Schol. Hist. eccl. II 22). В поддержку А. В. было собрано ок. 400 подписей епископов из различных частей империи (Египет, Кипр, Палестина, Галлия, Италия, Африка), что показало, сколь много Церквей находятся с ним в общении ( Athanas. Alex. Apol. contr. arian. 50). Имп. Констанций решил смягчить свою позицию; удобный момент для перемены политики возник в связи со смертью епископа-арианина Григория (26 июня 345 - SC. T. 317. P. 76). Запретив арианам выбирать епископа на Александрийскую кафедру ( Athanas. Alex. Hist. arian. 21. 3), Констанций трижды приглашал А. В. вернуться, но Констант, не слишком доверяя брату, не спешил отпустить святителя, к-рый и сам не сразу собрался в обратный путь. Из Аквилеи А. В. отправился в Галлию к Константу ( Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4), затем в Рим к папе Юлию и только потом через Адрианополь выехал в Антиохию, где был дружелюбно принят Констанцием, направившим послания духовенству, властям и народу Египта, в к-рых отменялись все меры против А. В. и даже предписывалось исключить из прежних офиц. документов всякое осуждение его. В Антиохии А. В., не вступая в общение с арианским еп. Леонтием, служил в частном доме, где устроили церковь православные, верные памяти свт. Евстафия Антиохийского (их общину возглавлял пресв. Павлин). Император предложил А. В. отдать одну из александрийских церквей арианам; не отказывая прямо, святитель попросил передать одну из антиохийских церквей «евстафианам», что было воспринято арианами весьма враждебно. Минуя митрополию Палестины Кесарию, кафедру к-рой занимал арианин Акакий, А. В. посетил Иерусалим, где его чествовал Собор епископов во главе с местным еп. Максимом. 10 лет мира (346-356) Свт. Афанасий Великий. Икона из ц. Покрова Божией Матери с. Гуменец. 1-я треть XVI в. (РЯАХМЗ) Свт. Афанасий Великий. Икона из ц. Покрова Божией Матери с. Гуменец. 1-я треть XVI в. (РЯАХМЗ) 21 окт. 346 г., после более чем семилетнего отсутствия, святитель вернулся в Александрию, встреченный народом и властями с небывалой торжественностью (Hist.

http://pravenc.ru/text/76946.html

«Св. Евангелие на большой александрийской бумаге .., серебряные золоченые сосуды церковные, две шапки архимандричьих, на них образы серебряные золоченые и обнизаны жемчугом, плащаница шитая золотом и серебром, а венцы низаны жемчугом; 3 креста серебряные золоченые с мощами; 2 кадила серебряные золоченые, три ризы серебряные объяриные – одни с травами, крест и звезды жемчужные; четвертые ризы бархатные зеленые – оплечья шиты золотом и серебром, подризник камчатый красный и т. д. (Описание Докум. и Д. Архива Св. Синода, т. 10, 66, стр. 148)... «Образ Иоанна Предтечи в окладе, венец и цата ожерелье жемчужное, за слюдою, оправа серебряная позолоченная, привезенный из Азова,... св. Евангелие крыто черным бархатом – евангелисты серебряные золоченые, сосуды серебряные, напрестольный крест деревянный с мощами обложен серебром позлащен, крест запрестольный, образ Казанской Божией Матери запрестольный – оклад, венец и цата серебряные позлащены, убрус и ожерелья вынизаны жемчугом, привесу серьги золотые, у царских дверей завеса тафтялая желтая; царские двери резаные позлащены – у них образ Спасителев местный, на нем венец и цита серебряные позлащены, ожерелье жемчужное; по левую сторону образ Смоленской Божией Матери, венец и цата серебряные позлащены, убрус ожерелья жемчужные. привесу двои серьги серебряные позлащены; местный образ Иоанна Богослова – венец и цата серебряные позлащены; две двери – северные и южные – на них архидиаконы Стефан и Лаврентий, местная икона собор Пресв. Богородицы, икона Иоанна Предтечи молящегося, икона Казанской Божией Матеря; в деисусах образ Спасителя, Богородицы и Предтечи, 2 архангела с 5 венцами серебряными, 6 апостолов с серебряным вызолоченным венцом; 2 медных паникадила; хоругвь писана по камке с образами Спасителя и Предтечи; книги – устав, апостол, псалтирь со следованием. минея общая с праздниками, минея общая святых, служебник, большой требник, 2 ермология, каноники малый и книга жития Предтечева, 2 ризы, 2 подризника, 2 поручи и 2 епитрахили; укропник медный, блюдо и тарелка оловянные, медная водосвятная чаша, большой выносной слюденный фонарь». (Там же, 475, стр. 776–777).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Преподобный Афанасий представился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь. Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянным храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием. В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, кото­рого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим. Память чудесного обретения мощей стали отмечать 2/15 мая (старый стиль/новый стиль), а день тезоименитства – 18/31 января. В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли и долгие годы монастырь стоял безмолвен и безлюден. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия Сяндебского чудотворца. Во вновь отстроенной в 1865 году церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.

