Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Одесской обл. П. А. Благов писал в одном из отчетов: «Никон уделяет много внимания одесским церквам, монастырям и духовной семинарии. Не пропускает ни одного воскресного и праздничного дня, чтобы не служить в соборе или в какой-либо другой церкви в городе. Особенно заметны внимание и забота Никона о благоустройстве монастырей и духовной семинарии. Настоятели монастырей и инспектор семинарии, с которыми мы беседовали, подчеркнуто отмечают эту заботу. Совсем еще недавно в Успенском мужском монастыре были развалины и запущенность, тоже можно сказать и о женском Михайловском монастыре и о мужском Балтском монастыре. Там было много посторонних жильцов, которые мешали благоустройству и поддержанию порядка. Теперь все эти монастыри, можно сказать, являются образцовыми по благоустройству и порядку» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 375. Л. 40). Н. удалось разрешить крайне острую в послевоенные годы проблему недостатка кадров священнослужителей, из-за чего мн. храмы фактически не действовали. В отчете уполномоченного Совета по делам РПЦ за 1955 г. говорилось: «В вопросе активизации церковной деятельности Никон показал себя умелым организатором: а) ему удалось текучесть церковных кадров сократить до минимума, увеличить их количество почти до полной потребности, а также улучшить дело подготовки кадров духовенства; б) привести в надлежащий вид и установить некоторый порядок в действующих церквах. Капитально отремонтировать десятки церковных зданий, с привлечением в это дело средств верующего населения; в) укрепить имеющиеся монастыри путем проведения ремонта молитвенных помещений, определения направления их хозяйственной деятельности, строительства новых домов и оказания материальной помощи. Подавляющее число духовенства и верующих, с которыми мне приходилось встречаться, отзываются о Никоне с положительной стороны» (Там же. Оп. 7. Л. 12, 13). Н. пользовался широкой известностью как одаренный проповедник. Как правило, он проповедовал за каждым богослужением; иногда читал по 8 проповедей в день. Записанные проповеди Н. составили 2 машинописных тома (не изд.). Как церковный гимнограф Н. составил акафисты: Рождеству Христову, Крещению Христову, Преображению Господню, Вознесению Христову, Сретению, Введению во Храм Пресв. Богородицы, покаянный, именуемый «Господу Иисусу Христу, Искупителю грешных», всем святым, преподобному Никону Радонежскому, преподобному Александру Куштскому и св. равноап. Нине (изданы в 2006).

http://pravenc.ru/text/2577553.html

В 1893 году на стенах верхнего храма были сделаны 15 больших живописных клейм, возможно тогда были расписаны и стены в притворе. 9 июня 1893 года храм вновь освящен. Описание 1893 года: «Каменная двухэтажная, двухпрестольная церковь с каменною над папертью колокольнею построена в 1835 году, при настоятеле Ионе. Имеет 11,5 сажень длины и 5 сажень с аршином ширины. Северная часть церкви, устроенная на месте отломанного по ветхости правого крыла Успенской церкви, соприкасается с ее южной стеной. В нижнем этаже престол во имя святителя Николая Мирликийского. Место погребения преподобного Александра у левого клироса, ограждено иконами снизу до самого наката. В верхнем этаже престол во имя преподобного Александра, в нем на месте левого клироса под балдахином устроена медная посеребренная гробница. Около нее служат молебны. Иконостасы в обоих этажах нового устройства, равно и иконы нового письма. В паперти верхней церкви обращает на себя внимание старинный образ Страшного суда особенностью рисунка». К 1909 году над местом погребения преподобного Александра установлена металлическая рака с изображением угодника в полный рост. В 1922 году из церкви изъяты церковные ценности (богослужебные принадлежности). В мае 1924 года монастырь был закрыт, церковь оставалась действующей еще 9 лет. Описание 1927 года: «церковь построена в 1835 году. Каменная, двухэтажная. Снаружи отбелена, внутри оштукатурена и окрашена масляной краской с клеймами. Покрыта железом. Одна большая глава и четыре малых. 14 окон, 1 наружная дверь, 2 – внутренних. При церкви двухярусная колокольня со шпилем». Церковь оценена в 11 200 руб. В 1932 году богослужения в церкви прекращены, здание передано под хозяйственные нужды Усть-Кубинского инвалидного дома, открытого на территории монастыря. В 1948 году верхний этаж церкви святителя Николая Чудотворца использовался под жилое помещение для инвалидов, нижний – под склад и столовую. На 1956 год церковь еще являлась памятником архитектуры, об этом свидетельствует заявление заместителя заведующего областным отделом соцобеспечения начальнику областного отдела по делам архитектуры: «Районный пожарный инспектор Усть-Кубинского района предписанием от 5.04.1956 года предложил Усть-Кубинскому дому инвалидов выпилить металлические решетки в здании бывшей церкви (каменное здание). В связи с тем, что здания бывших церквей Усть-Кубинского дома инвалидов являются памятниками архитектуры, просим Вашего разрешения на выпиливание металлических решеток».

