«Конечно, здесь думаете вы успокоиться однажды, от пастырских трудов великих», спросил я Владыку, и сквозь его безмолвную улыбку видно было, что я отгадал тайную любимую мысль; но прежде еще предстоит окончить начатое им обновление обители, ибо тогда только будет упрочена она для мирного уединения. После краткого отдыха Владыка предложил мне посетить и другие монастыри Нижнего, и мы с большим трудом поднялись на гору, заслонившую от мира Печерскую пустынь. Следуя по окраине города, достигли мы, у бывшей Московской заставы, женского монастыря Крестовоздвиженского, который недавно перенесен туда, на городское кладбище, от берега Волги, потому что теснота и шум мимоходящих судов развлекали безмолвие инокинь. Одна благочестивая настоятельница, Дорофея, предприняла сие богоугодное дело, другая не менее ревностная, Вера, поныне управляющая обителью, довершила. Она встретила во вратах Владыку, со всеми сестрами, и показала ему новый придельным храм Честнаго Креста, готовящийся к освящению. Утешительно было видеть благолепие святилища устроенного малыми средствами, единственно по усердию Игуменьи и тех, коим она умела внушить свою ревность к святыне; благодарение Богу – не оскудевает назидательный пример сей в Православном отечестве нашем. Слышу, что предположенное освящение совершилось, и было весьма торжественно. Посетив все монастырские церкви, мы направились к мужеской Благовещенской обители и должны были опять спуститься к реке, внутри самого города, но уже на сей раз более устроенным путем, по так называемому Похвалинскому съезду, который прорезан в сердце горы. Нельзя не подивиться исполинским работам, которые в недавнее время совершены были в Нижнем, после благодетельного для него посещения Государя Императора, в 1834 году: с тех пор он быстро поднялся и стал на степень лучших городов наших. Царские палаты и собор, три взъезда на недоступные дотоле горы, Волжский откос с его садом и водопроводы, о коих прежде и не смели помыслить, все внезапно явилось и оживило древнюю столицу Князей Суздальских, которою оканчивались с этой стороны пределы Руси; немного далее уже начинались враждебные Орды, столь долго тяготевшие на рубеже нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

– Служил более пяти раз, последний раз служил 24 июня этого года/7 июля по новому стилю. – Вы присутствовали при служении Феофана? – Присутствовал, но служил с Феофаном настоятель церкви Тихонов, Каторжин. – Посещали ли вы Феофана на квартире, после того как он отслужит обряд? – Я Феофана посещал два раза на квартире, разговор был только на бытовую тему. Я ему пояснил о своей болезни, и митрополит Феофан давал мне советы лечения, других разговоров у меня с ним не было. – Кто посещал из попов Феофана? – Посещал Феофана благочинный Лавров Николай Иванович, священник Сергиевской церкви, Тихонов Константин Васильевич, протоиерей Предтеченской церкви, посещали его и другие. – Какие бывают разговоры при посещении Феофана, как в церкви, а также и на квартире? – Были ли разговоры Феофана как с попами, а также с другими посетителями, я не знаю, так как я в это время не присутствовал. – Поясните ваши связи и знакомых? – Из попов я бываю у Тихонова, своего настоятеля, и Троицкого Петра Николаевича из Похвалинской церкви, но посещаю их очень редко. Посещаю Смирнова Владимира Митрофановича, сына бывшего торговца, но это посещение заключается в том, что последний делал для церкви кое-какой ремонт, а также и другие работы. Больше я никого не посещаю, а также и меня никто не посещает, – отвечал престарелый священник следователю. Не получив нужных признаний, следователь в качестве доказательства вины отца Иоанна предъявил показания лжесвидетеля. Спустя пять дней в следственном деле появился протокол допроса одного нижегородского диакона, который дал про отца Иоанна следующие показания: – Лазарева Ивана Михайловича знаете? – Лазарева Ивана Михайловича я хорошо знаю, он является попом Предтеченской церкви, проживает в г. Горьком. – Что вам известно о контрреволюционной деятельности Лазарева? – Лазарева И. М. я знаю как отъявленного врага советской власти. Среди церковников своего прихода Лазарев ведет большую контрреволюционную работу, внушает церковникам ненависть к советской власти, высказывает контрреволюционные клеветнические суждения. Кроме этого, он высказывал пораженческие настроения, заявляя о неизбежности близкой войны с Японией.

http://drevo-info.ru/articles/13673074.h...