http://sobory.ru/article/?object=30786

К 1908 г. Н. П. м. владел 391 дес. земли, из казны получал 798 тыс. р. в год. Экономическое благосостояние мон-ря обеспечивалось доходами от молочного стада (к нач. XX в.- 20 коров), огородничества, сдачи в аренду сенных пожен, процентов с банковских капиталов, полученных от благотворителей. Обители также принадлежала лесная дача на берегу р. Мсты (Там же. С. 716). В Н. П. м. «издревле» было игуменское настоятельство. Грамотой царя Михаила Феодоровича от 27 дек. 1641 г. игум. Алексию было велено «стоять на всяких службах церковных на 6-м месте» (ИРИ. Т. 4. С. 506). В 1726 г. указом архиеп. Новгородского и Великолуцкого Феофана (Прокоповича) Н. П. м. учинен первостепенным среди обителей епархии с архимандричьим управлением (до 1764). В 1777-1781 гг. настоятелем Н. П. м. был игум. св. Афанасий (Волховский), в 1801-1804 гг.- игум. Афанасий (Савинский; † 22 дек. 1811), известный проповедник и впосл. ректор Воронежской ДС, в 1804 г.- игум. Сильвестр (Суходольский), духовный писатель и профессор КДА, в 1810-1811 гг.- Владимир (Ужинский), в 1823-1826 гг.- игум. Досифей (Немчинов). Зимой 1825/26 г. при перенесении тела имп. Александра I Павловича из Таганрога в С.-Петербург игум. Досифей являлся духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. К 1908 г. в обители проживали игумен и 5 насельников. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских. Фотография. 30-е гг. XX в. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских. Фотография. 30-е гг. XX в. К XIX в. в Н. П. м. хранилось неск. книг досинодальной эпохи: рукописное Четвероевангелие («в восьмерку»; нач. XVI в., писец - Потапий («Потапишко»)), печатные Евангелие (1663) и Апостол (нач. XVII в.) ( Макарий (Миролюбов), архим. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях//ЧОИДР. 1861. Ч. 2. Отд. 3. С. 27). Кроме того, в обители находилась икона Спасителя с частицей мощей свт. Афанасия Александрийского, Тихвинская икона Божией Матери с житием святых Иоакима и Анны (кон.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Богородицу венчают ангелы в диаконских коротких стихарях, в нижних углах помещены медальоны с образами свт. Николая Чудотворца и св. Иоанна Предтечи ( Любартович В. А., Юхименко Е. М. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. М., 2004. С. 121). Благодаря прекрасному качеству живописи иконописцу удалось передать тесную связь Матери с Младенцем; лику Богоматери придано скорбное выражение, реалистически написана обнаженная грудь, которую обнимает Младенец. Этим икона отличается от копий, на которых св. плоть почти прикрыта, а Божия Матерь показана улыбающейся («Благословение Св. Афонской горы»: К 1000-летию рус. монашества на Афоне: Иконы, рукописи и графика из музейных, библиотечных и частных собр./Ред.: М. А. Бересенева, Я. Э. Зеленина. М., 2016. С. 69). Подобные иконы могли заключать в себе мощи, как икона ок. 1898 г. из ГЭ ( Пятницкий. 2014). Извод «М.» указывается в каталогах печатных икон, к-рые в нач. XX в. можно было приобрести через подворья афонского Ильинского скита в России. Копия XIX в. афонской иконы «М.» из Богоявленского собора является храмовым образом в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском тульском мон-ре в честь иконы «М.» Почитание афонских списков «М.» могло вызвать новый интерес к изводу, что привело к появлению икон «М.» на рубеже XIX и XX вв., напр. иконы в окладе ок. 1908 г. (частное собр., С.-Петербург). Лит.: Шевырев С. П. Афонские иконы визант. стиля в живописных снимках, привезенных в С.-Петербург П. И. Севастьяновым. М., 1850; Собр. гравированных изображений икон Божией Матери и сказания о них. СПб., 1878. С. 26-28. (ОЛДП; 2); Лавров А., прот. Описание иконы Чердацкой Божией Матери и летопись церкви Чердацкой//Томские ЕВ. 1881. Ч. неофиц. 19. С. 286-291; 20. С. 316-319; Забелин И. Е., предисл. Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патр. Иоакиму с купцом Василием Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным св. местам 1558 г.//ЧОИДР. 1884. Кн. 1. С. I-XII, 1-32 (отд. паг.); он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

