Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Часовня Алексия, митрополита Московского (старая). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Алексия, митрополита Московского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1847. Год утраты:1923 Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Черниговская, 7в Координаты: 56.324591, 43.978517 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Благовещенскому монастырю принадлежит каменная часовня. Она находится вне монастырской ограды, между монастырем и ярмарочным мостом на реке Оке. Основанная св. Алексием, который останавливался в этом месте на пути из Орды, по исцелении Тайдулы, часовня эта доныне называется Алексеевскою… Была ли перестраиваема эта часовня после св. Алексия до начала XVIII ст. – неизвестно. Только в 1725 г. прежняя часовня старанием архимандрита Лаврентия была перестроена, о чем свидетельствует надпись, высеченная на стенном камне этой часовни. Часовня эта была построена в византийском стиле, вероятно, по образцу первоначально основанной св. Алексием. В 1838 г. при посещении Нижнего Новгорода государем императором Николаем I, приходившая в ветхость часовня обратила на себя его монаршее внимание. Высочайше повелено было им составить на постройку ее проект. По новоутвержденному плану в 1846 г. нижегородский 1 гильдии купец Иван Вереников изъявил готовность устроить на свое иждивение Алексеевскую часовню. Она окончена постройкою в 1847 г. Обо всем этом значится на медной доске, которая прибита над входом в часовню. На доску сию перелита с летописного камня и прежняя надпись. В 1847 г. при преосвящ. Иакове, епископе Нижегородском и Арзамасском, часовня освящена архимандритом Благовещенского монастыря Аполлонием. Верх у часовни по прежнему остался шатровый. Вокруг нее перед входом перила с железною решеткою, в ней поставлены иконы греческого письма, а среди нее устроен бассейн с ключевою водою. В эту часовню, стоящую на прежнем Московском по Похвалинскому съезду ярмарочному пути, многие, особенно во время ярмарки, заходят молиться Богу и пить свежую воду из бассейна.

http://sobory.ru/article/?object=40735

- За чаепитием слушали наставленческие речи митрополита Сергия и только, содержание их я не помню. - Когда у вас еще были подобные сборища? - Общие богослужения бывали и в Спасской церкви в 1937 году - службы проходили в полном составе всего Спасского причта, кроме того, тут присутствовал митрополит Феофан и его секретарь. В числе Спасского причта были священники Виноградов, Руновский, я, Сахаровский, и диакон. После этого общего богослужения никакого чаепития не было, все разошлись по домам. - Расскажите о своей проповеди антисоветского содержания, которую вы произносили в Великом посте в 1936 году. - Проповедей в данное время я вообще не говорю, и во время Великого поста не говорил. - Что вы еще можете показать? - Больше ничего показать не смогу, записано с моих слов верно и мне прочитано. 27 августа 1937 года состоялся очередной допрос отца Петра, во время которого следователь вновь пытался добиться от священника признательных показаний и получить улики против других священнослужителей и мирян. - Что вам известно о тайном монашестве в г. Горьком? - О тайном монашестве я ничего не слыхал. Мне известно, что в г. Горьком остались монашки Крестовоздвиженского монастыря, которые после закрытия последнего перешли в приход Похвалинской церкви. Эти монашки, не имея у себя одного определенного духовника, ходят по всем церквам, в частности и в Спасскую. Лично я исповедовал этих монашек, но их я знаю как верующих и духовным их отцом не являюсь. По фамилиям я их тоже не знаю. Никакого пострижения в монахини я не делал, так как на это не имею права - Что вам известно о фактах пострижения в монахини? - Таких публичных фактов пострижения в монахини я не помню, возможно, что пострижение в монахини производилось негласно, но кто этим занимался, я не знаю. - Как часто эти монахини бывают у вас на исповеди? - На исповеди монахини бывают по три раза в год. Причем, так как они не имеют определенного духовника, то бывают и у меня, и у других священников. Их бывает примерно человек девять-десять. По именам и фамилиям я их не помню.

http://drevo-info.ru/articles/13677663.h...

