Нет. Не жалею. Единственное что, чем старше, тем больше думаешь о себе, о своём будущем. Как оно будет дальше. Конец жизни подходит. А вместе с тем, есть хорошая пословица: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Тут уже необходимо до конца нести свой крест, с честью. Вы служите в храме, который освящён во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Вообще удивительная вещь. У меня иногда складывается впечатление, что князь Александр Невский чуть менее любим православным русским миром, чем скажем, Николай Чудотворец или Георгий Победоносец, или другие великие подвижники Церкви. А вот смотрите, главный храм Болгарской Православной Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Софии, главный храм Эстонской Церкви – кафедральный собор Александра Невского в Таллине, главный собор в Париже – тоже кафедральный Александра Невского. В Белграде великолепный Александро-Невский собор. То есть не в родном Отечестве, а за рубежом Святой князь почитается больше? Это печально. Александр Невский является защитником Отечества, строителем нашего Отечества. Строителем! И, наверное, вот за это строительство государства и нации его так чтут зарубежные народы. А вот Вы, в Вашей жизни как-то ощущаете присутствие Александра Невского, его молитвенную помощь? Постоянно мы ощущаем помощь. И Святого князя Александра Невского , и даже храма, освящённого в его честь. Храма? Да, именно так. Храм – живой организм, это не просто стены и купола. И Святой князь, и храм, они, конечно, помогают нам в нашей жизни, во всех наших жизненных ситуациях. И мы чтим нашего небесного покровителя, на каждом Богослужении поминаем его. И очень рады, что у нас в посёлке такой храм. Давайте тогда подробнее о Вашем приходе. Расскажите, что за люди помогают Вам, кто эти люди? Наш приход количественно, можно сказать, не очень-то и большой. Есть, конечно, активные прихожане, которые помогают в строительстве храма. Причём очень продолжительное время. По сути, они сроднились со своим приходом. Есть и такие, кто недавно влился в наш приход. Они тоже помогают, кто чем может. Эта помощь очень ощутима. Без них бы мы просто не смогли бы. Строить храм нам помог местный предприниматель. Когда мы его пригласили, он сказал: «Сделайте проект, и я вам помогу». И помог он нам с фундаментом. Вывел до отметки минус шестьдесят сантиметров. А потом и до нулевой отметки он нам помог. А уже дальше, пояс и всё остальное, уже мы силами прихода потихоньку воздвигали. Это было удивительное время. Служили мы в маленьком, тесном храме. Холодно, тесно, но всё-таки много лет мы там прослужили, за это время воздвигая новый, каменный храм.

http://azbyka.ru/way/put-k-bogu-beseda-s...

М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов. Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле. Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький - около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км. В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.

http://sobory.ru/article/?object=11800

Телефон: +381 11 2636684 Электронная почта: kontakt@saborna-crkva.com Подробнее... Церковь Ружица (Белград) [ править править код ] Биограф деспота Стефана оставил ценные свидетельства о сакральных постройках XVI века, описывая Белград, впервые упомянул на этом месте церковь Успения Богородицы как собор митрополита Белградского. Он отметил, что церковь была частью одноименного монастыря. Из-за скудности исторических данных трудно определить, была ли церковь преобразована в мечеть сразу после турецкой оккупации города, как и другие основные городские храмы. Среди исследователей преобладает мнение, что все-таки была. Адрес: Калемегдан, Белград, Сербия Проезд: Церковь Ружица находится в самом центре Белграда – в парке Калемегдан, в Белградской крепости. Добраться до нее можно пешком, прогулявшись по главной пешеходной улице столицы Сербии – Кнез Михайлова от Площади Республики. Телефон: +381 11 2630699 Электронная почта: crkvaruzica@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Александра Невского (Белград) [ править править код ] Изначально на этом месте, в районе Белграда Дорчол, между улицами Царя Душана, Дубровачкой и Скендеберговой располагался деревянный храм меньших размеров, чем сегодняшняя Церковь Св. Александра Невского. Этот храм, несмотря на сопротивление Сербской православной церкви, был снесен в 1891 году якобы из-за урбанизации этой части города. Освящение фундамента современной церкви Св. Александра Невского было осуществлено митрополитом Димитрием 12 мая 1912 года. В том же году началось строительство, однако оно было приостановлено из-за разразившихся Балканских войн и Первой мировой войны. Адрес: 11000 ул. Цара Душана 63b, Белград, Сербия Проезд: Церковь находится в центре Белграда, в пешей доступности от главных достопримечательностей города – Скадарской улицы, Калемегдана, Площади республики. Телефон: +381 11 3283214 Электронная почта: nevskihram@gmail.com Подробнее... Церковь Святого Марка (Белград) [ править править код ] Церковь была заложена близ территории кладбища, где ранее находилась часовня XIX века. На месте строительства современной церкви Святого Марка во времена турецкого владычества также размещалась каменная шахта. Примечательно, что там же был прочитан Хатт-и-шериф турецкого султана о независимости Княжества Сербии.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

