Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856 - 7.12.1937, Горький (ныне Н. Новгород)), сщмч. (пам. 24 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. В 30-х гг. служил в г. Горьком. Был арестован в нояб. 1937 г. вместе с большой группой священнослужителей, в т. ч. сщмч. свящ. Василием Завгородним , а также мц. церковной старостой Анисией Маслановой по следственному делу Богородского архиеп. Александра (Похвалинского) , вик. Горьковской епархии. Обвинялся в участии в «контрреволюционной церковной повстанческой организации». На следствии отказался подписать протоколы и признать свою вину. 2 дек. того же года приговорен Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. к расстрелу. Погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Нижегородской обл. Д. П-6820. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 191. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Быстров (1888-1938), священник, священномученик (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/186945.html

34. Мнение Преосвященного Филарета о видениях Нижегородской мещанки Матрены Лукиной 25 Февраля 1842 г. В Ноябре 1841 года Обер-Прокурор Св. Синода вошел со всеподданнейшим докладом следующего содержания: мещанка г. Нижнего-Новгорода Матрена Лукина, прибыв в СПБург, объявила следующее: Прошедшею весною, когда в Нижнем-Новгороде празднуемо было бракосочетание Государя Наследника, утром на заре видела она во сне гражданина Козьму Минина, сидящего в ее доме. Он сказал ей, что пришел на свое место, ибо здесь он родился, здесь был дом его, отсюда он шел на защиту отечества и здесь же, после подвигов, скончался. Далее он требовал, чтобы она лично объявила о сем губернатору, для доклада Царю, дабы на сем месте воздвигнута была богадельня и подле оной, где лежали его кости, поставлен был храм во имя Св. Александра Невского с приделом Св. Козьмы и Дамиана. Три ночи повторялось ей тоже сновидение, а в четвертую ночь Козьма явился вооруженный мечем, грозил ей за неисполнение его приказания и объявил, что она ему племянница в десятом колене. Когда же она отвечала ему, что не смеет идти к губернатору, он приказал ей идти к духовнику и чрез него объявить о том Архиерею для доведения до сведения Царского. Исполняя приказание, она объявила все священнику Похвалинской церкви А. Иванову и в тот же день исповедовалась и причащалась. Священник чрез благочинного донес Преосвященному, а Преосвященный полицеймейстеру, который препроводил Лукину к исполняющему должность военного губернатора, но сей не захотел начинать дела, говоря, что оно касается духовной части. После сего Минин являлся Лукиной в течение 14 дней и сии видения, по приказанию Преосвященного, были записываемы благочинным. Наконец в Троицкую субботу явилась ей на заре икона Похвалы Пресвятой Богородицы и слышан был глас: «не убойся, раба Божия! Дух Святый вселялся в сии кости благоверного Козьмы; он у Престола Божия молит, да сохранит Господь Царский род, защитит от врага и утвердит Христианскую веру. Господь благословил Козьму прославить Имя Его в Нижнем граде. Пусть возьмут крест, обретенный другом его Пожарским. Сие явление не решится, пока не доложат о нем Государю». Ни священник, ни военный губернатор не поверили рассказу Лукиной, коей, после отказа последнего доложить Государю, явились преподобный Сергий и Козьма Минин, который сказал: «не печалься, раба Божия. Сии люди неверные не желают себе благодати Божией; иди сама к Государю». Три дня видела Лукина тоже самое, но идти не решалась. Наконец снова явились ей пр. Сергий и Козьма и сказали: «ежели не исполняешь воли нашей, то не владей ногами». С тех пор Лукина лишилась ног, а когда же дала обещание идти, то в тоже время исцелилась и прибыла в С-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В этой церкви три престола: главный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. благов. князя Александра Невского, а левый – во имя св. и чудотв. Николая. Из икон в Похвалинской церкви особенно замечательна древняя чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы, по преданию, чудесно уцелевшая в пожаре 1715 г. и найденная невредимою в пепле сгоревшей дотла деревянной Похвалинской церкви. Икона эта украшена богатою сребропозлащенною ризою с дорогими камнями. Она пользуется глубоким почитанием жителей Нижнего Новгорода, берется ими в дома для молебствий и носится во всех общественных крестных ходах. Из древностей в этой церкви замечателен напрестольный крест XVII века; он вложен в икону, на которой написаны изображения святых, частицы мощей которых имеются в этом кресте. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Похвалинская церковь находится на правой стороне в Похвалинской улице, в 80-ти саж. от Похвалинского съезда, недавно устроенного для проезда на ярмарку. Церковь каменная, с одним приделом. Главный престол - во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а придел теплый – во имя св. благов. великого князя Александра Невского и Афанасия Афонского. Построение нынешней Похвалинской церкви относится к 1742 г., строителем ее был губернский секретарь Григорий Семенович Рогожников; по другим записям она построена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым». Нынешний придельный престол освящен по благословению преосвящ. Димитрия Сеченова, Спасопреображенским протоиереем Иаковом 23 ноября 1742 г. Настоящий престол во имя Похвалы Пресвятой Богородицы освящен 4 ноября 1749 г. преосвящ. Вениамином Пуцек-Григоровичем. К достопримечательным вещам Похвалинской церкви относятся: - Напрестольный восьмиконечный сребропозлащенный крест с 52 частями св. мощей разных угодников Божиих. Он находится в главной церкви и вложен в икону, на которой изображены те угодники Божии, коих мощи имеются в кресте.