1914. Вологодская Владимирская церковь. Современное местоположение: г. Вологда. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Владимирская церковь, что на посаде во Владимирской трети г. Вологды, упоминалась в окладной книге 1691 года. В XVIII в. церковь называлась " что у Пороховой башни " . Башня - остаток городовых укреплений - была уничтожена в начале 1820-х годов. Владимирский храм был деревянный до 1759 г. Первыми каменными зданиями при нём были: Гавриило-Архангельский храм и колокольня, построенная между 1685 и 1697 г. г. Каменный, холодный, однопрестольный храм освящён в 1764 г. в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская». Находился у северо-западной части старого городского бульвара. В 1899 г. к храму была пристроена небольшая каменная паперть-крыльцо. Иконостас столярный, пятиярусный, в стиле барокко.; царские врата выполнены в технике сквозной золоченой резьбы. Из старых икон к началу XX в. сохранились: 1) Спаса Смоленского, 2) Владимирской Божией Матери, с вычеканенной у нижнего края, в особом клейме, надписью 1545 г., 3) Сретения иконы Божией Матери Владимирская, 4) большой образ св. Иоанна Богослова и 5) икона Божией Матери - Победа над Темир Аксаком (по отзыву ИИАК, " попорченная реставрацией " ). Гавриило-Архангельская двухэтажная тёплая церковь, 1689 года, каменная. Престолы в честь: Архангела Гавриила - главный (в верхнем храме), вмц. Екатерины Александрийской, прп. Феодосия Тотемского, прп. Феодосия Великого, прп. Сергия Радонежского (по другим сведениям, в нижнем храме престол во имя свв. Антония Великого и Сергия Радонежского). В 1856 г. к храму была пристроена каменная двухэтажная паперть. Обновлённый храм во имя Архангела Гавриила освящён 15 декабря 1874 г.Гавриило-Архангельская церковь и колокольня построены на деньги (2000 рублей), пожертвованные Гавриилом Мартыновичем Фетиевым. Г. М. Фетиев был очень богатый торговый гость (купец), прихожанин градской Владимирской церкви. Скончался в Холмогорах в 1684 году; погребен в том же году в Вологде при Владимирской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=49826