http://sobory.ru/article/?object=61919

С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Когда ученики пр. Александра, исполняя его волю, построили, на указанном им месте, теплую церковь во имя святителя Николая и освятили ее в день памяти своего учителя, многие больные, которых приводили в эту церковь , видали его в ней вместе с святителем Николаем то молящимся, то кадящим храм и получали исцеление при его гробе. В 1519 году при игумене Нафанаиле 26 октября ночью случился пожар в монастыре и обе церкви сгорели. Но вскоре монастырь был выстроен снова с двумя деревянными церквами Успенскою и Николаевскою над гробом преподобного, из которых Успенская существует и доныне. К утешению братии в столь тяжком испытании и скорому возобновлению обители более всего способствовал сам преподобный, привлекая усердствующих к своей обители множеством чудесных исцелений, совершавшихся при его гробе, так что уже в начале XVI столетия называли его «преподобным чудотворцем Куштским», хотя служба ему составлена около 1575 года. Ныне над гробом пр. Александра находится каменная, двухэтажная церковь , в нижнем этаже во имя святителя Николая, где место погребения преподобного у левого клироса ограждено иконами спилу до самого потолка; а в верхнем во имя самого преподобного. Здесь над могилою его устроена медная, посеребренная гробница под балдахнном. Куштский монастырь в 1833 году приписан к Каменному. В древнем рукописном житии пр.Александра записало 20 чудес, совершившихся при его гробе, из которых последнее относится к 1573 году. Приведем некоторые из них. Несколько крестьян нз окрестных деревень привели однажды в монастырь соседа своего Михаила, мучимого бесом и находившегося вне ума. По прибытии в монастырь больной начал неистовствовать и бесноваться так, что едва его могли сдерживать. Был уже вечер, поэтому больного связали и положили на ночь в церковь . В полночь сторожа услышали голос больного, громко взывавшего: «святителю Николае и преподобне отче Александре! избавьте меня грешного от немощи сея;» придя в церковь , они нашли больного развязанным, пршедшим в сознание и молящимся, в храме исполненным благоухания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эти слова свидетельствуют об умном подвиге. Выше говорилось об обличении им Василия II в княжеских хоромах. Преп. Савватий Соловецкий (†1435 г.) выходец из Кириллова монастыря, некоторое время был на Валааме, затем на необитаемом острове; положил начало Соловецкой обители. Он принадлежит к школе преп. Кирилла, базирующейся на предании Св. Отцов. Его ученик архиеп. Геннадий Новгородский (1484–1504). Преп. Александр Ошевенский († 1479 г.), постриженик белозерский, основал Успенско-Ошевенскую обитель. Преп. Александр Куштский († 1439 г.) основал обитель близ Кубенского озера, постриженик святителя Дионисия Святогорца архиеп. Ростовского. Другой постриженик свят. Дионисия-грека Дионисий Грушицкий († 1437 г.), получивший при постриге его имя и живший при своем настоятеле – Святогорце 9 лет. Кроме того преп. Дионисий находился некоторое время и в обители Белозерской в числе учеников св. Кирилла, «священный лик» которого, как говорит Муравьев, «сохранил на иконе своею кистью». Таким образом, преп. Дионисий совмещал в себе и афонские, и Сергеевы традиции. Отличительной его чертой является то, что он «нищелюбие стяжал», и в похвальном слове о нем сказано: «Алчущим питатель, сущим в наготе покровитель, обидимым пособник, вдовам заступник, печальным утешение, беспомощным помощник и рабом освободитель». Влияние Афона сказывается на характере его подвижничества: «Сотвори ум твой единого Бога искать и прилежать к молитве», учит св. Дионисий. Жизнеописатель говорит о нем: «Се бо дело истинного мнишескаго чина, име преподобный, отнележе вселися в пустыню еже николиже праздну духовнаго делания обретися». Перед кончиной им был слышен голос Богоматери, обещавшей небесное покровительство братии ею монастыря. Преп. Григорий Пельшемский († 1451 г.) – друг и ученик Дионисия Глушицкого, дожил до 127 лет. Происходил он из рода князей Лопотовых, из Галича, Костромской области. Григорий стремился к безмолвию. От игуменства в Галиче спасается в Ростов, но не обретает желаемого, наоборот, его там делают архимандритом, и он возобновляет Спасскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Молитвами святаго преподобного Димитрия и всех святых, на сем месте просиявших, да благословит Господь ваше иноческое житие!» В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону Псковских святых. Духовной семинарии Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Макария и святого Марка Эфесского, а для семинарской библиотеки — собрание своих трудов. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды ближайшим последователем и духовным собеседником преподобного Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Строения монастыря являются комплексом памятников архитектуры XVI-XVIII веков, среди которых самая древняя каменная постройка в Вологде — пятиглавый Спасский собор (1537-1542 годы) и Успенская церковь, перенесенная из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя, духовного покровителя города, святого Димитрия Прилуцкого. Из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия. Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. По примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав. В 1665-1666 гг. в монастыре «под началом» находился противник исправления церковных книг, друг протопопа Аввакума инок Григорий (Неронов). В конце XV века великий князь Московский Иван III заключил в монастырь малолетних сыновей опального удельного князя Углицкого Андрея — Ивана и Димитрия Рюриковичей. Димитрий похоронен «при ногах брата» в нижнем этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких. Монастырь был закрыт советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600 -летие преставления святого), монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рядом со Спасским собором возвышается ярусная колокольня, построенная в середине XVII в. Помещения её мощного нижнего четверика были отданы под кельи и церковь. Развитый вверх восьмерик имеет открытые арки звона. Первоначально на колокольне было три колокола. Когда в 20-х гг. XVIII в. решили перевесить колокола со старой колокольни, пришлось изменить верхнюю часть сооружения. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей. С обеих сторон Святых ворот с церковью Вознесения расположены пристройки: с запада - корпус зимних настоятельских келий XVIII в., превращённый позже в гостиницу для паломников, а с востока - монастырские кладовые и протяжённое здание братских келий XVII в. Пространство между ними и монастырской стеной занимает узкий Казённый двор. В 1830 г. с восточной стороны Введенской церкви была построена маленькая Екатерининская церковь-мавзолей. Подобного типа мемориальные надгробные сооружения часто строились на городских и монастырских кладбищах в эпоху классицизма. На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI в., перевезённая из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в 3-х км от Кубенского озера. Эта церковь - один из древнейших памятников деревянного шатрового зодчества на Русском Севере. В её архитектуре сильно подчёркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объёмом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемое повалом. Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой, боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха, покрывающего шатёр и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатисто-коричневым тоном брёвен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо-цельный и пропорциональный объём.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Архив Пн Вышел в свет шестой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год 27 августа 2020 г. 14:53 Вышел в свет шестой номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии»  митрополит Волоколамский Иларион : «В июньском номере публикуются определения Священного Синода, заседание которого по причине эпидемии коронавируса прошло в дистанционном формате. Один из важнейших принятых на Синоде документов — Заявление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общине. Тем самым нанесен удар по всему мировому Православию. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом, имеющим особое историческое и духовное значение. В статье, посвященной созданию и особенностям архитектуры Святой Софии, публикуемой в настоящем номере, можно познакомиться с историей этого шедевра древнехристианского зодчества, с уникальными идеями его строительства и особенностями внутреннего оформления, которые из века в век восхищали паломников. Тему христианских святынь продолжает материал из Вологодской митрополии . Это репортаж о возрождении Александро-Куштского Успенского монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет. Вопросам церковного социального служения в номере посвящено несколько материалов. Это рассказ об уникальном опыте православных центров реабилитации наркозависимых, методиках и подходах, основанных на православной вероучительной традиции. Отмечу, что в Церкви идет подготовка к сертификации таких центров помощи, что свидетельствует о профессиональном подходе в их работе. Другой материал рассказывает о новых, заслуживающих внимания, данных, полученных в ходе социологического исследования, посвященного бездомным людям (в частности, их отношению к вере). История Русской Православной Церкви в XX веке продолжает интересовать современных авторов. Протоиерей Димитрий Сазонов рассказывает об особенностях приходской жизни во второй половине прошлого века в условиях гонений, исследованию которых посвящена его новая монография».

http://patriarchia.ru/db/text/5683712.ht...