http://sobory.ru/article/?object=01865

По постановлению тройки НКВД по Южно-Казахстанской области в ночь с 20 на 21 ноября были расстреляны митрополиты Кирилл и Иосиф, а также епископ Евгений (Кобранов), некоторое время в 1927– 1928 гг. находившийся в ярославской оппозиции, потом примирившийся с Патриархией и занимавший Ростовскую кафедру до ссылки в Казахстан в 1933 г. В этом же году друзья и почитатели епископа Серафима (Звездинского) , принадлежавшего к мечевской группировке, получили письмо, извещавшее о том, что по постановлению тройки НКВД по Дальнему Востоку он был осужден на 10 лет лишения свободы без права переписки, что означало расстрел. Из архиереев правой оппозиции под удар попал епископ Афанасий (Сахаров) , находившийся тогда в заключении, и, по не вполне достоверным сведениям, епископ Арсений (Жадановский) . Несравненно больше жертв понес епископат, состоявший в каноническом послушании патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. В ноябре 1937 г. был арестован находившийся на покое и живший в маленьком доме на станции Удельной под Москвой один из самых видных церковных деятелей XX в. митрополит Серафим (Чичагов) . Постановлением ОСО УНКВД тяжело больной и почти неподвижный старец был приговорен к смертной казни и расстрелян 11 декабря, останки священномученика Серафима захоронены в Бутове. В Казани арестовали и расстреляли правящего архиерея архиепископа Венедикта (Плотникова), уже ранее приговоренного к смертной казни по делу священномученика Вениамина, но потом помилованного. 25 июля 1937 г. в Нижнем был арестован правящий митрополит Феофан (Туляков). В тюрьме владыку подвергли жестоким пыткам, а 21 сентября особой тройкой областного управления НКВД он был приговорен к расстрелу и 4 октября казнен. Затем арестовали и викарного архиепископа Богородского Александра (Похвалинского) вместе с 13 священниками и диаконами приходских церквей. Тройкой НКВД все арестованные были осуждены на смертную казнь и 11 декабря расстреляны. Арестованы, а потом приговорены были к смертной казни викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Неофит (Коробов) и проживавший на покое престарелый епископ Фостирий (Максимовский), все духовенство Ветлуги и множество мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Андронников, в 1838 году в журнале " Сын Отечества " опубликовав статью Н. А. Полевой. Не обошлось и без курьезов. В 1841 году П.И. Мельников сообщал А. А. Красвскому: " Вот Вам свеженькая нижегородская новость: одна здешняя мещанка, называющая себя происходящею от Минина и живущая в дрянном домишке близ церкви Похвалы, где сначала был погребен Минин, вдруг начала распускать слухи, что к ней явился он, говорит с нею и требует, чтобы на месте ея дома построили церковь во имя Александра Невскаго, потому что на этом месте был похоронен и, хотя кости его положены были после в соборе, но " его прах истленный " лежит под ея подпольем. Весь город сбежался к ней слушать рассказы ея и смеяться над тем, как они говорили, будто Минин сказал ей: " а коли церкви не построют тебе мои нижегородцы, так пусть домишко каменной двухэтажный тебе выстроют " . Кажется, эта спекулянтка уже в остроге " . В 1855 году жительница Костромы Д.В. Никонова в память по мужу решила пристроить к Похвалинской церкви Никольский придел. Проект был заказан нижегородскому городовому архитектору Н. И. Ужумсаскому-Грицевичу. Он повторил формы уже существовавшего южного придела, и храм приобрел в результате пристройки в 1857 году симметричный вид. Правда, по утвержденному 21 июля 1856 года проекту видоизменялось и объемно-пространственное решение трапезной, получившей с запада барочной формы кровлю. Таким образом, хорошо сохранившийся храм остается редким ныне в Нижнем Новгороде образцом ярусной церкви первой половины XVIII столетия и одновременно историческим памятником, связанным с жизнью в его приходе великого гражданина России Козьмы Минина. http://www.hist.nnov.ru/jchurch/exec.html#41k13 http://www.nne.ru/parish.php?id=298 Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в прежнее время была деревянною и в 1678 г. уже существовала. В большом пожаре 1715 г. церковь эта сгорела. Каменная Похвалинская церковь построена недалеко от прежней (сажен на 50 к северу) в 1742-49 гг. пермских соляных промыслов секретарем Рогожниковым при участии некоторых других лиц.