Все это касается и Балканских православных стран. В XX столетии появляются грандиозный триконх — собор Св. Александра Невского в Софии, а также более современный, но менее величественный собор Святителя Саввы Сербского в Белграде. Византийский стиль органично перетекает в сербско-византийский или неовизантийский. Последнее направление в церковном зодчестве не чуждо сегодня и Русской Православной Церкви: например, Сретенский храм на Муринском ручье в Петербурге выполнен именно в этом стиле (24, 370–371). Таким образом, архитектурно-художественный опыт Афона, его уникальный ритм богослужебной жизни активно влияют и на архитектурные традиции Православных Церквей Восточной Европы, позволяя не только сохранить древние ценности храмостроения, но и создавать новые замечательные образцы церковного искусства. Афон и Православные Церкви Восточной Европы: литургические и певческие контакты Интерьер церкви в честь Преображения Господня на вершине Святой Горы. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Святые отцы всегда понимали Божественную Евхаристию как средоточие и источник всего богословия, как великое Таинство Церкви и как путь вхождения в Царствие Божие. Действительно, Евхаристия, как Тело Христово, есть символ Царства, а Божественная литургия есть содержание этого символа. Многие богословы указывали на эсхатологический характер Евхаристии, на то, что «Церковь принадлежит будущему веку. И хотя она живет в этом мире, ее подлинным назначением… является свидетельство о “последнем”. Литургическое богословие поэтому становится раскрытием Таинства: «…в этом мире “последнее” может быть выражено только богослужебно» (30, 70–72). Согласно русским преданиям, красота христианского богослужения сыграла решающую роль в принятии русскими евангельских истин. Как повествует летопись прп. Нестора, когда посланцы князя Владимира посетили в храме Святой Софии греческое богослужение, они были поражены его блистательностью и величием: «Мы не можем описать словами то, что пережили. Не знаем, на земле мы находились или на небе» (24, 395).

