После закрытия Н. Б. м. при советской власти здание церкви использовалось сначала военным ведомством, затем - губ. музеем, после 1947 г. было приспособлено под планетарий, из-за чего был понижен центральный световой купол, а малые снесены. 27 дек. 2005 г. храм был возвращен РПЦ, начались восстановительные работы. В 2007 г. восстановлены все 5 глав, был демонтирован старый мраморный пол и устроен пол с обогревом. В храме установили фарфоро-фаянсовый иконостас, иконы для к-рого были выполнены в иконописной мастерской при соборе св. кн. Александра Невского в Н. Новгороде под рук. Я. К. Васильченко, стены и купола были расписаны мастерами из Владимира под рук. худож.-реставратора В. И. Некрасова. Купола и кресты церкви позолочены сестрами Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. В ходе реставрационных работ в храмовых склепах обнаружены захоронения еп. Иеремии (Соловьёва) и архиеп. Макария (Миролюбова). Обретенные честные останки этих Нижегородских святителей были подняты и помещены на хранение в братский корпус мон-ря. 26 февр. 2006 г. отслужена 1-я Божественная литургия. В нояб. 2007 г., в день освящения храма, останки святителей Иеремии и Макария были перезахоронены в его приделах. В дек. того же года над местами захоронений святителей были установлены надгробия из белого мрамора: перед солеей сев. придела во имя вмч. Пантелеимона - над захоронением архиеп. Макария; симметрично в юж. приделе в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» - над захоронением еп. Иеремии. В 2008 г. церковь была отреставрирована по проекту архитекторов В. А. Широкова и О. Ю. Галая, в результате чего приобрела первоначальный архитектурный облик ( Дёгтева. 2009. С. 35-45, 75-93; Шумилкин, Шумилкина. 2012. С. 18-27). За оградой Н. Б. м., у самого конца Похвалинского съезда, над родником, находилась монастырская часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского. По легенде, митр. Алексий во время приезда в Н. Новгород именно здесь трапезничал и пил воду. Утверждалось, что часовня устроена самим святителем ( Храмцовский.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Государь Император повелел: «снестись о мещанке Лукиной с местным епархиальным и гражданским начальством; впредь же до объяснения дела жительствовать ей в Новгородском Св. Духове монастыре». О таковом Высочайшем повелении Обер-Прокурор уведомил Нижегородского Губернатора 16 и Преосвященного Иоанна Епископа Нижегородского 17 . В ответ на это сообщение Губернатор писал гр. Протасову, что муж и другие родственники Лукиной при допросе подтвердили все сказанное ею, а духовник ее священник Александр Казанский и благочинный Архангельского Собора священник Георгий Львов добавили еще, что кроме церкви и богадельни, упоминаемых Лукиною, Минин якобы приказывал ей просить о построении дома, с надписью на нем «Козьма Минин», для нее и для брата с семейством; благочинный же о. Львов добавил еще, что Лукина говорила ему, что будучи в доме Каменева и Серебренникова, по случаю принесения туда иконы Божией Матери Оранской, она стояла на молитве, очерченная меловым кругом, имея на себе крест с мощами – и в ту ночь явления не было. Нижегородский вице-губернатор, коему Лукина также рассказала о вышеописанных явлениях и коему сделалось известно, что сыновья ее собирают по сему случаю деньги, приказал ей не разглашать об этом, а сыновьям ее перестать собирать от простодушных людей деньги. После этого разговора, о видениях Лукиной слухов больше не было, а вице-губернатор полагает, что видения Лукиной внушены ей священником Похвалинской церкви о. Александром Казанским, который уже раньше был замечен в неблаговидных поступках. По прочтении этих бумаг, Митрополит Филарет собственноручно писал: Дело от полученных объяснений становится менее благовидным и более темным. Показание, что требовано построить дом Лукиной, а не богадельню, много изменяет вид дела: но против нескольких свидетелей, особенно важный свидетель, вице-губернатор говорит о богадельне и доме. В показаниях не доспрошено иное нужное. Например: кто такой Серебренников? Зачем была Лукина в его доме и молилась в меловом кругу? Кто сие вздумал и для чего? Духовные лица доносили ль в свое время Преосвященному о том, что знали? Если не доносили, почему? Если доносили: какие получили разрешения и наставления?