http://sobory.ru/article/?object=01865

Крестоходы проследовали по улице Большая Покровская в кремль, где перед памятником основателям Нижнего Новгорода святому великому князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону у Михаило-Архангельского собора было совершено величание. Затем шествие продолжилось по Ивановскому съезду до храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. Там  было совершено молебное пение этому святому. После молебна крестный ход проследовал по Нижне-Волжской набережной и Похвалинскому съезду до Благовещенского мужского монастыря, где его участников встретил настоятель обители архимандрит Александр (Лукин) с братией. Там также был отслужен молебен, после которого епископ Илия поблагодарил многочисленных участников крестного хода за совместную молитву, а протоиерей Александр Николаев обратился с пастырским словом: «Достоевский говорил, что пьянство уничтожает народную силу. В наши дни Церковь, понимая всю глубину проблемы, возносит молитвы о том, чтобы Господь дал нам великий дар трезвения. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что вино лишает ум человека трезвения, а святитель Феофан Затворник в своем толковании фразы " Не упивайтеся вином " из Послания апостола Павла к Тимофею говорит: " Где же человеку найти меру, чтоб не упиться. Лучше совсем не пить " . Далее он говорит, что вино разрушает ум и нравственную крепость, то есть человек теряет дар отличать добро от зла. Чтобы трезвиться, жить духовной жизнью, надо жить трезво. Всем желаю трезвиться, поскольку это единственно верный путь к жизни полноценной, радостной, во Христе». «Сегодняшний крестный ход был совершен в память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, погибшего от руки пустившегося в пьяный блуд царя Ирода, что является подтверждением того, к какой трагедии может привести недуг пьянства. Спаси и сохрани, Господи, весь наш род человеческий от этого страшного недуга, и от винопития, и от наркомании. Нам нужна здоровая молодежь: и юноши, и девушки. Это завтрашний день нашей Матери-Церкви и нашего Отечества. Святой пророк Божий Иоанн да сохранит всех нас в чистоте душевной и телесной», — добавил епископ Илия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Государь Император повелел: «снестись о мещанке Лукиной с местным епархиальным и гражданским начальством; впредь же до объяснения дела жительствовать ей в Новгородском Св. Духове монастыре». О таковом Высочайшем повелении Обер-Прокурор уведомил Нижегородского Губернатора 16 и Преосвященного Иоанна Епископа Нижегородского 17 . В ответ на это сообщение Губернатор писал гр. Протасову, что муж и другие родственники Лукиной при допросе подтвердили все сказанное ею, а духовник ее священник Александр Казанский и благочинный Архангельского Собора священник Георгий Львов добавили еще, что кроме церкви и богадельни, упоминаемых Лукиною, Минин якобы приказывал ей просить о построении дома, с надписью на нем «Козьма Минин», для нее и для брата с семейством; благочинный же о. Львов добавил еще, что Лукина говорила ему, что будучи в доме Каменева и Серебренникова, по случаю принесения туда иконы Божией Матери Оранской, она стояла на молитве, очерченная меловым кругом, имея на себе крест с мощами – и в ту ночь явления не было. Нижегородский вице-губернатор, коему Лукина также