Сама икона, положенная на аналогии, украшена серебряною чеканною ризою. Крест сей приложен купцом Голохвастовым, по устройству должен принадлежать к XVII в. - Икона Похвалы Пресвятой Богородицы. По преданию, икона сия во время пожара осталась невредимою и найдена была в пепле после того, как церковь деревянная сгорела со всем своим имуществом. Самая церковь нынешняя стоит не на том месте, на каком стояла прежняя деревянная. Икона Похвалы Богородицы доселе в большом уважении у граждан, притекавших к ней во время холеры. На ней теперь сребропозлащенная риза, переделанная в 1844 г., весом в 21 ф. 5 зол. Жемчуга всякого сорта общим числом 66 золот., кроме алмазной вставки из 3 камешков и жемчужной богатой короны из 1400 жемчужин. На иконе повешены панагия на финифти с изображением Божией Матери, осыпанная кругом жемчугом, и небольшой сребропозлащенный крест под чернью с 7 частицами св. мощей. По письму икона Похвалы Богородицы должна принадлежать, по крайней мере, к первой половине XVII ст. Из надгробных памятников замечателен один - создателю Похвалинской церкви Григорию Семеновичу Рогожникову. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н. К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Район Нижнего Новгорода, где расположена ныне существующая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, стал заселяться в XIV - XV веках. В XVII столетии данная территория входила в состав Телячей слободы, населенной государевыми ямщиками. Точное время появления здесь деревянной церкви во имя Похвалы Богородицы не установлено. Нижегородский историк Н.И. Храмцовский сообщал в середине XIX века, что церковь упоминается в Переписной книге Нижнего Новгорода 1678 года. Вслед за ним это же повторил составитель справочника по нижегородским церквам М. Добровольский. Однако обращение к данному источнику показывает ошибочность этих сведений – в Переписной книге нет указаний на ее существование.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Были очевидны случаи, когда враг нашего спасения, как бы воплотившись в непотребные сосуды, готов был поглотить вас, но Господь поддерживал вас во всех напастях и искушениях и сохранил вашу драгоценную жизнь, как некогда св. праведного пророка Даниила, брошенного по навету клеветников в ров голодных львов... Приветствуя вас с настоящим великим событием в жизни и деятельности многознаменательного пройденного вами поприща, молим Господа, да продлит Он, Милосердый многополезную жизнь вашу на многие и многие годы, да ниспошлет Он вам крепость сил телесных и мир душевный на долгие дни. Господь Бог, положивый в Своей власти времена и лета, да будет с вами всегда в неистощимых щедротах милости Своей, а по отшествии из сего мира да вселит вас в небесные Свои обители и венчает вас венцом небесным. Вашего высокопреподобия слуга и Серафимо-Дивеевской обители послушник священник Нижегородской Похвалинской церкви Доримедонт Покровский. Закончилась трапеза следующей юбилярше сказанной матерью казначеей Еленой речью: Высокопочитаемая и Всечестнейшая и крепколюбимая Мать Игумения Мария! Зачиная и устрояя обитель Дивеевскую, приснопамятный основатель ее старец Серафим говорил присным своим: «На двенадцатой только начальнице девице Елисавете Ушаковой устроится все и будет монастырь в Дивеевской обители моей Серафимовской пустыни». И не идет мимо глагол Святого! Пятьдесят три года прошло со блаженного успения основателя старца, и, неисповедимыми судьбами никогда не преходящего Божия определения, не только воочию всех исполнилось предречение святого, но ныне даже сретаем, торжествуем и празднуем мы двадцатипятилетие свыше благословенных праведных трудов игуменства твоего; из токмо малого числа убогих келий умиленно зрим воистину величественное возникновение обширной тысячесонмной обители, все полно расцветшей благоустроением своим, велелепотою храмов и служений своих в прославление Пресвятой Троицы! Дивятся чуждии, не зная, что добре ведомо всеми нами; и, в сознании всеполнейшего токмо убожества нашего, благоговейно чудяся, вопрошаем смирение твое: Како возмогла ты велие сие устроити?! – непрестающими скорбями, безропотно крепким терпением, непрерывною молитвою, безустанным трудом твоим и достойно чрез то заслуженным благословением благодати Богоматерней! Что же возможет немощь сирот Серафимовых, в трапезе уважения заслугам твоим и немолвствовании благоговения – любви Святыни твоея, изрещи тебе, достодолжно воздав смиренномудрию твоему! Да украсит тя Господь от Сиона за благоукрашение обители сея! Да превознесет и возвеличит он смирение твое и да укрепит силою правящей благодати Своея правоправящую мышцу игуменства твоего на премного многая лета! Да даст ти по сердцу твоему, да исполнит вся прошения твоя и да возрадуется и лишше – вечно отныне да радуется душа твоя о Господе! И да будеши ты день от дне и лета в лета благословенна! Со Христом ты мать наша ныне и присно – с Ним да будеши и во веки! Надежда на скорое открытие мощей о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В 1933 году был разрушен Петропавловский собор - памятник храмоздательной деятельности митрополита Ионы Сысоевича. Прошло время, и на его месте выросли архитектурные шедевры новой культуры - гаражи из силикатного кирпича и ржавого железа, принадлежавшие частникам и находившемуся здесь предприятию. В 1930-х годах строители новой жизни разрушили колокольню и ограду со святыми воротами. Оставшиеся четыре угловых башни, игуменский корпус и церковь Похвалы Богородицы использовались под жильё для горожан. С течением времени до неузнаваемости была обезображена территория обители и Похвалинский храм, в котором был устроен цех по разливу газированной воды, называвшийся в народе " Пивзавод " . Воистину, " в начале XXI века некогда цветущий монастырь представлял скопище различных пристроек, помоек, свалок и помоек " . Со второй половины 1990-х годов в день памяти преподобного царевича на месте разобранного собора, где под спудом покоились его мощи, стала совершаться молитва. 13 июля 1999 года здесь был установлен поклонный крест с иконой святого Петра Ордынского. 13 июля 2003 года был совершён молебен и крестный ход, возглавляемый правящим владыкой - архиепископом Ярославским и Ростовским. В эти годы территорией, где находился разрушенный Петропавловский собор и сохранившийся храм Похвалы Пресвятой Богородицы, владело муниципальное предприятие " Ростовагропромэнерго " . В 2004 году его признали банкротом. Тогда конкурсный управляющий, зная заинтересованность верующих в этом месте, предложил выкупить уцелевший храм и прилегающую территорию. Это было сделано благотворителем, который в данном случае следовал примеру основателя монастыря преподобному Петру, выкупавшему место для обители у князя. После этого в мае 2005 года был основан приход. Вскоре, 13 июля, в день памяти святого царевича Петра, была отслужена первая литургия. Она прошла в уцелевшей трапезной части Похвалинского храма. Ныне, ежегодно в этот день совершается крестный ход вокруг монастыря. Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2010 года церковный приход был преобразован в мужской монастырь. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019

