Символом освобождения от турецкого ига стал кафедральный собор, храм-памятник во имя Святого Александра Невского в Софии, воздвигнутый благодарными болгарами в 1912 г. в память павших русских воинов за освобождение Болгарии и в честь царя-освободителя Александра II. Сегодня он остается крупнейшим, после нового собора Святого Саввы в Белграде, православным собором на Балканах, являясь по-прежнему истинным украшением столицы. Сто двадцать сохранившихся монастырей Болгарии являют собой живую летопись развития православной культуры, духовного созидания и отражают нелегкий исторический путь становления болгарского народа. Храм Святого Пантелеймона в Бояне В 8 км от Софии, у подножия горы Витоша, находится один из знаменитых средневековых памятников Болгарии – церковь в селе Бояны. Мировую известнось церковь приобрела за уникальные росписи XIII в., во многом предвосхитившие эпоху европейского Ренессанса. Памятник включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Само село в XI в. было крепостью, хорошо известной в исторических документах под именем Батил, оно играло важную роль в войнах с Византийской империей. Первоначально здесь была возведена небольшая однокупольная часовня, построенная в местных традициях. Ее внешние размеры составляли приблизительно 6 х 5 м. А в начале XIII в., по указанию себастократора Калояна – владетеля града Средеца (средневековое название г. Софии), к западной ее части была плотно пристроена новая 2этажная церковь. Храмы были приведены в единый архитектурный стиль. Новый двухэтажный храм во имя святого Николая и святого Пантелеймона, так называемая «Калоянова церковь», стал семейной усыпальницей ктитора и местных бояр. На северной стороне нижнего этажа церкви сохранившаяся надпись сообщает: «Воздвигнута церковь на средства и с большой любовью Калояна в лето 6767 (1259 г.)». На первом этаже совмещенных зданий расположились часовня и усыпальница, а второй этаж заняла непосредственно церковь. Оба храма были богато украшены дорогими фресками; но в первоначальной часовне сохранились и фрески XI–XII вв. Также в храме сохранилась и более поздняя живопись XIV–XVbb., которой поновляли росписи. Небольшие керамические изразцы украсили белокаменный фасад церкви. Строгая архитектура и оформление храма отвечали традициям тогдашнего времени, но благородные формы здания и сегодня поражают скромным величием древности. В 1882 г. к западной части «Калояновой церкви» был добавлен двухэтажный притвор, правда, без какого-либо стилевого художественного оформления.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии. В сентябре 1912 г. перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской духовной семинарии в г. Рыльске. В октябре 1912 г. рукоположен в сан иерея. В 1919 году командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии. С 1921 г. по 1931 г. занимал должность инспектора духовных семинарий в Югославии. В 1921 г. избран на Русский Зарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах (Югославия). Принимал участие в работе Собора. С 1931 г. по 1950 г. служил в Свято-Троицкой церкви г. Белграда. Протоиерей. С 1945 г. настоятель Свято-Троицкой церкви в Белграде, перешедшей под омофор Московского Патриархата. Благочинный русских приходов в Югославии (1945). В феврале 1950 г. возвратился в СССР и назначен ректором Саратовской духовной семинарии. В июне 1953 г. переведен ректором Минской духовной семинарии. В 1956 году – ректор Одесской духовной семинарии. В июле 1957 г. переведен на должность настоятеля Смоленского Успенского собора и назначен секретарем управляющего Смоленской епархией. В феврале 1951 г. удостоен ученой степени магистра богословия. В апреле 1959 г. принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг, возведен в сан архимандрита. В мае 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. В октябре 1964 г. уволен на покой. Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич) (1889–1937), архиепископ. Из мещан. Окончил Петроградскую духовную академию (1915). Иеромонах (1913). Духовник больных и раненых воинов в подвозном автомобильном перевязочном отряде (1914). Духовник при втором Серафимовском лазарете (1915). Полковой священник Терского казачьего полка (1915). В 1915–1916 гг. состоял профессорским стипендиатом Петроградской духовной академии при кафедре Церковной археологии. В 1917 году поступил в число братии Александро-Невской Лавры. Один из основателей Александро-Невского братства; возглавлял внутри братства кружок любителей православного богослужения. В 1918 г. назначен правителем дел Духовного Собора Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В России он был известен, как член Думы, в которой он занимал правое крыло монархистов. В эмиграции он повёл Церковь по руслу внепартийности и этим сумел привлечь поддержку широких кругов русских изгнанников. Большой и грузный, с длинной бородой, он принимал всех своих посетителей с лаской и сочувствием. Он охотно давал своё благословение на самые разнообразные начинания и мог легко казаться мягким и на всё соглашающимся, но в действительности он был человеком, умевшим добиваться своих целей и правильно разбиравшимся в сложной обстановке, окружавшей его. Он оказался подлинным строителем церковной жизни в эмиграции. Его главным достоинством было сознание, что новые условия изгнания требуют новых форм работы. Он поощрял инициативу, часто выходившую далеко за пределы дореволюционного опыта. Он не боялся нововведений и этим отличался от большинства других епископов и священников, которые со страхом и подозрением относились ко всему, что не было знакомо им раньше. Главной церковью Парижа был собор Александра Невского, освящённый в 1861 году 46 . До начала второй мировой войны этот прекрасный храм оставался осколком павшей империи. Среди молящихся в нём можно было увидать высокие силуэты великих князей, вождей Белых Армий, героев великой и гражданской войны, бывших министров, дипломатов, членов Думы. Среди этих сановников выделялась прямая, подтянутая фигура графа В. Н. Коковцева (1853–1943), не пропускавшего ни одной воскресной службы. Писатели, художники и артисты, наряду с другими эмигрантами, образовывали живописную, оживлённую толпу, заполнявшую не только обширный храм и церковный двор, но даже и всю прилегающую улицу Дарю. Все, кто хотел встретить знакомых, окунуться в русскую атмосферу, стремились попасть туда. В самом храме долгое время сохранялись традиции прошлого. Духовенство было старое, не пережившее революции. Протодьякон Тихомиров заполнял своды храма своим прекрасным басом. Хор Н. П. Афонского (1892–1971) пел концертную музыку. Мужчины во время службы, здороваясь, целовали руки дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Православный монастырь на юге Франции, подворье афонского монастыря Симонопетра. Основан о. Плакидой (Десеем) (р.1926), бывшим до перехода в Православие в 1977 г. монахом-бенедиктинцем. Приход Христа Спасителя в Аньере, в северо-западном предместье Парижа, основан в 1931 г. и существует до сегодняшнего дня. Иоанн (Шаховской) (1902-1989). Священник и писатель. С 1950 г. архиепископ Сан-Францисский в Американской Православной Церкви. Имеется в виду русский собор св. Александра Невского в Париже на улице Daru, освящен в 1861 г. До войны 1967 г. историческая часть Иерусалима и большая часть святых мест находилась в пределах Иордании, а Галилея - в пределах Израиля. Так что первые паломничества владыки Мефодия проходили через Иорданию. После советско-финской войны (1939-1940 гг.) Валаам оказался на территории СССР. Димитрий (Биакай) (1908-1985), архимандрит, начальник Русской духовной миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме в 1951-1968 гг. Игумения Мария (Робинсон) (ум.1969). Основательница монашеской общины в Вифании и Гефсимании. Игумения Тамара (Багратион-Мухранская) (1889-1979). Дочь великого князя Константина Константиновича Романова (К.Р.). Игуменья Спасо-Вознесенского монастыря на Элеоне в 1951-1975 гг. Моисея (Бубнова). Игуменья монастыря на Элеоне с 1997 г. Софроний (Сахаров) (1896-1993), архимандрит. Ученик старца Силуана. Автор многих книг. Основатель монастыря в Англии, в Эссексе. Роман Керамонский (1900-1995), викарный епископ русского Экзархата, преемник епископа Мефодия по руководству Епархиальным Палестинским Комитетом. Киприан (Керн) (1899-1960), архимандрит. Профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже, патролог и историк Церкви. В 1928-1931 гг. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Имеется в виду книга о.Киприана (Керна) «Отец Антонин Капустин». Белград, 1934. Александр Шмеман (1921-1983), протопресвитер. Православный богослов, писатель. Преподаватель Свято-Сергиевского Богословского института в Париже и Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из «отцов-основателей» Православной Церкви в Америке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам». Прошло, увы, больше 20 лет с момента закладки собора до начала его строительства, но Божиею помощью собор-памятник был воздвигнут, а центральная площадь столицы Болгарии, на которой он стоит, получила имя небесного покровителя императора Александра II Освободителя. В памятной надписи у входа в храм есть одна неточность, касающаяся «патриотического решения Первого Народного собрания в Тырнове». Когда в 1879 году на Учредительном собрании в древней столице Болгарии – Тырново обсуждался вопрос о сооружении «Памятника нашего освобожде­ния», было предложено воздвигнуть на добровольные пожертвования народа «храм в Тырново… посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою». Было напечатано 20 тысяч экземпляров Конституции Болгарии, деньги от продажи которых должны были поступить в фонд строительства собора-памятника. Избранная комиссия приступила к сбору средств. Однако через год, в 1880 году, Народное собрание второго созыва приняло решение воздвигнуть собор-памятник в Софии. Прокламация и обращение к народу с призывами «внести свою лепту в строительство памятника признатель­ности болгарского народа своим освободителям» были распространены по всей Болгарии через город­ские и сельские общинные управления, начальников окружных управлений. Они были отправлены также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Бухаресте, Петербурге и других столицах с просьбой «распространить их среди соотечественников-патриотов по общинам в Бесарабии, Добрудже, в Австрии и России». Патриотическое начинание возглавила центральная ко­миссия, созданная в соответствии с решением Народного собрания от 26 ноября 1881 года. Началась работа над проектом собора-памятника. Первоначально комиссия одобрила проект русского академика архитектуры И.С. Богомолова. Но его нужно было доработать с тем, что­бы лучше приспособить к местным условиям. События 1885 года и последовавшее ухудшение отношений между русским и болгарским правительствами помешали своевременному началу строительства собора-памятника.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/04/den_sv...

484 Печ. по: Архиепископ Нестор. Об учреждении «Братства Христовой Руси имени Святого князя Владимира»//2-й Всезарубежный собор Русской Православной Церкви Заграницей. Белград, 1938. С. 37–38. 485 Печ. по: Архиепископ Нестор. Человеческая слава и лилия: (Легенда о лилии)//Светоч любви. Однодневный сборник, посвященный светлой памяти Всечестной Игумений Руфины. Августа 6 года Кан-Дэ (1939), день Успения Божией Матери. Харбин, 1939. С. 9–11. 487 Печ. по: Слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского на молебне 19 августа по случаю победы над Японией и установления мира во всем мире.//ЖМП. 1945. 11. С. 27–28 488 Печ. по: Приветственное слово Преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского победоносному воинству Красной Армии на митинге 2 сентября в г. Харбине//ЖМП. 1945. 11. С. 29–31. 489 Печ. по: Путешествие Митрополита Нестора в Иерусалим и Палестину (Из личных воспоминаний)//Хлеб Небесный (Харбин). 1946. 9, 10. С. 5–10. В Архиве ПСТГУ имеется машинопись данной работы, несколько отличающаяся от опубликованного варианта. 490 «Тебе Одеющагося светом, яко ризою», – начало стихиры, поемой в конце вечерни Великой пятницы. 491 «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет...» – начало песнопения, поемого в Великую субботу на литургии св. Василия Великого во время Великого Входа. 495 «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи...» – слова из чинопоследования таинства священства. 