рассказала о вышеописанных явлениях и коему сделалось известно, что сыновья ее собирают по сему случаю деньги, приказал ей не разглашать об этом, а сыновьям ее перестать собирать от простодушных людей деньги. После этого разговора, о видениях Лукиной слухов больше не было, а вице-губернатор полагает, что видения Лукиной внушены ей священником Похвалинской церкви о. Александром Казанским, который уже раньше был замечен в неблаговидных поступках. По прочтении этих бумаг, Митрополит Филарет собственноручно писал: Дело от полученных объяснений становится менее благовидным и более темным. Показание, что требовано построить дом Лукиной, а не богадельню, много изменяет вид дела: но против нескольких свидетелей, особенно важный свидетель, вице-губернатор говорит о богадельне и доме. В показаниях не доспрошено иное нужное. Например: кто такой Серебренников? Зачем была Лукина в его доме и молилась в меловом кругу? Кто сие вздумал и для чего? Духовные лица доносили ль в свое время Преосвященному о том, что знали? Если не доносили, почему? Если доносили: какие получили разрешения и наставления?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таким образом, деревянная Похвалинская церковь была построена после 1678 года. Она располагалась между двумя оврагами: Студеной или Ступиной Горой (ныне засыпан) и еще одним, по которому в XIX веке был устроен Похвалинский съезд. Примерное местоположение деревянного храма М. Добровольский определил в 60 саж. (127,8 м) к югу от каменной. Эта церковь сгорела в большой пожар 25 июня 1715 года. В Археографическом списке Нижегородского летописца данное событие отражено следующим образом: «...Церковь Пресвятыя Богородицы деревянная совсем вся сгорела...». В дальнейшем приход и, соответственно, деревянный храм были восстановлены. По данным П. Тополева, ссылающегося на «заручные сказки священноцерковнослужителей», в 1722-1723 годах в приходе Похвалинской церкви числилось 133 двора, из них 65 были дворы ямщиков. Как явствует из прошения церковного старосты Федора Васильева «с приходскими людми» об освящении Похвалинской церкви, указ духовных властей о строительстве каменного храма вместо деревянного был дан в 1737 году. Но только к концу 1749 года «означенная церковь» оказалась «построена каменная и святыми иконами и протчим церковным благолепием убрана». В чем причина такого затягивания строительства, можно только догадываться. Впрочем, по сведениям архимандрита Макария, теплый придел во имя Александра Невского и Афанасия Афонского был освящен по благословению епископа Димитрия (Сеченова) протоиереем кафедрального Спасо-Преображенского собора Иаковом еще 23 ноября 1742 года. Возводилась церковь, по данным того же Макария, на средства губернского секретаря Григория Семеновича Рогожникова. Правда, исследователь тут же оговаривается, что «по другим записям она строена не им одним, но «тщанием Пыскорского монастыря секретарями Глушковым и Рогожниковым». Источник цитаты не указан. Г. С. Рогожников скончался 27 июня 1747 года на 55 году жизни и был погребен с северной стороны Похвалинской церкви, о чем свидетельствовала вставленная в стену плита. Более об этом «здателе» храма нам ничего неизвестно. Также нет сведений и о непосредственных участниках строительства Похвалинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01865