http://sobory.ru/article/?object=03270

Он был тёплым и двухэтажным. Освятил его митрополит Иоасаф Лазаревич. В 1861 году в Похвалинской церкви появился придел во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В XIX веке в монастыре отстроены в камне колокольня, настоятельский корпус, братские кельи, ограда с угловыми башнями. Петровская братия всегда оставалась немногочисленной, а сам монастырь не относился к числу особо посещаемых и знаменитых. Он как бы остался в тени древнего и знатного Авраамиева монастыря, расположенного неподалёку. Главной святыней обители являлись чудотворные мощи преподобного Петра царевича, покоившиеся под спудом в соборе. Также здесь хранились чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии, святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского - апостольское благословение основателю монастыря, что на Афонской горе, " в дар и в благословение " была прислана икона Божией Матери " Скоропослушница " . Сохранились свидетельства монастырской летописи начала ХХ века о случаях чудесной помощи преподобного Петра. В ней записаны исцеления от расслабления тела (паралича), немоты, падучей болезни (эпилепсии), больных ног. Сохранились воспоминания от одного особенно выдающегося случая. Его поведала девушка, приехавшая в обитель из Вятской губернии. У неё отнялись ноги, В приходской её церкви была икона преподобного царевича Петра, перед которой по просьбе этой девушки был отслужен молебен. Ей стало легче, но болезнь не отступила совершенно. В ночь на 21 сентября 1909 года ей явились святые Пётр Ордынский и Авраамий Ростовский. Преподобный Пётр, взяв её за руку, сказал: " Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов " . Исцелённая так и поступила. Удивительно в этом случае и то, что явление ростовских угодников болящей произошло в день святителя Димитрия Ростовского. В конце 1928 года Петровский монастырь был закрыт. Община его сначала перешла в находящийся рядом и ещё действующий Авраамиев монастырь, а после его закрытия - в Успенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=03270