500 Печ. по: † Елизавета Николаевна Литвинова//Хлеб Небесный (Харбин). 1946. 9, 10. С. 38–40. Подпись: Митрополит Нестор. 501 Печ. по: Слово Митрополита Нестора при вручении жезла епископу Никандру в день его хиротонии 22 сентября 1946 года в Св.-Николаевском кафедральном соборе//Хлеб Небесный (Харбин). 1946. 9,10. С. 56. 503 Печ. по: Слово митрополита Нестора о воздвижении храма-памятника св. Александра Невского. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 277. Л. 49 об.–50. Подлинник. Типографская печать с подписью-автографом митрополита Нестора. Печать Восточно-Азиатского Экзархата Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Этот священник написал письмо о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться об его исцелении. Отец Иоанн Кронштадтский ответил ему, что помолился и обнадежил его, что болезнь больше не повторится. И действительно, болезнь его больше никогда но проявлялась. Событие это стало известно всем жителям села. Иеромонах Андреевского Скита Мартиниан рассказал следующий случай. Я был в то время Иеродиаконом и около года страдал катаром желудка. Петербургский профессор Никитин прописал мне есть только одну уху из ершей и налимов. После церковных служб от утомления у меня делались страшные боли в желудке, так что от боли я ложился на кровать. Тогда я поехал в Кронштадт к о. Иоанну, вошел в Андреевский собор и стал в алтаре, прислонившись к шкафу от боли. О. Иоанн подошел ко мне, похлопал по плечу и спросил: «ты Иеродиакон?» Я ответил утвердительно и сказал о. Иоанну: «желал бы с вами послужить». О. Иоанн ответил, повторив трижды: «очень рад буду, очень рад буду, очень рад буду». Во второй раз я опять пришел послужить с отцом Иоанном обедню и сказал ему, что вот уже год, как страдаю катаром желудка. О. Иоанн ответил: «я сам болею, ну, ничего, Бог исцелит». После этого я поправился и впоследствии Бог привел меня уже Иеромонахом провожать тело о. Иоанна от Балтийского вокзала до Иоанновского монастыря-усыпальницы. О. Иеромонаха Мартиниана я видел в 1929 или 1930 г. в Белграде в Югославии и он собирался отправиться в один из монастырей на Фрушку гору. Рассказ Отца Игумена Луки. В бытность мою в Болгарии в монастыре Св. Благоверного кн. Александра Невского, находящемся близ гор. Ямбола Сливенской епархии, мне пришлось слышать от одного из жителей гор. Ямбола, что при жизни о. Иоанна Кронштадтского один из членов их семьи был тяжело болен и они телеграммой обратились к батюшке о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой ПОМОЛИТЬСЯ О его выздоровлении. Больной был при смерти и неожиданно, вопреки предсказаниям врачей, через день-два совершенно оправился и болезнь прошла бесследно. Память об этом чудесном событии живет до сих пор среди жителей этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Много мы видели красоты в Ленинграде, но меня влекли к себе его церкви. В Александро-Невском соборе одновременно с поздней литургией в одном притворе молодой священник, готовил к исповеди большую толпу, в другом служилась панихида, а сзади стояло несколько открытых гробов и шло общее отпевание. Около церкви было много женщин и детей, просящих милостыню, хотя это запрещено в Советском Союзе. Подаяние им дают охотно. Одна из наших англичанок вышла на паперть отдохнуть и села на приступке. Скромно одетая женщина сразу подала ей денежку, перекрестившись. Англичанка очень смутилась и бросилась ей вслед, чтобы возвратить подаяние, вместо того, чтобы сохранить на память эту священную монетку! Никольский собор. Он состоит из двух церквей. Нижняя – попроще, а верхняя – роскошный русский барокко – сочетание синего с золотом. Администрация церкви приглашает на её обширную галерею иностранцев. В 1966 году у меня набралось человек пятьдесят англичан, желающих быть на литургии. Интуристу пришлось включить это посещение в программу, а переводчицам поехать с нами. Во время службы они сочли более пристойным для себя ретироваться в особую комнату, находящуюся при галерее. Пел прекрасный хор, а торжественная служба и море молящихся внизу производили поистине потрясающее впечатление. Когда подходил момент всей