2 ноября 1749 года в ответ на прошение прихожан, о котором говорилось выше, последовал указ епископа Вениамина настоятелю Спасо-Преображенского собора Иакову Алексееву об освидетельствовании Похвалинской церкви и, в случае ее полной готовности, об освящении. Черновик указа сохранился в ЦАНО. Этот документ опровергает приводимую М. Добровольским дату освящения главного престола – 1747 год. Он также несколько противоречит сведениям архимандрита Макария об освящении церкви самим епископом Вениамином (Пуцек-Григоровичем) 4 ноября 1749 года, поскольку из текста указа следует, что это было поручено протоиерею Иакову. Впрочем, вполне возможно, что после осмотра храма протоиереем, он был освящен высшим духовным лицом Нижегородской епархии. Первоначально церковь имела традиционную планировочную структуру: расположенные по линии восток-запад трехапсидный алтарь, основной объем, трапезную и колокольню в одной связи с последней. Вместе с тем, «четкая симметрия здесь отсутствовала: западный вход и колокольня сдвинута с основной оси, к тому же трапезная с южной стороны была существенно шире за счет расположенного здесь придела во имя св. Александра Невского». Основной объем представлял собой четверик с поставленными на него двумя восьмериками, которые завершались луковичной главой на барабане. Придел Александра Невского имел аналогичное завершение: восьмерик и главу на барабане. Колокольня имела шатровое завершение. Таким образом, в облике храма соединились барочные архитектурные приемы, асимметричное объемно-пространственное построение и некоторая архаичность в завершении колокольни шатром. Нехарактерным для времени сооружения (1740-е годы, господство барокко) было скупое наружное убранство церкви: вероятно, приход, для которого возводился храм, был относительно небогат. В первоначальном виде Похвалинская церковь запечатлена на литографии Д. Я. Быстрицкого для книги Н. И. Храмцовского «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода», первое издание которой вышло в 1857-1859 годах.

http://sobory.ru/article/?object=01865

К сожалению, сами чертежи в ЦАНО не обнаружены. О том, что представляло собой это крыльцо можно судить по любительской фотографии, переданной настоятелю храма о. Александру Михайлову Л. А. Горшковой – внучкой последнего дьякона церкви, расстрелянного в декабре 1937 года, и по описи, составленной в 1890-е годы, а также по фиксационному чертежу 1924 года. Крыльцо (по сути - крытая паперть) площадью 44 квадратных аршина (22,2 кв. м) примыкало с запада к колокольне и имело невысокое шатровое завершение. Два входных проема располагались по флангам западного фасада, между ними находилось два окна. Судя по упомянутой выше описи, в 1890-е годы на колокольне Похвалинской церкви находилось девять разновеликих колоколов. Самый большой из них, весом в 297 пудов 29 фунтов (примерно 4 877 кг) был пожертвован фирмою Кудряшева-Чеснокова в память по А. Г. Кудряшеве. Стены храма были выкрашены краскою «нежнорозового цвета», а железная крыша имела зеленый цвет. Снаружи Похвалинской церкви находилось несколько икон, написанных на железных листах. Главы и кресты над основным объемом и приделами были позолочены, а над крыльцом – выкрашены в желтый цвет. Данных о главе и кресте на колокольне в описи не приводится. Сведений о первоначальном убранстве Похвалинской церкви не найдено. Упоминающаяся в документах опись церковного имущества 1846 года в ЦАНО не сохранилась. Представление об интерьерах храма дает все та же опись, составленная в 1890-е годы. Из нее следует, что главный пятиярусный иконостас в церкви был устроен на средства старосты А. А. Красильникова в 1894 году. На момент составления описи его накладная резьба не была вызолочена. В основном объеме храма, трапезе и приделах имелись стенные росписи. Церковь отапливалась тогда одной «амосовской печью». На фиксационном чертеже 1924 года показаны уже две печи, расположенные в помещениях по сторонам колокольни. Территория, принадлежавшая церкви, не была огорожена. Клировая ведомость за 1858 год называет ее размеры: «тысяча шестьсот две сажени пять аршин, одна четверть и 10-ть вершков», что составляет в современных единицах измерения примерно 7 295 кв.

http://sobory.ru/article/?object=01865

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010