http://pravoslavie.ru/31856.html

Помоги нам, Боже и святой Лесендро! Если будешь нам святой помощник, будем славить мы тебя до века. С этой песней они ринулись в бой и победили. Во времена коммунизма всё это было несколько подзабыто, но в 1990-е началось духовное обновление, и традиции окрепли. Была отреставрирована церковь, построенная воеводой Васой, и снова началось почитание святого Александра Невского в этих краях.      – Имя страстотерпца царя Николая тоже имеет особое значение для всех сербов, и с вашей епархией также оно связано. В какой мере почитается память Романовых? – Все балканские и другие православные народы были во время турецкого ига под защитой русский царей. Нужно видеть храмы, которые были воздвигнуты с русской помощью от Палестины до нашего Никшича! Памятник императору и страстотерпцу Николаю II в Белграде. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)      Вклад русских царей в сохранение Православия очень велик, но святой царь Николай особенно почитаем у сербов. Он защитил наш народ во время Первой мировой войны. Он был главной личностью, вдохновившей наш народ на военное объединение для того, чтобы дать достойное сопротивление австро-венгерской силе. Сам военный союз между Сербией и Черногорией утверждался тогда с поддержкой России, с известными гарантиями, данными Россией. Когда произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию Когда Австро-Венгрия оккупировала Сербию, царь Николай лично вмешался в происходящее и поставил союзникам условие: если они срочно не окажут помощь и не выполнят свои обещания в отношении сербов, то он разорвет с ними отношения. Это имело большое значение. Конечно, мы благодарны и другим народам, помогшим нам в тот момент, но сербский народ никогда не забудет, что из-за нас Россия вошла тогда в серьезные испытания, и когда в ней произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию. Собор свт. Василия Острожского в Никшиче, в возведении которого участвовали два Российских императора. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)     

http://pravoslavie.ru/82370.html

С этими чувствами, мыслями и надеждами мы вместе с нашими Архипастырями, нашим священством и со всем нашим народом встречаем и приветствуем Вас, Ваше Высокопреосвященство, как милого гостя и дорогого брата и восклицаем: «ис полла эти деспота»! После речей мы со Святейшим Патриархом облобызались перед лицом всех верующих в знак единения и взаимной любви наших Церквей. Я благословлял наполнивших собор верующих, горячо принявших меня и мое слово, обращенное к ним. Праздник св. Александра Невского я молитвенно встречал в Русской Свято-Троицкой церкви в Белграде. Богослужение совершалось торжественно (мне сослужило 16 священников — русских и сербских), уставно и было согрето тем особым чувством, какое наполняет сердца на далекой чужбине при встречах посланца Родины с земляками, давно не видевшими своей Родины. Мои речи в этом храме, я видел, вызывали слезы богомольцев, да и сам я был взволнован встречей с русскими людьми. Настоятель храма прот. И. Сокаль дважды обращался ко мне с горячими речами, изливая радость и благодарность от лица духовенства и своей паствы. До открытия Конгресса я имел возможность посетить и другие церкви и монастыри в Белграде и окрестностях: Раковицкий женский монастырь (12 километров от Белграда), где поклонился могиле Сербского Патриарха Димитрия; Введенский монастырь (на окраине Белграда); Леснинский русский женский монастырь; Сербскую церковь св. Саввы, в которой помолился у могилы Патриарха Варнавы; Русское кладбище с Иверской церковью и Усыпальницей русских воинов, павших в первой мировой войне; Русскую церковь в г. Зимуне (пригород Белграда); Женский монастырь во имя Св. Креста (там же). Я не привожу описаний этих храмов и обителей, отсылая читателей к статье о путешествии в Югославию епископа Одесского Сергия, помещенной в 6 нашего Журнала за текущий год. Во всех монастырях сестры встречали меня у ворот обители, и под звон колоколов, при пении тропарей я проходил в храмы, где ожидало меня духовенство в облачениях, а затем я навещал и монашеские келии. Во всех церквах, монастырских и приходских, я обращался к собравшимся верующим и монашествующим с речами. И сколько искренней горячей любви к Русской Церкви, к нашему Патриарху, к себе я видел при этих посещениях со стороны наших единокровных и единоверных братьев сербов!

http://e-vestnik.ru/docs/iz_arhiva_zhmp_...