церкви петь символ веры , я не вытерпела и позвала переводчиц «посмотреть». Оказалось, что ни одна из них никогда не была в церкви. Они были изумлены, увидев множество народа, поющего символ веры . «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века» как гром неслось к сводам церкви, а они, забыв положенный им этикет снисходительной «терпимости» к «отсталым» старушкам, свесившись смотрели вниз на небывалую красоту и всё повторяли: «Наизусть поют!» Киев. В Киеве я была один раз и то всего два дня – но как переполнены они были и возвышающими и тяжёлыми впечатлениями! Красота города, его крутых зелёных склонов, золотых куполов закрытых церквей, далёкие виды на Днепр и чудом уцелевший памятник Святому Владимира, осеняющего город крестом и как бы ожидающего нового обращения Руси, делали эти впечатления особенно драматичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Минкультуры создаст базу объектов культурного наследия РФ за рубежом Москва, 22 июля 2015 г.      Министерство культуры создает электронную базу объектов российского культурного наследия за рубежом. На первом этапе работы, стоимость которой составит 4,2 млн рублей, планируется внесение описаний и фотографий находящихся за рубежом монастырей и храмов РПЦ (100–130 объектов), русских некрополей, кладбищ и захоронений (50–70 объектов), монументальных памятников, посвященных выдающимся российским деятелям и людям, участвовавшим в значимых зарубежных исторических и культурных событиях (30–50 объектов). Также будет разработана карта объектов русского культурного наследия за рубежом: на ней условными обозначениями и цветом отметят до 500 наиболее значимых объектов и мест, таких как собор Александра Невского и кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Париж), кладбище Кокад (Ницца), русское кладбище в Белграде и др. База будет доступна на портале «Культура.рф» ,сообщает сайт газеты «Известия » . Помимо церквей, некрополей и монументов, в базу занесут сведения о гражданских архитектурных объектах, построенных русскими архитекторами или созданных по инициативе русских заказчиков. Также планируется размещение авторских статей, характеризующих современное состояние и использование объектов российского культурного наследия за границей и посвященных выдающимся деятелям российской культуры, работавших за рубежом. По словам настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, в РПЦ стараются самостоятельно вести учет ценностей, находящихся за границей, но создание полной базы таких ценностей — «очень важное и правильное дело». — К сожалению, сегодня мы до сих пор не знаем, что и в каком объеме было вывезено во времена СССР: вывозилось — вагонами, а возвращается — тонким ручейком. Но уже благодаря этому ручейку нынешнее время можно назвать временем возвращений. Привозятся иконы, церковная утварь, даже останки бывших соотечественников возвращают из-за рубежа и предают земле на территории России, — отметил Вигилянский.

http://pravoslavie.ru/80838.html

Престольный праздник кафедрального собора Александра Невского отметили в Софии 1 сентября 2008 г. 15:49 30 августа 2008 года в кафедральном соборе Болгарского Патриархата в Софии состоялось празднование престольного праздника — дня памяти святого благоверного князя Александра Невского (по новому стилю). Праздничное богослужение возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Стобийский Наум. Ему сослужили викарий митрополита Софийского епископ Знепольский Иоанн, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии игумен Исидор (Минаев), клирики Софийской митрополии. За Литургией молился Святейший Патриарх Болгарский Максим , который после окончания богослужения приветствовал иерархов, духовенство и прихожан торжественной речью. Александро-Невский собор был воздвигнут на средства болгарского народа в знак признательности русскому народу за освобождение от османского ига в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Он является вторым по величине на Балканах после собора святого Саввы в Белграде. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/454343.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010