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Да будут благословенны насадители и делатели его! И да почиет милость и благодать Твоя на тех, иже возрастили и возвращают, уготовлялись и предуготовляются в нем во спасение ближних и во славу Пресвятой Троицы. Аминь». В благодарную память за свою образование в Академии Он в июле 1879 года препроводил в Академическую церковь Иерусалимский крест с частицами Святых мощей, дарствованный ему Первосвятителем Киевским Митрополитом Филаретом. Сочинений Преосвященного Иеремии очень много, и они находятся в рукописях в Нижегородском Благовещенском монастыре, в Кавказской духовной семинарии, в Кавказской обители Иоанно-Мариинской, в Полтаве – при Архиерейском доме, в Орловской духовной семинарии и у родственника Преосвященного Иеремии, Нижегородской Похвалинской церкви настоятеля, священника Доримедонта Васильевича Покровского. Судя по оглавлениям рукописей, сочинения эти составят, если будут отпечатаны, богатый вклад в сокровищницу духовной литературы. Особенное внимание наше остановилось при чтении перечня рукописей Преосвященного, на оглавлении его рукописного сочинения: «Сокровищница сельских духовных уроков» (366 уроков). При составлении для поселян сей духовной сокровищницы, пишет Преосвященный, имелось в виду доставить им чтение простое, душеполезное, подручное, как в школах, так и в жилищах их, и желалось, чтобы из нее получались необходимые для христианина понятия о всех предметах веры и деятельности христианской. Посему изложенные в ней уроки большею частию заимствованы от вещей и слов, в житейском быту встречных и обычных и, кроме отдельных размышлений, содержат в себе поясненеия о Символе веры , десяти заповедей, о молитве Господней, о таинствах, о Божественной литургии, также сведения о соборах, о церкви и проч. Святые, живоносные источники, из которых взималось это пояснение, суть: духовное сокровище Святителя Тихона Задонского , от мира собранное, шестоднев Святого Василия Великого , Голгофские поучения, говоренные Святым Кириллом Иерусалимским , творения Святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Святого Иоанна Златоуста , катехизис и зерцало православного исповедания Святителя Димитрия Ростовского . Дабы облегчить память и разумение, все предметы предложены в вопросах и ответах. Аще сокровищница эта удостоится издания в свете, то лепта от нее да будет в пользу бедных и немоществующих, по усмотрению церковных попечительств и начальства в Богохранимых паствах Нижегородской и Орловской. В сей да принадлежит оная уроженцам уездов – Елецкого и Ливенского. О сем прошу и молю. Паче же молю: «Да благословит и приимет Господь Бог сию скудную жертву. Аминь». Эта рукопись находится в библиотеке Нижегородской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Иванов , Александр, священник Похвалинской церкви г. Нижнего-Новгорода. Доносит о видении мещанки Лукиной. Иерофей , архиепископ Фаворский, впоследствии патриарх Антиохийский, † 1885 г. Прибывает в Москву для сбора в пользу Антиохийской патриархии. Иларион (Боголепов) иеромонах и. д. инспектора Москов. духов. академии, † 1866 г. Ходатайство святителя Филарета о назначении его ректором академии. Иоанн (Доброзраков) архиепископ Нижегородский, а потом Донской, † 1872 г. Доносит Св. Синоду о видениях мещанки Лукиной. Иоанникий (Образцов) епископ Вятский, впоследствии Кавказский, † 1880 г. Представляет в комиссию духовных училищ отчет о постройке зданий Вятских училищ. Иосафат (Булгак) митрополит униатских церквей в России, † 1838 г. О надписи на памятнике его. Иосиф (Богословский) епископ Дмитровский, впоследствии архиепископ Воронежский, † 1892 г. М. Филарет ходатайствует о назначении его епископом Дмитровским; переводится на Оренбургскую кафедру. Иринарх (Попов) епископ Рижский, а потом архиепископ Рязанский, † 1877 г. Ходатайствует о воспрещении раскольникам заготовлять и продавать венчики. Исмайлов , Филипп Филиппович, прокурор Грузино-Имеретинской Синодальной конторы. Доносит о прибытии в Тифлис Иакова митрополита Сирийского народа. К Казанский Александр, священник, духовник мещанки Лукиной. Подозревается во внушении мещанке Лукиной объявить о видениях. Казанский , Н. секретарь Московской духовной консистории. М. Филарет ходатайствует об увольнении его от должности. Карасевский , Александр Иванович , испр. должн. обер-прокурора св. Синода, † 1856 г. Письмо М. Филарета к нему об увольнении за границу Фиваидского архиепископа Никанора; владыка посылает ему замечания на проект определения Св. Синода об исправлении чина исповедания и обещания архиерейского. Кашериновский , священник Подольской епархии. Изобличен в воровстве до посвящения. Кирилл (Богословский-Платонов) епископ Дмитровский, потом Подольский, † 1841 г. Жалоба о противозак. действ. его; проповеди его указом консистории предпис. церквам приобретать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