Поинтересовался, а как с этим обстоит в России? Подобных примеров не нашёл, но обнаружил массу акций вандализма в отношении памятников эпохи царизма, культовых и гражданских сооружений, проведённых при Ленине и ленинцами после него. Роясь в этом каменном и бронзовом мартирологе, наткнулся на описание взрыва Спасо-Преображенского храма в Нижнем Новгороде в 1929 году. Так ведь там же, в подполе, покоился прах Козьмы Минина! Гражданский соратник князя Пожарского, управлявший делами 2-го ополчения, скончался через три с половиной года после освобождения Москвы от поляков. Повторяю: тому ровно 400 лет(!). Так почему же так бесчувственна Россия к печальному юбилею великого защитника земли русской? А, понимаю, не до него нам, особенно коммунопатриотам. Ведь на Украине опять Ленина обидели. А кто такой Минин? Величина в отечественном пантеоне героев, конечно, заметная, но не сравнивать же с Гением всего человечества (по совместительству назначенным Вождём мирового пролетариата). Притом, была у Минича «червоточинка». Вместо того чтобы по освобождении Москвы гордо удалиться к себе в мясную лавку и, как прежде, обвешивать покупателей, народный герой принял из рук нового царя презренную всем трудовым народом дворянскую грамоту и занялся эксплуатацией беднейшего крестьянства дарёной ему вотчины. Словом, герой героем, а поди ж ты, мироедом стал. Значит, и находиться ему во всероссийском пантеоне по чину после всех тех российских дворян, которые перекрестились в марксисты для борьбы за рабочее дело. Те после смерти кремлёвскую стену в Москве заслужили. А главнейших из них - даже мавзолей. Ради него бронзовых Минина с Пожарским передвинули с видного места Красной площади (напротив Сенатской башни) на скат кремлёвского холма, в тень Василия Блаженного. Мешали старые истуканы пирамиде с мочёными мощами, понимать надо. Судьба захоронения четырёхвековой давности меня заинтересовала. Поделюсь своими открытиями. Сначала прах преставившегося думного дворянина Кузьмы Минича Захарьева Сухорукого погребли на погосте приходской Похвалинской церкви. Спустя 56 лет нижегородцы решили, что спасителю Отечества приличествует лежать в кремле, и перенесли гроб в подпол Спасо-Преображенского собора в усыпальницу удельных князей. В 1838 году почти на том же самом месте, когда обветшавшая от древности постройка была снесена, поднялся новый кафедральный собор. Гробы известнейшего нижегородца и правителей некогда независимого от Москвы княжества были бережно перенесены в подцерковье, при этом соратник князя Пожарского удостоился через несколько лет художественно исполненной гробницы в виде часовни на столбах, украсившей интерьер собора. Любоваться часовней и преклонять колени перед прахом того, кого Сталин в своё время назовёт в числе «наших великих предков», можно было до 1918 года, пока большевики не решили: «Будя, насмотрелись! Закрываем! Опиум для народа таперича будем раздавать по карточкам в избах-читальнях».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием/Православная библиотека Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения. Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Александр Шаргунов Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим.

http://pravoslavie.ru/put/page28_1082.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010