Господь сказал: «На кого воззрю? – Токмо на кроткого, смиренного и трепещущего словес Моих». В этих словах вижу тот источник милости, доброты, духовной твердости и мужества безбоязненного, которыми побеждали вы все козни врага князя тьмы и его сподвижников. Смотря на вас с той точки зрения, с которой Господь сподобил меня знать вас и близко следить за событиями жизни вашей, невольно вынуждаешься славословить Господа, Дивнаго во святых Своих, благословить духоносного угодника Его, преподобнейшего старца отца Серафима, и, благоговейно взирая на вас, избранницу их, молить Господа: да продлит Он дни жизни вашей и служения вашего во славу Его имени, на благопоспешение вверенной вам духовной паствы вашей. Испрашивая ваших святых молитв и благодатного благословения вашего, с глубоким сердечным уважением остаюсь всегда вам неизменно преданный слуга и послушник Петр Брянчанинов. Письмо Нижегородско-Похвалинской церкви священника отца Доримедонта Покровского: Ваше Высокопреподобие Всечестнейшая Матушка Игумения! Прошу ваше высокопреподобие от имени моего и Екатерины Васильевны и всего глубокоуважающего вас нашего семейства принять искренние приветствия и благожелания, которые мы всегда питаем касательно драгоценных дней ваших и вашего благополучия. Считаем себя счастливыми, что можем в настоящие минуты подтвердить наши чувства по случаю исполнившегося двадцатипятилетия служения вашего Серафимо-Дивеевской святой обители в сане игумении. Много трудов и забот несет лично каждый инок, а тем более тот, кто облечен властью; много скорбей и печалей бывает у каждой инокини, а тем более является их у тех, на кого десницею Всевышнего возложено попечение о спасении других, потому что таковые избранники живут не столько для себя, сколько для других, дабы непостыдно предстать пред Лице Праведного Мздовоздаятеля и с дерзновением сказать: Се аз и дети, коих вручил Ты мне, Господи! Не душистыми цветами устлано было и пройденное вами двадцатипятилетнее служебное поприще на процветание вверенной вам обители, на спасение других...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Нижний Новгород. Неизвестная часовня при подворье Серафимо-Понетаевского монастыря. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1876. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Нижний Новгород, Похвалинский съезд Координаты: 56.324642, 43.97965 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Серафимо-Понетаевского женского монастыря, находящегося недалеко от Саровской пустыни, располагалась напротив Похвалинского элеватора и Алексеевской часовни. В памятной книге Нижнего Новгорода на 1896 г., составленной Андреем Петровичем Мельниковым, об этой часовне есть следующие сведения: «Часовня эта замечательна не древностью, а превосходной архитектурой; она построена в начале семидесятых годов архитектором Л.В. Далем, в стиле XVII века; в настоящее время, впрочем, она испорчена пристройками; в ней находятся две превосходные иконы работы академика П.С. Сорокина, руководившего, в своё время, иконописными мастерскими Понетаевской общины». Нижегородцам той поры был хорошо известен и прекрасный хор часовни Понетаевского монастыря, который приглашался с иконой Знамения Божьей Матери по домам обывателей для служения всенощных бдений и молебнов. Эта икона была написана одной из монастырских сестёр, Клавдией Войлошниковой, в 1879 г., через несколько лет она была прославлена как чудотворная, ей приписывались многочисленные исцеления от болезней. Пришедших в начале ХХ века к власти революционеров не интересовали ни религия, ни искусство, поэтому в сохранившемся протоколе заседания Президиума Нижгубисполкома от 13 апреля 1923 г. можем прочитать: " Оглашается доклад губотдела управления об обследовании бывших домовых церквей и часовен, находящихся при различных общественных и государственных учреждениях Николаевского правительства: …часовни при подворье Арзамасского Понетаева монастыря " Решено: " Ввиду того, что существование означенных церквей и часовен противоречит декрету об отделении церкви от государства, и что в повседневной жизни верующих граждан в исполнении их религиозных обрядов не вызывается необходимостью, т.к. вблизи перечисленных домовых церквей и часовен имеются функционирующие церкви, - перечисленные в докладе губотдела управления церкви и часовни закрыть. Видимо, вскоре после закрытия последовало и разрушение часовни.