Меренищи, урочище. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Скорбященская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Меренищи, в 16 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, сейчас в селе нет постоянных жителей, территориально принадлежит Козельскому району. В начале века название села писалось и Меренищи, и Моренищи. В 1782 году село принадлежало княжне Марье Александровне Долгоруковой, Настасье Ивановне Камыниной, Денису Ивановичу Чичерину, Николаю Ивановичу, Ивану Ивановичу, Андреяну Алексеевичу Шепелевым. В то время было 18 дворов, 99 мужчин и 100 женщин. В селе была каменная церковь Святого Пророка Илии, два деревянных господских дома с плодовыми садами. В 1859 году в селе было 24 двора, 87 мужчин и 105 женщин. К 1903 году в селе проживало 125 мужчин и 138 женщин. В «Описи церковных памятников Калужской губернии» читаем, что церковь «Всех скорбящих Божьей Матери, каменная одноэтажная с каменною колокольнею, сооружена в 1750 г.» Упоминается «явленная (на дубу) икона Божией Матери». В «Ведомости о церкви Скорбященской состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Моренищах» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней в одной связи построена неизвестно в каком году прихожанами. Еще были церковная сторожка, помещавшаяся под колокольней и сарай для дров. Престолов было пять: в честь Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», во имя Пророка Илии, во имя свт. Николая Чудотворца, во имя Афанасия Епископа Александрийского, в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковная библиотека – 92 тома. Приход: село Моренищи (52 двора) и деревня Глупеево (40 дворов), сельцо Грецкое (16 дворов), деревня Криуша (24 двора), сельцо Немысино (42 двора), сельцо Славышино (55 дворов), деревня Стародынка (18 дворов), село Рубцы (54 двора) и деревня Шемякино (43 двора). Всего в приходе было 344 хозяйства, 1193 души мужского пола, 1262 – женского. В приходе было 3 земских школы: в селе Моренищи, учрежденная в 1868 году; в сельце Славышине, учрежденная в 1905 году; в селе Рубцы, учрежденная в 1911 году. Церковно-приходской школы не было.

http://sobory.ru/article/?object=18383

В монастыре великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (Александрийский Патриархат) Его Преосвященство совершил молебен перед ковчежцем с мощами святого, к которым паломники потом приложились. Здесь епископа Петра, священнослужителей и паломников любезно принял архимандрит Нифон, настоятель обители. В 30-ые годы первого века римляне на этом месте построили мощную крепость. В 303 г. в нее был заключен под стражу и претерпел здесь мучения за Христа великомученик Георгий. Позднее крепость перестала существовать, на ее месте в четвертом веке был устроен монастырь в честь святого. Главный храм Георгиевского монастыря представляет собой грандиозное сооружение, основная часть которого - перестроенная римская крепость. Всего в храме-крепости четыре этажа, два из них " вросли " в землю. В самом верхнем храме находится одна из главных святынь монастыря - чудотворная икона великомученика Георгия письма IV, ее почитают даже мусульмане. Возможно, что это почитание вызвано тем, что когда в 1904 г. в храме был пожар, то уцелела только эта икона. В огне тогда погибло все: иконостас, церковные предметы, облачения. Помимо частицы мощей великомученика Георгия, в этом храме есть и другая святыня: частица Животворящего Креста Господня и часть мощей великомученика. Этажом ниже находится часовня в честь Георгия победоносца. В ней хранятся столб, к которому был привязан святой великомученик во время мучений, железные оковы, стрелы, плети, которыми его бичевали, колесо с шипами, которым терзали его тело. Рядом находится икона с клеймами, на которых изображены страдания святого. С благоговением и духовным трепетом приложились юные паломники к ужасающим орудиям пыток. Они, глядя на них, испытывали страх, а у него эти орудия вызывали радость, ибо приближали и соединяли его со Христом. И действительно, сколько боли пришлось претерпеть мученику, ведь мучители не преследовали цели сразу умертвить человека. Своей задачей они ставили ослабить физические, моральные и психические силы, чтобы мученик под воздействием страданий отрекся Христа. Следовательно, он воспринимал страдания и смерть осознанно, ради Господа. На втором этаже устроен храм во имя Божией Матери, поскольку недалеко от этого места некоторое время жило Святой Семейство. На монастырском кладбище Преосвященный Петр совершил литию на русских могилках.