34. Мнение Преосвященного Филарета о видениях Нижегородской мещанки Матрены Лукиной 25 Февраля 1842 г. В Ноябре 1841 года Обер-Прокурор Св. Синода вошел со всеподданнейшим докладом следующего содержания: мещанка г. Нижнего-Новгорода Матрена Лукина, прибыв в СПБург, объявила следующее: Прошедшею весною, когда в Нижнем-Новгороде празднуемо было бракосочетание Государя Наследника, утром на заре видела она во сне гражданина Козьму Минина, сидящего в ее доме. Он сказал ей, что пришел на свое место, ибо здесь он родился, здесь был дом его, отсюда он шел на защиту отечества и здесь же, после подвигов, скончался. Далее он требовал, чтобы она лично объявила о сем губернатору, для доклада Царю, дабы на сем месте воздвигнута была богадельня и подле оной, где лежали его кости, поставлен был храм во имя Св. Александра Невского с приделом Св. Козьмы и Дамиана. Три ночи повторялось ей тоже сновидение, а в четвертую ночь Козьма явился вооруженный мечем, грозил ей за неисполнение его приказания и объявил, что она ему племянница в десятом колене. Когда же она отвечала ему, что не смеет идти к губернатору, он приказал ей идти к духовнику и чрез него объявить о том Архиерею для доведения до сведения Царского. Исполняя приказание, она объявила все священнику Похвалинской церкви А. Иванову и в тот же день исповедовалась и причащалась. Священник чрез благочинного донес Преосвященному, а Преосвященный полицеймейстеру, который препроводил Лукину к исполняющему должность военного губернатора, но сей не захотел начинать дела, говоря, что оно касается духовной части. После сего Минин являлся Лукиной в течение 14 дней и сии видения, по приказанию Преосвященного, были записываемы благочинным. Наконец в Троицкую субботу явилась ей на заре икона Похвалы Пресвятой Богородицы и слышан был глас: «не убойся, раба Божия! Дух Святый вселялся в сии кости благоверного Козьмы; он у Престола Божия молит, да сохранит Господь Царский род, защитит от врага и утвердит Христианскую веру. Господь благословил Козьму прославить Имя Его в Нижнем граде. Пусть возьмут крест, обретенный другом его Пожарским. Сие явление не решится, пока не доложат о нем Государю». Ни священник, ни военный губернатор не поверили рассказу Лукиной, коей, после отказа последнего доложить Государю, явились преподобный Сергий и Козьма Минин, который сказал: «не печалься, раба Божия. Сии люди неверные не желают себе благодати Божией; иди сама к Государю». Три дня видела Лукина тоже самое, но идти не решалась. Наконец снова явились ей пр. Сергий и Козьма и сказали: «ежели не исполняешь воли нашей, то не владей ногами». С тех пор Лукина лишилась ног, а когда же дала обещание идти, то в тоже время исцелилась и прибыла в С-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 ноября (7 декабря) Священномученик Евгений Яковлев    Священномученик Евгений Никанорович Яковлев родился в 1856 году. В 30х годах служил священником в городе Горьком. Был арестован в ноябре 1937 года вместе с большой группой священнослужителей, в том числе священномучеником священником Василием Завгородним, а также мученицей церковной старостой Анисией Маслановой по следственному делу Богородского архиепископа Александра (Похвалинского), викария Горьковской епархии. Обвинялся в участии в «контрреволюционной церковной повстанческой организации». На следствии отказался подписать протоколы и признать свою вину. 2 декабря того же года приговорен Особой тройкой при УНКВД по Горьковской области к расстрелу. Казнен 7 декабря 1937 года. Погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище города Горького. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.   Игумен Дамаскин (Орловский)   Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/1345/evgeniy/

Я имел счастье 24-го сего октября получить от его высокопреосвященства, высокопреосвященнейшего митрополита Филарета уведомление о том, что Государь Император, удостоив благосклонно принять поднесенный Его Величеству экземпляр составленного мною Указателя для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки, всемилостивейше соизволил, согласно с ходатайством вашего сиятельства, пожаловать мне подарок в 429 рублей из духовно-учебных капиталов. Спешу выразить в сих чертах вашему сиятельству, на ваше благосклонное обо мне ходатайство пред Его Императорским Величеством, мою глубочайшую благодарность. С истинным к вам почтением и совершенною преданностью имею честь быть " … По поручению преосвящ. Евгения 345 , назначенного 13-го октября на Симбирскую кафедру, обращался я с просьбою к профессору Кап. Ив. Невоструеву о доставлении речей, говоренных при выносе и погребении преосв. Феодотия 346 , еп. Симбирского († 20-го августа 1858 г.). И вот какой получил от него ответ 25-го числа: «Действительно есть у меня три речи, говоренные при выносе и погребении тела высокопреосв. Феодотия: но оные сообщены священнику Похвалинской церкви, что подле новостроящегося храма Христа Спасителя. Потому не благоугодно ли вам будет, в исполнение воли его преосвященства, с прилагаемою при сем запиской моею послать к означенному священнику, который по ней и доставит вам требующееся». 