http://sobory.ru/article/?object=35385

Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин. Любопытный факт: незадолго до смерти князь Дмитрий Пожарский принял монашескую схиму под именем… Косма! Трудно отказаться от предположения, что он тогда вспомнил своего соратника, человека, который, собственно говоря, и предложил Пожарского на должность воинского начальника ополчения. 6. Думный дворянин Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе… М. И. Скотти «Минин и Пожарский» Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему — важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву… 7. Последний поход В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего — сам напросился на службу. Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы. Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви. 8. Спасо-Преображенский собор Гробница Кузьмы Минина в Спасо-Преображенском соборе Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили. В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля… 9. Первый памятник Москвы

http://pravmir.ru/10-faktov-o-kuzme-mini...

Вот описание пути, приведшего одну молодую девушку через участие в работе подобного кружка к серьезной духовной жизни. Февральская революция застала дочь инженера Веру Ловзанскую в Астрахани, где она училась в гимназии. Ее вызвала директриса и сказала, чтобы девочка срочно шла домой (она жила через реку, на Форпосте, и директриса опасалась беспорядков в городе). Вера благополучно добралась домой, никакой «революции» не заметив, в их стороне стояли казаки, и все было спокойно. Но когда после пришла в гимназию, то подружки удивили ее речью, доселе неслыханной. «Теперь свобода, а тебя по-старинному воспитывают. Теперь все можно и родителей слушаться не обязательно». «А я слушала их и ничего не понимала. Какая свобода? Швобода!» Вернувшись с родителями домой, в Нижний Новгород, она продолжила учебу в Институте благородных девиц. После Октябрьского переворота, когда средние учебные заведения превратились в школы второй ступени, детей перед началом уроков (вместо молитвы и «Боже, царя храни») сразу же начали заставлять петь «Интернационал», что их неприятно задевало. Отец ее, Василий Николаевич, церковь посещал раз в году, мачеха, обремененная большой семьей, несколько чаще. Религиозным воспитанием дочери специально не занимались, однако она сама, по непонятному влечению сердца, регулярно бегала в «домашний» приходской храм Похвалы Пресвятой Богородицы на Похвалинском съезде или в женский Крестовоздвиженский монастырь. Ей было лет шестнадцать, когда она узнала, что Евдоким организовал пастырские курсы для народа. «Я тоже стала ходить на них, – вспоминает она, – на Серафимо-Дивеевское подворье, а потом стала посещать здесь храм преп. Серафима. Однажды пошли туда с Марусей Метелевой (худенькая, бледная, модно одетая, интеллигентная девушка), смотрим – справа от входа какие-то стоят девушки рядами, лет по двадцать. Узнаем; оказывается, это христианский кружок, организованный Евдокимом и притом – «закрытый». Туда входили только два его иподиакона и эти рафинированные интеллигентные барышни. Держатся замкнуто, собираются где-то у Евдокима. Нам, конечно, завидно, что, мол, закрытый.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Жилые помещения монастыря в 1920—1930-е гг. занимали частные квартиросъёмщики, производившие в качестве оплаты необходимый внутри строений ремонт. В феврале 1929 года Лазарь Каганович объявил духовенство политическим противником ВКП(б), готовящим контрнаступления на мероприятия Советской власти. Как следствие этого, через несколько месяцев были закрыты отдел древнерусского искусства музея в Похвалинском корпусе и действующая Тихвинская церковь над воротами монастыря. Именно тогда металлическая рака с мощами игумена Даниила поступила на хранение в Переславский музей. Серебряной раки к тому времени уже не существовало — её и ещё более 150 предметов забрали в казначейство в 1923 году, когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Летом 1930 года дошла очередь до монастырских колоколов. Их металл должен был стать частью базы для развития промышленности страны. И Рудметаллторг произвёл съёмку всех колоколов Троице-Данилова монастыря. В качестве памятника истории оставили лишь колокол 1692 года изготовления, принадлежавший Даниловской обители. А через год по директиве городского Совета рабочие разобрали ограду с башнями XVII века. Почти одновременно оказалась без купола церковь Похвалы — размещавшееся там военное ведомство приступило к капитальным переустройствам. В Троицком соборе рабочие заготконторы, чей склад там находился, на паперти в южном окне разобрали кирпич, разрушили стены и вставили дверь. В знаменитые же фрески XVII века кругом вбили доски. Стремясь прекратить разрушения, директор музея К. Иванов незамедлительно заявил протест в районную прокуратуру и в народный суд. Во второй половине 1930-х большинство построек Данилова монастыря занимала на договорных условиях машинно-тракторная станция (МТС). Договор с музеем не только не позволял менять что-либо в монастыре, но и обязывал МТС производить там ремонт. Видимо, для учреждения это было обременительно, и поэтому в 1937 году на заседании Переславского РИКа постановили «возбудить вопрос перед комитетом по охране памятников старины при Президиуме ВЦИК об исключении Данилова монастыря из списков памятников старины и передаче его для учреждений МТС». К счастью, в этом вопросе МТС потерпела неудачу. В дальнейшем большинство построек монастыря занимала заготконтора. В 1947 был занят лагерем военнопленных, в 1950-х военной частью. Военнопленные лагеря (главное отделение находилось в Даниловом монастыре) работали на фабриках 5, «Красное эхо», «Новый мир», строили шоссе Москва—Вологда, Дом культуры фабрики на Народной площади, работали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, на торфопредприятиях и др. В монастрые организуются своя пекарня, а также портновская, столярная, часовая, механическая и сапожная мастерские.