Еще при жизни преподобного ученик его, Феодосий, пересказал ему желание одного боярина дать село монастырю и услышал от преподобного ответ: «При жизни моей не желаю сел, по смерти же моей делайте, как хотите». Феодосий подумал, что это сказал огорченный старец и оскорбился тем; после же стал скорбеть, что навлек на себя неудовольствие святого. Преподобный явился Мартиниану и сказал: «Скажи брату Феодосию, чтобы не скорбел: я против него ничего не имею». Не трогательно ли это свидетельство снисходительной любви преподобного даже за пределами гроба?.. Святые мощи угодника Божия почивают под спудом в обители его между Успенским собором и церковью во имя его. Над местом погребения поставлена рака из кипарисных досок, обложенная басменным серебром. Эту раку соорудил в 1643 году боярин Феодор Иванович Шереметев. Она представляет собой прекрасный образец древнего русского искусства. В обители сохранились памятники преподобного Кирилла: 1) икона Богородицы Одигитрии, принесенная им из Симонова; она богато украшена золотом и драгоценными камнями; 2) образ преподобного Кирилла, писанный при жизни его преподобным Дионисием; 3) два креста деревянных, срубленных чудотворцем: один из них, восьмиконечный, поставлен им самим в часовне, сооруженной подле первоначальной его землянки, а другой, четвероконечный (пусть подумают об этом хулители четвероконечного креста), сделанный им же из сосны, которая едва не убила его своим падением, теперь обозначает место бывшей землянки; оба эти креста покрыты навесами на каменных столбах; 4) фелонь и подризник преподобного Кирилла из белого мухояра; 5) разные келейные вещи, как-то: колпак, вязанный из шерсти, тулуп, кожаный пояс, дорожный посох черемхового дерева, деревянный ковш и две медные чашки с кожаными влагалищами. Кроме того, после него сохранилась подлинная духовная грамота, писанная на столбце обыкновенной бумаги мелким, четким и красивым почерком, и несколько посланий, которые, отличаясь простотой изложения и искренностью благочестивой души, глубоко назидательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По кончине старшего брата в 1249 году Константин Всеволодович принял правление княжеством. Он укрепил границы своего владения, страдавшие от постоянных набегов ордынцев. 3 июля 1257 года к Ярославлю подступило монголо-татарское полчище. Князь Константин бесстрашно выступил против превосходивших сил неприятеля с малочисленной дружиной. Перейдя на другую сторону реки Которосли, он вышел на гору, где и произошла кровавая битва с татарами. Несмотря на героическое сопротивление, русские были разбиты численно превосходившим противником. Князь Константин геройски пал вместе со своими воинами. Ярославль был жестоко разорен. Гора, где погиб ярославский князь с дружиной, с тех пор стала называться Туговой, как место туги (туга — скорбь, тоска, горе). Тело благоверного страдальца было погребено с честью в соборном Успенском храме, у места упокоения его старшего брата Василия. В 1501 году в Ярославле произошел пожар, во время которого сгорел кремль и деревянный собор. Когда начали копать рвы для закладки основания нового храма, то обрели два гроба с нетленными телами. По надписям на каменных плитах было определено, что это благоверные князья Василий и Константин Ярославские. По просьбе народа епископ Ярославский в присутствии многочисленного духовенства перенес нетленные мощи из кремля в деревянный храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Известие об этом событии дошло до великого князя московского Uoahha III, который послал из Москвы искусных каменщиков для постройки соборного храма. Впоследствии он сам прибыл в Ярославль на поклонение святым мощам своих предков. После окончания строительства кафедрального Успенского собора святые мощи князей Василия и Константина были вновь торжественно перенесены и поставлены открыто в пределе, освященном в их честь, между столпов, с правой стороны, под древними родовыми княжескими иконами. В 1744 году во время большого пожара в соборе святые мощи обгорели, после чего останки их были заключены в ковчеги и вновь положены в Успенском храме, но уже в особо устроенную гробницу. В княжение Василия Ивановича (1526–1533) монахом Пахомием было написано житие Ярославских чудотворцев. Память святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских совершается дважды в год: 3/16 июля — в день битвы на горе Туговой, 8/21 июня — когда были обретены их святые мощи. В тот же день празднуется память Ярославской иконы Божией Матери, по преданию, принесенной в Ярославль благоверными князьми-братьями и с тех пор находившейся в Успенском кафедральном соборе. Июнь 9 Александр, игумен Куштский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010