27-го ч. писал я в Муром теще Прасковье Степановне Царевской: «Приношу вам мое усерднейшее, хотя и запоздалое, поздравление со днем вашего ангела. Извините, что не исполнил этого долга в свое время. При сем препровождаю к вам обещанную мною 2-ю часть моего ученого труда. Читайте сию книгу и изучайте наши письменные сокровища. К этим сокровищам в скором времени присоединится еще не мало таких же драгоценных сокровищ из Синодальной Типографской библиотеки, разбором коей я занимаюсь с двумя своими товарищами по академии. Много трудов, но не мало и утешения в этих трудах, по крайней мере нравственного, духовного. Впрочем, мои ученые труды не остались и без материального вознаграждения. Вам известно, что г. обер-прокурор Св. Синода принял на себя труд представить по экземпляру моей книги Государю Императору и Государыне Императрице, Государю Наследнику и Вел. Кн. Константину Николаевичу. На сих днях, именно 23-го сего октября, преосвященнейший митрополит формально уведомил меня, что Государь Император, за поднесенный Его Величеству экземпляр моей книги, всемилостивейше жалует мне подарок в 429 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

м. Из них «под церковным погостом... и под домами священноцерковнослужителей» значилось «шестьсот двадцать одна сажень три аршина и шесть четвертей» (примерно 2 282 кв. м), а «прочая же земля – девятьсот восемьдесят одна сажень с аршином (примерно 4 466 кв. м) – заселена домами обывателей города». Здесь следует отметить, что сложившаяся к началу ХХ века вокруг Похвалинской церкви площадь (после засыпки оврага с восточной ее стороны) имела в плане конфигурацию неправильной формы, что можно объяснить сложностью рельефа, а также тем, что в полной мере не удалось упорядочить здесь (в соответствии с проектными планами) частную застройку. Последняя состояла из одно-двухэтажных каменных, полукаменных и деревянных домов. Над всей этой застройкой как раз и господствовала Похвалинская церковь, хорошо просматривавшаяся с прилегающих улиц и переулков. Эта архитектурная и градостроительная доминанта играла также немаловажную роль в формировании речного фасада города, что отражено на фотопанорамах М.П. Дмитриева рубежа XIX – ХХ веков. В советское время ситуация круто изменилась. В 1930-е годы богослужение в Похвалинской церкви было прекращено, а ее здание, лишившееся всех завершений, было в буквальном смысле обезображено (ему был придан «облик гражданского сооружения»). В послевоенные годы в нем помещалась ведомственная типография. О судьбе внутреннего убранства Похвалинской церкви практически ничего не известно. Установлено лишь, что наиболее чтимая икона Похвалы Пресвятой Богородицы сохранилась и сейчас находится в фондах Нижегородского государственного художественного музея. Большие изменения произошли в градостроительной ситуации в районе Похвалинской церкви. В связи со строительством в 1960-е – 1970-е годы жилого микрорайона старая малоэтажная застройка была ликвидирована, нарушена и старая планировочная структура улицы Заломова. Церковь оказалась как-бы «на задворках» пятиэтажных домов, которые к тому же перекрыли ее визуальную связь с окским берегом. В сложившейся ситуации она перестала играть роль архитектурной и градостроительной доминанты. Вместе с тем, самобытный образец провинциального культового зодчества XVIII века, каким является Похвалинская церковь, в 90-е годы ХХ столетия привлек внимание исследователей. В 1993 году на этот памятник архитектуры Ст. М. Дмитриевским был составлен паспорт. В 1994 году он выступил с докладом о Похвалинской церкви на Пятой Всероссийской конференции, посвященной проблемам исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России, проходившей в Нижнем Новгороде. Строительную историю церкви осветил (правда, с рядом неточностей) в своих работах Н. Ф. Филатов. В 1998 году, студенткой архитектурного факультета ННГАСУ А. Прозаровской был выполнен дипломный проект реставрации храма (руководитель – архитектор В.А. Каравашкин).