http://sobory.ru/article/?object=00434

После того как в город пришла одна из грамот архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и Авраамия Палицына, призывавшая к освобождению Русской земли от иноземцев, Минин обратился к нижегородцам с призывом: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим и будет бить челом, чтобы кто-нибудь за истинную православную веру и был бы у нас начальником... Если мы на это поднимемся, многие к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев». Народ откликнулся, и Минин взял на себя сбор средств для ополчения. Возглавил же его князь Дмитрий Пожарский. В период движения к Москве, боев за ее освобождение и до созыва Земского собора 1613 Минин входил в состав Совета всей Земли, созданного в Ярославле и выполнявшего функции русского правительства. В боях за Москву в августе 1612 г. Минин проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. После избрания на царство Михаила Федоровича Романова (1613) Кузьма Минин за сои заслуги перед Отечеством был пожалован чином думного дворянина и одарен вотчинами. Скончался Козьма Минин в Москве в 1616 г. Тело его было привезено в Нижний Новгород и погребено на погосте приходской Похвалинской церкви. Через некоторое время прах его был перенесен к кремлевскому Спасо-Преображенскому собору первым нижегородским митрополитом Филаретом. Позднее останки еще несколько раз перезахороняли. В 1962 г. они были положены в кремлевском Михайло-Архангельском соборе - храме-памятнике ополчению начала XVII в. Сегодня мы также вспоминаем генерал-лейтенанта Ивана Семеновича Дорохова (1762-1815). Он учился в инженерном кадетском корпусе. В 1794 г. Дорохов находился в Варшаве, когда 6 (18) апреля там вспыхнуло восстание. Имея при себе всего роту гренадер с 1 пушкой, он в продолжение 36 часов держался против нападений, а затем, пробившись сквозь окружавшие его толпы, соединился с главными русскими силами. При штурме Праги он был в числе первых, ворвавшихся на неприятельскую батарею.

http://ruskline.ru/history/2015/05/21/et...