http://pravoslavie.ru/22942.html

С передачею храма, в 1809 г. вдовьему дому, в нем, кроме престола, жертвенника и иконостаса, не осталось от прежней утвари ничего. В иконостасе помещены лики св. мученика Севастиана, воспоминаемого 18 декабря, (день рождения Елизаветы Петровны) и св. Климента, папы Римского и св. Петра Александрийского , в память Ее воцарения (25 ноября 1741). Другие иконы, напр. св. Екатерины, Ианнуария, Рождества Предтечи, Харалампия и великомученика Евстафия приспособлены с дням рождения и тезоименитства Екатерины Великой, Петра III, Павла I, и пр. На горнем месте находится образ Господа Саваофа, а выше его – икона Спаса Нерукотворенного. На парусах у купола изображены св. мученицы: Агапия, Екатерина, Анастасия и Дария; в куполе – Преображение, Сретение, св. ап. Петр и Благовещение, у правого клироса помещается Казанская икона Божией Матери, дар Марии Феодоровны. От нее же доставлено серебряное, вызолоченное, блюдо, с вензелем Ее имени и гербом города Коломны, с надписью: «от коломенского городского общества 1826 года». У левого клироса – Тихфинская икона Божией Матери, в серебряной ризе, с вызолоченным венцом, благословение митрополита Никанора сердобольным вдовам при отправлении их в Крымскую кампанию. Церковь св. Захарии и Елизаветы – в 3 этаже северо-западной башни, крестообразная с украшениями лепной работы. Антиминс священнодействован и подписан Гавриилом, архиепископом с.-петербургским и ревельским 1765 г. февраля 10 дня. На горнем месте образ погребения Спасителя, с надписью вокруг: благообразный Иосиф и т. д. Над жертвенником – образ муч. Адриана и Наталии. На парусах купола: св. Николай Чудотворец, апостол Иаков, брат Божий, св. Димитрий Ростовский , св. Амвросий Медиоланский , Климент Римский , Петр александрийский , Спиридон тримифунтский, Иоанн Милостивый и четыре московских святителя: Петр, Алексей, Иона и Филипп. Содержание причта вдовьего дома В 1764 г., еще до открытия монастыря и «общества благородных девиц», состоялся всеподданнейший доклад от учрежденной о церковных имениях комиссии, следующего содержания: «по Высочайшему Вашего Императорского Величества повелению, с.-петербургскому Воскресенскому девичьему монастырю, для игуменьи, монахинь и прочих чинов, комиссией штат учинен, в котором, для знатности города и того монастыря, также и для дороговизны, денежные оклады, против прочих штатных первого класса монастырей, с отличностью положены и оной для Высочайшей Вашего Императорского Величества апробации подносится при сем, с таковым всеподданейшим представлением, что не соизволит ли Ваше Императорское Величество повелеть, положенную по тому штату денежную сумму в тот монастырь отпускать из доходов коллегии экономии, так как и на прочие монастыри по штатам сумму из тех же доходов отпускать велено. Более же все оное комиссия предает в Высочайшее Вашего Императорского Величества благоволение».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. После изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. 28 января 2012 года в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь города Ярославля епископ Рыбинский Вениамин доставил ковчег со святыми мощами святителя Афанасия Александрийского — покровителя обители. В обители находится список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы. Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года. С 2011 года в соборе почивают мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина и мощи благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская» , икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Ярославской области Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010