http://sobory.ru/article/?object=01865

Нижний Новгород. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Похвалинская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Похвалы Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1742 и 1749. Архитектор: Н.И. Ужумедский (расширение 1856-1858) Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Заломова, д. 21А Координаты: 56.320352, 43.982447 Проезд: Общественным транспортом: от остановки " Архитектурно-строительный университет " (26,41,43,45 маршруты автобуса; т5,т18,т19,т33,т37,т44,т57 маршруты маршрутного такси) 400 метров ходьбы по ул. Заломова вдоль откоса Похвалинского съезда, после д. 11 повернуть вправо во двор. От остановки " Вознесенская ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Общественным транспортом: от остановки " Архитектурно-строительный университет " (26,41,43,45 маршруты автобуса; т5,т18,т19,т33,т37,т44,т57 маршруты маршрутного такси) 400 метров ходьбы по ул. Заломова вдоль откоса Похвалинского съезда, после д. 11 повернуть вправо во двор. От остановки " Вознесенская церковь " (2,27 маршруты трамвая) 580 метров ходьбы прямо по Нижегородской ул., после д. 26 повернуть налево во двор. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из древнейших в Нижнем Новгороде, но прочно забытых церквей доныне стоит над Похвалинским съездом. Название ее и происходит от главного посвящения этого храма. В древности церковь располагалась на окраине города. В ее приходе находился двор великого гражданина России Козьмы Минина. На погосте своего приходского храма он и был погребен весной 1616 года. Древнее рубленое здание церкви многократно горело, вновь возводилось и перестраивалось после часто случавшихся в плотной, преимущественно деревянной городской застройке " пожарных зажиганий " , в том числе 25 июня 1715 года, когда храм был полностью со всей его утварью уничтожен огнем. Новую церковь прихожане срубили осенью того же года из леса купленного в Катунках амбара, но тогда же приняли решение отстроить храм каменным.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Этот рисунок, хотя и не обладает точностью в деталях, важен тем, что сделан до перестройки храма, происшедшей в середине XIX века. Строительные работы тогда были осуществлены на средства проживавшей в Нижнем Новгороде костромской помещицы Д. В. Никоновой. Причиной перестройки стало ее решение устроить у Похвалинской церкви новый придел во имя св. Николая Чудотворца в память своего мужа – прапорщика Н. П. Никонова, умершего в 1855 году. Сохранились чертежи проекта, выполненные городовым архитектором Н. И. Ужумедским-Грицевичем, которые позволяют проследить ход проектирования. Первоначально (проект, утвержденный Нижегородской губернской строительной и дорожной комиссией в июле 1855 года) предполагалось лишь устроить с обеих сторон колокольни дополнительные каменные помещения под караулки и забор вокруг церкви. Старая низкая караулка с южной стороны колокольни (она показана на гравюре Д. Я. Быстрицкого) подлежала сломке. Желание вдовы Никоновой устроить новый придел привело к переработке чертежей: с северной стороны трапезной появился дополнительный объем с полукруглой апсидой и завершением, аналогичным южному приделу (восьмигранник с главкой на барабане). Проект 17 ноября 1855 года был рассмотрен местной Строительной комиссией и в соответствии с действовавшими тогда правилами препровожден в Санкт-Петербург в Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Там в апреле 1856 года он был еще раз рассмотрен II отделением Департамента проектов и смет, признан «в техническом отношении одобрительным» и 1 мая того же года окончательно утвержден общим присутствием указанного Департамента. Строительство и отделка приколоколенных палаток и придела в честь Николая Чудотворца завершились к концу 1858 года: 28 декабря состоялось освящение последнего. В результате реализации проекта здание церкви приобрело относительную симметричность. Следующий строительный период приходится на середину 90-х годов XIX века. 8 июня 1895 года Строительное отделение Нижегородского губернского правления на своем техническом заседании утвердило проект устройства крыльца у Похвалинской церкви18.

http://sobory.ru/article/?object=01865

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010