одностолпной трапезной палатой. Позже появилась галерея, объединившая Спасо-Преображенскую церковь с трапезным комплексом. Монастырь прожил около семи веков, имел в округе свои подворья; переживал неоднократно пожары и закрывался. В начале века он в очередной раз был упразднен. И в 1930-е годы частным любителем острых ощущений был взорван храм XV в. в честь Преображения Господня. Остальные постройки стали со временем рушиться, и остался на данный момент лишь храм «под колоколы» Успения Пресвятой Богородицы. На острове ведется реставрация. За годы своего существование Спас-Каменный монастырь, славившийся своим строгим уставом, воспитал много подвижников, самые известные из которых – Иоасаф, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, последние два основали в округе свои монастыри. Спасо-Каменный монастырь, общежительный, на каменистом острове Кубенского озера, в 45 верстах от города Вологды и в 40 верстах от железнодорожной станции Марженги.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Arhiva A ieit de sub tipar numrul ase al „Jurnalului Patriarhiei Moscovei” din anul 2020 27 august 2020 14:53 Вышел в свет шестой номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»  митрополит Волоколамский Иларион : «В июньском номере публикуются определения Священного Синода, заседание которого по причине эпидемии коронавируса прошло в дистанционном формате. Один из важнейших принятых на Синоде документов — Заявление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общине. Тем самым нанесен удар по всему мировому Православию. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом, имеющим особое историческое и духовное значение. В статье, посвященной созданию и особенностям архитектуры Святой Софии, публикуемой в настоящем номере, можно познакомиться с историей этого шедевра древнехристианского зодчества, с уникальными идеями его строительства и особенностями внутреннего оформления, которые из века в век восхищали паломников. Тему христианских святынь продолжает материал из Вологодской митрополии . Это репортаж о возрождении Александро-Куштского Успенского монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет. Вопросам церковного социального служения в номере посвящено несколько материалов. Это рассказ об уникальном опыте православных центров реабилитации наркозависимых, методиках и подходах, основанных на православной вероучительной традиции. Отмечу, что в Церкви идет подготовка к сертификации таких центров помощи, что свидетельствует о профессиональном подходе в их работе. Другой материал рассказывает о новых, заслуживающих внимания, данных, полученных в ходе социологического исследования, посвященного бездомным людям (в частности, их отношению к вере). История Русской Православной Церкви в XX веке продолжает интересовать современных авторов. Протоиерей Димитрий Сазонов рассказывает об особенностях приходской жизни во второй половине прошлого века в условиях гонений, исследованию которых посвящена его новая монография». Содержание номера Официальная хроника Церковь и общество Церковная жизнь Великая Победа. 75 лет Вечная память Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5684170...

М., 2006. С. 156-161, 247. Кат. 31), происходящая из Старого Симонова мон-ря - места подвижничества К., где случилось это чудесное событие. Однако изображенный на иконе архитектурный ансамбль соответствует облику Нового Симонова мон-ря в 3-й четв. XVII в. (икона воспроизводит более ранний образец); надпись в клейме: «Явися Пресвятая Богородица преподобному архимандриту Кирилу, показующему где быть пресловущему чесные обители Кирилову манастырю». К. не только изображен в сцене явления, но и присутствует в группе предстоящих Богоматери преподобных. Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона из деисусного чина. Сер. XVII в. Вологда (ВГИАХМЗ) С кон. XV в. образ К. начали писать в деисусном ряду иконостаса, как правило напротив прп. Сергия Радонежского,- напр., в небольшом чине работы московского мастера кон. XV - нач. XVI в. из Преображенской ц. Гуслицкого мон-ря (ГРМ; возможно, происходит из кремлевской ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского; см.: Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников//ДРИ. 1989. С. 123-131). Целый ряд подобных икон находился в вологодских и сев. храмах и мон-рях: сер. XVII в. из деисусного чина Покровского Глушицкого монастыря, XVII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте, кон. XVII в. из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (все в собрании ВГИАХМЗ), нач. XVIII в. из церкви дер. Согиницы Подпорожского р-на Ленинградской обл. (ГЭ; см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 37, 108. Кат. 23). Образ К. с поднятыми в молении руками (реже со свитком) помещали в правой или левой части Деисуса в зависимости от программы всего комплекса, иногда писали почти фронтально (икона XVIII в. из Успенской ц. Александрова Куштского мон-ря, ВГИАХМЗ). Эта традиция, характеризующая К. как одного из наиболее чтимых рус. преподобных, сохранялась и позднее (деисусный образ из собора Феодоровской иконы Божией Матери, сооруженного и украшенного «в русском стиле» в память 300-летия Дома Романовых в С.-Петербурге, ок.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В Вологодской митрополии возрожден древний Спасо-Каменный мужской монастырь Вологда, 16 октября 2017 г.      На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей. В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) (журнал 96). Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье, сообщает Патриархия.ru . 12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литиюна могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н. Плигин ушел из жизни и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня. В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет. В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином. Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии.

http://pravoslavie.ru/107220.html

В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря Вологда, 23 июня 2020 г.      В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 600-летия образования Александро-Куштского монастыря. 22 июня 2020 года, в день памяти основателя обители преподобного Александра Куштского, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил чин малого освящения восстанавливаемого Никольского храма Успенского Александро-Куштского монастыря в с. Александрово Вологодской области и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . Это богослужение в стенах храма стало первым архиерейским богослужением за почти три века. К праздничному дню на церкви установили небольшой купол с крестом и смонтировали иконостас. Чудесным образом была обретена историческая рака преподобного Александра Куштского, мощи которого под спудом хранятся у северной стены нижнего Никольского храма. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Архиерейского подворья «Успенский Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Игнатий (Молчанов), руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин, руководитель службы протокола главы Вологодской митрополии иерей Алексий Булеков, помощник председателя Финансово-хозяйственного управления иеромонах Никандр (Пилишин), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), помощник епархиального архиерея по организационным вопросам иеромонах Алексий (Скворцов), клирики Вологодской епархии. Богослужебные песнопения исполнил малый состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора г. Вологды под руководством Л. Балоновой. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов; возглашалось особое прошение о спасении страны от морового поветрия, владыка Игнатий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

http://pravoslavie.ru/132105.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010