Святой источник святителя Алексия, митрополита Московского (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 28 сентября 2005 года святой источник святителя Алексия, митрополита Московского был освящен и был установлен поклонный крест. Крестный ход верующие совершили с молитвой о сохранении святого источника. С этого события началась его новейшая история. На месте источника до революции 1917 года стояла часовня во имя святого Алексия, Митрополита Московского. Возраст родника у древнего Благовещенского монастыря исчисляется многими столетиями. Приобрел архитектурное оформление и стал почитаться в народе целительным в XIV веке. Алексий, Митрополит Московский и всея Руси, сыграл заметную роль в судьбах страны. Он был не только воспитателем-наставником сначала княжича, а затем и великого полководца Древней Руси Дмитрия Донского, но и видным общественно-политическим деятелем, приложившим немалые усилия для консолидации сил униженной рабством ордынского ига и разбитой на враждующие между собой лагеря Русской земли. Замысел был велик и дерзновенен, выполнение же его встречало почти непреодолимые трудности: утверждение национального самосознания и взращивания ростков идей освобождения Руси от ордынского ига наталкивались на укоренившуюся у великих князей разных земель в постоянных междоусобных распрях сепаратистскую политику. Поэтому митрополит Алексий всячески старался заронить в сознание еще юного Дмитрия Ивановича Московского идею необходимости единения Руси. Митрополит вел и активную дипломатическую деятельность, причем не только в столицах великих княжеств, в том числе в Нижнем Новгороде, но и в Золотой Орде. Со времён возобновления Благовещенского монастыря в середине XIV в., освященные воды родника стали почитаться не только целительными, но и животворными. Можно с уверенностью считать, что воду здесь пили и создатель древнейшей в России пергаментной " Лаврентьевской летописи " нижегородец Лаврентий- " мних " , и неоднократно бывавший в Нижнем Новгороде у своего тестя Дмитрий Донской, и его двоюродный брат, герой битвы на поле Куликовом, Владимир Андреевич Серпуховской (Хоробрый), и работавший в Нижегородском кремле над росписью собора изограф Феофан Грек, и " зело мудр филозоф " из Печер Павел Высокий и многие другие. Как добраться [ править править код ] Адрес: Нижний Новгород, Похвалинский съезд. Лестница-спуск с Похвалинского съезда приводит к трубе из подпорной стенки, по которой вытекает родниковая вода, сам родник, с XIX века находится под проезжей частью съезда, ближе к откосу правого коренного берега реки Оки. Близ святого источника построена небольшая часовенка, чуть поодаль, ближе к реке, красивая деревянная купальня с купелью с шатровой крышей, увенчанной главкой с крестом. Установлен большой поклонный крест. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Cвятой_источни...

Икона Похвала Богородицы, пред которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находится теперь в Афонском Дионисиотском монастыре, куда икона пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила сама себя, и грабители возвращали ее. Так, в 1592 г. морские разбойники, захватив икону, отплыли с ней в море. В первую же ночь плавания Богоматерь трижды являлась атаману шайки и говорила ему: «Зачем ты посадил Меня, лукавый человек, в темницу? Верни Меня в Мое жилище, где Я мирно пребывала...» Но разбойник не внял этим словам. Тогда разразилась страшная буря, и корабль погибал. Разбойник бросился к иконе и увидел ковчег ее разбитым на мелкие части, а икону увлажненной благовонным миром, омочившим и покровы иконы. Разбойник принял икону на руки, и буря вдруг утихла. Разбойники погнали корабль к монастырю и вернули ему икону. Многие разбойники бросили тогда свое злое ремесло. В Москве есть две чудотворные иконы Похвалы Богородицы. Одна в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другая в храме, посвященном этой иконе, у Каменного моста. В Нижнем Новгороде в Похвалинском храме также есть чудотворная икона Похвала Богородицы. Киево-Братская икона. Сведения о ней помещены под 6 сентября. В понедельник Светлой седмицы Икона «Сладкое лобзание» Икона «Сладкое лобзание» (по-гречески Гликофилусса) прославилась в царствование Греческого императора-иконоборца Феофила (829—842). Один из приближенных императора, Симеон, подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях икону Богоматери, которой и поклонялась. Муж с негодованием смотрел на это и, наконец, потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святыней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила ее в море. Через неизвестное число лет эта самая икона явилась на берегу моря пред афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия с радостью и честью приняли ее и внесли в соборный храм монастыря. Место явления иконы названо «Агиасмою». В Светлый понедельник ежегодно сюда из обители совершается крестный ход.

http://sedmitza.ru/lib/text/440284/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010