24. Собор Покровский, что на Рву, или церковь Василия Блаженного. Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани, освящен 29 июля 1557 года; зодчими были Барма и Постник Яковлев. В верхней церкви девять престолов: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Св. Троицы, 3) Входа в Иерусалим, 4) Григория Армянского, 5) Александра Свирского , 6) Варлаама Хутынского, 7) Иоанна Милостивого, 8) Николая Чудотворца, 9) Адриана и Наталии. Внизу в 1588 году устроена церковь Василия Блаженного, а в 1680 году придел Рождества Богородицы. Нынешняя колокольня, а также два крыльца при верхнем храме и третье при нижнем пристроены в XVII веке. В XVIII веке надстроена палатка в северовосточной части нижней церкви. Главный храм имеет иконостас, перенесенный из разобранного в 1770 году собора Черниговских Чудотворцев, а придел Входа в Иерусалим из разобранной в том же году кремлевской церкви Александра Невского. 25. Рождества Христова, что в Палашах. Тверская, Палашевский переулок. Главная церковь построена в 1573 году, но значительно переделана в XVII веке и после 1812 года. Колокольня XVII века, трапезная 1836 года. Приделы: 1) «Взыскания погибших», 2) Николая Чудотворца. 26. Гребневской Божией Матери, на Лубянской площади. Построена неизвестно когда, обновлена в 1711 и 1850 годах. Колокольня упоминается под 1619 годом. Главный престол Успения Пресвятой Богородицы. Придел Иоанна Нового Белградского устроен в 1635 году. Другой придел Преподобного Сергия. 27. Вознесения Господня. Никитская, угол Чернышевского переулка. Обыкновенно называется «Малое Вознесение». Построена в 1584 году. Купол церкви – XVIII века. Приделы: 1) Иоанна Крестителя, 2) Прокопия Устюжского. 28. Трифона Мученика, что в Напрудной. Трифоновская улица, угол 3-ей Мещанской. Главная церковь построена неизвестно когда; сложена из тесаного камня. В 1895 г. выстроена нынешняя обширная трапезная с куполом и двумя приделами: 1 ) Николая Чудотворца, 2) Филарета Милостивого. Нынешняя колокольня построена в 1890 г. архитектором П.П. Зыковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В России он был известен, как член Думы, в которой он занимал правое крыло монархистов. В эмиграции он повёл Церковь по руслу внепартийности и этим сумел привлечь поддержку широких кругов русских изгнанников. Большой и грузный, с длинной бородой, он принимал всех своих посетителей с лаской и сочувствием. Он охотно давал своё благословение на самые разнообразные начинания и мог легко казаться мягким и на всё соглашающимся, но в действительности он был человеком, умевшим добиваться своих целей и правильно разбиравшимся в сложной обстановке, окружавшей его. Он оказался подлинным строителем церковной жизни в эмиграции. Его главным достоинством было сознание, что новые условия изгнания требуют новых форм работы. Он поощрял инициативу, часто выходившую далеко за пределы дореволюционного опыта. Он не боялся нововведений и этим отличался от большинства других епископов и священников, которые со страхом и подозрением относились ко всему, что не было знакомо им раньше. Главной церковью Парижа был собор Александра Невского, освящённый в 1861 году 46 . До начала второй мировой войны этот прекрасный храм оставался осколком павшей империи. Среди молящихся в нём можно было увидать высокие силуэты великих князей, вождей Белых Армий, героев великой и гражданской войны, бывших министров, дипломатов, членов Думы. Среди этих сановников выделялась прямая, подтянутая фигура графа В. Н. Коковцева (1853–1943), не пропускавшего ни одной воскресной службы. Писатели, художники и артисты, наряду с другими эмигрантами, образовывали живописную, оживлённую толпу, заполнявшую не только обширный храм и церковный двор, но даже и всю прилегающую улицу Дарю. Все, кто хотел встретить знакомых, окунуться в русскую атмосферу, стремились попасть туда. В самом храме долгое время сохранялись традиции прошлого. Духовенство было старое, не пережившее революции. Протодьякон Тихомиров заполнял своды храма своим прекрасным басом. Хор Н. П. Афонского (1892–1971) пел концертную музыку. Мужчины во время службы, здороваясь, целовали руки дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Это торжество состоялось 6 декабря в отеле «Орашац» в Белграде. По этому случаю я имел честь вручить брату Бранко Античу медаль «Вместе за одно» от имени «Народного собора». Встреча началась с российского императорского гимна в исполнении сестры Татьяны Йованович, россиянки, живущей в Белграде и поющей в хоре монастыря Рукумия. Затем легенда сербского этнического пения Люба Манасевич исполнил свою песню «Россия, моя любимая». Ваш покорный слуга поприветствовал всех присутствующих и сказал несколько слов о святом благоверном князе Александре Невском, прежде чем вручил нашему герою, истинно православному рыцарю Бранко Античу, медаль «Народного Собора». Помимо членов гуманитарной организации Бранко Антича «Сербская солидарность» и «Русского собрания в Сербии», которую я возглавляю, присутствовали также несколько видных деятелей сербской православно-патриотической среды. Среди них и лидеры отдельных сербских местных общин из Косово и Метохии. Присутствовали и представители всех организаций «Семейного собора», а также вице-президент «Союза сербов Черногории» Саво Обрадович, а также Гойко Раичевич, редактор знаменитого портала ИН4С вместе со своим знаменитым военным корреспондентом из Донбасса, Игором Дамняновичем и многие другие... В своей речи Бранко поблагодарил «Народный собор» за оказанную честь и врученную медаль. Он подчеркнул многовековую помощь русских братьев, роль святого Царя Николая и в наши дни наложенное вето на позорное предложение Великобритании по резолюции о геноциде сербов в ООН со стороны представителя России Виталия Чуркина в ООН. В завершение своего выступления Бранко преподнес замечательные подарки - стилизованную серебряную ручку с гербом Сербии для меня и председателя «Русского Собрания» Анатолия Дмитриевича Степанова. Официальная часть церемонии завершилась песнями наших замечательных певцов - сестры Татьяны и брата Любы. Сначала Татьяна исполнила песню о святых Царских Мучениках, а Люба Манасевич завершил официальную часть программы своей уже легендарной песней «О, Косово, Косово».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/07/ro...

Сердца связующая нить Русском Зарубежье было положено начало традиции - путем установки в православных храмах памятных киотов с иконами небесных покровителей увековечивать память русских военачальников, сложивших головы за Веру, Царя и Отечество. Жива эта традиция и в современной России. Белград. Храм Святой Троицы Одним из наиболее известных и чтимых православных храмов Русского Зарубежья перед Второй мировой войной был Свято-Троицкий храм в Белграде, построенный в 1924–1925 гг. по проекту архитектора В.Сташевского. В этом храме-часовне, который долгое время почитался в Зарубежье своеобразным символом Русского Белого дела, пребывала чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, хранились знамена полков Русской Императорской и Добровольческой армий. В храме по сей день находятся могила последнего Главнокомандующего белой Русской армии генерала Петра Николаевича Врангеля (†1929 г.) и памятный киот с иконой св. блгв. кн. Александра Невского, сооруженный в честь и память Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака (1874–1920). Другим центром русской воинской славы в Зарубежье всегда почитался собор в честь св. блгв. кн. Александра Невского в Париже. Закладка собора была произведена в марте 1859 г . в день Торжества Православия и приурочена к дате трехлетней годовщины восшествия на престол Императора Александра II. Освящение собора состоялось 12 сентября 1861 г . в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского. В храме находится икона Вознесения Господня, написанная в память «чудесного спасения Императора Александра Николаевича» от покушения 25 мая 1867 г . в Булонском лесу. В 1955 г . Обществом сохранения Русских культурных ценностей в соборе был установлен киот с Казанской иконой Божией Матери. Надпись на киоте гласит: «Памяти Михаила Григорьевича Черняева и русских добровольцев в 1876 году на сербской земле за свободу славян живот свой положивших и полагавших». Под иконой находится шкафчик с мемориальной доской и именами русских добровольцев, погибших во время сербско-турецкой войны 1876 г .

http://pravoslavie.ru/5272.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010